Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАБОЧИЕ ПОСЕЛКИ

РАБОЧИЕ ПОСЕЛКИ - поселения, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 3 тыс. человек при наличии в составе этого поселения не менее 80 процентов рабочих, служащих и членов их семей. Наряду с этим понятием используется понятие "поселок городского типа". Это населенные пункты, могущие иметь характеристики рабочего поселка, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, стационарные оздоровительные и лечебные учреждения.

(Г.И.)

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВНОПРАВИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАВНОПРАВИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - конституционный принцип федеративного устройства, в соответствии с которым населяющие РФ народы вправе самостоятельно определять формы своего политического устройства в рамках федеральной Конституции и без права выхода из состава России. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

РФ представляет собой государственную форму самоопределения как многонационального народа России в целом, так и всех входящих в него народов. Поэтому реализация права народов РФ на самоопределение не должна вести к нарушению территориальной целостности государства. Право наций на самоопределение, как это вытекает из международных документов, не предполагает образования самостоятельного государства. В мире насчитывается свыше 2 тыс. наций и народностей и только около 200 государств. Ныне общепризнанным становится положение о том, что все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки и т.п.

(В.Ч.)

РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленный Конституцией РФ принцип федеративного устройства, означающий, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. Р.с. РФ выражается в равенстве их прав и обязанностей; в возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую систему, самостоятельно определять системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

(В.Ч.)

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ - конституционный принцип федеративного устройства РФ, означающий, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер их деятельности и компетенции. Разграничение возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных (т.н. внутригосударственных) договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Это важнейшее положение, отнесенное Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11) к числу основ конституционного строя, направлено на то, чтобы исключить решение проблемы разграничения в неправовых формах.

(В.Ч.)

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Р.в. - основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды - Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Разделение властей предполагает разделение компетенции между органами государственной власти, что наряду с рационализацией государственного управления обеспечивает взаимный контроль органов власти. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий какой-то одной из властных структур (см. Система сдержек и противовесов).

(В.Ч.)

РАЙОН ГОРОДА (ГОРОДСКОЙ РАЙОН)

РАЙОН ГОРОДА (ГОРОДСКОЙ РАЙОН) - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. По подчиненности, которая зависит от значения городов, численности его населения, промышленного и культурного уровня, перспектив развития и др. условий, города подразделяются на две категории: города республиканского (краевого, областного) значения; города районного значения. На районы, как правило, подразделяются крупные города, насчитывающие более 150 тыс. жителей.

(И.К.)

РАЙОН (ОБЛАСТИ, КРАЯ)

РАЙОН (ОБЛАСТИ, КРАЯ) - административно-территориальная единица, в состав которой входит несколько сельсоветов или несколько сельсоветов и городских поселений (городов, за исключением административных центров субъектов РФ).

Понятие "Р." интерпретируется и в более широком значении - в значении понятия "регион" (как это имеет место, в частности, в Федеральном законе от 22 февраля 1995 г. "О природных лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), территория, охватывающая несколько субъектов (регионов) РФ (по действующему российскому законодательству все экономическое пространство России разделено на одиннадцать Р. - Северный, Центральный и др.). В мировой экономико-географической литературе термином "Р." обозначается группа соседствующих государств.

(Г.И.)

РАЙОННАЯ УПРАВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ - представительный орган местного самоуправления района г. Москвы. Р.С. осуществляет полномочия представительного органа населения в районной Управе. В состав Р.С. входят советники Р.С. и глава районной Управы. Число советников, избираемых в Р.С, определяется следующим образом: при числе избирателей в районе до 50 тыс. избирателей - 10 советников, при числе избирателей свыше 50 тыс. - 1 советник дополнительно от каждых полных или неполных 10 тыс. избирателей, но не более 20 советников. Срок полномочий Р.С. - 2 года. Р.С. является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа советников. Для осуществления своих полномочий Р.С. может образовывать постоянные и временные комиссии. Председателем Р.С. по должности является глава районной Управы.

В пределах своих полномочий Р.С. принимает решения. К ведению (компетенции) Р.С. относятся: 1) осуществление контроля за использованием материально-финансовых ресурсов района; 2) утверждение сметы доходов и расходов финансовых ресурсов района; 3) утверждение годовой программы социально-экономического развития и застройки территории района; 4) утверждение границ территориальной общины; 5) избрание по представлению мэра Москвы главы районной Управы; 6) избрание из числа советников заместителя Председателя Р.С.; 7) утверждение перечня полномочий комиссий и положений о комиссиях; 8) осуществление контроля за деятельностью главы районной Управы и других должностных лиц администрации района; 9) формирование территориальных и участковых избирательных комиссий; 10) принятие обращений к органам власти города, к населению района.

Свои полномочия Р.С. осуществляет на заседаниях. На первое заседание Р.С. собирается не позднее чем через 2 недели после его избрания. Периодичность заседаний определяется решениями Р.С., но не может быть реже одного раза в месяц, а в летний период - не реже одного раза в квартал. Решения принимаются большинством присутствующих на заседании членов Р.С. и подписываются главой районной Управы. Решения Р.С, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами районной Управы, находящимися на территории района предприятиями, учреждениями, организациями, органами территориального общественного самоуправления. Такие решения подлежат судебной защите. Решение Р.С, противоречащее законодательству, может быть опротестовано соответствующим прокурором, мэром Москвы, признано судом недействительным, отменено Московской городской Думой.

(В.Ч.)

РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - акты индивидуального характера, принимаемые главой государства по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы его Администрации. Распоряжения - это акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, представляют индивидуальное указание Президента по тем или иным вопросам. Так, распоряжением Президента определяются (увеличиваются, уменьшаются) штаты того или иного федерального государственного органа, выделяются для определенных целей средства из резервного фонда Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители, их заместители управлений Администрации Президента, создаются рабочие группы, комиссии при Президенте и др. В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это касается случаев определения правового статуса того или иного подразделения Администрации главы государства. Однако такие случаи носят исключительный характер.

(В.Ч.)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ АГИТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ АГИТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ - вид (жанр) агитационной деятельности, осуществляемой с использованием печатных, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки предвыборной агитации и предназначенных для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании.

(Г.И.)

РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ

РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ - стадия законодательного процесса, связанная с обсуждением принятого Государственной Думой закона в Совете Федерации, в результате которой данный закон получает одобрение или отклоняется. После принятия федерального закона он в течение 5 дней направляется для одобрения в Совет Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ). Часть из этих законов подлежит обязательному рассмотрению. Это те законы, которые затрагивают интересы как РФ в целом, так и ее субъектов. Такие вопросы традиционны для обязательного рассмотрения верхними палатами федеративных государств. Согласно Регламенту Совета Федерации ответственный за рассмотрение федерального закона комитет (ответственный комитет) вправе рекомендовать Совету Федерации: а) одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; б) отклонить такой закон, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель) принимает одно из следующих решений: а) согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации; б) отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. На практике встречаются ситуации, когда Совет Федерации пропускает установленные Конституцией сроки для одобрения федеральных законов. Конституционный Суд РФ по этому поводу специально указал в своем решении, что в случаях пропуска 14-дневного срока для рассмотрения закона несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой федеральным законом (фактически заявленное по истечении этого срока) не считается отклонением закона в смысле ч. 4 ст. 105 Конституции РФ и не порождает предусмотренные ею юридические последствия.

(В.Ч.)

РАСФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

РАСФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ - акт принудительного досрочного прекращения полномочий избирательной комиссии в случае нарушения ею законодательства, повлекшего признание избирательной комиссией (в т.ч. на основании судебного решения) недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов. При этом расформированию подлежит любая избирательная комиссия, за исключением Центральной избирательной комиссии. Основания, порядок расформирования избирательных комиссий определены Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 2-8 ст. 64). Решение о расформировании может быть принято судом соответственной подсудности: избирательная комиссия субъекта РФ может быть расформирована по решению суда субъекта РФ, иные избирательные комиссии - по решению районных судов. Право обращения в суд с заявлением о расформировании избирательной комиссии субъекта РФ принадлежит: 1) группе численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; 2) не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта РФ; 3) группе депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты; 4) Центральной избирательной комиссии.

С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться: 1) группа депутатов численностью не менее 1/3 законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ; 2) группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа общей численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты; 3) группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численность не менее 1/3 от общего числа депутатов этого органа; 4) Центральная избирательная комиссия РФ; 5) избирательная комиссия субъекта РФ.

Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. Не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочие которых входит формирование избирательной комиссии, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию.

(В.Ч.)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ - 1) в широком смысле - все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции"; 2) в узком смысле - правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции. В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах: а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий; б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту; в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

(В.Ч.)

РЕГИОН

РЕГИОН - часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и других условий. "Р." может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. Такая характеристика понятию "Р." дана в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803.

Чаще всего в отечественной юридической литературе термин "Р." используется либо для обозначения неодинаковых частей территории РФ, либо (значительно реже) при характеристике краев, областей, городов федерального значения. Для обозначения отдельных частей российского пространства законодательство оперирует и иной терминологией - бассейны, зоны, округа, районы и т.п.

(В.Ч.)

РЕГИОНАЛИЗМ

РЕГИОНАЛИЗМ - различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций. Являясь производным от понятия "регион", Р. может быть связан, во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, наличием внутригосударственных территориальных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной природно-географической среды и соответствующего ей хозяйственного уклада, специализации региона в рамках национальной системы разделения труда, а также особенностями социальной структуры, местных проявлений единой национальной культуры и т.п. От Р. отличают понятие регионализации как внешнего процесса регионального строительства, осуществляемого центральными органами власти и управления.

Р. возникает в середине XIX в., получает особое распространение во второй половине XX в. Именно тогда появляется так называемый конституционный Р. - модель политической и административной децентрализации, для которой характерно дополнение традиционной административно-территориальной структуры унитарного государства выделением автономного регионального уровня управления (самоуправления). Конституционный Р. предполагает, что разделение страны на автономные регионы закрепляется конституцией децентрализованного унитарного государства. Современный Р. находит проявление в модели децентрализованного государства (см. Децентрализованное государство).

(В.Ч.)

РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантирование региональной (территориальной) автономии. Р.г. создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Соответственно региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Являясь следствием регионализации, Р.г., в отличие от федеративного государства, образуется на иных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства, при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства. К признакам Р.г. относятся: 1) право территориальной автономии законодательствовать, т.е. принимать в пределах свой компетенции законы. При этом в условиях Р.г. автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента; 2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом применяемый в федеративных государствах принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром); 3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия; 4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня - Конституционным судом, правительством и др.; 5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны, отсутствие полномочий в сфере судоустройства.

(В.Ч.)

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВО

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВО - комплекс правовых норм, регулирующих разнообразные отношения в масштабах региона. Р.п. - это часть национального права, объектом регулирования которого являются отношения, возникающие в границах территорий субъектов РФ; такие отношения носят комплексный характер и охватывают разные сферы общественной жизни (политику, экологию, экономическую деятельность, социальные отношения, межрегиональные связи и др.). Нормы, образующие Р.п., содержатся в федеральном законодательстве, в договорах и соглашениях, заключаемых федеральными органами государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ, в нормативных правовых актах регионального уровня. В своем единстве эти нормы составляют крупный межотраслевой комплекс правовой системы России. Региональное право многосоставно, в нем выделяют публичное, социальное, экологическое, природоресурсное и др. отрасли. Поскольку значительная часть норм Р.п. связана с регулированием экономических отношений в регионе (осуществлением региональной экономики), то и наиболее активным его звеном является региональное экономическое право. Предметом его регулирования являются хозяйственная компетенция субъектов РФ, их межрегиональное экономическое сотрудничество; региональное государственное регулирование (мониторинг и поддержка экономической деятельности); региональные программы, антимонопольное регулирование и экономическая легитимация (лицензирование, регистрация и т.п.); сертификация, качество и безопасность продукции; региональное налоговое и ценовое регулирование; регулирование протекционизма (поддержка экономической деятельности); правовое обеспечение государственного сектора региональной экономики (отношения собственности, региональная государственная казна, бюджет субъекта, бюджетные и внебюджетные фонды; валютный фонд регионов, региональные государственные нужды и долги); регулирование организации отраслей региональной экономики (промышленность, энергосбережение в регионе, региональный агропропромышленный комплекс, сельское хозяйство, потребительские кооперативы, личное подсобное хозяйство, фермерские хозяйства); социальное обустройство села, организация торговли и бытового обслуживания, региональное жилищно-коммунальное хозяйство; региональный рынок и инвестиционная политика региона, региональные государственные займы, залоговые операции с ценными бумагами, правовая регламентация рынка недвижимости в регионе (риэлторская деятельность в регионе, продажа земельных участков и др.); правовое регулирование хозяйствования в экономических зонах и на территориях с особым статусом и др.

(В.Ч.)

РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГЛАМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕГЛАМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - принимаемый в пленарном заседании Конституционного Суда нормативно-правовой акт, определяющий процедуры (порядок) внутриорганизационной деятельности Конституционного Суда и его палат. Р. КС РФ принят на его пленарном заседании 1 марта 1995 г. и с незначительными изменениями действует по настоящее время. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Суда и др.

(И.К.)

РЕГЛАМЕНТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РЕГЛАМЕНТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ (от франц. "reglement, regle" - правило) - нормативный правовой акт, регламентирующий внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуру) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы. Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты (Совета Государственной Думы). Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы; проведение парламентских слушаний и др. Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры: порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и принятие федеральных законов; повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации; рассмотрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой; повторное рассмотрение палатами федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции РФ и внесения в нее поправок; осуществление палатами права законодательной инициативы.

Особенности Регламентов палат определяются характером их несовпадающей компетенции. Соответственно Регламентом Государственной Думы определены процедуры реализации палатой ее конституционных полномочий, связанных с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя РФ; рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству; назначением на должность и освобождением от должности Уполномоченного по правам человека; выдвижением палатой обвинения против Президента РФ и др. Регламент Совета Федерации устанавливает процедуры, связанные с: утверждением изменения границ между субъектами РФ; утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначением выборов Президента РФ, рассмотрением вопроса об отрешении Президента РФ от должности и др. Регламент палаты утверждается ее постановлением, его исполнение является обязательным для палаты. Контроль за исполнением Регламента, а также обобщением предложений по внесению в него изменений и дополнений возлагается на специальные комитеты, в Совете Федерации - на комиссию по Регламенту и парламентским процедурам; в Государственной Думе - на комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

(В.Ч.)

РЕГЛАМЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕГЛАМЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - нормативный правовой акт, устанавливающий основные правила организации высшего федерального органа исполнительной власти по реализации его конституционных полномочий. Р.П. РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 604 (в редакции постановления Правительства РФ от 5 октября 2000 г. № 760). Структурно Р.П. РФ состоит из девяти разделов, объединяющих 132 статьи: I. Общие положения; II. Планирование и организация работы Правительства; III. Порядок исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства и его заместителей; IV. Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов; V. Координационные и совещательные органы, образуемые Правительством; VI. Законопроектная деятельность Правительства; VII. Порядок участия Правительства в деятельности Федерального Собрания; VIII. Порядок взаимоотношения Правительства с органами судебной власти; IX. Порядок работы с обращениями граждан.

(В.Ч.)

РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ

РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ - право исполнительной власти (правительства) принимать регламенты, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет законодательного регулирования. Р.в. существует в таких странах, как Франция и Испания. Юридическая природа регламентарных актов имеет ряд особенностей, в частности такие акты обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами. В РФ близкими к регламентарным актам можно назвать президентские указы.

(В.Ч.)

РЕЕСТР АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЕСТР АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - официальный документ субъекта РФ, в котором приводится систематизированный перечень муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, не являющихся муниципальными образованиями. Реестр является приложением к закону субъекта РФ о его административно-территориальном устройстве и содержит перечень и названия районов и городов данного субъекта РФ, поселков, сельсоветов, сельских поселений, муниципальных образований применительно к видам административно-территориальных единиц, а также содержит указание об административном центре субъекта РФ.

(И.К.)

РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - установленные федеральными законами и международными договорами РФ правила содержания государственной границы, ее пересечений, перемещения и пропуска через границу грузов, товаров, транспортных средств и животных, а также ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением данных правил.

По действующему российскому законодательству нарушение Р.Г.г. РФ влечет за собой применение к нарушителю мер юридической ответственности. В частности, в соответствии со ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы РФ лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении влечет за собой наложение административного штрафа. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, кроме того, применяется административное выдворение за пределы территории РФ. Административной ответственности подлежит также ведение на Государственной границе или вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления органов и войск пограничной службы.

(И.К.)

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕПАТРИАНТ

РЕПАТРИАНТ - лицо, которое считает Российскую Федерацию продолжателем единой российской государственности и убеждено в неразрывности этой связи с этим государством, независимо от того, в каких бы территориальных пределах оно ни находилось и какой бы политический режим там ни существовал. Р. - это не обязательно вынужденный переселенец или беженец. Особенность его правового статуса состоит в том, что он вправе рассчитывать на государственную поддержку своего существования. Р. должен самостоятельно решать вопросы своего обустройства на территории страны. Роль государства сводится к предоставлению ему условий, облегчающих это обустройство. В частности, государственная поддержка может выступать в таких формах, как закрепление в законодательстве дополнительных оснований (предлагается в новом законе о гражданстве закрепить норму, в соответствии с которой гражданами РФ признаются все граждане прежнего СССР и их потомки, если они не изъявили свободно своего желания о прекращении гражданства РФ и не приобрели гражданства иностранного государства) и упрощенных процедур приобретения российского гражданства, предоставление налоговых льгот, снятие ограничений в регистрации по месту жительства, организация юридической консультативной помощи.

(И.К.)

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - государство в составе РФ, обладающее всей полнотой власти вне пределов компетенции РФ. В бывшем СССР республика - это форма политической автономии, представлявшая особую разновидность национальных государств (союзная республика) или национально-государственных образований (автономная республика) . До 1990 г. в состав РСФСР входило 16 автономных республик: Башкирия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия и др. Автономная республика, обладала ограниченным суверенитетом. Она имела собственную конституцию, законодательство, правовую систему, правительство, высшие представительные органы государственной власти, высшие судебные органы, собственное гражданство. После провозглашения в июне 1990 г. государственного суверенитета России все автономные республики приобрели статус субъектов Федерации.

Статус республики - государства в составе РФ определяется Конституцией РФ (ст. 5) и конституцией республики. Конституция 1978 г. республику называла "республикой в составе Российской Федерации". В отличие от других субъектов РСФСР республика обладала всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории. Новая Конституция РФ изменила данное положение. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Тем самым сделан немаловажный шаг к симметричной федерации. Республика как государство имеет свою конституцию, которую разрабатывает и принимает самостоятельно. Единственное требование - соответствие этого акта Конституции РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков, которые наряду с русским (государственным) языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик. При этом в республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (такого большинства нет в Татарстане и Калмыкии), законодательно может быть закреплено двуязычие (таких 6 из 21). В многонациональном Дагестане закреплено многоязычие. У республики есть все виды символики (герб, гимн, флаг), у иных субъектов - как правило, герб, за редким исключением официальная символика края (области) характеризуется наличием гимна. Сохраняется различие в наименовании органов государственной власти республики. Многие из них уже имеют собственных президентов, избранных населением, парламенты, правительства, весьма различающиеся друг от друга, что не характерно для других субъектов РФ.

(В.Ч.)

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФЕРЕНДУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФЕРЕНДУМНЫЙ ПРОЦЕСС

РЕФЕРЕНДУМНЫЙ ПРОЦЕСС - предусмотренные законодательством процедуры (порядок) назначения, подготовки и проведения референдумов в РФ. Участниками Р.п. являются граждане, обладающие правом на участие в референдуме, правом на инициирование проведения референдума, инициативные группы граждан, комиссии референдума, а также органы власти (должностные лица) , правомочные объявлять дату проведения референдума. Р.п. охватывает ряд последовательно сменяющих друг друга стадий, к которым относят: 1) стадию подготовки референдума; 2) стадию проведения референдума и 3) стадию реализации принятого на референдуме решения. Каждая из этих стадий в свою очередь распадается на несколько относительно обособленных этапов. На стадии подготовки референдума наиболее важным является этап реализации народной инициативы (инициативы проведения референдума).

Стадия проведения референдума начинается с процедуры назначения выборов. Принятие компетентным органом решения о проведении референдума является юридическим фактом, с которым связаны все последующие действия по проведению референдума. Центральным этапом данной стадии является процедура голосования - правовая форма выявления действительной воли народа. Завершающим этапом на стадии проведения референдума является подведение его итогов. Главным действующим лицом здесь выступает комиссия референдума, которая выясняет: 1) состоялся ли референдум (с учетом общего числа принявших участие в голосовании) и 2) какое решение принято в результате голосования. Завершающая процедура - исполнение принятого на референдуме решения.

(В.Ч.)

РЕФЕРЕНТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕФЕРЕНТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должностные лица в составе Администрации Президента РФ, осуществляющие подготовку тезисов выступлений и обращений главы государства, информационно-консультативную работу.

(И.К.)

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - досрочное прекращение полномочий Государственной Думы по решению Президента РФ и по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ. При демократических режимах роспуск парламента предполагает два взаимосвязанных процесса: прекращение деятельности парламента и назначение новых выборов. Роспуск парламента вытекает из природы разделения властей и выступает одним из важных механизмов в системе сдержек и противовесов властей. В российской Конституции этот широко известный на Западе институт появился впервые. При этом, в отличие от западных конституций, не устанавливающих конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ определенно указывает на две такие ситуации: 1) конфликт между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства (ст. 111 Конституции РФ), а именно после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, предложенной Президентом РФ; 2) конфликт между Государственной Думой и Правительством, когда Президенту необходимо решать: либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу (ст. 117). Конституцией (ч. 2 ст. 109) предусмотрена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы назначить дату выборов нового ее состава. При этом проведение выборов должно пройти в такие сроки, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Таким образом, Конституция РФ устанавливает гарантии непрерывности функционирования законодательной власти.

(В.Ч.)

РОСПУСК ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСПУСК ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - принудительное досрочное прекращение полномочий законодательного органа власти по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм.) в качестве оснований роспуска называет принятие такими органами нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам и повлекшего за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства, при условии, что противоречие нормативного правового акта субъекта РФ федеральным законам установлено соответствующим судом и законодательный (представительный) орган власти в течение 6 месяцев после вступления решения суда в силу не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил противоречащий федеральным законам нормативный правовой акт.

(В.Ч.)

РОСПУСК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

РОСПУСК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - принудительное досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления. Основанием роспуска является неисполнение представительным органом местного самоуправления решения суда об отмене принятого им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим (полностью или отдельными положениями) Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъекта РФ, уставу муниципального образования и при этом повлекшего признанное судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда (п. 3 ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Предварительным условием роспуска представительного органа местного самоуправления является его письменное предупреждение законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ (самостоятельно или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ) о возможности роспуска. Неисполнение представительным органом местного самоуправления решения суда об отмене нормативного акта в течение месяца после письменного предупреждения влечет его роспуск. При этом представительный орган распускается законом субъекта РФ либо федеральным законом. Если в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления (или отдельные его положения) остается не отмененным, а законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ письменное предупреждение не выносит, то Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления. Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ либо федеральным законом назначаются новые выборы (постановлением высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ). Этим же указом назначаются новые выборы главы муниципального образования. Одновременно акт отрешения от должности предполагает назначение временно исполняющего обязанности главы муниципального образования.

(В.Ч.)

РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА

РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА - выходцы из России и Союза ССР, а также их прямые потомки, не являющиеся гражданами РФ и признающие свою духовную или культурно-этническую связь с РФ или любым из ее субъектов. При этом отнесение тех или иных лиц к Р.д. в соответствии с принятой 8 декабря 1995 г. Государственной Думой Декларацией о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам не зависит от их национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

(И.К.)

Предыдущая страница Следующая страница