Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАБЛИЦА ПОПРАВОК

ТАБЛИЦА ПОПРАВОК - предусмотренный палатами Федерального Собрания документ, в котором обобщен сводный перечень поправок на законопроект, поступивших в ответственный комитет Государственной Думы от субъекта права законодательной инициативы и одобренных данным комитетом или рекомендованных к отклонению. Поправки группируются в следующем порядке: 1) основной текст статьи законопроекта - текст поправки; 2) поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к принятию, - поправки, не рекомендуемые комитетом к принятию. Т.п. вместе с текстом законопроекта выносится на второе чтение. Т.п. бывают трех видов: одобренные ответственным комитетом и включенные в текст законопроекта (№ 1); рекомендуемые к отклонению (№ 2) и по которым не было принято решений (№ 3). Т.п. содержат текст законопроекта с предложенной поправкой, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки, краткое обоснование ответственного комитета.

(В.Ч.)

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - принцип избирательного права, согласно которому не допускается контроль за волеизъявлением избирателей. Т.г. гарантируется рядом законодательных процедур: каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается; избирательные бюллетени не нумеруются, заполняются в кабине, в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, включая членов избирательных комиссий, и др. За нарушение Т.г. установлена административная (ст. 40 КоАП РФ) и уголовная (ст. 133 УК РФ) ответственность.

(В.Ч.)

ТЕОРИИ СООТНОШЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

ТЕОРИИ СООТНОШЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ - учения, обосновывавшие юридическую природу суверенитета в федеративном государстве исходя из специфики подходов к пониманию характера взаимоотношений федерации и ее субъектов. Своеобразие подходов к данной проблеме получило выражение в теориях разделенного суверенитета (делимости суверенитета), несуверенных государств, так называемой сепаративной теории, теории участия и теории остаточного суверенитета.

(В.Ч.)

ТЕОРИЯ НЕСУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ (НЕОГРАНИЧЕННОГО, ПОЛНОГО СУВЕРЕНИТЕТА)

ТЕОРИЯ НЕСУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ (НЕОГРАНИЧЕННОГО, ПОЛНОГО СУВЕРЕНИТЕТА) - учение, согласно которому государство - член сообщества может существовать как государство, не обладая суверенитетом. Основатели этой теории (немецкие государствоведы XIX в. Еллинек, Аланд) исходили из того, что на всей территории единого государства существует только один суверенитет - имперский или федеральный. По Еллинеку, государства, вошедшие в федерацию, сохраняют определенный объем власти, но утрачивают суверенитет.

(В.Ч.)

ТЕОРИЯ ОСТАТОЧНОГО СУВЕРЕНИТЕТА

ТЕОРИЯ ОСТАТОЧНОГО СУВЕРЕНИТЕТА - современные подходы к вопросу понимания юридической природы суверенитета в федеративном государстве, основывающиеся на признании за субъектами федерации всей полноты государственной власти за вычетом предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов. Такой подход наиболее современен и важен для понимания российского федерализма. Согласно этому подходу на территории РФ не может быть иных неограниченных суверенитетов; субъекты Федерации, даже обладающие статусом государства, могут рассматриваться только как имеющие остаточный суверенитет. Это в полной мере соответствует Конституции РФ (ст. 73), которая предоставляет субъектам РФ всю полноту государственной власти, но за вычетом предметов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Последние, таким образом, обладают остаточным суверенитетом, и любые попытки того или иного субъекта Федерации утвердить себя как полностью суверенное государство противоречат Конституции РФ. Переданные Федерации суверенные права ни один субъект Федерации не может вернуть назад на конституционной основе в одностороннем порядке.

(В.Ч.)

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА (ДЕЛИМОСТИ СУВЕРЕНИТЕТА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕОРИЯ СЕПАРАТИВНАЯ

ТЕОРИЯ СЕПАРАТИВНАЯ - учение, согласно которому в федеративном объединении государств возможен суверенитет либо федерации, либо ее субъектов. В первом случае, согласно данной теории, суверенным государством выступает федерация в целом, а ее субъекты - государства-члены теряют свой суверенитет и представляют собой политические образования, созданные для выполнения конкретных целей. Во втором - федеративное государство, возникшее из договора, не вправе подчинять своей воле государства, его образовавшие. Данная теория возникла в XIX в. в противовес теории делимости суверенитета. Проявления сепаративной теории (ее можно было бы назвать теорией ограниченного суверенитета, поскольку ее основная идея - это признание неполного, ограниченного волей субъектов суверенитета федерации) имеют место в практике современного российского федерализма. В частности, это проявления регионального суверенитета, наблюдавшиеся в 1990-1992 гг., когда не только национальные, но и территориальные образования - составные части РСФСР провозглашали собственный "государственный" суверенитет. После принятия Конституции РФ 1993 г. попытки ограничения суверенитета Федерации волей ее субъектов проявляются в следующем: провозглашение в республиканских конституциях суверенитета республики в той или иной форме (объявление республики суверенным государством, закрепление положений о распространении так называемого государственного суверенитета республики); закрепление в конституциях республик связей конфедеративного типа; закрепление в конституциях, уставах некоторых субъектов РФ права приостановления в одностороннем порядке действия Федеральных законов, а равно права ратификации субъектом федеральных законов; стремление ряда субъектов в противоречие федеральной Конституции определить собственный статус исключительно в индивидуализированной форме посредством заключения договора с федеральными органами государственной власти и др.

(В.Ч.)

ТЕОРИЯ УЧАСТИЯ

ТЕОРИЯ УЧАСТИЯ - учение, основывающееся на том, что истинно государственный характер имеет федерация - единственно суверенное государство. Субъекты федерации, согласно данному учению, участвуют в образовании суверенной воли федеративного государства и таким образом содействуют возникновению федерального суверенитета. Этим субъекты федерации отличаются от самоуправляющихся провинций унитарного государства.

(В.Ч.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - территория РФ, в пределах которой общественное объединение правомочно осуществлять свою деятельность. В зависимости от территориальной сферы деятельности все российские общественные объединения подразделяются на: общероссийские - осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеющие там свои структурные подразделения (отделения, филиалы или представительства); межрегиональные - осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ; региональные - осуществляющие свою деятельность на территории одного субъекта Федерации; местные - действующие в пределах территории юрисдикции органа местного самоуправления. Кроме того, законодательство выделяет и международные общественные объединения - такие, которые согласно уставу имеют хотя бы одно из своих подразделений в иностранных государствах.

(В.Ч.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО - элемент государственного суверенитета РФ, характеризующий исключительность государственной власти в пределах границ государства. Согласно международному праву, Т.в. государства означает, во-первых, что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и, во-вторых, что на территории данного государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Т.в. предполагает возможность государства применять к своим гражданам и иностранцам все законные средства властного принуждения. Принцип Т.в. нашел прямое закрепление в Конституции РФ: суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). Как и государственный суверенитет, Т.в. государства не является юридически неограниченным. Власть над своей территорией государство обязано осуществлять исключительно в интересах проживающего на ней населения.

(В.Ч.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы. Органы Т.о.с. населения (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и т.п.) создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Они характеризуются территориальным признаком организации и деятельности, представительным характером, общественной формой и самоуправленческой природой. От общественных объединений Т.о.с. отличаются тем, что они действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта, объединяют население не на основе членства, связанного определенными условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов и т.п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Компетенция органов Т.о.с. населения определяется положением (уставом) об этих органах. Решения органов Т.о.с., принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления. В ряде субъектов РФ (к примеру, в Москве) типовой устав Т.о.с. является законодательным актом, принимается с учетом предложений граждан и органов Т.о.с.

(В.Ч.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - допускаемое федеральным законом ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях РФ в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ без каких-либо изъятий. Это означает, что все субъекты РФ обязаны обеспечить населению территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. В то же время Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 12) допускает в исключительных случаях частичное или полное ограничение прав граждан на местное самоуправление на определенной территории. При этом нераспространение местного самоуправления на отдельные территории возможно по решению федеральных органов государственной власти и в форме федерального закона (см. Закрытое административно-территориальное образование). По общему правилу, вводимые ограничения должны быть временными и периодически пересматриваться. Полное ограничение прав граждан на местное самоуправление означает изъятие определенной территории из сферы местного самоуправления.

(В.Ч.)

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ (такие сведения публикуются в "Извещениях мореплавателя"). В отдельных случаях иная ширина Т.в. РФ может устанавливаться международными договорами РФ, а при отсутствии договоров - в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

(В.Ч.)

ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРРИТОРИЯ С РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫМ ПОСЕЩЕНИЕМ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ТЕРРИТОРИЯ С РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫМ ПОСЕЩЕНИЕМ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН - предусмотренная законодательством территория РФ, на которую въезд иностранных граждан согласовывается принимающими организациями (органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления, объединениями, корпорациями, союзами предприятий, общественными организациями) с Федеральной службой безопасности РФ или ее территориальными органами по месту нахождения принимающей организации. В РФ перечень таких территорий утвержден постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 и постановлением Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. № 1171. О вносимых в перечень изменениях Министерство иностранных дел информирует дипломатические и консульские представительства, аккредитованные в РФ.

(И.К.)

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ - район, не находящийся под суверенитетом государства и не входящий в состав государственной территории, но в отношении которого каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этого района. К Т. со ср. относятся континентальный шельф и экономическая морская зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе определяется Федеральным законом от 30 ноября 1996 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации". Права субъектов РФ в эксплуатации ресурсов континентального шельфа осуществляются соответственно их вкладам в разработку этих ресурсов.

Экономическая морская зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Правовой режим экономической морской зоны базируется на принципах и нормах, относящихся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов и др.).

(В.Ч.)

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Конституционный Суд в этом смысле есть верховный толкователь Конституции. Целью толкования является юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование. Т.К. РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Т.К. РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации". От официального Т.К. РФ следует отличать ее доктринальное толкование - комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.

(В.Ч.)

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ - (от франц. "totalitaire", лат. "totus" - весь, целый) - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия. Т.р. возник в XX в. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной "законности" и др. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский. Т.р. сохраняются в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. Крайним проявлением тоталитаризма, характеризующегося агрессивностью, склонностью к развязыванию войн и базирующегося на националистической и расовой идеологии, возведенной в ранг официальной (государственной), является фашистский режим.

(И.К.)

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрение в целом. При Т.ч.з. не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, дальнейшему рассмотрению он не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертиз законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница