Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЛ"-"ПОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЛ"-"ПОЛ")

ПАЛАТА

ПАЛАТА - относительно самостоятельная часть двухпалатного общенационального парламента. При этом традиционно одна из палат именуется нижней, а другая - верхней (см. Двухпалатная система парламента).

(Г.И.)

ПАЛАТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАЛАТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - структурные части Конституционного Суда, предназначенные для разрешения дел, как отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, так и не подлежащих рассмотрению в его пленарных заседаниях. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, в которые входят соответственно 10 ("большая" палата) и 9 ("малая" палата) судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. При этом Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Функцию председательствующего на заседании палаты поочередно исполняют судьи, входящие в ее состав. Как правило, такая очередность определяется по алфавиту, хотя учитываются и иные обстоятельства. На заседаниях своих палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Это дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ; дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и др., предусмотренные ст. 22 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Закон (ст. 73) устанавливает, что в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента в системе органов государственной власти при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. П. представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная отличительная особенность П. - наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной (профессиональной) основе. П. означает специфичность функций и полномочий представительного органа (парламента), к которым отнесено принятие законов, обсуждение и принятие бюджета государства, участие в формировании государственных органов и назначении высших должностных лиц, осуществлении внешней и внутренней политики государства, а также контрольных функций. П. как систему правления отличают специфические формы работы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. Особый способ формирования парламентских учреждений - непосредственно населением - определяет и особый характер взаимоотношений парламентариев (и парламента в целом) с избирателями. Как отдельные члены парламента, так и парламент в целом в принципе связаны интересами и ожиданиями своих избирателей независимо от того, связаны ли члены (депутаты) парламента в своей деятельности свободным или императивным мандатом. Этим объясняется близость представительных учреждений к населению, в отличие от исполнительных органов власти.

В современных условиях П. возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.

От П. как системы правления следует отличать народное представительство как систему представительных (избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. Система народного представительства (народоправства) включает в себя парламентские учреждения, однако может "обходиться" без них, как это, в частности, было характерно для советской представительной демократии с ее квазипарламентами.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТАРИЙ

ПАРЛАМЕНТАРИЙ - член общенационального законодательного органа государственной власти (парламента). В Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации парламентариями соответственно являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

(Г.И.)

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА - форма правления, которая характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, принадлежностью исполнительной власти правительству, ответственному перед формирующим его парламентом. Главная отличительная особенность П.р. заключается в провозглашении принципа политической ответственности правительства перед парламентом. В П.р. президент - номинальный глава государства. Его статус может быть выражен формулой "царствует, но не правит" (сходно со статусом монарха при конституционной монархии). При этом президент может наделяться различным объемом полномочий. Однако принимаемые им решения приобретают юридическую силу при условии их контрасигнации, т.е. скрепления подписью главы правительства или соответствующего министра. Специфичен порядок избрания президента. Его избирает парламент либо расширенная коллегия, в которую включаются и члены правительства. Правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте, и оно ответственно перед парламентом. Однако эта ответственность является исключительно политической. При этом она может выражаться в различных юридических формах, самая жесткая из которых - вотум недоверия со стороны парламента либо отказ парламента в доверии правительству при условии, что оно само поставило вопрос о доверии. В этом случае возможны следующие два варианта: правительство либо уходит в отставку, либо предлагает президенту распустить парламент и назначить новые выборы.

Парламентарный режим функционирует при определенных политических условиях. Его стабильность возможна в том случае, если большинство в парламенте традиционно принадлежит одной партии или устойчивому блоку сходных по взглядам или целям партий. В такой ситуации вотум недоверия невозможен. Глава правительства через партийную фракцию или блок фракций надежно контролирует общую ситуацию в парламенте. Если же парламент представлен несколькими фракциями, втянутыми в острую политическую борьбу, то правительственные кризисы в этих условиях запрограммированы. Так, именно по этой причине в Италии до недавнего времени правительство менялось почти ежегодно.

К П.р. можно отнести Италию, Финляндию, ФРГ, Венгрию, Чехию, Словакию, Эстонию - всего около 1/15 современных государств.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТАРНО-ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТАРНО-ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность республиканской формы правления, сочетающая черты парламентарной и президентской республик. В республиках со смешанной формой правления президент, если он избирается народом, своими значительными полномочиями на практике не пользуется ("консервируя" их). Государственная система функционирует главным образом по парламентарному типу. Такая форма правления существует во Франции, в Австрии, Ирландии, Исландии, Португалии, Финляндии, Польше, Болгарии, Украине. Чертами П.-п.р. обладает и Россия.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ (от лат. "oppositio") - противостояние, противопоставление) - институт современного парламентаризма и вид политической оппозиции (форма цивилизованного противостояния) депутатов, депутатских групп (фракций), представительных органов, партий официальному политическому курсу. Это необходимый элемент демократического общества, где основой его жизнедеятельности является политический плюрализм. П.о. своими действиями заявляет о своем принципиальном намерении бороться если не за власть, то как минимум за влияние на нее, завоевание голосов избирателей. Это - организационный противовес политическим силам, находящимся у власти. При демократических парламентарных режимах парламентская оппозиция имеет четко очерченный политико-правовой статус; законом определены организационные формы деятельности, задачи и функции, квоты представительства членов парламентской оппозиции в парламенте, условия финансового обеспечения лидеров парламентской оппозиции и т.п. Существуют различные формы и виды политической оппозиции: парламентская и непарламентская, лояльная и нелояльная, постоянно действующая и временная и др. Конкурирующая, конструктивная П.о. является альтернативой политике, стратегии и тактике правящих сил, способом предотвращения опасной поляризации существующих в обществе сил, некомпетентности официального государственного руководства, бюрократизации аппарата власти, нарушения законности и правопорядка, размывания легитимности власти, росту социального и политического напряжения. В Парламенте РФ оппозиция представлена фракцией КПРФ в Государственной Думе и солидаризирующимися с ней депутатами некоторых других фракций и депутатских групп.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ - установленный законодательством период работы палаты Федерального Собрания. П.с. представляет собой совокупность раздельных заседаний палаты, а также иных проводимых палатой и ее органами мероприятий по осуществлению конституционных полномочий. В соответствии со ст. 40 Регламента Государственной Думы она собирается на свое первое сессионное заседание (как и Совет Федерации) на тридцатый день после избрания. В течение года Государственная Дума проводит две сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. В период сессии Государственной Думы проводятся пленарные заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания ее комитетов и комиссий, парламентские слушания. В сессионный период депутаты работают в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях, осуществляют встречи с избирателями (для этой цели отводится последняя неделя месяца в течение каждой сессии). Понятие "сессия" употребляется только в Регламенте Государственной Думы (ст. 40). Регламент Совета Федерации (ст. 40) употребляет понятие "заседание палаты". В предусмотренных Регламентом случаях в период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы. В Государственной Думе такие заседания проводятся по предложению Президента РФ, Правительства РФ, а также по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее 1/5 голосов от общего числа членов палаты. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов данной палаты либо группы членов Совета Федерации численностью не менее 1/5 от общего их числа. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. До избрания Председателя палаты на ее заседаниях поочередно председательствуют представители всех избирательных объединений.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ - общенациональные выборы в представительный и законодательный органы государственной власти страны.

(Г.И.)

ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ - образованные в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3. ст. 101) Советом Федерации и Государственной Думой комитеты и комиссии. Парламентские комитеты действуют только на постоянной основе. Срок полномочий этих органов ограничивается сроком полномочий палаты. Парламентские комиссии могут быть как постоянными, так и временными. Деятельность постоянных комиссий связана главным образом с внутренней организацией (устройством) палаты. Такие комиссии формируются для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий парламентариев (Мандатная комиссия), вопросов соблюдения депутатской этики (Комиссия по этике) или регламентных норм (Комиссия по регламенту) и др. Временные комиссии учреждаются для осуществления собственно функций парламента и соответствуют тем или иным направлениям (сферам) деятельности его палат.

Деятельность П.к. и к. основана на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Их заседания правомочны, если на них присутствуют более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания П.к. и к. проводятся согласно регламентам палат по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц (для комитетов и комиссий Совета Федерации - не реже одного раза в месяц). Внеочередное заседание П.к. и к. созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по решению не менее 1/4 от общего числа членов комитета, комиссии. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании. Решение комитета, комиссии Совета Федерации о созыве внеочередного заседания палаты принимается 2/3 голосов от общего числа членов комитета, комиссии. П.к. и к. вправе проводить совместные заседания. В заседаниях П.к. и к. могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы (члены Совета Федерации), не входящие в их состав, а в заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации - также эксперты, работники правового управления, представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Для подготовки парламентских слушаний П.к. и к. вправе создавать рабочие группы с привлечением парламентариев, представителей министерств и ведомств, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов. П.к. и к. могут создавать экспертные советы на общественных началах, привлекать к работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, а также назначать независимые экспертизы законопроектов. П.к. и к. вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, которые обязаны предоставлять комитетам и комиссиям палаты запрашиваемые материалы и документы.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ - организационно-правовая форма обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов - концепции законов, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят П.с. Порядок проведения П.с. определяется Регламентом палаты. Так, П.с. в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палат в пределах их полномочий, комиссий, создаваемых в соответствии с Регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации, а также по инициативе не менее чем десяти членов Совета Федерации. В Государственной Думе П.с. проводятся по инициативе Совета палаты, комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение П.с. возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палаты. Комитеты и комиссии палаты могут организовывать совместные П.с. Согласно Регламенту Государственной Думы на П.с. могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные, законодательные и иные правовые акты Межпарламентской ассамблеи и др. межпарламентских организаций СНГ, включающих в себя делегацию Федерального Собрания; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентская практика дополнила этот перечень обсуждением в комитетах действия соответствующего федерального закона. Согласно Регламенту палаты по результатам парламентских слушаний, проводимых в палате, могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством членов (депутатов) палаты, принявших участие в слушаниях. П.с. протоколируются и стенографируются. Протокол П.с. подписывается председательствующим. Рекомендации открытых П.с. могут публиковаться в печати. Рекомендации закрытых П.с. предназначаются только для депутатов палаты и представителей государственных органов, принимающих участие в П.с.

Состав лиц, приглашенных на П.с, определяется комитетами, комиссиями палаты, которыми организуются эти слушания. П.с, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Однако последние не допускаются на закрытые П.с, где обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС - право палаты парламента обратиться к определенному законом кругу органов и их должностным лицам с целью получения информации по вопросам компетенции палаты. Согласно Регламенту Государственной Думы палата вправе направить П.з. Председателю Правительства РФ, другим его членам, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти и ее субъектов, руководителям органов местного самоуправления, руководителям общественных фондов и др. Проекты П.з. вносятся на рассмотрение палаты и рассматриваются ею в порядке, определенном ее Регламентом (ст. 93-94).

В соответствии с регламентными нормами должностные лица, к которым направлен П.з., должны дать на него устный или письменный ответ не позднее чем через 15 дней со дня получения П.з. или в иной установленный палатой срок. Письменный ответ на П.з. оглашается председательствующим на заседании палаты, копии письменного ответа направляются всем депутатам. От П.з. следует отличать депутатский запрос, который парламентарий может направить тем же должностным лицам. При этом депутатский запрос направляется депутатом самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ - конституционная возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ. Контрольная деятельность парламента осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценку работе тех или иных государственных учреждений. В нынешней российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за деятельностью Правительства. Одним из важнейших инструментов П.к. за исполнительной властью является заслушивание отчета Правительства об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной Думы. В финансовой среде П.к. касается прежде всего деятельности Центрального банка (ЦБ). Ежегодно не позднее 1 октября ЦБ представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. В течение осенней сессии текущего года палата рассматривает данный проект, заслушивает по нему доклад Председателя ЦБ о деятельности Банка и принимает соответствующее постановление. ЦБ обязан ежегодно не позднее 15 мая представлять Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров ЦБ. Отчет ЦБ палата направляет Президенту, а также на заключение Правительству. До 1 июля года, следующего за отчетным, Государственная Дума рассматривает годовой отчет, заслушивает доклад Председателя ЦБ и по итогам обсуждения принимает постановление. Кроме того, до завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите (аудиторской проверке) ЦБ и определяет фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ. Комитет палаты по бюджету, налогам и банкам вносит на рассмотрение Государственной Думы рекомендации по назначению аудиторской фирмы - аудитора ЦБ. Механизм парламентского контроля в финансовой сфере включает в себя и деятельность Счетной палаты, создаваемой совместно Государственной Думой и Советом Федерации. Кроме того, контрольные полномочия парламента реализуются посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. (см. Конституционная поправка).

Контрольная деятельность российского парламента охватывает определенные сферы полномочий Президента: Совет Федерации утверждает его указы о введении военного или чрезвычайного положения. В сфере внешней политики палаты Федерального Собрания рассматривают и принимают законы о ратификации международных договоров РФ.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЛОББИЗМ

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЛОББИЗМ (от лат. "lobbi" - кулуары) - осуществление давления, активное влияние на государственных чиновников, парламентариев или иных влиятельных лиц с целью принятия ими решений в пользу тех, чьи интересы представляют лобби. Это может касаться принятия (непринятия) закона или иного акта, размещения (получения) государственных заказов, защиты определенных лиц от наказания и т.п. П.л. - своеобразная разновидность конструктивной оппозиции на всех уровнях - от органов местного самоуправления до верховного представительного органа. Лоббизм в российском парламенте только складывается, хотя на региональном и общенациональном уровнях его проявления в ряде случаев весьма значительны. Для придания П.л. правового характера требуется его нормативная регламентация на законодательном уровне. Федеральный закон о лоббистской деятельности действует в США; в ФРГ деятельность лобби предусмотрена регламентом бундестага. Лица, осуществляющие лоббистскую деятельность, именуются лоббистами. В качестве таковых выступают высокооплачиваемые закулисные деятели, агенты крупных банков или монополий, которые оказывают большое влияние в кулуарах парламента на парламентариев и по указанию своих патронов определяют их действия. Для оказания влияния на результаты голосования по закону лоббисты детально изучают материалы, представленные к рассмотрению, делают все, чтобы принять закон или сорвать его принятие. Законодательство тех стран, где П.л. легализован (не запрещен), требует, чтобы каждый лоббист зарегистрировался в установленном порядке (в соответствующей палате парламента) и ежеквартально подавал отчет о суммах, полученных им за свою лоббистскую деятельность, и источниках выплат.

(В.Ч.)

ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ - высшая форма (средство) парламентского контроля, главным образом за исполнительной властью, представляющая собой реализацию права парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость. П.р. можно рассматривать как специфическую разновидность конституционных юридических производств. Однако П.р. принципиально отлично от расследования по уголовному делу, осуществляемого специализированными правоохранительными структурами, в присущих ему формах и с использованием специфических средств (задержание, обыск, опознание и т.п.). Проводя П.р., парламент не принимает решений, имеющих уголовно-правовое или иное юридическое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона, а при необходимости и по собственному усмотрению вправе передать материалы расследования органам прокуратуры или в иные компетентные органы государства. Последние обязаны исследовать такие материалы и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и провести по нему расследование.

Как форма контроля парламента за деятельностью исполнительной ветви власти П.р. применяется в практике зарубежных стран. При этом в двухпалатном парламенте комиссии по расследованию создаются в обеих палатах. Например, в США расследование ведут комитеты и подкомитеты, а также специальные комиссии обеих палат Конгресса. Они вправе истребовать необходимые документы и материалы, вызвать повесткой на проводимые слушания любое лицо, включая президента, а также допросить его в качестве свидетеля. Неявка по вызову может квалифицироваться как "неуважение к Конгрессу" с вероятной перспективой судебного преследования. По результатам расследования сами комитеты и комиссии окончательного решения не принимают. Их информация является основой докладов, направляемых в Сенат или Палату представителей. В отношении конкретных должностных лиц материалы комиссии могут быть направлены в суд. Для США наиболее радикальной мерой воздействия является так называемая парламентская санкция - угроза сокращения бюджетных ассигнований. Кроме того, последствием проведенного П.р. может быть инициирование процедуры импичмента президента.

Как один из способов осуществления парламентского контроля П.р. регламентами палат Федерального Собрания РФ прямо не предусмотрено. Российское парламентское право по этому поводу не содержит каких-либо указаний. В то же время возможность палат создавать временные комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах в некоторой степени восполняет этот пробел.

Обоснованным представляется предложение о том, чтобы наделить Совет Федерации и Государственную Думу правом создавать специальные комиссии для проведения П.р. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии.

(В.Ч.)

ПАРТИЙНЫЙ СПИСОК

ПАРТИЙНЫЙ СПИСОК - список кандидатов, выдвигаемый избирательным объединением или его блоком на выборах в представительные органы государственной власти, проводимых по пропорциональной избирательной системе. Разновидностью П.с. является федеральный список кандидатов - выдвинутый избирательным объединением на съезде (конференции) список кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотирования на выборах по федеральному избирательному округу. Решение о выдвижении такого списка принимается тайным голосованием. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением. При этом сам список кандидатов делится полностью или частично на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ). Кандидат не может быть отнесен к двум или более группам и не может упоминаться в федеральном списке более одного раза. Общее число кандидатов по федеральному списку не должно превышать 270 человек.

(В.Ч.)

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Если активное избирательное право предполагает возможность гражданина избирать, то П.и.п. характеризует его возможность быть избранным на выборную должность, определяемую федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Возраст, с которого граждане РФ могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, т.е. приобретать П.и.п., устанавливается законом. Так, согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 4) депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года; Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет (ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента Российской Федерации"); главой администрации области (края), мэром Москвы или Санкт-Петербурга - гражданин, как правило, не моложе 30 лет и т.д. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать: а) 21 год - на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; б) 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и в) 21 год - на выборах в органы местного самоуправления. С П.и.п. связано понятие неизбираемости - установленного в законодательстве ограничения П.и.п. для определенной категории государственных служащих.

(В.Ч.)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - первоначальное рассмотрение законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (либо его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. По решению палаты может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, после чего могут быть заслушаны предложения и замечания депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Государственной Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты. По результатам П.ч.з. Государственная Дума может принять одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учетом высказанных замечаний; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон. Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Государственная Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней.

(В.Ч.)

ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - установленные в действующей Конституции РФ основания, а также порядок разработки и принятия новой Конституции страны. Пересмотр - это изменение положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Институт конституционных поправок и пересмотра Конституции - новый для отечественной конституционной практики. Прежние конституции таких понятий не знали. В действующей Конституции этому институту посвящена гл. 9. В отличие от конституционных поправок П.К. РФ означает принятие новой Конституции. При этом Конституция (ст. 135) прямо указывает, что положения гл. 1, 2, 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Прерогатива П.К. РФ, или, что то же самое, принятия новой Конституции РФ, принадлежит исключительно Конституционному Собранию и многонациональному народу РФ посредством референдума. Правом принятия новой Конституции Федеральное Собрание не наделено.

(В.Ч.)

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ - принцип избирательного права, означающий обязательность ротации выборного органа власти в установленные законом сроки путем проведения очередных выборов. П.в. предполагает, что такие выборы должны проводиться в установленные сроки и через определенный законом период времени. П.в. гарантирует сменяемость (ротацию) должностных лиц и является условием легитимности существующей власти. Так, Всеобщая декларация прав человека (ст. 21) устанавливает, что "воля народа должна быть основой власти правительства... должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах..." Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению содержат прямое указание на то, что к "числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения... равных и неотъемлемых прав всех людей, относятся... свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования..."

Действующее российское избирательное законодательство устанавливает определенные гарантии П.в. Во-первых, в избирательных законах указывается абсолютно определенный срок полномочий выборного органа власти. Так, Конституция РФ (ст. 81) прямо устанавливает срок полномочий Президента - 4 года. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.) закрепляет положение о том, что срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более 5 лет (п. 1 ст. 8). Во-вторых, действующее избирательное законодательство не содержит оговорок относительно продления срока полномочий высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъектов РФ путем референдума. В Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" содержится специальное указание (запрет) о невозможности проведения референдума по вопросу о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, а равно об отсрочке выборов соответствующих федеральных органов государственной власти (п. 2 ст. 3).

(В.Ч.)

ПЕТИЦИЯ

ПЕТИЦИЯ - выдвижение кандидата в депутаты непосредственно избирателями путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом.

(Г.И.)

ПЛАВАЮЩИЙ БАРЬЕР

ПЛАВАЮЩИЙ БАРЬЕР - предусмотренный законом и применяемый при проведении выборов депутатов Государственной Думы исключительный порядок допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов. "П.б." применяется при распределении депутатских мандатов в случае, если избирательные объединения, блоки, набравшие 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не наберут в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае к распределению мандатов допускаются последовательно, в порядке убывания числа отданных голосов избирателей, федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5%, но более 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, до того как общее число избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50% голосов принявших участие в голосовании.

Принцип "П.б." применяется и в том случае, если за один федеральный список кандидатов подано более 50% голосов принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5% голосов избирателей. В этом случае к участию в распределении депутатских мандатов допускается также тот федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному округу, среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5% голосов избирателей.

(В.Ч.)

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - организационно-правовая форма конституционного судопроизводства, связанная с разрешением любого вопроса, входящего в компетенцию Суда. Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" на своих пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ, дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, принимает послания Конституционного Суда РФ, решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой, а также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря, формирует составы палат, принимает Регламент Конституционного Суда РФ, устанавливает очередность рассмотрения дел, принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ.

(В.Ч.)

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - голосование, проводимое повторно в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на выборную должность и ни один из них не был избран. Соответствующая избирательная комиссия в этом случае назначает П.г. (проводит так называемый второй тур голосования) по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Результаты П.г. определяются на основе мажоритарной системы относительного большинства и при следующем условии: число голосов избирателей, поданных за данного кандидата, должно быть больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В случае если один из кандидатов, по которому в соответствии с итогами ранее проведенного голосования должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, устанавливающей итоги выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Федеральными законами, законами субъектов РФ при проведении П.г. может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре в случае снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур на день проведения П.г. (вследствие чего в избирательном бюллетене на день проведения повторного голосования остается только один кандидат). При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

От П.г. следует отличать отложенные выборы, проводимые в случае выбытия всех кандидатов. Выборы по этой причине откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых избирательных действий, но не более чем на 90 дней. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.

(В.Ч.)

ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренный Конституцией и регламентными нормами порядок (процедура) рассмотрения палатами закона, в отношении которого Президентом применено право вето. Регламентами палат Федерального Собрания предусмотрено повторное рассмотрение этого же закона Государственной Думой и Советом Федерации, но в определенном порядке. При этом возможны варианты: 1) отклоненный закон рассматривается каждой из палат и большинством голосов принимается ими с учетом замечаний Президента либо в редакции, предложенной Президентом; 2) Государственная Дума соглашается с мотивами решения Президента и снимает закон с дальнейшего рассмотрения; 3) Государственная Дума создает специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предлагает Президенту и Совету Федерации (при необходимости) направить для работы в ней своих представителей. Однако возможен вариант, связанный с преодолением вето Президента, т.е. отклонением замечаний Президента на закон. В том случае, если федеральный закон при повторном рассмотрении будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он в течение 7 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

(В.Ч.)

ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ

ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ - стадия законодательного процесса, связанная с преодолением возникших между палатами Федерального Собрания разногласий по принятому федеральному закону. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не принимает предложения согласительной комиссии и выражает свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ). Одобренный федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не был рассмотрен в течение 14 дней, он направляется Президенту для подписания и обнародования.

(В.Ч.)

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ - назначенные повторно выборы в случае, если первоначальные выборы признаны несостоявшимися, недействительными или если на общих выборах при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, а равно если ни одно из избирательных объединений не допущено к распределению депутатских мандатов. П.в. проводятся также в случае, если кандидат, набравший необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочий, несовместимых со статусом депутата (выборного должностного лица). При П.в. сроки избирательных действий сокращаются на 1/3. П.в. проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через 6 месяцев со дня признания выборов недействительными. Сообщения о проведении П.в. публикуются в СМИ.

(В.Ч.)

ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ - проверка документов на право въезда в РФ или выезда из РФ, а также досмотр транспортных средств с целью обнаружения нарушителей правил пересечения Государственной границы. Государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы в пунктах пропуска через Государственную границу в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2000 г. "О Пограничной службе Российской Федерации" осуществляют органы Пограничной службы и специальные на то государственные контрольные органы. Неотъемлемым условием П.к. при выезде из РФ является плата за пограничное оформление. При этом плательщиками сбора за пограничное оформление являются физические лица, пересекающие границу РФ; физические и юридические лица - владельцы перемещаемых через Государственную границу РФ транспортных средств. Закон (ст. 1111) устанавливает размеры таких сборов, а также круг лиц, освобождаемых от уплаты сбора за пограничное оформление (дети, не достигшие 14 лет, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства всех групп, члены экипажей, бригад, водители российских и иностранных транспортных средств при исполнении служебных обязанностей, сотрудники дипломатических представительств, консулы учреждений РФ и иностранных государств в РФ и члены их семей, сотрудники ООН и ее специализированных учреждений, сотрудники Совета Европы и других международных организаций, члены официальных делегаций и др.).

(И.К.)

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ - устанавливаемый в пограничной зоне, а также в территориальных водах РФ и внутренних водах, имеющих выход к Государственной границе, режим, служащий исключительно интересам создания необходимых условий для ее (Государственной границы) охраны. П.р. включает в себя определение пограничной зоны. В нее входит полоса местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья, российских берегов, пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. П.р. включает в себя также правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной полосе; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной полосе; учета и содержания российских шагомерных, самоходных и несамоходных средств и средств передвижения по льду, контроля за их плаванием и передвижением по льду в территориальных и внутренних водах РФ; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Закон запрещает установление иных правил П.р.

(И.К.)

ПОДДЕРЖКА КОНКУРЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДПИСАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ПОДПИСАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА - официальное удостоверение (скрепление своей подписью) Президентом РФ принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов. П.ф.з. является условием его опубликования. В соответствии с Конституцией РФ после одобрения Советом Федерации федерального закона последний в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания. Президенту направляются также те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в 14-дневный срок. С конституционным полномочием подписания федерального закона связано право Президента РФ налагать вето на принятый Федеральным Собранием закон.

(В.Ч.)

ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ - способность и возможность социальной группы, страты (слоя) или класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Разновидностью П.в. является государственная власть.

(Г.И.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); право на обращения (ст. 33), свобода печати и информации (ч. 4, 5 ст. 29). От иных конституционных прав П.п. и с. отличаются тем, что они: связаны преимущественно с обладанием гражданством РФ; предназначены для активного и полнокровного участия граждан в управлении делами общества и государства; могут быть реализованы как индивидуально (право на индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и коллективно, через объединения с другими гражданами; не относятся к числу абсолютных прав. Гарантированность П.п. и с, их реализуемость напрямую зависят от уровня демократизации государства, политического режима в стране, политических традиций, политической культуры, качества политической системы (наличия или отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.).

(В.Ч.)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совещательный орган, призванный осуществлять обсуждение проектов решений Президента по социальным, экономическим и политическим вопросам в целях создания механизма взаимодействия между федеральными органами государственной власти и общественными объединениями, оказывать содействие Президенту и Правительству РФ в подготовке федеральных законов и иных правовых актов. П.к.с. был образован Указом Президента РФ от 25 июня 1996 г. В его состав входили представители политических партий, общественных движений, профсоюзов, предпринимательских союзов, религиозных организаций. Указом Президента РФ от 8 августа 2000 г. "О политическом консультативном совете" этот консультативный орган был упразднен.

(И.К.)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ - конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий, легальную возможность создания и деятельности политической оппозиции. П.м. является основой для утверждения в стране многопартийности, идеологического многообразия, наличия различных политико-идеологических течений, представительства различных групп населения. Многопартийность означает гарантированную Конституцией возможность учреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие в политической жизни страны. Признание П.м. возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. "О политических партиях", конкретизируя ст. 30 Конституции РФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах.

(В.Ч.)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ - предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства. Предоставление П.у. означает: разрешение на въезд в данное государство; право данного лица на законном основании пребывать на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства. Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу: а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется. В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН; в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница