Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СОД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СОД")

САМОЗАЩИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - конституционный принцип, в соответствии с которым система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Данный принцип означает право субъектов РФ самостоятельно определять систему органов государственной власти в регионе, устанавливать их статус, наименование, порядок формирования, компетенцию и др. В то же время действие принципа самостоятельности ограничено положением Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) о том, что организация и деятельность органов государственной власти субъектов РФ должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

(В.Ч.)

СБОР ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга. Противоположностью С.г. является теократическое государство - это государство, в котором церковь не отделена от государственной власти и оказывает прямое и непосредственное влияние на характер государственной деятельности. Соответственно светский характер Российского государства означает невмешательство церкви в дела государства, а государства - в дела церкви. Конституция РФ устанавливает, что в Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной (ст. 14); каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28). Принцип отделения религиозных объединений от государства согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. Равно и религиозные объединения не должны вмешиваться в дела государства, выступать в качестве составной части каких-либо его организаций и учреждений, в т.ч. государственных школ, дошкольных учреждений и др. Это, однако, не исключает изучения в школах, иных учебных заведениях истории религии, ее роли в обществе и т.п.

(В.Ч.)

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА - конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.).

Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жилищем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Реализация права на выбор места пребывания и жительства, свободу передвижения связана с соблюдением установленного законом порядка, а также с определенными ограничениями. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст. 6 устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, не позднее 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел либо в местной администрации (в населенных пунктах, где нет органов внутренних дел). Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июня 1995 г. № 713. Федеральным законом от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" определены порядок оформления и выдачи документов российским гражданам, порядок их выезда за пределы РФ и основания ограничения этого права. Закон устанавливает также порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок их транзитного проезда через территорию РФ.

(В.Ч.)

СВОБОДА СЛОВА И МЫСЛИ

СВОБОДА СЛОВА И МЫСЛИ - гарантированная Конституцией духовная и творческая свобода человека, проявляющаяся в возможности гласно и беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения. Свобода слова и мысли является основой идеологического многообразия, условием осуществления права на свободные выборы, свободы научных исследований, преподавания, иной творческой деятельности. Свобода слова и мысли имеет свои пределы. В Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19) указывается, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. С этим связаны и определенные ограничения свободы мысли и слова, которые касаются прав других лиц, их репутации, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Одновременно Конституция РФ (ч. 3 ст. 29) устанавливает запрет на принуждение к выражению своих мыслей, убеждений или к отказу от них.

(В.Ч.)

СВОБОДА СОБРАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - конституционное право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды. С.с. и в. составляет основу духовной свободы человека, возводит в ранг конституционного положение о том, что совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на С.с. и в. как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения не может быть ограничено никаким законом. В то же время государство призвано защищать религиозные объединения и собрания исходя из требования толерантности, веротерпимости. Под защитой государства и закона в многоконфессиональном обществе находятся религиозные меньшинства. Государство обязано защищать жизнь, физическую и духовную свободу членов религиозной общины от противоправных посягательств, в том числе от посягательств других членов той же общины в процессе отправления религиозных и ритуальных обрядов. С.с. и в. - это индивидуальное и коллективное право, субъектами которого выступают религиозные организации и объединения, образующие юридическое лицо, а также религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" С.с. и в. - неотъемлемое право граждан РФ, гарантируемое Конституцией и международными обязательствами РФ. Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, вправе в целях реализации свободы совести и вероисповедания как индивидуально, так и совместно создавать соответствующие объединения - религиозные и атеистические (см. Религиозное объединение).

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания (в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него), а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет за собой применение мер административной ответственности - наложение административного штрафа.

(В.Ч.)

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДА ТРУДА (ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

СВОБОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ - конституционный принцип экономической основы конституционного строя России, предполагающий снятие всех ограничений на пути перемещения товаров и финансовых средств на всей территории РФ. Гарантиями данного принципа являются: закрепленный в Конституции РФ запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности, единых государственных стандартов правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий, единых стандартов сертификации товаров и услуг. Действие этих гарантий призвано обеспечить свободу торговли и банковской деятельности, создать механизмы, блокирующие местный экономический сепаратизм.

(И.К.)

СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ

СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ - форма народовластия, посредством которой формируются институты государственной власти и местного самоуправления. Выборы являются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти - государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.). Посредством выборов обеспечивается легитимность, стабильность и преемственность государственной власти. Акты выборов одновременно отображают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности. Выборы есть конституционно-правовой способ (средство, инструмент), посредством которого общество организовывает власть, осуществляет представительство интересов различных групп людей. Поскольку волей народа осуществляются конституирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуют как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является важным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов (избирательной, учредительной власти) между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Назначение акта выборов проявляется в том, чтобы делегировать собранные в нем отдельные частички народного суверенитета, носителем которого является каждый гражданин, избранным представителям. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета.

(В.Ч.)

СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ

СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ - совокупность главных черт, которые характеризуют социальную и юридическую природу Основного закона, его качественное своеобразие в правовой системе страны. Конституцию характеризуют правовые и социальные свойства (см. Правовые свойства Конституции; Социальные свойства Конституции).

(Г.И.)

СЕКРЕТАРЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ

СЕКРЕТАРЬ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ - должностное лицо в составе Администрации Президента РФ, осуществляющее организационно-техническое обеспечение деятельности Совета безопасности. С.С.б. входит в число постоянных членов Совета, назначается на должность и освобождается от должности Президент том РФ. С.С.б. руководит его аппаратом; информирует Президента РФ по проблемам внутренней и внешней безопасности страны, обороноспособности, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем, обобщает и представляет в Совет безопасности информационно-аналитические обзоры состояния безопасности РФ; координирует работу межведомственных комиссий Совета безопасности, федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по подготовке необходимых материалов к заседаниям Совета, готовит проекты решений Совета безопасности; организует разработку концептуальных подходов к формированию стратегии в сфере обеспечения безопасности РФ; осуществляет контроль за выполнением решений Совета; вносит Президенту РФ и в Совет безопасности предложения о привлечении к ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по обеспечению безопасности РФ; предоставляет по поручению Президента РФ Президенту РФ и Совету безопасности информацию о кандидатурах, рекомендуемых к назначению на высшие государственные должности; запрашивает у органов исполнительной власти, учреждений и организаций, должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления деятельности Совета безопасности и его аппарата; выступает с разъяснениями принятых Советом безопасности решений по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства и др. Кроме того, С.С.б. организует взаимодействие Администрации Президента с аппаратами Федерального Собрания и Правительства РФ, руководителями федеральных и региональных органов исполнительной власти, с функциональными и региональными ассоциациями и объединениями, общественными объединениями и др. по вопросам, входящим в компетенцию Совета безопасности. Для реализации своих полномочий Секретарь издает приказы и распоряжения по аппарату Совета безопасности.

(В.Ч.)

СЕЦЕССИЯ

СЕЦЕССИЯ (от лат. "secessio" - отделение) - 1) в Древнем Риме выход плебеев из состава Римской общины и уход за черту города, преимущественно на священную гору или Авентинский холм; 2) в современном значении выход из федеративного государства его составных частей. Право С. закреплялось всеми союзными Конституциями - 1924, 1936, 1977 гг. Положения союзных конституций о праве выхода как логическое следствие концепции социалистического федерализма о добровольности федеративного объединения прочно вошли в конституции союзных республик. В частности, Конституция РСФСР 1978 года установила: "РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР" (ст. 69). Однако де-факто реализовать это право было невозможно. Конституции современных федеративных государств за государствами - членами федерации права С. не предусматривают. Невозможность С. указывает на юридическую невозможность в одностороннем порядке выхода субъектов из состава федерации. Действующей Конституцией РФ право С. не предусмотрено. Соответственно на федеральной власти лежит конституционная обязанность обеспечить целостность и неделимость Российской Федерации.

(И.К.)

СИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - федерация, в которой ее субъекты обладают юридически равным правовым статусом. Симметричной является федерация, в основу устройства которой положено объединение субъектов федерации, однородных по природе и разных по статусу. Субъекты такой федерации имеют одинаковое название (штаты, земли), одинаковую систему органов государственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридического статуса (как это, к примеру, характерно для республик и иных субъектов РФ). Считается, что в современных условиях абсолютно симметричных федераций не существует. При этом наблюдаются тенденции эволюционирования некогда классически симметричных федераций в асимметричные (или симметричные с элементами асимметрии). Примером такого рода федерации являются США. Предполагается, что провозгласившая себя по Конституции 1994 г. абсолютно симметричной федерацией Эфиопия в таком виде может просуществовать лишь непродолжительное время. Большинство современных федеративных государств являются симметричными федерациями с элементами асимметрии. Это федерации, в которых все их субъекты признаются однородными по природе и статусу (Австрия, Бразилия, Германия, США, Швейцария и др.). В то же время конституции таких федераций допускают некоторые исключения из общего правила (оговорки), не касающиеся различий государственно-правовой природы субъектов федерации, но лишь затрагивающие отдельные элементы конституционного статуса.

Небезосновательно мнение о том, что асимметричная федерация является наименее удачной моделью федерализма. В странах с асимметричной формой федеративного устройства происходит борьба территорий с ущемленным статусом за повышение своего статуса до уровня субъектов федерации. Так, путем преобразования территорий в субъектах федерации формировались федеративные государства в Австралии, Австрии, Канаде, Мексике, США. В РФ наблюдается стремление территориальных субъектов РФ (краев, областей) уравнять свой статус со статусом республик.

(В.Ч.)

СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совокупность органов государственной власти, призванных обеспечивать, реализовывать исполнительную власть в субъекте РФ посредством государственного управления и наделенных в этих целях государственно-властными полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, законодательстве субъекта Федерации, соглашениях с федеральными органами исполнительной власти в рамках предметов ведения данного субъекта и совместного ведения Федерации и ее субъектов. По действующему законодательству в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти этого субъекта. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, который возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Систему органов исполнительной власти в республике возглавляет правительство (правительства учреждены также в Ленинградской области, в Ставропольском крае и в г. Москве), а в иных субъектах РФ - администрация. В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77).

(В.Ч.)

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совокупность закрепленных и гарантированных федеральной Конституцией основных прав и свобод граждан. Несмотря на уникальность каждого конституционного права (каждое из них защищает строго определенную конституционную ценность - жизнь человека, неприкосновенность жилища, свободу гражданских объединений и др.), все они вместе образуют единую конституционную систему прав и свобод человека и гражданина. В зависимости от тех ценностей, которые выражают конституционные права и свободы, отношения к ним самой личности, государства и общества все права и свободы в конституционном праве классифицируют на определенные группы. Принято выделять три группы основных прав и свобод: гражданские (личные); политические (эту группу прав правомерно было бы обозначать как публично-правовые); экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции РФ нормы о правах и свободах помещены в главу 2 "Права и свободы человека и гражданина". Обоснованно также выделить в отдельную группу прав т.н. права на защиту иных прав. Это те права, которые по своему содержанию представляют сочетание мер государственной защиты с предоставляемой законом возможностью обладателя права самому защищать свои нарушенные права (право на судебную защиту, на правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право на защиту прав потерпевшего от правонарушающих действий и др.).

(В.Ч.)

СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - обусловленный особенностями политической системы страны, историческими условиями развития ее государственности тип местного самоуправления, отличающийся спецификой взаимоотношений с центральными и местными (региональными) органами государственной власти, формами участия местных сообществ в осуществлении власти. Принято различать три основные системы местного самоуправления, которые сложились в XIX в. и функционируют в современных условиях: 1) англосаксонская, характеризующаяся тем, что муниципалитеты самостоятельно (без влияния представителей центрального правительства на местах) осуществляют власть в пределах своих полномочий. Вмешательство представителей центрального правительства допускается лишь в случае выхода органами местного самоуправления за пределы своих полномочий; 2) французская - система местного самоуправления, допускающая контроль центральной власти посредством специально назначаемых представителей (такой контроль возможен и в иных формах); 3) германская - система самоуправления, при которой органы местного самоуправления наделяются полномочиями, осуществляют их по поручению государства, а территориальные общины самостоятельно и под свою ответственность, руководствуясь законами, выполняют задачи соответственно своему статусу.

(В.Ч.)

СИСТЕМА (СХЕМА) АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - подразделение территории субъекта РФ на объединенные однородными признаками группы административно-территориальных единиц. До 1917 года административно-территориальное деление России строилось по схеме: губерния - уезд - волость. В РСФСР эта схема первоначально была воспроизведена: область (край) - округ - район, а после ликвидации округов: область (край) - район. Действующие конституции, уставы республик, краев, областей, иных субъектов РФ различают следующие административно-территориальные единицы: 1) базовые, охватывающие районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения; 2) первичные, к которым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

(И.К.)

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что С.о.г.в.с. РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Соответственно в такую систему входят: президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), а также судебные органы, представленные мировыми судьями. В ряде субъектов РФ (республик) статус судебных органов расходится с тем статусом, который определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Так, в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) судебные органы выведены из судебной системы РФ. Конституция Башкортостана устанавливает, что суды подчиняются только закону и Конституции Республики Башкортостан. Почти во всех республиках учреждены конституционные суды, именуемые высшими органами государственной власти республики по защите ее конституционного строя (в Адыгее такой суд именуется Конституционной палатой, в Татарстане и Северной Осетии - Алании это комитеты конституционного контроля). Поскольку конституции республик были приняты до вступления в действие указанного выше Федерального закона, то нормы республиканских конституций, противоречащие данному Закону, должны быть в установленном порядке признаны неконституционными.

(В.Ч.)

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ - разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием - парламентом, Президентом и Конституционным Судом - органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).

(В.Ч.)

СЛОЖЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

СЛОЖЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА - предусмотренные Конституцией РФ основания сложения Правительством РФ своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. Оно действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом Председатель Правительства заявляет вновь избранному Президенту о сложении полномочий Правительством. Президент принимает заявление и рассматривает вопрос о выполнении Правительством своих обязанностей до сформирования нового Правительства. При этом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 117) Правительство в случае сложения полномочий продолжает по поручению Президента действовать до сформирования нового Правительства. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.

(В.Ч.)

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - применяемая на выборах законодательного (представительного) органа власти избирательная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. С.и.с. соединяет в себе преимущества мажоритарной и пропорциональной систем и в определенной мере исключает либо компенсирует их недостатки. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" половина состава этой Палаты избирается по одномандатным округам, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Вторая половина избирается по партийным (федеральным) спискам, которые баллотируются по единому федеральному избирательному округу, а мандаты между ними распределяются по пропорциональной системе. При применении С.и.с. каждый избиратель наделяется двумя голосами: одним - в одномандатном избирательном округе, другим - в федеральном избирательном округе. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки) по методике, определенной вышеназванным Законом.

(В.Ч.)

СОБРАНИЕ (СХОД) ГРАЖДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - создаваемый из числа руководителей депутатских групп и фракций орган для предварительной подготовки организационных решений, принимаемых палатой. В состав С.Г.Д. входят Председатель палаты, руководители фракций и депутатских групп. В работе С.Г.Д. с правом совещательного голоса участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов палаты. С.Г.Д. разрабатывает проект общей программы работы палаты на очередную сессию; направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты; принимает решения о проведении парламентских слушаний; составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; в установленном палатой порядке созывает ее внеочередные заседания; направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы; утверждает распределение обязанностей между заместителями Председателя палаты и др. Решения С.Г.Д. оформляются в виде протокольных записей и подписываются Председателем палаты. В заседаниях С.Г.Д. вправе участвовать: полномочные представители Президента РФ и представители Правительства РФ в Федеральном Собрании, а также полномочные представители субъектов права законодательной инициативы (если на заседании рассматривается вопрос о внесенных этими субъектами законопроектах). На заседании С.Г.Д. вправе присутствовать любой депутат Государственной Думы.

(В.Ч.)

СОВЕТ ЕВРОПЫ

СОВЕТ ЕВРОПЫ - европейская организация межправительственного и межпарламентского сотрудничества, целью которой является обеспечение интеграции Европейских стран в единое правовое сообщество, содействие их экономическому и социальному прогрессу. С.Е. учрежден в 1949 году и первоначально объединял немногочисленную группу Западноевропейских государств. На начало 2002 г. в С.Е. входило более 40 государств. Высшими органами С.Е. являются Комитет министров и Парламентская ассамблея. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств - участников С.Е., работает сессионно. Заседания проходят четыре раза в год в Страсбурге. Парламентская ассамблея - консультативный орган, принимающий рекомендации для государств - членов С.Е. Парламентская ассамблея включает делегации парламентариев, назначаемых парламентами каждой страны по установленной квоте пропорционально численности ее населения. Россия (а также ФРГ, Великобритания, Франция и Италия) направляет на заседание ассамблеи делегацию в составе 18 парламентариев. Всего в составе Парламентской ассамблеи около 300 постоянных парламентариев и столько же их заместителей. Работу Комитета министров и Парламентской ассамблеи обеспечивает Секретариат, работающий под руководством Генерального секретаря, избираемого Парламентской ассамблеей на пять лет.

(В.Ч.)

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОСУДИЯ

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОСУДИЯ - консультативный орган, призванный содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, служить совершенствованию взаимодействия Президента РФ с федеральными органами исполнительной власти и органами судейского сообщества при осуществлении судебной реформы, обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в РФ. Совет действует в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 14 октября 1997 г. Его основными задачами являются: подготовка научно обоснованных прогнозов развития судебной системы в РФ; обобщение и анализ информации о функционировании судебной системы в РФ, определение приоритетных направлений научно-практических исследований по проблемам судебной реформы; подготовка предложений Президенту РФ по выработке государственной политики в сфере судебной реформы; участие в подготовке проектов законов, указов и распоряжений Президента РФ по вопросам судебной реформы; выработка предложений по совершенствованию законодательства РФ об организации и деятельности судебной власти в связи с вступлением РФ в Совет Европы; информирование Президента РФ об исполнении законодательства по вопросам судебной реформы; подготовка предложений по развитию сотрудничества с иностранными государствами в целях совершенствования судебной системы; анализ опыта работы судебных органов РФ по защите прав и свобод человека и гражданина в целях подготовки предложений по совершенствованию законодательства РФ в сфере юстиции; подготовка концепции системы судопроизводства; разработка концепции развития негосударственных способов защиты нарушенных прав и свобод; подготовка аналитических материалов для Президента РФ о состоянии и тенденциях развития судейского корпуса.

Состав Совета утверждается Президентом РФ и возглавляется им. В него входят Генеральный прокурор РФ, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ, Председатели Высшей квалификационной коллегии судей РФ и Совета судей РФ, ученые-юристы, судьи, представители коллегий адвокатов, президент федеральной нотариальной конторы, представители Совета Федерации и Государственной Думы. Совет работает на общественных началах. В соответствии с основными задачами из числа членов Совета образуются комиссии. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Решения Совета направляются Президенту РФ, а также в соответствующие органы государственной власти, общественные объединения и средства массовой информации и носят рекомендательный характер. При необходимости решения Совета оформляются указами и распоряжениями Президента РФ.

(И.К.)

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОДИФИКАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОДИФИКАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - консультативный орган при Президенте РФ, обеспечивающий взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, общественными объединениями, научными учреждениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с совершенствованием гражданского законодательства. К задачам Совета относятся: подготовка предложений Президенту РФ о государственной политике в сфере гражданского законодательства; экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и проектов федеральных законов в сфере гражданского законодательства; анализ практики применения ГК РФ; подготовка предложений федеральным органам государственной власти о разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов в сфере гражданского законодательства.

Экспертные заключения на проекты федеральных законов в сфере гражданского законодательства и другие решения Совета носят рекомендательный характер. Экспертные заключения направляются Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания РФ, высшие судебные инстанции РФ, руководителям соответствующих подразделений в Администрации Президента РФ, а также в Министерство юстиции РФ. По решению Совета экспертные заключения публикуются в печати. Порядок проведения Советом экспертизы проектов федеральных законов в сфере гражданского законодательства и подготовки экспертных заключений определяется Положением, принимаемым на заседании Совета.

(В.Ч.)

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ - постоянно действующий консультативный и совещательный орган, информирующий главу государства о процессах, происходящих в области культуры и искусства, обеспечивающий взаимодействие с главой государства организаций и деятелей культуры и искусства. Правовой основой деятельности этого органа является Положение о Совете при Президенте РФ по культуре и искусству, утвержденное Указом Президента РФ от 8 ноября 2001 г. № 1300. Совет выполняет следующие основные функции: подготовка предложений Президенту по определению приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реализации; представление Президенту аналитических и информационных материалов по проблемам культуры и искусства; экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам культуры и искусства и др.

Для осуществления возложенных на него функций Совет вправе запрашивать необходимую информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций; приглашать на свои заседания соответствующих должностных лиц при обсуждении вопросов государственной политики в области культуры и искусства и т.п. Состав, структура и порядок работы Совета утверждаются Президентом РФ. Члены Совета принимают участие в работе Совета на общественных началах.

(В.Ч.)

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - координационный центр, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ. Правовое положение Совета и его состав утверждены Указом Президента РФ от 29 мая 1997 г. Совет состоит из Председателя, секретаря и членов Совета. Председателем Совета является Президент РФ. Состав Совета утверждается Президентом РФ. В него входят руководители органов государственной власти субъектов РФ, представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, председатели комитетов палат Федерального Собрания по местному самоуправлению, выборные должностные лица местного самоуправления, которые должны составлять не менее половины членов Совета. Члены Совета участвуют в его работе на общественных началах. Заседания Совета проводятся регулярно не реже одного раза в три месяца. Они оформляются протоколами. При необходимости принятые Советом решения оформляются указами и распоряжениями Президента РФ.

Основными задачами Совета являются: 1) разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации; 2) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области местного самоуправления; 3) рассмотрение проектов федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных программ по вопросам местного самоуправления; 4) подготовка ежегодных докладов о положении дел в области местного самоуправления; 5) развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями и иностранными государствами в области местного самоуправления; 6) осуществление взаимодействия с общественными объединениями, занимающимися вопросами местного самоуправления; 7) пропаганда и разъяснение целей и задач государственной политики в области местного самоуправления.

(И.К.)

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАУКЕ И ВЫСОКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФЕДЕРАТИВНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФЕДЕРАТИВНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ - координирующий орган, призванный обеспечить выработку единой стратегии в области государственного федеративного строительства, координацию деятельности всех органов государственной власти по реализации государственной федеративной и национальной политики и на этой основе способствовать развитию и совершенствованию федеративных и национальных отношений в РФ.

(И.К.)

СОВЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

СОВЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий коллегиальный орган Совета Федерации, который образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием.

В состав С.С.Ф. входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов палаты и председатель Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. В заседаниях Совета вправе участвовать член Совета Федерации по поручению комитета (комиссии) палаты; полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Правительстве. С.С.Ф.: формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации; согласовывает порядок обсуждения вопросов на заседании палаты; предварительно обсуждает степень подготовки вопросов, выносимых на заседание Совета Федерации; формирует список лиц, приглашенных для выступления на заседании Совета Федерации.

(В.Ч.)

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТНИК УПРАВЫ

СОВЕТНИК УПРАВЫ - выборное должностное лицо в составе представительного органа местного самоуправления г. Москвы - районного Собрания. Срок полномочий С.У. - 2 года. Порядок избрания советников определяется законом г. Москвы от 7 мая 1997 г. № 9 "О выборах советников районного Собрания в городе Москве". Полномочия С.У. начинаются со дня их избрания и прекращаются с момента открытия первого заседания нового состава районного Собрания. Избранным С.У. вручаются удостоверения установленного образца. Свои полномочия С.У. осуществляет как общественное и почетное поручение без отрыва от постоянного места работы. Как член районного Собрания советник получает денежную компенсацию в размере от 2 минимальных размеров оплаты труда, но не более 1/3 должностного оклада главы Управы. С.У. (при предъявлении удостоверения) предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, кроме такси. Привлечение С.У. к уголовной ответственности производится с согласия прокурора административного округа города. С.У. обязан осуществлять прием населения и ежегодно отчитываться о своей работе перед населением. Предоставленные полномочия С.У. вправе добровольно с себя сложить. В соответствии со статусом С.У. вправе: запрашивать и получать необходимую для выполнения своих полномочий информацию у главы Управы и других должностных лиц администрации района; посещать при предъявлении удостоверения предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории района; создавать рабочие группы с привлечением специалистов и населения для предварительной проработки вопросов, решение которых находится в ведении Управы; по поручению районного Собрания проводить опросы населения района, использовать другие формы для выявления общественного мнения; информировать население о работе Управы, о своей деятельности.

(В.Ч.)

СОВЕТНИКИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОВЕТНИКИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должностные лица в составе Администрации Президента РФ, обеспечивающие деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и осуществляющие текущее руководство этими органами.

(Г.И.)

СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся неприятием принципов парламентаризма и полновластием Советов - представительных органов государственной власти. Характерные черты С.р. - общепринятые демократические институты: избирательная система, права и свободы и др. - носили чисто формальный характер, вследствие чего С.р. относят к типичным тоталитарным империям. Единственную систему органов государственной власти составляли особые представительные органы - советы разных уровней, объединенные строгой иерархией и соподчиненностью и работавшие на непрофессиональной основе. Советам принадлежала вся полнота власти, они представляли политическую основу Советского государства, все иные органы были подотчетны и подконтрольны Советам. По этой причине принцип разделения властей не признавался; практически ненужным признавался институт парламентаризма; отсутствовал институт президентства (некоторые его функции выполняли коллегиальные президенты - президиумы советов союзного и республиканского уровней); действовал императивный депутатский мандат; депутаты формально были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае неоправдания доверия; не было различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике понятие "местное самоуправление" не употреблялось); существовали разительные расхождения между теорией и практикой советского строительства. Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти.

(В.Ч.)

СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ - комиссия, образуемая на паритетных началах по инициативе палат Федерального Собрания, Президента РФ и субъекта права законодательной инициативы из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации с целью выработки единого согласованного текста отклоненного верхней палатой федерального закона. С.к. рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между палатами, и преследует цель выработать единый текст закона. Решения комиссии принимаются путем раздельного и открытого голосования представителей каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии.

Государственная Дума обсуждает результаты работы С.к. и принимает решение простым большинством голосов по каждому ее предложению. Решение оформляется протоколом С.к. - итоговым документом, содержащим предложения по преодолению разногласий палат. В протоколе фиксируются: 1) предложения по преодолению разногласий и 2) обоснования невозможности преодоления возникших разногласий данным составом С.к. Кроме протокола по результатам своей работы С.к. составляет сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. Протокол и таблица подписываются сопредседателями комиссии от каждой из палат. Эти документы и федеральный закон в редакции С.к. с заключением на него Правового управления вносятся на рассмотрение Совету Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона. В уточненной редакции (учитывающей предложения С.к.) принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. Если Государственная Дума не принимает закон в редакции С.к. и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Если за данный закон проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов, он считается принятым. В этом случае Председатель Государственной Думы в течение 5 дней направляет данный закон для подписания и обнародования (одновременно уведомив об этом Председателя Совета Федерации).

(В.Ч.)

СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ ПОЛНОМОЧИЙ

СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ ПОЛНОМОЧИЙ - правовая форма взаимного делегирования (передачи) органами исполнительной власти РФ и ее субъектов части их полномочий. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает: 1) передачу федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий органам исполнительной власти субъекта РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам; 2) передачу органами исполнительной власти субъекта РФ части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти. Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. При этом предметами соглашения могут быть: а) передача осуществления части полномочий; б) условия и порядок передачи осуществления части полномочий; в) материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; г) формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; д) иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Как в договоре, так и в соглашении определяются сроки его действия, условия и порядок досрочного прекращения действия. Ответственность по соглашению сторон, процедура подготовки соглашения идентичны описанным правилам, применяемым к договорам.

Проект соглашения не позднее чем в трехмесячный срок со дня его представления одобряется или отклоняется Правительством РФ. Одобренный проект подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения. Договор, как и соглашение, вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Работу над проектами договоров и соглашений осуществляет Комиссия при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, учрежденная в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 245. Полномочным представителям Президента в федеральных округах предписано образовать аналогичные комиссии в каждом из федеральных округов.

(В.Ч.)

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ - совокупность норм, институтов и принципов основного закона, закрепляющих организацию государственной власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами. Объем и характер С.к. определяются историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции, и др. Несмотря на отсутствие определенных стандартов в этом вопросе, в мировой конституционной теории и практике наблюдается тенденция к унификации содержания современной конституции. Модель такой конституции соответствует представлениям о демократическом устройстве государства. Поэтому все без исключения конституции нового поколения провозглашают своими основными задачами учреждение гарантий прав и свобод человека и гражданина; реализацию народного суверенитета, в особенности воплощаемого через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права; закрепление государственно-правовых механизмов, при которых действие принципа разделения властей обеспечивало бы демократическое устройство государственной власти, и т.п.

В С.к. выделяют два элемента: правовое содержание - нормативно-правовой материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание - предмет конституционного регулирования.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница