Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПРА"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПРА"-"ПРЕ")

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (федеральные законы от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); во-вторых, социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т. п.); б) по безработице; в) пособия семьям, имеющим детей (размер таких пособий составляет: на детей в возрасте до 6 лет - 70%, на детей от 6 до 16 лет - 60% минимальной заработной платы).

Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Кроме того, элементом социального обеспечения является система социальной защиты населения. Специализированные органы, реализующие функцию социальной защиты, существуют в системе органов местного самоуправления. Наряду с этими формами социального обеспечения Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Этим целям служат Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". В России в последние годы отмечается тенденция увеличения числа инвалидов. Так, если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ состояло 8,9 млн. инвалидов, то уже на 1 января 1999 г. - более 9,6 млн. В целях реализации Федерального закона от 30 марта 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и усиления социальной поддержки инвалидов постановлением Правительства от 14 января 2000 г. № 36 утверждена Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы". Предусматривается, что программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных доходов. Объем финансовых мероприятий за счет федерального бюджета составляет 1 524,2 млн. руб.

(В.Ч.)

ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ

ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ - гарантированное Конституцией право каждого человека, юридическое содержание которого заключено в том, что никто не может без соглашения гражданина знакомиться с его перепиской, почтово-телеграфной корреспонденцией, прослушивать и фиксировать его телефонные и иные переговоры, а равно разглашать содержание указанных документов и сообщений. Запрещается перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений. Федеральное законодательство допускает два случая ограничения этого права: 1) если необходимо проведение по уголовному делу такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка; 2) если в ходе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой полномочными органами, требуются контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденных, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Данные ограничения согласно вышеназванному Закону возможны лишь на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого противоправного деяния, по которому обязательно производство предварительного следствия; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической безопасности РФ. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенное умышленно, квалифицируется как преступление и влечет уголовную ответственность (ст. 138 УК РФ). Гарантии охраны тайны частной жизни распространяются также на гражданское судопроизводство. Оглашение в суде переписки, телеграфных сообщений допускается только с согласия лиц, между которыми велась такая переписка и осуществлялись телеграфные сообщения.

(В.Ч.)

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ - право (конституционная возможность) на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры. Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют, что культурная Деятельность является неотъемлемым правом каждого человека; каждый имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле" закрепляет право каждого гражданина независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, отношения к религии на библиотечное обслуживание. В соответствии с Основами законодательства РФ от 30 мая 1993 г. "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" (ст. 20) документы государственной части архивного фонда России и справочники к ним предоставляются для использования всем физическим и юридическим лицам. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций (школ искусств, студий, курсов), сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства. В частности, целям создания и развития музейного фонда и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", устанавливающий запрет на ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры.

(В.Ч.)

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ - конституционная возможность граждан, обладающих активным избирательным правом, непосредственно участвовать в принятии решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Референдум означает голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Право граждан на участие в референдуме непосредственно вытекает из Конституции РФ (ст. 3) и охватывает своим содержанием: а) право граждан на участие во всенародном (местном) голосовании; б) право требовать вынесения на голосование любого вопроса. Порядок реализации П. на у. в р. урегулирован Федеральным конституционным законом от 19 мая 1995 г. "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в законах субъектов РФ, актах органов местного самоуправления.

(В.Ч.)

ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРАВО НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - гарантированное Конституцией право на свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. П. на э.д. включает в себя гарантированную законом возможность под свой риск и ответственность создавать предприятия, заключать договоры с хозяйствующими субъектами, приобретать собственность и распоряжаться ею. Конституционное признание П. на э.д. порождает соответствующие обязанности государства. Среди них обязанности: в установленном порядке зарегистрировать образованное гражданами предприятие; обеспечить защиту предпринимателей, их имущества от незаконных посягательств; содействовать развитию частного бизнеса, в особенности поддерживать так называемое малое предпринимательство (предприятия с числом занятых до 100 человек), создавать для него льготные условия финансирования и налогообложения, поддерживать внешнеэкономическую деятельность малых предприятий; возмещать ущерб, причиненный предприятию по вине государственных органов и их должностных лиц; предотвращать и пресекать ненадлежащую рекламу и др.

(В.Ч.)

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования. П.н. на с. предполагает свободное установление нацией различных форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии; это также правомочность отделения и образования независимого государства, определения его внутреннего устройства (право определять общественный строй, форму правления и т. д.). П.н. на с. - коллективное право народа, относящееся к общепризнанным нормам международного права.

П.н. на с. эволюционировало в ходе исторического развития. Оно родилось в XVI - XIX вв. в период национально-освободительных движений в Европе и американских колониях. Считалось, что основным принципом самоопределения является право на создание при любых обстоятельствах своего государства: "Одна нация - одно государство" (П. Манчини, Н.Я. Данилевский, А.Д. Градовский). Этот принцип распространялся только на "цивилизованные народы", предполагая существование колониальных владений и колониальных форм угнетения народов. В.И. Ленин использовал идею П.н. на с. как форму идеологической борьбы с государственностью царской России.

В конце XX в. П.н. на с. приобретает несколько иное содержание. Некоторые политологи считают, что в будущем самоопределение наций может быть реализовано в следующих трех основных формах: 1) отделение и создание самостоятельных государств; 2) вхождение в союзное государство и образование федеративных политических структур; 3) сохранение национальных государств путем создания более крупных межнациональных образований, как это происходит сейчас в Европейском сообществе.

Как и всякое право, П.н. на с. имеет свои границы, определенные нормами как национального, так и международного права. В частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. указывается, что при реализации права народов на самоопределение ничто не должно толковаться как "санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств... имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи".

(В.Ч.)

ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ - комплекс прав, включающий в себя избирательные права, право обращений, право на доступ к государственной службе, участие в отправлении правосудия и др. В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей". Конституция РФ (ст. 32) почти в полном объеме воспроизвела эту норму. П.у. в у.г. принадлежит исключительно гражданам РФ и реализуется ими как непосредственно, так и через своих представителей. Указанное право конкретизирует содержащееся в Конституции РФ (ст. 3) положение о народовластии, носящее обобщенный (абстрактный) характер.

(В.Ч.)

ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - одно из фундаментальных конституционных прав человека, предполагающее гарантированную законом возможность иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Видом частной собственности является собственность на землю. Конституция РФ (ст. 36) закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ частной собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими на законных основаниях. Право частной собственности на земельные участки принадлежит также иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, за исключением земельных участков, находящихся на приграничных территориях. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ.

(В.Ч.)

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве положения из работ известных ученых для юридического решения возникшего спора, имеющего конституционное значение. В РФ правовая доктрина источником права не признается. В то же время компетентные научные труды, толкование конституционного законодательства (к примеру, научные комментарии Конституции, федеральных законов) являются своего рода руководящими началами для должностных лиц и государственных органов, применяющих нормы конституционного права.

(И.К.)

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами. Соответственно П.г. как конституционная характеристика государственного строя РФ предполагает наличие правовой демократической формы организации и деятельности публичной власти, обеспечивающей свободы гражданского общества и автономию личности, защиту ее прав и свобод от нарушений. П.г. основывается на демократической государственности, характеризуется связанностью государственной власти правом, законом, ее ответственностью перед населением, подчинением интересам и приоритетам гражданского общества и отдельной личности. П.г. предполагает развитую систему законодательства, независимый суд, эффективную работу правоохранительных структур по обеспечению правопорядка и безопасности, защите граждан от преступных посягательств. Конституция РФ заложила правовые основы формирования российской правовой государственности. В частности, закреплено верховенство Конституции (ст. 4, 15) и федеральных законов в правовой системе; юридически деятельность государства связана правами и свободами человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; сформулированы отправные положения формирования независимой судебной власти (ст. 118 - 128 Конституции РФ) и др.

(В.Ч.)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН - порядок и характер регулирования правового положения иностранных граждан национальным законодательством страны. Существует несколько видов режимов:

режим национального пребывания - предоставление иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которым пользуются граждане данного государства. Понятием "национальный режим" российский законодатель не оперирует, однако правовая основа такого режима в законодательстве тем не менее сформулирована. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ;

преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны;

режим наибольшего благоприятствования - предоставление гражданам каждой из договаривающихся стран такого режима, которым пользуются граждане третьего государства и который является наиболее благоприятным;

режим реторсий - ответные, ограничивающие права и свободы иностранных граждан меры, принимаемые государством в ответ на дискриминационные меры другого государства. Режим реторсий применяется РФ в случае, если иностранным государством установлены ограничения в реализации прав и свобод граждан России (в такой ситуации Правительство РФ вправе принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод гражданами этого государства на территории России);

привилегированный режим связан с режимом капитуляций, по которому восточноевропейские государства предоставляли гражданам некоторых европейских государств значительно большие права, чем своим собственным (наша страна такой ситуацией не воспользовалась).

(В.Ч.)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОВЫЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ

ПРАВОВЫЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ - совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К П.с.К. относятся: верховенство конституции, ее прямое действие, признание конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана конституции, особый порядок ее изменения и пересмотра, стабильность конституции.

(В.Ч.)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все те государственные структуры, которые осуществляют правоохранительную деятельность. В специальном значении к П.о. относятся: органы, уполномоченные законом осуществлять правоохранительную деятельность и имеющие право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения, либо принимать иные законные и обоснованные решения. Соответственно к П.о. относятся органы, реализующие в специфических правовых формах охранительную функцию государства и наделенные в этих целях властными полномочиями применять меры государственного принуждения. К таким органам принято относить органы прокурорского надзора, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции и др. Действующее российское законодательство четко разграничивают понятия "судебные органы" (суды) и "П.о.". Учитывая то обстоятельство, что судебные органы относятся к самостоятельной ветви власти, такое разграничение имеет принципиальное значение. Иногда термин "П.о." употребляется как собирательное понятие, которым объединяются две группы правоохранительных структур: а) государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность (к ним относятся перечисленные выше органы, а также суды, административные комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного надзора - атомно-энергетического, ветеринарного, горного, пожарного, пробирного, технического, санитарного); б) негосударственные П.о. и учреждения. Это органы правового обеспечения и правовой помощи - нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы и др.

(В.Ч.)

ПРАВОСУДИЕ

ПРАВОСУДИЕ - вид государственной деятельности, осуществляемый в установленной законом процессуальной форме путем разрешения уголовных, гражданских и других дел. П. есть непосредственное осуществление судебной власти, это такой вид государственной деятельности, который предназначен для рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке различных споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением законодательства, прав и интересов граждан и их объединений. П. - самостоятельная отрасль государственной деятельности, которую осуществляет суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой установленной законом процессуальной форме гражданских, уголовных и иных дел. Деятельность суда по осуществлению П. направлена на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства. П. характеризуется рядом специфических признаков, отличающих деятельность суда от деятельности иных государственных органов и общественных организаций. Главная особенность П. - его осуществление в судебном порядке. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть (или П.) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе в Российской Федерации" определяют систему судов, действующих в РФ, что исключает возможность образования государственных и общественных органов, наделенных функцией правосудия. П. осуществляется путем рассмотрения и разрешения судом в судебных заседаниях гражданских дел, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, государства; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и принятия установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, или оправдания невиновных и др.

Рассмотрение и разрешение в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел основано на конституционных принципах П., которое осуществляется в строгом соответствии с законодательством. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, а также конституционно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство детально регламентирует порядок, процессуальную форму судебного рассмотрения и разрешения решений, которые выносит суд. Процессуальный порядок судебного разбирательства обеспечивает возможность суда через фактическое участие в судебном разбирательстве всех участников процесса установить истину по делу и принять законное и обоснованное решение. Суд при осуществлении П. наделяется правом применения государственного принуждения. Своим решением по гражданскому делу суд обязывает ответчика или истца к исполнению своих обязательств. Определить уголовное наказание виновному также вправе только суд.

(В.Ч.)

ПРЕАМБУЛА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕАМБУЛА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ее вступительная (вводная) часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного закона. В П.К. РФ определяются цели и задачи государства, к которым относятся: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия в РФ; 3) сохранение исторически сложившегося государственного единства; 4) возрождение суверенной государственности России; 5) утверждение незыблемости демократических основ Российского государства; 6) обеспечение благополучия и процветания России. Эти положения так или иначе пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Положения П.К. носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения П.К. не представляют собой конституционных норм и принципов), П.К. имеет важное юридическое значение. Положения П.К. служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федеративного устройства. П.К. РФ важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т. е. внести в нее поправки, при разрешении конституционных споров и др.

(В.Ч.)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ - 1) стадия избирательного процесса, определяющая порядок (процедуры) осуществления избирательных действий в связи с проведением кандидатами, представителями избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей П.а.; 2) совокупность избирательных действий граждан РФ, кандидатов, иных субъектов П.а. по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в выборах, голосовании за или против тех или иных кандидатов, избирательных объединений.

В соответствии с избирательными законами правом на П.а. обладают граждане РФ, общественные объединения, политические партии. При этом им разрешается в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за любого зарегистрированного кандидата (список кандидатов) или против него. П.а. начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов, т.е. за сутки до дня голосования. В день выборов и в предшествующий ему день любая П.а. законом запрещена. Не допускается в течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами. Проведение П.а. в запрещенный период квалифицируется как административное правонарушение и влечет административную ответственность (ст. 5.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях). П.а. может проводиться в следующих формах: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий и т.п.); путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; в других не запрещенных законом формах. Закон запрещает проведение П.а., сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. За эти и другие нарушения к кандидату может быть применена так называемая санкция ничтожности: по предложению соответствующей избирательной комиссии суд может отменить решение о его регистрации. Кроме того, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.16.) вручение избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров либо безвозмездное или на льготных условиях предоставление услуг, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах и референдумах влечет применение мер административного взыскания - наложение административного штрафа.

(В.Ч.)

ПРЕДВЫБОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПРЕДВЫБОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - форма предвыборной агитации, осуществляемой путем организации и проведения публичных массовых мероприятий - собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Избирательные законы обязывают государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, группам избирателей в организации и проведении собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Заявления о выделении помещений для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения предвыборных массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц с избирателями. Кроме того, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе на договорной основе арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от формы собственности на эти здания и помещения, для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий. Не могут предоставляться для агитационных целей здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Запрещается предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений. Обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборных массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством РФ.

Проведение предвыборных мероприятий в местах, где их проведение запрещено законом, признается административно наказуемым деянием (ст. 5.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборных массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством РФ.

(В.Ч.).

ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА - связанность государственной власти суверенитетом народа, правами человека и международными обязательствами, в том числе участием государства в международных сообществах. Поэтому в современном значении суверенитет понимается как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне определять свою внутреннюю и внешнюю политику при непременном условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права.

(В.Ч.)

ПРЕДЕЛЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДЕЛЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - обусловленный характером и масштабами вмешательства современного государства в экономику, социальную и иные сферы общественной жизни, а равно в частную жизнь граждан круг объектов (правовая свобода граждан, организация государственной власти, территориальное устройство страны, социальная защита граждан и т.д.), на которые объективно должно распространяться действие конституции. Как разновидность законов конституция может закреплять в своих нормах лишь то, что объективно складывается в реальной жизни. В этом смысле объем и характер конституционного регулирования заданы в основном характером взаимоотношений государства и гражданского общества, развитостью институтов последнего, все усиливающейся интервенционистской и регулирующей функцией государства, все более активно вмешивающегося в экономические и социальные отношения. В то же время назначение всякой конституции состоит в том, что она призвана ограничивать государственную власть, очерчивать пределы и основания ее проникновения в сферу частных интересов, не прибегая к детальному регулированию социально-экономических отношений. В этом смысле конституция как бы объявляет гражданское общество "заповедной зоной", обязывая государство охранять его. Такое содержание предмета конституционного регулирования создает гарантии для утверждения демократического устройства государства и общества.

(В.Ч.)

ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД - обусловленные природой естественных прав человека, принципами конституционного строя и обозначенные законом сфера (пространство) реализации гражданами и их объединениями принадлежащих им прав и свобод и допустимые формы их использования (реализации). В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По своей сути это положение означает переведенное на язык конституционного установления "золотое правило" морали: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Нарушение этого правила ведет к злоупотреблению правом, под которым понимается основанное на корыстных побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе субъективного права, его истинной цели либо сопряженное с привлечением неправовых (незаконных) средств (форм, способов) для достижения такой цели. Особенность злоупотребления правом проявляется в том, что оно возникает в связи с осуществлением субъективных прав; всегда связано с привлечением управомоченным лицом таких средств, форм, способов для осуществления принадлежащего ему права, которые выходят за пределы объема данного права; использумые формы, способы реализации принадлежащего субъекту права причиняют ущерб интересам общества, государства, правам и законным интересам граждан. Во избежание злоупотребления правом в законе часто определяются пределы его осуществления, а также принципы и условия его реализации. В частности, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель. П.о.к.п.и с. связаны также с допустимыми формами (способами) их осуществления. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на экономическую деятельность, но лишь такую, которая не запрещена законом и не направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Часть 4 ст. 37 Конституции РФ признает за работниками право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, но лишь с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. По действующему трудовому законодательству индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и в судебном порядке; для рассмотрения коллективных трудовых споров используются примирительные комиссии, трудовые арбитражи, а также службы по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 381 - 409 Трудового кодекса РФ).

(В.Ч.)

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - круг регулируемых нормами основного закона общественных отношений. В зависимости от характера проникновения государства в различные сферы общественных отношений принято различать следующие модели конституционного регулирования: 1. Либеральная модель. Присуща всем конституциям первого поколения, предметом регулирования которых являлось: закрепление прав и свобод личности (в основном гражданских и политических); организация государственной власти (структура, статус, полномочия высших органов государства, их взаимоотношения); государственно-территориальное устройство страны. 2. Этатистская модель. Связана с неоправданным расширением круга отношений, регулируемых нормами основного закона. Присуща всем советским конституциям и конституциям, принятым после Второй мировой войны в социалистических странах. 3. Либерально-этатистская модель. Характеризуется сочетанием двух предыдущих моделей и связана с возросшей ролью современного государства в экономике, социальной сфере, международных отношениях, в обеспечении научно-технического прогресса, предотвращении социального и экологического кризисов и др. Такую модель приемлют конституции второго поколения (ФРГ, Франции, Италии, Испании, постсоциалистических стран).

(Г.И.)

ПРЕДМЕТНАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ - понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ П.в. могут быть исключительными (принадлежащими только РФ или ее субъекту) и совместными. Последние означают круг конкретно закрепленных вопросов, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий. От П.в. следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по П.в. Полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

(В.Ч.)

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленный в федеральной Конституции круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. П.в. РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Формулой "в ведении РФ находятся" обозначаются сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.). Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим. В него входят: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России); регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление правовых основ единого рынка; федеральные фонды регионального развития; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство и др. По П.в. РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ П.в. РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ.

(В.Ч.)

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации.

(В.Ч.)

ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - лицо, избираемое из числа конституционных судей и осуществляющее общее руководство деятельностью Конституционного Суда РФ и представляющее его в отношениях с государственными органами и общественными организациями. П. КС РФ избирается из состава Конституционного Суда сроком на три года. Он руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; осуществляет представительские функции; выступает с заявлениями от имени Конституционного Суда РФ и др. Регламентом Конституционного Суда РФ предусмотрены и иные полномочия Председателя. В частности, он представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые заседания Суда; представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о его исполнении; осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; дает согласие на служебные командировки судей и др. Кроме Председателя, из состава Конституционного Суда РФ сроком на три года избираются его заместитель и судья-секретарь. Все эти лица по истечении срока полномочий могут быть избраны на новый срок. По инициативе не менее 5 судей, считающих, что указанные лица недобросовестно исполняют свои обязанности, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от должности.

(В.Ч.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - лицо, избираемое тайным голосованием из числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации для осуществления общего руководства деятельностью палаты и представления ее в отношениях с государственными органами и общественными объединениями. В соответствии с Регламентами палат Федерального Собрания П.п. ФС: ведет заседания палаты; организует работу палаты; ведает внутренним распорядком палаты; назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата палаты; представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции; подписывает постановления палаты; решает иные вопросы организации деятельности палаты в соответствии с ее регламентом. Деятельность Председателя контролируется самой палатой, которая может отменить любое его распоряжение или поручение. Для обеспечения деятельности П.п. ФС создается секретариат. Кроме того, в своей деятельности П.п. ФС опирается на различные общественные структуры. Так, при Председателе Государственной Думы образованы экспертно-консультативные советы по наиболее важным направлениям законотворческой работы: по проблемам конституционного законодательства; по проблемам гражданского законодательства; по международному праву; по проблемам систематизации, кодификации законодательства и правовой информации. В советы входят видные ученые-юристы, депутаты и практические работники. Всего в совет входят от 15 до 20 человек. Правовое положение совета определяется Положением, утверждаемым Председателем Государственной Думы. Сходные структуры есть и в верхней палате парламента. В частности, образован научно-консультативный совет при Председателе Совета Федерации.

В соответствии с Регламентом палаты избираются заместители Председателя палаты. Их число определяется палатой. Так, у Председателя Совета Федерации 4 заместителя (кроме того, в декабре 2001 г. избран первый заместитель Председателя палаты). У Председателя Государственной Думы второго созыва было 6 заместителей, из которых один являлся первым. Государственная Дума третьего созыва избрала 7 заместителей, в том числе одного первого. Заместители председателей палат замещают председателей в их отсутствие; по поручению Председателя палаты ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними. Заместители Председателя палаты в пределах своих полномочий вправе давать поручения структурным подразделениям аппарата палаты. Деятельность заместителей, как и Председателя палаты, обеспечивают соответствующие секретариаты.

(В.Ч.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должностное лицо, определяющее основные направления деятельности Правительства РФ и организующее его работу. В зарубежных странах официальный титул главы правительства именуется премьер-министром. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 7) П.П. РФ назначается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ, и освобождается им от должности: а) по собственному заявлению Председателя Правительства; б) в случае невозможности исполнения им своих полномочий. При этом Президент РФ уведомляет палаты Федерального Собрания об освобождении от должности П.П. РФ в день принятия решения. Освобождение от должности П.П. РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Соответственно своему статусу П.П. РФ осуществляет следующие полномочия: а) представляет Правительство РФ в РФ и за пределами территории; б) ведет заседания Правительства РФ; в) подписывает акты Правительства РФ; г) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей П.П. РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; д) распределяет обязанности между заместителями П.П. РФ. На П.П. РФ возлагается обязанность систематически информировать Президента РФ о работе Правительства. В случае временного отсутствия П.П. РФ его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. В случае освобождения П.П. РФ от должности Президент РФ вправе (на срок до двух месяцев) до назначения нового главы Правительства поручить исполнение обязанностей П.П. РФ одному из его заместителей.

(В.Ч.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Принято считать, что П.д. включает в себя: 1) формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в РФ к ним относятся Федеральное Собрание, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и др.); 2) многообразные демократические институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избирательном округе, связи и контакты избранных лиц с соответствующими политическими объединениями и др.); 3) разнообразные демократические формы внутриорганизационной деятельности представительных учреждений (проводимые публично и гласно сессии, заседания представительного органа власти и др.).

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, разделением полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса.

(В.Ч.)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА - государственный орган Правительства РФ, координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в субъекте Федерации. В частности, таким органом являлось П.ф.П. в Чеченской Республике. Правовой статус П.ф.П был утвержден постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1999 г. № 1320, согласно которому П.ф.П.: координировало деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе органов государственной власти Чеченской Республики по восстановлению экономики и социальной сферы, установлению законности и правопорядка, обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения, прав и свобод граждан на территории Чеченской Республики; организовывало взаимодействие всех органов власти Республики по этим же вопросам; представляло Правительство РФ в отношениях с органами государственной власти Республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Чечни; информировало Президента и Правительство РФ о социально-экономической и общественно-политической обстановке республики и вносило предложения по ее стабилизации; совместно с Министерством экономики вносило в Правительство РФ проекты целевых программ восстановления и развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики. По этим же вопросам П.ф.П. контролировало выполнение постановлений и распоряжений Правительства. Представительство возглавлял заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Правительства РФ в Чеченской Республике, назначаемый Правительством. П.ф.П. издавало распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции, вносило проекты указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, касающихся вопросов восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Указом Президента РФ от 2 июня 2000 г. № 1071 "Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике" П.ф.П. было упразднено и вместо него была образована временная система органов исполнительной власти, в которую входят: Администрация Чеченской Республики (включающая в себе органы исполнительной власти Республики, администрации районов и населенных пунктов) и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

(В.Ч.)

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высшее должностное лицо, осуществляющее функции главы государства в республиках - субъектах РФ. Пост Президента (главы государства) является естественным для республик, поскольку Конституция РФ рассматривает их в качестве государств. Такой пост учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Северной Осетии - Алании, Татарстане, Тыве и Чувашии. В Республике Коми функции Президента выполняет глава республики, в Карелии и Хакасии - Председатель Правительства, который избирается всем населением.

(И.К.)

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ - форма осуществления государственной власти, обусловленная характером полномочий президента, местом и ролью этого института в механизме российской государственности. П.в. в республиках президентского типа - это всегда сильная власть. Президент занимает своеобразное положение в системе разделения властей. Он не только действует независимо от иных властей, но и отчасти законодательствует, обладает значительными исполнительными полномочиями и может реально влиять на судебную власть. Президент получает свой мандат непосредственно от народа, в силу чего он не подлежит контролю со стороны парламента. Президент (с незначительным участием парламента) самостоятельно формирует правительство, которое подконтрольно исключительно президенту, приобретая вследствие этого стабильный характер (что исключается для республик парламентского типа). Считается, что сильная П.в. не только не подрывает демократический характер правового государства, но и при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

П.в. имеет свои символы. В соответствии с описанием символа П.в., утвержденного Указом Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 906, знак Президента РФ изготовлен из золота и представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба РФ. На оборотной стороне креста посредине - крупный медальон, по окружности которого девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона - дата изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей. Цепь знака выполнена из золота, серебра и эмали, состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба РФ, 8 - в виде крупных розеток с девизом "Польза, честь и слава". На оборотной стороне звеньев в цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента РФ и год его вступления в должность.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница