Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - решения нормативного и индивидуального характера, принимаемые главой Российского государства в пределах его компетенции по наиболее важным вопросам. Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. К первым, например, относятся Указы от 2 марта 1994 г. № 442 и от 1 июня 1995 г. № 554, которыми утверждено Положение о государственных наградах в РФ. Указ же о награждении конкретного лица, к примеру орденом "За заслуги перед Отечеством", относится к числу ненормативных (индивидуально-правовых или правоприменительных актов). По общему правилу, Президент РФ издает нормативные указы в пределах своей компетенции; указы принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов РФ и не могут им противоречить; указы обладают высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов, обязательны для исполнения на всей территории РФ; указы, восполняющие пробелы правового регулирования в сфере исключительного регулирования федеральных законов, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов (предполагается, что принятие Президентом таких указов обязывает его в порядке законодательной инициативы внести в Государственную Думу соответствующий проект закона). В "Собрании законодательства Российской Федерации" У.П. РФ публикуются в третьем разделе. При этом вначале размещаются нормативные указы, затем указы ненормативного характера.

(В.Ч.)

УНИТАРИЗМ

УНИТАРИЗМ - способ (принцип) территориальной организации государства, характеризующийся отсутствием у его составных частей статуса суверенного государственного образования. Государство, отвечающее всем признакам У., является унитарным государством. В современных условиях принцип У. претерпевает существенную модификацию. Это находит выражение в том, что в составе унитарного государства появляются территориальные образования, наделяемые определенной политической автономией. Такие государства, приобретая некоторые черты федерализма, существенно отличаются от унитарных государств, занимая промежуточное место между ними и федеративными государствами (см. Децентрализованное государство).

(В.Ч.)

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМЕН)

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координационную деятельность по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др. К основным функциям У.д.П. РФ Положение об У.д.П. РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444, относит: организацию эксплуатации объектов, используемых федеральными органами власти; осуществление обслуживания автотранспортом Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей высших судебных инстанций РФ; организацию общественного питания в федеральных государственных органах, обслуживание протокольных мероприятий и государственных приемов с участием высших должностных лиц РФ; организацию работы подведомственных лечебных учреждений, здравниц, детских учреждений; утверждение цен на путевки в подведомственные санатории, пансионаты и дома отдыха, тарифов на работы, выполняемые подведомственными организациями; управление и распоряжение жилыми помещениями, находящимися в ведении Управления делами, и др.

(В.Ч.)

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧРЕДИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧРЕДИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - физические и юридические лица, принявшие на съезде или общем собрании устав объединения и избравшие его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители - это инициаторы создания общественного объединения, созыва учредительного съезда (конференции), собрания. Для образования общественного объединения требуется не менее 3 лиц, для учреждения партий, профсоюзов число учредителей специально оговаривается законами о партиях и профсоюзах. При этом в качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица. Основная задача учредителей заключается, кроме того, в инициировании создания объединения, организации собраний, встреч, пропаганде идей объединения. Окончательное оформление создания объединения происходит на учредительном съезде (конференции) или общем собрании.

Кроме учредителей, закон предусматривает и других лиц, участвующих в создании и деятельности общественных объединений. Это члены и участники объединения. Различие между ними состоит в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, в то время как для участника объединения такие формальности не требуются. Участниками являются лица, выразившие поддержку целям и (или) отдельным акциям общественного объединения и принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если закон не требует иного). Кроме того, члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов в соответствии с уставом, что нехарактерно для участников объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица. В качестве учредителей, членов и участников общественных объединений не могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления (за некоторыми изъятиями в качестве таковых могут выступать иностранцы и лица без гражданства). Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных организаций могут быть граждане, достигшие 10 лет. При создании общественных объединений в форме общественных организаций их учредители автоматически становятся членами этих организаций, приобретая соответствующие права и обязанности.

(В.Ч.)

УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - особый орган осуществления учредительной власти, специально создаваемый для принятия новой конституции. Именно У.с. принимались многие современные европейские конституции (Греции, Италии, Португалии, Франции периода Четвертой Республики и др.). У.с. могут носить различные названия: Великое Народное Собрание (Болгария), Конституционное Собрание (Россия) и т.д.

Парламентские и учредительные функции несовместимы. Это иллюстрирует Конституция Испании, в соответствии с которой предложенный парламентом (Генеральными кортесами) проект существенного изменения Конституции страны приводит в случае его одобрения к роспуску парламента и повторному утверждению проекта вновь избираемыми Генеральными кортесами, после чего в обязательном порядке текст новой Конституции передается на референдум для ратификации. Основной закон Франции предусматривает два возможных варианта одобрения пересмотренной Конституции: референдумом и 3/5 голосов парламента, созванного в качестве конгресса (т.е. не регулярно избираемого, а специально формируемого органа).

Считается, что в силу своих государствообразующих задач Конституционное Собрание выше любой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Единственным демократичным способом формирования этого органа являются всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Обсуждаемый в Государственной Думе проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании" устанавливает порядок выборов народных представителей - членов Конституционного Собрания. Выборы предлагается проводить по двухмандатным избирательным округам (один округ - 2 депутата). При этом избранными по результатам голосования считаются 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Выборы могут быть признаны несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных против всех кандидатов, больше совокупного числа голосов, отданных за первых 2 кандидатов. Правом выдвижения кандидатов пользуются общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке (так называемое выдвижение "по гильдиям"), что имеет целью придать Конституционному Собранию в определенной степени надпартийный характер. Избирательная процедура в основном соответствует установленной Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но имеет элементы заимствований из Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница