Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЛ"-"МЭР")

МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО

МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО - административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и спокойствие граждан, выражающееся в игнорировании правил приличия и благопристойности. в пренебрежении интересами и правами окружающих лиц и общества в целом. В соответствии со ст. 158 КоАП М.х. признается нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия. Перечень таких действий в законе не дается, и под иными действиями по усмотрению уполномоченных органов и должностных лиц понимается широкий круг проступков, нарушающих общественный порядок на производстве, в быту. в культурно-просветительных учреждениях, на улицах и других общественных местах, на транспорте, в подъездах и квартирах домов, в загородной зоне и т.д. Обычно М.х. считаются действия. совершаемые в присутствии других граждан. Однако в качестве М.х. может рассматриваться нанесение непристойных надписей на стенах. заборах в ночное время в отсутствие очевидцев, элементы тайного вандализма и т.п. М.х. совершается умышленно. Ответственность за М.х. могут нести граждане. достигшие 16-летнего возраста. Мера административного взыскания за М.х. - штраф или исправительные работы в пределах, указанных в ст. 158 КоАП. Административный арест на срок до 15 суток применяется только судьей в случаях.если по обстоятельствам дела и с учетом личности правонарушителя применение иных мер признано недостаточным. М.х. отличается от хули-ганства, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ. отсутствием общественной опасности и меньшей степенью нарушения общественного порядка (Постановление Пленума ВС РСФСР от 24 декабря 1991 г. "О судебной практике по делам о хулиганстве"),

Колодкин Л.М.

МЕМОРАНДУМ

МЕМОРАНДУМ (лат. memorandus - достойный упоминания: memorandum - что надо помнить) вид письменного дипломатического акта. используемый в качестве официального документа при переписке между внутригосударственными и зарубежными органами внешних сношений или между правительствами различных государств. В отличие от других подобных дипломатических документов - нот и памятных записок, в которых предмет переписки обычно излагается в возможно более краткой форме, охватывается лишь в общих чертах, затрагивает наиболее существенную его часть, - в М. поднимаемые вопросы освещаются детально, проводится анализ соответствующих фактических данных, дается аргументация выводов, обосновывается позиция государства-адресанта, а также может вестись полемика с доводами, высказывавшимися другой стороной. М. может быть направлен как приложение к личной или вербальной дипломатической ноте; в иных случаях он направляется адресату в виде самостоятельного документа дипломатической переписки и передается(вручается)лично либо с курьером. В него не включаются обращение и заключительная протокольная формула вежливости - комплимент. не требуется заверения текста мастичной печатью отправителя. В последнее время М. используется как раз-новидность международного договора, устанавливающего согласованный порядок действий сторон. В таком случае М. подписывается представителями всех договаривающихся сторон.

Волосов М.Е.

МЕНА

МЕНА - см. Договор мены.

МЕРА НАКАЗАНИЯ

МЕРА НАКАЗАНИЯ - см. Наказание.

МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ - в уголовном процессе предусмотренные законом меры процессуального принуждения. применяемые к обвиняемому при наличии достаточных оснований считать, что он может скрыться от следствия или суда. или воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, или заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора. По сравнению с другими мерами процессуального принуждения (привод, отстранение от должности, наложение ареста на имущества и т.д.) М.п. наиболее существенно затрагивают права и ограничивают личную свободу человека. К М.п. относятся: подписка о невыезде, личное поручительство или поручительство общественных организаций, заключение под стражу, залог, наблюдение командования воинской части (по отношению к военнослужащим), отдача несовершеннолетнего под присмотр. Исчерпывающий перечень этих мер содержится в ст. 89 УПК (кроме последней, предусмотренной ст. 394 УПК). Не является М.п. обязательство являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.

В исключительных случаях М.п. может быть применена в отношении лица, подозреваемого в совершенном преступлении, и до предъявления ему обвинения. В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения М.п., иначе М.п. отменяется (ст. 90 УПК).

К обвиняемому (подозреваемому) применяется лишь одна из М.п.; она может быть изменена по ходу уголовного производства.

М.п. применяются на основе постановления лица. производящего дознание, следователя, прокурора либо определения суда. Эти акты необходимо мотивировать; в них должны содержаться указание на преступление, в котором подозревается данное лицо, и основание для примененной М.п. Заключение под стражу и залог применяются только с санкции прокурора или по определению суда. Постановление или определение объявляется лицу. в отношении которого оно вынесено; одновременно ему разъясняется порядок обжалования примененной М.п.

При разрешении вопроса о необходимости применить М.п., а также об избрании той или иной из них. лицо. производящее дознание, следователь, прокурор, суд обязаны принимать во внимание, помимо указанных выше обстоятельств, тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятии, возраст, состояние здоровья, семейное положение и т.п.

Крутских В.Е.

МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ - в таможенном праве ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - управление делами, главным образом местного значения, осуществляемое органами и должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими государственными органами и подотчетными последним (например, комиссарами Республики во Франции, префектами административных округов в Москве) либо исполнительными органами, избираемыми непосредственно населением (мэрами, исполнительными комитетами, старостами). Если мэр избирается муниципальным советом (а не гражданами) и находится под его непосредственным контролем, он становится частью местного самоуправления, а не М.у.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - совокупность приемов'и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во-первых, способом создания прав и обязанностей участников урегулированных правом общественных отношений, характером взаимосвязей субъектов права. Так, административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений власти и подчинения. Он характерен, например,для административного, у головно-испол-нительного права. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований. предъявляемых к участникам отношений. В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Основным методом регулирующего воздействия уголовного права является запрет совершать определенные деяния (действия или бездействия), опасные для общества, государства.отдельной личности. Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др. Метод определяется тем, на базе каких юридически значимых актов возникают правоотношения. В административном праве,например,они возникают на основе актов применения права,т.е. принимаемых полномочными органами властных актов индивидуального значения, в гражданском праве - на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами, в гражданском процессуальном праве - по заявлению (иску) лица или иного субъекта права, которому причинен моральный или материальный ущерб. Наконец, для М.п.р. характерны различные по содержанию и порядку назначения меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям правовых установлений (уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и иные санкции). М.п.р. конкретной отрасли права складывается из указанных компонентов. Различное сочетание таких компонентов создает отраслевой метод, определяет его специфику, которая отражается на всех институтах и нормах соответствующей отрасли права.

Пиголкин А.С.

МИЛИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНИСТЕРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНИСТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - лица, находящиеся на территории воюющих государств, но не входящие в состав ком-батантов. т.е. не состоящие на службе в регулярных вооруженных силах какой-либо из воюющих сторон и не принимающие непосредственного участия в боевых действиях. Права и интересы М.н. охраняются нормами международного права (где их еще именуют "покровительствуемые лица"), содержащимися, в частности, в Гаагских конвенциях о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949г., также в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 г.. принятых в 1977 г. Общие цели установленного на этой базе правового регулирования состоят в том, чтобы находящиеся в конфликте страны способствовали смягчению страданий М.н., порождаемых войной. Лица. относящиеся кМ.н.. при любых обстоятельствах имеют право на уважение к их личности, чести, семейным, правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям, на гуманное обращение, включая охрану от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Особо оговариваются права женщин на охрану от изнасилования, принуждения к занятию проституцией или любой другой формы покушения на их нравственность. Никакие меры принуждения физического или морального порядка не должны применяться к М.н. с целью получения от них каких-либо сведений. Воспрещается взятие заложников, применение репрессалий, ограбление, применения санкций клицу за правонарушение, совершенное не им лично. М.н. не может быть подвергнуто угону или депортации на территорию оккупирующего государства: оно не может принуждать М.н. служить в его вооруженных силах или вспомогательных кон-тингентах. Запрещается уничтожение движимого и недвижимого имущества, находящегося в индивидуальной или коллективной собственности таких лиц, если только это не является абсолютно необходимым для ведения военных операций. Любой иностранец, в том числе являющийся гражданином другой воюющей стороны, оказавшийся на территории противника, имеет право покинуть эту территорию при условии, что его выезд не противоречит государственным интересам страны его нахождения. Рассмотрение ходатайств этих лиц о выезде должно производиться в соответствии с установленными процедурами как можно быстрее.

Колосов М.Е.

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ - комплекс установленных международным правом процедурных способов и практических мер, которые могут быть предприняты в соответствующих случаях субъектами международного права (в основном государствами) для урегулирования возникших между ними разногласий без применения силы. Правовым фундаментом для использования указанных средств служит один из основных принципов международного права - принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный, в частности, в Уставе ООН, согласно которому все члены этой Организации "разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость",

Выработанные в процессе многовековой практики международного общения государств средства разрешения споров впервые получили нормативное закрепление в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений,предусматривающих в числе таких средств добрые услуги и посредничество, международные следственные комиссии, международный третейский суд. Принятый Лигой Наций в 1928 г. Общий акт о мирном разрешении споров дополнил этот перечень установлением обязательной юрисдикции Постоянной палаты международного правосудия, если межгосударственный спор не был урегулирован путем переговоров. Статья 33 Устава ООН предусматривает возможность использовать в качестве средств переговоры, обследование. посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям, а также иные подобные средства по выбору участников спора. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит положения о согласительной и обязательной процедурах в отношении межгосударственных споров в морской области, по которым не было достигнуто урегулирования, в том числе обращение в Международный трибунал по морскому праву.

В ст. 17 Устава СНГ записано:

"Государства-члены будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров посредством переговоров или достижению договоренностей о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора". Главный орган СНГ - Совет глав государств - управомочен "в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования" (ст. 18).

Волосов М.Е.

МИРНЫЙ ДОГОВОР

МИРНЫЙ ДОГОВОР - один из видов международного договора, который закрепляет соглашение находившихся в состоянии вооруженного конфликта субъектов международного права о прекращении военных действий и восстановлении мира. Являясь основным юридическим средством прекращения войны, М.д. обычно решает вопросы прохождения границы между договаривающимися сторонами, принадлежности тех или иных участков территории,урегулирования политических проблем, определения порядка демобилизации вооруженных сил. демилитаризации и(или) нейтрализации каких-либо пространств, уничтожения военных сооружений, всех или некоторых видов вооружений, сокращения их численности, а также вывода оккупационных войск. Весьма важное значение имеют разделы М.д.. посвященные улаживанию взаимных имущественных, финансовых и других претензий, вытекающих из вреда, причиненного в ходе военных действий, посредством установления системы компенсаций (ранее - контрибуции) - репарационных обязательств, реституций и т.д. Нередко М.д. используется как юридическая форма урегулирования послевоенных экономических, культурных и т.п. отношений между договаривающимися сторонами, для определения судьбы довоенных двух- и многосторонних международных договоров, военнопленных, перемещенных лиц. ответственности военных преступников.К числу процедурных вопросов.затрагиваемых при заключении М.д., следует отнести установление или возобновление дипломатических и(или) консульских отношений. Окончание второй мировой войны было юридически оформлено заключением в 1947г. на Парижской мирной конференции М.д. между державами-союзницами по антигитлеровской коалиции, с одной стороны, и Италией. Румынией, Болгарией, Венгрией и Финлянди- ей - с другой. Согласно положениям Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенного 12 сентября 1990г., "объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами", а Великобритания, США. СССР и Франция "прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом"..

От М.д. следует отличать другие юридические формы прекращения военных действий: перемирие, акт о капитуляции и прелиминарное мирное соглашение, имеющие временный или предварительный (до заключения М.д.) характер. Волосов М.Е.

МИРНЫЙ ПРОХОД В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ

МИРНЫЙ ПРОХОД В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ - установ-ленное международным правом изъятие из суверенитета прибрежного государства, осуществляемого им в территориальном море (территориальных водах): право гражданских и военных судов всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, плавать через это морское пространство с целью: а) пересечь его, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; либо б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или-у такого портового сооружения. Регулирование права мирного прохода осуществляется на основе Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982г.. согласно которым проход должен быть непрерывным и быстрым, хотя и может включать остановку и стоянку на якоре, если это связано с обычным плаванием, необходимо вследствие непреодолимой силы. бедствия или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие. Нахождение иностранных судов в территориальном море считается мирным проходом. если в действиях не усматривается: а) угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости; б) любых военных маневров. сбора информации в ущерб обороне или безопасности, актов пропаганды, имеющих те же цели: в) запуска, посадки или принятия на борт любого летательного аппарата или военного устройства, погрузки или выгрузки любого товара или валюты, посадки и выгрузки любого лица. вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам;г) преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды, рыболовной, исследовательской или гидрографической деятельности, создания помех функционированию систем связи или сооружений и установок прибрежного государства.

Иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством для регулирования судоходства в территориальном море в соответствии с нормами международного права. Приведенные положения инкорпорированы в национальное законодательство большинства прибрежных государств, детализированы и развиты. Это относится и к РФ (ФЗ РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 "О государственной границе Российской Федерации").

Волосов М.Е.

МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ - соглашение сторон о прекращении судебного спора на определенных условиях (чаще на основе взаимных уступок). Результатом заключения М.с. является окончание процесса без вынесения решения. М.с. возможно только по делам искового производства. При заключении М.с. стороны могут предусмотреть порядок распределения судебных расходов и расходов по оплате помощи адвоката и иных представителей сторон (ст. 93 ГПК). М.с. может быть заключено в суде как первой, так и кассационной инстанции, на стадии исполнительного производства. М.с, заключается под контролем суда. который отказывает в его утверждении, если оно противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Условия М.с., изложенные сторонами устно, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом и ответчиком. М.с.. представленное в письменном виде. приобщается к делу. В арбитражном процессе М.с. оформляется только в письменном виде (ст. 121 АПК). Об утверждении М.с. суд выносит определение. в котором излагаются его условия, а также прекращается производство по делу. Это определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы или опротестовано прокурором. Определение суда об утверждении М.с. и прекращении производства по делу по своему процессуальному значению аналогично судебному решению, и в случае неисполнения в добровольном порядке подлежит принудительному исполнению. ПрокудинаЛ.А.

МИРОВОЙ СУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИСДИМИНОР

МИСДИМИНОР (англ. misdemeanour) в уголовном праве США и Великобритании категория наименее опасных преступлений, граничащих с административными правонарушениями. Более опасные преступления носят название фелония.

МИССИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ

1) одна из категорий зарубежных органов внешних сношений - постоянное дипломатическое представительство. которое в отличие от посольства, возглавляемого Чрезвычайным и Полномочным Послом, возглавляется посланником или поверенным в делах, т.е. дипломатическими агентами 2-го и 3-го классов, хотя и выполняет те же функции представительского характера. Венская конвенция одипломатиче-ских сношениях 1961 г., определяющая юридический статус зарубежных органов внешних сношений всех категорий, круг их прав и обязанностей, не установила каких-либо различий в объеме таких прав. и в частности в том, что касается привилегий и иммунитетов. предоставляемых посольствам и М.д. Не проводит различий между таковыми и внутригосударственное право различных стран, в том числе и применимое законодательство РФ. Дипломатические отношения на уровне М.д. существовали ранее между СССР и Бельгией (1985- 1943), Болгарией (1943-1948). Швейцарией ('Э46-1955) и некоторыми другими странами.

2) Выполнение специально уполномоченным представителем (группой представителей) какого-либо субъекта международного права разового дипломатического поручения правительства или ведомства внешних сношений либо соответствующей международной организации. Такова, например, "Миссия Ярринга" - поручение, возложенное на шведского дипломата Генеральным секретарем ООН, в связи с резолюцией Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 г., направленной на установление и поддержание контактов между рядом арабских стран и Израилем.

Волосов М.Е.

МИССИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

МИССИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - особая категория зарубежных органов внешних сношений, которые имеют временный характер и направляются одним (или несколькими) государством в другое с согласия последнего для выполнения определенной задачи. В отличие от постоянных дипломатических представительств (посольств и миссий)и консульских учреждений М.с. наделяется обычно ограниченным кругом полномочий,выполняя значительно более узкие функции. определенные по взаимному согласию заинтересованных государств. К категории М.с. могут быть отнесены поездки глав государств в зарубежные страны. правительственные делегации. Правовые нормы, регулирующие юридический статус и режим деятельности М.с.. кодифицированы в Конвенции о специальных миссиях 1969 г. Такой статус имела встреча президентов РФ и США. состоявшаяся 21-22 марта 1997 г. в Финляндии (г. Хельсинки) для обсуждения и решения ряда вопросов, связанных с расширением членского состава Организации Североатлантического договора (НАТО). Объем привилегий и иммунитетов М.с. и входящих в ее состав лиц определяется обычно по согласованию между принимающим и направляющим государствами на основе упомянутой Конвенции. Особо оговаривается требование о предоставлении наибольших по объему привилегий и иммунитетов главам государств, правительств и ведомств иностранных дел. если перечисленные лица возглавляют М.с. Миссии могут осуществляться и между государствами, не состоящими в дипломатических или консульских сношениях; разрыв отношений не влияет на осуществление М.с. "

Волосов М.Е.

МНИМАЯ СДЕЛКА

МНИМАЯ СДЕЛКА - см. Сделки, см. Двойное гражданство.

МНОГОГРАЖДАНСТВО

МНОГОГРАЖДАНСТВО - см. Двойное гражданство.

МНОГОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА

МНОГОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА - см. Избирательные округа.. '

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни демократических государств, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.; закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в соответствии со своими воззрениями в политические партии. равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности. Принцип М. не исключает права компетентных государственных органов в установленном законом порядке запрещать и распускать политические партии,проповедующие национальную, расовую, религиозную или социальную нетерпимость, насильственное свержение законных органов государственной власти или иным образом нарушающие действующее законодательство. От юридической (формальной) следует отличать реальную М. Последняя выражается в существовании системы партий конкретного государства.

МНОГОСТЕПЕННЫЕ ВЫБОРЫ

МНОГОСТЕПЕННЫЕ ВЫБОРЫ - см. Выборы.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВОТУМ

ПЛЮРАЛЬНЫЙ ВОТУМ; МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВОТУМ - в конституционном праве предоставление одному избирателю права голосовать несколько раз. Применялся в XIX в. В Великобритании, Германии и ряде других стран Западной Европы существовал порядок, когда наряду с включением в избирательный список по месту жительства гражданин включался в список того округа, где находилось его недвижимое имущество или университет, где он получил диплом о высшем образовании. В XX в. утратил значение. П.в. сохранился в некоторых штатах Австралии и в Новой Зеландии, где владельцы крупной собственности на выборах органов местного самоуправления имеют по нескольку голосов.

МОБИЛИЗАЦИЯ

МОБИЛИЗАЦИЯ - комплекс мероприятий по переводу: а) экономики РФ. субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; б) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизационная подготовка осуществляется в мирное время.а сама М.проводится накануне или с началом вооруженного конфликта. М. может быть общей или частичной. Правовое основание М. составляют Конституция РФ. ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-Ф'З "Об обороне". от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другие нормативные правовые акты в данной области. Общую или частичную М. объявляет Президент РФ в случаях агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ. Для организации мероприятий по М. и контроля за их проведением в органах государственной и исполнительной власти, а также в органах местного самоуправления создаются мобилизационные органы. Граждане в период М. и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования. Для обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период М. и в военное время устанавливается специальный порядок исполнения военно-транспортной обязанности. В целях своевременного перевода Вооруженных Сил РФ на организацию и состав военного времени граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям.

Шапишкий В.И.

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДУС ВИВЕНДИ

МОДУС ВИВЕНДИ (лат modus vivendi- образ жизни, способ существования) - 1) условия, обеспечивающие возможность совместного существования каких-либо противостоящих сторон, хотя бы временные мирные отношения между ними: 2) в международном праве-дипломатический термин, означающий наименование одного из видов международных договоров, заключаемого обычно на непродолжительное время при наличии обстоятельств, из-за которых достичь постоянного или длительного соглашения невозможно. М.в. предполагается впоследствии заменить на постоянное или более продолжительное соглашение. хотя оно может и не носить этого наименования. Поэтому в качестве М.в. могут рассм. атриваться соглашенияо перемирии, а также прелиминарные (предварительные) мирные договоры, поскольку в таких документах, помимо прочего, оговариваются условия взаимоотношений сторон в промежуточный период. Таким же образом в качестве примера М.в. может служить Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств, принятое 22 января 1993 г. в Минске, согласно которому до вступления в силу Устава СНГ это межгосударственное объединение "функционирует в соответствии с заключенными соглашениями и.принятыми решениями в рамках СНГ".Волосм. М.Е.

МОДУС ПРОСЕДЕНДИ

МОДУС ПРОСЕДЕНДИ (лат modus procedendi - образ действий) используемое в дипломатической практике выражение, подразумевающее согласованную заинтересованными сторонами либо предлагаемую одной из них процедуру выполнения договорных обязательств или совершения определен-ныхдействий. В качестве синонима иногда применяется формула "модус опе-ранди" (лат. modus operandi), имеющая примерно то же значение.

Колосов М.Е.

МОЛЧАЛИВОЕ СОГЛАСИЕ

МОЛЧАЛИВОЕ СОГЛАСИЕ - используемая в дипломатической практике процедурная форма (процедурный прием), с помощью которого возможно определение позиции того или другого участника международного правоотношения или стороны в международном договоре в отсутствие ясно выраженного ими волеизъявления. Особенно часто М.с. применяется в практике пересмотра или внесения поправок в многосторонние международные договоры, как это предусмотрено, в частности, в Конвенции ООН поморскому праву 1982 г.. согласно которой: "I. Любое государство-участник может путем направления письменного сообщения на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций предложить поправку к настоящей Конвенции... для принятия по упрощенной процедуре... без созыва конференции... 3. Если через 12 месяцев с даты распространения этого сообщения ни одно из государств-участников не возразит против предложенной поправки или предложения о ее принятии по упрощенной процедуре, предложенная поправка считается принятой..." Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. устанавливает правило эстоппеля, означающее, что государство, если оно не предприняло шагов для прекращения действия договора, заключенного в нарушение его внутреннего права, в результате ошибки, обмана, подкупа его представителя, принуждения или вопреки императивной норме международного права (jus cogens). в разумный срок после того, как ему стало известно об указанных фактах, считается молчаливо согласившимся с тем, что этот договор действителен. Концепция М.с. применяется также в международной судебной и арбитражной практике при рассмотрении территориальных споров, причем и в этой области используется правило эстоппеля, в соответствии с которым государство, не проявившее несогласия с фактически установившейся границей или устоявшимся владением территорией, считается признавшим сложившееся положение. Наконец, понятие М.с. рассматривается как один из способов нормообразования, когда речь идет об установлении обычной нормы международного права, т.е. общеобязательного правила поведения, сформировавшегося в результате длительной, единообразной и устойчивой практики многих (большинства) субъектов международного права при отсутствии ясно выраженного (expressis verbis) несогласия с таковым со стороны остальных участников международного общения.

Волосов М.Е.

МОНАРХ

МОНАРХ (греч. monarch - единоличный правитель от mona - один и archia - власть) единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением, власть М. является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах М. является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах М. носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии. Брунее. Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ. великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.

МОНАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ - система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами М.з. являются все земли РФ. К его задачам относятся: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за использованием и охраной земель, иных функций управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. В зависимости от целей наблюдения и охватываемой территории М.з. может быть федеральным, региональным и локальным. Поэтому М.з. осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Собранные путем М.з. материалы служат правовым основанием для принятия необходимых решений в области использования и охраны земель и обеспечения экологической безопасности населения. Такие решения могут принимать государственные органы, осуществляющие земельный кадастр, контроль за использованием земель, землеустройство и др. М.з. повышает эффективность деятельности этих органов по управлению земельными ресурсами. Полученные материалы объективно характеризуют физические, химические. биологические процессы в природной среде.уровень загрязнения почв, водных объектов, последствия его влияния на растительный и животный мир. Это дает возможность органам предъявлять определенные требования к землепользователям, а также привлекать к ответственности лиц, виновных в этих нарушениях.

Общий М.з. за состоянием окружающей природной среды в целом возлагается на МПР РФ и его территориальные органы в субъектах РФ. М.з. - часть общего мониторинга. Положение о мониторинге земель в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100 утверждена Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации. Она предусматривает поэтапное введение на территории РФ.

Лит.: Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. М., 1994.

Жариков Ю.Г.

МОНОКАМЕРАЛИЗМ

МОНОКАМЕРАЛИЗМ - см. Однопалатная система.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - уголовно-наказу-емое деяние, ответственность за которое предусмотрена в ст. 178 УК. Данная деятельность считается преступной, если она осуществляется: путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен и путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок. устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Содержание указанных понятий устанавливает Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (см. Монополистическая деятельность). Как и в большинстве случаев установления уголовной ответственности за экономические преступления, совершение перечисленных действий при отягчающих обстоятельствах влечет значительное усиление ответственности. Так, если М.д. и O.K. совершаются с применением насилия или с угрозой его применения. а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства). то максимальное наказание достигает 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Яни П.С.

МОНТЕСКЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАТОРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРСКИЕ КОРИДОРЫ

МОРСКИЕ КОРИДОРЫ - введенная Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. юридическая категория, означающая возможность установления прибрежным государством особых условий плавания иностранных судов и военных кораблей в своих территориальных водах (территориальном море), проливах, используемых для международного судоходства, или в архипелажных водах, а также регулирования пролета иностранных летательных аппаратов над перечисленными морскими пространствами. Причем в отношении некоторых категорий судов - танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные ядовитые вещества или материалы, - эти государства могут выдвинуть требование следовать по таким М.к. Установление М.к. и схем разделения движения в проливах согласовывается с прибрежным государством Международной морской организацией. Вышесказанное относится и к праву государств-архипелагов устанавливать М.к., которые, пересекая архипелажные воды и прилегающее территориальное море, будут включать все обычные пути прохода и пролета, причем следующие по указанным М.к. и схемам разделения суда и летательные аппараты не должны отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от осевых линий, проложенных на соответствующих картах, от точек начала путей прохода (пролета) до их конечных точек. Волосов М.Е.

МОРСКОЙ ПРОТЕСТ

МОРСКОЙ ПРОТЕСТ - оформленное в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (авария), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований. Акт о М.п.. составленный нотариусом или должностным лицом консульского учреждения, при определенных обстоятельствах служит юридическим основанием для освобождения от таможенных платежей.

МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (лат. morus - движение; греч. moveo - то, что движет) осознанное внутреннее побуждение, которое вызывает у человека решимость совершить преступление и которым он затем руководствуется при его осуществлении. Значение М.п. таково, что его образно сравнивают с "сердцем и клеткой" состава преступления. Мотив - субъективный источник деяния, его внутренняя движущая сила. Значение М.п. определяется, во-первых, тем, что он объясняет, почему совершено преступление: во-вторых, тем, что в ряде случаев без установления мотива нельзя правильно решить вопрос о квалификации преступления; в-третьих, тем. что он нередко является отягчающим или смягчающим обстоятельством по делу (см. Обстоятельства, отягчающие наказание, Обстоятельства, смягчающие наказание), играет важную роль для характеристики общественной опасности личности преступника. Одни мотивы являются низменными по своему содержанию: корысть, зависть, вражда, месть, злоба, ненависть, карьеризм, тщеславие, хулиганские побуждения. трусость, малодушие и т.п. Другие лишены низменных свойств, как-то: ложно понятые интересы службы, сострадание к неизлечимо больному человеку. мотивы, обусловленные исключительно сложными личными и семейными отношениями, и т.п. Некоторые преступления могут оыть совершены под влиянием нескольких мотивов, различных по своему значению и роли в осуществлении криминального деяния. Так, при совершении убийств в ряде случаев могут сочетаться такие мотивы, как месть, ревность, корысть. В подобных случаях необходимо устанавливать ведущий мотив, который и должен быть положен в основу квалификации преступления. Ст. 68 УПК обязывает следственные и судебные органы по каждому делу об умышленном преступлении устанавливать и доказывать его мотивы. На это обстоятельство обращается, в частности, серьезное внимание в постановлении Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 г. "О судебной практике по делам об умышленных убийствах" (п. 1). Следует иметь в виду, что в уголовном праве значение мотива ограничивается областью умышленных преступлений. Применительно к неосторожным криминальным деяниям точнее говорить не о М.п., а о мотиве общественно опасного поведения, приведшего к преступлению. Цели деяния здесь другие.

ЛобегайлоЭ.Ф.

МОШЕННИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЖЕЛОЖСТВО

МУЖЕЛОЖСТВО - половое сношение мужчины с мужчиной, при котором половой орган активного партнера вводится в заднепроходное отверстие (прямую кишку) пассивного. Иные формы удовлетворения половой потребности двух партнеров-мужчин М. в юридическом смысле не являются. Ранее в уголовном праве РФ являлось уголовно наказуемым независимо от взаимного согласия совершеннолетних партнеров. В 1993 г. добровольное М. былодекриминализиро-вано. ПоУКМ.. совершенное с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего рассматривается как одно из насильственных действий сексуального характера (см. Половые Преступления).

МУЛЬТИВАЛЮТНАЯ ОГОВОРКА

МУЛЬТИВАЛЮТНАЯ ОГОВОРКА - разновидность валютной оговорки, отличающаяся от традиционной тем, что согласно ей сумма денежного обязательства определяется в эквиваленте не одной, а нескольких валют иностранных. Сумма, подлежащая уплате в валю-те национальной, определяется по официальному курсу соответствующих иностранных валют на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

МУНИЦИПАЛИТЕТ

МУНИЦИПАЛИТЕТ (нем. MunizipalitatoTnaT. municipium - городе правом самоуправления) в ряде стран совокупность выборных органов местного самоуправления и управления. В большинстве европейских государств правами М. пользуются как городские, так и сельские общины, независимо от размера территории и численности населения. В некоторых государствах (например, в США, Великобритании) М. именуются лишь органы городского управления. М. избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Как правило. М. состоит из выборной коллегии(муниципального совета) во главе с мэром, бургомистром и т.п. и исполнительного аппарата. М. ведают местными делами, в том числе школами, санитарными службами, местной полицией, а в ряде стран управляют различными учреждениями по медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению.

М. также именуется самоуправляющаяся община с правами юридического лица (в США и ряде других стран это публично-правовая корпорация). В РФ является не юридическим лицом, а особым субъектом права. Однако в некоторых субъектах РФ встречаются юридические конструкции М.. построенные по западному образцу. М. могут быть собственником муниципальных предприятий. жилищного фонда и другого имущества. Главным источником собственных доходов М. являются местные налоги.

В США и Англии М. действуют на основе своих "хартий", которые наряду с обшенормативными законами принимаются для каждого М. Аналогичная практика складывается и в РФ. где муниципальные образования принимают собственные уставы на основе типового образца, утверждаемого на уровне субъекта РФ.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА - профессиональная деятельность муниципальных служащих на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления по обеспечению исполнения их полномочий. Часть 2 ст. 130 Конституции РФ предусматривает возможность осуществления гражданами местного самоуправления через выборные органы как представительной.так и исполнительно-распорядительной власти (глава администрации, староста и т.п.) и другие органы местного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов). Постоянная работа на профессиональной возмездной основе в этих органах образует М.с. Правовое регулирование общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. "н" ст. 72 Конституции РФ). Основные принципы местного самоуправления определены, кроме того, ст. 130- 133 Конституции РФ, что не исключает издания правовых норм о местном самоуправлении в законодательстве республик в составе РФ, в уставах краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. Правовое регулирование М.с. относится к компетенции субъектов РФ. В настоящее время не все они приняли законы о М.с.. поэтому правовой статус муниципальных служащих в этих регионах во многом определяется правилами о государственной службе.

Колодкин Л.М.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - разновидность публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования (п. 1 ст. 215 ГК РФ). М.с. - не разновидность государственной, а самостоятельный вид публичной собственности.поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями (хотя их положение как собственников строится по модели государственной собственности).

Субъекты права М.с. - городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы; последние лишь осуществляют те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).

Объектами М.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и Другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения,оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также предметы бытового, потребительского характера. В состав М.с. входят и принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акг^ц-онерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Государственное имущество, которое должно относиться к М.с., в основном перечислено в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1. Имуще-ство, изъятое из оборота или ограниченное в обороте, может находиться в М.с. только по специальному разрешению государственных органов. В соответствии с этим в собственности М.с. не могут быть объекты исключительной государственной собственности: участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Земля и другие природные ресурсы являются объектами М.с. лишь в той мере, в какой это прямо допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 2 ст. 214, п. Зет. 129 ГК РФ).

Находящееся в М.с. имущество подразделяется на закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления:"распределенное" муниципальное имущество, которое не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов муниципального образования, и "нераспределенное" муниципальное имущество (прежде всего средства соответствующего бюджета), составляющее казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Последний вид имущества может быть объектом взыскания кредиторов муниципального образования по его самостоятельным долгам(п.1 ст. 126 ГК РФ).

Суханов Е.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - особый субъект гражданского права, наделенный законом (ст. 132 Конституции РФ) некоторыми функциями публичной власти и составляющий наряду с государственными образованиями категорию публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях наряду с гражданами и юридическими лицами. М.о. не вправе использовать в этих отношениях свои властные полномочия. М.о. являются городские и сельские поселения, районы (кроме районов в городах) и другие административно-территориальные образования, осуществляющие функции ме-стного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ). Поэтому они не входят в систему органов государственной власти и не могут считаться государственными образованиями. Их гражданская правоспособность имеет целевой (ограниченный) характер, определяемый целями деятельности и публичными интересами. В гражданских правоотношениях М.о. выступают через свои органы, действующие в рамках их компетенции (п. t и 2 ст. 125 ГК РФ), причем участником соответствующих отношений, например собственником или стороной в сделке, в этом случае становится М.о. в целом, а не его орган. М.о. являются субъектами права муниципальной собственности. За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к ним в судебном порядке могут применяться предусмотренные законом или договором меры имущественной ответственности, которые обращаются на казну М.о. (п. 1 ст. 126 ГКРФ). М.о. не отвечают по долгам созданных ими унитарных муниципальных предприятий (а те, как и муниципальные (/'(режбенця, не отвечают своим имуществом по долгам своих учредителей-собственников - М.о.) (п. 2 и 3 ст. 126 ГКРФ). В остальном гражданско-правовой статус М.о. определяется нормами о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). " Суханов Е.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БАНКИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БАНКИ - кредитные учреждения, входящие в банковскую систему РФ и осуществляющие свою деятельность в соответствии с ФЗ РФ от 3 февраля 1996г. № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" и другими законодательными актами РФ. Один из учредителей(участников) - соответствующий орган субъекта РФ или местного самоуправления. Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала М.б. на основании соответственно акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. М.б. создаются в целях совершенствования расчетно-кассового обслуживания счетов по исполнению бюджетов соответствующих уровней, бюджетных и внебюджетных счетов муниципальных учреждений и организаций, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, обеспечения бесперебойного функционирования муниципальных предприятий,оперативного управления временно свободными денежными средствами бюджета предприятий. В свое и деятельности М.б., как правило, руководствуются приоритетом развития соответствующего регионального или муниципального образования. М.б. ведут работу по упорядочению привлечения кредитных ресурсов муниципальными органами, осуществляют эмиссию муниципальных ценных бумаг, привлечение кредитных ресурсов, независимую экспертизу инвестиционных проектов и программ.

Прозоров А.Л.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУФТИЙ

МУФТИЙ - знаток шариата и фикха. дающий заключение (фетву по религиозным, нравственным и правовым вопросам, с которыми сталкиваются мусульмане. В средние века в мусульманских странах наряду с неофициальными М.-правоведами существовал институт верховного М. (иногда он именовался "шейхуль-ислам"), а также М., которые назначались при шариатских судах или в крупные города. В настоящее время термин "М." используется в нескольких значениях. По традиции М. именуются знатоки шариата и фикха. к которым мусульмане обращаются с частными вопросами по интересующим их проблемам. Кроме того,, во многих исламских странах действует самостоятельный государственный институт - верховный М., назначаемый главой государства или правительства. Его полномочия включают вынесение фетв по религиозно-правовым вопросам, а также дачу заключений о соответствии правовых решений требованиям шариата (например, в Египте смертные приговоры приводятся в исполнение только при одобрении их М. республики). В ряде стран эти функции возлагаются на коллегиальные органы (например, Генеральное управление фетв и исламских исследований министерства вакфов и исламских дел Кувейта). Иногда в исламских странах в структуре государственных органов или частных организаций (например, в банках) создаются особые подразделения, выносящие фетвы.

В РФ титул М. носят главы ряда духовных управлений мусульман. Действу- ет Совет муфтиев России.

Сюкияйнен Л,Р,

МЭР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница