Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Уголовная ответственность

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - предусмотренные законом неблагоприятные последствия, налагаемые приговором суда на лицо, совершившее преступление, выраженное в самом факте осуждения, сопряженного с наказанием и судимостью. Уголовная ответственность наступает при наличии предусмотренных уголовным законом оснований. Единственным, необходимым и достаточным основанием уголовной ответственности является состав преступления, то есть совершение деяния, которое содержит все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ) ответственности. Состав преступления - это, таким образом, является единственным, необходимым и достаточным основанием наступления уголовной ответственности. Уголовная ответственность носит публичный характер, т.е. субъектом привлечения к уголовной выступает государство. Кроме того, уголовная ответственность, всегда носит личный характер: ответственности подлежит то лицо, которое совершило преступление.

Факт привлечения лица к уголовной ответственности и признание его в судебном порядке виновным влечет за собой судимость и связанные с ним правоограничения. Действующее уголовное законодательство (ч. 1 ст. 86 УК) предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В течение всего срока судимости лицо претерпевает ряд неблагоприятных последствий. В частности, судимость учитывается при рецидиве преступлений (ч. 1 ст. 18 УК); является квалифицирующим признаком при совершении ранее судимым нового преступления (например, п. «в» ч. 3 ст. 159 УК). С судимостью связаны ограничения при освобождении лица от уголовной ответственности и наказания с применением условно-досрочного освобождения. Судимость влияет на определение вида колонии при осуждении к лишению свободы и др.

Уголовное право

УГОЛОВНОЕ ПРАВО - отрасль права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Единственным и основным источником уголовного права является Уголовный Кодекс Российской Федерации. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права - это нормы запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности и др. Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение.

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс)

УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС) - регламентированная законом деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел. В соответствии с новым УПК РФ в уголовном судопроизводстве принято выделять два основных вида производства - досудебное и судебное. Досудебное производство - это производство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения по существу. Соответственно, досудебное производство включает такие составляющие его виды уголовного судопроизводства, как предварительное следствие (ст. 162-170 УПК РФ), производство судебной экспертизы (ст. 195-207 УПК РФ), дознание (ст. 223-226 УПК РФ и др.). Судебное производство включает: производство в суде первой инстанции; производство у мирового судьи; производство с участием присяжных заседателей; производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производства); производство о пересмотре вступивший в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. Кроме того, в качестве особых производств выделяют производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (ст. 420-432 УПК РФ), о применении принудительных мер медицинского характера (ст. 433-446 УПК РФ), в отношении отдельных категорий лиц (ст. 447-452 УПК РФ).

Унификация юридических терминов

УНИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ - специализированная деятельность, направленная на обеспечение единства юридической терминологии, ее однозначности, устранения неточности и противоречий в значении и употреблении терминов. Разновидностью унификации является официальное удостоверение (санкционирование) в установленном порядке набора («каталога») унифицированных терминов, допускаемых к употреблению в законодательстве. Примером этого является разработанный Правовым управлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ Словарь нормативных дефиниций российского законодательства, Словарь-тезаурус Европарламента EUROVOS.

Управомочивающие нормы

УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ НОРМЫ - нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий (обратиться с иском в суд, распорядиться своим имуществом, принять завещание, стать членом того или иного объединения граждан и т.п.). В тексте эти нормы могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д. К примеру, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2004 г. «Об альтернативной гражданской службе», гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Примером управомочивающих норм являются ч. 1 ст. 104, ч. 1, 2, 3 ст. 117 Конституции РФ.

Уровень восприятия (существования) права

УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ (СУЩЕСТВОВАНИЯ) ПРАВА - идейно-мотивационное действие права, сферой приложения которого является индивидуальное и массовое сознание, психика людей. Данный уровень отображает бытие (существование) права в сознании человека, его «правовой памяти». На нынешнем этапе развития юридической науки можно считать в определенной мере преодоленными представления о внеличностном (внесубъектном) характере действия права, укладывающегося в кибернетическую схему «команда - действие». Однако и ныне информативное и ценностно-ориентационное действие права явно недооценивается. Считается, к примеру, что «закон живет только тогда, когда он применяется». Специфика, действительно, заключается главным образом в том, чтобы вызвать у адресатов соответственно его требованиям моделируемые действия или удерживать от них. Однако, сами эти действия, помимо воли и сознания их носителя возникнуть не могут. Обусловлено это тем, что право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям, воздержанием, укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (Л. Петражицкий). Многочисленные исследования, юридический опыт убедительно свидетельствуют о том, что адекватная реакция на правовые раздражители (нормы, правовую деятельность) имеет строго определенную закономерность, суть которой заключается в том, что, лишь преломившись в психике человека, вызвав у него соответствующее отношение, правовое предписание реализуется в практических действиях. Юридические нормы, не пропущенное через сознание, психику своих адресатов, имеют лишь формально- юридическое значение и не приобретает качества правового регулятора. Восприимчивость правовой нормы ее адресатом - свидетельство того, что она произведет эффект в общественной жизни, достигнет предусмотренных в ней целей.

Уровень восприятия права есть необходимая ступень, создающая основу для регулятивного действия права, достижения им в конечном счете своих целей. Вне идейно-мотивационного влияния права его специально-юридическое действие оказывается невозможным. Как свидетельствует практика, недооценка нормотворческими органами специфики восприятия права приводит к тому, что отдельные законы, иные нормативные акты не только на воспринимаются общественным сознанием в качестве ориентиров поведения, но и нередко выполняют роль бумеранга.

Уровень инструментального действия права

УРОВЕНЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВА - действие права, присущее обществу с развитой правовой государственностью. Данный уровень отличается универсальным действием права, высокой результативностью и одновременно рентабельностью правовых средств. Юстиция оправдывает материальные затраты, система информирования, правового образования и юридического обслуживания населения с социальной точки зрения приносит значительный эффект, общественную пользу. Правовая система снабжена добротными механизмами ограничения противоправного и стимулирования правомерного поведения. Высок удельный вес инициативного и вообще правового (конструктивного) действия. В целом данный уровень характеризует общество, отличающееся достаточно высоким уровнем прогрессивного правового развития.

Уровень социально-правовых действий (реального действия права)

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДЕЙСТВИЙ (РЕАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВА) - действие права, выраженное в фактических правомерных действиях, правовой деятельности участников регулируемых правом отношений. При всей значимости уровня существования (восприятия права), его необходимо рассматривать лишь во взаимосвязи с уровнем социально-правовых действий (реального функционирования права) и, более того, как подчиненного по отношению к последнему. Право потому и имеет огромную идеологическую силу, что обладает способностью самореализовываться в массовых действиях, поведении и деятельности людей. Данный уровень, следовательно, отображает ту стадию действия права, когда оно реализует собственный потенциал, утверждает себя в качестве реальной социальной силы.

Уровни действия права

УРОВНИ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА - обусловленные природой права, силой и характером воздействия на социального субъекта механизмы внедрения права в индивидуальное и массовое сознание, в социальную практику. В них заключена специфика форм, способов проявления права, его сила и результативность. Соответственно основным направлениям правового воздействия различаются два первичных, или основных, уровня: уровень восприятия (существования) права и уровень социально-правовых действий (реального функционирования права). Уровень социально-правового действия - собственно право в действии, в практической деятельности участников регулируемых отношений. В зависимости от результативности, социального эффекта, производимого правом в общественной жизни, сфер его распространения, социального престижа можно выделить три следующих уровня: локальный, промежуточный (маргинальный) и инструментальный.

Уровни распространения правового нигилизма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Устав

УСТАВ - комплексный нормативный правовой акт, регулирующий правовое положение той или иной организации (органа) либо определенную сферу государственной деятельности. Примером первой разновидности уставов являются, в частности, Устав Государственного академического Малого театра России, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1998 г. Как юридическая форма нормативных правовых актов, устав применяется в сфере конституционно-правового регулирования. Такими уставами определяются правовые положения субъектов Российской Федерации: закрепляется система органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их формирования, административно-территориальное устройство и др. Полномочия, структура и содержание уставов сходны со структурой и содержанием конституций республик.

Установление фактических обстоятельств

УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ - действия правоприменителя, связанные с определением жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу правоприменения. Значит, на этой стадии должны быть определены те факты и события, при наличии (или отсутствии) которых применяемая норма права действует. Так, при расследовании преступления следователь обязан собрать факты, характеризующие время, место, в ряде случаев и способ совершения преступления, определить характер наступивших вредных последствий, установить лицо, совершившее преступление, и лицо, которому преступлением причинен вред и др. При разрешении гражданско-правового спора выяснению подлежат обстоятельства, указывающие на то, была ли действительно заключена сделка и каковы намерения сторон, какие права и обязанности сторон предусмотрены этой сделкой, каковы причины неисполнения условий сделки, каковы убытки и др. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы для применения нормы избирательного Закона о регистрации кандидата, выдвинутого избирателями одномандатного избирательного округа, обязана в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы» установить следующие обстоятельства: а) представлены ли в комиссию оформленные надлежащим образом сведения о кандидате; б) есть ли заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу; в) представлены ли в установленный срок (за 55 дней до дня выборов) надлежаще оформленные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата и нет ли в них подлога, фиктивных подписей. Только при наличии всех этих данных окружная избирательная комиссия вправе (и обязана) применять данную норму.

При уяснении фактических обстоятельств возникают известные сложности. Это связано и с тем, что такие факты имели место в прошлом и применяющий право не может их непосредственно наблюдать. Судить же о них он может на основании собранной им информации о такого рода фактах, т.е. на основе доказательств. При этом обстоятельств, подлежащих установлению, может быть меньше или больше, однако правоприменителю надлежит установить те факты, т.е. обстоятельства, с которыми применяемая норма связывает наступление юридических последствий.

Процедура установления такого рода фактов осуществляется в процессе доказывания, которое осуществляется с помощью доказательств (см. главу 11).

При этом по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях бремя доказывания (обязанность предоставления и обоснования доказательств вины правонарушителя) возлагается на государственный орган. По гражданским делам бремя доказывания возлагается на истца.

Учет нормативных правовых актов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Учредительное производство (учредительный процесс)

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС) - разновидность юридического процесса, связанная с формированием, ликвидацией, реорганизацией либо преобразованием институтов власти, органов государства или иных управляющих субъектов. Примерами данного производства может служить избирательный процесс (избирательное производство), связанный с учреждением институтов государственной власти, органов местного самоуправления, производства, связанное с учреждением различных государственных и корпоративных организаций, субъектов предпринимательской деятельности.

Учредительные нормы

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ - нормативные положения, закрепляющие положения статутного характера (учреждающие статус должного лица, устанавливающие правовой режим регулирования и др.). Примером такой разновидности норм является ст. 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является главой государства». В действующем Земельном кодексе РФ учредительными являются нормы, содержащиеся в ст. 7 («Состав земель в Российской Федерации»), ст. 13 («Содержание охраны земель»), а также определяющие состав земель сельскохозяйственного назначения (ст. 77), земель поселений (ст. 83, 85), земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87-102). К учредительным нормам можно отнести так называемые нормы-задачи, нормы-цели, содержащиеся в статьях законодательных актов нормы, устанавливающие предмет регулирования закона, перечень законодательных актов, регулирующих определенные отношения и др.

Предыдущая страница Следующая страница