Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАГ"-"МЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАГ"-"МЕЛ")

МАГАЗИН БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ

МАГАЗИН БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ - таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами РФ) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики. В развитие соответствующих норм ТК (ст. 52-57)приказом ГТК от 9 июня 1994 г. № 256 было утверждено специальное Положение о магазинах беспошлинной торговли.

М.б.т. могут учреждаться в пунктах пропуска через границу РФ, предназначенных для пересечения границы физическими лицами. Территория М.б.т. (торговых залов, подсобных помещений и склада) является зоной таможенного контроля. В соответствии со ст. 53 ТК и указанным Положением в магазинах беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, кроме тех, которые запрещены к ввозу в РФ, вывозу из нее, а также иных товаров, перечень которых может определить ГТК.

Особенности беспошлинной торговли проявляются в сравнении с другими таможенными режимами, в частности с режимом таможенного склада. От последнего М.б.т. отличается главным образом целью помещения под таможенный режим - не для хранения товаров в течение определенного срока, а для его оперативной продажи. Товары, приобретенные в М.б.т., должны быть вывезены за пределы таможенной территории РФ. Основное отличие таможенного М.б.т. от режима импорта состоит в том, что товар иностранного производства реализуется на таможенной территории РФ без взимания таможенных платежей. Однако в качестве объекта режима М.б.т. могут выступать как товары иностранного происхождения, так и отечественные. Те и другие предназначаются только для физических лиц. Ответственность за соблюдение условий использования таможенного режима, в том числе за уплату таможенных платежей, несет лицо, владеющее М.б.т.

Статья 54 ТК предусматривает, что М.б.т. учреждаются и могут осуществляться только российскими лицами при наличии соответствующей лицензии ГТК. Лицензия на право учреждения М.б.т. выдается владельцу помещения, находящегося в пункте пропуска либо на прилегающей к нему территории в регионе деятельности одной таможни или одного таможенного поста, если этот пост имеет свой регион деятельности.

Таможня, в зоне деятельности которой функционирует М.б.т., вправе устанавливать соответствующие конкретные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина. Они не могут допускать изъятия товаров, помещенных под таможенный режим М.б.т. (помимо таможенного контроля), должны обеспечивать сохранность таких товаров и невозможность доступа к ним посторонних лиц. Срок действия лицензии составляет 3 года. Передаче другому лицу она не подлежит. Владелец М.б.т. обязан соблюдать условия лицензии и выполнять требования таможенных органов, представлять им соответствующую отчетность.

Анисимов Л.Н.

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАГИСТРАТ

МАГИСТРАТ - в России XVIII-XIX вв. орган городского сословного управления. созданный впервые в 1720 г. Избирался из крупного купечества и других представителей городских верхов ("первостатейных граждан"). В 1775 г. М. преобразованы в суды для городских сословий. С 1860-х гг. в ходе осуществления судебной реформы М. были постепенно ликвидированы.

В современной Германии- коллегиальный исполнительный орган местного самоуправления. Формируется на низовом уровне в землях Гессен, Бремен, а также в городских общинах земли

Шлезвиг-Тольштейн (город Киль, Франкфурт, Висбаден и др.). М. избирается местным представительным органом из своего состава и включает 6-12 членов, в том числе бургомистра.

МАГИСТРАТУРА

1 совокупность высших должностей в Древнем Риме. В римском государстве периода республики магистраты - это должностные лица, в руках которых сосредоточивалась административная власть. Различались магистраты ординарные и экстраординарные. Первые существовали для управления текущими делами государства, вторые создавались в чрезвычайных случаях. Ординарными магистратами являлись консулы, трибуны, преторы, эдилы, квесторы и цензоры; экстраординарными магистратами были диктаторы. Магистраты избирались так называемыми народными собраниями и исполняли свои обязанности непродолжительное время, как правило в течение года, и безвозмездно. На каждую должность одновременно избиралось несколько лиц, взаимно ограничивавших друг друга. Каждый магистрат обладал необходимой полнотой власти, но другой магистрат, занимавший одноименную либо высшую должность, мог приостановить распоряжение первого, наложив на него вето. Магистраты могли быть привлечены к ответственности лишь по окончании срока их полномочий. В Римской империи М. постепенно утратила всякое значение; ее функции перешли к императору и его бюрократическому аппарату.

2) В современных западных государствах термин "М." означает: а) корпорацию чиновников, непосредственно отправляющих функции суда и прокурорского надзора (Франция); б) совокупность всех государственных чиновников, а не только судебных (США).

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКЛЕР

МАКЛЕР - организация или отдельное лицо, посредничающее при заключении договоров купли-продажи акций и облигаций на биржах фондовых. Также посредник в купле-продаже переводных векселей, подыскании лиц. одалживающих деньги на краткие сроки, во фрахтовании судов. В современной биржевой практике термин "М." почти повсеместно вытеснен термином "брокер" к приобрел другой смысл. Как правило, в биржевых торгах М. участвуют через брокеров. Выделение М. в составе лиц, осуществляющих биржевую деятельность, сохраняется в Англии. В других сферах предпринимательской деятельности вместо термина "М." используется термин "агент". Биржевой М. совершает сделки за счет собственных средств в интересах дилерских, биржевых, иных финансовых (инвестиционных) фирм или клиентов. М. специализируются по типам покупаемых и продаваемых акций, получают доход от разницы между ценой продажи и ценой покупки акций.

МАНДАТ

МАНДАТ (представительский, депутатский)

(лат. mandatum - поручение) - документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата какого-либо представительного учреждения, а также публичную функцию, которая возлагается на депутата выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами. В демократическом государстве правомочия М. включают депутатскую неприкосновенность (иммунитет) и право на вознаграждение за депутатскую деятельность (индемнитет. М. определяет также форму взаимоотношений депутата с его избирателями. В большинстве государств принят так называемый общенациональный М., в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-либо определенного избирательного округа. В своей деятельности он не может быть связан никаким наказом (императивным М.) и не подлежит отзыву до истечения срока его М. В конституциях многих государств (Италия, Германия, Франция и др.) содержатся предписания, прямо запрещающие императивный М. В государствах советского типа конституции устанавливают импе-ративныйМ., т.е. ответственность депутата перед своими избирателями, которые имеют право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях (см. также Наказы избирателей, Национальное представительство).

МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ

МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ - в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых из числа депутатов в начале работы первой сессии данного органа. Проверяет полномочия депутатов и представляет на рассмотрение представительного органа предложения о признании их полномочий,а в случае нарушений законодательства - о признании выборов отдельных депутатов недействительными. М.к. также дает заключения по всем вопросам, связанным с досрочным прекращением депутатом своих обязанностей. Порядок создания и деятельности М.к. определяется регламентом соответствующего представительного органа (палаты парламента). В ФС М.к. образуется только в ГД. В СФ предварительное рассмотрение вопросов о полномочиях его членов входит в компетенцию Комиссии по регламенту и парламентских процедурам. М.к. ГД образуется на срок ее полномочий и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета ГД. При формировании М.к. должен соблюдаться принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

МАНИФЕСТ

МАНИФЕСТ (лат. manifestum - призыв)

1) особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению. Принимается в связи с каким-либо важным политическим событием, торжественной датой и т.п.; 2) документ, содержащий перечень коносаментов. Представляется судовой администрацией таможенным органам, стивидорным компаниям, осуществляющим погрузку и выгрузку в порту назначения. Составляется по данным коносаментов и содержит: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование.сведения о массе, объеме и количестве груза по каждому коносаменту, наименование отправителей и получателей груза, маркировку груза, ставку и сумму фрахта.

МАНУ ЗАКОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ - действия большого скопления народа, массы людей, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также вооруженным сопротивлением представителям власти. Призывы к М.б. представляют собой публичное обращение к широкому кругу людей, к толпе с целью оказать на них соответствующее воздействие. Организатор М.б. собирает и сплачивает толпу, объединяет ее и руководит преступными действиями. М.б. - преступление против общественной безопасности (предусмотрено ст. 212 УК.

М.б. дезорганизуют работу транс-порта, препятствуют нормальному функционированию органов власти и управления, нарушают общественный порядок и общественную безопасность М.б. могут совершаться в одной из еле дующих форм: организация: участие призывы к активному неподчинению за конным требованиям представителей властей.

Преступление является оконченным с момента организации М.б., участия в них или с момента обращения с призывами. Насилие, уничтожение или повреждение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, вооруженное сопротивление представителям власти охватывается составом М.б., и дополнительная квалификация не требуется. Если же в ходе М.б. совершается убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, бандитизм, хищение чужого имущества и т.д., то такие действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Организатор М.б. и лицо, обратившееся с призывом к М.б.. действуют с прямым умыслом. Участие в М.б. возможно как с прямым, так и с косвенным умыслом.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО - система правовых норм. обеспечивающих воздействие государства на общественные отношения путем их прямого, непосредственного правового регулирования. От М.п. принято отличать процессуальное право, которым закрепляют формы и порядок реализации М.п., условия его защиты. М.п. подразделяется с учетом иерархии норм и предмета регулирования на отрасли(конституционное, гражданское, трудовое, административное, уголовное и др.) и институты права (избирательное, пенсионное, право собственности и др.). М.п. отражает экономические отношения в государстве и политический строй, обслуживает их, изменяясь вместе с ними. Переход от централизованной экономики советского государства к экономике свободных рыночных отношений потребовал существенных реформ многих отраслей М.п. В период реформ первой половины 90-х гг. были приняты новые ГК РФ, УК и другие крупные законодательные акты.

. Бойков АД.

МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ

МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ - хозяйственное товарищество или общество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале другого хозяйственного общества либо в соответствии с заключенным между ними договором или иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким дочерним, хозяйственным обществом (п. 1 ст. 105 ГК РФ). Действующее законодательство РФ называет М.к. "основным" хозяйственным обществом. Понятие М.к. широко используется в зарубежном законодательстве о компаниях (корпорациях), в том числе в директивах ЕС по праву компаний, а также в налоговом законодательстве. В американском праве они называются холдинговыми (держательскими) компаниями. М.к. контролирует деятельность своих дочерних хозяйственных обществ, фактически определяя их действия в гражданском обороте, а потому при определенных законом условиях должна нести по их сделкам субси-диарную или солидарную ответственность (п. 2 ст. 105 ГКРФ). В остальном М.к. являются обычными хозяйственными товариществами или обществами. Понятие М.к. имеет юридический смысл только в отношениях с дочерними компаниями (дочерними хозяйственными обществами).

Суханов Е.А.

МАФИЯ

МАФИЯ - наименование одной из самостоятельных преступных организаций итальянского криминального мира. Распространение этого наименования на другие структуры подобного рода и даже на все криминальное явление, каким является организованная преступность, не случайно - всем им присущи одинаковые принципиальные признаки.

М., являющаяся в настоящее время мощной преступной организацией транснационального типа, возникла в конце XVIII в. на юге Италии, в Сицилии.

. Для М. характерны установление контроля над определенной территорией и определенной сферой преступной деятельности, сращивание с государственной и политической властью. М. обладает отлаженной организационной системой. состоящей из кланов: представители этих кланов составляют объединенный совет. Возглавляют М. высший совет (купола) и его глава. Приему в организацию предшествует тщательная проверка кандидата(предпочитаются совершившие преступление - учитывается число и тяжесть преступлений), обязательны (под страхом смерти)требования о круговой поруке и молчании (закон "омерте"), беспрекословное выполнение приказа. Постепенном, распространила свое влияние на континентальную Италию, где поддерживает преступные контакты с другими организованными формированиями - "Каморрой", "Ндранге-той", "Ла нова сакра корона унита". Все итальянские преступные организации, составляющие, по существу, единую организованную преступность,автономны и самостоятельны, хотя члены одних из них могут состоять в других. Итальянская М.устойчиво связана с американской "Коза нострой" (в основе организации и деятельности последней те же положения, что и у итальянской).преступными структурами ряда стран Северной и Южной Америки. Азии. Установлены связи между итальянской и российской организованной преступностью.

Основными направлениями деятельности М. исторически являлись вооруженные нападения, убийства, террор, вымогательства. В современных условиях организованная преступность (в том числе М.) контролирует: незаконный оборот наркотиков и оружия, захват заложников и похищение людей, финансовые аферы и фальшивомонетничество, отмывание незаконно добытых средств; прибегает к давлению на власти.

Ванюшкин С.В.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ (МЭК) один из институтов (органов) созданного странами - членами СНГ в 1993 г. Экономического союза (ЭС): образован на основе особого Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета ЭС, заключенного 21 октября 1994 г. с целью обеспечения, рационального развития интеграционных процессов в рамках СНГ. МЭК является постоянно действующим органом ЭС; он призван координировать деятельность, осуществляемую на основе решений последнего; имеет также исполнительные, контрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, добровольно делегированных ему сторонами договора о создании ЭС. Руководящие органы МЭК: Президиум - высший орган (состоит из заместителей глав правительств участников ЭС, заседает не реже раза в квартал, рассматривает важнейшие межгосударственные вопросы экономического сотрудничества и определяет направления и сферы, нуждающиеся в принятии оперативных решений) и Коллегия - постоянный рабочий орган (состоит из полномочных представителей участников, принимает оперативные решения в рамках своей компетенции и руководит Аппаратом МЭК). При МЭК действуют также межгосударственные, межправительствен-ные координационно-консультативные органы, руководители которых могут участвовать в заседаниях Коллегии с правом совещательного голоса. Местонахождение МЭК - Москва.

Волосое М.Е.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ (MAP) филиал Международного банка реконструкции и развития (МБРР); образован по решению Банка в 1960г. специально для предоставления развивающимся странам (только членам МБРР) кредитов и займов на льготных условиях (иногда до 50 лет на беспроцентной основе). MAP имеет свой устав, но фактически управляется МБРР и нередко осуществляет совместное с Банком кредитование проектов. К 1995 г. членами MAP являлись 156 государств. Структура MAP: Совет управляющих; Исполнительный директорат: президент. Состав Совета и исполнительного директората тот же, что и у МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству персонал

МБРР. Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования. MAP располагает тремя основными источниками финансирования:прибыли МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Раз в 3 года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств MAP. Каждый финансируемый MAP проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте-государства или его территории.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ (МФК) член группы Всемирного банка, юридически и финансово независимая международная организация, являющаяся специализированным учреждением ООН. Членами МФК являются более 160 государств, включая РФ. Членство в МФК предполагает членство. в Международном банке реконструкции и развития (МБРР). В структуру МФК входят: Совет управляющих, директорат, президент, Банковская консультативная комиссия, Деловой консультативный комитет. Высший орган МФК - Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за исключением приема новых членов, исключения кого-либо, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам. Каждый управляющий МБРР (с заместителем) автоматически является управляющим МФК, если его страна входит в Корпорацию. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием МБРР. Директорат направляет текущую деятельность, состоит из 24 директоров

МБРР, чьи страны одновременно входят в Корпорацию. Президент МФК по должности является председателем директората Корпорации. МФК была реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями (региональные стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в секторах инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает исполнительный президент.

Цель МФК - содействие экономическому развитию стран-членов путем поощрения инвестиций частного капитала за границей, главным образом в развивающихся, а в последние годы и в восточноевропейских странах. МФК чаще всего дополняет частный капитал, не конкурируя с ним. По ее кредитам, предоставляемым частным предприятиям, не требуются (в отличие от кредитов МБРР) гарантии правительства. Срок их - до 15 лет, процентная ставка - на уровне мировых кредитных рынков, погашение осуществляется в той валюте, в которой был предоставлен заем. В последние годы МФК наряду со своей основной задачей поощрения частных капиталовложений активизировала деятельность в сфере технической помощи. Капитал МФК (650 млн. долл.) состоит из взносов стран-участниц(наиболыиие взносы сделаны США, Великобританией, Францией и другими развитыми странами). К источникам финансирования МФК относятся также кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках (см. также Международный банк реконструкции и развития.

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (МАГАТЭ) межправительственная организация, входящая на основе соглашения с ООН (1956) в общую систему Объединенных Наций. Основана в 1955 г., Устав принят в 1956 г. на международной конференции. Членами МАГАТЭ являются более 120 государств. МАГАТЭ уполномочено: поощрять и поддерживать изучение, развитие и практическое использование атомной энергии во всем мире в гражданских целях: посредничать в обмене услугами и материалами; поощрять обмен научной и технической информацией;предпринимать меры безопасности для предотвращения использования ядерных материалов в военных целях; вместе с отвечающими за эти вопросы органами и институтами системы ООН определять и устанавливать нормы в области безопасности и охраны здоровья. В структуру МАГАТЭ входят: Генеральная конференция, Совет управляющих, секретариат.

МАГАТЭ проводит специальные меры в области контроля выполнения государствами-членами добровольно взятых на себя обязательств по нераспространению ядерного оружия. В дополнение к инспекциям на местах они включают всесторонний учет ядерных материалов и оборудования на основе предоставляемых государствами-членами докладов, а также электронный контроль и другие технические мероприятия. Контроль со стороны МАГАТЭ осуществляется в соответствии с соглашениями между МАГАТЭ и странами-членами, которые заключаются, как правило, на основе договоров о двустороннем ядерном сотрудничестве и снабжении ядерными материалами и международных договоров, таких,как Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор Тлателолко или Договор Раротон-га. Гарантии МАГАТЭ распространяются приблизительно на 95% ядерных установок за пределами 5 государств, обладающих ядерным оружием (Великобритания, Китай, РФ, США и Франция). На небольшое число гражданских ядерных установок в этих 5 странах распространяются гарантии в рамках особых соглашений.

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ГАРАНТИЯМ

МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ГАРАНТИЯМ (МАИГ) дочерняя организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР), обладает юридической и финансовой независимостью. Основано в 1988 г. Цели МАИГ: поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы МБРР; предоставление гарантий, включая страхование и перестрахование некоммерческих рисков на инвестиции одного государства - членаМАИГв другом. К 1995 г. в МАИГ участвовало 120 государств. Основные органы: Совет управляющих, директорат, президент. Все полномочия по управлению МАИГ принадлежат Совету управляющих (1 управляющий, 1 заместитель), за исключением специально переданных другому органу. Совет управляющих может передавать свои полномочия директорату. Обычно Совет собирается на ежегодную сессию, но могут быть созваны и другие совещания. За текущую деятельность МАИГ отвечает директорат. Президент МБРР по должности является председателем директората. Президент МАИГ назначается директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим надзором директората. Важнейший источник финансирования - уставный капитал. МАИГ предоставляет выбираемым ею инвесторам гарантии на инвестиции в странах-членах (развивающихся странах) против потерь от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование от политического риска. К этому риску относятся запрет на вывоз валюты, экспроприация и подобные меры, нарушение договора, война, революция и гражданские беспорядки.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ОТКРЫТОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО - часть земной атмосферы, расположенная за внешним пределом территориального моря прибрежных государств и, следовательно, не входящая в состав территории какой бы то ни было страны. Согласно Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на О.в.п. распространяется свобода полетов всех государств, как прибрежных, так и неприбрежных. Находясь в О.в.п., воздушные суда подпадают под действие исключительной юрисдикции государства, в котором каждое из них зарегистрировано и имеет его национальность. Вместе с тем любое такое судно должно соответствовать требованиям, специально предусм. отренным на этот счет нормами международного права, содержащимися, в частности, в Приложении 2 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и касающимися летно-технических (технико-эксплуатационных) характеристик летательных аппаратов и соблюдения ими международных правил полетов. Подобная регламентация, т.е. ограничение свободы использования О.в.п., обусловлена необходимостью обеспечения безопасности деятельности гражданской авиации в интересах пассажиров, отправителей и получателей перевозимых ею грузов, людей и объектов, находящихся на земной поверхности в районе прохождения авиационных трасс, а также с точки зрения обеспечения экологической безопасности. О.в.п. следует отличать от другой правовой категории - открытого неба, юридический режим которого установлен Договором по открытому небу, заключенным 24 марта 1992 г. между РФ, Францией, Германией, Великобританией, Украиной, США, Канадой и некоторыми другими европейскими странами. Этим документом предусм. атривается возможность наблюдательных полетов над территорией государств-участников иностранных вооруженных самолетов, зарегистрированных в каком-либо из этих государств, причем цель таких полетов - получение данных об отсутствии либо наличии военных приготовлений в пределах наблюдаемой территории.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - физическое лицо, находящееся на службе секретариата международной межгосударственной (межправительственной) организации, член ее персонала, штатный сотрудник. Обычно в эту категорию лиц входят граждане государств - членов соответствующей организации, причем их статус, режим деятельности, должностные обязанности и т.п. определяются учредительными документами такой организации и правилами внутреннего регламента. Например, общие условия, определяемые по отношению к- Генеральному секретарю и членам персонала ООН, включают требование, запрещающее запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации, а также допускать действия, которые могли бы отразиться на их положении как М.д.л,, ответственных только перед нею.

При приеме на службу в качестве М.д.л. конкретного индивида кадровое подразделение международной организации руководствуется главным образом необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности кандидата (ст. 100 и 101 Устава ООН). В целях обеспечения безопасности М.д.л. нормами международного права предусмотрен комплекс специальных мер, которым посвящена Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. В состав таких лиц включены М.д.л. и иные агенты межправительственных международных организаций, а также проживающие вместе с ними члены их семей. Перечисленные лица имеют право на защиту.от нападения и иного преступления против их личности, свободы и достоинства, а также от противоправных действий в отношении официальных и жилых помещений и используемых ими транспортных средств.

Волосов М.Е.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО - см. Уголовное право международное.

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ - международный судебный механизм и процедура, создаваемые мировым сообществом государств для рассмотрения уголовных деликтов и преступлений физических, и юридических лиц, имеющих международный характер. В качестве доктрины идея М.у.п. стала активно обсуждаться в XX в. Как известно, для расследования нацистских преступлений и преступлений японских милитаристов в итоге второй мировой войны были созданы два судебных механизма - в Нюрнберге и Токио. Процессы, получившие наименование "Нюрнбергский" и "Токийский", осудили лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против мира и человечности. Но это были процессы и соответствующие механизмы для конкретных случаев (ad hoc). В феврале 1993 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о создании Международного трибунала для расследования военных преступлений в Югославии. Однако и здесь речь шла о судебном разбирательстве ad hoc. Но те же трагические события межэтнических и межконфессиональных столкновений в Югославии резко активизировали вопрос о создании постоянного Международного уголовного суда. Впервые Генеральная Ассамблея ООН рассматривала его еще в 1948 г.. когда призвала Комиссию международного права ООН обсудить этот вопрос. В начале 50-х гг. Комиссия подготовила проект Статута суда. Однако дальше дело тогда не пошло. Члены ООН ссылались на необходимость принять сначала определение агрессии, а затем разработать проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Определение агрессии было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1974г., а работа над Кодексом еще не завершена. С тех пор появлялся не один проект Статута, подготовленный как индивидуально. так и группами экспертов. Одновременно многие государства пришли к мнению, что такой суд следует создать безотлагательно. Это мнение было отражено в резолюции специального заседания 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 г., уполномочивающей Комиссию международного права подготовить проект Статута постоянного Международного уголовного суда. Предполагается, что он может быть наделен юрисдикцией хотя бы в отношении преступлений, предусмотренных действующими конвенциями (геноцид, расизм и расовая дискриминация и т.д.).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ - см. Конференция межправительственная.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРА-ВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера. созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных соответствующим учредительным документом, и развития всестороннего сотрудничества государств. По правовому статусу различают международные межправительственные" международные неправительственные организации, а по географическому признаку - также всемирные и региональные М.о. (см. также Право международных операций).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ - расчеты юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), находящихся на территории РФ, с юридическими и физическими лицами, находящимися на территории других государств, за приобретенные (проданные) ими товары (работы, услуги). Особенность правового регулирования М.р. заключается прежде всего в том. что при их проведении в платежной операции могут принимать участие субъекты международного права - государства и их органы. национальные банки, международные финансовые организации, а также иностранные юридические и физические лица. Технологически эта особенность проявляется в том. что при проведении международного платежа расчетным центром может выступать, во-первых, национальный (государственный) банк. во-вторых, корреспондентская сеть коммерческих банков. При проведении расчетов и платежей с учреждениями банков других государств. находящимися вне юрисдикции РФ, участники расчетов руководствуются в своей работе целым рядом междуна-родно-правовых документов. Важно отметить. что все международные нормативные акты. ратифицированные РФ, имеют преимущественное положение по отношению к внутреннему законодательству нашей страны, и в случае возникновения коллизий, применяться должны нормы международного акта.

Правовую базу. регулирующую М.р., можно условно разделить на: а) нормативную базу специально созданных международных организаций:б)национальное законодательство иностранных государств в области расчетов: в) нормативную базу двусторонних соглашений РФ. Последнее, в большей своей части.представляет пакет межгосударственных соглашений со странами СНГ. Безусловно, это связано с особым режимом их взаимоотношений, в том числе и в расчетах.

Субъектами регулирования являются государства СНГ (в меньшей степени это затрагивает предпринимательский рынок). К наиболее заметным документам, регулирующим область М.р., относятся: утвержденные МТП Унифицированные правила: по инкассо (в ред. 1978 г.), для гарантий по первому требованию, для до-кументарных аккредитивов (в ред. 1994 г.). Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитных переводах, Единообразный закон о переводном и простом векселе (1930). Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств.

При осуществлении международного платежа применяются аккредитивная, инкассовая.чековая.вексельная формы расчетов, а также банковский перевод. Смирнов К.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ - см. Финансово-промышленная группа.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) межправительственная кре-дитно-финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов: содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР является (в составе Всемирного банка) специализированным учреждением ООН, однако, в соответствии с Уставом Банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, он независим в своих решениях. Цели МБРР; а) помощь в реконструкции и развитии территорий государств-членов путем содействия капиталовложениям в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, конверсии производственных предприятий; б) содействие частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях: в)содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержка равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций: г) организация займов или их гарантий с целью обеспечить приоритет реализации наиболее полезных и неотложных проектов независимо от их масштабов.

В Соглашении о МБРР излагаются основные принципы, определяющие его операции: он должен предоставлять займы только для производственных целей (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов,энергетика, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание, шоссейные и железные дороги, электросвязь, морские порты и энергетические установки) и уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам; каждый заем должен гарантироваться соответствующим правительством и, за исключением особых обстоятельств,предоставляться под конкретные проекты; МБРР должен убедиться, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях; использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене или странах-членах; решения Банка о предоставлении займов должны основываться только на экономических соображениях. С 1980 г. МБРР предоставляет займы в поддержку программ конкретных изменений политики и институционных реформ. С 1992 г. Банк выделяет кредиты РФ и другим странам СНГ. Руководящие и постоянные вспомогательные органы Банка: Совет управляющих, директора-исполнители (их 24), Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МБРР (состоит из 24 членов) и президент Банка. МБРР имеет отделение в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке. Членами МБРР являются около 180 стран, в том числе РФ. Штаб-квартира Банка расположена в Вашингтоне.

Бекяшев К.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) международная валютно-финансовая организация, специализированное учреждение ООН: создан в 1944 г. на международной ва-лютно-4)инансовой конференции в Брет-тон-Вудсе (приступил к деятельности с марта 1947 г.). В соответствии со ст. 1 Соглашения 1944 г. МВФ: а) содействует международному сотрудничеству путем обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий по международным валютным вопросам: б) способствует сбалансированному росту международной торговли и тем самым - повышению уровней занятости и реального дохода: в) проводит меры по стабилизации валют и упорядочению валютных отношений. включая противодействие конкурентному обесцениванию валют; г) содействует созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремится устранить валютные ограничения, препятствующие росту мировой торговли: д) временно предоставляет общие ресурсы Фонда государствам-членам при надлежащих гарантиях, с тем чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платежных балансов; е) осуществляет меры по сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов. Уставный капитал МВФ составляет около 150 млрд. долл. Он формируется за счет взносов государств-членов. Наибольшими квотами располагают США - 18,8, Великобритания - 6,5, ФРГ - 5,7. Франция - 4,7, Япония - 4,2%. Квота РФ составляет 3% уставного капитала. Фонд выполняет три основные функции. Во-первых, он следитза соблюдением "кодекса поведения", касающегося политики валютных курсов и ограничений в отношении платежей по текущим операциям. Во-вторых, он предоставляет членам Фонда финансовые ресурсы, с тем чтобы они могли соблюдать "кодекс поведения" в то время,когда они исправляют нарушения равновесия платежного баланса или стремятся избежать таких нарушений. В-третьих, он обеспечивает форум, на котором члены Фонда могут консультироваться друг с другом и сотрудничать по международным валютным вопросам. В апреле 1993 г.МВФ принял решение ввести в действие новый вид кредита - кредит системных преобразований для стран, которые испытывают трудности в связи с отменой централизованной системы внешней торговли и переходом к торговле по мировым ценам. Кредиты предоставляются в размере до 50% квоты сроком на 10 лет с началом погашения через 4,5 года на условияхзна-чительно более мягких, чем традиционный резервный кредит. Руководящие и постоянные вспомогательные органы МВФ; Совет управляющих, Временный комитет (состоит из 24 членов). Комитет по развитию. Исполнительный совет (состоит из 24 членов), директор-распорядитель, Фонд системной трансформации, Фонд компенсационного финансирования. Фонд структурной адаптации. В рамках МВФ функционирует институт, который организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран - членов МВФ. Членами МВФ являются 179 государств, в том числе РФ. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Бекяшев К.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ - см. Трибуналы международные.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ - см. Обычай международно-правовой.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (МСЭ) международная межправительственная организация: основан в 1865 г. как Международный телеграфный союз. В 1934 г., после подписания Международной конвенции электросвязи.стал именоваться МСЭ. Устав организации официально вступил в силу 1 июля 1994 г. (ратифицирован РФ 30 марта 1995 г.). МСЭ в качестве специализированного учреждения относится к системе Объединенных Наций. Цели МСЭ: сотрудничество в целях улучшения и рационального использования электросвязи; содействие технической помощи развивающимся странам:содействие развитию технических средств и их оптимальной эксплуатации: поощрение сотрудничества с другими международными организациями. В структуру МСЭ входят: Полномочная конференция; Административный совет;

Всемирная конференция по международным службам электросвязи; Сектор радиосвязи: Сектор стандартизации электросвязи; Сектор развития электросвязи; Генеральный секретариат; Совет по глобальным проблемам телекоммуникаций. В каждый из перечисленных секторов МСЭ входят соответствующие всемирные и региональные конференции, научные комиссии, директор, бюро и группа советников.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ИФАД) одно из специализированных учреждений ООН. Образован в 1977 г. Членами ИФАД являются около 160 государств, среди которых - развитые страны, развивающиеся страны - члены ОПЕК и развивающиеся страны, получающие помощь от указанных стран. РФ в ИФАД не участвует. Официальные цели Фонда состоят в том, чтобы мобилизовать дополнительные средства для развития сельского хозяйства путем осуществления проектов и программ, предназначенных для беднейшего сельского населения. Кредитная политика Фонда и критерии представления помощи государствам-членам предусматривают, что его средства должны использоваться на проекты, направленные на: увеличение производства продовольствия, занятости и дополнительных поступлений для бедных и безземельных фермеров. а также улучшение системы питания и распределения продовольствия. Местонахождение ИФАД - Рим.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ

УЧАСТНИКОВ СНГ - орган межпарламентского сотрудничества СНГ. созданный в интересах сближения законодательств государств - участников СНГ. Работа регулируется соглашением Верховных советов (парламентов) государств - участников СНГ "О межпарламентской ассамблее" от 27 марта 1992 г. и Регламентом Ассамблеи. Подготовлен проект Конвенции о Межпарламентской Ассамблее. По предложению ГД общая численность Ассамблеи установлена пропорционально численности государств - участников СНГ (всего 286 человек, в том числе от РФ- 148 голосов). Использует в своей работе опыт деятельности Европейского парламента и других международных межпарламентских, объединений. Важная часть работы Ассамблеи - подготовка модельных законодательных актов, на основе которых должны разрабатываться и национальные законы стран СНГ. Ассамблея принимает также заявления политического характера.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ - орган межпарламентского сотрудничества СНГ. созданный в интересах сближения законодательств государств - участников СНГ. Работа регулируется соглашением Верховных советов (парламентов) государств - участников СНГ "О межпарламентской ассамблее" от 27 марта 1992 г. и Регламентом Ассамблеи. Подготовлен проект Конвенции о Межпарламентской Ассамблее. По предложению ГД общая численность Ассамблеи установлена пропорционально численности государств - участников СНГ (всего 286 человек, в том числе от РФ- 148 голосов). Использует в своей работе опыт деятельности Европейского парламента и других международных межпарламентских, объединений. Важная часть работы Ассамблеи - подготовка модельных законодательных актов, на основе которых должны разрабатываться и национальные законы стран СНГ. Ассамблея принимает также заявления политического характера.

МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ

МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ - противоправное, безвозмездное, корыстное изъятие и обращение чужого имущества в пользу виновного в размере, не превышающем МРОТ. М.х. совершается путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением или мошенничества. Квалифицированным видом М.х., влекущим повышенные санкции, законом признаются деяния, повлекшие разукомплектование автомобилей. тракторов.сельскохозяйственной и иной техники при перевозках железнодорожным, водным или иным транспортом, а также в местах постоянного или временного хранения (ч. 2 ст. 49 КоАП). Ответственность за М.х. наступает с 16-летнего возраста. Для наступления ответственности за М.х. путем злоупотребления служебным положением требуется специальный субъект административной ответственности - должностное лицо (ст. 15 КоАП). При решении вопроса о квалификации хищения как административного правонарушения. предусмотренного ст. 49 КоАП. учитывается не только стоимость имущества (сырье, готовая продукция, ценные бумаги и т.п.), но и количество похищенного, объем, вес, значимость в данной ситуации. Дела о М.х. рассматривают судьи единолично, а в отношении.лиц, не достигших 18 лет, - комиссии по делам несовершеннолетних,.

Колодкин Л.М.

Предыдущая страница Следующая страница