Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "К" (часть 2, "КОН"-"КУР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КОН"-"КУР")

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ - совокупность закрепленных конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно-властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. К.-п.с. депутата парламента (в РФ - депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации) характеризуют три элемента: 1) природа депутатского мандата; 2) права и обязанности депутата; 3) гарантии депутатской деятельности.

Порядок формирования парламентского корпуса определяется действующим законодательством. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Совета Федерации, депутатом иных органов государственной власти и местного самоуправления. Двухпалатное строение российского парламента - Федерального Собрания определяет особенности формирования и статуса члена Совета Федерации. Эти особенности, кроме названных законов, отображены в Федеральном законе от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". К.-п.с.п. определяется Конституцией РФ, федеральными законами "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. с изм. и доп.), от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др.

Парламентарий не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутатом и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

Федеральный закон от 3 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что течение срока полномочий избранного (назначенного) члена Совета Федерации начинается со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращается со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом власти или высшим должностным лицом субъекта РФ.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИДЕИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИДЕИ - идеи, в которых выражается отношение людей, классов, партий, субъектов политики и власти к государственному устройству страны, форме правления, организации и функционированию системы органов государственной власти, механизмам обеспечения действия принципа разделения властей, гарантиям обеспечения прав и свобод человека и гражданина, тенденциям развития государственности, институтам гражданского общества, конституционного строя в целом. По своему содержанию, характеру влияния на государственно-правовую жизнь К.и. могут выступать в форме конституционного радикализма или конституционного консерватизма. Конституционный радикализм представляет собой радикальные (революционные) взгляды и подходы в вопросе переустройства общества, государственного строя. В отличие от конституционного радикализма, конституционный консерватизм - это основанные на признании эволюционного характера развития общества и государства умеренные взгляды, характеризующие ход и характер конституционных реформ. Классический консерватизм зародился в XVII в. в Англии как ответ на идеологию Просвещения, либерализма и французской революции. Консерватизм возник из идеологии традиционализма - религиозно-монархического охранительного течения, защищавшего устои "прежнего порядка" и его духовные ценности. В последующем он претерпел значительную модификацию. Широкую популярность и в современных условиях сохраняют конституционно-либеральные идеи, на основе которых в XVIII-XIX вв. сформировалась наиболее влиятельная идеология либерализма.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ (ОСНОВНЫЕ) ОБЯЗАННОСТИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ (ОСНОВНЫЕ) ОБЯЗАННОСТИ - совокупность закрепленных в Конституции РФ обязанностей, возлагаемых или на всех лиц, пребывающих на территории Федерации, или только на граждан РФ. К.о. являются элементом правового статуса человека и гражданина, носят всеобщий характер, их осуществление необходимо для поддержания конституционного правопорядка и надлежащего режима конституционной законности. Важнейшая К.о. - соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15). Она распространяется на всех граждан и лиц без гражданства, иностранных граждан, должностных лиц государства, на все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституцией закреплены обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44). Конституция устанавливает обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38), получении ими основного общего образования (ч. 4 ст. 43) и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституция РФ объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59). Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) устанавливает, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы уголовно наказуемо (ст. 339 УК РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 59) гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами как в личных, так и в общественных интересах. Законодательство РФ различает понятия "права" и "свободы". Общее для них заключается в том, что обладание правами и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Различия между ними заключаются в том, что права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ, это всегда право на получение чего-то. Свободы означают возможность для человека избегать воздействия со стороны государства, государственной власти тех или иных ограничений. Свобода есть независимость от государства.

К.п. и с. характеризуются рядом особенностей. Во-первых, это основные права и свободы. Основными они именуются потому, что. а) защищают основные, базовые ценности и интересы личности; б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и т д., в) характеризуются особой юридической формой конституирования, закрепляются в Основном законе государства; г) обладают наиболее высокой юридической силой (весом, или значимостью). К п. и с. являются важнейшими, основополагающими для правового статуса личности, они предопределяют содержание всех иных прав и свобод граждан. Значимость их такова, что для их обозначения в конституционном лексиконе используется понятие основных прав и свобод. Термин "основные" в этом смысле синонимичен термину "конституционные" права и свободы. В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17, ч 1 ст. 55). Во-вторых, конституционные, или основные, права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения в силу гражданства. В-третьих, К.п. и с. в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В-четвертых, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В-пятых, они характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер, т.е. даже при отсутствии конкретизирующих их законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. В-шестых, ограничение К.п. и с. допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ - закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ - совокупность политических решений и действий государственной власти, направленных на реальное воплощение в государственном и общественном строе принципов конституционализма. К.р. представляют собой качественные коренные преобразования всей системы государственно-правовых институтов, направленные на утверждение основ конституционного строя.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - конституционно-правовые средства разрешения разногласий, возникающих между участниками конституционно-правовых отношений. К.с.п. используются при необходимости разрешения конституционного спора. Сферы и основания их применения обозначены в законодательстве. Так, потребность в согласительных процедурах возникает в законодательном процессе, когда принятый Государственной Думой федеральный закон не получает одобрения Советом Федерации либо когда одобренный Советом Федерации закон отклоняется (ветируется) Президентом. К.с.п. используются как инструмент разрешения разногласий в сфере федеративных отношений. Конституцией РФ предусмотрено, что Президент РФ может использовать К.с.п. для разрешения споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам, связанным с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей части полномочий. Лишь при недостижении согласованного решения разрешение спора может быть передано Президентом на рассмотрение соответствующего суда. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной субъектов Российской Федерации" путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур должны разрешаться заинтересованными сторонами споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий (п. 1 ст. 29). В ст. 7 Федерального закона от 17 июля 2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю" отмечается, что споры между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны рассматриваться заинтересованными сторонами с использованием К.с.п. Организационно-правовой формой осуществления К.с.п. являются создаваемые на паритетных началах согласительные комиссии (см. Согласительная комиссия). Однако использование К.с.п. возможно посредством специальных арбитров. От К.с.п. следует отличать консультативные процедуры, которые по Конституции РФ может использовать Президент РФ.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ДОГОВОР (КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНОЕ ПРАВО)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - в зарубежной конституционной практике закон, который вносит изменения и дополнения в действующую конституцию страны. В РФ это федеральные законы, принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ. Однозначного понятия К.з. в конституционной практике нет. Общепризнанно, что по своему юридическому значению конституционным является закон, отличающийся особой "близостью" (юридическим родством) с Конституцией страны либо, заменяющий Конституцию. В этом случае один или несколько К.з. есть то, что принято именовать юридической конституцией. Иногда поэтому (как это характерно для Австрии) Конституция именуется Федеральным конституционным законом. В иных случаях конституционными именуют законы, которые радикально изменяют Основной закон страны, к примеру территориальное устройство государства, форму правления и т.д. К.з. в этом случае признается составной частью Конституции. Так, К.з. 1968 г. ранее унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Соответствующий К.з. стал составной частью Конституции ЧССР. В зарубежной конституционной практике под К.з. принято понимать те законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую Конституцию страны, т.е. уточняют ее содержание. В РФ - конституционными являются законы, принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ. Близким (но не тождественным) к понятию К.з. является употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие "органический закон". Часто органическими считают те законы, которые "органически" вытекают из конституции, т.е. либо принятие таких законов предусмотрено Конституцией, либо они конкретизируют ее положения. Достаточно распространенным является понимание органического закона как акта, определяющего правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС - наиболее острая форма противоречий, сложившихся в конституционной политической системе, создающая угрозу самому ее существованию. К.к. представляет собой всеобщую дестабилизацию конституционной системы государства, чрезвычайно острую форму обнаружения противоречий, пронизывающих экономическую, политическую, духовную сферы общества. Наблюдается сильный разрыв, дисбаланс фактической и юридической конституции, что создает невозможность нормального функционирования конституционной системы без радикальных изменений и обновления всех ее институций. Выходом из К.к. является создание новой конституционной системы, основой которой должна стать обновленная Конституция, способная привести в соответствие юридическую и фактическую конституции, т.е. должный (установленный действующей Конституцией) и реальный конституционный порядок, прекратить разрушение всего общества. В современной российской истории К.к. имел место в период с мая по декабрь 1993 г. Апогеем этого кризиса стал день 21 сентября, когда Президент подписал Указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе в РФ, которым деятельность высших органов государственной власти - Съезда народных депутатов и Верховного Совета была прекращена. Реакцией Президиума Верховного Совета на этот Указ было объявление о прекращении полномочий Президента РФ. К.к. перерос в конституционную войну, в которую включился высший федеральный орган судебной власти - Конституционный Суд, признавший Указ неконституционным и высказавшийся за отрешение Президента от должности. Трагической страницей этого кризиса стало вмешательство армии в подавление попытки сторонников Верховного Совета силой захватить телецентр "Останкино". Кровавые события октября 1993 г. убедительно доказали, насколько губительным может быть бездействие властей в вопросе недопущения и своевременной локализации К к.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК - 1) в широком значении - это конституционный правопорядок, т.е. порядок, установленный и функционирующий в соответствии с нормами Конституции и основанных на ней законах; строй, в котором организация и функционирование всей системы власти (органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц), отношения между властью и населением основаны на законе; 2) в узком, специальном значении - предусмотренные Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации, актами органов местного самоуправления, регламентными нормами конституционные процедуры или порядок осуществления конституционных полномочий органами власти и их должностными лицами, иными субъектами конституционного права. Это, в частности, процедура, порядок вступления в должность Президента РФ, высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, судей Конституционного Суда и др., избирательные процедуры, парламентские процедуры, законодательные процедуры и т.д. (см. Конституционный процесс).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - 1) в широком смысле - прогрессивный процесс становления и развития институтов конституционного строя, а также связанная с этим деятельность всех субъектов конституционного права; 2) в узком смысле - установленный конституционным законодательством порядок (процедуры), в соответствии с которым субъекты конституционного права реализуют свою конституционную правоспособность. В этом значении в конституционном праве употребляются понятия "референдумный процесс" - совокупность процедур, определяющих порядок проведения референдумов в РФ, "избирательный процесс" - совокупность процедур, связанных с проведением выборов органов государственной власти и местного самоуправления, "законодательный процесс" - совокупность процедур, определяющих порядок разработки и принятия законов, "конституционное судопроизводство" - совокупность процедур, определяющих порядок разрешения Конституционным Судом (региональным органом конституционного контроля) дел, относящихся к его компетенции, "бюджетный процесс" - порядок разработки (составления) и принятия бюджета и др.

Развитие современного конституционного права характеризуется все большим его насыщением процедурными нормами, которые в своем единстве образуют конституционно-процессуальное право.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СПОР

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СПОР - разногласия (конфликт), возникшие между участниками конституционно-правовых отношений в процессе осуществления ими своих прав и обязанностей и разрешаемые в установленном законом порядке. К.с. классифицируются по разным основаниям: по предмету спора - избирательные споры, споры, возникающие в законодательном процессе, и т.д.; применительно к оспаривающей стороне - споры, в которых оспаривающей стороной выступают органы государственной власти, общественные объединения и т.д.; по применяемому порядку разрешения споров: К.с., разрешаемые в административном порядке, путем обращения в суд (т.е. в судебном порядке); посредством согласительных процедур.

К.с. отличаются от конституционных правонарушений. Если правонарушения всегда предполагают виновные действия, то К.с. может возникнуть вследствие неясностей, пробелов в законодательстве, неадекватного (но не противоправного) поведения одной из сторон конституционного правоотношения, своеобразием правовой позиции, занимаемой тем или иным субъектом правоотношения и связанной со спецификой его правового положения (например, в системе разделения властей и др.).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленные в федеральной Конституции конституционно-правовые признаки (характеристики) Российского государства. Каждая из таких характеристик одновременно является одной из основ (принципов) конституционного строя и отображает принципиальные особенности российской государственности (государственного строя): тип государства, разновидность государственного (политического) режима, его демократическую сущность, ограничение (связанность) государственной власти правом, правами и свободами человека и гражданина, федеративную форму государственного устройства, республиканскую форму правления, социальный и светский характер Российского государства. Эти конституционные характеристики определяют место и роль Российского государства (РФ) в системе институтов конституционного строя, отображают его конституционную природу. Действующая российская Конституция характеризует РФ как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Конституция устанавливает, что РФ является социальным (ст. 7) и светским (ст. 14) государством. Нормы Конституции, закрепляющие правовое положение (конституционный статус) РФ, отображают реальную государственную практику, а также имеют перспективный характер, "устремлены" в будущее, моделируя идеальную конституционную модель Российского государства. Так, очевидно, что РФ предстоит еще состояться и как подлинно демократическому федеративному правовому государству, и как государству социальной направленности. Вместе с тем перечисленные характеристики, несомненно, имеют высокое юридическое значение: они связывают конституционную практику и выступают ориентиром в практической политике государства.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - предусмотренная и гарантированная Конституцией и государственной властью система основных прав, свобод и обязанностей физических лиц, характеризующая их фактическое положение в обществе.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества. К.с. - это система правоотношений, в которых реализуются суверенитет народа, права и свободы личности, прерогативы органов государственной власти. В более узком значении К.с. понимается как способ организации государства, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях. Для формирующейся российской государственности защита К.с. имеет важное значение. В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24), основными направлениями защиты К.с. в России являются: а) обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствования на этой основе законодательства субъектов РФ; б) разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; в) выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; г) совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (см. Статус Конституционного Суда Российской Федерации).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - судебный орган субъекта РФ, призванный осуществлять конституционное судопроизводство, т.е. определять конституционность (соответствие конституции республики, уставу края, области, города федерального значения) нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ. Такой суд может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления Конституции (уставу) субъекта РФ. К полномочиям такого суда относится также толкование Конституции (устава) субъекта РФ. Иные полномочия К.с.с. РФ устанавливаются законом субъекта РФ. Решение К.с.с. РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Финансирование К.с.с. РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Отличительная особенность К.с.с. РФ - отсутствие самостоятельного кодифицированного процессуального законодательного акта. Все процессуальные аспекты осуществления К.с.с. РФ правосудия закреплены в законодательных актах, определяющих их статус.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИЯ

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. "constitutio" - устанавливаю, учреждаю) - акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления, государственно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие К. употребляется уже в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства. Своим же происхождением термин К. обязан императорским указам Римской империи. В средневековую эпоху этим термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции в современном значении слова появляются вследствие демократических, или т.н. буржуазных, революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Эти революционные преобразования и призвана была закрепить К. как основной закон государства. Кроме того, важной функцией К. является закрепление преемственности в развитии государственности. Таким образом гарантируется стабильность всей социальной системы. По своей сущности К. есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. К. в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия.

Первая К. принята в 1787 г. в США. В последующем К. принимаются во Франции (1791, 1793 ), Польше (1793).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИЯ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

КОНСТИТУЦИЯ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - способность конституции оказывать присущими ей способами воздействие на формирование и развитие правовой системы. Значение конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Влияние Конституции РФ на развитие законодательства проявляется в том, что она содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 положений Конституции) и федеральных законов: о гражданстве (ч. 1 ст. 6, ст. 62), об установлении смертной казни (ч. 2 ст. 20), об установлении минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37), о рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123), о порядке пересмотра судебного приговора (ч. 3 ст. 50), об установлении статуса столицы РФ (ч. 2 ст. 70), о выпуске государственных займов (ч. 4 ст. 75) и др., всего около 40 статей Конституции РФ содержат подобные прямые указания. Это означает, что Федеральное Собрание РФ обязано принять соответствующие законы. Кроме того, принятие федеральных законов вытекает из смысла многих норм Конституции, а также из того обстоятельства, что такие нормы носят первичный характер, отличаются высоким уровнем нормативного обобщения и, следовательно, нуждаются в конкретизации. Влияние Конституции РФ на развитие законодательства проявляется и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных правовых актов и их иерархию и др.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ статус республики устанавливается Конституцией РФ и конституциями республик, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом субъекта РФ. На территории субъекта РФ К.с. РФ обладает высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов. В Конституции РФ нет норм, устанавливающих содержание К.с. РФ. Как правило, К.с. РФ регулируют целый комплекс проблем: основные принципы построения и функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ; отношения, связанные с порядком образования и функционирования государственных органов, их виды, структуру, правовой статус, формы деятельности органов государственной власти, издаваемые ими акты; законотворческий процесс, основы административно-территориального устройства и т. п. Данный перечень не исчерпывающий, но он отражает особенности предмета регулирования К.с. РФ. Предметы регулирования К.с. РФ во многом зависят от таких факторов, как экономическое состояние субъекта РФ, сложившиеся в нем традиции, а нередко и опыт соседей, на которые ориентируются субъекты РФ, и т.п. Структура подавляющего большинства К.с. РФ имеют много общего со структурой Конституции РФ. Они обычно состоят из преамбулы, основной части и заключительных или переходных положений. В преамбуле излагаются цели создания и назначения К.с. РФ, принципы, на которых они строятся, исторические условия их появления. Основная часть К.с. РФ делится на главы (разделы).

К специфическим чертам К.с. РФ можно отнести и то, что хотя многие их нормы и устанавливаются самими субъектами Федерации, однако их исполнение обеспечивается властью не только субъекта РФ, но и властью Федерации в целом.

(В.Ч.)

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - конституционная обязанность Президента РФ перед принятием решения запросить по данному вопросу компетентное мнение другого государственного органа. Так, в соответствии с п. "м" ст. 83 Конституции РФ Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Обращение Президента к другому государственному органу в данному случае юридически обязательно. Этим самым К.п. отличаются от деятельности различных консультативных советов, создаваемых при Президенте.

(В.Ч.)

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ СЛУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЕДЕРАЦИЯ

КОНФЕДЕРАЦИЯ - союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Наиболее широкое распространение термин "К." получил в Европе в XIX в., когда были образованы Рейнская конфедерация (1815-1848), Германская (1815-1866), Австро-Венгрия (до 1918), США (1781-1787). За редким исключением, термин "К." в XX в. практически не употребляется. Со второй половины XX в. в государствоведческую и международно-правовую лексику входит понятие "международная организация" . Однако полностью с понятием "К." оно не совпадает.

Особенности К. следующие: 1. Правовой основой образования К. является международно-правовой договор. В этом заключено одно из основных отличий К. от федеративного государства. 2. Конфедерация - это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено. Так, созданный в 1958 г. Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 г. (т.е. когда надобность в таком союзе отпала). Общая же закономерность для всех без исключения К. такова: К. либо распадается (чаще всего это многонациональные К. - Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия), либо перерастает в федеративное государство (как правило, это мононациональные конфедерации - США, Швейцария, Германия). 3. Государства-члены К. в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, а потому субъекты К., в отличие от субъектов федеративного государства, обладают правом сецессии; им принадлежит право нуллификации, или отказа в признании, а равно право применения актов союзной власти; они имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. 4. В К. создаются наднациональные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных органов власти. Парламент К. формируется представительными органами государств-членов. Создаваемые на постоянной основе государственные органы К. лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти имеют существенную специфику: они не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств-членов К.; механизм обеспечения таких норм сходен с механизмом действия международно-правовых норм.

В настоящее время К. в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к К. можно отнести Европейский союз, Бенилюкс, Асеан, Карибское сообщество.

(В.Ч.)

КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА

КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА - обоснование необходимости принятия закона и совокупность положений, отражающих его основное содержание. К.з. представляет собой документ, в котором определяются: а) основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие закона, их новые права и обязанности; б) место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции и федеральных законов и системообразующих законов РФ, на реализацию которых направлен разрабатываемый закон, а также то значение, которое он будет иметь для правовой системы; в) общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. Кроме того, указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований; г) социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

Требования, предъявляемые к К.з., представляемых в Государственную Думу Правительством РФ, носят юридический характер, они закреплены в Регламенте Правительства РФ, а также предусмотрены постановлением Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов". Кроме свода правил, предъявляемых к концепции проекта закона, Основные требования обязывают разработчика проекта федерального закона (соответствующий федеральный орган исполнительной власти) готовить проект технического задания на разработку такого законопроекта. Проект такого задания должен содержать 7 разделов: в первом разделе указываются основания разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование; во втором содержится указание полного наименования заказчика и разработчиков; в третьем содержится перечень документов, подлежащих разработке; в четвертом определяются виды, этапы и сроки работы над законопроектом; в пятом представлена примерная структура законопроекта; в шестом определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта; в заключительном разделе устанавливается порядок предварительного согласования и требования к приемке законопроекта. Стандартизация такого рода требований имеет своей целью повышение качества подготовки правительственных законопроектов.

(В.Ч.)

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КООПЕРАТИВНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КООРДИНАЦИОННЫЕ И СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КООРДИНАЦИОННЫЕ И СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - органы, образуемые Правительством для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач (координационные органы), а также для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера (совещательные органы). Координационные органы именуются комиссиями, а совещательные - советами. В состав комиссий и советов в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Федерации или ее субъектов либо в их совместном ведении, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти. Кроме того, в состав комиссий и советов могут включаться представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединении, ученые, специалисты и общественные деятели.

Сфера деятельности и полномочия комиссии и советов определяются решениями об их образовании или положениями о них. Решения указанных органов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжении Правительства РФ. Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов решений Правительства РФ комиссии и советы правомочны создавать рабочие группы из числа специалистов в соответствующих областях.

К К. и с.о.П. РФ относятся межведомственные комиссии (по биотехнологии, по времени и эталонным частотам, по проблемам генно-инженерной деятельности, по регулированию предпринимательского рынка, по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов и др.), межведомственные советы (по защите прав потребителей, по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны, по техническому оснащению кроссполярных и транссибирских воздушных трасс и модернизации Единой системы организации воздушного движения РФ и др.), а также рабочие комиссии, организационные комитеты по подготовке и проведению организационных мероприятий.

(В.Ч.)

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРПОРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ

КОРПОРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ - разновидность территориальной (культурно-национальной) автономии, главной задачей которой является решение национального вопроса и защита интересов коренных малочисленных этносов, в том числе и этнических меньшинств. Национальные меньшинства могут создавать свои органы, которые представляют их интересы как на региональном, так и на общегосударственном уровне. Мировая практика знает немало примеров рационального решения этой проблемы. В первую очередь следует назвать все Скандинавские страны, на территории которых проживает немало малочисленных коренных народов. Так, в Финляндии уже длительное время существует Шведская народная ассамблея в составе 75 членов, Саамский парламент. Подобные парламенты работают в Швеции и Норвегии. При правительстве Австрии функционируют Советы различных национальных меньшинств, которые формируются из кандидатов, выдвигаемых общественными организациями этих меньшинств.

От К.а. следует отличать корпоративную федерацию, или экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой первоначальное разделение власти осуществляется не по географическому, а преимущественно по культурному принципу, базирующемуся на принадлежность граждан к тому или иному специально определенному культурному сообществу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. В то же время положительный пример этого вида федеративного устройства, основанного на экстерриториальности, представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.

(В.Ч.)

КРАЙ

КРАЙ - государственное образование в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Исторически в России краем назывались периферийные территории государства. В XVII в. такое название закрепилось за Украиной. Официально же существовали только два края - Кавказский (1882 - 1905) и Туркестанский (1855-1917), объединявшие несколько губерний или областей. В период советской административной реформы наряду с областями создавались края, которые отличались от областей тем, что имели в своем составе автономные области и даже автономные республики (с согласия последних). Всего было создано 14 краев, большинство из которых по мере преобразования автономных областей в автономные республики получали статус областей. К началу 90-х гг. в РСФСР оставалось 6 краев (в 1991 - 1992 гг. все автономии вышли из состава краев). По действующей Конституции РФ в состав РФ входят 6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский. Свои названия современные края сохранили по традиции.

(И.К.)

КУРОРТНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

КУРОРТНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ - поселения, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с населением не менее 2 тыс. человек, при условии, что число приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселения составляет не менее 50% постоянного населения.

Федеральный закон от 22 февраля 1995 г. "О природных лечебно-оздоровительных местностях и курортах" употребляет более широкое понятие - "курортный регион (район)", под которым понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенными общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

(И.К.)

Предыдущая страница Следующая страница