Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБСЕНТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМИЗМ

АВТОНОМИЗМ - 1) в широком смысле - понятие, употребляемое для выражения политического самоопределения этнических групп и регионов на основе создания автономий; 2) в узком смысле (в значении автономизации) - характеристика предложений по объединению в единое государство независимых советских республик (РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР) в августе 1922 г. на принципах автономизации, разработанных комиссией под председательством наркома национальностей И.В. Сталина. В таком значении А. предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое на правах автономных республик должны были входить УССР, ЗСФСР, БССР. Реализация этого плана привела бы к существенному понижению статуса каждого из государств, она, кроме того, не отвечала национальному самосознанию народов и необходимости в связи с этим преодоления упреков в имперских амбициях России. По этой причине предложенный план не был реализован. Предложение В.И. Ленина о вхождении России и других республик в новый федеративный союз юридически было оформлено в том же году: 30 декабря был основан СССР на принципах федерализма - федерации независимых национальных государств.

(В.Ч.)

АВТОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ И АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА - в Союзе ССР форма автономии, национально-государственное образование, находящееся в составе союзной республики. А.р. имела свою конституцию, Верховный Совет, правительство, Верховный Суд. В составе СССР к моменту его распада существовало 20 А.р. (из них 2 в Грузии, по 1 в Узбекистане и Азербайджане), в составе РСФСР - 16 А.р. (Башкирия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Марийская Республика, Мордовия, Северная Осетия, Татария, Тува, Удмуртия, Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чувашия, Якутия). Позже были образованы Адыгейская Республика и Республика Алтай. Чечено-Ингушская Республика разделилась на Чеченскую и Ингушскую. Изменили названия Якутия (Республика Саха), Марийская Республика (Республика Марий Эл), Калмыкия (Хальмг Тангч), Тува (Тыва).

(Г.И.)

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГИТАЦИЯ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА - объединенная единой концепцией продуманная система мер модернизации различных институтов исполнительной власти. Цель А.р. - создание высокоэффективного государственного аппарата, отвечающего потребностям современного российского общества. Проблема осуществления А.р. в РФ и ее основные концептуальные положения определены в ежегодном Послании Президента РФ "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", с которым он обратился к Федеральному Собранию 17 февраля 1998 г. Проведение А.р. предполагает осуществление следующих основных задач: 1) формирование обоснованной системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса. Для выполнения этой задачи прежде всего необходимо разграничить функции собственно управления и функции оказания государственных услуг, которыми должны заниматься не органы власти, а государственные учреждения, работающие, как правило, на основе самоокупаемости; 2) создание Правительства, функционирующего как Кабинет Министров. Этому будет способствовать превращение федеральных министерств в опорный элемент Правительства; 3) переход к управлению на основе собственной компетенции. Это означает в первую очередь необходимость установления и безусловного соблюдения рамок компетенции для каждого государственного органа, государственного учреждения, должностного лица, четкого определения их ответственности за свои решения и действия; 4) освоение современных технологий управления; 5) ресурсное обеспечение органов управления; 6) формирование государственного аппарата, в основу которого будет положена "система заслуг и достоинств", означающая: а) превращение государственной службы из службы "государевой" (традиционной для нашей страны) в службу подлинно гражданскую; б) гибкую, не ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата; в) отбор на государственную службу, продвижение по ней и удержание на этой службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей; г) более ясную дифференциацию статуса "карьерных" и "политических" чиновников ("политических назначенцев"); д) строгую определенность должностных обязанностей; ж) повышение внимания к вопросам административной этики, оживление практической ценности понятия служебной репутации; з) рационализацию затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидацию "теневых" привилегий; и) расширение и изменение практики контрактов (в частности, введение вместо штатного расписания сметы расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа, что будет вести к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы).

(В.Ч.)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА - часть территории субъекта РФ в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, органы местного самоуправления, соответствующий статус, установленный законом субъекта РФ. А.-т.е. имеет свой административный центр, состоит из населенных пунктов (поселений), выделяемых для комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, субъекта РФ, страны в целом. Как составляющие А.-т.е. населенные пункты представляют собой места постоянного проживания людей, приспособленные для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха; в них сосредоточено жилье, административные и хозяйственные постройки. Наиболее распространенными видами А.-т.е. являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней А.-т.е. Городские поселения преимущественно отличаются двухуровневой организацией - города, поселки городского типа (первый уровень) и районы в городах (второй уровень); для сельских поселений более характерны три уровня: сельские районы или сельские округа (первый уровень), сельсоветы, поссоветы и т.п. (второй уровень) и села, деревни, усадьбы, станицы и т.д. (третий уровень).

(В.Ч.)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие А.-т.у. используется в государствоведении и в политической практике для характеристики территориальной организации унитарного государства. Территориальная организация федеративного государства характеризуется через понятие "федеративное устройство" ; понятие же "А.-т.у." используется для характеристики территориального устройства (территориальной организации) субъектов этого государства. А.-т.у. с. РФ включает их административно-территориальное деление (подразделение территории субъекта РФ на определенные части - административно-территориальные единицы, населенные пункты), и административно-териториальный процесс (процедуры образования, упразднения и преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, ведения их учета и учета изменений в А.-т.у.). Соответственно А.-т.у. с. РФ характеризует: а) система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и др. частей; ж) регистрация населенных пунктов, учет изменений в А.-т.у. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.) (п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 13) вопросы А.-т.у. отнесены к компетенции субъектов РФ. Частично все эти вопросы регулируются действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". Это правовой акт федерального уровня. Кроме того, вопросы А.-т.у. конкретного субъекта РФ решаются в его уставе (конституции).

(В.Ч.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР - городское или сельское поселение (населенный пункт) , которое в установленном законодательством порядке определено как место постоянного нахождения представительных и исполнительных органов местного самоуправления сельсовета, района.

(Г.И.)

АДМИНИСТРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. "administratio" - управление) - в РФ орган, возглавляющий систему исполнительной власти края, области, автономной области, автономного округа. В конституционном праве понятие "А." является собирательным, оно используется для обозначения органов управления государства в целом: государственная или региональная А., А. определенной территории (в РФ - А. края, области, автономного округа, региональная А., А. города, района), сельского поселения - сельская А.; А. волости, сельского округа, сельсовета - местная А. Этим же понятием обозначается военная А. (пограничного или военного округа), а также аппарат или государственный орган при должностном лице высокого ранга (А. Президента РФ). В субъектах РФ А. является государственным органом, возглавляющим систему исполнительной власти края, области, автономной области и автономного округа. Чаще всего он называется правительством. Правовой статус А. определяется региональными законами об А., о главе А., о правительстве и его отдельных структурных частях. А. состоит из: 1) главы А. (губернатора, мэра и т.д.); 2) органов, составляющих аппарат главы А.; 3) управлений, комитетов, отделов и иных служб А., которые находятся в двойном подчинении - соответствующим федеральным органам исполнительной власти и главе А. (преимущественно). Возглавляет А. избираемый населением глава А. К задачам А. относятся обеспечение исполнения федерального законодательства, представительство в органах власти, руководство региональными органами исполнительной власти, обеспечение интересов субъекта РФ в федеральных органах власти.

(В.Ч.)

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА МОСКВЫ

АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА МОСКВЫ - исполнительный и распорядительный орган местного самоуправления в составе Управы - органа власти района г. Москвы. А.р.М. состоит из заместителя главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Все они, а также другие служащие А.р.М., согласно перечню, утвержденному главой Управы, наделены исполнительно-распорядительными полномочиями, являются должностными лицами А.р.М. Должностные лица А.р.М. являются муниципальными служащими, работают на постоянной основе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской. Возглавляет А.р.М. и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия глава Управы.

(Г.И.)

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных политических акциях, целью которых является выражение волеизъявления населения. Кроме того, к содержанию А.и.п. законодательство относит и другие правомочия избирателя: давать согласие на выдвижение своей кандидатуры на выборную должность; участвовать в выдвижении кандидатов; самовыдвигаться; вносить свою фамилию в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации соответствующего лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитировать за избрание или против избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участвовать в иных предвыборных мероприятиях; финансировать кандидатов; выполнять функции доверенного лица кандидата, наблюдателя; входить в состав избирательных комиссий и т.д.

В отличие от пассивного избирательного права, А.и.п. граждане приобретают по достижении 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными. Осуществление А.и.п. приостанавливается на определенное время для лиц, которые по решению суда находятся в местах лишения свободы. Как исключение в некоторых странах А.и.п. ограничивается повышенным возрастным цензом, цензом оседлости, грамотности (образования). Носитель А.и.п. в конституционном праве и конституционной практике именуется избирателем (см. Избиратели). В некоторых зарубежных странах в избирательном праве для обозначения лиц, обладающих А.и.п. и имеющих право голосовать во второй ступени при непрямых выборах, используется понятие "выборщик".

(В.Ч.)

АКТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - решения, принимаемые палатами Федерального Собрания - Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам их ведения. Согласно ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимают решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат. Обе палаты Федерального Собрания могут принять постановление в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом. Постановления принимаются большинством голосов (т.е. не менее чем 50% плюс один голос) от общего числа членов (депутатов) палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты. Не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона. Постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

(В.Ч.)

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные Конституцией юридические формы выражения решений, принимаемых Президентом РФ в пределах его конституционных полномочий. Свои полномочия и выраженную посредством их осуществления волю Президент выражает через правовые акты. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 90) Президент вправе издавать указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории РФ. Они носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Распоряжением Президента РФ от 3 августа 1996 г. установлен порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающий их согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, а также их юридическую экспертизу. Решение о готовности проекта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента РФ. Указы, распоряжения (как и федеральные законы) Президент подписывает собственноручно; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению Президента (такая печать находится на хранении у заведующего Канцелярией Президента). А.П. РФ публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации". Нормативные указы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

(В.Ч.)

АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ

АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ - принцип организации и проведения избирательной кампании, на основании которого избирателям в день голосования представляется равная возможность выбора лица (списка избирателей) из нескольких кандидатов (списков кандидатов). Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.) предусмотрено, что в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один кандидат, то выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов. Исключение Законом сделано только для выборов депутатов органов местного самоуправления. В этом случае безальтернативный кандидат может считаться избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

(В.Ч.)

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОГРАММА

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОГРАММА - составная часть административной реформы, предусматривающая системные преобразования, направленные на изменение установок, ценностей, стереотипов поведения как чиновников, так и остальных граждан. Для осуществления А.п. предполагается: а) ввести в действие комплекс законов, в которых будут предусмотрены меры противодействия коррупции; б) осуществить изменения в методах государственного регулирования экономикой и социальной сферой; в) укрепить подразделения правоохранительных органов, занятых борьбой с коррупцией; г) реализовать меры организационного характера в ведомствах с целью предупреждения и пресечения коррупционного поведения; д) мобилизовать усилия институтов гражданского общества по противодействию коррупции; е) развернуть систему гражданского просвещения, включающую в себя обучение антикоррупционному поведению. Усилению борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти должна способствовать созданная в составе Государственной Думы третьего созыва Комиссия по борьбе с коррупцией, являющаяся постоянно действующим органом нижней палаты.

(В.Ч.)

АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - рабочий орган Конституционного Суда РФ, состоящий из Секретариата и иных подразделений и организаций, обеспечивающий его эффективное функционирование, реализацию им задач конституционного судопроизводства. В частности, Секретариат Конституционного Суда осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение, проводит прием посетителей, содействует судьям в подготовке дел. Секретариат наделен правом отказа в приеме обращений в Конституционный Суд в случае, если такие обращения не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. Председатель Суда, его заместитель и каждый судья имеют собственный секретариат (у судьи персонал секретариата состоит из трех сотрудников). В структуре Секретариата Конституционного Суда создано 8 управлений, а также ряд отделов (правовой информации, международных связей и др.). В Секретариат входит группа советников Конституционного Суда. Согласно Регламенту при Конституционном Суде сформирован научно-аналитический центр конституционного правосудия.

(И.К.)

АППАРАТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

АППАРАТ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - создаваемый в установленном порядке при каждой палате Федерального Собрания коллектив государственных служащих, призванный осуществлять правовое, организационное, документационное, информационное, аналитическое и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности палаты, ее органов и парламентариев. Государственные должности в А.п. ФС замещаются государственными служащими в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп.). Правовое положение А.п. ФС определяется этим Законом, а также Регламентом палаты и Положением о ее аппарате (и структурном подразделении), утверждаемым Председателем палаты. А.п. ФС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ, расчетные и текущие счета в банках и др. кредитных учреждениях, смету, а также вправе иметь обособленное имущество. Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально-технического обеспечения работников А.п. ФС, расходы на его содержание определяются Председателем палаты.

Аппарат Государственной Думы включает в себя: секретариаты Председателя палаты, его заместителей и руководителя Аппарата; аппараты депутатских объединений, комитетов и комиссий; управления: аналитическое, организационное, правовое, документационного, информационно-технологического обеспечения, кадров и государственной службы, межпарламентских связей, управления делами, а также парламентскую библиотеку (на правах управления). Кроме того, в Аппарате Государственной Думы есть отдел по защите государственной тайны и приемная (на правах отдела).

Аппарат Совета Федерации сходен со структурой аппарата нижней палаты и состоит из секретариатов Председателя Совета Федерации и его заместителей, управлений (правового, организационного, международных связей, информационно-аналитического, кадров и государственной службы, делопроизводства, делами), пресс-службы, парламентской библиотеки.

(В.Ч.)

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АССОЦИИРОВАННОЕ ЧЛЕНСТВО

АССОЦИИРОВАННОЕ ЧЛЕНСТВО - понятие, заимствованное из международного права и используемое в законодательстве некоторых субъектов РФ для обозначения особого статуса республики в составе Российской Федерации. В частности, таким понятием оперирует Конституция Татарстана. Из ст. 61 Конституции Республики Татарстан следует, что республика - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.

(Г.И.)

Следующая страница