Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНДАТ

МАНДАТ (от лат. "mandatum" - поручение) - 1) в конституционном праве документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет; 2) основы, на которых базируются взаимоотношения депутата и избирателей. По своей природе депутатский М. может быть императивным и свободным. Депутатский мандат может быть императивным и свободным. Императивный М. предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации, несет ответственность перед избирателями. Сущность императивного М. в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими. Особенность императивного М. заключается в том, что депутат связан наказами избирателей - поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. В Советском государстве, как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы не имели юридической силы, но тем не менее были обязательны для избранного депутата. Депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят скорее рекомендательный характер.

В РФ императивный М. характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления. Свободный М. отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, М. означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата. По смыслу Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.

(В.Ч.)

МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - постоянно действующая в течение всего срока полномочий палаты комиссия, на которую возлагаются задачи проверки полномочий избранных депутатов парламента. М.к.п. ФС осуществляет проверку полномочий депутатов, готовит заключения по вопросам, связанным с выбытием депутатов из состава палаты, депутатской неприкосновенностью и т.п.; предварительно рассматривает и готовит вопросы, касающиеся статуса парламентария. Правовое положение комиссии определяется Регламентом палаты, а также иными актами, в частности постановлением Государственной Думы от 26 января 2000 г. № 19-III ГД, которым утверждено положение о М.к. палаты, ее численный и персональный состав (всего 21 депутат).

Комиссия предварительно рассматривает и готовит к рассмотрению палатой вопросы: а) о досрочном прекращении полномочий парламентария; б) о даче согласия на задержание, арест, личный досмотр парламентария и проведение в отношении его обыска (по представлению Генерального прокурора); в) о даче согласия на привлечение парламентария к уголовной или административной ответственности в связи с передачей уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд. Кроме того, М.к. Государственной Думы по поручению палаты в связи с обращениями депутатов рассматривает вопросы о нарушениях статуса депутата Государственной Думы (за исключением вопросов, отнесенных к ведению комиссии палаты по этике). По всем указанным вопросам комиссия готовит проекты постановления палаты.

(В.Ч.)

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН - постоянно действующий орган, осуществляющий координацию организационно-правовых мер по обеспечению режима выезда из РФ и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Правовой основой организации деятельности Межведомственной комиссии является Положение о Межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 249 (с изм.).

(И.К.)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств с передачей ему государствами-членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств. Примерами М.о. являются: ООН, Содружество наций (до 1946 г. - Британское содружество наций) , Европейский союз (до 1993 г. - Европейское экономическое сообщество) , Совет Европы, членом которого Российская Федерация является с 1996 г.

М.о. во многом сходно с конфедерацией, хотя отличается от нее степенью интеграции. Общей правовой основой образования М.о. является конституция страны. Так, согласно ст. 79 Конституции РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

В структуру М.о. входят: высший орган (как правило, Совет глав правительств); исполнительный орган; административный орган (секретариат); комитеты и комиссии по специальным вопросам, а также специальные органы (к примеру, Европейский суд, Европейская комиссия по правам человека - до создания единого Европейского суда в составе Совета Европы). Типичной разновидностью М.о., в которое входит РФ, является Содружество Независимых Государств (СНГ) и Союз Суверенных Государств (ССГ). СНГ образовано 10 декабря 1991 г. и в его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. Союз Суверенных Государств (ССГ) в составе Российской Федерации и Республики Беларусь образован 2 апреля 1996 г. Учреждены специальные органы этого сообщества: Совет глав государств, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов (высший орган Сообщества); Парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов от Федерального Собрания РФ и Верховного Совета Республики Беларусь) и предназначенное для принятия законов, действие которых обязательно для каждого из участников; Исполнительный комитет - постоянно действующий орган, который попеременно в течение одного года возглавляют главы правительств государств-участников.

(В.Ч.)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА - международные и иные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб граждан различных государств на нарушение их прав и свобод. Такими органами являются как региональные организации, созданные в рамках Совета Европы, так и универсальные международные структуры. К последним, в частности, относится Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение Российской Федерации к факультативному протоколу данного Пакта дает право каждому гражданину РФ на обращение в Комитет по правам человека. Процедура защиты нарушенного конституционного права заключается в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, которое обязано в течение 6 месяцев представить Комитету письменные объяснения или заявления по существу жалобы, извещающие о принятых мерах. Комитет не наделен правом принимать обязательные к исполнению решения; он публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб.

(В.Ч.)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО - 1) в широком смысле - отрасль международного права, представленная совокупностью норм и принципов, закрепляющих международные стандарты в области прав человека. Нормы М.г.п. регулируют сотрудничество по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми. Основу М.г.п. составляют права человека, т.е. права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные). Основными международными документами в области прав человека являются: Устав ООН (содержит принципы о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии); резолюции международных организаций (ООН и ее специализированные учреждения, например МОТ, ЮНЕСКО), имеющие рекомендательный характер: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.; международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и др. Эти документы закрепляют стандарты в области прав человека. М.г.п., кроме того, охватывает документы СБСЕ, которые носят политический характер;

2) в более узком значении - совокупность обязательных для государств правовых норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны. Основными источниками М.г.п. в этом значении являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г.: 1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; 2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3) Конвенция об обращении с военнопленными; 4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны, а также два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.: Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (№ 1), и Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (№ 2).

(В.Ч.)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИИ - международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. М.д. РФ ратифицируются Государственной Думой, содержат нормы конституционного права, регулирующие политические, территориальные и иные общегосударственные проблемы России; вопросы, касающиеся прав и свобод человека, гражданства, участия России в международных союзах и иных международных объединениях, системах коллективной безопасности; использования территории и природных ресурсов РФ и др. Детальный порядок заключения, исполнения и денонсации М.д. РФ с целью надлежащего обеспечения национальных интересов, осуществления целей, задач и принципов внешней политики России, закрепленных в Конституции РФ, регламентируется Федеральным законом от 16 июня 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации". Закон состоит из 6 разделов, объединенных в 41 статью. В этих разделах определяется юридическая природа договоров (понятия, виды, юридическая сила) , порядок их заключения, регистрации и официального опубликования и исполнения, а также процедуры прекращения и приостановления их действия. В зависимости от субъектов заключения договоров вышеназванный Закон различает межгосударственные договоры - заключенные с международными организациями от имени РФ; межправительственные - заключенные от имени Правительства РФ и договоры межведомственного характера - заключенные от имени органов исполнительной власти.

(В.Ч.)

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ ГРУППА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ ГРУППА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - специфический межпалатный орган Федерального Собрания, осуществляющий контакты с зарубежными парламентами и Межпарламентским Союзом. Деятельность М.г. ФС регламентируется Положением, принимаемым общим собранием такой группы. Формами работы М.г. ФС являются: участие в работе Межпарламентского Союза (старейшей и наиболее авторитетной международной организации по сотрудничеству с парламентами различных стран); участие членов М.г. ФС в работе создаваемых в ее рамках депутатских групп по связям с парламентами западных стран; обмен делегациями, информацией, обращениями, посланиями. Положение о М.г. ФС, иные нормативные правовые акты не устанавливают минимум численности членов М.г. ФС По сложившейся традиции все парламентарии (депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации) входят в ее состав. Высшим руководящим органом М.г. ФС является общее собрание, к полномочиям которого входит рассмотрение вопросов, связанных с деятельностью М.г. ФС, избрание сопреседателей, их заместителей, секретаря и Совета М.г. ФС. По установившейся парламентской традиции сопреседателями М.г. ФС избираются председатели палат, а их заместителями - один член Совета Федерации и один депутат Государственной Думы. Как правило, заместители сопредседателей входят каждый в своей палате в состав комитетов, занимающихся международными отношениями. Для осуществления работы между созывами общего собрания М.г. ФС образуется Совет. Он обеспечивает выполнение решений общего собрания; разрабатывает план работы М.г. ФС; направляет делегации М.г. ФС для участия в конференциях Межпарламентского Союза и других международных парламентских организаций; назначает из своего состава двух председателей в Межпарламентский Совет (орган Межпарламентского Союза); представляет в Секретариат Межпарламентского Союза отчет о работе М.г. ФС; ведет переписку с межпарламентскими организациями; информирует палаты о решениях межпарламентских организаций. В рамках М.г. ФС создаются депутатские группы для развития двусторонних отношении с парламентами отдельных стран или регионов (например, по связям с Швейцарией, Францией).

(В.Ч.)

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ - объединения субъектов РФ, имеющие главной целью налаживание между ними экономического взаимодействия. Всего в России начиная с 1994 г. сформировано 8 М.а.: Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада, в которую входят Карелия, Коми, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург; Ассоциация областей и городов Центрального района России (в нее входят Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва); Ассоциация "Черноземье" (Белгородская, Брянская, Воронежская и др. области); Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа (Республики Адыгея, Дагестан и др.); Ассоциация "Большая Волга" (Калмыкия, Марий Эл, Мордовия и др.), Ассоциация "Большой Урал" (Башкортостан, Удмуртия, Курганская, Оренбургская, Пермская области, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.); Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" (Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края и др.); Дальневосточная ассоциация (Бурятия, Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края и др.). Сформированные на основе субъектов РФ М.а. выполняют функцию своего рода проторегионов. Можно предположить, что со временем они могут оказать влияние на изменение федеративного устройства страны.

(В.Ч.)

МЕСТНАЯ КАЗНА

МЕСТНАЯ КАЗНА - средства местного бюджета, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

(Г.И.)

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО

МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО - население, проживающее в городских, сельских поселениях и на других территориях, в границах которых осуществляется местное самоуправление. В некоторых субъектах имеются особенности в определении статуса М.с. Так, в соответствии с Уставом Москвы (п. 2 ст. 11) М.с. на территории Москвы является городское сообщество. Соответственно местные сообщества в районах г. Москвы не образуются.

(И.К.)

МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ

МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. М.ф. включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ) содействуют развитию М.ф. и в этих целях: а) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а в рамках федеральных целевых программ - между федеральным бюджетом и местными бюджетами; б) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ; в) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты (определяемый в законодательстве минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека) и устанавливают социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения услугами в натуральном и денежном выражении; г) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов; д) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства и др. В частности, Московская городская Дума согласно Уставу Москвы (ст. 42) по представлению мэра принимает отдельно по каждому району решение о формировании самостоятельного бюджета района с передачей ему права на самостоятельный сбор и использование части городских налогов, пошлин, сборов, штрафов и иных платежей. При этом контроль за выделением и поступлением средств в районные бюджеты и их целевым использованием Дума осуществляет через контрольно-счетную палату и городскую администрацию.

(В.Ч.)

МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ - голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения. На М.р. могут выноситься такие вопросы, как принятие устава муниципального образования, структура органов местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий представительного органа, главы местного самоуправления, выявление мнения местного населения об изменении границ муниципального образования и др.

Решение о проведении М.р. принимается представительным органом по собственной инициативе, по требованию населения, по решению собрания участников референдума, по требованию главы местного самоуправления, части депутатов (как правило, 1/3) представительного органа, граждан, имеющих право на участие в референдуме. В М.р. имеют право принимать участие все граждане РФ, проживающие на территории данного муниципального образования. Порядок назначения и проведения М.р. устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ. Общий порядок реализации инициативы проведения местного референдума определен Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.), другими избирательными законами. Согласно вышеназванному Закону гражданин или группа граждан вправе образовать инициативную группу по проведению М.р. в количестве не менее 10 человек. В качестве инициатора может выступить и общественное объединение. Инициативная группа по ее ходатайству должна быть зарегистрирована в муниципальной комиссии референдума (а при ее отсутствии представительным органом местного самоуправления). С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа может организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. Финансирование расходов на подготовку и проведение М.р. осуществляется за счет средств местного бюджета. М.р. может быть признан несостоявшимся, если в нем приняло участие меньше 50% участников референдума от числа зарегистрировавшихся. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении и подлежит опубликованию в местной печати. По юридической силе М.р. могут быть императивными и консультативными. Императивный М.р. - референдум, по результатам которого принимаются решения, обязательные как для населения, так и для всех органов власти данной территории. Консультативным является референдум, проводимый для выявления общественного мнения по какому-либо вопросу местного значения.

(В.Ч.)

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА - совокупность всех структур государства, реализующих его задачи и функции. Через М.г. осуществляется систематическое и непрерывное управляющее воздействие на общество, поведение и деятельность людей, реализуется государственная власть, достигаются государственные цели и задачи. М.г. - это определяемая целями и задачами государства внутренне целостная система органов и учреждений. Она имеет сложное строение и не сводится к совокупности органов государства или аппарату государства. М. г. состоит из органов государства (государственного аппарата) и иных государственных организаций, главным образом государственных учреждений. Государственный аппарат - это возникающая и функционирующая на основе принципа разделения властей система органов государства. Государственные учреждения не обладают признаками государственных органов и предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по выполнению функций государства. Они представляют собой разновидность государственных организаций, которые осуществляют учебную, научную и иную государственную деятельность под руководством органов государства.

Государственные учреждения (организации) создаются органами государства и подчинены им; они характеризуются наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими, внутренней структуры и субординации, сметой расходов, наличием прав юридического лица, вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену. Персонал государственных учреждений обязан соблюдать дисциплину (воинскую, служебную, финансовую, учебную и иную) и правила внутреннего распорядка.

В зависимости от сфер государственной деятельности принято выделять два вида государственных учреждений: осуществляющих охранительную деятельность государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и т.д.) и реализующих задачи государства в экономической и социально-культурной областях (государственные предприятия и учреждения). Соотношение между этими видами зависит от природы государства, удельного веса принудительных и созидательных задач, которые оно ставит перед собой и решает в практической деятельности. В демократическом, правовом и социальном государстве правовая охрана подчинена приоритетам личности и общества, характеризуется относительно ограниченной сферой применения. В таком государстве на первом плане его созидательная, организующая деятельность.

(В.Ч.)

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ - комплекс мер (средств) юридического, организационного, материально-финансового, социально-психологического и иного характера, направленных на создание условий фактического достижения целей Основного закона.

(И.К.)

МИРОВЫЕ СУДЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - разновидность публичной власти, связанная с реализацией функций местного самоуправления. М.в. - негосударственная, публичная власть (власть над обществом). Легальное понятие "публичная власть" введено постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1988 г. по делу о проверку конституционности ст. 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и Закона от 31 октября 1994 г. "Об органах исполнительной власти в Республике Коми". В постановлении отмечается, что понятие "органы власти" само по себе не свидетельствует об их государственной природе, что публичная власть может быть и муниципальной. Следовательно, в РФ существует две разновидности публичной власти - государственная и муниципальная. Являясь разновидностью публичной власти, М.в. действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления, основана на праве. Имея негосударственный характер, М.в. в то же время характеризуется признаками, присущими государственной власти: имеет четко выраженный институциализированный характер; обладает специфически обособленным аппаратом, осуществляющим эту власть; издает обязательные для исполнения нормативные акты; осуществляется на определенной территории (территория муниципального образования - это государственная территория) по отношению ко всем лицам; связана с установлением и сбором налогов; самостоятельно формирует бюджет; правомочна использовать возможности государственного принуждения для реализации своих целей и задач и др. В теории и на практике остается до конца не решенным вопрос о границах государственной и М.в.

(В.Ч.)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ - предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ должность с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемая в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. М.д. подразделяются на: 1) выборные М.д., замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; 2) иные М.д. замещаемые путем заключения трудового договора.

(В.Ч.)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА - профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Правовое регулирование М.с. в РФ осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами, в частности Федеральным законом от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. и доп.), а также законодательством субъектов РФ. Финансирование М.с. осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на М.с. учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ при определении минимальных местных бюджетов. М.с. основана на принципах: самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий; профессионализма о компетентности муниципальных служащих; ответственности муниципальных служащих за неисполнение ими должностных обязанностей; равного доступа граждан к М.с. в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; единства основных требований, предъявляемых М.с. в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций; правовой и социальной защищенности муниципальных служащих; внепартийности муниципальной службы.

(В.Ч.)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - имущество, принадлежащее, не праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с гражданским законодательством (ст. 215 ГК) и ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к М.с. относятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли, право собственности на которые возникло по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 19 Земельного кодекса РФ), и другие природные ресурсы. Кроме того, в собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения определенной территории, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, жилой и нежилой фонд. В состав М.с. входят также муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении указанного имущества и управление М.с. осуществляют органы местного самоуправления. Они же вправе передавать объекты муниципальной собственность во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке и др. В интересах населения органы местного самоуправления вправе устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, определять порядок и условия приватизации М.с. Управляя М.с, органы местного самоуправления вправе: создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности; определять цели, условия и порядок их деятельности; учреждать специальные органы (фонды, комитеты по управлению имуществом и др.); осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в М.с; назначать и увольнять руководителей таких предприятий; формировать муниципальный заказ, т.е. выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории, ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг и др.; осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

(В.Ч.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ - осуществляемые в соответствии с действующим избирательным законодательством выборы, посредством которых население муниципального образования (местного сообщества) в соответствии с собственным волеизъявлением избирает своих представителей для работы в органах местного самоуправления. Посредством М.в. избираются депутаты представительных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления. М.в. проводятся для избрания депутатов всех представительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления. В муниципальных выборах принимают участие граждане, обладающие избирательными правами. М.в. проводятся в соответствии с федеральным избирательным законодательством, Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.), 1998 г., законами субъектов РФ, определяющими порядок проведения таких выборов, а также уставами муниципальных образований.

(В.Ч.)

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ - граждане РФ, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета. Не являются М.с. лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей, утвержденным законом субъекта РФ. По результатам квалификационного экзамена или аттестации М.с. присваиваются квалификационные разряды, указывающие на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям.

Права и обязанности М.с. устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством муниципальный служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. М.с. гарантируется: денежное содержание и иные выплаты; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение за выслугу лет; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей, и др. На М.с. в полном объеме распространяются права государственного служащего в области пенсионного обеспечения. Стаж службы М.с. приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде. Соответственно время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

(В.Ч.)

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАЙМ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАЙМ - вид договора займа, заключаемый путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций. Цель выпуска муниципальных облигаций - исключительно обеспечение реализации программ и проектов развития муниципального образования. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Порядок выпуска муниципальных облигаций, а также размещение, обращение, распространение (продажа и покупка) определяются законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с местным бюджетом на текущий финансовый год. При этом предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета.

(В.Ч.)

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ - соглашение между органами местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет местного бюджета. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что размещение М.з. осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по М.з. выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

(В.Ч.)

МЭР

МЭР - 1) в РФ высшее должностное лицо, избираемое населением и возглавляющее исполнительную власть в городе федерального значения Москве; 2) в ряде городов областного, краевого, республиканского подчинения глава городской администрации в системе местного самоуправления. Согласно Уставу Москвы М. непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством и в этих целях устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию органов городской администрации и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных бюджетом города; от имени Москвы своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности; выражает согласие исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на назначение Прокурора Москвы и начальника Главного управления внутренних дел Москвы, руководителей территориальных (в г. Москве) органов исполнительной власти РФ и др. По вопросам своей компетенции М. издает распоряжения. М. возглавляет правительство Москвы, наделен правом отменять любые правовые акты городской администрации или администрации района. Полномочия М. могут быть прекращены досрочно, в том числе на основании отставки по личному заявлению. Отставка должна быть принята Московской городской Думой. Возможно также отрешение М. от должности в случае нарушения им федерального законодательства (Конституции и законов), а также законов Москвы, если такое нарушение установлено в судебном порядке. Отрешение возможно по результатам городского референдума, проведенного по постановлению Московской городской Думы, принятому 2/3 от общего числа депутатов. При досрочном прекращении полномочий М. его права и обязанности переходят в полном объеме к вице-мэру.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница