Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАБЛЮДАТЕЛЬ НА ВЫБОРАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - право полномочных государственных органов и их должностных лиц в установленном законом порядке осуществлять надзор и контроль за соответствием деятельности общественного объединения его уставу и действующему законодательству. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Органы юстиции осуществляют контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" контроль за соблюдением политическими партиями законодательства и за соответствием их деятельности целям и задачам, предусмотренным уставами этих партий, осуществляют уполномоченные органы. В случае выявления нарушений законодательства РФ или осуществления деятельности, противоречащей уставным целям, уполномоченный орган может вынести политической партии письменное предупреждение с указанием конкретных оснований. Предупреждение может быть обжаловано общественным объединением в судебном порядке.

(В.Ч.)

НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА - предусмотренное уставом муниципального образования право населения выступать с инициативой принятия правовых актов. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления. В таком заседании вправе участвовать лица, выдвинувшие инициативу, и представитель населения. Результаты обсуждения Н.п.и. подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

(И.К.)

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА)

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) - в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Н.с, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Наряду с отмеченными власть народа обладает и другими особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Н.с. имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ - на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном - через местные сообщества граждан.

(В.Ч.)

НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТА

НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТА - заключение научного учреждения либо отдельных ученых по законопроекту, представляемое по инициативе ответственного комитета Государственной Думы. Решение о проведении такой экспертизы принимает ответственный комитет. Законопроект и сопроводительное письмо за подписью председателя комитета Государственной Думы направляются в научную организацию или конкретному специалисту. Принятие специального закона о проведении независимой экспертизы законопроектов способствовало бы повышению качества законотворческой работы.

(В.Ч.)

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - политическая форма самоопределения нации, т.е. государства, образованного соответствующей нацией, которая компактно проживает на определенной территории, в результате осуществления ею основного права на политическое самоопределение. В идеальном виде такое государство создается по формуле: "одно государство - одна нация".

(В.Ч.)

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ - особый, определенный законом статус отдельных этнических групп и государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Как форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности Н.-к.а. создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов. Идеи Н.-к.а. разработаны в начале XX в. в Австро-Венгрии К. Пеннером, О. Бауэром и другими лидерами австрийской социал-демократии. Эти идеи легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавших, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея Н.-к.а. основана на неправильном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как Н.-к.а. широко применяется во многих государствах современного мира для этнических меньшинств. Сущность Н.-к.а. сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин, или землячеств, этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. Проблема Н.-к.а. актуальна для русского этноса, учитывая, что свыше 25 млн. русских проживают за пределами РФ.

(В.Ч.)

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ - выборы, в которых допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Избирательное законодательство, помимо указанных оснований, признает выборы недействительными в случае, если они признаны недействительными не менее чем на 1/4 части избирательных участков. В обоих этих случаях выборы признаются недействительными соответствующей избирательной комиссией. Кроме того, федеральным законом предусмотрена возможность признания выборов недействительными по решению суда.

(В.Ч.)

НЕДРА

НЕДРА - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Федеральный закон от 3 марта 1995 г. "О недрах" устанавливает, что Н. в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в Н. полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения Н. находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Добытые из Н. полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Действующее законодательство предусматривает, что пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных законом, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда - на граждан, от 30 до 40 - на должностных лиц и от 100 до 200 - на юридических лиц.

(В.Ч.)

НЕЗАВИСИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

НЕЗАВИСИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - исключительное право органов государственной власти самостоятельно принимать нормативные акты, формулировать в них государственную волю, обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (финансовой, политической и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

(В.Ч.)

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЬИ

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЬИ - элемент статуса судьи и конституционный принцип организации судебной власти, в соответствии с которым судья при осуществлении правосудия независим, подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Конкретные гарантии Н.с. закреплены в Законе РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп.). К ним отнесены: а) установленная законом процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только члены данного состава суда); б) преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; г) установленный законом специальный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; д) право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста; е) предоставление судье из государственного бюджета материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; ж) особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.

(В.Ч.)

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕИММИГРАЦИОННАЯ ВИЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕСЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕСЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ - предусмотренные Регламентом Государственной Думы требования к форме и содержанию вносимого в палату законопроекта. Обязательным условием внесения законопроекта в Государственную Думу является представление: текста законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; справки о состоянии законодательства в сфере правового регулирования; перечня законов и иных нормативно-правовых актов, требующих отмены, изменения либо разработки в связи с принятием данного законопроекта; предложения о разработке нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона; финансово-экономического обоснования (при внесении проекта закона, реализация которого потребует материальных затрат); заключения Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту. Непосредственно в текст внесенного в палату законопроекта должны быть включены положения о сроке и порядке вступления в силу предлагаемого к принятию закона; о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов; о приведении Президентом и Правительством своих правовых актов в соответствие с принятым законом.

(В.Ч.)

НЕОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЯ (ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ)

НЕОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЯ (ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ) - закрепленная в законе гарантия, в соответствии с которой депутат (член парламента) не может быть привлечен к ответственности за действия, соответствующие статусу депутата. Н.п. означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу члена парламента.

(И.К.)

НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА

НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА - конституционная характеристика основных прав, призванная оттенить их естественный, неотъемлемый характер, принадлежность человеку от рождения. Неотчуждаемый характер прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Отсюда все эти права и свободы именуются "естественными", имманентно присущими каждому человеку. В то же время человек своими действиями может приобретать права, которые по отношению к нему и его естественной природе носят внешний, навязанный характер. В течение его жизни такие права могут приобретаться, изменяться и прекращать свое действие. Все такие приобретенные (не "естественные") права обязаны своим возникновением не природе человека, а организации жизни людей. В отличие от таких прав, естественные права неотчуждаемы. Даже если фактически они по каким-либо причинам (к примеру, в результате действий неправового характера, неосознаваемых действий носителя прав) отчуждаются от их носителя, то юридически они не могут быть признаны утраченными. Свойство неотчуждаемых за ними остается при любых обстоятельствах. С формально-юридической точки зрения Н.п. носят абсолютный (эвентуальный) характер. Свойство неотчуждаемости означает, что человек как обладатель таких прав не может неправомерно освободиться от обладания такими правами. Иное входило бы в противоречие с природой человека, нарушало бы его естественное состояние. С этим, в частности, связан запрет эвтаназии.

Перечень Н.п. и свобод исторически изменчив. Д. Локк к таким правам относил право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство; Спиноза вел речь о праве на существование и деятельность, на свободу совести и мысли. Действующая российская Конституция вслед за современными европейскими конституциями существенно расширила перечень Н.п., отнеся к ним право на жизнь, на свободу, на охрану достоинства, на равенство, свободу совести, вероисповедания, свободу мысли и слова, право на защиту своих прав и др.

(В.Ч.)

НЕОТЧУЖДАЕМЫЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД

НЕОТЧУЖДАЕМЫЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД - принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно у государства возникают обязанности: 1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве; 2) соблюдать эти права, т. е. не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; 3) защищать права и свободы, т. е. охранить их от нарушения, а в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; Российское государство обязано оказывать покровительство гражданам, находящимся за пределами страны.

(В.Ч.)

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ) ДЕМОКРАТИЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ) ДЕМОКРАТИЯ - осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ (ч. 3 ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Сочетание представительной и Н.д. является высшим проявлением полновластия народа. Н.д. обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему. Субъектами Н.д. выступают: многонациональный народ России в целом; население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, граждане. Характерные черты Н.д.: 1) это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия; 2) право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан; 3) прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляемся актами Н.д. Неправомерный отказов приеме или рассмотрении обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения влекут за собой ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии с действующим законодательством РФ и ее субъектов. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, а также о компенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.

(В.Ч.)

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - иммунитет главы государства от юрисдикции, означающий невозможность по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. Как глава государства Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия. Любое ограничение его свободы и действий до отрешения от должности в установленном порядке является неконституционным. Иммунитет Президента РФ по действующему законодательству не исключает возможности предъявления к нему гражданско-правового иска.

Режим неприкосновенности распространяется не только на действующего главу государства, но и на Президента, прекратившего исполнение полномочий. В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" прекративший исполнение своих полномочий Президент РФ обладает неприкосновенностью: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства. Н.П. РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Генеральный прокурор в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ направляет представление в Государственную Думу. Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации, который в трехмесячный срок рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с учетом представления Генерального прокурора, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Отказ Государственной Думы дать согласие на лишение неприкосновенности бывшего Президента, а равно решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу, и влечет за собой прекращение такого дела.

(В.Ч.)

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ - определенные статусом судьи, Конституцией и федеральным законом гарантии защиты личных или общественных и профессиональных интересов судьи. Н.с. распространяется на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт (личный и служебный) и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Ограничение Н.с. возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении его. Привлечь судью к уголовной или административной ответственности можно только в порядке, определенном Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел по месту нахождения суда обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности судей, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

(В.Ч.)

НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЬИ

НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЬИ - важнейший принцип судоустройства, в соответствии с которым полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Н.с. является гарантией его независимости, прочности и стабильности судебной системы. Как правило, полномочия судьи не ограничиваются определенным сроком. Исключение составляют впервые назначенные на должность судьи районных (городских) народных судов, судьи военных гарнизонов (армий, флотилий, соединений), срок полномочий которых ограничивается тремя годами. Н.с. предполагает, что приостановление полномочий судьи возможно только по основаниям, определенным законом. К ним Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" отнесены: возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; достижение предельного возраста пребывания в должности судьи; признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ; избрание судьи в законодательный (представительный) орган власти. Для приостановления полномочий судьи необходимо решение квалификационной коллегии судей. Что касается прекращения полномочий судьи, то это возможно при определенных законом основаниях (заявление об отставке по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечение срока полномочий, выход из гражданства РФ, увольнение судьи военного суда с военной службы). По решению квалификационной коллегии судей полномочия судьи могут быть прекращены в случаях занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи, отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Статусом судьи предусмотрен почетный уход или почетное удаление судьи с должности (специфические формы отставки). В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежности к судейскому сообществу, ему предоставляются ежемесячное пожизненное содержание и иные льготы.

(В.Ч.)

НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ВЫБОРЫ

НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ВЫБОРЫ - выборы, в которых приняло участие меньшее число избирателей от требуемого законом. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 72) признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 78, 79, 80) Центральная избирательная комиссия по федеральному избирательному округу, а окружная избирательная комиссия по одномандатному округу признают выборы несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 58) выборы признаются несостоявшимися, если: а) в них приняло участие меньше избирателей, чем предусмотрено законодательством; б) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, по отношению к другому кандидату, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; в) право принять участие в распределении мандатов получили менее чем два списка кандидатов; г) за списки кандидатов было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

(В.Ч.)

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах, декларациях и др.), являющихся источниками конституционного права. Н.к.п. закрепляют правовое положение субъектов конституционного права (основные права, свободы, обязанности граждан и их объединений), устанавливают конституционную компетенцию органов государственной власти, правовые процедуры ее осуществления, закрепляют конституционно-правовые формы и средства разрешения конституционных споров и др. Соответственно своеобразие Н.к.п. заключается в следующем:

1) в их назначении. Н.к.п. регулируют поведение субъектов государственно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;

2) в их юридической природе. Н.к.п. относятся к так называемым первичным нормам. Они устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью (государственной и муниципальной) и населением. В этом смысле Н.к.п. по своей природе являются учредительными, что не свойственно нормам никакой иной отрасли права. Отсюда вытекает их повышенная юридическая сила, они отличаются специально-юридическими механизмами действия и государственно-правовыми средствами охраны, определенная часть этих норм имеет прямое действие;

3) в особенностях их юридической конструкции и строения, юридических свойствах, специфике закрепляемых ими конституционных средств регулирования. Имея публично-правовой характер, Н.к.п. используют нехарактерные для публичных отраслей права мягкие правовые средства. Этим объясняется наличие в конституционном праве большого количества договорных норм, содержащихся в международных и внутрифедеральных договорах, соглашениях;

4) в их своеобразной юридической структуре (отсутствие санкции, а иногда и гипотезы);

5) в многообразии юридических форм выражения. Н.к.п. содержатся в Конституции, конституционных и обычных за конах, в президентских и правительственных актах, в актах региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Специфической формой выражения конституционных норм являются акты референдумов и договорные нормы;

6) в наиболее высоком уровне нормативности Н.к.п., что находит выражение в наличии среди них большого числа норм-принципов, норм-дефиниций, норм-деклараций, т.е. так называемых исходных, или отправных, норм права, нехарактерных для других отраслей права.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница