Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Таблица поправок

ТАБЛИЦА ПОПРАВОК - предусмотренный палатами Федерального Собрания документ, в котором обобщен сводный перечень поправок на законопроект, поступивших в ответственный комитет Государственной Думы от субъекта права законодательной инициативы и одобренных данным комитетом или рекомендованных к отклонению. Поправки группируются в следующем порядке: 1) основной текст статьи законопроекта - текст поправки; 2) поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к принятию, - поправки, не рекомендуемые комитетом к принятию. Таблица поправок вместе с текстом законопроекта выносится на второе чтение. Таблицы поправок бывают трех видов: таблица поправок, одобренных ответственным комитетом и включенных в текст законопроекта (№ 1); таблица поправок, рекомендуемых к отклонению (№ 2), и таблица поправок, по которым не было принято решений (№ 3). Таблицы поправок содержат текст законопроекта с предложенной поправкой, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки, краткое обоснование ответственного комитета.

Текст нормативного акта

ТЕКСТ НОРМАТИВНОГО АКТА - вербальное (словесное) выражение и письменное закрепление в документе (акте) содержания нормативного акта. В нормативных актах могут содержаться примечания (ст. 171, 177 УК РФ) и приложения. Последние содержат формы, образцы документов (налоговые законодательные акты), таблицы. Приложения, как правило, ненормативны (лишь в некоторых случаях они могут содержать нормативные положения). Структура нормативного текста обусловлена содержанием нормативного акта, поэтому единой схемы, пригодной для всех законов (нормативных актов) нет. В то же время практика выработала некоторые рекомендацию к структурированию законодательного текста: более важное и общее предшествует менее важному и более конкретному; материальное предписание располагается перед процессуальным; общее правило помещается до исключения; обязанности предваряют изложение санкций. Структурно нормативный текст, как правило, компонуется в следующей последовательности: сфера применения закона (определение дефиниций); основная часть; процессуальные вопросы и вопросы подведомственности (подсудности); предписания об ответственности; переходные предписания; положения о прекращении действия прежнего законодательства; положения о внесении изменений в законодательство; порядок вступления в силу. Таблицы, перечни, рисунки, образцы документов, как правило, выносятся в приложения, которые составляют структурную часть закона.

Телеологическое толкование

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ - способ толкования, суть которого состоит в выяснении целевой направленности нормы права. Цель нормы объединяет содержание нормы единой направленностью на достижение определенного результата. Особенность телеологического толкования состоит в том, что все знания и приемы их использования привязываются к цели правового установления, которая выходит за пределы непосредственного содержания нормы, но объясняет ее содержание.

"Теневое право"

«ТЕНЕВОЕ ПРАВО» - понятие, используемое для характеристики получивших широкое распространение в общественной практике различных проявлений параправа - норм, действий (деятельности), отношений, имеющих лишь внешнее сходство (видимость) с правовыми аналогами. Правильно подмечено, действительность такова, что правовой сегмент социально-правовой жизни занимает значительное место в современном российском обществе (В. М. Баранов, А. В. Малько). Часть сферы общественной жизни находится «в тени». Это и «теневая экономика», «теневые» политтехнологии, избирательные в особенности («черный пиар», к примеру, стал атрибутом всякой избирательной кампании), «теневое правотворчество», усиленное деятельностью непризнанных и нелегализованных лоббистских структур, так называемая «теневая юстиция», когда юридические конфликты разрешаются путем привлечения бандформирований, «теневое возмездие», осуществляемое как представителями организованной преступности, так и теми, кто отождествляет себя с «эскадронами смерти». В результате этого складывается и все более утверждает себя сфера теневой правовой жизни, находящаяся вне институционализированных форм социального контроля и пагубно влияющая на правовое самочувствие развитие людей, в особенности на правовое развитие молодежи.

Теологическая теория происхождения права

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - учение, которое исходит из божественного происхождения права как явления вечного, выражающего волю бога и высший разум. О божественном начале (источнике) права свидетельствуют мифы многих народов. В Египте, Индии, Вавилоне, Греции, Иудее, Риме боги жили очень близко к людям, иногда среди них, помогали людям, иногда прямо, иногда косвенно. Они и установили среди людей органы власти, порядок жизни и, конечно, право. То есть боги свои законы насаждали среди людей, обязывали их исполнять эти законы. При этом праву придается нравственный смысл. Право - это Богом данное искусство добра и справедливости. Связь права и религии была настолько прочной, что праву (как и государству) стали приписывать божественное происхождение. Почти у всех народов сохранилось предание о том, как боги дали людям право. Представление об этом выразил древнегреческий мыслитель Демосфен, назвавший право «изобретением и даром богов».

Теоретическая функция теории государства и права

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - свойство науки, выражающееся в ее способности описывать и объяснять существующую государственную и юридическую практику, правовые системы, формулировать общие и специфические законы их развития, прогнозировать будущее развитие права, юридической науки и практики. Эта функция связана с выявлением закономерностей, определением тенденций развития государства и права. Ее назначение не столько в получении нового знания, сколько в его логическом упорядочении, преобразовании и уяснении на этой основе механизма действия, формулирование теоретических конструкций.

Теории происхождения права

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - учения, научные школы, объясняющие первопричины (источники), механизмы и формы возникновения права. Они многообразны. К ним относятся теологическая теория, теории сакрального, исторического (национального), естественно-правового происхождения права, позитивистская и плюралистическая концепции происхождения права, марксистская теория происхождения.

Теория государства и права

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - гуманитарная наука об общих и специальных закономерностях возникновения, развития и действия права и государства, их взаимосвязи, природе, общесоциальном и общечеловеческом назначении, о содержании, формах, исторических судьбах, месте и роли в общественной практике. Возникает в отечественной науке советского периода, однако, существенно модернизируясь, сохраняет свое значение в современных условиях. Аналога данной науке в зарубежном правоведении нет. Каждая из составляющих эту отрасль знания - теория государства и теория права рассматриваются как самостоятельные ветви научного знания. При этом теория государств в континентальных странах права в большей степени рассматривается как государствоведческая дисциплина, в странах общего права теория государства включена в цикл политологических дисциплин.

Теория естественно-правового происхождения права

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - учение, связывающее происхождение права с естественной природой человека. Естественная школа права (С. Пуффендорф, Х. Томазий, Х. Вольф) основывается на договорном происхождении государства, которое не производит право, но обязательно признает его. Естественное право, основу которого составляют естественные и неотчуждаемые права, - первично, едино и неизменно; право, создаваемое государством, производно, и должно быть приспособлено к естественному праву. Задача государственной власти заключается в том, чтобы создать право, соответствующее праву природы. Естественный характер права проявляется в том, что его происхождение не ограничено временем и пространством.

Теория исторического (национального) происхождения права (историческая школа права)

ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО (НАЦИОНАЛЬНОГО) ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА (ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА) - учение, обосновывавшее происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства. Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права. С позиции сторонников исторической школы (Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта) право вырастает из национального духа, «народного сознания». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Право подобно «зерну, брошенному в почву». Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а «записывает подсказанное ему право», в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него. Главный принцип существования права - саморазвитие. Юридические формы не меняются согласно человеческой воле, индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями. Право существует всегда, оно присуще народу, а не государству; оно не представляет собой продукт мировой истории, а есть результат органического национального развития. В этом проявился консерватизм даже реакционный характер исторической школы. Наиболее точно суть данной теории выразил основатель исторической школы Ф. К. Савиньи в следующих положениях: каждый народ или нация обладает специфической, только ему присущей ментальностью - совокупностью духовных и душевных черт. Эту ментальность в исторической школе назвали «духом народа; каждый народ имеет свою историю, которая органична и в которой нет места случайности и произволу. История имеет место в силу внутренне необходимых законов; «дух народа» также подвержен истории, в ходе которой в нем раскрывается все его содержание, появляются различные его формы. Право есть одно из проявлений «духа народа»; законодатель - это выразитель «духа народа», а законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, тающегося в глубине народного духа.

Теория сакрального происхождения права

ТЕОРИЯ САКРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - учение, объясняющее генезис права религиозным фактором. Широко была распространена в конце XIX в. (Г. Мейн, А. Пост и др.), но не была поддержана антропологами, историками и юристами. К религии относят собственно религию (религиозную мифологию) и магию. У многих народов религиозные нормы выступали и выступают источниками права. Поскольку все виды нормативных требований в древности принимали форму обычая, табу как магическая норма (сакральное предписание) принимало форму обычной нормы. Через обычай табу и иные древние нормативные требования становились социальными нормами.

В то же время исследователи указывают в целом на нерелигиозный характер права. Что касается ритуалов и ордалий, условных проклятий и процессуального формализма, то это лишь небольшая часть права первобытных народов. Это подтвердили изученные древние памятники права, литературные источники. Так, судя по анализу «Илиады» и «Одиссеи», правовые понятия гомеровской эпохи, были лишены сакрального смысла. Данные истории и этнографии доказывают, что синтезу права и религии в древности помешали процессы государствообразования, формирования первичных политических структур (предгосударств), а позднее - появление писаных источников права в виде закона. Создатели же закона, прежде всего, руководствуются соображениями целесообразности и логики, хотя и испытывают на себе влияние морали и религии.

Теория "социального (эффективного) права"

ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО (ЭФФЕКТИВНОГО) ПРАВА» - широко распространенное среди этнографов, антропологов и социологов учение, в основе которого взгляд на происхождение и природу права соответствует представлениям о нормативной сфере первобытного общества. Данный подход нашел выражение в обоснованной (30 гг. XX в.) категории социального права (Ж. Гурвич). В отличие от юридического права, согласно данному подходу, любая социальная норма, достигшая определенной степени эффективности, есть норма права для той среды и культуры, которые ее признают и в принципе соблюдают. Вся совокупность норм, включая и религиозные (и даже социально-технические), признается социальным правом. В то же время справедливы замечания, что при таком подходе утрачивается специфика и особая регулятивная природа каждого из видов социальных норм.

Территориальный принцип действия нормативных актов в пространстве

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ - действие нормативных правовых актов в пространстве, связанное с установлением территориального ограничения, пространственного предела действия акта. Он предполагает, что нормативный правовой акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих властных структур, обладающих правотворческими полномочиями. По общему правилу действие нормативных правовых актов распространяется в пределах государственной территории. Территориальный принцип действия нормативных актов имеет особенности в зависимости от характера государственно-территориального устройства. Федеративное устройство государства предполагает действие принципа приоритета федерального законодательства. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Законы и нормативные акты субъектов Федерации, принятые в пределах их полномочия не могут противоречить федеральным законам.

Для уголовного законодательства пространственный принцип действия закона имеет свои особенности. Имеется в виду то обстоятельство, что преступление считается совершенным на территории РФ как в том случае, когда преступные действия начаты и окончены на ее территории, включая наступление предусмотренного уголовным законом преступного результата, так и в случае, когда преступное действие совершено на территории РФ, а преступный результат наступил за ее пределами.

Территория со смешанным режимом

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ - районы, не входящие в состав государственных территорий, но в отношении которых каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, а также на охрану природной сферы этих районов. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега) и экономическая зона (морское пространство шириной до 200 миль от берега). В означенных пределах прибрежное государство вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

В соответствии с действующим уголовным законодательством (п. 2 ст. 11 УК РФ) преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, признаются совершенными на территории Российской Федерации.

Технико-юридические нормы

ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ - разновидность технических норм, получивших закрепление в законодательстве. Это технические условия, различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного транспорта и др.), индексы загрязнения окружающей среды, строительные нормы и правила (СНИПы), нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и т.д. За нарушение этих правил установлена юридическая ответственность: имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая.

Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что некогда недоступная праву область, становится объектом его регулирования и охраны. При этом уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право, призванное юридическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам; целям обеспечения безопасности личности, общества и природы от неразумного освоения атомной энергии служит атомное право.

Технико-юридические способы изложения юридических норм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Технико-юридические средства

ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - элемент законодательной техники, используемый в правотворческой деятельности для подготовки законодательного текста. К технико-юридическим средствам относятся юридические термины, понятия, юридические конструкции, цифровое выражение понятий, перечисления, оговорки, примечания и др. В юридической литературе использование такого рода средств именуется еще приемом концептуализации. Основным «строительным материалом» в производстве правовых норм являются термины и понятия. Понятия права выступают главным средством обобщения в праве.

Для законодательства характерно использование абстрактных и конкретных понятий. При этом исторически понятия развивались в законодательстве от конкретных ко все более абстрактным. Умелое дозирование такого рода понятиями в конструируемом акте - необходимое условие культуры законодателя. Сочетание абстрактных и конкретных понятий зависит от юридической формы акта. Если в конституции, модельных (рамочных) законах удельный вес абстрактных понятий наиболее значительный, то в законах прямого действия, конкретизирующих законы актах доля абстрактного и конкретного нормативного материала выглядит иначе.

При конструировании правовых норм используются точные, или определенные, понятия и понятия оценочные.

Технические нормы

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ - правила, нормы, характеризующие отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства. Принято считать, что такие нормы не имеют социального содержания. В то же время очевидно, что нарушения технических норм и их последствия - аварии и катастрофы, нередко сопряженные с человеческими жертвами и огромным материальным ущербом, имеют социально ощутимый резонанс.

К техническим нормам в широком смысле относят биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, технологические, научно-технические, экологические и др. В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление законодательстве.

Тип правового регулирования

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тип правопонимания

ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ - базирующийся на особенностях методологии правопознания философско-юридический (методологический) подход обоснования общего понятия права, закономерностей его происхождения, сущности, форм (источников) выражения, взаимоотношений с государством.

В реальном своем проявлении право выступает в форме: 1) идей, представлений о праве (идеологем); 2) юридических предписаний (установлений), исходящих от государства и 3) действий или отношений, имеющих правовую природу; 4) психических ощущений. В зависимости от того, что берется за основу понимания права - идеи, нормы или действия (отношения), можно выделить следующие типы правопонимания: 1) естественно-правовое; 2) нормативное; 3) социологическое; 4) психологическое. В истории правовой мысли эти направления (теории, учения) развивались обособленно, в оппозиции друг к другу. Кроме того, каждое из этих крупных научных направлений имеет свое собственное подразделение, обусловленное особенностями подходов в рамках этого общего направления.

Толерантное поведение

ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - разновидность правомерного поведения, основанного на философии толерантности или веротерпимости. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности отмечается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих разные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Становление в России открытого гражданского общества, дальнейшее продолжение демократических реформ, опирающихся на широкую общественную поддержку, выдвигает проблему формирования толерантного поведения в число чрезвычайно актуальных. Актуальность этой проблемы для многонациональной и многоконфессиональной России усиливается сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, создающих прямую угрозу национальной безопасности страны. Отмеченное, как известно, наиболее рельефно проявилось на Северном Кавказе в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. В крайних формах своего проявления эти явления находят выражение в терроризме, усиливающем деструктивные процессы в обществе. Целям формирования толерантного поведения служит Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629.

Проявления толерантного поведения возможны на разных уровнях: индивидуальном, групповом и общесоциальном. Действительность свидетельствует о том, что на двух последних уровнях толерантное поведение выражено слабо. Толерантное поведение можно рассматривать и с точки зрения географии его распространения. Очевидно, что наиболее неблагополучная ситуация складывается в районах с политической, социальной напряженностью. Виды толерантного поведения можно рассматривать и по сферам его проявления: в сфере межконфессиональных отношений, в политической сфере, в области этнических взаимоотношений; в социальной сфере (на индивидуальном уровне это проявляется в действиях и поступках индивидов, имеющих различный социальный статус).

Толкование конституции рф

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ - официальное разъяснение содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Конституционный Суд в этом смысле есть верховный толкователь Конституции. Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125), это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование - комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.

Толкование норм права по объему

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА ПО ОБЪЕМУ - вид (способ) толкования призванный выяснить соотношение между текстуальным выражением правовой нормы и ее действительным содержанием. Данный вид (способ) толкования правомерно рассматривать как результат толкования. Принято выделять буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

Толкование права

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА - уяснение и разъяснение смысла и содержания юридических норм в целях надлежащего их применения; это совокупность мыслительных операций, совершаемых субъектом в целях уяснения смысла правовых норм, а также деятельность по разъяснению норм права другим лицам.

Толкование норм права - особая разновидность социального познания, представляющего процесс познания мыслей правотворческого органа, связанный с получением достоверных знаний о содержании норм права. Если предметом познания в процессе толкования являются нормы права, то цель толкования заключается в том, чтобы раскрыть содержание правового предписания, установить выраженную в норме права волю правотворческого органа.

Толкование - родовое понятие, которым охватываются: а) уяснение и б) разъяснение смысла нормы права, государственной воли, объективно выраженной в ней. Уяснение есть внутренний мыслительный процесс, охватываемый содержанием правосознания интерпретатора нормы права. Толкование - разъяснение выступает как самостоятельная, специальная деятельность определенных органов и лиц. В этом смысле разъяснение норм права есть изложение смысла правовой нормы, которое стало возможным в результате деятельности по ее уяснению. Толкование - разъяснение есть деятельность по изложению и доведению до сведения других лиц познанного смысла права. Эта деятельность, естественно, возможна только после уяснения смысла права интерпретатором «для себя». Разъяснение выступает, во - первых, как интеллектуально-волевой процесс интерпретации, во - вторых, как его результат, выраженный в виде акта толкования (постановление, разъяснение, инструкция и т.д.).

Цель разъяснения - словесно обосновать смысл интерпретируемых норм путем конкретизации правовых требований, развертывания их содержания до уровня дополнительной ясности.

Разъяснение может быть устным или письменным, но независимо от внешней формы оно включает в себя суждения и оценки по поводу содержания правовых норм.

Эти суждения и оценки и составляют основное средство при внесении дополнительной ясности в смысл толкуемых норм. Результатом разъяснения является формулирование акта толкования права. Юристам - практикам очень часто приходится пользоваться актами толкования права в виде разъяснений, издаваемых различными органами государства. И знание юридических свойств такого рода разъяснений, исходящих от отдельных органов, является условием правильного применения ими права. Каждый из элементов толкования в одинаковой степени является важным, необходимым. Можно сказать, что уяснение и разъяснение представляет собой две взаимосвязанные стороны процесса толкования. При этом разъяснение по отношению к уяснению имеет вспомогательное значение, так как невозможно разъяснение правовой нормы без предварительного уяснения ее смысла для себя.

Точность терминологии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трансдееспособность

ТРАНСДЕЕСПОСОБНОСТЬ - способность субъекта своим действиями создавать для других лиц права и обязанности и его способность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате действий других лиц. Так, согласно ст. 182 ГК РФ, сделка, совершенная представителем от имени представляемого, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Трансдееспособность, следовательно, есть разновидность дееспособности.

Требования законности

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ - юридические условиями (правилами) воплощения в практику принципов права. Соотношение и взаимосвязь между принципами и требованиями законности такова: один принцип может получать развитие в нескольких требованиях, и одно и то же требование может служить средством конкретизации и развития нескольких принципов. Так, принципу верховенства закона соответствуют требования: подзаконные нормативные акты должны соответствовать закону; правоприменительные акты должны основываться на законе или ином нормативном акте; акты индивидуального поведения должны соответствовать закону, подзаконным нормативным актам и актам применения (ст. 72, 81-4, 81-1, 84-2 Конституции РФ).

К требованиям законности относятся: ее всеобщность, т.е. распространение режима законности на всех без исключения должностных лиц государства и граждан; связь законности и демократии; неразрывная связь законности и культурности. Достаточно высокий уровень развития культуры, находящий проявление, в частности, в определенных правовых идеалах, принципах представлениях, - необходимая идеологическая предпосылка законности. В этой связи укрепление законности в стране без повышения правовой культуры оказывается невозможным. Законность предполагает строгое и неуклонное соблюдение правовых предписаний, что обеспечивается убеждением граждан в правильности норм права, необходимости их исполнять, угрозой применения принуждения и применением государственного принуждения. Законность немыслима без ответственности лиц, нарушающих правовые предписания.

Требования, предъявляемые к юридическим терминам

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЮРИДИЧЕСКИМ ТЕРМИНАМ, - научно-обоснованные, апробированные практикой требования (характеристики), которым должен отвечать термин, вводимый в юридическую лексику и используемый в законодательстве. Как в целом к законодательной лексике, так и к терминологии предъявляются определенные требования; единство юридической терминологии; общепризнанность терминов; стабильность и устойчивость терминологии; точность и недвусмысленность терминологии и ее доступность; краткость (лаконизм) и экономичность законодательного стиля; стандартность терминологии.

Третье чтение законопроекта

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрение в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, дальнейшему рассмотрению он не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.

Трудовое право

ТРУДОВОЕ ПРАВО - часть системы частного права, регулирующей отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты. К основным источникам трудового права относятся Конституция РФ (в особенности ст. 37) и Трудовой кодекс, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г.

Трудовое правонарушение

ТРУДОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (нарушение трудового законодательства) - это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде. Как в гражданском праве, от трудовых правонарушений необходимо отличать случаи правомерного причинения ущерба, в частности связанные с хозяйственным риском.

Предыдущая страница Следующая страница