Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЖ"-"ОПТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЖ"-"ОПТ")

ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ - предусмотренные законом процедуры (порядок) восстановления избирательных прав граждан, нарушенных незаконными решениями и действиями (бездействием) органов власти, избирательных комиссий и общественных объединений. Действующее законодательство предусматривает судебный и административный порядок обжалования. Судебный порядок предполагает следующее: решения и действия Центризбиркома и его должностных лиц обжалуются в Верховный Суд РФ; решения и действия избирательных комиссий субъекта РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы власти - в суд субъекта РФ; решения и действия иных избирательных комиссий - в районные суды. С жалобами о нарушении избирательных прав могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, иные общественные объединения, а также избирательные комиссии. Закон особо оговаривает, что в случае, если указанные в жалобе нарушения касаются значительного числа граждан, либо если в случае иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центризбирком вправе обратиться в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу по существу. Суд может отменить в судебном порядке незаконные решения соответствующих избирательных комиссий о регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования или о результатах выборов. Административный порядок предполагает, что решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно по уровню выборов). Решения по жалобам, поступающим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а также проведение предварительного следствия не требуют согласия соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления на прекращение действия принципа неприкосновенности признанного избранным кандидата. Это означает, к примеру, что избранный депутат Государственной Думы без согласия на то палаты может быть вызван в суд, к следователю для дачи показаний в связи с рассматриваемой судом (следователем) жалобой.

(В.Ч.)

ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТЬ - государственно-территориальное образование в составе РФ. Вне пределов компетенции РФ область обладает всей полнотой государственной власти. В конституционном праве понятие О. употребляется для обозначения определенной части территории государства. В дореволюционной России О. признавались административно-территориальные единицы, которые были расположены на окраинах империи, а также в местах проживания казачества. О. входила в состав генерал-губернаторств и тех краев, которые имели статус генерал-губернаторств. Управление О. (за некоторыми исключениями) осуществляла администрация, подчиненная ведомству военного министра.

В РСФСР до 31 марта 1992 г. (до провозглашения Федеративным договором России Федерацией О. являлась обычной административно-территориальной единицей. Провозглашение России федеративным государством изменило статус О. - она стала разновидностью субъектов Федерации. Согласно Конституции в РФ насчитывается 49 О., имеющих такой статус.

(И.К.)

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА (ПРОМУЛЬГАЦИЯ)

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА (ПРОМУЛЬГАЦИЯ) (от лат. "promulgatio" - оглашение, обнародование) - официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании. Посредством промульгации акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти О.з. охватывает две взаимосвязанные процедуры: 1) подписание закона, т.е. санкционирование главой Российского государства принятого парламентом закона, и 2) опубликование федерального закона в официальных изданиях (в РФ - "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Парламентская газета"). В строгом конституционно-правовом смысле понятия "О.з " и "промульгация" не идентичны В РФ промульгация не используется как обязательное условие обнародования федеральных законов и законов субъектов РФ. О.з. означает его (закона) вступление в законную силу. Конституция РФ (ч. 1, 2 ст. 107) интерпретирует обнародование значительно уже, употребляя этот термин в значении опубликования федерального закона.

(В.Ч.)

ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - конституционная процедура изменения состава субъектов РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" О. в с. РФ н.с. осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Одновременно субъекты, территории которых подлежат объединению, могут прекратить свое существование.

О. в с. РФ н.с. осуществляется на добровольной основе. При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Инициатива О. в с. РФ н.с. принадлежит заинтересованным субъектам РФ, т.е. тем, на территории которых образуется новый субъект РФ. Предложение об О. в с. РФ н.с. направляется Президенту РФ, оно должно быть обоснованно и содержать предлагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе РФ нового субъекта. О поступившем предложении об О. в с. РФ н.с. Президент РФ уведомляет палаты Федерального Собрания и Правительство РФ. Вопрос об О. в с. РФ н.с. подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Официальные данные по референдумам представляются Президенту РФ. О. в с. РФ н.с. оформляется федеральным конституционным законом

(В.Ч.)

ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Граждане могут обращаться к органам местного самоуправления и к их должностным лицам. Указанные органы и должностные лица обязаны в течение месяца дать ответ по существу обращения того или иного гражданина.

(В.Ч.)

ОБРАЩЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЯ

ОБРАЩЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЯ - гарантированное законом право депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации обратиться с вопросом к любому члену Правительства РФ на заседании палаты и получить от него ответ. Обращение или вопрос парламентария есть выраженная в устной или письменной форме и обращенная к Правительству либо к его членам просьба парламентария дать официальное пояснение по какому-либо факту, случаю. Для ответов на обращения парламентария палатой выделяется специальное время. В Государственной Думе это время именуется "правительственным часом". Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 38) устанавливает обязанность членов Правительства по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на заданные им вопросы в порядке, определенном регламентами палат. При этом приглашение палаты с указанием интересующих парламентариев вопросов должно быть направлено члену Правительства не менее чем за 5 дней до проведения заседания палаты. Кроме того, с коллективными письменными обращениями к членам Правительства, согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве (ст. 40), вправе обращаться комитеты и комиссии палаты и в согласованные сроки получать на эти обращения ответы.

О.п. - это право, которому корреспондирована обязанность соответствующих должностных лиц. В соответствии со ст. 17.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

(В.Ч.)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - указанные в федеральном законе обстоятельства (государственно-правовые факты) или условия, при наличии которых референдум не может быть проведен. Законом запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения. Повторный референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса не может проводиться в РФ в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума РФ.

(И.К.)

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства. Соответственно своему статусу Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы

(В.Ч.)

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - по Конституции РФ часть национальной правовой системы, источники конституционного права. В международной практике под общепризнанными понимают нормы, признанные представительным большинством государств. Такие нормы имеют юридическую форму международного обычая или договора (конвенции) и содержатся в уставах ООН, Совета Европы, международных договорах, конвенциях (конвенционные нормы), декларациях, пактах, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, статутах и иных источниках. Основные принципы международного права (неприменение силы, невмешательство во внутреннюю политику другого государства, суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение государственных обязательств и др.) содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970).

(В.Ч.)

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - консультативный орган, созданный в 1994 г., в состав которого входили представители общественных объединений, политических партии и движении, имевшие своей задачей осуществление координации действий различных политических сил по реализации Договора общественного согласия.

(Г.И.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей, указанных в уставе объединения. Основой создания О.о. является конституционное право граждан на объединение, которое предполагает: право создавать О.о., вступать в уже существующие объединения, воздерживаться от вступления в О.о. и беспрепятственно выходить из него. Реализация права на объединение преследует цель обеспечить защиту общих (корпоративных) интересов граждан. О.о. могут быть самой различной направленности: политические, экологические, творческие, патриотические, женские, ветеранские, детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные, творческие союзы, землячества, фонды и др. объединения граждан. О.о. создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. О.о. создаются гражданами по собственному усмотрению, в целом ряде без обращения за разрешением к государственным органам или органам местного самоуправления. В тех же случаях, когда требуется разрешение (например, при создании политического О.о., О.о. с правами юридического лица), закон устанавливает жесткие процедуры, которым должен подчиняться регистрирующий объединение орган.

(В.Ч.)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ - 1) в широком смысле - система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития. О.с. в этом смысле характеризует организацию (государственную и негосударственную) общества; 2) в узком смысле - система отношений, характеризующая функционирование институтов гражданского общества. В этом значении О.с. есть само гражданское общество, его организационно-структурная характеристика.

(И.К.)

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - устанавливаемые федеральным законом основные и общие для всех субъектов Федерации начала, лежащие в основе образования и функционирования их представительных и исполнительных органов государственной власти. Закон устанавливает, что государственная власть в субъекте РФ осуществляется на основе следующих принципов: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

(В.Ч.)

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОСЕЛЕНИЙ

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОСЕЛЕНИЙ - образование на договорных началах в установленном законом порядке сельсоветами, поселками и городами совместно управляемых территорий при сохранении за каждой из них статуса административно-территориальной единицы (см. Поселение (населенный пункт) .

(Г.И.)

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ЗАКОНОПРОЕКТ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ЗАКОНОПРОЕКТ - официальное заключение Правительства РФ на вносимый в Государственную Думу законопроект, реализация которого требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. О.з. на з. необходимо согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 104) для проектов финансовых законов: 1) о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты; 2) о выпуске государственных займов; 3) об изменении финансовых обязательств государства; 4) других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. По смыслу Конституции (ч. 3 ст. 104), Правительство обязано давать заключение на законопроекты до их официального внесения в Государственную Думу, следовательно, инициатива подготовки такого заключения лежит на субъекте права законодательной инициативы.

В случае поступления законопроекта из Государственной Думы заключение представляется до рассмотрения законопроекта палатой в первом чтении. Поступивший на заключение законопроект Аппарат Правительства направляет для подготовки проекта заключения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в том числе в обязательном порядке в министерства финансов, экономического развития и торговли и юстиции. Указанные ведомства обязаны не позднее чем в 15-дневный срок с даты поступления законопроекта направить свои предложения федеральному органу исполнительной власти - головному исполнителю, который в свою очередь в 20-дневный срок обязан подготовить проект заключения (или официального отзыва). Заключение Правительства направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до 1 месяца со дня поступления законопроекта в Правительство. По согласованию с инициатором законопроекта такой срок может быть продлен.

От заключения следует отличать официальный отзыв Правительства на законопроект, в котором излагаются другие оценки (помимо тех, которых требует заключение), существенные замечания и предложения Правительства по законопроекту. Такой отзыв направляется одновременно с заключением. Официальный отзыв направляется и в случае отсутствия в законопроекте вопросов, составляющих предмет заключения Правительства. Кроме того, официальный отзыв может быть подготовлен в случае, если направление поправок после первого чтения нецелесообразно, а также на любой стадии рассмотрения законопроекта палатами Федерального Собрания. Официальный отзыв может быть подготовлен Правительством и в отношении уже принятого федерального закона.

(В.Ч.)

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренный Конституцией РФ перечень федеральных законов, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 106) обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты государственной границы РФ; е) войны и мира.

Федеральные конституционные законы согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, и рассматриваются обеими палатами Федерального Собрания, а значит, и Советом Федерации. Рассмотрение всех других законов зависит от усмотрения Совета Федерации. На практике нередко возникают ситуации, когда Совет Федерации не успевает в течение 14 дней рассмотреть подлежащий обязательному рассмотрению федеральный закон. По этому поводу Конституционный Суд РФ дал следующее разъяснение. В постановлении от 23 марта 1996 г. Суд установил: 1. Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации. 2. Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

(В.Ч.)

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ - принцип избирательного права, в соответствии с которым должно быть гарантировано назначение и проведение выборов в установленные законом сроки. Обязательность проведения выборов предполагает закрепление законом уполномоченных органов и должностных лиц, к ведению которых отнесено принятие решения о назначении (объявлении) выборов. Так, Конституция РФ, федеральные избирательные законы устанавливают, что выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, депутатов Государственной Думы - Президент РФ. В законодательстве содержатся нормы, определяющие точные сроки и порядок назначения выборов. Кроме того, предусмотрены специальные гарантии обеспечения обязательности назначения выборов. Так, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что в случае, если уполномоченный орган или должностное лицо не назначат выборы в установленные законом сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти или местного самоуправления, прокурора выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЕ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА РЕФЕРЕНДУМ

ОГРАНИЧЕНИЕ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА РЕФЕРЕНДУМ - предусмотренные федеральным законом вопросы, по которым референдум не может быть проведен. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" запрещает выносить на общероссийский референдум следующие вопросы: 1) об изменении статуса субъекта РФ; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а также о досрочном проведении выборов этих органов; 3) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства; 4) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов и об освобождении от их уплаты; об амнистии и помиловании; 6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан. В соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 3 ст. 13) на референдум субъекта РФ и на местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов и местного самоуправления, приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении досрочных выборов этих органов либо об их отсрочке; о формировании состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и составе этих органов; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Кроме того, выносимые на референдум субъектов РФ вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы, конституционные гарантии их реализации, а равно должны исключать возможность их неоднозначного толкования. Перечисленные исключения направлены на то, чтобы не допустить использование референдума в противоречие с его конституционно-правовым назначением.

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

ОГРАНИЧЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА - положение закона, в соответствии с которым не имеют право избирать или быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. От установленных законом ограничений избирательных прав следует отличать их лишение. Лишение избирательных прав - это специальная мера, которая предусматривается в конституциях или избирательных законах некоторых современных стран. Подобная мера применяется по решению избирательных комиссий и означает невозможность для соответствующих лиц реализовать активное или пассивное избирательное право. Такую меру правомочны применять и суды в качестве дополнительной меры уголовного наказания.

В истории Советского государства известны периоды, когда подобная мера применялась по классово-политическим мотивам. Так, Конституция РСФСР 1918 г. предусматривала лишение права избирать и быть избранными лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, а также живущих на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы с предприятий и др.), частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, монахов и духовных служителей церкви, служителей и агентов бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, осужденных за корыстные и порочащие преступления и др. Конституция 1936 г. отменила все эти ограничения всеобщего избирательного права, хотя де-юре подобная мера оставалась в качестве меры уголовного наказания вплоть до 1958 г. (до принятия нового УК, вступившего в действие в 1961 г.).

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ПРЕДВЫБОРНУЮ АГИТАЦИЮ

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ПРЕДВЫБОРНУЮ АГИТАЦИЮ - положение избирательного закона, в соответствии с которым определенному кругу субъектов запрещено проводить предвыборную агитацию в любых ее формах. К числу таких субъектов закон относит: органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, а также их должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей; воинские части, военные учреждения и организации; благотворительные организации и региональные объединения; членов избирательных комиссий. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, региональные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 5.11) предусматривает, что проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, влечет за собой административную ответственность - наложение административного штрафа в размере: на граждан - от 10 до 15, на должностных лиц - от 20 до 30 и на юридических лиц - от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда.

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - предусмотренное федеральным законодательством право государства, его органов и должностных лиц определять виды деятельности, подлежащие запрету либо лицензированию. В соответствии с законодательством РФ государство запрещает производство оружия, изготовление орденов и т.п. либо обусловливает осуществление подобной деятельности специальными разрешениями (лицензиями).

В соответствии с Законом РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп.) запрещается деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Монопольным, или доминирующим, признается такое положение, при котором монополист контролирует более 35% рынка и имеется реальная возможность ограничения конкуренции. Формой О.п. на э.д. является также государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Федеральным законом от 14 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определяется порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и др.

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - положение закона, в соответствии с которым запрещаются создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни. Законодательством устанавливается также ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп.) судьи не должны принадлежать к политическим партиям и движениям. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. с изм. и доп.) предусматривается, что в органах прокуратуры не допускаются создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций (ст. 4). Такая деятельность недопустима и в органах МВД (Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции", ст. 20). В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. "Об обороне" в Вооруженных силах России не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (ст. 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих").

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОГРАНИЧЕНИЕ РОСПУСКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ОГРАНИЧЕНИЕ РОСПУСКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - предусмотренные федеральной Конституцией обстоятельства, при наличии которых Государственная Дума не подлежит роспуску. Согласно Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена: в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109); с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109).

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАНДИДАТОМ НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОЛЖНОСТНОГО (СЛУЖЕБНОГО) ПОЛОЖЕНИЯ

ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАНДИДАТОМ НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОЛЖНОСТНОГО (СЛУЖЕБНОГО) ПОЛОЖЕНИЯ - предусмотренные федеральным законом ограничения, касающиеся кандидатов, замещающих государственные и муниципальные должности. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения закон понимает: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, для осуществления в служебное время деятельности, которая способствует выдвижению (избранию); б) использование помещений, занимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению (избранию), если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих работу государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; д) бесплатное или на льготных условиях использование в тех же целях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности; е) проведение сбора подписей, предвыборной агитации в ходе служебных командировок; ж) в случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер и наименование статьи Уголовного кодекса РФ, на основании которой был осужден кандидат. При наличии у кандидата гражданства иностранного государства делается соответствующая запись в подписном листе; з) избирательное объединение, группа избирателей, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении в избирательную комиссию, собирают независимо друг от друга необходимое количество подписей. Суммирование подписей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата, не допускается; и) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях сбора подписей или предвыборной агитации. В соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 1 ст. 64) использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений и блоков должностного или служебного положения является основанием для отмены регистрации кандидата, а равно отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. При этом закон устанавливает, что регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

ОГРАНИЧЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ - предусмотренные законом обстоятельства, при наличии которых политическая партия не может быть создана, а созданная партия не вправе осуществлять свою деятельность. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (с изм. и доп.) запрещаются создание и деятельность партий, цели или деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной вражды и ненависти. Федеральный закон (п. 3 ст. 9) запрещает создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Не допускается создание структурных подразделений партий, а также деятельность партий в органах государственной власти и местного самоуправления (за исключением представительных органов власти), в Вооруженных силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. Недопустима деятельность политических партий в образовательных учреждениях. Запрещаются создание и деятельность на территории РФ партий иностранных государств и их структурных подразделений. Кроме того, деятельность партий может быть ограничена или запрещена в случае введения на территории РФ или в ее отдельных местах чрезвычайного или военного положения.

(В.Ч.)

ОГРАНИЧЕНИЯ, НЕСОВМЕСТИМЫЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ

ОГРАНИЧЕНИЯ, НЕСОВМЕСТИМЫЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ - предусмотренные федеральным законом условия, наличие которых исключает возможность пребывания на муниципальной службе. Муниципальному служащему запрещается: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности; быть депутатом представительных органов власти; заниматься предпринимательской деятельностью; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий или иных общественных объединений. Иные ограничения аналогичны тем, которые установлены для государственных служащих.

(И.К.)

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАМЕЩЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕБЫВАНИЕМ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕБЫВАНИЕМ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - обусловленные должностным положением ограничения, предусмотренные федеральным законом в отношении членов Правительства РФ. Такие обременения представляют собой абсолютный и безусловный запрет члену Правительства РФ занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, а также совершать определенные действия. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 11) члены Правительства РФ не могут: а) быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления, а равно занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; б) заниматься предпринимательской деятельностью (как лично, так и через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом). На время своего пребывания в составе Правительства РФ его члены обязаны передать в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций; в) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; д) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; е) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; ж) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; з) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; и) выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физических и юридических лиц.

(В.Ч.)

ОПИСАНИЕ ОБЛАСТИ, КРАЯ, ИНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПИСАНИЕ ОБЛАСТИ, КРАЯ, ИНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - официальный документ, определяющий границы территорий субъектов РФ. Содержит картографические материалы, заверяемые подписью главы исполнительного органа государственной власти и согласованные с границами сопредельных территорий субъектов РФ. Описание подлежит утверждению законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

(В.Ч.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА - решение, которое не может быть принято в форме постановления (см. Решение Конституционного Суда Российской Федерации).

(Г.И.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ - процедура установления общих итогов голосования соответствующей вышестоящей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных непосредственно из нижестоящих избирательных комиссий. Общие результаты выборов устанавливаются путем сложения содержащихся в протоколах данных о результатах выборов. Протокол и сводная таблица составляются в 3 экземплярах и подписываются членами данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. На основании общих результатов выборов избирательная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании избранным кандидата, набравшего необходимое количество голосов; 2) о проведении повторного голосования; 3) о проведении дополнительных выборов; 4) о признании выборов несостоявшимися; 5) о признании выборов недействительными.

(В.Ч.)

ОПТАЦИЯ

ОПТАЦИЯ (от лат. "optatio" - желание) - добровольный выбор гражданства лицом, проживающим на территории, изменившей государственную принадлежность. Закон РФ о гражданстве (ст. 21) устанавливает, что при изменении границы РФ (т.е. при включении какой-либо территории в состав РФ) лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию).

(И.К.)

Предыдущая страница Следующая страница