Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "У"
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - решения нормативного и индивидуального характера, принимаемые главой Российского государства в пределах его компетенции по наиболее важным вопросам. Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. К первым, например, относятся Указы от 2 марта 1994 г. № 442 и от 1 июня 1995 г. № 554, которыми утверждено Положение о государственных наградах в РФ. Указ же о награждении конкретного лица, к примеру орденом "За заслуги перед Отечеством", относится к числу ненормативных (индивидуально-правовых или правоприменительных актов). По общему правилу, Президент РФ издает нормативные указы в пределах своей компетенции; указы принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов РФ и не могут им противоречить; указы обладают высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов, обязательны для исполнения на всей территории РФ; указы, восполняющие пробелы правового регулирования в сфере исключительного регулирования федеральных законов, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов (предполагается, что принятие Президентом таких указов обязывает его в порядке законодательной инициативы внести в Государственную Думу соответствующий проект закона). В "Собрании законодательства Российской Федерации" У.П. РФ публикуются в третьем разделе. При этом вначале размещаются нормативные указы, затем указы ненормативного характера. (В.Ч.) |
УНИТАРИЗМ - способ (принцип) территориальной организации государства, характеризующийся отсутствием у его составных частей статуса суверенного государственного образования. Государство, отвечающее всем признакам У., является унитарным государством. В современных условиях принцип У. претерпевает существенную модификацию. Это находит выражение в том, что в составе унитарного государства появляются территориальные образования, наделяемые определенной политической автономией. Такие государства, приобретая некоторые черты федерализма, существенно отличаются от унитарных государств, занимая промежуточное место между ними и федеративными государствами (см. Децентрализованное государство). (В.Ч.) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координационную деятельность по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др. К основным функциям У.д.П. РФ Положение об У.д.П. РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444, относит: организацию эксплуатации объектов, используемых федеральными органами власти; осуществление обслуживания автотранспортом Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей высших судебных инстанций РФ; организацию общественного питания в федеральных государственных органах, обслуживание протокольных мероприятий и государственных приемов с участием высших должностных лиц РФ; организацию работы подведомственных лечебных учреждений, здравниц, детских учреждений; утверждение цен на путевки в подведомственные санатории, пансионаты и дома отдыха, тарифов на работы, выполняемые подведомственными организациями; управление и распоряжение жилыми помещениями, находящимися в ведении Управления делами, и др. (В.Ч.) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УЧРЕДИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - физические и юридические лица, принявшие на съезде или общем собрании устав объединения и избравшие его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители - это инициаторы создания общественного объединения, созыва учредительного съезда (конференции), собрания. Для образования общественного объединения требуется не менее 3 лиц, для учреждения партий, профсоюзов число учредителей специально оговаривается законами о партиях и профсоюзах. При этом в качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица. Основная задача учредителей заключается, кроме того, в инициировании создания объединения, организации собраний, встреч, пропаганде идей объединения. Окончательное оформление создания объединения происходит на учредительном съезде (конференции) или общем собрании. Кроме учредителей, закон предусматривает и других лиц, участвующих в создании и деятельности общественных объединений. Это члены и участники объединения. Различие между ними состоит в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, в то время как для участника объединения такие формальности не требуются. Участниками являются лица, выразившие поддержку целям и (или) отдельным акциям общественного объединения и принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если закон не требует иного). Кроме того, члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов в соответствии с уставом, что нехарактерно для участников объединения. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица. В качестве учредителей, членов и участников общественных объединений не могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления (за некоторыми изъятиями в качестве таковых могут выступать иностранцы и лица без гражданства). Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных организаций могут быть граждане, достигшие 10 лет. При создании общественных объединений в форме общественных организаций их учредители автоматически становятся членами этих организаций, приобретая соответствующие права и обязанности. (В.Ч.) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - особый орган осуществления учредительной власти, специально создаваемый для принятия новой конституции. Именно У.с. принимались многие современные европейские конституции (Греции, Италии, Португалии, Франции периода Четвертой Республики и др.). У.с. могут носить различные названия: Великое Народное Собрание (Болгария), Конституционное Собрание (Россия) и т.д. Парламентские и учредительные функции несовместимы. Это иллюстрирует Конституция Испании, в соответствии с которой предложенный парламентом (Генеральными кортесами) проект существенного изменения Конституции страны приводит в случае его одобрения к роспуску парламента и повторному утверждению проекта вновь избираемыми Генеральными кортесами, после чего в обязательном порядке текст новой Конституции передается на референдум для ратификации. Основной закон Франции предусматривает два возможных варианта одобрения пересмотренной Конституции: референдумом и 3/5 голосов парламента, созванного в качестве конгресса (т.е. не регулярно избираемого, а специально формируемого органа). Считается, что в силу своих государствообразующих задач Конституционное Собрание выше любой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Единственным демократичным способом формирования этого органа являются всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Обсуждаемый в Государственной Думе проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании" устанавливает порядок выборов народных представителей - членов Конституционного Собрания. Выборы предлагается проводить по двухмандатным избирательным округам (один округ - 2 депутата). При этом избранными по результатам голосования считаются 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Выборы могут быть признаны несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных против всех кандидатов, больше совокупного числа голосов, отданных за первых 2 кандидатов. Правом выдвижения кандидатов пользуются общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке (так называемое выдвижение "по гильдиям"), что имеет целью придать Конституционному Собранию в определенной степени надпартийный характер. Избирательная процедура в основном соответствует установленной Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но имеет элементы заимствований из Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". (В.Ч.) |