Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "Л"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАЗУТЧИКИ

ЛАЗУТЧИКИ (соглядатаи, военные шпионы) лица. выполняющие тайные разведывательные операции в расположении войск или в тылу противника с целью сбора сведений, имеющих военное значение. Ст. 46 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны устанавливает, что "лицо из состава вооруженных сил. попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом". По законодательству РФ указанные лица подпадают под действие ст. 276 УК, которая за сбор и передачу иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну, по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. в регулировании правового положения Л. исходит из гуманитарных принципов, устанавливая, что даже "лазутчик, пойманный на месте. не может быть наказан без предварительного суда". Л.. возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый в плен. не подлежит никакой ответственности за свои прежние действия в указанном качестве. Л.следует отличать от военных разведчиков, входящих в состав комбатантов. :,

Волосов М.Е.

ЛАТИНСКИЙ НОТАРИАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ - 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение,придание юридической силы какому-либо акту, действию: 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Л., как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. Производится в форме удостоверительной надписи консула ("консульская Л.") (см. также Апостиль).

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕГАТ

ЛЕГАТ (лат. legatum)- 1) папский, апостолический представитель римско-католической церкви в других странах (т.е. за пределами Италии). Л. являющиеся дипломатическими представителями Ватикана (папы), именуются нунциями'. 2) в римском праве специально установленный завещателем в определенной форме дар. предназначенный конкретному лицу в качестве вычета из общей наследственной массы. Это лицо (легатарий) могло получить' Л. после уплаты из наследства всех лежащих на нем долгов: поэтому Л. не был безусловным завещательным распоряжением. Л. мог предусм. атривать передачу в пользу легатария какой-то веши или какого-то вещного права (сервитута) предоставление ему обязательств, вытекающих из наследства, а также мог заключать обязательство не препятствоватьосуществлению наследственных прав другими наследниками, учитывайте или иные условия. В современном наследственном праве аналогичный институт именуется завещательным отказом.

ЛЕГИСТЫ

ЛЕГИСТЫ - средневековые юристы, противопоставлявшие светское римское право каноническому (церковному) праву и феодальным обычаям; поддерживали усилившуюся королевскую власть в ее борьбе с юрисдикцией отдельных феодалов.

ЛЕГИТИМАЦИЯ

ЛЕГИТИМАЦИЯ - узаконение лица в качестве управомоченного по ценной бумаге. Л. может следовать из внешних признаков документа (формальная Л.) или из фактических обстоятельств, служащих основанием возникновения права собственности на документ (материальная Л.). Для ценных бумаг имеет особое значение правило о том, что формальная Л. определенного лица содержанием лишь самой ценной бумаги является достаточной не только для получения исполнения по этой бумаге, но и для признания такого лица ее собственником до тех пор. пока заинтересованным лицом не будет доказано иное.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. kgitt-mus - законный) обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене.

Л. как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XV11-XVIII вв., однако в активное употребление входит только в начале XIX в., когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие Л. приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти и территориальных границ государства всем международным сообществом.

Л. власти - это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической. Любая власть, если она издает законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время она может оставаться непризнанной народом. т.е. не быть легитимной (между тем в обществе может действовать не только не-легитимная. но и нелегальная власть, например власть теневиков, мафиозных структур).

М. Вебер предложил различать три "идеальных типа" Л.: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная Л. опирается на совокупность обычаев и привычку их придерживаться. Именно в эти рамки укладывается оправдание Л. монархии. Так, до 1879 г. во Франции для обоснования Л. королевской власти ссылались на традиционный принцип наследования, который рассматривался как исторический прецедент. Харизматическая Л. определяется преданностью субъектов (подданных) делу или личным качествам лидера. Примером может служить популярность генерала Ш. де Голля во Франции. который первым с момента учреждения в стране в 1970 г. III Республики начал использовать понятие Л. по отношению к политической власти.Рациональная Л. подразумевает соответствие действий политического режима тому принципу, с помощью которого он был установлен. Например, если речь идет о демократии, то действия властей должны соответствовать ее требованиям. Практически это может быть выражено в утверждении власти при помощи традиционных демократических институтов (.выборов, референдума.

Для поддержания Л. используются самые разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления: учет национальных традиций и обычаев: отделение политических институтов от армии; осуществление экономических и социальных программ: поддержка законности и правопорядка: популяризация личных качеств руководителей государства и правительства и др.

Ли-т.: Арон Р. Этапы социологической мысли. М.. 1993: Легитимность//Политические исследования. 1993, № 5;

Habermas I. Legitimation Crisis. Beacon Press, 1975; Sti1lman P. The Concept of Legitimacy//Polity, 1975. Vol. 7.

Жуковская Н.Ю.

ЛЕНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕСБИЯНСТВО

ЛЕСБИЯНСТВО - женский гомосексуализм. УК впервые в отечественной практике установил уголовную ответственность за Л. с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, как одно из насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК ). Однако в отличие от мужеложства юридическая практика еще не выработала четкого критерия того. какие именно действия лиц можно считать фактом Л.

ЛЕСНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ

ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ (лат. servi-tus (servitutus) - обязанность, обязательство, повинность) признанное в ряде стран право пользования чужими лесными угодьями в определенных пределах. Статьей 21 ЛК предусматриваются два вида Л.с.: а) публичный; б) частный. Под публичным Л.с. понимается право граждан свободно пребывать в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Данное право предоставляется на безвозмездной основе (бесплатно). Граждане имеют право собирать для своих нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, а также спортивных и туристических мероприятиях, охотиться, если это не запрещено законом. На граждан возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, засорения лесов. Публичный Л.с, может быть ограничен на основании договоров, актов органов местного самоуправления, актов государственных органов, а также судебных решений (частный Л.с.). Положения ГК РФ (в частности,ст.274),земельного и иного законодательства РФ применяются к Л.с. в той мере, в какой это не противоречит требованиям ЛК.

Гусев Р.К.

ЛЕСНОЙ ФОНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ - один из видов использования природных ресурсов, осуществляется на следующих установленных законодательством принципах: обеспечения непрерывного, неис-тощительного и рационального использования лесов; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов: установления порядка Л. в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, их месторасположения, природных и экономических условий: обеспечения условий для воспроизводства лесов, плотности Л.: соблюдения научно обоснованных норм пользования. В лесном. фонде могут осуществляться следующие основные виды Л.: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второсте-пенныхлесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых. сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.). К побочным видам Л. относятся: сенокошение; пастьба скота; размещение ульев и пасек: заготовка древесных соков: заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор меха. лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного Л., перечень которых утверждается федеральными органами управления лесным хозяйством. Кроме того, участки лесного фонда могут использоваться для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских целей, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Участки лесного фонда могут использоваться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов Л. одному или нескольким лесопользователям. Наряду с договорами (аренды, концессии бессрочного пользования)основаниями возникновения права Л. являются лицензии и лесорубочные билеты. Как особенности использования участков лесного фонда (при определении видов Л.), так и виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд. определяются ФЗ, иными нормативно-правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Гусев Р.К.

ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - граж-дане и юридические лица, которым предоставлено право пользоваться участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Указанные права возникают у Л. на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера, лесного билета (ст. 24 ЛК). Объем правомочий Л. определяется видами лесопользования, его целевым характером, основанием возникновения этого права (общее или специальное).

С учетом принципа ограниченного оборота лесных ресурсов ЛК устанавливает для Л. особый порядок передачи (перехода) принадлежащих им прав. Л. в случаях и на условиях, определенных лесным законодательством РФ, вправе с согласия собственника лесного фонда передать право пользования участком лесного фонда или участком леса. не входящего в лесной фонд по договору. В случае смерти гражданина-Л. принадлежащее ему право переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица-Л. это право переходит к его правопреемнику. Причем законом установлено, что права конкретного Л. могут переходить только к одному лицу при условии сохранения цели использования соответствующих лесных участков, наличия у правопреемника необходимых средств для их осуществления, а при необходимости и лицензии. Л. не может передать права, предоставленным ему в соответствии с договором концессии участка лесного фонда.

Л. законом предоставляется право: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых в пользование; пользоваться лесом в установленных пределах: возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием; иметь другие права, если их реализация не противоречиттре-бованиям лесного законодательства РФ. При этом Л. обязаны осуществлять ле-сопользование в соответствии с требованием лесного законодательства; соблюдать условия договора, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета: не допускать нанесения вреда здоровью граждан и природной среде; соблюдать правила пожарной безопасности; вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, на состояние других природных объектов; проводить очистку лесосек от пору-бочных остатков; осуществлять лесовос-становительные мероприятия в сроки и на условиях, указанных'в договорах, в лесорубочном билете, ордере, лесном билете своевременно вносить платежи за пользование лесом; соблюдать санитарные правила и выполнять иные требования.

Гусев Р.К.

ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ, ОРДЕР, ЛЕСНОЙ БИЛЕТ

ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ, ОРДЕР, ЛЕСНОЙ БИЛЕТ - документы, удостоверяющие право лесопользования. Согласно ст. 42 ЛК лесопользова-ние допускается только на основании данных документов. Основание для их выдачи - договор безвозмездного пользования, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственный власти субъекта РФ.

Документы выдаются лесопользова-телю на срок до 1 года. а лесорубочный билет на заготовку живицы - на весь срок подсечки деревьев.

Документы предоставляют право осуществлять только указанные в них виды лесопользования, в установленном объеме (размерах) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет предоставляет право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов; выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Лесорубочные билеты выдаются, как правило, лесничествам, которые в свою очередь (на основании этого билета) могут выдавать ордера. Ордер дает лесопользователю право на отдельные виды заготовки и вывоз древесины, заготовки второстепенных лесных ресурсов. Лесничество на основании ордера (без лесорубочного билета) может отпускать древесину на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины. Лесной билет предоставляет право на все виды лесопользования, за исключением заготовки и вывоза древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на другие виды - лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Формы документов, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством... Гусев Р.К.

ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Является экономическим преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 173 УК. Максимальное наказание - 4 года лишения свободы. Под запрещенной понимается деятельность не только преступная, но и неразрешенная в соответствии с неуголовным законодательством. В криминалистике и правоприменительной практике Л. также принято называть один из способов совершения мошенничества, заключающийся в обманном завладении средствами. полученными в качестве кредита руководителями организации, которой на самом деле не существует.

Яни П.С.

ЛИЗИНГ

ЛИЗИНГ - см. Договор финансовой аренды.

ЛИНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

ЛИНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ - определяемая международными договорами и закрепленная национальными нормативными актами линия и проходящая по ней перпендикулярно к земной поверхности вертикальная плоскость, обозначающая пространственные пределы действия суверенитета государства. Технико-юридическое назначение этой линии состоит в отграничении сухопутной, водной и воздушной частей территории конкретного государства, а также ее недр от территориальных владений сопредельных государств, акватории открытого моря и находящейся над ним атмосферы. Первоначально прохождение Л.г.г. определяется посредством ее делимитации - словесного описания в международном договоре общего направления границы и графического изображения таковой на картах, прилагаемых к договору в качестве его неотъемлемой составной части. Затем Л.г.г. обозначается на местности установлением пограничных знаков или размечается иными способами (например, возводятся ограждения), что именуется демаркацией границ. Л.г.г., проложенная с учетом особенностей рельефа местности,характерных ориентиров,называется орографической: если участки границы состоят из прямых линий, проводимых между какими-либо фиксированными точками на поверхности суши, Л.г.г.называется геометрической,а при обозначении границы по географическим меридианам и параллелям - астрономической. На водоемах озерного типа Л.г.г. проводится по прямой линии, соединяющей конечные точки сухопутной границы на берегах таких водоемов; на пограничных судоходных реках Л.г.г. обычно совпадает с серединой главного фарватера или линией наибольших глубин (тальвегом), а на несудоходных проводится по середине их русла, на равном расстоянии от берегов. На морских акваториях Л.г.г. пролагается по правила-м отграничения вод территориального моря, установленным Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. на расстоянии, не превышающем 12 морских миль (22227,6 м) от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий, проведенных между наиболее выдающимися в море точками побережья в целях его спрямления. Изменения в Л.г.г. могут быть осуществлены по соглашению сопредельных государств с применением процедуры редемаркации или ее разновидности - ректификации (выпрямления).

Колосов М.Е.

ЛИСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИСТИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - выплачиваемое обладателю исключительного права на результат творческой деятельности (на средство индивидуализации) вознаграждение за возможность использовать такой результат (средство). Л.в. обычно устанавливается лицензионным договором. В большинстве случаев Л.в. выплачивается в виде денежных сумм. Однако не исключена передача (в виде Л.в.) и материальных ценностей.предоставление услуг, прав и т.д. Выплата денежных сумм может иметь форму паушальных (нем. pauschal - целиком, оптом) платежей: периодических отчислений - роялти; комбинированных платежей. При установлении Л.в. отдельные действия обладателя исключительного права (установление выплат после прекращения действия исключительного права. установление размера Л.в. исходя из использования объекта в целом при условии. что охраняемой является часть этого объекта, и т.д.) могут быть квалифицированы как злоупотребление. исключительным правом.

Лит.: Городисский М.Л. Лицензии во внешней торговле СССР. М., 1972; Иванов И.Д., Сергеев Ю.А. Патенты и лицензии в международных экономических отношениях. М., 1966; Сесекин Б.А. Определение расчетной цены лицензии. М., 1987:Штумпф Г. Лицензионный договор. М.,1988..

Сесекин В Б.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЦЕНЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЦЕНЗИЯ ОТКРЫТАЯ

ЛИЦЕНЗИЯ ОТКРЫТАЯ - лицензия на использование объекта промышленной собственности или селекционного достижения, предоставляемая любому заинтересованному лицу на основании заявления,поданного правооб-ладателем в уполномоченный государственный орган. Правообладатель предоставляет Л.о. в том случае, когда ранее заключенный договор не обременил его обязательством не предоставлять лицензию. Возможность подачи правооблада-телем заявления о предоставлении Л.о. предусмотрена законодательством ряда государств, в том числе и РФ. Согласно Патентному закону Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. №3517-1 патентообладатель может подать в Патентное ведомство заявление о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности. Пошлина за поддержание патента в силе снижается в этом случае на 50% с года, следующего за годом опубликования сведений о таком заявлении Патентным ведомством. Лицо, изъявившее желание использовать указанный объект промышленной собственности, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах. Споры по условиям договора рассматриваются Высшей патентной палатой. Заявление о предоставлении Л.о. подается и рассматривается в порядке,установленном Правилами подачи и рассмотрения заявления патентообладателя о предоставлении права на открытую лицензию и публикации сведений о таком заявлении, утвержденными Роспатентом 30 ноября 1994 г., и отзыву не подлежит. Предоставление Л.о. предусмотрено также Законом РФ от 6 августа 1993 г, № 5605-1 "О селекционных достижениях". В соответствии с этим Законом патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Госкомиссии заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя. Госкомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о предоставлении Л.о. с указанием размера платежей.

Сесекин В.Б.

ЛИЦЕНЗИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ

ЛИЦЕНЗИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ - си. Принудительная лицензия.

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ({{}}апатрид) индивид, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Лицо может быть апатридом в следующих случаях: а) по рождению, если оба родителя - лица без гражданства; в) при утрате гражданства одного государства и неприобретении другого; в) при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет ей автоматически гражданство мужа, а государство гражданства женщины заключение брака с иностранцем считает основанием для утраты гражданства. Апатриды полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают. В РФ их статус приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: никакое иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Апатриды не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (например. невозможность работы на определенных должностях). Безгражданство представляет собой правовую аномалию, поэтому государства стремятся уменьшить число апатридов. Закон РФ от 28 ноября 1991г. № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает,что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно Закону РФ поощряет приобретение гражданства РФ апатридами и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Вопросам безгражданства посвящены многосторонние конвенции: О статусе апатридов 1954 г., О гражданстве замужней женщины 1957 г., О сокращении безгражданства 1961 г.

Стародубцев Г.С.

ЛИЦО ФИЗИЧЕСКОЕ

ЛИЦО ФИЗИЧЕСКОЕ - см. Физическое лицо.

ЛИЦО ЮРИДИЧЕСКОЕ

ЛИЦО ЮРИДИЧЕСКОЕ - см. Юридическое лицо.

ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - см. Право на свободу и личную неприкосновенность.

ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГРАЖДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО

ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО - одна из мер пресечения в уголовном судопроизводстве РФ. Состоит в принятии-на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том. что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Число поручителей определяет орган, избирающий меру пресечения, но во всех случаях их не может быть менее двух. Конкретных лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый (подозреваемый) либо эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд, заявляя о своем желании поручиться за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого). В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые обвиняемого (подозреваемого), которые имеют на него достаточное влияние и в силу своего авторитета могут гарантировать его надлежащее поведение. В законе прямо указано, что поручителями могут быть только заслуживающие доверия лица. Решение о Л.п. в качестве меры пресечения оформляется постановлением органа дознания или следователя либо определением (постановлением)суда. Отбирая подписку о Л.п., должностное лицо ставит поручителя в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, и об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых мера была применена. В подобном случае на каждого поручителя суд может наложить денежное взыскание в размере до 1 МРОТ или применить меры общественного воздействия.

Сергеев А.И.

ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ - см. Страхование.

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЧНЫЕ ПРАВА

ЛИЧНЫЕ ПРАВА - см. Гражданские права.

ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР И ДОСМОТР ВЕЩЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЧНЫЙ ОБЫСК

ЛИЧНЫЙ ОБЫСК - следственное действие, заключающееся в отыскании в предметах одежды, обуви, носильных вещах человека, на его теле документов, других объектов (наркотики, боеприпасы, холодное, огнестрельное оружие и т.д.) и изъятии их. Информация о результатах исследования может быть использована в качестве доказательств по уголовному делу. Л.о. регламентирован ст. 172 УПК. При его проведении должны соблюдаться требования ст. 167-171 УПК, предъявляемые к производству обыска (см. Обыск). Л.о. может проводить лицо одного пола с обыскиваемым лицом в присутствии понятых того же пола. При необходимости обследования тела приглашается в качестве специалиста соответствующий врач. Без вынесения постановления о производстве Л.о. и без санкции прокурора Л.о. может быть проведен только в двух случаях: а) при задержании лица в порядке ст. 122 УПК в качестве подозреваемого или при заключении под стражу, б) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, где проводится обыск или выемка, скрывает на себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела.

Комлев Б.А.

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ({{}}заниматься определенной деятельностью) в уголовном праве РФ один из видов наказания; заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК). Должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления предусмотрены нормативно-правовыми актами и расширительному толкованию не подлежат. Профессиональная деятельность предполагает профессиональную подготовку, а иная - специальную подготовку, навыки, знания в сфере деятельности, которая нормативно урегулирована (охота, рыболовство, частная охранная деятельность и т.п.). Лишить осужденного права на свободный выбор должности или определенной деятельности можно только в течение указанного в приговоре времени. Срок Л.п.з.о.д. устанавливается дифференцирование в зависимости от того, применяется оно в качестве основного или дополнительного вида наказания. Для основного вида наказания установлен срок от 1 года до 5 лет, а для дополнительного - от 6 месяцев до 3 лет. Л.п.з.о.д. в качестве дополнительного наказания (как и основное наказание) может быть предусмотрено в санкции соответствующей статьи УК. Но в отличие от других дополнительных наказаний (например, штрафа) оно может назначаться и в случаях, когда не предусмотрено санкцией соответствующей статьи. Основанием для этого является признание судом невозможным сохранить за виновным право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. К такому выводу суд приходит, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личности виновного. Названное положение закона предоставляет суду дополнительную возможность предупредить совершение новых преступлений, связанных с использованием служебного положения или с занятием определенной деятельностью. Установленные в УК правила исчисления сроков отбывания Л.п.з.о.д. как дополнительного наказания дифференцированы в зависимости от вида основного наказания. В случае назначения его в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения Л.п.з.о.д. в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы на определенный срок оно распространяется на все время их отбывания, но при этом его срок исчисляется начиная с момента их отбытия.

Минская В.С.

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ,КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ,КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД - дополнительное наказание (ч. 3 ст. 45 УК): заключается в моральном воздействии на осужденного и лишении его на- всегда права на преимущества и льготы, установленные в связи с наличием воинских, специальных или почетных званий, применяется судом при осуждении за совершение только тяжкого или особо тяжкого преступления с обязательным учетом личности виновного (ст. 48 УК). Порядок присвоения и лишения специальных званий и классных чинов работникам ряда ведомств (органов внутренних дел. прокуратуры, суда. ФСБ, таможенной. дипломатической, налоговой службы и т.д.) и предоставления на этом основании льгот и преимуществ регламентируется нормативно-правовыми актами: Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. с изменениями от 24 декабря 1993 г., ФЗ РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающим воинские звания: Положением о государственных наградах, устанавливающим такие награды, как звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ. почетные звания РФ. Судне может лишать осужденных званий, которые подтверждают профессиональный уровень, признанный государством (например, ученых степеней и званий,спортивных званий, профессиональных квалификационных разрядов и др.).

Минская B.C.

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА - вид административного взыскания за административные правонарушения. налагаемый на гражданина управомоченным органом (должностным лицом): выражается в ограничении права заниматься определенной деятельностью в течение назначенного срока - от 15 дней до 3 лет (ст. 30 КоАП). Существует три вида Л.с.п.. а именно лишение права: а) управлять транспортными средствами: б) охотиться: в) эксплуатировать радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства. Законом предусмотрены определенные пределы применения этого вида административного взыскания. Так, нельзя лишить права управления средствами транспорта лиц. которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от освидетельствования на состояние опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота - основной источник существования. Лишение прав предусматривается за грубые нарушения дорожного движения, грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин, нарушение правил плавания, нарушение правил охоты, нарушение правил регистрации, проектирования.строительства, установки, эксплуатации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Полномочие Л.с.п. предоставлено: права на управление автотранспортом, городским автомобильным и электротранспортом - органам внутренних дел: тракторами, комбайнами и другими самодвижущимися сельскохозяйственными машинами - органам гостехнадзора: маломерными судами - органам государственной инспекции по маломерным судам: права охоты - органам. осуществляющим надзор за соблюдением правил охоты: права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств - органам государственный надзора за связью. Исполнение административного взыскания в виде Л.с.п., предоставленного данному гражданину, осуществляется в порядке особого производства, порядок которого регламентирован ст. 294-298 КоАП. Колодкин Л.М.

ЛОББИЗМ

ЛОББИЗМ (англ. lobbism от lobby - кулуары) в широком смысле нацеленная на отстаивание и проведение в жизнь интересов определенных социальных групп деятельность в государственных органах представителей негосударственных организаций, выражающих такие интересы. В более узком смысле подЛ. понимают воздействие на депутатов парламента путем личного или письменного обращения или другим способом (организация массовых петиций. потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения определенного законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Л. по сути представляет собой одну из форм реализации конституционного права граждан участвовать в управлении своей страной. Возник в США, ныне существует во всех демократических странах. Поскольку Л. на практике нередко оказывается связанным с коррупцией, в ряде стран принято законодательство, строго регулирующее методы лоббистской деятельности. В США специальный закон о Л. был принят в 1946 г., он предусматривает регистрацию лоббистских организаций.

В РФ правовое регулирование Л. отсутствует. Осенью 1995 г. ГД рассмотрела и не смогла одобрить в первом чтении проект ФЗ о регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти.

ЛОКАУТ

ЛОКАУТ (англ. lockout -букв.: запирать дверь перед кем-либо) увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным, трудовым спором, и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства. ФЗ РФ от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" запрещает Л. в процессе урегулирования коллективного трудового спора, в том числе при проведении забастовки.

ЛОМБАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОМБАРДНЫЙ КРЕДИТ

1) краткосрочный кредит, предоставляемый под заклад высоколиквидного движимого имущества, обычно - благородных металлов, драгоценных камней, иностранной валюты и ценных бумаг: 2) кредит, предоставляемый ЦБ коммерческим банкам под залог государственных ценных бумаг на основании договора Л.к. В настоящее время Л.к. во втором значении предоставляется только под залог государственных ценных бумаг. Порядок его предоставления регламентируется Положением о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам, утвержденным приказом ЦБ от 13 марта 1996 г. № 02-63 (в ред. Указания ЦБ от 15 апреля 1999 г. № 544-У).

ЛОМБРОЗО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОТЕРЕЙНЫЙ БИЛЕТ

ЛОТЕРЕЙНЫЙ БИЛЕТ - ценная бумага на предъявителя, удостоверяющая право требования проведения тиража или право определения его собственником своего правового положения по отношению к выигрышу или проигрышу. а также (при условии, что на него пал выигрыш) - право требования выплаты (выдачи) данного выигрыша. Хотя согласно Положению о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденному постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78, Л.б. ценной бумагой не признается, тем не менее он обладает всеми признаками ценной бумаги, предусмотренными ст. 142 и 147 ГК РФ. Единственным обстоятельством, не позволяющим рассматривать его как ценную бумагу,является то,что он прямо не обозначен законом как ценная бу-' мага. Поэтому Л.б. будет правильнее называть документом на предъявителя,обладающим свойствами ценной бумаги.

ЛОТЕРЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮСТРАЦИЯ

ЛЮСТРАЦИЯ (лат. lustratio - очищение) в ряде восточноевропейских государств (Венгрия, Чехия, Эстония, Латвия, Румыния) особая процедура проверки лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также кандидатов на эти должности на предмет их принадлежности в прошлом к руководству коммунистических партий, службам государственной безопасности или на предмет сотрудничества с этими службами. Эта проверка проводится на основании специальных законов о Л. (приняты в 1990-1993 гг.), запретивших лицам, скомпрометировавшим себя сотрудничеством с тоталитарным режимом, занимать определенный перечень государственных должностей, в том числе избиратся в органы представительной власти. Проверка осуществляется, как правило, специальными органами по Л. (например, в Венгрии это комитеты, избираемые парламентом в составе 3 судей). Если в ходе Л. устанавливаются факты сотрудничества лица, занимающего ответственный пост, с тоталитарным режимом, ему предоставляется выбор между добровольным уходом в отставку с сохранением тайны выявленных фактов и принудительной отставкой с публичным оглашением компрометирующей информации.

Предыдущая страница Следующая страница