Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "С" (часть 2, "СОД"-"СЧЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СОД"-"СЧЕ")

СОДРУЖЕСТВО ГОСУДАРСТВ

СОДРУЖЕСТВО ГОСУДАРСТВ - организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определенной степенью однородности в экономической, политической и духовно-культурной сферах. Примером такого содружества является Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональное межгосударственное объединение, созданное суверенными государствами - бывшими республиками СССР. СНГ образовано 10 декабря 1991 г. В его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командования пограничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, Межпарламентскую ассамблею, Межгосударственный экономический комитет. Все эти органы не обладают наднациональными полномочиями. Правовой основой деятельности СНГ являются его Устав, принятый в 1993 году, а также большое число многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств - участников СНГ и др.).

(В.Ч.)

СОКРАЩЕННЫЕ (УПРОЩЕННЫЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

СОКРАЩЕННЫЕ (УПРОЩЕННЫЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - предусмотренные процессуальными нормами конституционного права процедуры, которые позволяют ускорить (упростить) обсуждение законопроекта, а равно принятие закона палатами Федерального Собрания. В частности, такие процедуры предусмотрены Регламентом Совета Федерации. Согласно Регламенту палаты решение об одобрении принятых Государственной Думой федеральных законов, не относящихся к числу законов, требующих обязательного рассмотрения в Совете Федерации (их перечень дан в ст. 106 Конституции РФ), может вынести по рекомендации соответствующего комитета Председатель Совета Федерации. К С.з.п. можно отнести право Государственной Думы принимать федеральные законы сразу же в первом или во втором чтении; право повторно обсуждать федеральные законы, отклоненные Президентом РФ, только представителями фракций и депутатских групп и др.

(В.Ч.)

СООБЩЕСТВО (СОЮЗ) ГОСУДАРСТВ

СООБЩЕСТВО (СОЮЗ) ГОСУДАРСТВ - интегрированное на основе межгосударственных договоров объединение государств для решения экономических, научно-технических задач или достижения каких-то глобальных целей. Примером такого сообщества является Европейский союз, правовой статус которого определен Договором об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенным в 1957 г., и Римскими договорами, учредившими Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии. Резолюцией Европейского парламента от 16 февраля 1978 г. три этих сообщества предложено именовать Европейским сообществом (ЕС). Государствами - членами ЕС являются Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Греция, Испания и Португалия. Наднациональными органами ЕС являются: Европейский парламент, избираемый гражданами государств-членов и состоящий из 567 членов; Совет, состоящий из представителей правительств стран ЕС (в качестве таковых выступают министры иностранных дел); Комиссия, состоящая из 17 членов, назначаемых с общего согласия правительств государств - членов ЕС сроком на 4 года; Суд ЕС, состоящий из 13 судей и 6 юридических экспертов (генеральных адвокатов), назначаемых с общего согласия правительств государств - членов ЕС сроком на 6 лет. Суд является верховным единственным судебным органом, правомочным решать все правовые вопросы ЕС, а также высказывать мнение по договорам, которые ЕС намерено заключить с государствами или международными организациями.

Ряд признаков существующих отношений между государствами-членами указывает на то, что такие сообщества более тесные объединения, чем просто международно-правовые союзы. Так, в Европейском союзе это введение единого гражданства, прямые выборы депутатов парламента в государствах-членах, перспектива введения единой валюты Союза, обязательность решений органов Союза на территории государств-членов (европейское право) , свободное передвижение граждан по территории государств и др. СНГ остается международно-правовым объединением. В то же время Союз Беларуси и России с ликвидацией границ и таможенных барьеров, введением единого гражданства и во многом единого правового статуса граждан - это, возможно, перспектива перехода от международно-правового союза к федеративному союзу двух государств, а в последующем и других стран СНГ.

(В.Ч.)

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соответственно под понятием "соотечественники за рубежом" Федеральный закон от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" подразумевает четыре категории физических лиц: 1) граждане РФ, постоянно проживающие за пределами России; 2) лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, и получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; 3) выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; 4) потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным трем группам, кроме потомков лиц титульных наций иностранных государств. По неофициальным данным, в результате распада СССР за пределами России оказалось от 25 до 30 млн. наших С. Граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, постоянно проживающие за пределами РФ, признаются законом соотечественниками в силу гражданской принадлежности (факт которой удостоверяется документом о принадлежности к гражданству РФ). Для лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков С. признание своей принадлежности к С. является актом свободного выбора (п. 2 ст. 3 указанного Закона). Выдача документов (свидетельств) о принадлежности к С. осуществляется по письменному заявлению лица в месячный срок за пределами РФ дипломатическими представительствами (консульскими учреждениями), на территории РФ - органами внутренних дел по месту пребывания лица. Факт признания (удостоверения) статуса С. имеет правовые последствия.

(В.Ч.)

СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренный федеральной Конституцией исчерпывающий перечень лиц, в число которых входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" определяется круг должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ по должности. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" состав Правительства РФ был определен следующим образом: Председатель, Первый заместитель Председателя, семь заместителей Председателя (как правило, именуемых вице-премьерами) и 23 федеральных министра. Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 было упразднено Министерство по делам федерации и национальностей, миграционной политике. Согласно Указу Председатель Правительства РФ имеет пять заместителей, в том числе Заместителя Председателя Правительства РФ - Министра промышленности, науки и технологий РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ - Министра сельского хозяйства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ - Министра финансов РФ.

Председатель Правительства возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей рассматривают конкретные вопросы по основным направлениям деятельности Правительства, координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов, а также в работе межрегиональных ассоциаций. Федеральные министры, возглавляя федеральные министерства и являясь членами Правительства, участвуют в подготовке его решений, обеспечивают их исполнение. В соответствии с Регламентом Правительства РФ федеральные министры не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства.

(В.Ч.)

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА - конституционные права человека в социально-экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни. Их можно объединить общим названием "социальные права" . В более узком, или специальном, значении выделяются три относительно обособленные группы прав - экономические, социальные и культурные права. Это соответствует классификации, принятой в международно-правовых документах (например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году и ратифицированном СССР в 1973 году). В такой же последовательности данные права расположены и в действующей Конституции РФ. К числу экономических прав Конституция относит: свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (или право на экономическую деятельность (ст. 34); право частной собственности (ст. 35), в том числе право частной собственности на землю (ст. 36); трудовые права: свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых (ст. 37). В числе социальных прав Конституция называет охрану семьи, материнства и детства (ст. 38); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42). К культурным правам Конституция отнесла право на образование (ст. 43), на свободу творчества на участие в культурной жизни

(В.Ч.)

СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ - свойства Основного закона, выражающие его социальную природу и социальное значение в правовой системе. К числу С.с.к. относятся: реальность конституции - ее реализуемость и способность оказывать влияние на достижение тех целей, ради которых она была принята; программность (перспективность) конституции - свойство, выраженное в нормах, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, закрепляющие правовой (ст. 1), социальный (ст. 7), светский (ст. 14) характер Российского государства); легитимность конституции - ее официальное удостоверение (признание в обществе). Легитимность конституции определяется многими слагаемыми: а) легальностью принятия конституции; б) способами ее разработки; в) политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки и принятия конституции; г) уровнем политической и правовой культуры населения и др. Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн. 187 тыс. 755 человек) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание считать действующую Конституцию РФ легитимной.

(В.Ч.)

СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ

СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ - документ, содержащий расположенный в алфавитном или ином порядке перечень граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории избирательного участка. С.и. составляет участковая избирательная комиссия отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых главой местной администрации. Глава местной администрации обязан дважды в год, по состоянию на 1 января и 1 июля, вносить уточнения в списки зарегистрированных избирателей и не позднее чем за 40 дней до дня выборов направлять все сведения об избирателях в избирательную комиссию. Основанием для включения гражданина в С.и. является факт его проживания (временного или постоянного) на территории избирательного участка. При этом избиратель может быть включен в С.и. только на одном избирательном участке. Список представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Граждане, обладающие активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию: а) о невключении их в С.и.; б) о любой ошибке или неточности в С.и. Участковая избирательная комиссия обязана в течение 24 часов устранить ошибку или дать ответ с изложением мотивов отказа. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.

(В.Ч.)

СПИСОК КАНДИДАТОВ

СПИСОК КАНДИДАТОВ - единый заверенный для сбора подписей избирателей либо зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией список лиц, выдвинутых избирательным объединением (блоком) на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления. С.к., выдвинутых избирательным объединением (блоком), представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с заявлениями кандидатов о согласии на выдвижение от данного избирательного объединения (блока) или по списку кандидатов. В трехдневный срок избирательная комиссия заверяет С.к., после чего начинается сбор подписей избирателей в поддержку этого списка. Факт заверения С.к. является юридически обязательным условием для начала сбора подписей в его поддержку. После представления С.к. в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов.

(В.Ч.)

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА - способы соединения частей федерации в единое целостное государство. Принято выделять три таких способа: национальный - способ соединения частей в единое федеративное государство, субъектами которого признаются исключительно национально-государственные образования. Из существующих современных федераций на национальной (этнической) основе к таковым относится Бельгия. До подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. РФ также строилась по национальному принципу; территориальный (региональный) - способ образования федерации, субъектами которой становятся соответствующие территории вне зависимости от национального состава населения (абсолютное большинство федераций построены именно таким образом. После заключения Федеративного договора данный принцип в сочетании с национальным стал использоваться при построении РФ); национально-территориальный - способ образования федерации, при котором ее субъектами признаются как национально-государственные, так и территориальные образования. К числу таких федеративных государств относится Российская Федерация: часть субъектов (республики, автономные округа и автономная область) - национальные образования; края, области, города федерального значения - территориальные образования. Территориальный принцип создания либо реконструирования федерации считается наиболее приемлемым. Такая модель федеративного устройства блокирует действие национального фактора как источника возможных конфликтов на этнической основе.

(В.Ч.)

СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ

СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ - известные конституционной практике акты учредительной (верховной) власти, посредством которых разрабатывается и вводится в действие новая конституция страны. В мировой практике известны три способа принятия конституции: 1) принятие конституции парламентом. Так, к примеру, была принята Конституция Украины в 1996 году; 2) принятие конституции путем референдума (как это, в частности, характерно для действующей Конституции РФ). При этом различают так называемые ратифицирующие референдумы - ситуация, когда проект конституции разрабатывается специальным органом (учредительным собранием) и выносится на всенародное голосование; 3) принятие конституции специально учрежденным органом - учредительным собранием. Государственно-правовой практике XVII-XIX вв. известен такой способ принятия конституции, как октроирование. Это пожалование, или дарование, конституции властью монарха. Такой способ принятия конституции характерен в основном для абсолютистских режимов. Октроированными были конституции Германии 1871 года, Японии 1889 года и др. Октроированными принято считать конституции, разработанные и дарованные метрополиями своим колониям. Октроированной являлась и первая российская Конституция - Основные Государственные законы от 23 апреля 1906 г., принятые по прямому установлению Николая П.

(В.Ч.)

СПОСОБЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ

СПОСОБЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ - предусмотренный конституцией или федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что - ее субъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства. Формула решения этого сложного вопроса выработана мировой практикой федерализма, в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяется на: 1) исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации); 2) совместную компетенцию органов власти федерации и органов власти ее субъектов (предметы совместного ведения) ; 3) исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации). Такой принцип распределения компетенции (предметов ведения) воспринят Российской Федерацией. Первоначально предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., позже - Конституцией РФ 1993 г. Конституция содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов, в том числе правовых актов по тем вопросам, которые вытекают из договоров между РФ и ее субъектами. Конституция РФ предусматривает также возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Она устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст. 78).

(В.Ч.)

СРОКИ ПОЛНОМОЧИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

СРОКИ ПОЛНОМОЧИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ - предусмотренный федеральным законом период времени, в течение которого сформированная в установленном порядке избирательная комиссия правомочна осуществлять свои полномочия. Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе. Срок их полномочий определяется законами субъектов РФ, но не может быть более 5 лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий устанавливается федеральным законом и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления устанавливается законами субъектов РФ. Законом субъекта РФ и уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок ее полномочий не может быть более 5 лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия этой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

(В.Ч.)

СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ - неизменность основных положений конституции при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. С.к. является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. С.к. определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.) и обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых является аналогичным порядку изменения обычных законов; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких относится и российская Конституция. Со времени ее принятия ни одно из ее конституционных положений не изменялось и не дополнялось.

(В.Ч.)

СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - относительно обособленные этапы разработки, принятия и опубликования законов, урегулированные нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. С.з.п. детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко оговорены процессуальными нормами конституционного права. Игнорирование какой-либо из стадий либо пренебрежение процедурными правилами какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве. Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие С.з.п.: 1) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (стадия законодательной инициативы); 2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе с его последующим принятием либо отклонением (полностью или частично); 3) одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо его отклонение; 4) подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ; 5) опубликование закона. Наряду с основными выделяются дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок к отклоненному Президентом закону.

(В.Ч.)

СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - относительно обособленные группы избирательных действий, характеризующих тот или иной этап проведения выборов. К таким стадиям относятся: назначение выборов; создание избирательных округов и избирательных участков; составление списков избирателей; формирование избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты; предвыборная агитация; финансирование выборов; голосование и определение результатов выборов.

(И.К.)

СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАРЕЙШИЙ ДЕПУТАТ

СТАРЕЙШИЙ ДЕПУТАТ - депутат нижней палаты Парламента России, который старше всех других депутатов по возрасту и в силу парламентского обыкновения обладает правом открыть первое заседание вновь избранной Государственной Думы.

(Г.И.)

СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТУС ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СТАТУС ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (термин "статус" происходит от лат "status" - состояние, положение) - законодательно закрепленная совокупность прав и обязанностей органа власти, характеризующая его правовое положение в системе разделения властей. К элементам С.о.г.в. относятся: социальное назначение, роль, задачи и функции; принципы организации и деятельности, характер взаимоотношений с иными органами власти; компетенция и государственно-властные полномочия; источники финансирования; форма правовых актов; право пользования государственными символами, официальное название. Важнейшими элементами С.о.г.в. являются порядок его формирования, внутренняя организация, порядок деятельности и используемые процедурные формы, гарантии деятельности, иммунитеты и др. С.о.г.в. и его составляющие закрепляются в Конституции страны и в конкретизирующих ее законах.

(В.Ч.)

СТАТУС ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

СТАТУС ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ - предусмотренные законом права, обязанности и ответственность, характеризующие правовое положение члена избирательной комиссии, а также условия (ограничения), исключающие возможность пребывания определенной категории лиц в С.ч.и.к. Действующее избирательное законодательство различает две группы членов избирательных комиссий: а) с правом решающего голоса и б) с правом совещательного голоса. Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.) определяется круг лиц, которые не могут являться членами избирательных комиссий с правом решающего голоса. К числу таких лиц отнесены: 1) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2) судьи; 3) кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица; 4) уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений и блоков, выдвинувших кандидатов; 5) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; 6) супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов, а также лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов.

На члена избирательной комиссии с правом решающего голоса распространяются следующие права и гарантии: он вправе работать на постоянной основе в комиссии, действующей на постоянной основе (при этом он не может занимать другие государственные должности); за ним сохраняется средний заработок по месту основной работы на весь период подготовки и проведения выборов; на период проведения выборов он не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта РФ, а член Центральной избирательной комиссии РФ - без согласия Генерального прокурора РФ к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке; не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в их подсчете, составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции избирательной комиссии, и права подписывать решения комиссии.

(В.Ч.)

СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств субъектов РФ и иностранных государств в РФ. Столица является административно-политическим центром страны, где, как правило, дислоцируются центральные (общенациональные) парламентские, правительственные и судебные учреждения. В большинстве стран указание на местонахождение столицы содержится в тексте конституции. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70) С. РФ является г. Москва. Правовое положение столицы определяется Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" (с изм. и доп.). Закон определяет здания и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, устанавливает порядок изменения перечня объектов федеральной собственности на территории Москвы. В некоторых странах столица расположена на территории специально созданной административно-территориальной единицы (в федеративных государствах это федеральные округа). Являясь С. РФ, Москва в то же время выступает полноправным субъектом РФ. Ее правовое положение определяется Уставом г. Москвы. Устав предусматривает, что органы государственной власти г. Москвы, осуществляя функцию С. РФ, предоставляют в установленном порядке федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги, а также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий.

(В.Ч.)

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент РФ своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Первоначально, после принятия Конституции РФ такая структура четкой дифференциации не имела и охватывала федеральные министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, государственные службы, агентства, федеральные надзоры, департаменты (к примеру, налоговой полиции) и др. В соответствии с осуществляемой в РФ реорганизацией федеральной исполнительной власти предполагалось ограничиться тремя видами федеральных органов исполнительной власти: министерством, федеральной службой (управлением) и федеральным надзором. Соответственно предполагалось, что в систему (структуру) федеральных органов исполнительной власти РФ будут входить федеральные министерства, федеральные службы и федеральные надзоры России.

Ныне действующая в РФ С.ф.о.и.в. утверждена Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" с изм. и доп. и от 16 октября 2001 г. В нее входят: 1) Правительство; 2) федеральные министерства (всего 24); 3) государственные комитеты (10); 4) федеральные комиссии (3); 5) федеральные службы (15); 6) российские агентства (9); 7) иные федеральные органы исполнительной власти (3). Все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции Президента (министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и др.). Из общего числа федеральных органов исполнительной власти к ведению Президента отнесено 16: пять федеральных министерств; семь федеральных служб; одно российское агентство, а также федеральные ведомства, отнесенные к иным федеральным органам исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ.

(В.Ч.)

СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории РФ, характеристики ее статуса, способа образования. С. РФ в его конституционно-правовом значении - это ограниченно правоспособное образование, которое имеет черты государства и входит в единое федеративное государство. Конституция РФ (ч. 1 ст. 65) содержит исчерпывающий перечень и официальное наименование всех 89 С. РФ. В состав РФ входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 10 автономных округов и одна автономная область. Правовой статус каждого из перечисленных субъектов определяется Конституцией РФ и их уставами. Республика, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 5), является государством; края, области, федеральные города не являются государствами, они - государственные образования, созданные по территориальному принципу. В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип. Таким образом, они являются национально-территориальными государственными образованиями. Система органов государственной власти С. РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Конституционный статус данных С. РФ характеризуют: наличие устава, собственного законодательства; самостоятельно устанавливаемая в соответствии с федеральной Конституцией и федеральными законами система органов государственной власти; наличие территории, которая может быть изменена только с взаимного согласия органов государственной власти соответствующих С. РФ. На конституционном статусе каждого С. РФ, несомненно, сказываются два обстоятельства: 1) признание государственного суверенитета исключительно за РФ и 2) отсутствие как у республик, так и у других субъектов РФ права выхода из ее состава. С. РФ не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию и ни один из С. РФ не вправе препятствовать его законному применению на своей территории (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ).

(В.Ч.)

СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА - граждане и их объединения, реализующие конституционные избирательные права, а также лица и организации, обеспечивающие проведение выборов (референдумов). К С.и.п. относится предусмотренный законом круг лиц и органов, уполномоченных в установленном порядке на совершение тех или иных избирательных действий. Круг таких лиц и органов многообразен. Избирательное законодательство выделяет несколько групп таких субъектов. Непосредственными и наиболее значимыми С.и.п. являются лица, наделенные избирательными правами. Это прежде всего избиратели или граждане, наделенные активными избирательными правами. Это наиболее многочисленная группа С.и.п. Следующую группу составляют граждане, реализующие пассивные избирательные права, - кандидаты на выборные должности, а также избирательные объединения и избирательные блоки, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидата на выборную должность; представители кандидатов, их доверенные лица, наблюдатели на выборах. Особую группу С.и.п. образуют лица и органы, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан. К таковым прежде всего относятся избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также главы муниципальных образований; в некоторых случаях - суд соответствующего уровня.

(В.Ч.)

СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - участники конституционно-правовых отношений. Ими могут быть физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты РФ, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.). Все С.к.п. наделены конституционной правосубъектностью. При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченностью ничем кроме закона) обладает народ. Как единый суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства, возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др. Государство (РФ), органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным Конституцией РФ.

(В.Ч.)

СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - определенный Конституцией РФ круг органов государственной власти и должностных лиц, наделенных правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями. Такое право принадлежит Президенту РФ, Правительству РФ, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ по предметам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Кроме того, согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания РФ, правом законодательной инициативы обладает также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что от 40 до 60% законодательных инициатив исходит от депутатов Государственной Думы. При этом значительная часть таких инициатив реализуется отдельными депутатами, что нельзя признать оправданным. Право законодательной инициативы в этом случае нередко используется в качестве инструмента политической борьбы или средства лоббирования интересов определенных социальных групп. Некоторые особенности реализации права законодательной инициативы предусмотрены Регламентом Совета Федерации, который, по сути, исключает возможность реализации законодательных инициатив отдельными членами палаты. Согласно ст. 43 Регламента предложение о разработке проекта нового федерального закона вносится комитетом Совета Федерации или двумя членами палаты, представляющими в Совете Федерации один субъект РФ, или группой членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек.

(В.Ч.)

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД - гарантированная законом возможность для каждого человека обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц. Объектом обжалования могут выступать нормативно-правовые акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.п.), а также правоприменительные акты, решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Процедуры и порядок судебного обжалования таких актов определены Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп.).

(В.Ч.)

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ - государственный орган при Президенте РФ, призванный разрешать споры и иные дела, возникающие в сфере деятельности средств массовой информации, кроме тех, которые отнесены законом к юрисдикции судов РФ. С.п. по и.с. создана на основе учрежденного в 1993 г. на период избирательной кампании третейского информационного суда, прекратившего полномочия в связи с окончанием этой кампании. Правовой статус Палаты определялся Положением "О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации", утвержденном Указом Президента РФ от 31 января 1994 г. В соответствии с Положением главной задачей Судебной палаты являлось содействие Президенту РФ в эффективной реализации им конституционных полномочий гаранта закрепленных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан в сфере массовой информации. Соответственно данной задаче на Судебную палату возлагались следующие функции: содействие Президенту РФ в обеспечении прав и свобод в сфере массовой информации; содействие обеспечению эффективности и достоверности сообщений в СМИ, затрагивающих общественные интересы; обеспечение соблюдения принципа равноправия в сфере массовой информации; обеспечение защиты нравственных интересов детства и юношества в СМИ; способствование осуществлению принципа политического плюрализма в информационных и общественно-политических теле- и радиопрограммах; разрешение споров о распределении времени вещания на радио и телевидении для фракций, создаваемых в Федеральном Собрании; дача указаний по исправлению фактических ошибок в информационных сообщениях СМИ, затрагивающих общественные интересы. С.п. по и.с. состояла из Председателя, его заместителя и нескольких членов, которые назначались на должность и освобождались от должности Президентом РФ. По отношению к лицам и организациям, нарушающим требования законодательства о СМИ, Судебная палата применяла "информационные санкции": вправе была объявить замечание журналисту, нарушающему общепринятые этические нормы; внести в суд представление о прекращении деятельности органа массовой информации, учредителю или редакции которого в установленный законом срок были сделаны письменные предупреждения, и др. На правах отдела в составе Администрации Президента РФ действовал Секретариат С.п. по и.с. в качестве ее рабочего органа. Указом Президента РФ от 3 июня 2000 г. "О формировании Администрации Президента Российской Федерации" С.п. по и.с ликвидирована.

(И.К.)

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей - осуществление правосудия. С.с. РФ образует совокупность всех действующих в РФ судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп.) в С.с. РФ входят федеральные суды и суды субъектов РФ. К системе федеральных судов относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (система федеральных судов общей юрисдикции); 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ (система федеральных арбитражных судов).

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. В зависимости от осуществляемых форм правосудия С.с. РФ представлена тремя видами судов: конституционными (уставными), общей юрисдикции и арбитражными. Конституционные (уставные) и арбитражные суды, кроме того, относятся к специализированным судам, поскольку они рассматривают только те дела, которые законом прямо отнесены к их ведению. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом, призваны разрешать все иные дела. Поэтому система судов общей юрисдикции является наиболее разветвленной, здесь работает основная масса судей, решается большинство дел (в частности, все уголовные). Каждая ветвь судебной системы самостоятельна: имеет свою собственную систему судебных органов, финансируется из федерального бюджета по своей отдельной бюджетной "строке" (кроме конституционно-уставных судов субъекта РФ и мировых судей), имеет свою собственную законодательную (как материальную, так и процессуально-правовую) основу деятельности. Вместе с тем Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" закрепляет единство С.с. РФ, которое гарантируется: установлением судебной системы федеральным законом; обязанностью всех судов осуществлять правосудие в соответствии с определенными федеральными законами правилами судопроизводства; признанием обязательности исполнения на всей территории РФ вступивших в законную силу судебных решений; законодательным определением единства статуса судей; финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и др.

(В.Ч.)

СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДЕБНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

СУДЕБНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип устройства судебной власти в федеративном государстве, связанный с приспособлением институтов судебной власти к федеративному характеру отношений между федеральным центром и составными частями федерации. С.ф. сочетается с принципом единства судебной власти, который является основой построения системы судебных органов как в федеративном, так и в унитарном государстве. С.ф. привносит существенное своеобразие в построение судебной системы. Если в унитарном государстве единство судебной власти построено на принципе централизма (на основе создания одноуровневой иерархичной структуры судебных органов), то в федеративном судебная власть организуется на основе сочетания централизации и децентрализации. При этом централизация судебной системы обусловлена необходимостью соблюдения принципов государственного суверенитета, верховенства общенациональной конституции и федеральных законов. Децентрализация же призвана отобразить устройство государственной власти, всей системы органов государства с точки зрения принципов федерализма.

Действующая судебная система России в основном соответствует принципу федерализма. Однако не все субъекты РФ при построении собственных государственно-правовых систем исходили из признания закрепленного в Конституции РФ положения о том, что правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", что действующие в РФ суды (кроме конституционных или уставных и мировых судей субъектов РФ) относятся к федеральным судам и установление их полномочий, порядка образования является прерогативой федеральной власти, что судьи федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ. В конституциях Башкортостана, Бурятии, Ингушетии, Татарстана, Тывы, Саха (Якутии) и некоторых других республик остаются неизменными положения о порядке формирования (избрания) судов общей юрисдикции и арбитражных судов высших органов государственной власти этих республик, установления их компетенции. В противоречии с федеральным правом расширяется система судебных органов. В частности, согласно ст. 142 Конституции Татарстана, законодательством республики может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и др.), подведомственных судам общей юрисдикции. В последнее время в субъектах РФ проводится значительная работа по приведению собственных правовых систем в соответствие с принципом верховенства федерального права.

(В.Ч.)

СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ (МОНОКРАТИЧЕСКАЯ) РЕСПУБЛИКА

СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ (МОНОКРАТИЧЕСКАЯ) РЕСПУБЛИКА - разновидность президентской республики, характеризующейся режимом президентского правления. Суперпрезидентскую республику характеризуют: а) концентрация всей полноты власти в руках "сильного" президента, который в таких случаях может быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти, лидером правящей политической партии; б) фактически ничем не ограниченное право президента распустить парламент; в) право президента назначать на должность и освобождать от должности руководителей местных администраций, судей; г) право президента вводить по собственному усмотрению режим чрезвычайного и военного положения; д) практическая невозможность отрешения президента от должности; е) деформация или полное отсутствие системы "сдержек" и "противовесов", которая является обязательным условием баланса законодательной, исполнительной и судебной властей; ж) ориентация всех государственных структур во главе с президентом на установление монократического режима, при котором отсутствует подлинная демократия, а права и свободы граждан носят формальный, а нередко и фиктивный характер. В современных условиях С.(м.)р. существуют в большинстве латиноамериканских стран, некоторых азиатских и бывших советских республиках.

(В.Ч.)

СУХОПУТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

СУХОПУТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - часть государственной территории, представленная всей сушей в пределах границ государства. К С.т. относятся материк, острова и анклавы - часть С.т. государства, охваченная С.т. другого государства и не имеющая морского берега. Не все государства состоят из всех указанных частей, некоторые не имеют островов, анклавов, иные относятся к островным и не обладают территорией на материке.

(В.Ч.)

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Правовое положение С.п. определяется Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101) и Федеральным законом от 16 декабря 1994 г. "О Счетной палате Российской Федерации". С.п. состоит из Председателя, заместителя, 12 аудиторов и аппарата. Председателя С.п. и половину состава аудиторов назначает сроком на 6 лет Государственная Дума; заместителя Председателя С.п. и другую половину аудиторов на тот же срок назначает Совет Федерации. Указано специальное требование, предъявляемое к аудиторам, - наличие высшего образования и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. В соответствии с вышеназванным Законом на С.п. возлагаются следующие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия С.п. РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам С.п. информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. По результатам проведенных контрольных мероприятий С.п. направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности. В случае выявления на проверяемых объектах нарушений хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, С.п. имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница