Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "У"
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - предусмотренные законом неблагоприятные последствия, налагаемые приговором суда на лицо, совершившее преступление, выраженное в самом факте осуждения, сопряженного с наказанием и судимостью. Уголовная ответственность наступает при наличии предусмотренных уголовным законом оснований. Единственным, необходимым и достаточным основанием уголовной ответственности является состав преступления, то есть совершение деяния, которое содержит все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ) ответственности. Состав преступления - это, таким образом, является единственным, необходимым и достаточным основанием наступления уголовной ответственности. Уголовная ответственность носит публичный характер, т.е. субъектом привлечения к уголовной выступает государство. Кроме того, уголовная ответственность, всегда носит личный характер: ответственности подлежит то лицо, которое совершило преступление. Факт привлечения лица к уголовной ответственности и признание его в судебном порядке виновным влечет за собой судимость и связанные с ним правоограничения. Действующее уголовное законодательство (ч. 1 ст. 86 УК) предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В течение всего срока судимости лицо претерпевает ряд неблагоприятных последствий. В частности, судимость учитывается при рецидиве преступлений (ч. 1 ст. 18 УК); является квалифицирующим признаком при совершении ранее судимым нового преступления (например, п. «в» ч. 3 ст. 159 УК). С судимостью связаны ограничения при освобождении лица от уголовной ответственности и наказания с применением условно-досрочного освобождения. Судимость влияет на определение вида колонии при осуждении к лишению свободы и др. |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО - отрасль права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Единственным и основным источником уголовного права является Уголовный Кодекс Российской Федерации. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права - это нормы запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности и др. Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. |
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС) - регламентированная законом деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел. В соответствии с новым УПК РФ в уголовном судопроизводстве принято выделять два основных вида производства - досудебное и судебное. Досудебное производство - это производство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения по существу. Соответственно, досудебное производство включает такие составляющие его виды уголовного судопроизводства, как предварительное следствие (ст. 162-170 УПК РФ), производство судебной экспертизы (ст. 195-207 УПК РФ), дознание (ст. 223-226 УПК РФ и др.). Судебное производство включает: производство в суде первой инстанции; производство у мирового судьи; производство с участием присяжных заседателей; производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производства); производство о пересмотре вступивший в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. Кроме того, в качестве особых производств выделяют производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (ст. 420-432 УПК РФ), о применении принудительных мер медицинского характера (ст. 433-446 УПК РФ), в отношении отдельных категорий лиц (ст. 447-452 УПК РФ). |
УНИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ - специализированная деятельность, направленная на обеспечение единства юридической терминологии, ее однозначности, устранения неточности и противоречий в значении и употреблении терминов. Разновидностью унификации является официальное удостоверение (санкционирование) в установленном порядке набора («каталога») унифицированных терминов, допускаемых к употреблению в законодательстве. Примером этого является разработанный Правовым управлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ Словарь нормативных дефиниций российского законодательства, Словарь-тезаурус Европарламента EUROVOS. |
УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ НОРМЫ - нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий (обратиться с иском в суд, распорядиться своим имуществом, принять завещание, стать членом того или иного объединения граждан и т.п.). В тексте эти нормы могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д. К примеру, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2004 г. «Об альтернативной гражданской службе», гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Примером управомочивающих норм являются ч. 1 ст. 104, ч. 1, 2, 3 ст. 117 Конституции РФ. |
УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ (СУЩЕСТВОВАНИЯ) ПРАВА - идейно-мотивационное действие права, сферой приложения которого является индивидуальное и массовое сознание, психика людей. Данный уровень отображает бытие (существование) права в сознании человека, его «правовой памяти». На нынешнем этапе развития юридической науки можно считать в определенной мере преодоленными представления о внеличностном (внесубъектном) характере действия права, укладывающегося в кибернетическую схему «команда - действие». Однако и ныне информативное и ценностно-ориентационное действие права явно недооценивается. Считается, к примеру, что «закон живет только тогда, когда он применяется». Специфика, действительно, заключается главным образом в том, чтобы вызвать у адресатов соответственно его требованиям моделируемые действия или удерживать от них. Однако, сами эти действия, помимо воли и сознания их носителя возникнуть не могут. Обусловлено это тем, что право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям, воздержанием, укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (Л. Петражицкий). Многочисленные исследования, юридический опыт убедительно свидетельствуют о том, что адекватная реакция на правовые раздражители (нормы, правовую деятельность) имеет строго определенную закономерность, суть которой заключается в том, что, лишь преломившись в психике человека, вызвав у него соответствующее отношение, правовое предписание реализуется в практических действиях. Юридические нормы, не пропущенное через сознание, психику своих адресатов, имеют лишь формально- юридическое значение и не приобретает качества правового регулятора. Восприимчивость правовой нормы ее адресатом - свидетельство того, что она произведет эффект в общественной жизни, достигнет предусмотренных в ней целей. Уровень восприятия права есть необходимая ступень, создающая основу для регулятивного действия права, достижения им в конечном счете своих целей. Вне идейно-мотивационного влияния права его специально-юридическое действие оказывается невозможным. Как свидетельствует практика, недооценка нормотворческими органами специфики восприятия права приводит к тому, что отдельные законы, иные нормативные акты не только на воспринимаются общественным сознанием в качестве ориентиров поведения, но и нередко выполняют роль бумеранга. |
УРОВЕНЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВА - действие права, присущее обществу с развитой правовой государственностью. Данный уровень отличается универсальным действием права, высокой результативностью и одновременно рентабельностью правовых средств. Юстиция оправдывает материальные затраты, система информирования, правового образования и юридического обслуживания населения с социальной точки зрения приносит значительный эффект, общественную пользу. Правовая система снабжена добротными механизмами ограничения противоправного и стимулирования правомерного поведения. Высок удельный вес инициативного и вообще правового (конструктивного) действия. В целом данный уровень характеризует общество, отличающееся достаточно высоким уровнем прогрессивного правового развития. |
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДЕЙСТВИЙ (РЕАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВА) - действие права, выраженное в фактических правомерных действиях, правовой деятельности участников регулируемых правом отношений. При всей значимости уровня существования (восприятия права), его необходимо рассматривать лишь во взаимосвязи с уровнем социально-правовых действий (реального функционирования права) и, более того, как подчиненного по отношению к последнему. Право потому и имеет огромную идеологическую силу, что обладает способностью самореализовываться в массовых действиях, поведении и деятельности людей. Данный уровень, следовательно, отображает ту стадию действия права, когда оно реализует собственный потенциал, утверждает себя в качестве реальной социальной силы. |
УРОВНИ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА - обусловленные природой права, силой и характером воздействия на социального субъекта механизмы внедрения права в индивидуальное и массовое сознание, в социальную практику. В них заключена специфика форм, способов проявления права, его сила и результативность. Соответственно основным направлениям правового воздействия различаются два первичных, или основных, уровня: уровень восприятия (существования) права и уровень социально-правовых действий (реального функционирования права). Уровень социально-правового действия - собственно право в действии, в практической деятельности участников регулируемых отношений. В зависимости от результативности, социального эффекта, производимого правом в общественной жизни, сфер его распространения, социального престижа можно выделить три следующих уровня: локальный, промежуточный (маргинальный) и инструментальный. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УСТАВ - комплексный нормативный правовой акт, регулирующий правовое положение той или иной организации (органа) либо определенную сферу государственной деятельности. Примером первой разновидности уставов являются, в частности, Устав Государственного академического Малого театра России, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1998 г. Как юридическая форма нормативных правовых актов, устав применяется в сфере конституционно-правового регулирования. Такими уставами определяются правовые положения субъектов Российской Федерации: закрепляется система органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их формирования, административно-территориальное устройство и др. Полномочия, структура и содержание уставов сходны со структурой и содержанием конституций республик. |
УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ - действия правоприменителя, связанные с определением жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу правоприменения. Значит, на этой стадии должны быть определены те факты и события, при наличии (или отсутствии) которых применяемая норма права действует. Так, при расследовании преступления следователь обязан собрать факты, характеризующие время, место, в ряде случаев и способ совершения преступления, определить характер наступивших вредных последствий, установить лицо, совершившее преступление, и лицо, которому преступлением причинен вред и др. При разрешении гражданско-правового спора выяснению подлежат обстоятельства, указывающие на то, была ли действительно заключена сделка и каковы намерения сторон, какие права и обязанности сторон предусмотрены этой сделкой, каковы причины неисполнения условий сделки, каковы убытки и др. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы для применения нормы избирательного Закона о регистрации кандидата, выдвинутого избирателями одномандатного избирательного округа, обязана в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы» установить следующие обстоятельства: а) представлены ли в комиссию оформленные надлежащим образом сведения о кандидате; б) есть ли заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу; в) представлены ли в установленный срок (за 55 дней до дня выборов) надлежаще оформленные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата и нет ли в них подлога, фиктивных подписей. Только при наличии всех этих данных окружная избирательная комиссия вправе (и обязана) применять данную норму. При уяснении фактических обстоятельств возникают известные сложности. Это связано и с тем, что такие факты имели место в прошлом и применяющий право не может их непосредственно наблюдать. Судить же о них он может на основании собранной им информации о такого рода фактах, т.е. на основе доказательств. При этом обстоятельств, подлежащих установлению, может быть меньше или больше, однако правоприменителю надлежит установить те факты, т.е. обстоятельства, с которыми применяемая норма связывает наступление юридических последствий. Процедура установления такого рода фактов осуществляется в процессе доказывания, которое осуществляется с помощью доказательств (см. главу 11). При этом по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях бремя доказывания (обязанность предоставления и обоснования доказательств вины правонарушителя) возлагается на государственный орган. По гражданским делам бремя доказывания возлагается на истца. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС) - разновидность юридического процесса, связанная с формированием, ликвидацией, реорганизацией либо преобразованием институтов власти, органов государства или иных управляющих субъектов. Примерами данного производства может служить избирательный процесс (избирательное производство), связанный с учреждением институтов государственной власти, органов местного самоуправления, производства, связанное с учреждением различных государственных и корпоративных организаций, субъектов предпринимательской деятельности. |
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ - нормативные положения, закрепляющие положения статутного характера (учреждающие статус должного лица, устанавливающие правовой режим регулирования и др.). Примером такой разновидности норм является ст. 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является главой государства». В действующем Земельном кодексе РФ учредительными являются нормы, содержащиеся в ст. 7 («Состав земель в Российской Федерации»), ст. 13 («Содержание охраны земель»), а также определяющие состав земель сельскохозяйственного назначения (ст. 77), земель поселений (ст. 83, 85), земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87-102). К учредительным нормам можно отнести так называемые нормы-задачи, нормы-цели, содержащиеся в статьях законодательных актов нормы, устанавливающие предмет регулирования закона, перечень законодательных актов, регулирующих определенные отношения и др. |