Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ЗАКОНОПРОЕКТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ЗАКОНОПРОЕКТ - экспертная оценка законопроекта. Парламентскими процедурами предусмотрена возможность законодательного органа (его структур) направлять законопроект на заключение в Правительство РФ, иные государственные органы и учреждения, а также в общественные организации. Конституцией РФ (ст. 104) предусмотрены случаи обязательного 3. на з. Форма заключений законодательством не регламентирована. Наиболее значимой разновидностью заключения являются экспертизы законопроектов.

(В.Ч.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - второй раздел Конституции, который предусматривает порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержит нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действия отдельных положений первого раздела Конституции. Раздел состоит из 9 пунктов. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором, устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, определяется порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др.

(В.Ч.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА (внесение законопроекта в Государственную Думу) - стадия законодательного процесса, состоящая в реализации предусмотренного законом права определенных органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о необходимости принятия, изменения, отмены действующих законов. З.и. есть конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов (в том числе конституционных), проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими (утратившими силу). На юридическом языке реализация З.и. означает возникновение конституционно-правового отношения между органом законодательной власти и субъектом права законодательной инициативы (см. Субъекты права законодательной инициативы). Поэтому, в отличие от простого обращения в парламент З.и., автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой. Соответственно на этой стадии происходит официальная передача субъектом права З.и. законопроекта в Государственную Думу. Законопроекты согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 104) вносятся в Государственную Думу. Подготовленный к внесению в палату законопроект направляется субъектом З.и. Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее Аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта (в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в палату, об этапах его прохождения в палате и т.д.).

Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в конкретный комитет (согласно предметам его ведения) для определения его соответствия требованиям ст. 104 Конституции. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. В Совете Государственной Думы подлежат выяснению следующие обстоятельства: обладает ли субъект, вносящий законопроект, правом З.и.; отвечает ли форма реализации права З.и. нормам Регламента палаты; соблюдены ли все требования, которые законодательство предъявляет к законопроекту. В случае если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям Регламента, он может быть возвращен его инициатору для выполнения последним всех необходимых юридических формальностей. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

(В.Ч.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - предусмотренная Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания возможность субъектов права законодательной инициативы вносить в законодательный орган предложения о разработке новых федеральных законов, об изменении действующих законов, а также о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. З.п. могут касаться также вопросов неприменения на территории РФ актов законодательства Союза ССР.

(В.Ч.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - законодательный (представительный) орган государственной власти, осуществляющий законодательные и контрольные функции в ряде субъектов РФ. Формируется путем выборов населением региона. В основном состоит из одной палаты, хотя есть и двухпалатные (к примеру, в Республике Карелия, в Чукотском автономном округе). Появление З.с. связано с реформами российской государственности в начале 90-х гг. Этому способствовали также: подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г.; упразднение системы Советов; принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ, закрепляющей принципы разделения властей на вертикальном и горизонтальном уровнях; самостоятельность субъектов РФ в вопросе образования собственных органов государственной власти. З.с. действуют в Республике Коми, в краях Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском, в областях Архангельской, Новгородской, Владимирской, Вологодской, Омской, Иркутской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Нижегородской, а также во всех автономных округах, за исключением Ямало-Ненецкого.

(В.Ч.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - образуемые непосредственно народом, подотчетные ему и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию и в интересах народа государственную власть. З.о.г.в. имеют исключительное право принимать законы, бюджет, осуществлять контроль за исполнительной властью. Высшим органом законодательной власти является парламент, в РФ - Федеральное Собрание. Объем полномочий законодательного органа зависит от формы правления. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед властью законодательной. При более "жестких" формах правления власть законодательная принимает только законы, хотя отчасти обладает правом контроля за исполнительной властью. В федеративных государствах власть законодательная осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. З.о.г.в. - это представительные и законодательные учреждения, которые образуются только путем выборов. Основной вид их деятельности - принятие законов. Специфической формой З.о.г.в. являются сессии, слушания и т.д. Эти органы не образуют единую систему (как это было характерно ранее для Советов), организационно не подчинены друг другу. К числу таких органов в РФ относятся: федеральные органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ; органы законодательной власти субъектов РФ - государственные советы в республиках, законодательные собрания, областные (краевые) думы и др.

(В.Ч.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ посредством принятия законов в сфере предметов ведения данного субъекта и совместного ведения с Федерацией. З.о.г.в.с. РФ отличаются друг от друга наименованием: государственное собрание, законодательное собрание, парламент, областное собрание, краевые, областные думы и др. - и численностью депутатов (так, парламент Ингушетии состоит из 27, а парламент Татарстана - из 250 депутатов). Большинство законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - однопалатные органы. Исключение составляют Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана, Законодательное собрание Карелии, Парламент (Законодательное Собрание) Кабардино-Балкарской Республики, Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области. Срок полномочий депутатов З.о.г.в.с. РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ, однако в соответствии с федеральным законом не может превышать 5 лет. Общими для всех этих органов являются осуществляемые ими функции (законодательная, контрольная, финансовая), круг осуществляемых ими полномочий. З.о.г.в.с. РФ образуют из числа депутатов постоянные комиссии (комитеты). На них возлагаются разработка и рассмотрение законодательных и иных нормативных правовых актов; контроль за исполнением законов и других решений законодательного (представительного) органа. Порядок деятельности постоянных комиссий (комитетов) определяется нормативными актами, утверждаемыми З.о.г.в.с. РФ.

(В.Ч.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - урегулированный Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ порядок (процедура) обсуждения, принятия и опубликования федеральных законов. От З.п. следует отличать законотворчество - деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанную с выявлением потребности в принятии закона, его разработкой и принятием. З.п. есть совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов. В специальном значении З.п. есть некий свод процедур, правил "производства" законов. Иногда термин "З.п." употребляется в широком (не специально юридическом) значении - в значении "законотворчество". Существенная роль в З.п. принадлежит ученым-юристам, различным юридическим учреждениям, организациям, осуществляющим подготовку проектов законов и проводящим их экспертизу. З.п. - длящийся во времени процесс, который распадается на ряд этапов, именуемых стадиями законодательного процесса. Основную нагрузку в З.п. несут субъекты права законодательной инициативы и особенно федеральный орган законодательной власти, а также его структуры - палаты, комитеты, согласительные комиссии, правовые управления аппаратов палат.

(В.Ч.)

ЗАКОНОПРОЕКТ

ЗАКОНОПРОЕКТ - официальный текст предлагаемого к принятию проекта закона. Порядок подготовки, представления и внесения 3. в Государственную Думу, требования, предъявляемые к 3., определены Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. Статус официального 3. приобретает в том случае, если, зарегистрировав его, Государственная Дума удостоверяется в том, что данный 3. представлен субъектом права законодательной инициативы, а его содержание, форма, предъявленные документы отвечают процедурным требованиям Регламента палаты. Юридическое значение признания 3. официальным таково: инициатор 3. вправе требовать включения его в план рассмотрения палатой законопроектов; 3. может быть направлен на заключение в Правительство РФ; в отношении такого 3. могут быть проведены парламентские слушания и совершены иные действия.

Законодательная практика оперирует также понятием "альтернативный законопроект". Таковым является 3., который по своему содержанию (предмету правового регулирования) совпадает с 3., уже принятым (или принимаемым) Государственной Думой к рассмотрению. Согласно Регламенту Государственной Думы, если такой 3. поступит в палату после принятия 3. по тому же вопросу в первом чтении, то альтернативный 3. возвращается его инициатору. В том случае, если альтернативные 3. вносятся до рассмотрения в первом чтении 3. по этому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении уже внесенного 3. Одновременно он устанавливает срок проработки альтернативных 3. и дает поручение ответственному комитету подготовить альтернативные 3. к рассмотрению палатой в первом чтении наряду с 3., внесенным в Государственную Думу ранее. Если в отношении поступивших ранее 3. принято решение о включении их в проект порядка работы палаты, то принятие к рассмотрению новых альтернативных 3. прекращается.

(В.Ч.)

ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям З.с. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" З.с. РФ: а) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; б) устанавливаются основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе ее долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

(В.Ч.)

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий в себя специальные условия проживания граждан. З.а.-т.о. является административно-территориальной единицей, статус которой регулируется Законом РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" (с изм. и доп.). Территория и границы З.а.-т.о. определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов. Границы такого образования могут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, расположенные в нем, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы. Решение о создании (и упразднении) З.а.-т.о. с установлением его административной подчиненности принимается Президентом РФ. З.а.-т.о. находится в федеральной юрисдикции по следующим вопросам: установление административной подчиненности, границ образования; земель, отводимых предприятиям и объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении данного образования, введение и обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов; установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и в пределах указанного образования; ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на его территории; ограничение на полеты летательных аппаратов над его территорией.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 233 координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения функционирования З.а.-т.о. осуществляет Министерство экономики РФ. Кроме того, на Министерство экономики возложены обязанности по подготовке предложений по вопросам: а) создания и упразднения З.а.-т.о.; б) их социально-экономического развития; в) функционирования З.а.-т.о.

(В.Ч.)

ЗАПАДНОЕ ГОСУДАРСТВО

ЗАПАДНОЕ ГОСУДАРСТВО - тип современного государства, присущий странам с развитыми институтами гражданского общества и характеризующийся относительно ограниченными сферами государственной деятельности (прежде всего в экономике), наличием относительно немногочисленного, но достаточно эффективного аппарата управления и принудительного воздействия.

(И.К.)

ЗАПРЕТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ АГИТАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ КАНДИДАТ

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ КАНДИДАТ - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата на выборную должность. С момента регистрации кандидата (являющейся государственно-правовым фактом) он приобретает соответствующий его статусу комплекс прав и обязанностей. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Иные кандидаты по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов.

За кандидатом на время участия в выборах сохраняются трудовые права: он не может быть уволен по инициативе администрации, переведен на другую работу; время участия в выборах засчитывается в общий трудовой стаж. Кандидат не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществлявшую регистрацию кандидата.

Избирательное законодательство определяет гарантии равного статуса З.к. В частности, З.к., замещающим государственные должности категории "А", запрещается использовать преимущества своего должностного положения. Закон обязывает зарегистрированных кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе, а равно работающих в средствах массовой информации, не позднее трех дней с момента регистрации представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от выполнения служебных обязанностей на период их участия в выборах.

З.к. на выборную должность вправе иметь доверенных лиц, число которых зависит от уровня выборов. Так, кандидат на должность Президента РФ может иметь до 200 доверенных лиц; кандидат в депутаты Государственной Думы - до 10 доверенных лиц; избирательное объединение, выдвинувшее федеральный список, - до 500 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата (списка кандидатов). З.к., избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив избирательную комиссию, которая аннулирует выданные доверенным лицам удостоверения.

(В.Ч.)

ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - организационно-правовая форма обсуждения и принятия Правительством решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" исключительно на З.П. РФ: 1) принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении; о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу; о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ; 2) рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон, программ приватизации федеральной государственной собственности; 3) рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета; заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ; приобретения государством акций; 4) утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; Регламент Правительства, Положение об Аппарате Правительства РФ; 5) устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; 6) образуется Президиум Правительства РФ.

З.П. РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. Полноправное участие в работе Правительства по обсуждению и выработке решений наравне с федеральными министрами принимают руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций. Отдельные вопросы Правительство может рассматривать на своих закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с его Регламентом.

(В.Ч.)

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - организационно-правовая форма рассмотрения верхней палатой Федерального Собрания вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ее ведению. Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что палата проводит заседания в период с 16 сентября текущего по 15 июля следующего года не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Регламент палаты предусматривает составление графика проведения таких заседаний на первую и вторую половины года. Как правило, на каждое заседание отводится по 3 дня. Первый день З. СФ по решению Совета Федерации может быть определен как день работы в комитетах, комиссиях. Совет Федерации в сессионный период проводит пленарные заседания палаты (очередные и внеочередные), реализует свои полномочия посредством работы комитетов и комиссий, использования иных организационно-правовых форм парламентской деятельности.

З. СФ проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 час. с перерывом с 12 час. на 30 мин.; б) вечерние - с 16 до 18 час. Палатой может быть принято решение об ином времени проведения заседаний. З. СФ правомочно, если на нем присутствуют не менее половины членов Совета Федерации. Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов участвующих в его заседании членов и оформляются протоколом, который подписывает Председатель Совета Федерации. По общему правилу З. СФ, как и заседания Государственной Думы, являются открытыми. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 100) закрытые заседания палаты вправе проводить в случаях, предусмотренных их регламентами. Регламент Совета Федерации предусматривает, что палата вправе принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов присутствующих членов Совета Федерации по предложению Президента РФ, Правительства РФ, председательствующего на заседании палаты комитета, комиссии Совета Федерации или группы его членов численностью не менее 30 человек. Так же как и нижняя палата, Совет Федерации может созывать внеочередные заседания. Первое заседание открывает Президент РФ, а затем заседание ведет старейший по возрасту член Совета Федерации до избрания Председателя палаты.

(В.Ч.)

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА - конституционные меры, связанные с защитой целостности и независимости государства.

(Г.И.)

ЗАЩИТА И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

ЗАЩИТА И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН - обусловленная статусом гражданина обязанность государства, его компетентных органов и должностных лиц обеспечивать реализацию гражданами РФ, находящимися за рубежом (временно или постоянно), их прав и законных интересов. Конституция РФ (ч. 2 ст. 61) устанавливает, что РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. В соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" органы государственной власти РФ, ее дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законами и правилами государства их проживания или пребывания, международными договорами РФ и международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы.

(В.Ч.)

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ (СОВЕТЫ ВСЕЯ ЗЕМЛИ)

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ (СОВЕТЫ ВСЕЯ ЗЕМЛИ) - общегосударственные учреждения в России в середине XVI - конце XVII в. Как органы централизованной монархии пришли на смену древнерусским вечам, отошедшим в прошлое с завершением процесса "собирания земель" вокруг Великого княжества Московского. Частично напоминали сословно-представительные органы стран Европы. Отсчет Земских соборов ведется с 1549 г., с так называемого "Собора примирения". Собор был двусоставным и включал в себя высшую администрацию - членов Боярской думы, начальство московских приказов, а также призванных должностных лиц из дворянства и высшего разряда московского купечества.

(И.К.)

ЗЕМСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница