Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БЕЖЕНЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Б.с. РФ состоит из бюджетов трех уровней: федерального и бюджетов государственных внебюджетных фондов (денежный фонд, предназначенный для пенсионного обеспечения, социального страхования и социального обеспечения в случае безработицы, охраны здоровья и медицинской помощи); бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов. Бюджетный кодекс РФ (ст. 11) устанавливает следующие правовые формы бюджетов: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов); бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (в форме законов субъектов РФ); местные бюджеты (в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований).

Б.с. РФ основывается на принципах: 1) единства Б.с. РФ, означающего единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней; 2) самостоятельности бюджетов, означающей право соответствующих представительных органов власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники финансирования дефицитов бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 3) полноты отражения доходов и расходов бюджетов; 4) сбалансированности бюджета, означающей, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 5) общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 6) гласности, означающей обязательность опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; 7) достоверности бюджета, означающего надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; 8) адресности и целевого характера бюджетных средств, означающих, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

(В.Ч.)

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней. К правонарушающим действиям (бездействию) бюджетное законодательство (ст. 283 Бюджетного кодекса РФ) относит: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление (неполное, а равно несвоевременное перечисление) бюджетных средств их получателям; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг и др.

(В.Ч.)

БЮДЖЕТНЫЕ САНКЦИИ

БЮДЖЕТНЫЕ САНКЦИИ - предусмотренные законом меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. Бюджетное законодательство содержит набор разнообразных принудительных мер. Это могут быть: а) предупредительные меры принуждения (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса); б) так называемые меры защиты (блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях); в) меры юридической ответственности - неблагоприятные последствия для нарушителей бюджетного законодательства. Такие меры предусмотрены в штрафных санкциях - наложение штрафа, начисление пени и др. Наиболее распространенным видом является административно-правовая ответственность. Она применяется за такие нарушения, как финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление. Ряд нарушений бюджетного законодательства может вызвать наступление уголовной ответственности (ст. 296-303 Бюджетного кодекса РФ).

(В.Ч.)

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - обусловленная особенностями федеративного устройства страны бюджетная политика государства, характеризующаяся существованием двух взаимосвязанных систем налогообложения, признанием за субъектами Федерации в известной степени финансовой и экономической автономии, правом совместного участия органов власти РФ и ее субъектов в осуществлении налоговой политики и др.

Хотя по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия не уступает большинству федеративных государств, однако сохраняется высокая (даже по меркам унитарных государств) централизация налогово-бюджетных полномочий. Бюджеты субъектов РФ и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования ("нефинансируемые федеральные мандаты"). Основная часть расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений регламентируются централизованно установленными нормативами. Действует множество централизованно устанавливаемых натуральных и финансовых норм. Не выполняются требования Бюджетного кодекса РФ по возмещению дополнительных расходов территориальных бюджетов. Более 80% налоговых доходов этих бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Бюджетное законодательство РФ не содержит базового элемента системы межбюджетных отношений - четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (так называемых расходных полномочий). Широкая сфера расходов отнесена к сфере "совместного" финансирования, вследствие чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг.

Комплекс мер по развитию межбюджетных отношений определен в Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница