Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗБИРАТЕЛИ

ИЗБИРАТЕЛИ - граждане, достигшие установленного законом возраста, по наступлении которого они могут осуществлять принадлежащие им активные избирательные права (см. Активное избирательное право) . Соответственно И. признается гражданин, обладающий правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. К другим юридическим характеристикам И. следует отнести дачу им согласия на выдвижение своей кандидатуры на выборную должность; участие в выдвижении кандидатов; самовыдвижение; внесение своей фамилии в подписные листы в поддержку выдвижения кандидата; регистрация соответствующего лица кандидатом в депутаты на выборную должность; агитация за избрание или против избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участие в иных предвыборных мероприятиях; финансирование кандидатов; выполнение функции доверенного лица кандидата, наблюдателя; вхождение в состав избирательных комиссий и т.д. Статус И. граждане приобретают по достижении 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными. Осуществление избирательного права приостанавливается на определенное время для лиц, которые по решению суда находятся в местах лишения свободы. Совокупность всех И. образует избирательный корпус. Те И., которые намереваются принять непосредственное участие в избирательной кампании (прежде всего голосовании), образуют электорат.

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ - практика нарезания (определения границ) избирательных округов. И.г. в этом смысле есть принцип деления территории государства на ее составные части, именуемые избирательными округами. Для того чтобы разделение территории соответствовало духу и букве избирательного законодательства, выработаны соответствующие механизмы, например запрет создавать округа из не граничащих между собой территорий. Практика деления территории на округа может находиться в противоречии с принципами проведения выборов, прежде всего принципа равного представительства, ущемлять права избирателей. Практика нарезания округов, искажающая принцип равного представительства, - это элемент недобросовестных избирательных технологий. Так, известны случаи, когда на территории одного субъекта РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы создавался один избирательный округ, в то время как по численности населения территория этого субъекта дотягивала до двух округов.

Для того чтобы исключить нарушение принципа равного представительства, избирательное законодательство предусматривает использование ряда юридических механизмов. В частности, избирательное законодательство содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования избирательных округов (см. Избирательный округ).

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, а также совокупность мер, связанных с проведением выборов.

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 1) система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а также предусмотренный законодательством порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования. В этом значении понятие "И.с." тождественно понятиям "избирательная кампания" и "избирательный процесс" ; 2) в узком значении - способ определения результатов голосования. В зависимости от применения конкретных способов различают следующие основные разновидности избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) в объективном смысле - подотрасль конституционного права, представленная совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе проведения выборов. Источниками И.п. в этом значении являются: Конституция РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения; избирательные законы о выборах депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти, о выборах глав администраций, о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и др. Кроме того, понятием "И.п." в этом смысле следует охватывать как некую совокупность содержащихся в нормативных правовых актах правовых норм (избирательное законодательство) , так и фактически сложившиеся обычаи - обычное право, на основе и с учетом которого проводятся выборы. Обычное право, следовательно, также является составной частью системы И.п.; 2) в субъективном смысле - конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти (см. Избирательные права).

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - определенные законом органы, обеспечивающие подготовку к проведению выборов. В РФ такими органами являются избирательные комиссии - Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые избирательные комиссии (см. Избирательные комиссии).

(И.К.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК - соединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах. И.б. представляет собой временный добровольный союз двух или более избирательных объединений с целью выдвижения кандидата или списка кандидатов при проведении выборов. И.б. образуется для объединения интеллектуальных, организационных, финансовых ресурсов, создавая тем самым социальную базу своих сторонников. От блока может быть избрано большее число депутатов, чем было бы избрано, если бы избирательные объединения выступали на выборах самостоятельно. Решение о вхождении в И.б. принимается на съезде (конференции) каждого избирательного объединения. На основании принятого на съезде (конференции) решения уполномоченные представители каждого из избирательных объединений подписывают совместное решение о создании И.б. И.б. регистрируются соответствующими избирательными комиссиями, после чего обладают всеми правами избирательных объединений.

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ - совокупность технических приемов, использование которых позволяет обеспечить более тесную связь кандидата со своим потенциальным электоратом, познакомить кандидата с максимально большим числом избирателей и с каждым избирателем в отдельности, подчеркнуть различие между ним и его конкурентами, используя минимум средств, добиваться в ходе кампании оптимального числа голосов избирателей, необходимых для победы. Как часть политического маркетинга И.м. имеет целью помочь политическим партиям и кандидатам разработать и эффективно провести избирательную кампанию. Для достижения этой цели И.м. предполагает изучение конъюнктуры "политического рынка", настроения избирателей, их готовности поддержать те или иные программы, на основе социального исследования "политического рынка" наметить стратегию и тактику избирательной кампании, ее направления, средства и методы их реализации. Первая стадия - разработка стратегии кампании - охватывает два направления: 1) обоснование стратегии (определение направлений кампании, исследование избирательной среды) и 2) выработка стратегии (поиск приоритетных для пропаганды категорий избирателей, определение образа кандидата (партии) и основных тем кампании, ее стиля). Вторая стадия - разработка кампании и ее реализация - включает в себя: а) хронологическое выстраивание кампании ("пробная кампания", т.е. опросы в избирательном округе, хронометраж кампании - выбор даты ее начала, момента наибольшей интенсивности и т.д.); б) план "медиатизации" кандидата (выбор средств массовой информации, определение наиболее эффективных способов политической коммуникации, необходимых средств и способов информации).

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - территориальная единица (территория), от которой непосредственно гражданами избираются депутаты, а также выборные должностные лица. В зависимости от того, какое число депутатов избирается, различают одномандатные, многомандатные и федеральный И.о. Одномандатный (одноименный, или униноминальный) - округ, от которого по мажоритарной системе избирается один депутат. Многомандатный - округ, от которого избираются несколько депутатов и при этом за каждого из них избиратели голосуют персонально. В случае образования такого округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превысить пяти. Федеральный избирательный округ - округ, представленный всей территорией Российской Федерации, в котором предвыборную борьбу ведут избирательные объединения. И.о. образуются соответствующими избирательными комиссиями. Не позднее чем за 70 дней до дня голосования комиссии определяют схему образования И.о., в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый И.о., номер и центр И.о., число избирателей в каждом И.о. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему И.о. не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Публикация (обнародование) схемы образованных И.о., включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем за 5 дней после ее утверждения (Центральной избирательной комиссией - при проведении выборов федеральных органов государственной власти; комиссиями субъектов РФ - при проведении выборов органов власти субъектов РФ). Соответственно схема И.о. утверждается федеральным законом или законом субъекта РФ.

При проведении выборов в РФ И.о. должны образовываться при соблюдении следующих требований: 1) примерное равенство числа избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%; 2) И.о. образует единую территорию; не допускается образование И.о. из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных законом; 3) при образовании округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов РФ может превышать указанный предел, но должно быть не более 30%; 4) при соблюдении отмеченных выше требований об образовании И.о. учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - 1) в широком смысле слова регламентируемая законом совокупность решений, актов и действий органов государственной власти, общественных объединений и граждан по поводу реализации избирательных прав. Участниками (субъектами) И.п. являются граждане РФ, наделенные активными и пассивными избирательными правами, избирательные комиссии, избирательные объединения, кандидаты на выборную должность, доверенные лица кандидатов, общественные наблюдатели и т.д.; 2) в узком смысле слова И.п. есть урегулированные законом процедуры совершения тех или иных избирательных действий: назначение выборов, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов и их регистрация, определение результатов голосования и др. (см. Стадии избирательного процесса).

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СПОР

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СПОР - конфликт (разногласия), возникающий при проведении выборов между участниками избирательного процесса - гражданами, избирательными объединениями (блоками) и соответствующими избирательными кандидатами (списками кандидатов), участниками предвыборной агитации и др. - по поводу применения избирательного законодательства.

И.с. возникают на разных стадиях избирательного процесса. Поводом для них являются разногласия, связанные с выдвижением кандидата, нарушениями правил ведения агитации (в том числе неправомерным использованием возможностей СМИ), правил подсчета голосов, установления итогов голосования и результатов выборов и др. Причины И.с. так же разнообразны, как и поводы их возникновения. Основной причиной таких споров являются нарушения избирательных прав граждан, порождаемые в свою очередь несовершенством избирательного законодательства, неправильным его толкованием и применением избирательными комиссиями, органами исполнительной власти, средствами массовой информации (редакциями газет, теле- и радиопрограммами, журналистами), несовершенством судебной практики разрешения избирательных споров. Действующее законодательство предусматривает административный (соответствующими избирательными комиссиями) и судебный порядок разрешения И.с. (см. Обжалование нарушений избирательных прав). Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК - образуемая в границах избирательного округа территориальная единица, предназначенная для регистрации избирателей, проведения голосования и подсчета голосов. И.у. образуются главами муниципальных образований по согласованию с избирательными комиссиями не позднее чем за 60-30 дней до дня выборов. В исключительных случаях такие участки могут создаваться не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Численность избирателей на каждом И.у. не должна превышать 3000 человек. При И.у. должны соблюдаться границы административно-территориального деления в субъекте РФ. Границы И.у. не должны пересекать границы избирательных округов. Особый порядок образования И.у. установлен законом в санаториях, домах отдыха, больницах, иных местах временного пребывания избирателей, а также в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях. Согласно закону военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Если И.у. образованы на территории воинской части, то должен быть обеспечен свободный доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. И.у. для граждан РФ, пребывающих на территории иностранного государства, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их проживания. Списки И.у. с указанием их границ, адресов и номеров телефонов, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

(В.Ч.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМИТАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИММИГРАНТЫ

ИММИГРАНТЫ - иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие на законном основании на территорию РФ и заявившие по прибытии о желании получить статус беженца в РФ, а также лица, вынужденные незаконно пересечь государственную границу по причине их преследования, во избежание существующей угрозы применения к ним насилия и немедленно заявившие об этом государственному служащему поста иммиграционного контроля, представителю пограничных войск или таможенных органов. Законными основаниями для временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ при наличии отметки о регистрации являются: паспорт и неиммиграционная виза, выданная в соответствии с законом, если иное не установлено международным договором РФ; паспорт и выездной вкладыш, в котором есть отметка паспортного контроля о въезде в РФ, - для иностранных граждан государств, с которыми международным договором РФ установлен безвизовый въезд (выезд); свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу или удостоверение беженца, выдаваемое беженцу в соответствии с законодательством РФ; свидетельство о предоставлении политического убежища в РФ; свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ. Порядок работы с И. определяется Положением о порядке работы с иностранными гражданами или лицами без гражданства, пребывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. № 1021.

В соответствии с новым законодательством об административных правонарушениях уклонение И. от проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения И., в месте, определенном территориальным органом Федеральной миграционной службы для временного проживания, а также нарушение правил проживания в указанных местах во время определения статуса И. в РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выселением или без такового (ст. 18.11 КоАП РФ).

(В.Ч.)

ИММИГРАЦИОННАЯ КВОТА

ИММИГРАЦИОННАЯ КВОТА - предусмотренное актами Правительства РФ число иностранных граждан и лиц, ищущих убежища на территории РФ, которым Российское государство может предоставить такое убежище. Правительство РФ ежегодно с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливает И.к. на иностранных граждан, желающих въехать в РФ для постоянного проживания, в том числе в субъекты РФ. Иммиграционные визы без учета квоты получают: иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ и утратившие документы во время выезда из РФ; родители гражданина РФ, его дети, не достигшие возраста 18 лет, и супруг, являющиеся иностранными гражданами и постоянно проживающие в иностранном государстве; родители иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, его дети, не достигшие возраста 18 лет, и супруг; высококвалифицированные работники, в которых РФ испытывает потребность, их дети, не достигшие возраста 18 лет, и супруги. Потребность в высококвалифицированных работниках определяет Правительство РФ по ходатайству заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. В целях обеспечения приоритетного права граждан РФ на занятие свободных рабочих мест на российском рынке труда Правительство РФ ежегодно устанавливает квоту на иностранных работников, въезжающих в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, в том числе и в субъекты РФ.

(В.Ч.)

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДЕМНИТЕТ ПАРЛАМЕНТАРИЯ (ДЕПУТАТА ПАРЛАМЕНТА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНИЦИАТИВА ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНИЦИАТИВА ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - право вносить предложения о внесении поправок в Конституцию РФ или о ее пересмотре. Действующая Конституция определяет круг субъектов права инициативы ее пересмотра. Конституция (ст. 134) устанавливает, что предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, палаты Федерального Собрания, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Процедуры реализации права И.п.К. РФ определяются регламентами деятельности органов государственной власти, обладающих таким правом. Решения о пересмотре Конституции (и о поправках к ней) принимаются путем голосования при наличии кворума и оформляются постановлением или иным правовым актом, определенным регламентом.

(В.Ч.)

ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренное законом право определенных субъектов инициировать вопрос о проведении референдума РФ. С И.п.р. РФ может выступить не менее чем 2 млн. граждан РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с И.п.р. РФ по поводу принятия новой Конституции может выступить Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции РФ). В период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов инициаторы референдума не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума РФ.

Для сбора подписей требуемого числа граждан (2 млн.) не позднее чем за 6 мес. до проведения референдума создается инициативная группа граждан в количестве не менее 100 человек, которая должна зарегистрироваться в Министерстве юстиции РФ. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку И.п.р. РФ. Собранные подписные листы направляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 15 дней представляет свое заключение Президенту РФ и одновременно информирует палаты Федерального Собрания.

(В.Ч.)

ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - временное исполнение Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ в случае досрочного прекращения полномочий последнего. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Временное возложение обязанностей Президента на Председателя Правительства возможно во всех случаях досрочного прекращения полномочий Президента, а также в случае смерти Президента, его длительной болезни, если она не носит стойкого характера (т.е. не требует прекращения полномочий). Председатель Правительства, временно исполняющий обязанности Президента, осуществляет их в объеме полномочий главы государства. Так, на время проведения Президенту РФ хирургической операции в сентябре 1991 г. главе Правительства были переданы все полномочия главы государства, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием; для этой цели были переданы необходимые технические средства (так называемая "ядерная кнопка"). Исключение составляют некоторые ограничения, предусмотренные Конституцией РФ. Председатель Правительства не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Срок временного исполнения Председателем Правительства полномочий Президента не может превышать трех месяцев.

(В.Ч.)

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. И.о.г.в. - назначаемые органы. В этом смысле они производны от законодательных (представительных) органов власти, выборность их допускается в ограниченном объеме (выбор глав администрации субъектов РФ). Основной вид деятельности И.о.г.в. - организация исполнения законов, а также связанная с этим организация управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Для выполнения возложенных на них функций И.о. г. в. совершают различные распорядительные действия.

И.о.г.в. могут быть как единоначальными (к примеру, глава краевой, областной администрации), так и коллегиальными (например, Правительство РФ). И.о.г.в. подразделяются на органы общей компетенции - органы, ведающие всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (правительство, краевая, областная администрация), и органы специальной компетенции - органы, ведающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управление в составе администрации края, области и др.). В федеративном государстве И.о.г.в. создаются как на федеральном уровне (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные ведомства), так и на уровне субъектов РФ (высшие должностные лица И.о.г.в. субъектов РФ: президенты республик, губернаторы, мэры городов федерального значения; правительства республик, администрации краев, областей, министерства, комитеты, мэрии и их структуры - министерства, департаменты, управления и др.).

(В.Ч.)

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР - конституционное средство (право), которое Президент РФ может использовать для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Механизмом реализации этой конституционной возможности главы государства является деятельность создаваемых по его инициативе соответствующих согласительных комиссий, организация переговоров и др. При недостижении согласованного решения после применения согласительных процедур Президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ). От согласительных процедур следует отличать консультативные процедуры (см. Консультативные процедуры).

(В.Ч.)

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. И.к.п. РФ являются Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, нормы международного права и акты органов местного самоуправления. Кроме того, нетрадиционными И.к.п. выступают конституционные обычаи, ратифицированные РФ международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие нормы конституционного уровня. По юридической силе все И.к.п. подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы, в свою очередь, по степени значимости подразделяются на основные (Конституция страны), конституционные и обычные.

Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня И.к.п.: 1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2) региональное право или законодательство субъектов РФ - конституции, уставы, законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти, акты региональных референдумов; 3) муниципальное право, состоящее из актов органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов.

Принцип верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, таким образом, единая согласованная (консолидированная) правовая система, базирующаяся на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница