Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фактический (юридический) состав

ФАКТИЧЕСКИЙ (ЮРИДИЧЕСКИЙ) СОСТАВ - совокупность юридических фактов, с которыми связано наступление юридических последствий. Для многих правоотношений достаточно одного из обстоятельств, указанных в законе, чтобы возникло (прекратилось) правоотношение. Так, для прекращения залога требуется перевод на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом. Для целого же ряда правоотношений требуется наступление не одного, а нескольких юридических фактов. Так, по трудовому законодательству для некоторых категорий работников основанием возникновения трудового правоотношения является сложный состав юридических фактов, в частности, трудовой договор (контракт) и избрание по конкурсу (профессорско-преподавательский состав вузов); для 15-ти летних лиц дополнительным (специальным) условием является согласие профкома на их прием; для 14-тилетних учащихся - согласие одного из родителей и т.д.

Факторы возникновения права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Факты-состояния (правовые состояния)

ФАКТЫ-СОСТОЯНИЯ (ПРАВОВЫЕ СОСТОЯНИЯ) - длящиеся (перманентно существующие или периодически возникающие) обстоятельства, так или иначе влияющие на положение социального субъекта, его взаимоотношения с другими лицами и организациями. К правовым состояниям относится принадлежность человека к гражданству того или иного государства или, напротив, состояние без гражданства, пребывание на государственной службе и пр. Правовые состояние могут являться следствием поведения лица, причем как правомерного, так и противоправного (вступление в брак, сокрытие лица, совершившего преступление от органов правосудия и как следствие этого нахождение в розыске), а равно и не связаны непосредственно с таковым, выступая результатом некоторых событий (к примеру, болезнь, родственные отношения).

Федеральное коллизионное право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО - совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры о компетенции, т.е. коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Преодолению возможных коллизий в законодательстве призвано содействовать федеральное коллизионное право, представленное соответствующими положениями (нормами) Конституции РФ - федеральными коллизионными нормами, т.е. нормами, содержащимися в федеральном законодательстве и определяющими, какой законодательный акт (РФ или субъекта Федерации) должен применяться по конкретному делу при разрешении конституционного спора. Такие нормы, в частности, содержатся в ст.ст. 4, 15, 76 и некоторых других статьях федеральной Конституции. Указанные статьи закрепляют юридические механизмы, на основе которых возможно разрешение возникающих коллизий. К таким механизмам относятся: 1) конституционное закрепление верховенства федерального права. Это означает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); 2) закрепление положения о том, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76); 3) установление иерархии юридической силы федеральных законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); 4) положение о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам её совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 16); 5) указание на то, что в случае, если положения федерального закона противоречит международному договору РФ, действуют положения международного договора (ч. 4 ст. 15) и др.

Федеральный регистр

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР - федеральный банк нормативных правовых актов субъектов РФ. Он создан в соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ». Принятое в развитие Указа Положение «О порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ», утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г., предусматривает, что федеральный регистр как форма учета нормативных правовых актов субъектов РФ, ведется целях обеспечения контроля за соответствием этих актов Конституции РФ и федеральным законам, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации, а также создания условий для получения информации о региональном законодательстве органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Согласно Положению, в федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. При наличии экспертного заключения Министерства юстиции о несоответствии указанных актов Конституции РФ или федеральному закону, они включаются в федеральный регистр в качестве дополнительных сведений. В федеральный регистр включаются номера государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов РФ и их реквизиты (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия или подписания, номер и заголовок; источники официального опубликования нормативных правовых актов, тексты таких актов). Перечень дополнительных сведений, включаемых в федеральный регистр, определяется Министерством юстиции РФ. Федеральный регистр ведется на русском языке.

Положение обязывает высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъектов РФ направлять в Министерство юстиции РФ через его территориальные органы копии региональных нормативных правовых актов в 7-дневный срок после их принятия, а также официальные издания, в которых публикуются указанные акты, а также обеспечивать полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в федеральный регистр.

Философия права как учение о праве

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК УЧЕНИЕ О ПРАВЕ - являвшееся предысторией теории права учение (философско-юридическое направление), представлявшее обоснование первопричин происхождения права, анализ его природы и назначения в обществе.

Основывающуюся на теории естественного права, философию права с полным основанием считают предысторией теории права. Предполагается, что в научный оборот термин «философия права» введен Гуго (1798), Гегелем (1820), Остином (1832). При этом философия права рассматривалась в качестве идеальной первоосновы права. В то же время, основанная на умозрении и пренебрегающая конкретным юридическим материалом, философия права не могла претендовать на статус общетеоретической дисциплины в правоведении. Эту роль призвана была выполнить теория права - наука, возникшая в конце XIX в. В России она преподавалась на юридических факультетах университетов до октябрьской революции 1917 г. В советский период в высших юридических учебных заведениях читался курс теории (и истории) государства и права. Традиционно и в вузах современной России преподается аналогичная дисциплина. В то же время как научная отрасль знания теория права сохраняет свою автономность.

Финансовое право

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - отрасль публичного права представленная совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределение и использование денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.

Формальная определенность права

ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВА - специфическая характеристика права, означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.). Формальная определенность - тот специфический признак, который определяет специфику права. Она означает: во-первых, то, что нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем, содержание прав и обязанностей; во-вторых, имеют документальную или иную формализованную форму выражения (закон, регламент, правительственное постановление и др.). Нормы права, помимо нормативных правовых актов получают закрепление в правовых обычаях, нормативно-правовых договорах, имеют прецедентную форму выражения (административный, судебный прецедент); в-третьих, формальная определенность достигается использованием в законодательстве, правоприменительной практике специфического языка права. Формальной определенности права способствуют предоставительно-обязывающий характер его норм, специфическое их строение и использование законодательной (правотворческой) техники конструирования правовых установлений;

Формационный подход

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД - методология изучения государства и права, основывающаяся на марксистском диалектико-материалистическом учении о смене общественно-экономических формаций. Это такой научный подход, который базируется на закономерностях развития государства и права как определенных политических реалиях, сменяемых на определенной стадии развития общества в результате разрешения (революционным способом) существующих антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Соответственно, основанием формационного подхода является учение о смене общественно-экономических формаций.

Формы выражения права в общественной практике

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ - имеющие правомерный характер все возможные действия и поступки людей, включая и различные виды профессиональной правовой деятельности. Эта особенность воплощения права в общественной практике охватывается содержанием категории «действие права». Соответственно, своим содержанием действие права охватывает:

1) правотворчество или воплощение права в законе (законодательстве, т.е. в нормах позитивного права). Реализующим право субъектом в этой форме выступает законодатель, воплощающий право в принимаемых им правовых законах;

2) воплощение права в правоприменительной деятельности органов (должностных лиц) государства, в особенности в судебной практике. Эта форма права выражена (реализована) в форме индивидуально-правовых актов;

3) воплощение права в деятельности, связанной с толкованием правовых норм. Реализация права здесь выражена в форме интерпретационных актов, в особенности в актах судебного толкования;

4) воплощение права в фактической правомерной деятельности различных субъектов права. Право в данной форме представлено различными действиями, поступками, имеющими юридически значимый характер.

Каждая из этих форм отражает определенный этап (стадию) движения (действия) права, начиная от его воплощения в законе, и заканчивая правомерной деятельностью граждан, их организаций, в которой реализуются законодательные предписания, достигаются цели правового регулирования и в результате этого складывается правовой порядок, объективно отвечающий природе права. Действие права в указанном смысле охватывает все виды правовой деятельности - правотворческую, правоприменительную, интерпретационную, а также фактическую правомерную деятельность (фактические правомерные действия) граждан и их объединений.

Формы осуществления юридической ответственности

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - предусмотренный законом порядок применения мер юридической ответственности. Существует ответственность в судебном, административном и ином порядке. Один и тот же вид юридической ответственности может осуществляться в различных формах. Например, гражданско-правовая ответственность реализуется в судебном, административном порядке, через органы общественности (товарищеские суды). Некоторые виды ответственности, например уголовная, реализуются только в судебном порядке.

Формы распростанения правового нигилизма

ФОРМЫ РАСПРОСТАНЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА - «участки» социально-правовой действительности, сфера правового бытия человека, подверженные правовому нигилизму. Правовой нигилизм - сложное образование, его проявления можно рассматривать на различных участках правовой действительности: в правовой идеологии он находит отражение в доктринах, течениях, идеях и представлениях; в правовой психологи выступает в форме своеобразных позиций, установок, стереотипов неверия в правовые идеалы; в юридической практике характеризуется различными формами отступления от правовых установлений, правовой пассивностью населения и должностных лиц.

Правовой нигилизм - это и правовое невежество, не позволяющее в полной мере распорядиться гражданам предоставленными законом возможностями, и неумение, а подчас и нежелание отстаивать свои права, и, хуже того, нежелание считаться с правами и законными интересами других лиц, юридически обоснованными требованиями органов государственной власти и правоохранительных структур; многочисленные факты злоупотребления правом не только должностными лицами, но и гражданами, их объединениями и даже государственными общностями. Это также разгул правового дилетантизма, правовая необязательность должностных лиц и населения, переросшая в воинствующую неисполнительность, непослушание закону, отказ от выполнения взятых на себя (причем добровольно) обязательств и др.

Принципиальное значение для практики строительства правового государства имеет изучение правового нигилизма с точки зрения подверженности ему отдельных индивидов и общностей. Если расположить на континууме формы его распространения по названному основанию, то на одном его полюсе «разместится» правовой скепсис, а на другом - правовой цинизм. В силу своей распространенности правовой скепсис не так безобиден, как это может показаться. Однако особую опасность для общества представляет правовой цинизм, которому в публицистике найдено достаточно точное обозначение - правовой беспредел. Если ранее правовой цинизм господствовал главным образом в отношениях государства к личности, то сейчас появляется в сфере межнациональных, межгрупповых отношений, общественной безопасности и т.д. Особую опасность приобретают разные формы экстремизма, крайним выражением которого являются террористические акции. Выросший до уровня явления, правовой цинизм представляет серьезную угрозу общественному строю. Без принятия радикальных мер он может занять господствующее место в системе регуляторов деятельности и поведения не только отдельных индивидов, но и больших групп людей.

Формы реализации права

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА - обусловленные природой юридических норм способы их осуществления в фактическом правомерном поведении субъектов. Многообразие норм права, способов их формулирования в законе, субъектов, к которым они обращены, сфер, в которых происходит их реализация определяет и многообразие форм реализации права.

В зависимости от способов правового регулирования - запрещения, позитивного обязывания и дозволения и соответствующих им видов правовых норм - запрещающих, обязывающих и управомачивающих, принято выделять три формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование. В зависимости от характера реализации права можно выделять непосредственную реализацию права - реализацию субъектами субъективных прав и юридических обязанностей без участия правоприменительных органов и правоприменительную - реализация субъективных прав и юридических обязанностей гражданами и организациями при участии правоприменительных структур. В отличие от правоприменительной непосредственная реализация не требует каких-либо посредников, нормы закона реализуются непосредственно, напрямую в действиях его адресатов. В подобной форме реализуются те законы, которые обладают свойством прямого действия. Субъектом реализации права могут выступать отдельные индивиды и коллективы людей, их общности. В коллективной форме реализуются многие политические права (проведение митингов, демонстраций, шествий, право на объединение и др.), социально-экономические (право на забастовку) и некоторые личные (к примеру, право на создание религиозных организаций).

Формы (способы) возникновения права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Функции права

ФУНКЦИИ ПРАВА - основные направления правого воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Право выполняет общесоциальные и собственно специально-юридические задачи. С учетом этого в общей теории права стало почти общепринятым выделять две группы функций: 1) специально-юридические и 2) социальные.

Функции правосознания

ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ - роль правосознания в организации (выборе) правового поведения личности, групп людей. Правосознание, по общему признанию, выполняет три функции. Назначение и роль правосознания раскрывается через его функции - познавательную, или эвристическую (гносеологическую), оценочную и регулятивную.

Функции применения права

ФУНКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - целенаправленное воздействие на поведение участников регулируемых отношений с помощью индивидуально-правовых средств, характеризующее юридическую природу и социальную направленность (общественную пользу) правоприменительной деятельности в механизме действия права. В функциях права выражается социальная роль и назначение правоприменения в механизме действия права. Применение права связано с выполнением двух основных функций:

1) организации поведения граждан и их объединений по реализации предоставленных им законом прав и возможных обязанностей. Эту функцию можно было бы назвать функцией индивидуального, или казуального, регулирования;

2) обеспечения защиты (охраны) прав и свобод граждан. В этом случае применение права выполняет охранительную, юрисдикционную (чаще всего) функцию. Соответственно, выделяют две формы применения права - оперативно-исполнительную и юрисдикционную. Очевидно, точнее говорить не об оперативно-исполнительной форме правоприменения (поскольку посредством такой деятельности реализуется компетенция госорганов и их должностных лиц, а о правообеспечительной, правоорганизующей). Это значит, что применение права всегда подчинено цели создания правореализующим субъектам благоприятного правового климата, оказанием им содействия, устранения барьеров на пути к достижению фактических целей права.

Функции теории государства и права

ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА- те реальные изменения, которые данная наука способна производить в общественном сознании, государствоведческой и юридической практике. Принято выделять онтологическую, гносеологическую, или теоретическую, методологическую, мировоззренческую, прагматическую, прогностическую и мировоззренческую функцию данной науки. Считается, что, помимо отмеченных функций, общетеоретическое правоведение, в рамках которого формулируются положения, воспринимаемые правосознанием и юридической практикой в качестве нормативных положений, выполняет и регулятивную функцию (проф. Ю. А. Тихомиров относит эту дисциплину к отраслям публичного права).

Реализуя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы: что есть государство и право, как и почему они возникли, что представляют собой в данный момент, какова их судьба и др. Данная функция характеризует добывание нового знания, его накопление и систематизацию. Суть гносеологической, или познавательной, функции - в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Изучая теорию государства и права, познающий исследует особую форму жизнедеятельности людей - их государственно-правовое бытие. Теория государства и права с этой стороны предстает как совокупность накопленных знаний, открытая для нового знания.

Функции юридической ответственности

ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - те конкретные цели и задачи, которые преследует закон в отношении нарушивших его лиц. Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное действие и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере. Репрессивно-карательная функция (некоторые авторы ее называют еще мягче - штрафной, хотя суть от этого не меняется). Она свидетельствует о том, что юридическая ответственность:

во-первых, является актом возмездия государства по отношению к правонарушителю, это всегда реакция общества на вред, причиненный правонарушителем. Факт применения наказания расценивается как форма самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание предполагает наступление неблагоприятных последствий для нарушителя, оно сопровождается причинением ему духовных, личных или материальных обременений;

во-вторых, выступает средством, предупреждающим новые правонарушения. Применяя наказание, государство влияет на сознание нарушителя. Это влияние (которое распространяется на правонарушителя, но косвенно затрагивает и окружающих) заключается в устрашении, а равно в доказательстве неизбежности наступления наказания. Тем самым применение кары предупреждает совершение новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами.

С репрессивно-карательной тесно связана предупредительно-воспитательная, или превентивная функция, призванная обеспечить формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и законные интересы других лиц.

Применение юридической ответственности преследует цель восстановить нарушенное право, защитить ущемленный правонарушением законный интерес. По этой причине юридическая ответственность связана с осуществлением правовосстановительной функции. В гражданском, семейном, трудовом праве она носит компенсационный характер. Взыскание причиненного вреда с правонарушителя компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливает ее имущественные права. Соответственно юридическая ответственность выступает в форме имущественной ответственности. Взыскание причиненного вреда с правонарушителя компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливает ее имущественные права.

Функция восприятия права

ФУНКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРАВА. Специфика действия права заключается в том, что без «проникающего» влияния на волю и сознание своих адресатов оно не может достичь поставленных целей. Для того чтобы его нормы воплотились в правомерном поведении, они должны быть воспринятыми, пропущенными через сознание их адресатов. Таким образом формируется определенное отношение к праву, побуждающее действовать в соответствии с его требованиями. Это направление действия права выражается в идейно-мотивационной или (цивилизующей) функции. Идеологическая (воспитательная или цивилизующая) функция - это идейно-мотивационное воздействие права на сознание (психику) и поведение его адресатов, имеющее целью побудить их действовать правомерно, сформировать у них позитивное восприятие права.

Предыдущая страница Следующая страница