Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПУ"-"ОФИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПУ"-"ОФИ")

ОПУБЛИКОВАНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

ОПУБЛИКОВАНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ - предусмотренные избирательным законодательством процедуры ознакомления с данными об итогах голосования и результатах выборов заинтересованных лиц, общественности, а также официальное опубликование (обнародование) этих данных в надлежащие сроки и в порядке, установленном законом. Законодательство устанавливает следующие требования к опубликованию итогов голосования и итогов выборов: 1) итоги голосования по каждому избирательному участку и результаты выборов по избирательному округу предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, их доверенным лицам, избирательным объединениям, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию; 2) избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов; 3) официальное опубликование результатов выборов, данных о числе избирателей, проголосовавших за каждого из кандидатов (списков кандидатов), а также против всех кандидатов (списков кандидатов), осуществляется соответствующей уровню выборов избирательной комиссией в определенные законом сроки, но не позднее одного месяца со дня голосования. В частности, официальное опубликование общих результатов выборов депутатов Государственной Думы, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, федеральных списков кандидатов, осуществляется Центризбиркомом в течение трех недель со дня голосования. В тот же срок Центризбирком в своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов № 1 и № 2 всех окружных избирательных комиссий; 4) избирательные комиссии (за исключением участковых) публикуют содержащиеся в протоколах избирательной комиссии данные об итогах голосования и результатах выборов и содержащиеся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий данные об итогах голосования, на основании которых определялись результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях; 5) официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение 3 месяцев со дня голосования, а в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления - в течение 2 месяцев со дня голосования.

(В.Ч.)

ОРГАН ГОСУДАРСТВА

ОРГАН ГОСУДАРСТВА - структурная часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства. О.г. - это часть аппарата (механизма) государства, образуемая в установленном законом порядке для выполнения функций и задач государства. О.г. характеризуют следующие конституционные признаки: он является составной и в то же время организационно обособленной частью аппарата государства; образуется в особом, установленном Конституцией порядке; учреждается для выполнения определенных Конституцией задач и функций государственной власти; осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке (так, организационно-правовой формой деятельности законодательных (представительных) О.г. являются сессии, парламентские слушания, пленарные заседания палат, заседания комитетов и комиссий и др. Суды в РФ осуществляют свою деятельность - правосудие в форме уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства). О.г. наделен государственно-властными полномочиями, образующими в своей совокупности его компетенцию. Компетенция федеральных органов государственной власти (Президента, Федерального Собрания, Правительства, судов) определена в Конституции РФ. Наличие государственно-властных полномочий означает: а) что О.г. вправе принимать решения, обязательные для всех, и б) что обязательность принимаемых им решений обеспечивается возможностью использования мер государственного принуждения.

Специфическим признаком О.г. является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах и иных законодательных актах. Так, Конституция РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, комитетов и комиссий. Правительство РФ представлено Председателем, его заместителями и федеральными министрами и т.д.

Разновидностью государственного органа является орган государственной власти - орган государства, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. Орган государственной власти - это тот инструмент, посредством которого многонациональный народ России осуществляет принадлежащую ему власть (ст. 3 Конституции РФ), а также посредством которого государство осуществляет объективно присущие ему функции. Органы государственной власти образуются на основе принципа разделения властей в соответствии с прямым указанием в Конституции страны. В РФ конституционная система органов государственной власти на федеральном уровне представлена Президентом, Федеральным Собранием и судами.

(В.Ч.)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - обусловленные природой парламентской практики и закрепленные в действующем законодательстве юридические формы, в которых Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют свои конституционные полномочия. К числу таких форм относятся: пленарные заседания палат, заседания парламентских комитетов и комиссий, парламентские слушания, парламентские расследования, "правительственный час" , "час заявлений" и др. По инициативе комитетов, комиссий, депутатских объединений в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, а также в парламентском центре могут проводиться совещания, "круглые столы", семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью палаты. Аналогичные мероприятия проводятся и в Совете Федерации. На заседаниях предусматриваются такие виды выступлений, как доклад, содоклад, заключительное слово, выступления в прениях, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания и, кроме того, предложение, справка, информация, заявление, обращение.

На заседаниях палат ведутся протоколы и стенограммы, которые после подписей председательствующего на заседании палаты подлежат официальному опубликованию (кроме стенограмм закрытых заседаний). В Государственной Думе заседания проходят в среду и пятницу. Заседания Совета Федерации проводятся в соответствии с определенным графиком.

(В.Ч.)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - формы (виды) общественных объединений, отражающие специфический их статус, особенности порядка их создания, цели и задачи деятельности, организационное строение. Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности и политическая партия. Последняя согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" представляет собой общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством формирования политической воли граждан; участие в выборах путем выдвижения кандидатов, в референдумах, общественных и политических акциях; представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. По смыслу данного Закона и иных законодательных актов к разновидностям общественных объединений можно отнести также и избирательные объединения, избирательные блоки.

Независимо от организационно-правовой формы общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) таких объединений на основе учредительских договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Высшими руководящими органами общественной организации и общественного фонда являются съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного объединения оно осуществляет (непосредственно либо через свой руководящий орган объединения) права юридического лица.

(В.Ч.)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - совокупность учрежденных государством и негосударственными объединениями фондов, предназначенных для аккумулирования средств с последующим направлением их на социальную поддержку населения. Согласно действующему законодательству отчисления предприятий, учреждений, организаций, граждан, предпринимателей в различные фонды должны составлять: 5,4% - в фонд социального страхования; 2% - в фонд занятости населения; 3,6% - в фонд обязательного медицинского страхования; 28% - в Пенсионный фонд (в этот фонд отчисляются также средства граждан в размере 1% от их заработной платы).

(В.Ч.)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и уставные суды. В систему О.г.в.с. РФ не входят федеральные органы исполнительной власти, действующие через свои территориальные органы на территории субъекта РФ. Поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти, то О.г.в.с. РФ формируются на тех же принципах, что и федеральные. Это означает, что систему О.г.в.с. РФ образуют законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы. В соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ в такую систему входят: Президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация) и судебные органы. В ряде субъектов РФ (республик) статус судебных органов расходится с тем статусом, который определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп.). Так, в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) судебные органы выведены из судебной системы РФ. Конституция Башкортостана устанавливает, что суды подчиняются только закону и Конституции Республики Башкортостан. Конституции Карелии и Тывы предусматривают создание мировых судов. Почти во всех республиках учреждены конституционные суды, именуемые высшими органами государственной власти республики по защите ее конституционного строя (в Адыгее такой суд именуется Конституционной палатой, в Татарстане и Северной Осетии - Алании - комитетами конституционного контроля).

(В.Ч.)

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - органы государственной власти, призванные обеспечивать, реализовывать исполнительную власть в субъекте РФ посредством государственного управления и наделенные в этих целях государственно-властными полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, законодательстве субъекта Федерации, соглашениях с федеральными органами исполнительной власти в рамках предметов ведения данного субъекта и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Систему О.и.в. в республиках РФ возглавляют правительства. Правительства учреждены также в Ленинградской области, в Ставропольском крае и в г. Москве, в иных субъектах РФ действует администрация.

(В.Ч.)

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституций РФ, Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.) систему О.м.с. образует совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления (в зарубежных странах выборные органы в системе местного самоуправления именуются муниципалитетами). В числе таких органов названный Закон называет представительные и исполнительные органы власти, а также главу местного самоуправления. Кроме того, упоминаются и "иные органы".

(В.Ч.)

ОРГАНЫ ПРАВОСУДИЯ (СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ)

ОРГАНЫ ПРАВОСУДИЯ (СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ) - предусмотренные Конституцией страны суды, осуществляющие судебную власть. Осуществление специфического вида государственной деятельности - правосудия производится посредством разрешения гражданских, уголовных и иных дел. Правосудие осуществляется в форме уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства и имеет процессуальный характер. Судьи при осуществлении правосудия подчинены только закону. Особенностью судебной власти является и то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. В ведении субъектов Федерации находятся только конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

(И.К.)

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ПРЕБЫВАНИЯ В НЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные федеральным законом обстоятельства, при наличии которых допускается временное ограничение права гражданина РФ на выезд из страны. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ст. 15) устанавливает, что такие ограничения возможны в случаях, если гражданин: 1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор, предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ (при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями), - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором или законом; 2) призван на военную службу - до ее окончания; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда; 4) осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения таких обязательств; 6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Указанные ограничения, за некоторыми изъятиями, могут применяться и по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 28 Закона).

(В.Ч.)

ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОРА МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА

ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОРА МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА - положение федерального закона о допустимости ограничения права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в строго определенных местностях (территориях), характеризующихся специфическим для них правовым режимом проживания населения и хозяйственной деятельности. Законом РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" такие ограничения допускаются: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

(В.Ч.)

ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ)

ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ) - исчерпывающе перечисленные в федеральном законе обстоятельства, наличие которых исключает возможность регистрации кандидата (списка кандидатов). К основаниям отказа избирательное законодательство относит: а) существенное нарушение установленного законом порядка сбора подписей; б) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов), а равно превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, при условии, что кандидатом, избирательным объединением не был внесен избирательный залог; в) недостоверность сведений (биографического характера, о занимаемой должности, судимостях, наличии гражданства иностранного государства и др.), если недостоверность этих сведений носит существенный характер; г) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств; д) иные основания, предусмотренные федеральным законом.

В том случае, если недостоверность сведений биографического характера, данных о судимости, гражданстве и др., перечисленных в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.), установлена после регистрации кандидата (списка кандидатов) и носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации; если же осталось менее 16 дней до дня голосования, она вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата (исключении из списка кандидатов). Наряду с отказом в регистрации действующее избирательное законодательство вводит понятие "отмена регистрации", означающее аннулирование ранее принятого избирательной комиссией решения о регистрации кандидата. Законом предусмотрено, что в случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

(В.Ч.)

ОСНОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ ОБРАЩЕНИЯ К РАССМОТРЕНИЮ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ ОБРАЩЕНИЯ К РАССМОТРЕНИЮ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - обстоятельства, наличие которых обязывает Конституционный Суд РФ возбудить конституционное судопроизводство, т.е. начать судебное разбирательство по вопросу, означенному в обращении. В соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп.) основаниями обращения в Конституционный Суд являются: а) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, не вступивший в силу международный договор; б) обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции; в) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ; г) выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в пленарном заседании Суда не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. В исключительных случаях Конституционный Суд вправе до завершения судебного разбирательства обратиться к соответствующим органам (должностным лицам) с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта. В предусмотренных законом случаях Конституционный Суд вправе принять решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Отказ возможен в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, неподведомственно Конституционному Суду; 2) обращение не является допустимым; 3) по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Решение об отказе в принятии обращения принимается в форме определения.

(В.Ч.)

ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленные в законодательстве принципы и нормы, определяющие правовой режим взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Так, правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта РФ или в органы исполнительной власти субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в изданные ими нормативные правовые акты либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ указанных нормативных правовых актов.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа государственной власти, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта направляет высшему должностному лицу субъекта РФ планы законопроектной работы и проекты законов субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Федерации, а в отношении руководителей федеральных органов исполнительной власти - в случаях, предусмотренных федеральным законом. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие.

(В.Ч.)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленные в Конституции базовые принципы государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного строя. Это ценности демократии: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство" (ч. 1 ст. 1); "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2); "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3); "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3) и др. Это ценности государственности: "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" (ч. 1 ст. 4); "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4) и др. Это ценности социального мира: "Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (ч. 5 ст. 13) и др. В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя. К ним Конституция РФ относит: суверенитет народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканскую форму правления; разделение властей; правовое, демократическое, социальное, светское государство; политический плюрализм; социальное рыночное хозяйство; многообразие и равноправие форм собственности; признание и гарантирование местного самоуправления.

(В.Ч.)

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ (ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК) ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ (ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК) ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные Основным законом условия и процедуры принятия новой Конституции, а также внесения изменений (поправок) в действующую Конституцию, ранее неизвестные отечественной конституционной практике. Так, действующая Конституция РФ ввела принципиально новые понятия для характеристики изменений, дополнений и пересмотра Основного закона: "конституционные поправки", "пересмотр Конституции"; существенно сузила (ограничила) круг субъектов инициативы ее пересмотра, а также внесения в нее изменений и дополнений; в порядке изменения Конституции нашла отражение специфика России как федеративного государства. Вступление в силу конституционных поправок обременено специальным условием: их должны одобрить органы законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Предусмотрен специальный порядок для внесения изменений в ст. 65 Конституции, закрепляющей состав субъектов РФ (ст. 137 Конституции). Значительно усложнен порядок внесения поправок в действующую Конституцию РФ и пересмотра ее положений: гл. 1, 2 и 9 Конституции не могут быть изменены или дополнены; в гл. 3-8 могут быть внесены изменения; ст. 65 предполагает особый порядок изменения. Таким образом, действующая Конституция РФ относится к числу жестких конституций. Такой усложненный порядок изменения действующей Конституции не противоречит международной практике. Кроме того, он (с формально-юридической стороны) способствует стабильности установленного конституционного порядка (политико-правовой и социально-экономической жизни общества), служит интересам охраны Конституции, предотвращает частые (порой необоснованные) внесения в нее изменений.

(В.Ч.)

ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА - публичное выражение судьей, участвующим в судебном разбирательстве, собственного мнения (правовой позиции), отличного от итогового решения, принятого по делу пленарным заседанием или палатой Конституционного Суда. Согласно ст. 76 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп.) судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. При этом текст особого мнения судьи по рассмотренному делу должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения итогового решения.

(И.К.)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - назначаемый Государственной Думой или Советом Федерации комитет, которому поручается работа соответственно над законопроектом или федеральным законом. После регистрации законопроекта в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы он направляется в Совет палаты, который и назначает комитет, ответственный по законопроекту, или О.к. В последующем все операции до принятия федерального закона и одобрения его Советом Федерации включительно осуществляются с участием О.к. Для работы над законопроектом О.к. может создавать рабочую группу из числа депутатов, а также представителей субъектов права законодательной инициативы, органов государственной власти, других организаций, экспертов и специалистов. О.к. вправе давать поручения соответствующим структурам Аппарата палаты о проведении правовой и лингвистической экспертиз. О.к. направляет подготовленный к первому чтению законопроект в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты. После рассмотрения законопроекта в первом чтении О.к. изучает и обобщает внесенные поправки, проводит их независимую правовую экспертизу, готовит таблицы поправок; дает поручение правовому управлению Аппарата палаты осуществить постатейную правовую и лингвистическую экспертизы, представить законопроект и соответствующие документы (проект постановления палаты по проекту, таблицы поправок 1, 2, 3, заключение правового управления на законопроект, сам текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию) Совету Государственной Думы для рассмотрения его во втором чтении; совместно с Аппаратом палаты в течение 5 дней передает принятый Государственной Думой федеральный закон с соответствующими материалами (стенограммой заседания, заключениями Правительства и др.) на рассмотрение Совета Федерации.

После передачи принятого Государственной Думой федерального закона в Совет Федерации Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя также назначают О.к. Совместно с Правовым управлением О.к. обобщает все поступившие замечания и предложения по федеральному закону и готовит соответствующий материал. Далее О.к. обсуждает принятый Государственной Думой закон и принимает по нему заключение, после чего направляет это заключение Председателю Совета Федерации для принятия окончательного решения (за исключением тех случаев, когда такие законы согласно ст. 106 Конституции должны рассматриваться Советом Федерации).

О.к. Государственной Думы включается в законодательный процесс в случае необходимости повторного рассмотрения федеральных законов, а также при рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом.

(В.Ч.)

ОТКЛОНЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

ОТКЛОНЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - принятое Государственной Думой по результатам первого чтения решение о прекращении работы над законопроектом. Регламентом Государственной Думы предусмотрено, что после окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта в первом чтении. Если по итогам такого голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Такое решение оформляется постановлением палаты. Согласно Регламенту отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

(В.Ч.)

ОТКРЕПИТЕЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ

ОТКРЕПИТЕЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ - документ, удостоверяющий право на голосование. Форма, порядок изготовления, число, форма реестра выдачи О.у., а также требования, предъявляемые к изготовлению О.у., утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования. О.у. передаются от вышестоящей избирательной комиссии нижестоящей избирательной комиссии в том же порядке, что и избирательные бюллетени. Порядок голосования по О.у. следующий: соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется О.у., выдает О.у. лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. В день голосования до начала времени голосования неиспользованные О.у. погашаются, о чем соответствующая территориальная или участковая избирательная комиссия составляет акт. Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю О.у. на основании сведений об избирателях, представленных в комиссию главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) в соответствии с Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес избирателя. За 25 дней до дня голосования территориальная избирательная комиссия направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших О.у. избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании такой выписки участковая избирательная комиссия вносит соответствующие отметки в список избирателей. О получении О.у. избиратель либо его представитель расписывается в реестре выдачи О.у. (в территориальной избирательной комиссии) либо в списке избирателей (в участковой избирательной комиссии), указав серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. При этом данный избиратель исключается из списка избирателей соответствующего участка на данных выборах и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии. О.у. считается действительным, если на нем стоит печать территориальной или участковой избирательной комиссии, выдавшей О.у.

(В.Ч.)

ОТМЕНА АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ОТМЕНА АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА - предусмотренное Конституцией РФ право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие федеральному законодательству. Основанием для отмены Президентом актов Правительства РФ является их противоречие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3. ст. 115 Конституции РФ).

(В.Ч.)

ОТМЕНА РЕШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - принудительное досрочное прекращение полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в случае, определенном федеральным законом. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп.) основаниями отрешения от должности такого лица называет: а) издание высшим должностным лицом субъекта РФ противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ нормативного правового акта, если такое противоречие установлено соответствующим судом, а данное лицо в течение месяца со дня вступления в силу решения суда (иного срока, указанного судом) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда; б) уклонение высшего должностного лица в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия нормативного правового акта данного лица либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного акта, или от внесения в указанный акт изменений (при условии, что высшее должностное лицо не оспаривает принятого решения в суде). При наличии этих условий Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу. При этом срок вынесения такого предупреждения не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного акта. В том случае, если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшему должностному лицу указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо от должности. Данное решение принимается в форме указа, который вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Решение Президента РФ может быть обжаловано высшим должностным лицом в Верховный Суд РФ.

(В.Ч.)

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - принудительное досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования по основаниям и в порядке, установленным законом. В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" единственным основанием отрешения главы муниципального образования от должности является неотмена (непринятие им мер к отмене) принятого им нормативного правового акта, если этот акт или отдельные положения признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъекта РФ или уставу муниципального образования и при этом повлекли за собой признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда. Измененный и дополненный Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 3 ст. 49) обязывает главу муниципального образования в установленный решением суда срок отменить неконституционный акт (или отдельные его положения) и опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления решения в силу. В том случае, если глава муниципального образования не отменяет акта, Закон обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупредить главу муниципального образования о возможности его отрешения от должности. Если в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения глава муниципального образования не исполняет судебного решения об отмене акта, он подлежит отрешению от должности. В том случае, если в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу главой муниципального образования не отменен нормативный акт и высшее должностное лицо субъекта РФ не выносит письменного предупреждения об отрешении от должности, решение об этом вправе принять Президент РФ. Предложения об отрешении от должности главы муниципального образования могут быть внесены законодательным органом или высшим должностным лицом субъекта РФ, Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ (п. 9 ст. 49 названного Закона). Отрешение главы муниципального образования от должности осуществляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ. Этим же указом назначаются новые выборы главы муниципального образования. Одновременно акт отрешения от должности предполагает назначение временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

(В.Ч.)

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренное Конституцией основание сложения с себя Правительством РФ полномочий. Решение об О.П. РФ может принять только Президент РФ. В соответствии с Конституцией РФ отставка Правительства возможна в следующих случаях: 1) подача в отставку Правительством РФ по собственной инициативе, которая принимается или отклоняется Президентом; 2) принятие Президентом решения об О.П. РФ; 3) выражение Государственной Думой недоверия Правительству, которое поддержано Президентом. В последнем случае Президент вправе объявить об О.П. РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Президент оказывается перед серьезной дилеммой, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. В этом случае глава государства либо объявляет об О.П. РФ, либо распускает Государственную Думу.

(В.Ч.)

ОТСТАВКА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТСТАВКА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - досрочное прекращение полномочий главы государства на основании его личного волеизъявления, Этим правом Президент может воспользоваться как любой государственный служащий. Для отставки Президента формально необходимо соблюдение одного условия - письменного заявления Президента об отставке. Акт самоотрешения от должности намеревающийся досрочно прекратить исполнение своих полномочий Президент объявляет своим указом. В частности, Указом от 31 декабря 1999 г. № 1761 первый Президент РФ объявил о прекращении исполнения полномочий главы государства. Этим же Указом было объявлено о том, что полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ. Указом № 1762 от 31 декабря 1999 г. исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин объявил о том, что в связи с отставкой Президента РФ Б.Н. Ельцина в соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции он приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ.

(В.Ч.)

ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - вошедшее в практику ряда президентских республик конституционное обыкновение проведения заседаний Правительства РФ под председательством Президента РФ. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ (ст. 31). Наряду с понятием "официальное заседание Правительства" в государствоведческой лексике используется сходное с этим понятие "расширенное заседание Правительства". В расширенном заседании федерального Правительства кроме членов Правительства принимают участие представители иных федеральных органов государственной власти, руководители палат Федерального Собрания, главы администраций (губернаторы, президенты) субъектов РФ. В нем может принимать участие и Президент РФ, не председательствуя на нем.

(В.Ч.)

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - заключительная стадия законодательного процесса, связанная с первой публикацией полного текста подписанного Президентом РФ закона в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". В соответствии с конституционными процедурами принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ). Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изм. и доп.). Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (однако принятым федеральный закон считается после его одобрения Советом Федерации). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные законы РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования либо с момента, определенного самим законом.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница