Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФЕДЕРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - обусловленный характером разделения властей вид государственной власти в РФ, наделенный правом издания нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой. На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание - парламент России.

(Г.И.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, обеспечивающий организацию исполнения законов в масштабах всего государства. Ф.и.в. представлена Правительством РФ и подчиненной ему системой федеральных органов исполнительной власти РФ.

(Г.И.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - система мер, посредством которых реализуются интересы РФ в отношении субъектов Федерации и внутренние интересы самих регионов.

(Г.И.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специализированные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения, в т.ч. функции государственного принуждения. В Ф.с.Р. входят: Государственная фельдъегерская служба, служба воздушного транспорта, служба геодезии и картографии, служба земельного кадастра, служба по финансовому оздоровлению и банкротству, служба специального строительства РФ, федеральная архивная служба, федеральная служба налоговой полиции.

Основными функциями, которые призваны осуществлять эти службы (управления), являются взимание налогов, ведение государственной статистики, обеспечение государственных стандартов, выполнение правоохранительных функций и т.п. Ф.с.Р. возглавляет руководитель.

(И.К.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления программный документ Правительства РФ, содержащий комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Ф.ц.п. представляет собой важнейший механизм реализации структурной политики государства в определенной сфере жизнедеятельности общества, определяет в этой связи цели, задачи, содержание деятельности государства по их реализации. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (ч. 1 ст. 13) Ф.ц.п. формирует и обеспечивает их реализацию Правительством РФ. Проекты крупных Ф.ц.п. подлежат государственной комплексной экспертизе. Правительство РФ через министерства экономики и финансов, Государственный комитет по статистике осуществляет контроль за реализацией утвержденных им Ф.ц.п. С учетом конкретной ситуации Правительство РФ может принять решение о продолжении работ и дальнейшем финансировании, о переносе срока реализации либо о нецелесообразности дальнейшей государственной поддержки реализации конкретной Ф.ц.п.

(В.Ч.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО - совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры о компетенции, т.е. коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Преодолению возможных коллизий в законодательстве призвано содействовать Ф.к.п., представленное соответствующими положениями (нормами) Конституции РФ - федеральными коллизионными нормами, т.е. нормами, содержащимися в федеральном законодательстве и определяющими, какой законодательный акт (РФ или ее субъекта) должен применяться по конкретному делу при разрешении конституционного спора. Такие нормы, в частности, содержатся в ст. 4, 15, 76 и некоторых других статьях Конституции РФ. Указанные статьи закрепляют юридические механизмы, на основе которых возможно разрешение возникающих коллизий. К таким механизмам относятся: 1) конституционное закрепление верховенства федерального права. Это означает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); 2) закрепление положения о том, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76); 3) установление иерархии юридической силы федеральных законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); 4) положение о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76); 5) указание на то, что в случае, если положения федерального закона противоречат международному договору РФ, действуют положения международного договора (ч. 4 ст. 15) и др.

(В.Ч.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент РФ, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Место и роль Ф.С. в системе разделения властей характеризуют следующие особенности. 1. Ф.С. есть общенациональный представительный орган государственной власти, институт народного представительства. Народное представительство в Ф.С. гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов, обеспечивающим формирование парламента в таком составе, который способен максимально отражать интересы различных групп людей, выражать общенациональные интересы, волю всего многонационального народа (всей нации) или всей совокупности российских граждан.

Природа Ф.С. как органа народного представительства обусловлена его структурой. Ф.С. состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума формируется из числа депутатов, избираемых всем населением страны; Совет Федерации формируется путем представительства от каждого субъекта РФ. Такой способ формирования российского парламента обеспечивает наиболее полное выполнение им функции общенационального представительного органа власти. 2. Ф.С. есть законодательный орган власти РФ. Это означает, что только этот орган обладает прерогативой принимать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета - принадлежность всей власти народу и признание народа единственным источником власти (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). 3. Ф.С. - это постоянно действующий орган власти (в чем находит воплощение один из важнейших принципов парламентаризма), оно избирается сроком на 4 года и действует на постоянной основе. 4. Ф.С. осуществляет свою деятельность в специализированных организационно-правовых формах (заседания палат, совместные заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др.). В таких формах не осуществляет свои функции никакой иной орган государственной власти. 5. Ф.С. отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс (особый порядок разработки и принятия законов); контрольный процесс (формы осуществления парламентом своих полномочий по контролю за деятельностью иных органов государственной власти); бюджетный процесс (порядок рассмотрения, утверждения государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением).

(В.Ч.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ - осуществляемые непосредственно гражданами на основе федеральных законов выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы и иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В РФ принято различать три уровня выборов: федеральные; региональные; муниципальные. Ф.в. - это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством Ф.в. может быть сформировано Конституционное Собрание. Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля). Муниципальные выборы - это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти и органы власти местного самоуправления.

Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов: а) очередные выборы - проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти; б) досрочные выборы - проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти; в) выборы в порядке ротации - осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; г) дополнительные выборы - вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий; д) повторные выборы - проводимые в тех случаях, когда очередные выборы признаны несостоявшимися или недействительными.

(В.Ч.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ - нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием) по предметам ведения РФ и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Ф.з. (обычные, или текущие), кроме традиционной формы, могут быть приняты в форме основных принципов регулирования (например, принятый в 1995 г. Ф.з. "Об основных принципах регулирования местного самоуправления в Российской Федерации"), основ законодательства (например, "Об основах государственной службы в Российской Федерации"), кодекса. Основные принципы регулирования и основы законодательства - это законы, принимаемые по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Основы законодательства содержат принципы законодательного регулирования соответствующей сферы общественных отношений (в приведенном выше примере - сферы деятельности местного самоуправления), нормативные общие положения, которые в последующем подлежат конкретизации в нормативно-правовых актах РФ и ее субъектов. Основы законодательства - это своего рода модельный закон, содержащий как нормы конкретного регулирования, так и модельные нормы, рекомендуемые к конкретизации в нормативно-правовых актах субъектов Федерации.

(В.Ч.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ - регулярные совещания руководителей территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Ф.к. создаются для координации деятельности подразделений федеральных структур. Возглавляют такие коллегии полномочные представители Президента РФ в регионах.

(Г.И.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - принимаемый в особом порядке закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ по вопросам, специально указанным в Конституции, обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К Ф.к.з. относятся законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108), в предусмотренном ею же порядке. Ф.к.з. принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108). Ввиду того, что Ф.к.з. принимаются квалифицированным большинством голосов, в отношении них не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, т.е. Президент РФ не вправе применить к ним право отлагательного вето. Юридическая сила Ф.к.з. предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут им противоречить. Ф.к.з. принимаются по предметам ведения РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время действуют Ф.к.з. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (1995), "О референдуме Российской Федерации" (1995), "О судебной системе Российской Федерации" (1996), "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997), "О Правительстве Российской Федерации" (1997), "О Государственном гербе Российской Федерации" (2000), "О Государственном флаге Российской Федерации" (2000), "О Государственном гимне Российской Федерации" (2000), "О чрезвычайном положении" (2001), "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", "О военном положении" (2002). Конституцией РФ предусмотрено принятие следующих Ф.к.з.: по вопросам федеративного устройства, изменения статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137); о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 128); о пересмотре Конституции РФ и о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).

(В.Ч.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ - федеральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять узкоспециальные функции межотраслевого характера, включая применение мер ответственности за нарушение установленных правил. Орган федерального надзора возглавляет начальник федерального надзора.

(Г.И.)

ФЕДЕРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ФЕДЕРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - предусмотренные конституционным законодательством неблагоприятные последствия (меры принуждения), наступающие в случае невыполнения конституционных обязательств участниками (субъектами) федеративных отношений. Федеративное государство предполагает, что федеральная власть и субъекты Федерации находятся между собой в длящихся правоотношениях. Каждая из сторон этих отношений имеет друг перед другом определенные Конституцией обязательства. Соответственно субъектами Ф.о. являются: РФ (как государство), субъекты Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченные должностные лица. Ф.о. - это разновидность конституционной ответственности, предназначенная для обеспечения, с одной стороны, правомерного вмешательства Федерации в дела ее субъектов, а с другой - для принудительного исполнения требований федерального права каждым субъектом Федерации, его органами и должностными лицами. Основанием применения Ф.о. являются правонарушающие действия (решения) субъекта Федерации, а также его неспособность обеспечить стабильность на своей территории, гарантированность и реальность прав и свобод граждан, а также действия властных структур субъекта Федерации, разрушающие единое правовое (экономическое) пространство страны.

Действующим российским законодательством предусматривались две формы Ф.о.: 1) введение чрезвычайного (военного) положения и 2) приостановление и отмена решений исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Федеральным законом от 29 июля 2000 г. № 106-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены еще две формы Ф.о. - роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ. Предлагается также наряду с этими мерами законодательно предусмотреть возможность принудительного изменения правового статуса субъекта Федерации; ввод специальных милицейских или военных подразделений в случаях, определенных федеральным законом, а равно передачу в непосредственное подчинение федерального Правительства подразделений милиции, внутренних войск, иных силовых структур субъекта Федерации и др.

(В.Ч.)

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРИРОВАНИЕ

ФЕДЕРИРОВАНИЕ - конституционная реформа территориальной организации государства, связанная с изменением его устройства от унитарного к федеративному. Ф., или федерализация, есть процесс становления и развития федеративных отношений, формирования соответствующих им конституционных основ (норм и принципов), а также происходящие под влиянием этого процесса изменения в структуре власти. Ф. связано с последовательным расширением и универсальным применением на всей территории государства принципа региональной автономии. От Ф. следует отличать процедуры передачи власти, которые могут привести к повышению степени автономии и расширению юрисдикции регионального или местного уровня власти. Однако они не оказывают при этом влияния на саму природу унитарного государства. Ф. в этом смысле есть процесс, в ходе которого отдельные политические сообщества договариваются о разработке единых подходов к разрешению проблем, об осуществлении общей политики и принятии совместных решений, в результате чего унитарное политическое сообщество становится единым целым, организованным по федеративному принципу.

Принято выделять четыре этапа становления конституционных основ российского федерализма: 1) охватывает период распада СССР и принятия Россией Декларации о государственном суверенитете; 2) подписание Федеративного договора; 3) принятие Конституции РФ; 4) современный этап развития федеративных отношений. Принятие Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР формально-юридически провозгласило намерение России создать федеративное государство. После распада СССР наметившаяся тенденция к дезинтеграции была прервана подписанием 31 марта 1992 г. федеральным центром и составными частями России Федеративного договора и включением его VI Съездом народных депутатов в действовавшую Конституцию РСФСР. Считается, что с этого момента Россия приобрела черты конституционно-договорной федерации, хотя в значительной мере сохранялись черты договорной федерации. Конституция РФ 1993 г. уточнила статус Федерации, формально-юридически признала равенство за всеми ее субъектами. Дальнейшее развитие федеративных отношений связано с выравниванием статуса субъектов РФ, совершенствованием юридических механизмов взаимоотношений федерального центра и регионов, поиском (мягких) форм разрешения возникающих разногласий, с одной стороны, и внедрением института федеративной ответственности - с другой.

(В.Ч.)

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ - совокупность избирательных действий, связанных с финансовым обеспечением подготовки и проведения выборов и финансированием предвыборной агитации. Ф.в. состоит из финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и финансирования предвыборной агитации. Источником средств финансового обеспечения подготовки и проведения выборов являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты создают собственные избирательные фонды, в которые помимо бюджетных средств допускается привлечение собственных средств кандидата, пожертвований юридических и физических лиц, денежные средства избирательных объединений и др. До 1993 г. все виды выборов в РФ финансировались исключительно из государственного бюджета. Начиная с выборов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации первого созыва и других представительных органов, прошедших в декабре 1993 г., предусматривается как государственное Ф.в., так и финансирование из негосударственных источников. При этом государственные средства подразделяются на две части: одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям; вторая передается избирательным объединениям, блокам и кандидатам в депутаты.

(В.Ч.)

ФИНАНСОВАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВА

ФИНАНСОВАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВА - имеющий антикоррупционный характер механизм государственного контроля за доходами и крупными расходами должностных лиц. В установленном порядке государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Эти сведения они представляют в форме декларации и справки. Формы декларации и справки о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, утверждены Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484. Декларация состоит из двух разделов. Раздел "Сведения о доходах" включает сведения о следующих видах доходов: по основному месту работы; от педагогической, научной и иной творческой деятельности; от вкладов в банках и иных кредитных организациях, а также от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях; иные доходы. В разделе "Сведения об имуществе" предусмотрены данные о недвижимом имуществе (земельных участках, жилых домах, квартирах, дачах, гаражах и ином недвижимом имуществе) и о транспортных средствах. Декларация подается в органы налоговой службы по месту постоянного жительства в следующих случаях: 1) гражданами - при назначении на государственные должности РФ и при поступлении на федеральную государственную службу; 2) лицами, замещающими государственную должность РФ, и федеральными государственными служащими - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным; 3) федеральными государственными служащими - при решении вопроса о назначении их на высшие государственные должности. Кроме декларации указанные лица обязаны представлять в соответствующие кадровые службы предусмотренные Указом Президента РФ справки, содержащие сведения об имуществе. В случае представления недостоверных или неполных сведений соответствующая служба вправе провести проверку. На период проверки должностное лицо, в отношении которого проводится проверка, отстраняется от исполнения служебных обязанностей.

(В.Ч.)

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - совокупность норм, закрепляющих и регулирующих отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения местных сообществ. Ф.-э.о.м.с. формируется в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм.) и базируется на принципах: достаточности ресурсов, подведомственной органу власти территории, означающей, что ресурсы, передаваемые органам местного самоуправления, должны быть соразмерны тем задачам, которые перед этими органами поставлены; ограниченности ресурсов подведомственной органу власти территории, означающей, что при распределении ресурсов необходимо прежде всего использовать те из них, которые имеются на территории, подведомственной органам местного самоуправления, за которыми они закреплены. Ресурсы других территорий могут закрепляться только в том случае, если собственных ресурсов недостаточно; инфраструктурной целостности, означающей использование комплексного подхода к вопросу о наделении органов власти ресурсами исходя из тех предметов ведения, которые определены для данного органа власти законом (например, если ответственность за системы жизнеобеспечения города отнесена к ведению органов местного самоуправления, то и сами системы жизнеобеспечения - водопровод, канализация, перерабатывающие заводы и т.п. - должны передаваться в собственность или ведение этих органов).

(В.Ч.)

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - способ организации и осуществления государственной власти. Если сущность (и содержание) государства позволяет найти ответ на вопросы, какова природа государственной власти, в чьих руках находится власть, кто является ее носителем, в чьих интересах осуществляется эта власть, то рассмотрение Ф.г. позволяет разобраться в вопросе о том, кто, какие структуры (органы) государства осуществляют государственную власть, как они формируются и как взаимодействуют между собой и с населением, каков объем полномочий, предоставленных этим структурам (органам), и на какой срок они созданы; как территориально устроена власть; какие средства и методы она использует для достижения поставленных целей; какая политическая атмосфера складывается в обществе в результате функционирования государства; как власть относится к личности, ее интересам и т.д. Соответственно Ф.г. характеризуют: 1) организация (устройство) высших органов государственной власти, или форма правления; 2) территориальная организация государства, или государственно-территориальное устройство; 3) средства и методы реализации целей государственной политики, или государственный режим.

(И.К.)

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА - закрепленный в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. По Ф.г.-т.у. все государства подразделяются на унитарные, основанные на принципах унитаризма, и федеративные, основанные на принципах федерализма. Особую Ф.г.-т.у. представляет конфедерация. Не относятся к указанным разновидностям Ф.г.-т.у. межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

(И.К.)

ФОРМА КОНСТИТУЦИИ

ФОРМА КОНСТИТУЦИИ - способ конституирования (организации) заключенного в Основном законе правового материала (норм, институтов, принципов). Традиционно по форме конституции подразделяются на писаные (единый кодифицированный акт или документ, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой) и неписаные, состоящие, как правило, из нескольких актов конституционного значения.

(В.Ч.)

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - организация высших органов государственной власти, порядок их образования, их взаимоотношения между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Принято различать две Ф.п. - монархическую (монархию) и республиканскую (республику).

(Г.И.)

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - конституционная возможность субъекта права законодательной инициативы вносить в Государственную Думу законопроекты и законодательные предложения об изменении, дополнении или отмене действующих в РФ законов (в т.ч. и федеральной Конституции). Право законодательной инициативы, согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 104), реализуется в форме законопроектов и поправок к ним; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных (в т.ч. конституционных) законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившим силу, а равно о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; предложений о поправках и пересмотре федеральной Конституции.

(В.Ч.)

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМИРОВАНИЕ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - предусмотренные Конституцией и федеральными законами способы и порядок образования палат российского парламента. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 упразднялась действовавшая на то время система высших законодательных (представительных) органов государственной власти России - Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. В соответствии с данным Указом надлежало учредить новый законодательный (представительный) орган государственной власти - Федеральное Собрание, состоящее из двух относительно автономных палат - Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней палаты). Выборы в палаты проводились одновременно с проводимым 12 декабря 1993 г. референдумом по Конституции РФ. Правовой основой таких выборов являлись: Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период"; Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г., утвердивший Положение о выборах депутатов Совета Федерации. В соответствии с указанными Положениями срок деятельности палат устанавливался в 2 года. Положения определяли, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 - на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В Положении о выборах депутатов Совета Федерации предусматривалось, что в Совет Федерации избирается по два депутата от каждого субъекта РФ. При этом депутаты верхней палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам (один округ - два депутата), образованным в рамках административных границ субъектов РФ. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" внес принципиальные изменения в порядок формирования этой палаты. Согласно этому Закону в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законодательного (представительного) органа в Совет Федерации избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Представитель в Совет Федерации от исполнительного органа власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

(В.Ч.)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренная Конституцией РФ процедура назначения Председателя Правительства РФ и утверждение по его предложению Президентом РФ иных членов Правительства. Ф.П. РФ представляет собой два взаимосвязанных этапа, две стадии. На первом этапе формируется институт главы Правительства РФ. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу своей значимости процедуры порядка назначения Председателя Правительства РФ определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Второй этап формирования Правительства РФ связан с назначением членов Правительства (первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров). Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112).

(В.Ч.)

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ - предусмотренные федеральным законом организационные формы участия депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации в работе палаты при осуществлении ею своих полномочий. Закрепление таких форм в законе обеспечивает правовой характер деятельности парламентариев, определяет границы такой деятельности, что призвано исключить возможность вмешательства депутатов в прерогативы исполнительной и судебной властей. К таким формам относятся участие парламентариев в заседаниях своих палат, комитетов и комиссий, в парламентских слушаниях, в выполнении поручений палат; работа депутатов Государственной Думы с избирателями, их участие в работе депутатских объединений и др. Особое значение имеет такая Ф.д.п., как работа с избирателями. Она выражается, в частности, в обязанности депутатов Государственной Думы поддерживать тесные взаимоотношения с избирателями, т.е. принимать меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов, а именно: рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Для работы с избирателями депутатам ежемесячно предоставляются соответствующие дни в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы. Для осуществления данных полномочий депутатам предоставляются транспорт, отдельное помещение, оборудованное средствами связи, в т.ч. правительственной, и необходимой оргтехникой, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяется для этого помещение.

(В.Ч.)

ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - обусловленные природой местного самоуправления формы прямого и опосредованного (через представителей) участия населения (жителей данной территории) в решении вопросов местного значения. Граждане РФ осуществляют право на местное самоуправление в районах, городах, сельских поселениях и на других территориях как через создаваемые ими представительные и исполнительные органы, так и непосредственно. Формами прямого волеизъявления граждан в сфере местного самоуправления являются: местный референдум; муниципальные выборы; собрания (сходы) граждан; народная правотворческая инициатива; индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления; участие граждан в публичных слушаниях и заседаниях органа местного самоуправления.

(В.Ч.)

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА - институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть. Это, во-первых, институты непосредственной демократии или прямого властвования народа (референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др.); во-вторых, это прежде всего деятельность формируемых народом органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, законодательные органы государственной власти субъектов РФ); в-третьих, институты местного самоуправления (выборы населением представительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан и др.); в-четвертых, институт политических прав и свобод и так называемый институт гражданских инициатив.

(В.Ч.)

ФОРМЫ СВЯЗИ ДЕПУТАТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ

ФОРМЫ СВЯЗИ ДЕПУТАТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ - урегулированные законом взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты, избранные по общефедеральному избирательному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим избирательным объединением. Депутаты принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей и в этой связи: рассматривают поступившие от них предложения, заявления и жалобы, содействуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведут прием граждан; изучают общественное мнение; при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними и через средства массовой информации.

Для работы с избирателями депутату Государственной Думы ежемесячно предоставляются определенные дни в порядке, установленном Регламентом палаты. В избирательном округе депутата или на территории субъекта РФ, в границах которого находится данный округ, либо в границах региона, определенного депутатским объединением, руководителем исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления для осуществления полномочий депутата предоставляются транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в т.ч. правительственной, необходимой оргтехникой; обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями, выделяется для этой цели помещение.

(В.Ч.)

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - конституционно закрепленный режим владения, пользования и распоряжения отдельными объектами собственности. В РФ законодательно закреплено многообразие форм собственности - конституционный принцип, в соответствии с которым государство признает и гарантирует равную защиту всех форм и видов собственности. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 8) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

(В.Ч.)

ФРАКЦИЯ

ФРАКЦИЯ - депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу. Ф. создаются также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Эти критерии являются определяющими при создании Ф. Количество депутатов, представляющих избирательное объединение, не имеет при этом значения. Все фракции Государственной Думы независимо от численности входящих в них депутатов подлежат регистрации. Регистрация Ф. осуществляется Временным секретариатом Государственной Думы на основании сообщения Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по федеральному избирательному округу; письменных заявлений депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших войти в соответствующую Ф., и письменного уведомления о создании фракции и ее списочном составе. Государственная Дума второго созыва была представлена четырьмя фракциями: КПРФ, ЛДПР, "Яблоко" и НДР ("Наш Дом - Россия"). При этом во фракции КПРФ состоял 131 депутат, во фракции ЛДПР - 50 депутатов, во фракции "Наш дом - Россия" - 66 депутатов, во фракции "Яблоко" - 44 депутата. Государственная Дума третьего созыва представлена фракциями "Единство" (81 депутат), КПРФ (84 депутата), "Отечество - вся Россия" (49 депутатов), "Союз Правых Сил" (31 депутат), "Яблоко" (17 депутатов), ЛДПР (12 депутатов).

(В.Ч.)

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции: 1) обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов; 2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории; 3) управляет муниципальной собственностью; 4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; 6) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Охрана общественного порядка - одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущению и пресечению хулиганства, привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.п. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) по вопросам соблюдения общественного порядка и устанавливать административную ответственность за его нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами). Профессиональную деятельность по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципальных образований осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция), учрежденная в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (с изм. и доп.) и Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации".

(В.Ч.)

ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - обусловленные местом и ролью Президента РФ в механизме российской государственности основные направления его деятельности. Они конкретизируют статус Президента РФ как главы государства и представляют собой конкретные направления и сферы его деятельности. В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент РФ: 1) выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти; 4) в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Представительскую функцию Президент осуществляет как внутри страны (через своих полномочных представителей в субъектах РФ), так и в межгосударственных отношениях: ведет переговоры с главами других государств, подписывает от имени РФ международные договоры, назначает послов и представителей в другие страны, принимает верительные и отзывные грамоты и др. В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. (Россия является правопреемником СССР, ратифицировавшим эту Конвенцию) Президент РФ как лицо высокого ранга имеет право на ведение переговоров и подписание договоров в силу своей должности. Подтверждение его полномочий другими органами не требуется.

(В.Ч.)

ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница