Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАС"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАС"-"КОН")

КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ

КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ (от лат. "casso" - отменяю, разрушаю, разбиваю) - признание проведенных выборов недействительными по причине нарушений, допущенных в процессе избирательной кампании. Такие нарушения касаются порядка проведения голосования, определения его результатов и т.п. К.в. в разных странах имеет свои особенности, которые касаются прежде всего органов, полномочных ее осуществлять. Таковыми могут быть представительные органы, избирательные комиссии, общие суды, верховные суды. Особенной является сама процедура К.в.: она имеет место лишь тогда, когда избиратели или иные субъекты подали в эти органы письменные жалобы о нарушении ими процедур проведения выборов. В России К.в. регламентируется законодательством о выборах. В частности, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 80) право признать выборы по федеральному избирательному округу недействительными предоставлено Центральной избирательной комиссии РФ.

(В.Ч.)

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН - права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан (право на объединение, проведение собраний, митингов, шествий, пикетирование, право на забастовку и др.). Разновидностью коллективных прав являются права народов.

(В.Ч.)

КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС

КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС - правовой режим чрезвычайного положения, связанный с запретом в установленное время суток находиться в общественных местах без специального на то разрешения; осуществление единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения. Президент РФ назначает коменданта территории, который: издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения, обязательные для исполнения на данной территории; устанавливает время и срок действия К.ч.; определяет особый режим въезда на территорию; устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства; определяет порядок и место хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники; выдворяет в установленном порядке за пределы территории, на которой введен режим чрезвычайного положения, лиц, нарушающих этот режим; устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на данной территории и др. Комендант осуществляет руководство комендатурой, деятельность которой определяется положением, утверждаемым указом Президента.

(В.Ч.)

КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЭТИКЕ

КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЭТИКЕ - комиссия, задачей которой является рассмотрение вопросов, касающихся нарушений депутатами правил депутатской этики. Предметом деятельности Комиссии является рассмотрение фактов нарушения депутатами Государственной Думы общепринятых правил взаимоотношений друг с другом (например, употребление во время выступления грубых, оскорбительных выражений); фактов использования депутатами заведомо ложной информации для необоснованных обвинений в чей-либо адрес, злоупотребления депутатами своими полномочиями. Кроме того, Комиссия рассматривает жалобы избирателей, связанные с нарушениями депутатами правил депутатской этики. В соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным постановлением Государственной Думы от 12 апреля 2000 г. № 269-III ГД, Комиссия может рекомендовать Государственной Думе: лишить депутата, допустившего нарушение норм депутатской этики, права выступить на одном или на нескольких заседаниях палаты; огласить на заседании палаты и распространить в СМИ факты нарушения депутатом норм депутатской этики; рекомендовать депутату принести публичное извинение; предложить депутату дать в письменной форме объяснение палате по вопросу нарушения им правил депутатской этики; сделать замечание депутату или предупредить его на очередном заседании палаты или на заседании комиссии. В состав Комиссии входит 9 депутатов. Работу Комиссии организуют избираемый из ее состава председатель и его заместитель. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

(В.Ч.)

КОМИССИЯ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совещательный и консультативный орган, призванный оказывать содействие Президенту РФ в реализации им конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Комиссия: а) осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в обращениях граждан и общественных объединений, в сообщениях средств массовой информации; б) проводит специальные исследования, составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направляет их Президенту РФ; в) осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; г) рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан, учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод; д) проверяет информацию о случаях нарушений прав и свобод, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность, и др.

Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия наделена значительными правами. Она вправе запрашивать и получать необходимые документы и материалы от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также от учреждений, организаций и должностных лиц; заслушивать на своих заседаниях информацию соответствующих должностных лиц; запрашивать и получать объяснения от соответствующих должностных лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии; посещать органы государственной власти, любые государственные учреждения и организации при решении вопросов, входящих в ее компетенцию. Соответственно на должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных учреждений и организаций возлагается обязанность безотлагательно предоставлять информацию, запрашиваемую Комиссией. Комиссия формируется в составе председателя и членов Комиссии, утверждаемых Президентом РФ и действующих на общественных началах. Рекомендации и заключения Комиссии направляются органу государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопроса, рассмотренного Комиссией.

(В.Ч.)

КОМИССИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИССИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - орган Правительства РФ, созданный им для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в различных областях общественной и государственной жизни. В состав комиссии входят члены Правительства РФ, а также иные лица. Комиссию, как правило, возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ. Свою деятельность комиссия осуществляет на общественных началах. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколами и являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Правовое положение комиссии, ее состав и порядок деятельности определяются Правительством.

Различаются два вида комиссий - комиссии Правительства РФ и правительственные комиссии. При федеральном Правительстве созданы и действуют следующие комиссии: по вопросам международной гуманитарной и технической помощи; по военно-промышленным вопросам; по вопросам агропромышленного комплекса; по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов; по выставочно-ярмарочной деятельности; по законопроектной деятельности. Среди правительственных комиссий такие, как по делам молодежи; по жилищной политике; по миграционной политике; по развитию системы ипотечного жилищного кредитования; по регулированию алкогольного рынка; по реформе жилищно-коммунального хозяйства; по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; по реализации соглашений о разделе продукции; по пожарной безопасности; по транспортной политике; оперативная комиссия по совершенствованию системы платежей и расчетов; по вопросам СНГ; по реализации соглашений о разделе продукции; по окружающей среде и природопользованию; по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ; по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; по обеспечению безопасности дорожного движения и др.

Особое значение имеет деятельность учрежденной 9 июня 1997 г. Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам, играющей роль "малого правительства". На Комиссию возложено оперативное рассмотрение текущих и перспективных вопросов, связанных с обеспечением реализации экономической реформы, социальной политики и структурной перестройки экономики, созданием условий для развития предпринимательства, а также предварительное рассмотрение вносимых в Правительство проектов законов и решений и др.

(В.Ч.)

КОМИССИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕГЛАМЕНТУ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМИССИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕГЛАМЕНТУ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - постоянная комиссия, предназначенная для осуществления контроля за соблюдением палатой (ее органами, членами Совета Федерации) регламентных норм в процессе реализации конституционных полномочий. Комиссия состоит из членов Совета Федерации и согласно Регламенту Совета Федерации: а) анализирует и обобщает предложения, поступающие от комитетов, комиссий и членов Совета Федерации; вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение палаты предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации; б) консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководство аппарата Совета Федерации по положениям Регламента; в) организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в т.ч. с использованием опыта парламентов иностранных государств, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

В Государственной Думе аналогичную функцию осуществляет Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

(В.Ч.)

КОМИССИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМИТЕТЫ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - сфера деятельности и совокупность закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом полномочий Конституционного Суда РФ как федерального органа конституционного контроля. Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, т.е. правомочен осуществлять свои полномочия исключительно по запросам или жалобам лиц (органов), определенных в Конституции РФ: Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

В К. КС РФ входит: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; 4) толкование Конституции РФ; 5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществление иных полномочий, предоставленных ему законом.

(В.Ч.)

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - определяемые Конституцией РФ предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. Строго говоря, К.о.г.в. включает в себя: полномочия органа государственной власти, предметы ведения и основные направления деятельности или функции данного органа. В узком значении К.о.г.в. нередко отождествляют с его полномочиями. К.о.г.в. определена в федеральной Конституции и федеральных законах, а К.о.г.в. субъектов РФ - в законодательстве субъектов РФ, соответствующем Конституции РФ и федеральным законам. К.о.г.в. предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение К.о.г.в. юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями.

(В.Ч.)

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РУКОВОДСТВУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РУКОВОДСТВУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - предметы ведения и круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства по руководству работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролю за их деятельностью. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп.): 1) федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач; 2) для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; 3) Правительство утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; 4) Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов; 5) Правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти; 5) Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; 6) Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также иные органы при Правительстве РФ.

(В.Ч.)

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК

КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК - международно-правовой документ регионального характера, имеющий своей целью оказать помощь европейским государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания принята в Страсбурге 28 ноября 1987 г., ратифицирована Федеральным законом от 28 марта 1998 г. и 1 сентября 1998 г. вступила в действие. На основании К. по п.п. был учрежден Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания - внесудебный механизм воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы и эффективного надзора, и с целью контроля за обращением с такими лицами. Комитет формируется из представителей государств-участников Конвенции и наделен правом направлять членов Комитета и его экспертов в любые места заключения либо содержания под стражей, находящиеся на территории государства-участника, и при необходимости на основе установленных в его официальных докладах фактов давать рекомендации заинтересованному государству.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - 1) правление, ограниченное конституцией, или общественно-политическая система, опирающаяся на конституционные методы правления; 2) конституционная доктрина, в основу которой положена идея К. В широком смысле слова К. есть конституционный идеал, к которому должно стремиться общество в своем прогрессивном развитии. При этом указанные значения данного понятия совместимы. Основу К. как системы правления составляют идеалы демократии: идея господства права в общественной жизни; утверждение идеалов социальной демократии, признание прав и свобод человека высшей ценностью, уважение достоинства личности институтами власти; прямое участие народа в осуществление власти, всех институтов власти и их подчиненность интересам народа; эффективная государственная защита прав личности, включая действенную правовую защиту; престиж институтов государственной власти и их высокая оценка общественным мнением; социальная ценность институтов права, в особенности в сфере обеспечения гражданских прав и свобод, и др. Однако реальная конституционная система правления требует воплощения таких идеалов в реальную практику. Поэтому составными частями К. как системы правления являются: а) демократические институты власти; б) соответствующий конституционный (государственный) режим (основой которого является демократическая конституция страны); в) конституционная система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, всего конституционного строя.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА - конституционное право гражданина обратиться в Конституционный Суд с просьбой о проверке конституционности правоприменительных актов, нарушающих какое-либо из его конституционных прав (см. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ - складывающийся в общественной жизни режим исполнения (осуществления) конституции, всего конституционного законодательства как государством, его органами, так и гражданами, их объединениями, органами местного самоуправления.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ) ФЕДЕРАЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ) ФЕДЕРАЦИЯ - конституционно оформленная федерация, т.е. федерация, характеризующаяся тем, что правовое положение ее субъектов и федеральных органов власти закреплено в федеральной конституции. К.ф. означает, что конституция страны обязывает центральную власть признать федеративное устройство и политическую автономию территории. В отличие от договорной федерации, которая формируется "снизу", К.ф. формируется "сверху" (договор, соглашение с ее субъектами в этом случае имеет не юридическое, а фактическое значение).

Действующая Конституция РФ закрепляет конституционную модель федерации. Статус РФ и ее субъектов, их взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, порядок разрешения споров о Конституции определены в самой Конституции РФ (ст. 71, 72, 76 и др.).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ - созданная высшим органом государственной власти из числа представителей от всех субъектов Федерации комиссия, имеющая своей главной задачей разработку проекта новой российской Конституции. Такая комиссия была создана на I Съезде народных депутатов РСФСР (22 июня 1990 г.). Комиссия, состоявшая из представителей от Верховного Совета, субъектов РСФСР (всего 102 человека), работала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции был рассмотрен V Съездом народных депутатов (октябрь 1991 г.). VI Съезд народных депутатов (апрель 1992 г. ) одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения доработанного проекта Конституции. На К.к. была возложена обязанность доработать проект и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов: VII (декабрь 1992 г.), VIII (март 1993 г.), IX (апрель 1993 г.) эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, подготовленный К.к. и одобренный Верховным Советом, был опубликован. По основным вопросам конституционной реформы проект расходился со взглядами президентской стороны. Он, в частности, определял правовое положение Верховного Совета как свойственное в большей мере парламентской республике, чем президентской, в силу чего существенно ограничивались полномочия главы государства. Так, Президент обязывался представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного Совета предполагалось назначать Председателя Правительства, министров экономики, финансов, внутренних и иностранных дел, обороны и безопасности. Верховный Совет наделялся правом определять основные направления внутренней и внешней политики и др. Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов должен принять новую Конституцию. Получивший всенародную поддержку избирателей в ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума Президент, конечно же, не мог принять такую концепцию Основного закона.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - неблагоприятные последствия, которые наступают для субъектов К.о. в случае отступления от конституционно-правовых требований. Субъектами К.о. являются органы государственной власти и должностные лица, а также общественные образования, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства или какой-либо его территории. На гражданина, не являющегося должностным лицом, такая ответственность не распространяется. К.о. наступает не только при совершении правонарушения, но, например, и за неправильный политический курс, неэффективную деятельность, слабость руководства и т.п. Ее характеризует специфический набор санкций, не присущих какому-либо иному виду юридической ответственности. К таковым по Конституции РФ относятся: роспуск парламента (в РФ - Государственной Думы (ст. 109); отставка Правительства, недоверие Правительству (ст. 117); отрешение Президента от должности (ст. 93); признание неконституционным нормативного правового акта (ч. 6 ст. 125); приостановление Президентом действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 85); отмена актов Правительства РФ (ч. 3 ст. 115). Сущность К.о. проявляется в лишении определенных органов и лиц государственно-властных полномочий, смещении их с должности вследствие отрицательной оценки их деятельности.

К.о. отличается от ответственности за нарушение конституционных норм, которая возлагается на граждан, должностных лиц в случае виновного нарушения ими таких норм (например, умышленное невключение граждан в списки избирателей или отказ от регистрации лица в качестве кандидата на выборную должность, фальсификация результатов голосования и другие подобные нарушения влекут за собой административную и уголовную ответственность). Для К.о., как правило, характерен отсылочный способ определения санкций за нарушение соответствующих конституционных норм, Часто меры государственного воздействия на случай нарушения той или иной конституционной нормы сформулированы в самой норме в виде общего указания о наступлении ответственности (см., например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОПРАВКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ - выраженное в нормах конституционного права предположение о наличии или отсутствии у субъектов права определенных признаков, свойств (юридических фактов), с которыми они связывают наступление юридических последствий. К.п. является безусловным требованием, из которого следует исходить в правоприменительной деятельности. К.п. могут быть законодательными (закрепленными в федеральном законе: например, презумпция невиновности, компетенции субъекта РФ) и фактическими, т.е. выработанными юридической практикой. К.п., которые не могут быть опровергнуты, т.е. те факты, которые не подвергаются сомнению, называются неопровержимыми (например, неопубликованный нормативный правовой акт не подлежит применению). Опровержимыми являются такие предположения (презумпции) относительно определенных фактов, которые имеют юридическое значение до тех пор, пока по отношению к этому факту не будет установлено иное (к примеру, презумпция компетенции).

К известным конституционной практике К.п. относят закрепленные в Конституции РФ презумпцию невиновности (ст. 49), презумпцию компетенции субъекта Российской Федерации (ст. 73), презумпцию запрещения обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54), презумпцию неприкосновенности главы государства (ст. 91). Это также презумпция признания действительным (действующим) только опубликованного закона (нормативного правового акта) (ч. 3 ст. 15) и др.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совокупность закрепленных в Конституции РФ государственных органов, осуществляющих государственную власть в РФ. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11) этими органами являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Кроме федеральных органов государственной власти государственную власть в РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совокупность закрепленных и гарантированных федеральной Конституцией основных прав и свобод граждан. Несмотря на уникальность каждого из конституционных прав (каждое из них защищает строго определенную конституционную ценность: жизнь человека, неприкосновенность жилища, свободу гражданских объединений и др.), все они вместе образуют единую конституционную систему прав и свобод человека и гражданина. В зависимости от тех ценностей, которые выражают конституционные права и свободы, отношения к ним самой личности, государства и общества все права и свободы в конституционном праве классифицируют на определенные группы. Принято выделять три группы основных прав и свобод: гражданские (личные); политические (эту группу прав правомерно было бы обозначать как публично-правовые); экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции РФ нормы о правах и свободах помещены в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" (ст. 19-54). Обоснованно также выделить в отдельную группу прав т.н. права на защиту иных прав. Это те права, которые по своему содержанию представляют сочетание мер государственной защиты с предоставляемой законом возможностью обладателя права самому защищать его нарушенные права (право на судебную защиту, на правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право на защиту прав потерпевшего от правонарушающих действий и др.).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ - специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции). Мировой конституционной практике известны две модели К.ю. - американская и европейская. Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции (Верховного суда) выносить решения о неконституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле. Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др. Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель К.ю. характерна для РФ. При этом органы конституционного контроля в РФ, как и в ряде других стран (Германия, Турция, Украина и др.), включены в судебную систему. В иных странах (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) такие органы не входят в судебную систему. Механизм конституционного контроля РФ образуют Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единую систему. Объединение этих органов в рамках К.ю. страны обусловлено характером осуществляемых ими задач: а) охрана демократической Конституции и б) конституционная защита ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, всего конституционного строя.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ - созванная по инициативе Президента РФ 5 июня 1993 г. конференция представителей органов государственной власти и общественности для завершения подготовки проекта новой Конституции. В К.с. входили пять групп представителей: федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей. Проект новой Конституции, который был представлен Президентом РФ, обсуждался группами представителей до 25 июня 1993 г. В результате обсуждения проекта было внесено более 500 поправок к тексту проекта, изменено более 200 положений первоначального текста. "Нетронутыми" остались лишь три статьи проекта.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО (КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС)

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО (КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС) - урегулированная нормами конституционного права деятельность Конституционного Суда и участвующих в деле лиц и других участников процесса по поводу разрешения дел, являющихся предметом разбирательства федерального органа конституционной юстиции. Юридические процедуры разрешения таких дел, принципы К.с. определены Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации". В этом заключена особенность К.с, поскольку уголовное, гражданское, административное судопроизводство осуществляются на основании соответствующих процессуальных кодексов. В соответствии со ст. 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 1) заявители - органы и должностные лица, направившие в Конституционный Суд обращение; 2) органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается. Участниками конкретного процесса выступают свидетели и эксперты (ст. 63, 64 указанного Закона).

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ - пространство (территория), на которое распространяется действие федеральной Конституции. К.-п.п.Р. охватывает сферу отношений, в границах которой устанавливается и поддерживается конституционно-правовой режим. Это, образно говоря, "конституционное поле" для юридических контактов Федерации и ее субъектов, иных субъектов конституционного права. Структурно К.-п.п.Р. включает в себя: федеральное К.-п.п., распространяющееся на всю территорию РФ; межрегиональное К.-п.п., охватывающее территории нескольких субъектов РФ (см. Межрегиональные ассоциации); региональное К.-п.п., включающее территорию отдельного субъекта РФ; муниципальное К.-п.п. - правовое пространство деятельности муниципальных образований; локальное К.п.п. - сфера взаимодействия отдельных субъектов конституционного права. Как единый государственно-правовой комплекс К.-п.п.Р. характеризуется государственной и территориальной целостностью, суверенитетом государственной власти, верховенством федерального права.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ - совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая специализированные функции - урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права. Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования К.-п.и. являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по К.-п.и., отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования. В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты: 1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ; 2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ; 3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов; 4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); 5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ; 6) нормы, определяющие порядок изменения Конституции РФ.

(В.Ч.)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО) - сложившееся в практике деятельности органов государственной власти правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. К.-п.о. складываются в парламентской, избирательной практике, в деятельности органов местного самоуправления. Некоторые из таких обычаев, имеющие особую значимость, получают законодательное закрепление. Так, при проведении в 1993 г. выборов депутатов Государственной Думы первого созыва стало обычным наряду с предусмотренными Положением о выборах депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями формирование территориальных (городских, районных) избирательных комиссий. В последующем такая практика получила закрепление в федеральных избирательных законах: "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (1994), "О выборах депутатов Государственной Думы" Федерального Собрания Российской Федерации (1999), "О выборах Президента Российской Федерации" (1995).

К.-п.о. - это нормы (хотя и своеобразные - относятся к числу неписаных, имеют специфическую структуру), которые по каким-либо причинам не входят в систему законодательства, однако с течением времени могут быть законодательно оформлены. В частности, долгое время законодательно закрепленная свобода манифестаций не содержала юридически оформленного права на пикетирование (хотя оно является составной частью свободы манифестаций). Право на пикетирование все это время оставалось обычной нормой. Конституция РФ 1993 г. подтвердила отнесение этого права к числу основных (ст. 31).

В то же время не все К.-п.о. требуют специального законодательного признания, соответственно оставаясь и де-юре, и де-факто юридическим средством конституционного регулирования. В этом за К.-п.о. сохраняется большая гибкость, что не свойственно "писаным" нормам права. Так, стало обыкновением при назначении Председателя Правительства и формировании его состава определять количественный состав заместителей Председателя. Законодательное закрепление этого обычая привело бы к необходимости каждый раз вносить изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница