Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАМ"-"ЗОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАМ"-"ЗОН")

ЗАМЕНА НАКАЗАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАМЕЧАНИЕ

ЗАМЕЧАНИЕ - предусмотренная ст. 135 КЗоТ мера дисциплинарного воздействия, применяемая компетентным должностным лицом к работнику, совершившему дисциплинарный проступок. Правовое основание объявления работнику 3. - совершение им дисциплинарного проступка, т.е. противоправного, виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником его трудовых обязанностей. Противоправное поведение проявляется в нарушении трудовых обязанностей, возложенных на работника трудовым договором (контрактом), локальными нормативными актами организации (правилами внутреннего распорядка, уставом, должностными инструкциями, положениями, техническими правилами), которые по своей правовой природе не могут противоречить федеральным и иным законам. Объявление работнику 3. возможно только за виновное поведение (т.е. умышленное либо по неосторожности). Невыполнение лицом своих трудовых обязанностей по причинам, от него не зависящим (в силу недостаточной квалификации, состояния здоровья и т.п.), не является нарушением трудовой дисциплины, так как отсутствует вина. До объявления 3. у работника берется письменное объяснение. 3. объявляется в приказе (распоряжении) организации, как правило, руководителем предприятия и доводится до сведения работника под расписку. 3. не записывается в трудовую книжку, как и любое другое дисциплинарное взыскание.

ШарылоН.П.

ЗАНЯТОСТЬ

ЗАНЯТОСТЬ - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не установлено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. " ;

Вопросы 3. населения в РФ и государственная политика в этой сфере регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и ст. 40', 402, 403 КЗоТ. Законодательство РФ о 3. населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства (проживающих на территории РФ), если иное не предусмотрено ФЗ или международными договорами РФ,

Занятыми считаются граждане: а) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени. а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), сезонные, временные работы: б) занимающиеся предпринимательской деятельностью; в) самостоятельно обеспечивающие себя работой: г) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам: д) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); е) избранные. назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; ж) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел: з) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образо- вательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы 3. населения; и) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами (см. Безработные).

Государство обеспечивает реализацию 3. граждан.

Шарыло Н.П.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ - предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с целью получить сведения о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов: убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика): вероломства, нападения на санитарные объекты, на лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников): геноцид, апартеид, террор в отношении гражданского населения; приказ не оставлять никого в живых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своей страны, уничтожать культурные ценности и др. Установлены в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г.. Дополнительных протоколах к ним 1977 г. и других документах.

Панов В.П.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВОЙНЫ - средства, применение которых недопустимо по международному праву, рассматриваются как военное преступление или преступление против человечности и влекут юридическую ответственность. Статья 35 Дополнительного протокола 11977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. ограничивает методы и средства ведения войны. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также методы и средства. которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Применение оружия, влекущего излишние страдания (яда и отравленного оружия), было запрещено уже декларациями 1868 и 1899 гг., ст. XXIII IV Гаагской конвенции 1907 г., а применение удушливых, ядовитых или подобных газов и бактериологических средств - Женевским протоколом 1925г., рядом других международных конвенций. Среди них Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (заключена в 1972 г., вступила в силу в 1975 г.). Конвенция запрещает, однако, лишь токсинное оружие бактериологического (биологического) происхождения. В 1978 г. вступила в силу Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В 1983 г. вступила в силу одобренная специальной конференцией ООН 1981 г. Конвенция о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые наносят чрезмерные повреждения или имеют неизбирательное действие. К ней приложены Протокол I о необнаруживаемых осколках и Протокол II о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств и Протокол III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия. В 1993 г. принята Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. По-прежнему актуально'конвенционное запрещение всех видов ядерного (в том числе нейтронного), радиологического оружия и других новых (еще не созданных) видов и систем оружия массового уничтожения.

Панов В.П.

ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ

ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ - см. Депутатский запрос.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЧЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ - гражданско-правовой институт, регламентирующий способы и сред- ства защиты гражданских прав. К способам З.г.п. действующее законодательство относит: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту гражданского права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления,противоречащего закону; иные способы, предусмотрен: ные законом.

З.г.п. может осуществляться в административном и судебном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд,. .: Сальникова Е.В.

ЗАЩИТА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ

ЗАЩИТА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ - предоставление государством в основном своим гражданам, находящимся за границей, защиты в случаях ущемления или нарушения (либо попыток ущемления или нарушения) их конституционных или конвенционных (закрепленных международными соглашениями) прав и свобод.В отдельных случаях по специальной договоренности между заинтересованными государствами допускается также З.д. граждан (физических и юридических лиц) третьих государств ("делегированная защита").

З.д. является дискреционной (лат. discretio - благоусмотрение, воля победителя) функцией государства: она может быть оказана гражданам по их воле-, независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованного лица. Однако для приведения в действие механизма оказания З.д. необходимо: во-первых, поступление достоверной информации компетентному государственному органу (внешнеполитическому ведомству, зарубежному органу внешних сношений и т.д.) о реальных обстоятельствах ущемления (нарушения) прав и свобод конкретного лица,причинах и юридических основаниях соответствующих акций со стороны властей государства его пребывания; во-вторых, принятие указанным органом решения о производстве адекватных дипломатических шагов и правильный выбор процедурных или иных средств, которые могут быть применены в данном случае, - протест, требования, просьбы и другие формы дипломатического демарша.

Своеобразной формой оказания З.д. является институт экстерриториальности, означающий пользование полным иммунитетом от юрисдикции иностранного государства.. ;

Волосов М.Е.

ЗАЩИТА СУДЕБНАЯ

ЗАЩИТА СУДЕБНАЯ - способ обеспечения субъективных прав и свобод, а также совокупность процессуальных действий, направленных на защиту чести и достоинства, жизни и здоровья, личной свободы и имущества граждан и других лиц от противоправных посягательств, на опровержение обвинения или смягчение ответственности обвиняемого (подсудимого). Наряду с 3.с. существуют также и другие способы - защита прав в административном порядке, в специальных международных инстанциях, самозащита гражданских прав.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Правоотношения с участием граждан рассматриваются в судах общей юрисдикции, а с участием юридических лиц и по хозяйственным вопросам - в арбитражных судах. По соглашению сторон спор может быть передан на рассмотрение третейского суда (см. Защита гражданских, прав).. Додонов В.Н., Сальникова Е.В.

ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ - способ обеспечения нематериальных благ, заключающийся в опровержении порочащих гражданина (а также юридическое лицо, если речь идет о его деловой репутации) сведений, если только распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ст. 152 ГКРФ). Лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом. Лицо, в отношении которого СМИ опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же СМИ. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход РФ. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие. Лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

ЗАЩИТНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЯВЛЕНИЕ

ЗАЯВЛЕНИЕ - официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в государственный орган или орган местного самоуправления,администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, не связанное, в отличие от жалобы, с нарушением его прав и законных интересов и не содержащее просьбы устранить такое нарушение, а направленное на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций. 3. может быть подано в письменной и устной форме. Рассматривается в том же порядке, что и жалоба.

ЗЕМЕЛЬНАЯ ДОЛЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА - система законодательных и организационных мер, направленных на коренное преобразование земельных отношений.

З.р. ставит своими задачами: а) расширение права местных органов власти при решении вопросов отраслевого и территориального (местного) планирования при определении размещения строительства с учетом интересов социальных и экологических требований региона: привлечение населения, общественности, органов территориального самоуправления к участию в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих их интересы:б)установление более четких критериев для определения ценных, высокоплодородных угодий, с тем чтобы осуществлять выбор оптимальных вариантов изъятия земель для всевозрастающих нужд промышленности и строительства; в) устранение низких нормативов возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики; т) усиление юридической ответственности за незаконное использование и порчу земель; д) повышение эффективности государственного контроля за правильным использованием,, и охраной земель. Жариков Ю.Г.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - виновное противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный земельный строй,порядок управления земельными ресурсами, ту или иную форму собственности, личные, имущественные и другие права граждан, юридических лиц. за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность. Правонарушения могут возникать как из ненадлежащего исполнения договорных обязательств, так и на деликтной (внедого-ворной) основе. Общая характеристика юридических признаков состава З.п. включает в себя: объект, объективную сторону,субъект и субъективную сторону. Объектом З.п. выступают различные группы общественных отношений, которые претерпевают отрицательные последствия в результате противоправного деяния. Это, к примеру, отношения собственности на землю и отношения в сфере защиты вещных и иных прав (установление искусственных препятствий в использовании земли); управленческие отношения (нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка в пользование или необоснованный отказ в предоставлении земельного участка, неправильное ведение учета или земельного кадастра); отношения в сфере установленного порядка землепользования (неиспользование земли, использование земли не по целевому назначению, отход от утвержденного землеустроительного проекта, отказ предоставить сведения об использовании земельного участка); отношения в сфере охраны земель (несоблюдение экологических требований, са-нитарно-гигиенических правил содержания земель, непроведение противоэро-зийных мероприятий, мероприятий по восстановлению плодородия почв). Объективную сторону З.п. составляет противоправное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой причинение вреда, ущемление земельных интересов землепользователя. Субъектом З.п. выступают физические и юридические лица, в том числе иностранные. Субъективная сторона З.п. может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (самонадеянности и небрежности).

Гусев Р.К.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - см. в статье Земельное право.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР - см. Государственный земельный кадастр.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - см. в статье Земельное право.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК

ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК - совокупность сделок, совершаемых с землей как объектом гражданских прав. Граж-. данам и юридическим лицам - собственникам земельных участков предоставлено право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) АО, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Совершение сделок регулируется гражданским законодательством, но с учетом земельного, лесного, природо-охранительного, иного специального законодательства.

Лит.: Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. М., 1994.

Жариков Ю.Г.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД - см. в статье Земли сельскохозяйственного назначения.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ - см. в статье Земельное право. ' '

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - функция государственного управления земельными ресурсами, реализуемая системой мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов. В содержание 3. входят: а)разработка прогнозов республиканских, региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем 3.; б) установление на местности границ административно-территориальных образований: в)составление проектов образований новых и упорядочение существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовка документов, удостоверяющих право владения и пользования землей; г) разработка проектов внутрихозяйственного 3. и других проектов, связанных с пользованием и охраной земель; д) разработка проектов по рекультивации земель, защите почв от эрозии, солей оползней, подтопления и засоления, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель; е)обоснование размещения и установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; ж) установление и изменение городской черты и черты сельских населенных пунктов: з) проведение топографо-геоде-зических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ. Землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов 3., рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, авторского надзора за выполнением проектов 3. собственниками земли, землевладельцами. землепользователями, арендаторами. Основная доля мероприятий по 3. падает на Госксмзем и его территориальные органы. Они проводят государственную землеустроительную экспертизу программ, схем и проектов части использования земельных ресурсов, разрабатывают предложения по финансированию землеустроительных, проектно-изыска-тельских работ, мероприятий по охране и рациональному использованию и охране земель, выдают лицензии, связанные с использованием земли.

Гусев Р.К.

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА - самостоятельная категория земель, включающая земли,занятые водоемами,ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон),гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода, по берегам водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Различаются З.в.ф.: а) покрытые водой (водопокры-тые): внутренними материковыми водоемами, озерами, каналами, ледниками, болотами, снежниками (не являются во-допокрытыми и,как правило,не относятся к З.в.ф. земли, заливаемые водой на короткое время - в период весеннего половодья или иных сезонных и суточных колебаний речного стока, в периоды морских приливов, а также земли временных оросительных каналов и борозд, площади лиманного орошения - так называемые земледельческие поля орошения); б) земли, прилегающие к водоемам: береговые полосы вдоль внутренних водных путей шириной 20 м от уреза воды или от бровки берега (на крутых склонах): полосы отвода судоходных, оросительных, осушительных и других каналов; участки, занятые гидротехническими, мелиоративными и другими водохозяйственными сооружениями и устройствами.

З.в.ф. используются для строительства, эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения.оздоровительных, рекреационных и других нужд. З.в.ф. составляют 1,1 % от всей территории земельного фонда. Общая площадь земель водного фонда - 19,4 млн. га. Федеральным органом управления З.в.ф. выступает МПР. Территориальные органы управления - бассейновые (территориальные) управления водного хозяйства. Правовой режим использования и охраны З.в.ф. во многом предопределяется правовым режимом водных объектов. Права и обязанности землепользователей З.в.ф.. связанные с обеспечением охраны водных объектов, раскрываются, в частности, в Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос, утвержденном постановлением Правительства РФ 23 ноября 1996 г. № 1404.

Жариков Ю.Г.

ЗЕМЛИ ГОРОДОВ

ЗЕМЛИ ГОРОДОВ - земли, отграниченные от земель иных категорий городской чертой (внешней границей З.г.), устанавливаемой (и изменяемой) лицами, утверждающими генеральные планы, проекты, планировки и застройки городов. З.г. используются в строгом соответствии с их генеральными планами, проектами планирования и застройки. Общие характерные черты правового режима З.г. следующие: а) используются главным образом в качестве пространственного (операционного) базиса - места для размещения зданий, сооружений, жилья,объектов транспорта, связи и т.п.: б) находятся преимущественно в муниципальной и частной собственности: в) находятся в ведении муниципальных органов. В состав З.г. входят: а) земли городской застройки, пользующиеся приоритетом переддруги-ми землями: б) земли общего пользования, состоящие из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки,проезды,дороги, набережные), а также для целей удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи); в) земли сельскохозяйственного использования (пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, питомники, оранжереи и другие угодья - кустарники, торфяники, овраги, карьеры); г) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения - земли,занятые городскими рекреациями (базами отдыха, пансионатами, усадьбами-музеями и т.п.); д) земли, занятые городскими лесами, служащие охране городских ландшафтов, растительного и животного мира. са-нитарно-гигиеническим, культурно-эстетическим целям и целям сохранения окружающей природной среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения и защиты территории от ветровой и водной эрозии: е) земли промышленности. транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения.энергетики.обороны и иного назначения. Правовой режим З.г. определяется специальными задачами функционирования расположенных на них объектов.

Гусев Р.К.

ЗЕМЛИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ

ЗЕМЛИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ - составная часть земель населенных пунктов (земель городов'. а) земли, которые фактически уже застроены жилыми культурно-бытовыми, промышленными, административными, религиозными и иными строениями либо сооружениями, в том числе и инженерной инфраструктурой и иными объектами; б) земли, предназначенные под застройку по проектам детальной планировки и застройки городов, предоставляемые предприятиям, учреждениям, организациям для строительства и будущей эксплуатации административных, промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых и других строений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства. Органы, имеющие право на предоставление земель под строительство, - это, как правило, местные органы самоуправления. Второй обязательный участник - органы архитектурно-строительных управлений, служб (управление главного архитектора, служба главного архитектора).

Правовой режим городской застройки регулируется нормами ЗК и Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с этими законодательными актами градостроительство осуществляется исходя из экономических, природно-клима-тических и геологических условий местности. Основные направления градостроительной политики:экологически безопасное развитие городов,обеспечивающих реализацию прав граждан на экологически благоприятную природную среду, планировка.застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, развитие санитарно-курортных и других рекреационных территорий. В основе использования З.г.с. лежат: генеральные схемы расселения,схемы расселения, природопользования и территориальной организации регионов; генеральные планы территории,подведомственной местным органам самоуправления. Решающая роль в порядке использования З.г.с. отводится генеральным планам, проектам планировки и засхрой-ки города.

Гусев Р.К.,

ЗЕМЛИ ЗАПАСА

ЗЕМЛИ ЗАПАСА - земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользованиями которыми прекращено ввиду их использования не по целевому назначению, неэффективного использования и т.п. З.з. в основном не освоены, т.е. не включены в интенсивную хозяйственную эксплуатацию. Общая доля З.з. в составе земель РФ - 5,5%, а общая территория - 100,6 млн. га. Целевое предназначение З.з. не определено. Они служат резервом для расширения, пополнения других категорий земель и удовлетворяют различные нужды сельскохозяйственных предприятий,нередко используются для целей отгонного, пастбищного животноводства. В тех случаях, когда З.з. закрепляются в срочное или постоянное пользование каких-либо предприятий,организаций, они переводятся из З.з. в другие категории. З.з. находятся в ведение местных органов самоуправления. На них проводятся необходимые землеустроительные работы: выявляются новые территории для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного освоения, отводятся участки в натуре, проводятся топографо-геодези-ческие, почвенные, геоботанические и другие обследования.

Основное место расположения З.з. - территории Сибири, Дальнего Востока, районы Крайнего Севера.

Гусев Р.К.

ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА - земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нуждлесного хозяйства и лесной промышленности. ЛК в определенной мере идентифицировал понятия "З.л.ф." и "лесной фонд". В нем определено (ст. 7 ЛК), что все леса, за исключением расположенных на землях Минобороны РФ и землях населенных пунктов (поселений), а также З.л.ф., не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд. Границы лесного фонда устанавливаются путем отграничения З.л.ф. от иных земель. Включение земель в лесной фонд и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством. В состав З.л.ф. входят как лесные, так и нелесные земли. К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами. К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). З.л.ф. занимают почти половину территории РФ (59,0%).Общая площадь - 838,6 млн. га. Правовой режим З.л.ф. обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. Наиболее строгий режим использования и охраны установлен для лесов первой группы, менее строгий - для лесов третьей группы. Леса и З.л.ф. находятся в ведении органов управления лесным хозяйством. Федеральный орган лесного хозяйства - Рослесхоз, осуществляющий свою деятельность на основе положения, утвержденного постановлением Правительства РФ 25 декабря 1992г..

Гусев Р.К.

ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, предоставленные соответствующими государственными органами исполнительной власти в пользование или аренду предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Образуют самостоятельную категорию зе-. мель в составе земельного фонда. Субъектами права пользования ими выступают предприятия, учреждения, организации горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, железнодорожного, автомобильного транспорта, энергетики, связи, радиовещания, информатики и космического обеспечения, обороны, закрытые административно-территориальные образования. Правовой режим использования и охраны З.н.с.н. характеризуется общими чертами (однородными признаками), как-то: а) предоставленные для специальных целей,они используются в качестве пространственного (операционного) базиса - места для размещения промышленных предприятий, объектов железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта; б) преимущественно относятся к объектам государственной (причем чаще федеральной) собственности; в) повышенная экологическая опасность для населения и природной среды, создаваемая функционированием и эксплуатацией. размещаемых на этих землях экологически опасных объектов предопределяет необходимость создания вокруг объектов промышленности, транспорта, энергетики, обороны специальных охранно-защитных зон, запретных зон; г) порядок создания таких зон и охранный режим устанавливаются (с учетом потенциальной опасности) специальным.законодательством (например. ФЗ РФ от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", а также Закон РФ от 14 июня 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"); д) управление З.н.с.н. осуществляют в первую очередь ведомственно-отраслевые органы, МПС, Минобороны, ФПС; е) эти земли ввиду специальных далеко не однородных целей и задач их использования не образуют единого земельного массива по сравнению с землями сельскохозяйственного назначения, землями населенных пунктов. Они предоставляются в пользование очередями.

Гусев Р.К.

ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМСТВО

ЗЕМСТВО - в дореволюционной России система местного всесословного самоуправления, введенная в ходе Земской реформы 1864 г. по "Положению о губернских и уездных земских учреждениях". К 1916 г. земские учреждения действовали в 43 из 94 губерний и областей. В основу выборов положен принцип имущественного ценза и куриальной системы. 3. строились на принципах самоуправления (избрание руководителей органов, формирование структуры управления, определение основных направлений деятельности, подбор и обучение специалистов и др.) и самофинансирования. По Положению 1864 г. круг деятельности 3. был ограничен вопросами местного хозяйства; они получили право вводить специальные налоги для покрытия расходов, которые делились на "необязательные" и "обязательные" (дорожная, квартирная, подводная повинности, содержание гражданского управления, тюрем, мировых судов). Основная часть денежных поступлений шла от сборов с недвижимости (земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов и др.). Постановления 3., заключение займов, проекты смет, избрание на должность рассматривались и утверждались Министерством внутренних дел или губернатором. 3. ликвидированы в декабре 1917г. - июне 1918г. решениями местных органов советской власти.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной или иной личной заинтересованности, которое повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. УК относит З.д.п. к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285 УК). В соответствии с примечанием к ст. 285 УК должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию Осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распределительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах,органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Под государственными понимаются должности, установленные Конституцией РФ, а также конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (ст. 10 и 11 Конституции РФ; ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

З.д.п. могут быть признаны лишь такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Обязательный элемент объективной стороны данного преступления - вредные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. С субъективной стороны З.д.п. характеризуется умыслом, который может быть как прямым, так и косвенным. Для субъективной стороны данного преступления мотив (корыстная или иная личная заинтересованность) является ' обязательным признаком.

Наказание за З.д.п. зависит от занимаемой виновным должности и наступивших вредных последствий. Так, за З.д.п., повлекшее тяжкие последствия, установлено лишение свободы на срок До 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ст. 285 УК).

Аликперов Х.Д.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ - экономическое преступление. предусмотренное ст. 201 УК; направлено против интересов службы в коммерческой или иной организации, состоит в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо причинения вреда другим лицам, если это деяние нанесло существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Если указанное деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Во всех остальных случаях уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ

ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ - обозначение, способное отличать услуги од-них юридических или физических лиц от однородных услуг других. Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", или в силу международных договоров РФ. К правовой охране З.о. применяются те же правила, что и в отношении товарных знаков.

ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ

ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ - особая разновидность акций, предоставляющая ее владельцу, государству особые права с целью сохранения государственного контроля за приватизируемым предприятием. З.а. сыграла немаловажную роль в процессе приватизации государственных предприятий в европейских странах (например, Франция, Великобритания). Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций могут использовать специальное право на участие в управлении указанными ОАО путем выпуска З.а. Приняв решение об использовании З.а., перечисленные структуры назначают соответственно представителей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию ОАО. Последнее обязано уведомлять представителей о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня. Указанные представители помимо обычных прав акционеров имеют право вето при принятии общим собранием акционеров решения:а) о внесении изменений и дополнений в устав ОАО или об утверждении устава ОАО в новой редакции; б) о реорганизации ОАО; в) о ликвидации-ОАО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; г) об изменении уставного капитала ОАО; д) о заключении указанных в ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

З.а. выполняет свои функции до принятия решения (теми же органами, которые ее выпустили) о прекращении ее действия.

З.а. не подлежит обращению на рынке ценных бумаг. ;

Додонов В.Н.

ЗОЛОТОЙ СЕРТИФИКАТ

ЗОЛОТОЙ СЕРТИФИКАТ - именная государственная ценная бумага, выпускавшаяся РФ в 1993 г. и предоставлявшая ее держателю право по наступлении определенного в ней срока получить либо рыночную стоимость З.с., рассчитанную как средняя цена 10 к гзо-лота пробы 0,9999 на Лондонском рынке в августе-сентябре 1994 г. в рублях РФ, либо сами 10 кг золота, либо иные государственные ценные бумаги Правительства РФ. Выпуск и обращение З.с. регламентировались Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов РФ золотых сертификатов 1993 г. (утверждены постановлением Совета Министров РФ от 25 сентября 1993 г. № 980).

ЗОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ

ЗОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ - территория, в пределах которой конкретной таможне поручено в полном объеме выполнять таможенное оформление, производящееся в специально определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель и получатель товаров либо их структурное подразделение. Границы осуществления деятельности таможни определяются ГТК. Они могут совпадать, а могут и не совпадать с административно-территориальными границами. Таможни подчиняются Региональному таможенному управлению, в зоне деятельности которого они территориально расположены. или непосредственно ГТК. Территория РФ поделена на таможенные регионы, в границах которых действуют соответствующие региональные таможенные управления. Дикан.оваТ.А.

ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - часть территории государства, на которой любые материальные ценности, являющиеся предметом внешнеторговых сделок, не подлежат таможенному контролю и не облагаются импортными пошлинами и сборами. За импортно-экспортными товарами в свободной зоне осуществляется лишь таможенный надзор. Для ввоза товара в свободную зону не требуется таможенная декларация. Коммерческая свободная зона создается в целях поощрения внешнеторговой деятельности в условиях значительных национальных различий в системах таможенных процедур. предусматривающих сбор налогов и пошлин. В такой зоне создаются условия лишь для сохранения потребительских свойств импортно-экспортных товаров. Товары могут подвергаться обработке; на их основе могут изготовляться новые изделия и продукты.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ - см. Свободная экономическая зона.

ЗОНИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

ЗОНИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ - разделение земель на участки с различными целевым назначением и правовым режимом использования. З.з. осуществляется в соответствии с планами развития территорий. Основные положения и принципы З.з. определяются Правительством РФ. Планы утверждаются постановлениями соответствующих органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления. Эти акты устанавливают правила в отношении: а) плотности застройки: б) основных параметров инженерно-транспортных коммуникаций, зеленых насажде-" ний, пешеходных путей, санитарно-за-щитных разрывов и иных структурных элементов недвижимости в градостроительстве; в) расположения социально-бытовых и культурных объектов для обслуживания населения;г) иного использования земель в поселениях. Решения о З.з. обязательны для исполнения независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Лит.: Земельное право: Учебник для юрид. вузов/Под редакцией проф. В.В. Петрова. М.,1995.

Жариков Ю.Г.

ЗОНЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЗОНЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - специальные зоны, создаваемые вдоль таможенной границы РФ (в аэропортах, на таможенных складах, складах в ременного хранения, магазинах беспошлинной торговли, грузовых терминалах, вокзалах и т.д.), в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов РФ и иных местах, определяемых ГТК в целях осуществления таможенного контроля. В пределах З.т.к. могут устанавливаться таможенные маршруты перемещения товаров и транспортных средств, согласовываемые с ФПС и МВД. Лица, перемещающие товары и транспортные средства, обязаны соблюдать в З.т.к. специальные правила, устанавливаемые законодательством РФ:останавливаться в определенных местах, предъявлять документы, необходимые для таможенных целей, и т.д. Осуществление коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы З.т.к. и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов РФ и под их контролем. Для доступа в З.т.к. требуется предварительное уведомление таможенных органов РФ. В З.т.к. исключается любая возможность изъятия товаров, минуя таможенный контроль. Ведется визуальное наблюдение за оперативной обстановкой.

Разновидность З.т.к. - внутренние таможенные зоны, к которым относятся пассажирские залы прилета и отлета международных аэропортов или секторов, залы морских и речных вокзалов, автостанций и железнодорожных вокзалов, помещения комплектовок, некоторые грузовые помещения. В З.т.к., организованных в пунктах международных пассажирских перевозок, может применяться двухканальный таможенный контроль (система зеленого и красного коридоров) в целях упрощения таможенного контроля пассажиров, развития туризма. Зеленый коридор - для тех, кто имеет при себе товары, которые могут быть оформлены беспошлинно. Все остальные должны выбрать красный коридор.

Диканова ТА.

ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ - признанные в установленном законом порядке участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые изменения природной среды, угрожающие здоровью населения,состоянию естественных экологических систем, генетическим фондам растений и животных. В соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2060-1 "Об охране окружающей природной среды" З.ч.э.с. объявляются органами законодательной государственной власти либо указом Президента РФ по представлению специально уполномоченных органов на основании заключения государственной экологической экспертизы. В З.ч.э.с. прекращается деятельность предприятий, учреждений, организаций, цехов, аг-1 регатов, оборудования, отрицательно влияющих на охрану природной среды, либо приостанавливается их работа в случае неблагоприятного влияния на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду; ограничиваются отдельные виды природопользования; проводятся оперативные мероприятия по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. Финансирование мероприятий по оздоровлению природной среды производится в первую очередь за счет министерств, ведомств, учреждений, организаций, виновных в наступившей деградации, либо за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Меры по обеспечению экологической безопасности населения в пределах З.ч.э.с. предусмотрены ФЗ РФ от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". З.ч.э.с. подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Гусев Р.К.

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ - участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. З.э.б. объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуа-. ции. В З.э.б. прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Гусев Р.К.

Предыдущая страница Следующая страница