Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. В.г.в. означает, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, что над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Таким образом исключается двоевластие и признаются легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Обобщенно В.г.в. выражается в: ее универсальности (только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны); прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная сила. В.г.в. проявляется и в том, что она определяет весь строй правовых отношений в обществе, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть основана на праве и ограничена правом. В.г.в. делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. В.г.в. предполагает неделимость и неотчуждаемость суверенитета.

(В.Ч.)

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - юридическое свойство Основного закона, означающее господствующее (верховенствующее) положение его норм во всей национальной системе права. В.К. РФ означает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В.К. РФ означает также, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются неконституционными, т.е. недействительными. В.К. РФ обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

(И.К.)

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА - принцип конституционного строя РФ, означающий связанность государства, его органов и должностных лиц правом, основными правами и свободами человека и гражданина. В.п. проявляется в верховенстве закона - одном из важнейших принципов правовой системы, определяющем приоритет, господствующее положение закона в системе правовых актов государства, обеспечиваемые системой материальных и юридических средств. Наиболее полным практическим выражением верховенства закона является его особая юридическая сила. Высшая юридическая сила закона обеспечивается тем, что принятие закона - это прерогатива высшего представительного органа государственной власти; никакой другой орган не вправе приостановить или упразднить закон; правовые акты должны соответствовать закону; в случае коллизий между законом и иными правовыми актами приоритет принадлежит закону. Принцип верховенства закона утверждает принадлежность власти народу и осуществление ее непосредственно народом или представительными органами народа. Закон выполняет роль фундаментальной (базовой) конструкции правовой системы. В Концепции национальной безопасности РФ - программном документе укрепления российской государственности отмечается, что единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

На обеспечение принципа В.п. направлены положения Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". Указом предусмотрено создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ (федерального регистра). Высшим должностным лицам исполнительных органов государственной власти субъектов РФ предписано обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ копий нормативных актов субъектов РФ в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Для осуществления намеченных Указом мероприятий предусмотрено увеличение предельной численности работников центрального аппарата Министерства юстиции.

(В.Ч.)

ВЕРХОВЕНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВА

ВЕРХОВЕНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВА - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают высшей силой по отношению к законодательству субъектов РФ. Данный принцип вытекает из суверенитета РФ, распространяемого на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ), и призван обеспечивать единство, согласованность и стабильность правовой системы страны, сохранение единства социально-экономического и правового пространства страны, а равно единство всей федеративной государственности. В.ф.п. предполагает исполнение федерального законодательства всеми структурами власти субъектов РФ, обеспечение соответствия федеральной Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72,76 Конституции РФ). При наличии противоречий применяется норма Конституции и федеральный закон. Нормативные правовые акты, не соответствующие им, в установленном порядке подлежат опротестованию, приостановлению, отмене. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 4) в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов, принимаемых по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, действуют положения Конституции РФ и федеральных законов.

Реализация принципа В.ф.п. предполагает действие четко отлаженного механизма применения санкций к тому субъекту Федерации, в законодательстве которого открыто или скрыто данный принцип игнорируется. В то же время принцип В.ф.п. не исключает и не подавляет законотворчество региональных органов государственной власти. Так, в сфере предметов совместного ведения на федеральном уровне законодательно устанавливаются лишь общие принципы правового регулирования, в пределах которых субъекты РФ проявляют правотворческую активность.

(В.Ч.)

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ - постоянно действующий законодательный (представительный) орган в некоторых субъектах РФ. Республиканские парламенты с таким названием действуют в Республике Татарстан и Хакасия. В отечественной истории понятием "B.C." именовались высшие органы государственной власти СССР, а также РСФСР и других союзных республик, входивших в состав СССР. Такое название высшего органа государственной власти сохранилось в РСФСР и после распада СССР. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 B.C. (равно как и система Советов по всей стране) был упразднен. Ряд бывших республик, ставших самостоятельными государствами, сохранили такое название за своими законодательными органами власти (к примеру, Украина).

(Г.И.)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. B.C. РФ, являясь высшей судебной инстанцией, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - и в качестве суда первой инстанции (дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; дела о преступлениях, в совершении которых в установленных законом случаях обвиняется военный судья, иные судьи федеральных судов, и др.); изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства; имеет право законодательной инициативы и право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ применяемых судами нормативных правовых актов; является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, (областным) судам, иным судам субъектов РФ. В состав B.C. РФ входят Председатель, его заместители, председатели судебных составов, судьи B.C. Председатель организует работу по изучению и обобщению судебной практики, созывает Пленум и Президиум B.C. РФ и председательствует на их заседаниях, вносит представления по вопросам, требующим толкования, руководит организацией работы судебных коллегий и т.п.

В составе B.C. РФ действуют три судебные коллегии: по гражданским делам, по уголовным делам и военная коллегия. Судебные коллегии рассматривают (по своему профилю) в качестве первой инстанции дела особой важности. Кроме того, Они выступают в качестве кассационной и надзорной инстанций по отношению ко всем судам общей юрисдикции. Решения судебных коллегий могут быть обжалованы в Президиум B.C. РФ. Высшей судебной инстанцией является Пленум B.C. РФ, в который входят: Председатель B.C. РФ, его заместители и члены B.C. РФ (всего численный состав B.C. РФ - 100 судей). В работе Пленума участвует Министр юстиции РФ и Генеральный прокурор (участие последнего обязательно).

(И.К.)

ВЕТО

ВЕТО - (от лат. "veto" - запрещать) - отказ главы государства утвердить принятый парламентом закон, который нельзя преодолеть (абсолютное, или резолютивное, вето) либо который может быть преодолен (относительное, или суспензивное, вето). В международном праве В. - это право постоянного члена Совета Безопасности ООН запрещать принятие решения, с которым он не согласен. В. непосредственно связано с процедурой обнародования, является ее своеобразной альтернативой. Применяя право В., глава государства предлагает парламенту вновь вернуться к обсуждению законопроекта и проголосовать за него. Предоставление главе государства права опротестовывать отдельные статьи закона, принятого парламентом, одобряя его в целом, именуется выборочным, или частичным, В. В отличие от него, общее В. предполагает отклонение или приостановление всего закона.

(Г.И.)

ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, - одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом "проигнорировать" аргументы главы государства (не согласиться с ними). В период 1993-1999 гг. из принятых Федеральным Собранием законов почти на 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока - 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий.

(В.Ч.)

ВИДЫ ЗАКОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВИДЫ ЗАКОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - система действующих в национальной правовой системе законов, отличающихся предметом регулирования, формой, юридической силой и др. По юридической силе, особенностям принятия различают следующие В.з.: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы, не имеющие значения конституционных; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ. Федеральная Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в РФ, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий (оговорок) на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания и порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены гл. 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.

(В.Ч.)

ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ

ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ - подразделения конституций в виде классификационных групп в зависимости от способа, времени их принятия и характера действия, объема конституционного регулирования, характера изменения и других критериев. По времени принятия обычно выделяют старые конституции (конституции первого поколения), принятые в XVIII-XIX вв. и продолжающие действовать (Конституции США 1787 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1873 г. и др.), и современные конституции (т. н. конституции второго поколения), принятые во второй половине XX в. Продолжительность действия конституции позволяет выделять постоянные (срок действия которых неограничен) и временные, принятые на определенный срок. Характер действия конституции дает основание для выделения юридических (формальных) и фактических (материальных) конституций. Юридическая конституция может не совпадать с фактической. Последняя отражает реальный порядок осуществления государственной власти, который может соответствовать или не соответствовать должному порядку, устанавливаемому юридической (формальной) конституцией. В зависимости от порядка изменения все конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Основанием для классификации конституций по этому признаку может служить политический режим, форма правления, государственно-территориальное устройство и др.

(В.Ч.)

ВИДЫ ФЕДЕРАЦИИ

ВИДЫ ФЕДЕРАЦИИ - сложившиеся в государственной практике различных стран модели федерации, различающиеся способами образования, особенностями их правового статуса, характером его закрепления в национальных конституциях и др.

В зависимости от способа распределения власти (властных полномочий) между федерацией и ее субъектами различают делегированную, децентрализованную и нецентрализованную федерации. Делегированная федерация - это такая модель федерации, объем и характер полномочий которой определяются государствами, образующими федеративный союз. Для децентрализованной федерации характерна передача центром определенного объема государственной власти территориям в соответствии с их интересами. Нецентрализованной является федерация, в которой распределение компетенции осуществляется таким образом, чтобы проблемы решались на том уровне власти (федеральном или региональном), на котором они возникают. В этом случае потребность вмешательства федеральной власти появляется тогда, когда проблема выходит за рамки полномочий субъекта федерации. Нецентрализованная федерация базируется на признании идеи самоуправления составных частей федеративного государства как основы разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами. Принято считать, что нецентрализованный тип федерации представляет идеальную модель федеративных отношений, высший уровень федерализма. Модель нецентрализованной федерации применима лишь к правовым государствам, отличающимся стабильной и согласованной политикой федерального центра и регионов, необходимой интеграцией государственной и правовой систем. В странах с формирующейся государственностью внедрение данной модели возможно лишь поэтапно. На основе нецентрализованной федерации получил развитие кооперативный федерализм.

Критерии однородности субъектов федерации с точки зрения их государственно-правовой природы и различий в статусе позволяют выделить симметричную федерацию и асимметричную федерацию.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу образования субъекта федерации - национальный, территориальный или смешанный, - различают территориальные, национальные и национально-территориальные федерации. В зависимости от правового способа закрепления федеративного союза, т.е. в зависимости от вида (формы) правового акта, учредившего федерацию, принято выделять договорную, конституционную (законодательную) и конституционно-договорную федерации.

(В.Ч.)

ВИЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛАСТЬ

ВЛАСТЬ - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие, даже вопреки сопротивлению, и независимо от того, на чем такие способность и возможность основаны. Властвующий может достигать своих целей, действуя различными методами: демократическими и авторитарными, честными и нечестными, насилием и местью, обманом, провокациями, вымогательством, стимулированием и т. д. В. как явление необходима. Она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития.

Специфической разновидностью В. является политическая власть - способность определенной социальной группы, страты (слоя) или определенного класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. В отличие от иных видов В. (семейной, общественной и др.), политическая В. оказывает свое влияние на большие группы людей, используя в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. В условиях демократии такие средства должны иметь исключительно конституционно-правовой характер. Субъектами политической В. являются политические общественные объединения, партии, органы местного самоуправления, граждане, реализующие политические права. Особая роль отводится государственным органам, являющимся агентами государственной власти, инструментом ее осуществления.

(И.К.)

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ - часть территории государства, состоящая из морских (воды морских портов, заливов, бухт) и неморских (воды рек, озер, иных водоемов) вод. К В.в. РФ относятся: морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ (статус и правовой режим морских вод регулируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"); воды портов РФ; воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива (при условии, что ширина проходов не превышает 24 морских миль); воды заливов, губ, лиманов, бухт, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ, и др. (ст. 5 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" с изм. и доп.).

(В.Ч.)

ВОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ВОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - часть государственной территории, состоящая из вод, рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ данного государства, а также территориальные воды, омывающие побережье данного государства. В.т. государства составляют внутренние, или национальные, воды и территориальное море. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. к внутренним водам относятся: морские воды; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы. К водной территории государства не относится открытое море. Женевская Конвенция об открытом море 1958 г. определяет, что "открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету" (ст. 2). По Конвенции, "каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или нет, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море" (ст. 4). В соответствии с Конвенцией свобода открытого моря включает в себя свободу судоходства, рыболовства, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, осуществлять полеты над открытым морем и др. При этом Конвенция указывает на то, чтобы все государства осуществляли эти свободы разумно, учитывая заинтересованность других государств в использовании открытого моря. Принцип свободы открытого моря в соответствии с международным правом распространяется на дно и недра Мирового океана.

(В.Ч.)

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННЫЕ СУДЫ

ВОЕННЫЕ СУДЫ - федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В.с. входят в судебную систему (см. Судебная система Российской Федерации) и создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений. Организация, система и полномочия В.с, статус их судей определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации". Этим Законом к подсудности военных судов отнесены: 1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и свобод военнослужащих; 2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие; 3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. В систему В.с. входят окружные (флотские) и гарнизонные В.с. Окружной В.с. действует на территории нескольких субъектов РФ. В окружном суде образуются президиум, а также судебные коллегии и судебные составы. Гарнизонный В.с. действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Он образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

(В.Ч.)

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРИНЯТОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА БЕЗ ЕГО РАССМОТРЕНИЯ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРИНЯТОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА БЕЗ ЕГО РАССМОТРЕНИЯ - не предусмотренное Конституцией РФ и регламентными нормами, но вошедшее в законодательную практику обыкновение, в соответствии с которым Президент, не прибегая к процедурам подписания (или отклонения) и обнародования направленного ему федерального закона, возвращает его Федеральному Собранию, мотивируя свое решение нарушением парламентом конституционного порядка принятия данного закона. В постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. указано, что не является отклонением федерального закона (т.е. использованием Президентом РФ права вето) в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возвращение Президентом РФ федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур. Такой вывод Конституционного Суда создает прецедент, на основе которого глава государства наделяется правом определять фактический порядок принятия федерального закона согласно установленным Конституцией РФ процедурам. Однако это не вполне согласуется с определенной Конституцией ролью Президента в законодательном процессе.

Среди основных мотивов принятия такого решения Президентом чаще всего называются: несоблюдение депутатами Государственной Думы принципа личного голосования; отсутствие кворума на заседании палаты, т.е. минимального числа членов, необходимого для принятия закона; практикуемое Советом Федерации в нарушение действующей Конституции голосование по закону путем опроса членов Совета Федерации на подписных листах и др. В этих и других случаях, возвращая закон парламенту без рассмотрения его по существу, Президент де-факто наделяет себя правом определения конституционности действий (решений) палат Федерального Собрания и конституционности их регламентов - нормативно-правовых актов, соответствие или несоответствие которых Конституции вправе устанавливать только Конституционный Суд. Обыкновение вошло в практику с 1996 г. В 1997 г. Президент возвратил без рассмотрения 11 законов, при этом 4 из них возвращались дважды. Подобная процедура использовалась Президентом и в последующие годы, причем даже в отношении федеральных конституционных законов. По Конституции такой закон принимается палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством, поэтому к нему неприменимо вето. Президент обязан в течение 14 дней подписать такой закон и обнародовать его. Возвращение Президентом законов без их рассмотрения парламенту изменяет природу отлагательного вето, придает ему таким образом абсолютный (неопровержимый) характер. Тем самым существенно нарушается установленный Конституцией баланс сил между различными ветвями власти.

(В.Ч.)

ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО - пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территорией государства. Верхней границей В.п. является его соприкосновение с космическим пространством. По сложившемуся международному обычаю воздушное пространство государства представляет собой столб воздуха высотой 100 км над государственной территорией. За пределами этой отметки находится международное В.п. Соответственно искусственные аппараты могут свободно вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере.

Режим В.п. находится под защитой закона. В соответствии со ст. 18.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение юридическими лицами правил, относящихся к транзитному пролету через В.п. России (а равно к мирному проходу через территориальное море) , влечет за собой административную ответственность - административный штраф в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

(В.Ч.)

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В.ц. касается как активного (по достижении 18 лет), так и пассивного избирательного права (см. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право). Так, в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" членом Совета Федерации может быть избрано лицо не моложе 30 лет. В то же время действующее законодательство устанавливает запреты против необоснованного увеличения предельного возраста, по достижении которого лицо вправе быть избрано на выборную должность. В частности, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборную должность не может превышать 21 год на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и 21 года - на выборах в органы местного самоуправления.

(И.К.)

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ - коренящиеся в местных условиях вопросы жизнеобеспечения населения, решение которых соответствует управленческим и материально-финансовым возможностям органов местного самоуправления. В.м.з. - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования, принятым в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законодательством субъектов РФ. К основным В.м.з., согласно действующему в РФ законодательству, относятся: управление муниципальной собственностью; местные финансы; формирование, утверждение и исполнение бюджета; установление местных налогов и сборов; комплексное социально-экономическое развитие территории и рациональное использование земель местного сообщества; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории; транспортные перевозки местного значения; бытовое, торговое обслуживание; муниципальное здравоохранение; социальная поддержка населения и содействие его занятости; муниципальное дошкольное, школьное, профессиональное и дополнительное образование; сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного сообщества; развитие физической культуры и спорта; охрана общественного порядка; охрана окружающей природной среды и некоторые др.

(В.Ч.)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСТВЕ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСТВЕ - упрощенный порядок приобретения гражданства лицом, которое состояло в гражданстве данного государства, но по каким-то причинам утратило его. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп.) предусматривает следующие формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации - в отношении лиц, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста; 2) путем признания факта восстановления. Такая форма распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления. Так, Федеральный закон от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" устанавливает, что лица, проживающие за рубежом, лишенные гражданства РСФСР, Российской Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ, если они не заявят о своем нежелании признать это решение; 3) по ходатайству лица - при отсутствии оснований для восстановления такого лица в гражданстве РФ в первых двух формах.

По действующему Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в порядке приема в него. При этом срок проживания таких Лиц на территории РФ сокращается до 3 лет.

(В.Ч.)

ВОСТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО

ВОСТОЧНОЕ ГОСУДАРСТВО - тип современного государства, присущий странам с относительно слабо развитыми институтами гражданского общества, характеризующийся значительным распространением сфер государственной деятельности (прежде всего в экономике) и наличием обусловленного этим разветвленного аппарата управления и принуждения.

(И.К.)

ВРЕМЕННОЕ УБЕЖИЩЕ

ВРЕМЕННОЕ УБЕЖИЩЕ - предусмотренная федеральным законом возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ. В.у. может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства в двух случаях: 1) при условии, что оно имеет основания для признания беженцем, но ограничивается заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временного пребывания на территории РФ; 2) если это лицо не имеет оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным законом РФ "О беженцах" (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.), но из гуманных побуждений не может быть выдворено (депортировано) за пределы территории РФ. В соответствии с этим Законом порядок предоставления В.у. определяется Правительством РФ. Решение о предоставлении В.у. принимается территориальным органом миграционной службы по месту подачи заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ. Лицо, намеревающееся получить В.у., должно пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата. Правовым основанием для законного пребывания такого лица на территории РФ и регистрации в установленном порядке является свидетельство - документ, выдаваемый территориальным органом миграционной службы. Лицо, утратившее В.у. или лишенное его, обязано в месячный срок покинуть территорию РФ.

(В.Ч.)

ВРЕМЕННЫЕ КОМИССИИ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - непосредственное обсуждение всем населением законопроекта, рассмотренного Государственной Думой в первом чтении. Возможность вынесения принятого в первом чтении законопроекта на всенародное обсуждение предусмотрена Регламентом Государственной Думы. В практической деятельности Государственной Думы эта норма не применялась.

(Г.И.)

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного законом, могут быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Действующее законодательство допускает возможность ограничения всеобщего избирательного права в отношении строго определенного круга лиц. В соответствии с законом не имеют право избирать или быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. Ограничение всеобщего избирательного права).

(В.Ч.)

ВСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДОЛЖНОСТЬ

ВСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДОЛЖНОСТЬ - предусмотренная Конституцией процедура сложения полномочий действующим Президентом РФ и возложения этих полномочий на вновь избранного Президента РФ (передачи ему этих полномочий). Согласно ст. 78 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента Российской Федерации" избранный Президент РФ вступает в должность: а) по истечении 4 лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах; б) при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 4 лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, - на 30-й день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ. Общее конституционное основание В.П. РФ в д. - истечение срока конституционных полномочий Президента (что соответствует четырехлетнему сроку пребывания в этой должности), избранного на предыдущих очередных выборах. Закон называет также два специальных основания В.П. РФ в д. - проведение досрочных и повторных выборов Президента РФ. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ определены Конституцией РФ (ч. 2 и 3 ст. 92). Вступлению Президента в должность предшествует приведение его к присяге.

(В.Ч.)

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - институт непосредственной демократии, обеспечивающий участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещении некоторых должностей в государстве. В соответствии с действующей Конституцией РФ свободные В. признаются в качестве основополагающего принципа конституционного строя России. Свободные В. являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Через В. граждане реализуют власть как непосредственно, так и опосредованно, через своих представителей. Путем В. формируются все представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Только путем В. избираются глава Российского государства, главы администраций (президенты республик) субъектов Федерации. Таким образом, свободные В. обеспечивают активное фактическое и постоянное политическое и юридическое участие населения (граждан) в решении всех важнейших вопросов жизни страны.

В РФ принято различать три уровня В.: федеральные, региональные, муниципальные. Федеральные В. - это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ В. Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также иных федеральных органов, предусмотренных Конституцией. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем В. формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля). Муниципальные В. - это В., посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления. Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды В.: а) очередные - В., проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти; б) досрочные - В., проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти; в) в порядке ротации - В., осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; г) дополнительные - В. вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий; д) повторные - В., проводимые в тех случаях, когда очередные признаны не состоявшимися или недействительными.

(В.Ч.)

ВЫДАЧА (ЭКСТРАДИЦИЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫДВОРЕНИЕ (ДЕПОРТАЦИЯ)

ВЫДВОРЕНИЕ (ДЕПОРТАЦИЯ) - принудительное препровождение за пределы территории РФ определенной категории лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом "О беженцах" (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) В. подлежит лицо, получившее уведомление: а) об отказе в рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в признании беженцем; б) об утрате статуса беженца или лишении статуса беженца. При этом закон предусматривает, что В. возможно, если такое лицо не использует право обжалования решения и отказывается от добровольного выезда. Кроме того, В. подлежит также лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища, если оно отказывается от выезда за пределы территории РФ. Указанное лицо подлежит В. совместно с членами семьи. Финансирование расходов, связанных с В. указанной категории лиц, осуществляется за счет средств выдворяемого лица, а при отсутствии таких средств - за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели федеральной миграционной службе и Министерству внутренних дел.

В соответствии с Протоколом № 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 1) иностранец, на законных основаниях проживающий на территории государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом. При этом он должен иметь возможность: а) представить аргументы против своей высылки; б) пересмотра своего дела, и в) быть представленным компетентным органам. Иностранец может быть выслан без соблюдения этих правил, если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена интересами национальной безопасности.

(В.Ч.)

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ - перемещение людей через границы тех или иных территориальных образований с целью поиска убежища. По официальной статистике, в России находится свыше 1 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, чей статус на территории РФ еще не определен. По экспертной оценке, в современных условиях приток в Россию иностранцев, ищущих убежище, может составлять более 100 тыс. человек в год. Субъектами В.м. на территорию РФ являются: а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР; б) граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане РФ; в) иностранные граждане; г) лица без гражданства; д) лица, имеющие двойное гражданство.

В.м. может быть внутренней и внешней. Внутренняя миграция - это перемещение людей в пределах территории РФ. Ее субъектами являются граждане РФ и лица, находящиеся в России на законных основаниях, а также лица, не имеющие законного основания для пребывания на территории РФ и осуществляющие перемещение по ней. Внешняя миграция представляет собой перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания. Эмиграция и иммиграция, имеющие целью осуществление эмигрантами и иммигрантами оплачиваемой трудовой деятельности, именуются в национальном законодательстве внешней трудовой миграцией.

Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане РФ, перемещающиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание; лица из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывшие на территорию РФ и получившие временное убежище, выезжающие с территории России на место жительства в другие страны; б) транзитные эмигранты - граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами РФ и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны; в) иммигранты, в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство; г) транзитные иммигранты - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны.

(В.Ч.)

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или вследствие политических убеждений, ставших поводом для проведения в отношении него враждебной кампании, массовых нарушений общественного порядка. В отличие от беженца, В.п. - это, как правило, гражданин РФ, покинувший место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ, а равно вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ. Кроме того, В.п. может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ и покинувшее место постоянного жительства на территории РФ, а также гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, при условии, что он получил статус беженца в РФ и утратил его в связи с приобретением гражданства РФ, но при этом обстоятельства препятствовали данному лицу в период действия статуса беженца обустроиться на территории РФ.

Правовое положение В.п. сходно со статусом беженца, однако имеет существенные особенности как в порядке приобретения этого статуса, так и в объеме тех преимуществ, которые предоставляются В.п. В соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" (в ред. Федерального закона от 20 декабря 1995 г.) лицо, претендующее на признание его В.п., обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Решение о регистрации ходатайства принимается этим органом в течение 3 дней со дня поступления ходатайства. С момента регистрации данное лицо приобретает право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение направления на проживание в центре временного размещения В.п.; бесплатную медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и некоторые др. права.

Территориальный орган миграционной службы обязан в течение 3 месяцев со дня регистрации ходатайства принять решение о признании лица В.п. Такой статус предоставляется на 5 лет. В.п. вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, может проживать у родственников с их согласия. Правительством РФ создается фонд жилья для временного поселения В.п.; в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ выделяются средства на реализацию федеральных и региональных миграционных программ. Обеспечение статуса В.п. является обязанностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

(В.Ч.)

ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ (ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ) ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ (ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ) ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - одна из форм парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ. Правом выразить недоверие Правительству РФ Конституцией РФ (ч. 4 ст. 117) наделена Государственная Дума. При этом Конституция не указывает конкретных оснований для выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ. Практика показывает, что такими основаниями могут быть резкое ухудшение положения в социально-экономической сфере, несогласие депутатов с направлениями и результатами политики, проводимой Правительством, ненадлежащее исполнение им федеральных законов, совершение членами Правительства серьезных правонарушений и т.п. Регламент Государственной Думы устанавливает четкие требования к предложению о выражении недоверия и ряд процедурных условий по самому голосованию. Такое предложение должно быть мотивировано, изложено в письменной форме, внесено не менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы и рассмотрено в недельный срок. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 151) постановление о недоверии принимается открытым или тайным (по решению палаты) голосованием. Предложение считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов. Решение Государственной Думы о недоверии Правительству РФ не влечет за собой автоматической отставки Правительства. Решение об отставке принимает самостоятельно Президент РФ. В течение 3 месяцев Государственная Дума вправе повторно выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент должен принять одно из двух решений - объявить об отставке Правительства или распустить Государственную Думу.

(В.Ч.)

ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. В.и.о.г.в.с. РФ является Правительство РФ.

К функциям В.и.о.г.в.с. РФ относятся разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ; участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Реализуя эти функции, В.и.о.г.в.с. РФ в пределах своих полномочий: а) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития; г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ; е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться по этому вопросу в суд; ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; з) осуществляет иные полномочия.

(В.Ч.)

ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА

ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА - предусмотренное законом право гражданина в установленном порядке прекратить отношения гражданства с данным государством. Выход из гражданства РФ осуществляется на основании его добровольного волеизъявления. Законодательство РФ о гражданстве устанавливает, что В. из г. РФ возможен: а) по ходатайству гражданина. В этом случае решение о выходе по ходатайству лица рассматривается Президентом РФ; б) в упрощенном льготном порядке, если у лица, намеревающегося выйти из гражданства, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство. В. из г. РФ не допускается: а) если гражданин РФ имеет неисполненные обязательства перед РФ, установленные федеральными законами (например, после получения повестки о призыве на срочную военную службу до ее окончания); б) в случае привлечения данного лица в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; в) если заявитель не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

В. из г. ребенка, один из родителей которого состоит в гражданстве РФ, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по совместному заявлению родителей либо по заявлению единственного родителя.

Согласно Федеральному закону от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" лицо, проживающее за рубежом, может выйти из гражданства РФ на основании своего ходатайства или в порядке регистрации, если данное лицо выехало на жительство в иностранное государство в установленном законом порядке.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница