Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИИ

ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИИ - средства и способы охраны и защиты конституции и учреждаемых ею институтов от любых посягательств. Назначение конституционных гарантий заключается в том, чтобы исключить всякие антиконституционные действия как со стороны властных государственных структур (главным образом), так и со стороны общественных объединений и отдельных лиц. К числу таких гарантий Конституция РФ относит: присягу Президента РФ; конституционную ответственность высших должностных лиц государства; установленный законом порядок реализации права законодательной инициативы; обязанность Президента подписать (или не подписать) и обнародовать федеральный закон, принятый Федеральным Собранием, в течение 14 дней с момента направления ему этого закона и др.

(В.Ч.)

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные Конституцией государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации. К числу важнейших гарантий относятся закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Гарантией прав субъектов Федерации служит наличие и способ формирования Совета Федерации - верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К числу Г.п.с. РФ относятся конституционные положения о целостности и неприкосновенности их территории. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

(В.Ч.)

ГАРАНТИИ ПРЕЗИДЕНТУ, ПРЕКРАТИВШЕМУ ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высшее должностное лицо, глава исполнительной власти края, области, автономной области и автономного округа. Г.а. соответственно уставам субъектов РФ действуют в Краснодарском крае, Архангельской, Амурской, Новгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Магаданской, Рязанской, Свердловской, Тульской, Липецкой, Псковской, Иркутской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пермской, Ростовской и Тверской областях, а также в автономной области и во всех автономных округах. В некоторых субъектах Федерации (кроме республик) Г.а. именуется губернатором или мэром. Г.а. избирается населением субъекта РФ. Такой порядок формирования данного института подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края. Конституционный Суд отметил, что если Г.а. избирается законодательным собранием, то тем самым последнее подменяет прямое волеизъявление избирателей. Г.а. утверждает структуру администрации, назначает на должности подчиненных руководителей; наделен правом роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти; обладает правом вето в отношении законов, принимаемых представительными органами субъекта РФ, и правом их подписания и обнародования (это право подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г.).

(В.Ч.)

ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Эта должность может быть предусмотрена уставом муниципального образования. Г.м.с. избирается сроком на 4 года гражданами, проживающими на территории муниципального образования (предусматривается также его избрание представительным органом местного самоуправления из своего состава). Г.м.с. наделяется компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования, непосредственно подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления. Свои полномочия Г.м.с. осуществляет на постоянной основе. Он возглавляет представительный орган и местную администрацию, формирует исполнительные органы, руководит работой представительного органа, осуществляет непосредственно или через администрацию исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления.

(В.Ч.)

ГЛАВА УПРАВЫ

ГЛАВА УПРАВЫ (в г. Москве) - должностное лицо, возглавляющее районное Собрание и администрацию района и организующее работу на принципах единоначалия. Г.У. избирается районным Собранием по представлению мэра Москвы тайным голосованием. Порядок избрания Г.У. определяется районным Собранием самостоятельно. Кандидат на должность Г.У. считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа советников районного Собрания. Срок полномочий Г.У. - 2 года. Полномочия Г.У. начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Г.У. или в день освобождения от должности при досрочном освобождении. Если Г.У. подал заявление об отставке, то он выполняет свои обязанности до избрания нового Г.У., но не более 2 недель. Если должность Г.У. оказалась вакантной в результате его освобождения от должности, то его обязанности исполняет назначенный мэром Москвы (или по его полномочию префектом) по согласованию с районным Собранием один из заместителей Г.У.

В пределах своей компетенции Г.У.: а) обеспечивает на территории района реализацию единой общегородской социально-экономической политики; б) выполняет исполнительно-распорядительные, координирующие и контрольные функции непосредственно или через администрацию района и ее структурные подразделения; в) организует работу Управы; г) осуществляет правомочия Управы как юридического лица; д) является распорядителем финансовых ресурсов района, открывает и закрывает счета Управы в банках; е) вправе без доверенности осуществлять функции заказчика и заключать соответствующие договоры, представлять Управу во всех организациях и учреждениях, судебных органах; ж) обеспечивает работу районного собрания в соответствии с правовыми актами Москвы и решениями районного Собрания; з) входит в состав районного Собрания с правом решающего голоса, является председателем Собрания по должности, председательствует на заседаниях; и) вправе выносить на рассмотрение районного Собрания проекты решений по вопросам, относящимся к компетенции Управы; к) руководит деятельностью администрации района. В пределах своих полномочий Г.У. издает распоряжения. Распоряжения Г.У., противоречащие законодательству РФ и правовым актам Москвы, могут быть опротестованы соответствующим прокурором, признаны судом недействительными, отменены мэром Москвы самостоятельно либо по ходатайству префекта. Префект вправе приостановить самостоятельно распоряжения Г.У. в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан на срок до 3 дней до вынесения по данному вопросу решения мэра Москвы. В случае систематического неисполнения своих обязанностей или грубого их нарушения Г.У. может быть досрочно освобожден от должности мэром Москвы самостоятельно либо по представлению префекта с учетом мнения районного Собрания.

(В.Ч.)

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК - государственный орган при Президенте РФ, осуществляющий функции федерального органа по выработке единой государственной политики, направленной на возрождение и развитие российского казачества, и по созданию условий для ее реализации.

По своим государствоведческим характеристикам Г.у.к.в. - это нетипичный квазигосударственный орган, который в соответствии с действующей структурой федеральных органов исполнительной власти можно отнести к иным федеральным органам исполнительной власти.

(Г.И.)

ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ - предусмотренная избирательным законом процедура (порядок), гарантирующая избирателям, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и др.) прибыть в избирательный участок (помещение для голосования) , право проголосовать на дому или в ином месте пребывания. Избирательное законодательство обязывает избирательные комиссии обеспечить избирателю такую возможность. При этом Г.в.п.д.г. проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц). Все поданные заявления (обращения) участковая избирательная комиссия регистрирует в специальном реестре. Заявление (обращение) может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. Г.в.п.д.г. проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Для этого они должны иметь при себе предварительно опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, заверенную выписку из реестра. В соответствующей графе списка избирателей делается особая отметка "голосовал вне помещения для голосования".

(В.Ч.)

ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ

ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ - 1) акт свободного волеизъявления избирателей, характеризующийся тем, что гражданин в день проведения выборов самостоятельно, лично отдает свой голос за или против того или иного кандидата (списка кандидатов) на выборную должность; 2) урегулированные законом процедуры (порядок) голосования. Избирательное законодательство устанавливает, что в день выборов Г. проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О месте и времени Г. участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, предоставляется возможность проголосовать досрочно (см. Досрочное голосование). Для реализации права голосовать досрочно избиратель вправе получить в участковой избирательной комиссии того избирательного участка, где он включен в список избирателей, открепительное удостоверение, представляющее ему право принять участие в Г. на том избирательном участке, где он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом. Каждый избиратель голосует лично, Г. за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, где не допускается присутствие иных лиц. Тем самым обеспечивается принцип тайного Г. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для Г., если они нарушают тайну Г. или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Такое решение принимает участковая избирательная комиссия.

Незаконная выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня для голосования на референдуме влечет административную ответственность (ст. 5.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

(В.Ч.)

ГОЛОСОВАНИЕ ПО ОТКРЕПИТЕЛЬНОМУ УДОСТОВЕРЕНИЮ

ГОЛОСОВАНИЕ ПО ОТКРЕПИТЕЛЬНОМУ УДОСТОВЕРЕНИЮ - предусмотренная избирательным законом процедура (порядок), гарантирующая избирателю право в день голосования проголосовать на любом участке в пределах того избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей в день голосования, вправе получить в соответствующей территориальной (за 45-25 дней до голосования) либо участковой (за 24-1 день до дня голосования) избирательной комиссии данного избирательного округа открепительное удостоверение и принять участие в голосовании. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом другом избирательном участке в пределах избирательного округа, где он обладает активным избирательным правом, после чего открепительное удостоверение изымается. При этом избиратель, получая избирательный бюллетень (избирательные бюллетени), указывает в списке избирателей дополнительно адрес своего места жительства.

(В.Ч.)

ГОРОД ОБЛАСТНОГО, КРАЕВОГО, РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

ГОРОД ОБЛАСТНОГО, КРАЕВОГО, РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ - поселение, являющееся экономическим и культурным центром с развитой промышленностью, численностью населения не менее 50 тыс. человек и имеющее важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. Такая характеристика этой административной единицы дана в действующем (но значительно устаревшем) Положении о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР от 17 августа 1982 г. Город областного (республиканского, краевого) значения подчиняется администрации субъекта РФ. Всего в РФ 577 таких городов; население 97 из них свыше 100 тыс. человек.

(В.Ч.)

ГОРОД РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ

ГОРОД РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ - поселение, являющееся промышленным и культурным центром с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 80%. Г.р.з. подчиняется районной администрации. Как правило, он является центром окружающего сельскохозяйственного района. В РФ из 1030 городов 451 - Г.р.з. См. Поселение (населенный пункт) .

(Г.И.)

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт-Петербург (см. Субъект Российской Федерации).

(Г.И.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле. Дееспособность Г.в. характеризуется понятием "ресурсы Г.в.", обозначающим совокупность тех средств, использование которых обеспечивает воздействие государства на объекты государственной деятельности. Отличие Г.в. от других ее видов - в наличии группы людей, которые властвуют, в чьих руках находится аппарат проведения в жизнь государственной воли. Формы проявления Г.в.: господство, руководство, управление, организация, контроль.

Природу Г.в. характеризуют такие ее свойства, как легитимность и единство. Легитимность Г.в. означает признание ее (власти) правомерности или конституционности (официальное удостоверение, восприятие в качестве таковой) основной частью гражданского общества своей страны и мировым сообществом. Единство Г.в. - это распространение ее на всю территорию государства без каких-либо изъятий. Любая власть, а государственная в особенности, должна быть снабжена механизмами реализации. Одним из таких механизмов является принцип разделения Г.в. на самостоятельные ветви: на законодательную, исполнительную и судебную. При таком устройстве власти одна ветвь не только удерживает другую от произвольных действий, но и побуждает ее эффективно и рационально осуществлять свои полномочия в интересах народа. Законодательная власть, действуя непосредственно по мандату народа, принимает в его интересах законы, организация исполнения которых является конституционной обязанностью правительства и подчиненных ему исполнительных структур власти. Судебная власть выступает гарантом конституционности действий всех структур власти. Свойство Г.в. - возможность оказывать принуждение для достижения целей и задач государственной политики в случае, если иные средства исключают достижение такой цели. При этом Г.в. обладает монополией на легитимное принуждение (принуждение по праву). Осуществление власти должно основываться исключительно на праве. Связанность Г.в. правом является единственно возможной формой ее проявления. В ином случае власть принимает неконституционный и негосударственный характер.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия суверенитета государства. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп.) Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (ст. 2). Пределы Г.г. РФ устанавливаются: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешнему пределу территориальных вод РФ; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Г.г. к берегам озера или иного водоема; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Г.г., проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Г.г. по воде. Г.г. на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Г.г. выполняет две функции. Она обеспечивает безопасность страны и одновременно служит передовой линией контактов с другими странами, способствует поддержанию добрососедских отношений с ними. Охрана Г.г. является важнейшим условием защиты политических, экономических интересов и безопасности государства.

Являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, защита Г.г. заключается в согласованной деятельности органов власти всех уровней и осуществляется путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. Охрана Г.г. осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы в пределах пограничной территории, а также Вооруженными Силами в воздушном пространстве и подводной среде. Кроме того, привлекаются и иные силы и средства (см. Режим Государственной границы).

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ - должность в образуемых согласно Конституции РФ федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах с определением круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Государственно-правовая характеристика Г.д. содержится в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Все Г.д. подразделены на три категории - "А", "Б" и "В". К категории "А" относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.). К категории "Б" соответственно относят Г.д., учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, относятся к категории "В".

Государственная служба на Г.д. категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории "А". Соответственно лица, замещающие должности категории "Б", назначаются на должность на срок, на который избраны или назначены лица из категории "А". На Г.д. категории "Б" назначение осуществляется по представлению лиц, замещающих должности категории "А", либо уполномоченных ими лиц. На Г.д. 1-й группы категории "В" (младшие государственные должности - референты 1, 2, 3-го классов и др.) назначение осуществляется соответствующими должностными лицами. На Г.д. 2-5-й групп (старшие, ведущие, главные, высшие) категории "В" назначение осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной Г.д. Назначение по конкурсу влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, на которые распространяется действие трудового законодательства (п. 3 ст. 43 Трудового кодекса РФ).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, избираемых всем населением страны пропорционально своему составу соответственно по одномандатным избирательным округам и по единому федеральному избирательному округу. В соответствии с Конституцией РФ Г.Д. формируется путем выборов. Порядок выборов депутатов Г.Д. устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Депутаты Г.Д. избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является добровольным. Депутатом Г.Д. может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам; 225 депутатов - по федеральному избирательному округу (депутатские мандаты между избирательными объединениями и блоками в этом случае распределяются пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками). Выборы депутатов Г.Д. первого и второго созывов проводились по смешанной системе: половина депутатов (225) избирались по мажоритарной системе, а другая половина - на основе пропорциональной системы. Г.Д. второго созыва формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы от 21 июня 1995 г., а третьего - на основе Федерального закона от 24 июня 1999 г. путем проведения общенациональных парламентских выборов.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ - предусмотренный законом комплекс мер, осуществляемый органами государственной власти и местного самоуправления и имеющий своей целью оказать содействие в организации и деятельности политических партий. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" государство, его органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления обязаны оказывать такое содействие партиям в форме: а) обеспечения равных условий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации; б) предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и муниципальной собственности (на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям); в) обеспечения равных условий участия в избирательных кампаниях. Кроме того, Г.п.п.п. выражается в государственном финансировании политических партий - целевом использовании бюджетных средств для финансовой поддержки государством деятельности политических партий.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ - совокупность правовых, дипломатических, социально-экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, являющихся составной частью внутренней и внешней политики РФ и направленных на защиту основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам. Комплекс такого рода мер определен Федеральным законом от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Согласно Закону (ст. 14) дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, где такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении наших соотечественников за рубежом является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ адекватных мер по защите интересов соотечественников (например, использование режима реторсий). Закон предусматривает возможность оказания поддержки социально незащищенным категориям соотечественников, прежде всего являющихся гражданами РФ. Для достижения целей Г.п. в о.с. за р. физическим и юридическим лицам РФ, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями. С целью содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия государственные органы РФ обязываются законом оказывать помощь культурным центрам, библиотекам, архивам, музеям, театрам и другим творческим коллективам соотечественников, содействовать изучению ими культурного наследия РФ.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - включение общественных объединений по их инициативе полномочным государственным органом в порядке, установленном федеральным законом, в единый государственный реестр юридических лиц. Г.р.о.о. осуществляется органами юстиции: общероссийских и международных - Министерством юстиции РФ; региональных и местных - органами юстиции субъектов РФ; межрегиональных - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения; отделения общественных объединений регистрируются органами юстиции субъекта РФ. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Документы на государственную регистрацию подаются в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Органы, регистрирующие общественные объединения, в месячный срок рассматривают заявление о регистрации, выдают свидетельство о регистрации и включают объединение в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает, что отказ в Г.р.о.о. по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ в регистрации дается в письменной форме, может быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ - элемент государственного суверенитета, представляющий собой часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Территория есть атрибут государственности, сущностный признак всякого государства. В пределах своей территории государство осуществляет свое территориальное верховенство. Соответственно Г.т. РФ - это сухопутная территория, ее недра, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Основными признаками Г.т. являются ее: а) принадлежность определенному государству и б) верховенство на ней власти данного государства. Конституция (ч. 1 ст. 67) устанавливает, что территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Территория РФ составляет 17,1 млн. км2, протяженность ее границ равняется 58 тыс. км., из которых примерно 20 тыс. км - сухопутная граница и 38 тыс. км - морская. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии; Украины, Финляндии, Эстонии (всего 13 государств). С США и Японией у России морская граница. Территория Российского государства состоит из сухопутной, водной и воздушной частей. За пределами Г.т. России (как и других государств) находятся открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними, космическое пространство. Указанное пространство есть общее достояние всех народов, и порядок их использования определяется нормами международного права.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. Г.ц. РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность, или политическое (государственное) единство страны. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4). Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др. (ст. 71). Важными гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию - односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ (ч. 3 ст. 67). Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6); определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ - русского языка (ч.1 ст. 68) и др.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ - законодательный (представительный) и контрольный орган законодательной власти в ряде республик РФ (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Республика Ингушетия, Марий Эл, Мордовия). Понятие "Г.с." используется в качестве наименования парламента в некоторых зарубежных странах (к примеру, в Венгрии) (см. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ).

(Г.И.)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ - особый признак, состояние развития определенного общественного образования (нации, группы народностей), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин.

(И.К.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленные в Конституции РФ внешние знаки государства, выражающие идею государственной власти и государственный суверенитет. Г.с. РФ являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Их описание, порядок официального использования согласно ст. 70 Конституции РФ устанавливаются Федеральными конституционными законами от 25 декабря 2000 г. "О Государственном флаге Российской Федерации", "О Государственном гербе Российской Федерации" и от 31 декабря 2000 г. "О Государственном гимне Российской Федерации", вступившими в силу со дня их официального опубликования.

До принятия этих законов действовали Положения, утвержденные Указами Президента РФ: от 30 ноября 1993 г. "О Государственном гимне Российской Федерации" и от 11 декабря 1993 г. "О Государственном флаге Российской Федерации" и "О Государственном гербе Российской Федерации".

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - официальный символ Российской Федерации, представленный музыкально-поэтическим произведением. С 11 декабря 1993 г. по 31 декабря 2000 г. Г.г. РФ являлась мелодия, созданная на основе "Патриотической песни" М.И. Глинки. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. "О Государственном гимне Российской Федерации" утвердил в качестве музыкальной редакции Государственного гимна музыку А.В. Александрова. Федеральным конституционным законом от 22 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне Российской Федерации" утвержден текст Государственного гимна. Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне Российской Федерации" (ст. 3) устанавливает, что Г.г. РФ исполняется: при вступлении в должность главы государства, а также руководителей органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; при открытии и закрытии заседаний (сессий) палат Федерального Собрания; во время официальной церемонии подъема Государственного флага и других официальных церемоний; во время церемоний встреч и проводов посещающих РФ с официальными визитами глав иностранных государств и глав их правительств, официальных представителей этих стран, а равно глав межгосударственных и межправительственных организаций (в этом случае по сложившемуся обыкновению Г.г. РФ исполняется после исполнения государственного гимна соответствующей страны); во время проведения воинских ритуалов. Г.г. исполняется также при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории РФ.

Кроме того, Г.г. РФ может исполняться при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления и негосударственными организациями.

Закон предписывает государственным телевизионным и радиовещательным компаниям транслировать Г.г. РФ ежедневно перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании - в 6 часов и в 24 часа по местному времени, в новогоднюю ночь - после боя часов на Спасской башне Московского Кремля и в 24 часа по местному времени. При публичном исполнении Г.г. РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Если исполнение гимна сопровождается поднятием Государственного флага РФ, то присутствующие поворачиваются к нему лицом.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Г.к. РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность Правительством РФ. В настоящее время созданы следующие Г.к. РФ: по государственным резервам; по делам Севера; по земельной политике; по кинематографии; по молодежной политике; по охране окружающей среды; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; по телекоммуникациям; по физической культуре, спорту, и туризму; таможенный комитет. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. образован Комитет РФ по финансовому мониторингу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ - совокупность используемых государством способов и средств осуществления государственной власти. В отличие от политического режима, который охватывает практику функционирования всех политических институтов, всех субъектов политической системы, Г.р. - это реально складывающийся порядок фукционирования и взаимодействия органов государственной власти. Как элемент формы государства Г.р. представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей. Понятие "Г.р." позволяет уяснить, с помощью каких средств государственная власть организует взаимодействие с населением, какая государственно-правовая атмосфера, какой уровень демократии складываются при этом в обществе. В характеристике Г.р. отражаются используемые государством способы осуществления власти, приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан.

Используемые государством средства и методы осуществления властных полномочий не являются произвольными. Их набор определяется и внешними по отношению к государству причинами (состоянием экономики, социальным развитием и др.), и внутренней организацией самого государства, и территориально-политическим устройством и др. В сопоставлении с иными элементами формы государства Г.р. наиболее чувствителен к политической ситуации в стране, поэтому он является самым изменчивым и подвижным элементом формы государства. С этим обстоятельством связано закрепление в конституции страны лишь отдельных элементов Г.р. В то же время важнейшие его стороны (принципы организации и деятельности аппарата государства, конституционные формы контроля за его деятельностью, порядок формирования органов государства и др.) находят отражение в основных законах государства. Таким образом, Г.р. получает легальный (узаконенный) и легитимный характер. Легитимный Г.р. является правовым, поскольку он основывается не на силе, а на праве, законных методах деятельности государства, его органов и должностных лиц. Нелегитимный режим, напротив, отрицает право, основывается преимущественно на силе, насилии, часто связан с узурпацией, захватом власти.

Характер средств, используемых государством, образует особый тип (вид) Г.р. Основными его разновидностями являются демократический и авторитарный режимы.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ - гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации. Правовое положение Г.с. определяется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", законодательством субъектов РФ и предусматривает право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, на объединение в профессиональные союзы, на проведение служебного расследования для опровержения порочащих сведений и др. Г.с. обязывается исполнять приказы, хранить государственную тайну, представлять сведения о доходах и имуществе и др. Г.с. запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, иной творческой деятельности, быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, получать связанное с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от других лиц, участвовать в забастовках и др.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - способ функционирования государственной власти и соответствующая ему система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых законом. Понятием "Г.с." охватывается организация государства, структура публичной власти, ее взаимоотношения с личностью, обществом в целом. В современной юридической лексике более употребимым является понятие "конституционный строй" , хотя оно не тождественно понятию "Г.с".

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. В буквальном смысле "суверенитет" (от франц. "souverainete" - верховенство, верховная власть) означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе. Г.с. есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ закрепила новый подход к Г.с. Статья 4 о Г.с. следует за статьей 3, в которой закреплен суверенитет народа, этим подчеркиваются их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к данной проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.

Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных сил; право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - предусмотренная бюджетным законодательством система контрольно-надзорных мер обеспечения законности действий и решений субъектов бюджетных правоотношений. Контрольная деятельность в бюджетной сфере осуществляется различными органами. Особо значима роль законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, которые осуществляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете (предварительный контроль) и в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета (текущий контроль). При этом наиболее действенными инструментами контроля является утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты и иные органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления) для проведения внешнего аудита; вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Финансовый контроль осуществляют также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители (государственный орган, имеющий право распределять средства бюджета по его получателям и подведомственным распорядителям), распорядители бюджетных средств (орган, полномочный распределять бюджетные средства).

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами. На Г.я. публикуются законы и другие правовые акты, издаются официальные документы, протоколы и стенограммы, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Г.я. преимущественно используется СМИ, является основным языком обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Конституция РФ (ч. 1 ст. 68) устанавливает, что Г.я. РФ на всей ее территории является русский язык. Русский язык согласно Закону РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР" (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г.) является основным средством межнационального общения народов РФ. Федеральные законы об образовании, о культуре предусматривают право граждан на получение основного общего образования на родном языке, право этнических групп создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка. Конституция (ч. 2 ст. 68) закрепляет право республик устанавливать свои Г.я., которые могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с Г.я. РФ. В России согласно Конституции (ч. 3 ст. 68) гарантируется всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. От Г.я. следует отличать язык межнационального общения - понятие, используемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в определенной местности. Очень часто язык межнационального общения совпадает с Г.я. В то же время возможно и их несовпадение. Так, в соответствии с Конституцией Республики Кыргызстан Г.я. является киргизский, в то время как языком межнационального общения остается русский язык.

(В.Ч.)

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ

ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ - неотчуждаемые, естественные права человека, отражающие ценность жизни человека, его достоинство и неприкосновенность. К числу г.п. и с. Конституция РФ относит: право на жизнь (ст. 20); на охрану достоинства личности государством (ст. 21); на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23); на свободное определение и указание своей национальности (ст. 26); право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27); свободу совести, вероисповедания (ст. 28); свободу мысли и слова (ст. 29); на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42) и др. Г.п. и с. охватывают такие права и свободы, которые являются необходимыми для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частной жизни. По своей природе они являются: 1) правами человека, т.е. принадлежат каждому и не связаны с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; 2) неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения; 3) абсолютными, т.е. не подлежат ограничению. С этим связаны повышенные гарантии их охраны, закрепленные в нормах Конституции. Они характеризуются особым характером (способами) реализации. Реализация Г.п. и с. требует не столько индивидуальных усилий их обладателей, сколько соответствующих природе этих прав обеспечительных, охранительных и иных действий государственных органов, должностных лиц и граждан.

(В.Ч.)

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУБЕРНАТОР

1) должностное лицо, управлявшее губернией в Российской империи. Сам термин заимствован из шведской административной терминологии. Г. первоначально имели весьма широкие полномочия - административные, финансовые, судебные и военные. Г. назначался на должность и смещался с должности императором (при Петре I изредка Сенатом), осуществлял свои функции бессрочно. Как представитель высшей правительственной власти в губернии Г. заведовал обнародованием законов; осуществлял надзор за управлением губернией; единолично издавал обязательные постановления в интересах правильного и успешного исполнения узаконений в сферах общественного благочиния, порядка и безопасности. Будучи представителем Министерства внутренних дел, Г. являлся начальником всей местной полиции; разрешал все текущие дела управления; председательствовал во многих местных присутствиях и комитетах (губернских, по воинским делам, земских и городских и др.), а также в попечительских комитетах и ряде особых присутствий (по обеспечению прав православного духовенства, судебных палат); обеспечивал охрану прав дворянства и надзор за дворянскими собраниями, сельским и волостным управлением, иностранцами, общественной нравственностью, недопущением открытия противозаконных обществ, осуществлял попечение о народном продовольствии, об общественном призрении и др. При Г. состоял вице-Г.

Более высоким по статусу был в Российской империи генерал-Г. - высшее должностное лицо местного государственного управления, осуществлявшее управление одной (особенно важной) губернией или несколькими губерниями и обладавший в этих целях гражданской, военной и судебной властью. В 1850 г. в России было 10 генерал-Г. С введением в 1860 г. системы военных округов генерал-Г. стали совмещать свою должность с постом главы военного округа. После февраля 1917 г. должность генерал-Г. была упразднена. Некоторые политики, специалисты в области конституционного права высказываются в пользу учреждения в РФ генерал-губернаторств и соответствующей им должности генерал-Г. - исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

2) в РФ - глава администрации или высшее должностное лицо, избираемое населением края (области) и возглавляющее в нем систему исполнительных органов государственной власти. Институт губернаторства функционирует во всех краях (за исключением Краснодарского), а также в Белгородской, Ленинградской, Нижегородской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Кировской, Курганской, Курской, Новгородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница