Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРЕ"-"ПУН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРЕ"-"ПУН")

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Для П.р. характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должностей в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США. В П.р. президент, как и парламент, избирается народом. Легитимность его полномочий не менее значительна, чем у парламента. Поэтому политической ответственности перед парламентом президент не несет. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов. Президент нуждается в поддержке парламента, в особенности по такому центральному вопросу государственной власти, как бюджет. Основное преимущество П.р. заключается в том, что вне зависимости от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать. А это обстоятельство придает режиму особую устойчивость. Так, президент США представляет республиканскую партию, а в обеих палатах конгресса большинство - у демократов. Компромиссы, уступки в такой ситуации обеспечивают их сотрудничество. Не случайно примерно 70 - рабочего времени американского президента расходуется на контакты с конгрессменами и их лидерами.

(В.Ч.)

ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган, образуемый при Правительстве РФ. Состав П.П. РФ определяется персонально с указанием занимаемой должности. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1145 "Об образовании Президиума Правительства Российской Федерации" этот орган образован из 12 членов Правительства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 января 2000 г. № 54 состав Президиума был уточнен и в него включены: Председатель Правительства, его первые заместители, заместители, несколько федеральных министров (министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, путей сообщения, юстиции), а также Руководитель Аппарата Правительства РФ. Согласно ст. 116 Регламента Правительства РФ на заседаниях П.П. РФ рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, кроме тех, которые принимаются исключительно на заседаниях Правительства. П.П. РФ может рассматривать проекты нормативных постановлений Правительства (в этом случае заседание П.П. РФ проводится с участием Министра юстиции). Заседания П.П. РФ проводятся, как правило, раз в неделю или по мере необходимости; в зависимости от объема и сложности вопросов Председатель Правительства РФ определяет сроки и повестку заседания П.П. РФ. Решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства. При этом Правительство вправе отменить любое свое решение.

(В.Ч.)

ПРЕЗУМПЦИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗУМПЦИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - способ определения компетенции субъекта РФ путем закрепления в Конституции РФ общей нормы, содержащей указание об отнесении того или иного круга вопросов к ведению данного субъекта. При этом компетенция определяется не путем перечисления конкретных полномочий субъекта, а в виде общего установления, очерчивающего сферу деятельности и предметы ведения данного субъекта. Именно такой способ наделения компетенцией субъекта РФ закреплен в ст. 73 Конституции РФ. Согласно ей субъекты РФ обладают всеми полномочиями, за исключением тех, которые закреплены за РФ. Посредством П.к.с. РФ формулируется остаточная компетенция субъекта РФ. Это означает, что субъект РФ вправе решать тот или иной вопрос постольку, поскольку его решение не отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти. В основе П.к.с. РФ лежит юридическая фикция (фактически не существующее положение, хотя и де-юре признаваемое существующим), согласно которой Российская Федерация считается созданной ее субъектами, изначально обладавшими всей полнотой государственной власти и передавшими "создаваемой" РФ часть своих властных полномочий. Юридическое (точнее говоря, технико-юридическое) значение П.к.с. РФ состоит в том, что таким образом законодатель избавляет себя от необходимости законодательно определять компетенцию субъектов, перечислять их полномочия, круг вопросов, отнесенных к ведению.

(В.Ч.)

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ (от лат. "praesumptio" - предложение) - разновидность конституционных презумпций, означающая, что подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, а также лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и вступившим в законную силу решением суда. Юридическое содержание принципа П.н. основывается на следующих правилах: обязанность доказательства вины обвиняемого возлагается на лицо, которое проводит дознание, следователя, прокурора, а в делах частного обвинения - на потерпевшего или его представителя; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый не обязаны доказывать свою невиновность или меньшую его уголовную ответственность, а также наличие обстоятельств, исключающих его уголовную ответственность; все сомнения, которые нельзя доказать, должны истолковываться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а недоказанная вина их в совершенном преступлении в юридическом отношении означает полную невиновность; вывод о вине лица в совершенном преступлении не может основываться на предположениях; факт привлечения лица к участию в деле в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, его задержание, арест или избрание к нему иной меры пресечения не должны расцениваться как доказательство его виновности; до окончательного разрешения уголовного дела и официального признания лица виновным в совершении преступления к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому запрещается относиться как к виновным, а также запрещается публично, в средствах массовой информации утверждать, что данное лицо является преступником. Под защитой П.н. находятся все лица, которые привлекаются к ответственности за совершение как преступления, так и административного правонарушения.

(В.Ч.)

ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные законом основания добровольного прекращения отношений гражданства. Закон о гражданстве (ст. 22) устанавливает, что гражданство РФ прекращается: а) вследствие выхода из гражданства; б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. Законодательство РФ о гражданстве различает общий и упрощенный порядок прекращения гражданства РФ. Общим является порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам П.г. РФ Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные федеральным законом о гражданстве; упрощенный порядок П.г. РФ - порядок рассмотрения и принятия решений в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные этим Законом. Гражданство РФ прекращается со дня издания Президентом РФ соответствующего указа (если П.г. РФ осуществляется в общем порядке) или принятия решения иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве (если П.г. РФ подпадает под квалификацию упрощенного порядка).

(В.Ч.)

ПРЕРОГАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПРЕРОГАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - предусмотренные Конституцией РФ исключительные права главы государства использовать конституционно-правовые средства в законодательной деятельности. К числу таких прерогатив Конституцией РФ отнесены: право законодательной инициативы, в том числе право Президента РФ вносить в Государственную Думу "срочные" (первоочередные) законопроекты (такие законопроекты могут также включаться палатой в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на период сессии в качестве первоочередных); право Президента вносить поправки в обсуждаемые Государственной Думой законопроекты; право Президента через своих полномочных (в некоторых случаях - официальных) представителей в палатах Федерального Собрания оказывать влияние на ход обсуждения законопроекта (федерального закона); право негативного контроля, или право вето; полномочия, связанные с подписанием принятых федеральных законов и их обнародованием.

(В.Ч.)

ПРЕФЕКТ

ПРЕФЕКТ - 1) в зарубежных государствах должностное лицо городской администрации, осуществляющее в пределах своей компетенции исполнительно-распорядительную деятельность на территории соответствующих административных округов. К примеру, во Франции П. именуется должностное лицо городской администрации; 2) в РФ - глава исполнительной власти административного округа г. Москвы. Название должности заимствовано из конституционной практики западных стран. П. назначается на должность и освобождается от должности мэром Москвы и осуществляет распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов. Он осуществляет свои полномочия на основе единоначалия. В пределах своей компетенции П. издает распоряжения. Он представляет мэру или правительству Москвы ежегодный отчет о своей деятельности. П. осуществляет на территории административного округа переданные ему мэром полномочия городской администрации как юридического лица, имеет гербовую печать. Орган, который под началом П. реализует делегированные ему полномочия, именуется префектурой.

(В.Ч.)

ПРИЕМ В ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ (НАТУРАЛИЗАЦИЯ, УКОРЕНЕНИЕ)

ПРИЕМ В ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ (НАТУРАЛИЗАЦИЯ, УКОРЕНЕНИЕ) (от лат. "naturalis" - природный) - порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные (не льготные) условия приобретения российского гражданства. Согласно законодательству РФ о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе ходатайствовать о П. в г. РФ. Условием П. в г. РФ является проживание на территории РФ непосредственно перед обращением с ходатайством о П. в г. РФ в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца в течение года. Кроме того, согласно проекту федерального закона о гражданстве РФ условиями П. в г. РФ ходатайствующего о приобретении российского гражданства лица являются: обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; наличие законного источника средств существования; обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у данного лица иного гражданства (отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин). Пятилетний срок проживания (как обязательное условие П. в г. РФ) может быть сокращен при наличии одного из следующих оснований: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет; наличие ребенка, в том числе усыновленного, являющегося гражданином РФ; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению. Лица, имеющие особые заслуги перед РФ, могут быть приняты в гражданство РФ без соблюдения перечисленных выше условий.

(В.Ч.)

ПРИЕМ В ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ

ПРИЕМ В ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ - порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. В соответствии с проектом федерального закона о гражданстве РФ иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе на основе их волеизъявления приобрести российское гражданство без соблюдения тех условий, которые характерны для общего порядка приобретения гражданства. Право приобретения гражданства в упрощенном порядке предоставляется лицам, если они родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР или имеют хотя бы одного из родителей, состоящего в гражданстве РФ. Кроме того, упрощенный порядок приобретения гражданства применяется в отношении следующих лиц: а) детей, один из родителей которых состоит в гражданстве РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение детьми гражданства РФ (такого согласия не требуется, если дети проживают на территории РФ); б) детей, единственный родитель которых состоит в гражданстве РФ, - по заявлению родителя; в) детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, состоящего в гражданстве РФ.

(В.Ч.)

ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРАВ И СВОБОД ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ ОБЩЕСТВА

ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРАВ И СВОБОД ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ ОБЩЕСТВА - принцип конституционного строя, согласно которому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют главную обязанность (функцию) государственной власти. Соблюдение прав и свобод человека требует от государства, его органов и должностных лиц: а) воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы; б) создавать фактические и юридические условия для реализации прав и свобод. Защита прав и свобод человека предполагает деятельность специализированных органов государства по восстановлению нарушенных прав и осуществлению мер, препятствующих их нарушению.

(В.Ч.)

ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - морской пояс, расположенный за пределами территориального моря, внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в П.з. Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, действующих на территории РФ, включая территориальное море, а также для применения наказания за нарушение этих правил. Кроме того, в П.з. РФ принимаются меры, необходимые для предотвращения нарушения правил нахождения в ней и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей.

(В.Ч.)

ПРИНЦИП ГАРАНТИРОВАННОСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ПРИНЦИП ГАРАНТИРОВАННОСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - основополагающий принцип конституционного статуса личности, в соответствии с которым на государство возлагаются обязанности обеспечить реализуемость прав и свобод граждан, возможность для них реально пользоваться теми благами, которые предусмотрены в его конституции. П.г.п. и с.ч. и г. непосредственно закреплен в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ. Основные гарантии прав и свобод человека и гражданина предусмотрены в ст. 45-64 Конституции РФ и в законодательных актах, конкретизирующих ее положения о правах и свободах. Гарантии придают реальный, действующий характер конституционным правам и свободам, они необходимы и для того, чтобы без законных оснований человек не мог быть ограничен в своих правах и свободах. В частности, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) человек (гражданин) может быть ограничен в своих правах и свободах только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, и только в той мере, "в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (см. Конституционные гарантии прав и свобод граждан в Российской Федерации).

(В.Ч.)

ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ ВЫБОРОВ

ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ ВЫБОРОВ - принцип избирательного права, означающий, что участие (или неучастие) в выборах, голосование за или против того или иного кандидата является исключительно правом избирателя. Данный принцип означает также, что никто не может (не должен) оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а равно на его свободное волеизъявление. Подобные действия квалифицируются административным и уголовным законодательством как правонарушения и влекут за собой ответственность. Антиподом П.д.в. является применяемый в ряде стран (Австралия, Бельгия, Греция, Италия, Турция) при проведении выборов так называемый обязательный вотум, согласно которому участие в выборах для всех граждан является обязательным, а неучастие в голосовании либо морально порицается, либо преследуется законом (применение штрафов и даже лишение свободы) . Более мягким наказанием является включение фамилии уклоняющегося от голосования в список, который вывешивается для всеобщего обозрения на здании коммунальной администрации.

(В.Ч.)

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА (ВЗАИМОСВЯЗИ) ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА (ВЗАИМОСВЯЗИ) ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ - принцип демократического правового государства, в соответствии с которым государство, предоставляя гражданам права и свободы, одновременно принимает на себя целый ряд обязательств перед гражданами. Так, если конституцией закрепляется право частной собственности на землю, то государство обязано гарантировать юридическое и фактическое полноправное владение, пользование, распоряжение земельным участком, принадлежащим гражданину на праве частной собственности. Если конституция предоставляет право на охрану частной жизни, то государство обязано гарантировать это право, исключить вмешательство в частную жизнь гражданина. П.е.п. и о. означает, что каждый человек не только обладает правами, но и несет обязанности (перечень основных обязанностей исчерпывающе закреплен в Конституции РФ: обязанность соблюдать Конституцию и законы, защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам). Такой подход вытекает из гуманистического положения, согласно которому невозможно жить в обществе и быть свободным от него. Этому положению соответствует и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ (осуществление прав и свобод одним лицом не должно нарушать права и свободы других лиц). Есть еще один, частный аспект данного положения: если между субъектами конституционного права возникает правовое отношение, то стороны такого отношения связаны взаимными правами и обязанностями. Например, праву граждан (избирателей) выдвинуть кандидата на выборную должность (собрав для этого требуемое законом число подписей в его поддержку) корреспондирует обязанность избирательной комиссии зарегистрировать конкретное лицо в качестве кандидата; праву субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект в Государственную Думу, соответствует обязанность Государственной Думы в установленном порядке принять такой законопроект к обсуждению и т. д.

(В.Ч.)

ПРИНЦИП НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВ И СВОБОД

ПРИНЦИП НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПРАВ И СВОБОД - основополагающий принцип конституционного статуса личности, согласно которому суды, иные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны признавать, защищать основные права и свободы независимо от того, конкретизированы ли они в действующем законодательстве или нет. Данный принцип получил закрепление в действующей Конституции РФ. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

(В.Ч.)

ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ

ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ - основополагающий принцип конституционного статуса личности, означающий юридическое равенство граждан перед законом и судом. П.р. закреплен в ст. 19 Конституции РФ и означает, что все люди равны между собой в принадлежащих им правах и свободах, а государство обеспечивает им равные права независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, пола и иных обстоятельств. Смысл этого положения заключается в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и обязанности, в том числе и по отношению к суду, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособность, дипломатический иммунитет и др.). П.р. соответствует наделение всех граждан общим (конституционным) статусом или единой конституционной правосубъектностью - одинаковым объемом основных прав, свобод и конституционных обязанностей, установлением для всех без исключения единых конституционных оснований ограничения прав и свобод.

(В.Ч.)

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫМ СТАНДАРТАМ

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫМ СТАНДАРТАМ - основополагающий принцип конституционного статуса личности, означающий, что эталоном признания и закрепления ее основных прав и свобод в национальном законодательстве служат международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), региональная Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950, в РФ вступила в действие 5 мая 1998 г.), и др. Согласно данному принципу общепризнанные нормы и принципы международного права в данной области одновременно должны признаваться составной частью системы основных прав и свобод РФ независимо от того, закреплены они в действующем законодательстве или нет. Этому требованию отвечает положение Конституции РФ, закрепленное в ч. 4 ст. 15.

(В.Ч.)

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - обстоятельства, факторы или закрепленные в законодательстве субъектов РФ требования, в соответствии с которыми территория субъекта РФ подразделяется на соответствующие административно-территориальные единицы. К числу таких факторов (требований) относятся: экономические - требующие учета характера, направленности развития промышленности определенной территории, наличия центров экономического тяготения и определенного состояния путей сообщения; демографические - учитывающие количество и плотность населения; исторические - учитывающие исторически сложившуюся систему расселения в данном регионе и устойчивые тенденции ее развития; национальные - предполагающие всесторонний учет национального состава населения и его особенностей, развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп, проживающих на данной территории; экологические и социальные - требующие обеспечения населения здоровой и безопасной средой обитания, учитывающие возможность оказать содействие рациональному использованию природных ресурсов и экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; административно-управленческие - принимающие во внимание максимальное приближение органов государственной власти и органов местного самоуправления к населению. Указанные принципы закрепляются в законах субъектов РФ, регламентирующих их административно-территориальное устройство, и являются обязательными.

(В.Ч.)

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА - совокупность закрепленных в законодательстве требований, следование которым обеспечивает демократический характер выборов, реализацию избирательных прав граждан. В соответствии с этими принципами избирательное право является всеобщим, равным, прямым, осуществляется добровольно и путем тайного голосования. Кроме того, избирательное законодательство к числу таких принципов относит и другие (альтернативность, обязательность, периодичность выборов) .

(И.К.)

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - исходные, основополагающие юридические положения, провозглашающие (юридически учреждающие) основные конституционные ценности и имеющие общерегулятивное значение. П.к.п. - это также правовые нормы, отличающиеся особыми свойствами: более высоким уровнем нормативности и вследствие этого особым регулятивным потенциалом, своеобразием механизма действия, повышенной юридической силой и др. Эти особенности настолько значительны, что отечественная юридическая наука (следуя традициям между народного права) понятие нередко использует в значении, отличном от понятия "норма права" , как самостоятельный (наряду с нормами права) регулятор. В системе конституционно-правовых средств П.к.п. принадлежит роль исходных и основополагающих начал конституционного регулирования. Эта особая роль П.к.п. определяет их "месторасположение" в конституционном законодательстве: они - своего рода вводная, или общая, часть конституционного законодательного акта, его нормативный стандарт, которому подчинены все иные положения Основного закона. Согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ "никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации". В юридическом смысле эти принципы непререкаемы, они могут быть изменены только посредством принятия новой российской Конституции. Особый статус П.к.п. в системе конституционно-правовых средств позволяет использовать их для юридического выражения основных конституционных ценностей.

В действующей Конституции РФ такие принципы отражены в основном в гл. 1 - "Основы конституционного строя", хотя некоторые из них закреплены в Преамбуле, иных главах Основного закона (например, в гл. 2 и 7 закреплены принципы правосудия). Принципы конкретных институтов конституционного права закреплены в нормах соответствующих федеральных законов. В частности, принципы избирательного права получили закрепление как во всех федеральных избирательных законах ("Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и др.), так и в избирательном законодательстве субъектов РФ. Высокий уровень нормативности П.к.п. позволяет им не только выполнять роль конкретных регуляторов поведения участников конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для определения конституционности актов, действий и решений органов государственной власти.

(В.Ч.)

ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - предусмотренные федеральными законами требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

(И.К.)

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти. К числу П.о. и д.о.г.в. в РФ относятся: 1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам; 2) приоритет прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции); 3) единство системы органов государственной власти, определяемое единством их задач и функций, которые "предписывается" осуществлять всем органам государства; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип отражен в ч. 3 и 4 ст. 5 и ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. От рационального распределения полномочий между различными ветвями власти и органами власти различных уровней зависит целостность Российского государства, эффективность его деятельности; 5) федерализм, предполагающий учет федеративного характера государства при формировании его органов (например, Совета Федерации), употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским и др.; 6) разделение властей, в соответствии с которым строится конституционная система органов государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 10, 11 Конституции РФ); 7) законность (ст. 15 Конституции РФ), означающая, что государственная власть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

(В.Ч.)

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ

ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ - предусмотренные федеральным законом основополагающие требования, предъявляемые к основаниям и процедурам заключения договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий. Такие принципы закреплены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". К ним отнесены: 1) конституционность, в соответствии с которой договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, установленные соответственно ст. 71 и 72 Конституции РФ; 2) верховенство федерального права, означающее, что в случае несоответствия положений договоров, соглашений положениям Конституции РФ, федеральным законам действуют положения федеральных правовых актов; 3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе гарантии равноправия субъектов РФ при подготовке и заключении договоров и соглашений; 4) недопустимость ущемления интересов, прав и свобод субъектов РФ, означающая, что при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов; 5) согласование интересов РФ и ее субъектов: при заключении договоров и соглашений (а равно при принятии законов) необходимо осуществлять согласование интересов РФ и ее субъектов в порядке, установленном указанным Законом. В частности, такой порядок предполагает направление в месячный срок проектов федеральных законов по предметам совместного ведения после рассмотрения их в первом чтении в органы государственной власти субъектов РФ; право представителей субъектов РФ принимать участие с правом совещательного голоса в работе над проектами таких законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и др.; 6) добровольность заключения договоров и соглашений, предполагающая, что они заключаются на добровольной основе и гласно.

(В.Ч.)

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные Конституцией РФ основополагающие начала, определяющие характер взаимоотношений между федеральной властью (РФ) и субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ. Федеративное устройство России основывается на следующих принципах, закрепленных в Конституции: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; равноправие субъектов РФ; государственная целостность России; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ.

(И.К.)

ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА

ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА - конституционная процедура, предусматривающая изменение состава субъекта РФ в результате присоединения к ней иностранного государства или его части. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" принятие в РФ нового субъекта осуществляется на добровольной основе. При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ. Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию на основании международного договора. Вошедшему в состав РФ иностранному государству предоставляется статус республики, а его части - статус республики, края; области, автономной области или автономного округа. В соответствии с вышеназванным Законом инициатором предложения о П. в РФ н.с. является иностранное государство. Его предложение поступает Президенту РФ, который уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство РФ. В международном договоре о П. в РФ н.с. определяются наименование и статус нового субъекта РФ, порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и др. Договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ. Одновременно с ратификацией международного договора в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о П. в РФ н.с. Данный закон вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора. Федеральным конституционным законом о П. в РФ н.с. вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ. Внесенные изменения учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

(В.Ч.)

ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ

ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ - окончательное одобрение закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым или квалифицированным большинством голосов. Простое большинство голосов предполагает большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, необходимое для принятия федерального закона. Квалифицированное большинство голосов образует не менее двух третей от общего числа всех депутатов, требуемых по Конституции РФ для принятия федерального конституционного закона либо для преодоления вето Президента РФ в отношении отклоненного закона, а равно для преодоления так называемого "внутреннего вето" Совета Федерации в случаях, когда им отклонен принятый Государственной Думой закон, что влечет за собой повторное обсуждение закона в нижней палате и принятие по нему решения.

(В.Ч.)

ПРИНЯТЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ПРИНЯТЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. В связи с поступившими запросами от Президента РФ и палат Федерального Собрания по поводу толкования ст. 107 Конституции РФ Конституционный Суд РФ 22 апреля 1996 г. постановил: 1) под "принятым федеральным законом", по смыслу ч. 1. ст. 107 Конституции РФ, понимается: закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в соответствии с ч. 1, 2, 3, 4 ст. 105 Конституции РФ; закон, повторно принятый Государственной Думой в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ; 2) принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Советом Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ) принятый федеральный закон Президенту направляет Государственная Дума, если отклоненный Советом Федерации закон при повторном голосовании в Государственной Думе принимается вновь квалифицированным большинством (не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов). Принятый закон, минуя Совет Федерации, непосредственно направляется на подпись Президенту РФ.

(В.Ч.)

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА ПО РОЖДЕНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные федеральным законом способы получения физическими лицами российского гражданства. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" определял, что гражданство РФ приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве РФ; е) путем выбора гражданства (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным законом. В проекте федерального закона о гражданстве, который обсуждается в Государственной Думе, из числа перечисленных оснований приобретения гражданства исключены два: приобретение гражданства в порядке признания (как полностью исчерпавшее себя) и регистрации (в связи с введением процедуры приема в гражданство в упрощенном порядке).

(В.Ч.)

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ - законодательное подтверждение статуса гражданина РФ за лицами, проживавшими на территории РФ и состоявшими в ее гражданстве на момент вступления в действие Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации". Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" вступил в действие 6 февраля 1992 г. (в последующем в него дважды - в 1993 и 1995 гг. - вносились изменения). Согласно Закону (ст. 13) гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления Закона в силу. Кроме того, гражданами РФ признаются лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (день образования СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, при условии, что они родились на территории РФ либо хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР, постоянно проживающим на территории РФ. С введением в действие нового федерального закона о гражданстве данное основание приобретения российского гражданства утратило свое значение.

(В.Ч.)

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ - упрощенный порядок приобретения лицом российского гражданства, основанный на связях с РФ самого лица, ходатайствующего о приобретении гражданства, либо его родственников. Правом П.г. РФ в п.р. согласно Закону РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 18), обладают: а) лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста; в) дети бывших граждан СССР, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста; г) граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г. (дата вступления в силу Закона о гражданстве), если они в срок до 1 января 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (ст. 11) в порядке регистрации приобретают российское гражданство подданные Российского государства, оказавшиеся за его пределами и лишенные гражданства РСФСР или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, и их потомки по прямой нисходящей линии. После введения в действие нового закона о гражданстве данное основание приобретения гражданства будет упразднено. Соответственно предполагается признать недействующим отмеченное положение ст. 11 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

(В.Ч.)

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - предусмотренная законом принудительная мера, применяемая в установленном порядке к общественному объединению за нарушение законодательства. Процедуры П.д.о.о., согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (ст. 42), таковы: за допущенное нарушение законодательства (Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, федеральных законов) общероссийским или международным общественным объединением Генеральный прокурор РФ вносит в руководящие органы объединения представление о нарушении и устанавливает срок для его устранения. Если нарушение в указанный срок не устранено, то на основании заявления Генерального прокурора деятельность общественного объединения решением Верховного Суда РФ приостанавливается на срок до 6 месяцев (в отношении межрегиональных, региональных и местных объединений решения принимаются соответствующими судами на основании заявлений соответствующих прокуроров).

Кроме прокурорских органов, инициатором П.д.о.о. может выступать регистрирующий орган юстиции. При этом он должен дважды вынести объединению письменное предупреждение. Если вынесенное предупреждение не было в установленном порядке обжаловано в суд или не признано судом не основанным на законе, уполномоченный орган вправе подать заявление в суд о П.д.о.о. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (п. 2 ст. 39) уполномоченному органу предоставлено право подать в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии или ее регионального отделения после письменного предупреждения, если такое предупреждение не было обжаловано в суд.

П.д.о.о. означает приостановление его права выступать учредителем средств массовой информации; объединению также запрещается организация митингов, собраний, демонстраций и иных публичных мероприятий, принятие участия в выборах, использование банковских вкладов (за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещения причиненных объединением убытков и уплаты им штрафов).

(В.Ч.)

ПРИСЯГА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИСЯГА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - клятва Президента РФ перед народом, произнесенная в присутствии депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и судей Конституционного Суда РФ и являющаяся юридическим основанием для вступления Президента в должность. Текст присяги и процедуры приведения к ней содержатся в Конституции (ст. 82). Президент клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Приведение к присяге носит светский характер. Она приносится Президентом РФ на Конституции РФ. Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Приведение Президента к присяге имеет вполне определенные юридические последствия. С момента приведения к присяге вновь избранный Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей, а действующий Президент РФ обязан сложить свои полномочия (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ).

(В.Ч.)

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ (ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ГРАЖДАНСТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанная на том, чтобы каждая партия или движение получали в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за их кандидатов на выборах. В РФ это система определения результатов голосования, применяемая при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. П.и.с. используется там, где количество мест, получаемых политической партией либо движением, блоком, пропорционально числу голосов, поданных за общефедеральные партийные списки в масштабах страны либо в рамках одного или нескольких многомандатных избирательных округов, на которые делится государство. Такая система используется при выборах в парламенты Испании, Италии, ФРГ, Израиля и ряда других стран в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. В РФ такая система впервые была применена в 1993 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы.

В соответствии с П.и.с. распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом: 1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой); 2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

(В.Ч.)

ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип избирательного права, согласно которому депутатов представительных органов власти, главу государства, иных кандидатов на выборные должности граждане выбирают непосредственно (прямо). От прямых выборов следует отличать многостепенные и косвенные выборы. Многостепенные выборы известны в СССР (до 1936 г.), когда депутаты вышестоящих представительных органов (Советов) избирались нижестоящими Советами. Косвенные - это такие выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, а те в свою очередь непосредственно избирают депутатов или должностных лиц. Такой тип выборов характерен для выборов главы государства в США, в некоторых Европейских государствах. Так, путем косвенных выборов избирается часть сенаторов парламента Бельгии.

(В.Ч.)

ПРЯМОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ - предусмотренное конституциями некоторых зарубежных стран введение в условиях нестабильности чрезвычайных мер правления в масштабе всей страны и обусловленная этим концентрация властных полномочий у Президента. В РФ президентское правление было введено известным указом Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 г. Период такой формы правления продлился до января - февраля 1994 г. - времени, когда был сформирован орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ. В течение указанного времени Президент издавал указы, имевшие силу закона, отменял действие законов, назначал глав администрации в краях, областях. Известен и более ранний период "эпохи правления Ельцина", когда вводилось в стране президентское правление. Так, в ответ на решение состоявшегося 11 марта 1993 г. VIII Съезда народных депутатов РСФСР об отмене назначенного на апрель 1993 г. референдума по основным положениям новой Конституции Президент 20 марта 1993 г. объявил по телевидению Указ об особом порядке управления страной и о назначении на 25 апреля 1993 г. референдума по вопросу о доверии Президенту РФ. Указом предусматривалось также проведение референдума по проекту новой Конституции и закона о выборах в федеральный парламент.

(В.Ч.)

ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных полетов, а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, иные (при необходимости) виды контроля и пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Особым видом П.п.ч Г.г. РФ является зал официальных делегаций. Правовой основой образования П.п.ч Г.г. РФ, установления правового режима их деятельности является принятое в соответствии с действующим законодательством РФ и международно-правовыми актами Положение о П.п.ч Г.г. РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. (с изм.). П.п.ч Г.г. РФ предназначены для обеспечения международных сообщений РФ с другими государствами. Они устанавливаются на специально выделенных в непосредственной близости от Государственной границы РФ участках местности в пределах пограничной зоны, иных местах и включают в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного и иных видов (санитарно-карантинного, ветеринарного, иммиграционного, фитосанитарного, транспортного) контроля, органы внутренних дел, а также предприятия, обеспечивающие работу П.п.ч Г.г. РФ. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных включает осуществление пограничного контроля - проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, запрещенных к вывозу из РФ (и ввозу на ее территорию). При необходимости проводится таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и др. контроль.

Режим П.п.ч Г.г. РФ включает в себя правила въезда в эти пункты, пребывания в них и выезда из них лиц, перемещения транспортных средств, ввоза и вывоза грузов, товаров и животных. Нарушение установленного режима в П.п.ч Г.г. РФ гражданами РФ, а равно иностранными гражданами и лицами без гражданства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 18.4) влечет за собой применение мер административной ответственности - административный штраф от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда. К иностранным гражданам и лицам без гражданства, кроме того, может быть применено административное выдворение за пределы территории РФ.

(И.К.)

Предыдущая страница Следующая страница