Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОЛ"-"ПРА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОЛ"-"ПРА")

ПОЛНОМОЧИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПАЛАТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПАЛАТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - федеральный министр, представляющий по поручению Правительства РФ его интересы в палатах Федерального Собрания. Целью такого представительства является повышение роли Правительства РФ в законодательном процессе, а также обеспечение координации федеральных органов исполнительной власти. Согласно Положению о полномочных представителях Правительства РФ в палатах Федерального Собрания РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 94, полномочные представители: а) без специального решения Правительства участвуют в заседаниях палат Федерального Собрания, в работе их комитетов, комиссий и других органов; б) выступают от имени Правительства в палатах парламента, представляя согласованную позицию Правительства по рассматриваемым законопроектам и законам; в) организуют участие руководителей федеральных органов исполнительной власти в работе палат парламента по законопроектам, внесенным Правительством; г) информируют Правительство о ходе законодательного процесса и прохождении законодательных инициатив Правительства в палатах парламента; д) взаимодействуют с полномочными представителями Президента РФ и др. Деятельность П.п.П. РФ в п. ФС координируется руководителем аппарата Правительства. На П.п.П. РФ в п. ФС, кроме того, возлагается обязанность осуществлять координацию работы статс-секретарей - должностных лиц, назначаемых и освобождаемых Правительством и являющихся по должности заместителями (первыми заместителями) руководителя федерального органа исполнительной власти. Основной служебной обязанностью статс-секретарей является обеспечение взаимодействия с палатами Федерального Собрания. Соответственно своему статусу статс-секретари: участвуют в формировании планов и программ законодательной деятельности Правительства; организуют представление на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий законопроектов, внесенных Правительством, а также официальных отзывов, заключений и поправок Правительства; информируют комитеты и комиссии палат о позиции Правительства по законопроектам, внесенным другими субъектами права законодательной инициативы; ведут сбор и обобщение информации о рассматриваемых в палатах, их комитетах и комиссиях законопроектах и законах по предметам ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти; осуществляют подготовку предложений об отношении Правительства к этим законопроектам и оперативно информируют об этом полномочных представителей Правительства в палатах; организуют подготовку федеральными органами исполнительной власти проектов официальных отзывов, заключений и поправок законопроектов; организуют подготовку федеральными органами исполнительной власти ответов в связи с парламентскими, депутатскими запросами и обращениями парламентариев и др.

(В.Ч.)

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ - оборудованное в соответствии с требованиями избирательного законодательства помещение в здании, расположенном на территории избирательного участка. П. для г. безвозмездно предоставляется в распоряжение избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования. В П. для г. должен быть зал, где размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты, оснащенные системой освещения, столами, письменными принадлежностями (за исключением карандашей). Непосредственно в П. для г. либо перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех избирательных объединениях, избирательных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, а также обо всех кандидатах, зарегистрированных по данному одномандатному избирательному округу. В П. для г. должны находиться зарегистрированные избирательной комиссией списки кандидатов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенные на стенде, не должны содержать наименования избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, и фамилии зарегистрированных кандидатов, находящихся в списках кандидатов. На стенде также размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства РФ, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели могли прочитать их. С момента начала голосования в П. для г. должны находиться увеличенные формы протоколов об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления. П. для г. должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины, иные места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.

(В.Ч.)

ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должностное лицо, назначаемое главой государства и обеспечивающее компетентное осуществление своих функций применительно к конкретной сфере деятельности главы государства. Указанные лица назначаются на должность Президентом РФ. В круг обязанностей П.П. РФ входит: подготовка предложений Президенту по реализации им полномочий главы государства; подготовка с участием главных управлений Президента РФ аналитических, информационных материалов для Президента; подготовка и исполнение отдельных поручений главы государства. Число помощников, направления их деятельности определяются Президентом РФ.

(И.К.)

ПОПРАВКА К ЗАКОНОПРОЕКТУ

ПОПРАВКА К ЗАКОНОПРОЕКТУ - предложение субъекта права законодательной инициативы об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. П. к з. поступают, как правило, до второго чтения. Они обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения. В постановлении Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении устанавливается срок представления П. к з., который не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения - не менее 30 дней. По предложению депутатов палата может принять решение об иных сроках представления П. к з. В соответствии с Регламентом Государственной Думы поправки вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей или дополнения законопроекта конкретными статьями либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, статей или статей законопроекта.

Изучение, обобщение внесенных П. к з., проведение их независимой экспертизы на соответствие Конституции и федеральным законам осуществляет ответственный комитет. Если инициатором П. к з. не соблюдена форма ее представления, то ответственный комитет вправе возвратить такую П. к з. без включения ее в таблицу поправок.

Все сгруппированные по статьям законопроекта П. к з. рассматриваются в установленные сроки на заседании ответственного комитета и включаются в таблицы поправок 1, 2, 3.

(В.Ч.)

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАИМЕНОВАНИЙ ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные федеральным законом процедуры принятия компетентным органом решения о проведении общероссийского референдума. Правом назначения референдума РФ обладает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд с запросом по поводу соблюдения требований реализации инициативы проведения референдума РФ. Решение по данному вопросу Конституционный Суд принимает в течение месяца. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ в течение 15 днем обязан назначить референдум. Голосование по референдуму должно быть назначено в любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев со дня опубликования указа о назначении референдума РФ. Организация проведения референдума возлагается на избирательные комиссии: Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (городские, районные) и участковые избирательные комиссии. Финансирование референдума осуществляется за счет средств федерального бюджета. Правительство РФ в течение 15 дней после принятия указа о назначении референдума РФ выделяет Центризбиркому денежные средства, которые тот в свою очередь перечисляет избирательным комиссиям.

(В.Ч.)

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСЕЛЕНИЕ (НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ)

ПОСЕЛЕНИЕ (НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ) - населенная территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной черты (границы) и служащая постоянным местом проживания людей. В зависимости от состава населения, сочетания промышленного и сельскохозяйственного производства, тяготения П. к определенному центру, состояния путей сообщения и средств связи между П. все П. подразделяются на городские и сельские. Городское П. - это П., которое исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесено в установленном законодательством порядке к категории городов или рабочих, курортных поселков. Городом признается П. с определенной численностью населения, занятого главным образом промышленной (производственной), коммерческой, культурно-просветительской и иной несельскохозяйственной деятельностью. Градостроительный кодекс РФ (ч. 3 ст. 5) в зависимости от численности населения подразделяет все города на: сверхкрупные (свыше 3 млн. чел.); крупнейшие (от 1 млн. до 3 млн. чел.); крупные (от 250 тыс. до 1 млн. чел.); большие (от 100 до 250 тыс. чел.); средние (от 50 до 100 тыс. чел.); малые города и поселки (до 50 тыс. чел.). По подчиненности, которая зависит от значения городов, промышленного и культурного уровня, перспектив развития и др. условий, все города подразделяются на две категории: города республиканского (краевого, областного) значения и города районного значения. Функциональное назначение городских поселений позволяет выделять города-курорты (Ессентуки, Пятигорск и др.), города - научные центры, или наукограды (Обнинск Калужской области и др.), города-здравницы и т.п. Кроме того, выделяются города с наличием внутреннего деления (районы в городе) или без такового. Вопрос о включении населения в состав города или поселка решается органом государственной власти субъекта в том случае, если это П. слилось с городом или поселком.

Сельским считается любое П. (село, станица, деревня, сельский поселок, хутор, кишлак, аул, стойбище, выселок, заимка и др.), не отнесенное к категории городских. Как и городские, сельские П. в зависимости от численности населения подразделяются на крупные - свыше 5 тыс. чел.; большие - от 1 до 5 тыс. чел.; средние - от 200 до 1 тыс. чел.; малые - менее 200 чел. Территориальная единица, которая своими фиксированными границами охватывает один или несколько сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, именуется в ряде субъектов РФ сельсоветом. Всего в РФ насчитывается 23 976 сельсоветов и волостей.

(В.Ч.)

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ежегодное обращение Президента РФ к стране, произносимое на заседании обеих палат Федерального Собрания РФ и посвященное анализу основных направлений внутренней и внешней политики государства. П.П. РФ Федеральному Собранию содержит оценку положения дел и задачи государства на будущее, раскрывают взгляд Президента на законодательную деятельность парламента. П.П. РФ имеет сложную правовую природу: с одной стороны, общие установки, конкретные поручения, содержащиеся в П.П. РФ., имеют обязательный характер, а с другой - П.П. РФ не является нормативным актами и не может противоречить федеральным законам и каким-либо образом ограничивать законотворческую деятельность Федерального Собрания. В П.П. РФ определяются цели, задачи законодательной политики государства на текущий период. Законодательные инициативы, сформулированные в нем, считаются приоритетными в программе законопроектных работ Государственной Думы.

С момента принятия Конституции РФ Президент обратился к Федеральному Собранию с посланиями: "Об укреплении Российского государства" (1994), "О действенности государственной власти в России" (1995), "Россия, за которую мы в ответе" (1996), "Порядок во власти, порядок в стране" (1997), "Общими силами - к подъему России" (1998), "Россия на рубеже эпох" (1999), "Какую Россию мы строим" (2000), "Государство Россия. Путь к эффективному государству" (2000), (без названия) (2001), "Не будет ни революций, ни контрреволюций" (2001), "Актуальная задача - укрепление российской государственности" (2002).

От П.П. РФ следует отличать бюджетные послания Президента РФ, направляемые не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, Федеральному Собранию РФ. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год, в нем глава государства очерчивает основные текущие финансовые приоритеты, которые также оказывают влияние на законодательную деятельность Федерального Собрания.

(В.Ч.)

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - способ (метод) воздействия (давления) на парламент, инициированного высшим органом федеральной исполнительной власти. Конституция РФ (ч. 4 ст. 117) предоставляет Председателю Правительства РФ право поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (см. Выражение недоверия (вотум недоверия) Правительству Российской Федерации).

(В.Ч.)

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - постоянно действующий орган палаты, образованный для обеспечения соответствия деятельности палаты, ее комитетов и комиссий (иных органов) и парламентариев регламентным нормам и парламентским процедурам. П.к.п. ФС учреждается из числа парламентариев и действует в течение всего срока полномочий палаты. В соответствии с регламентами палат Федерального Собрания Государственная Дума и Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. К постоянным комиссиям относятся: мандатная комиссия; комиссия Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам.

(В.Ч.)

ПОЧЕТНОЕ ГРАЖДАНСТВО

ПОЧЕТНОЕ ГРАЖДАНСТВО - звание почетного гражданина России, которое по действовавшему законодательству о гражданстве предоставлялось решением Президента РФ лицу, не являвшемуся гражданином РФ, за выдающиеся перед ней заслуги и с его согласия. Предоставление П.г. предусматривалось действовавшим до апреля 2002 г. Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 8 и подп. "е" п. 1 ст. 33). Поскольку на практике эта норма Закона не применялась, новый Закон о гражданстве не содержит положений о предоставлении П.г. В то же время в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрены положения о льготном порядке предоставления П.г. за особые заслуги перед Россией. В частности, указывается, что лица, имеющие особые заслуги перед РФ, могут быть приняты в П.г. РФ без соблюдения общих условий (общего порядка) приобретения гражданства.

(И.К.)

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - предусмотренные федеральным законом правовые средства, использование которых обеспечивает деятельность депутата в палате, а также требования, предъявляемые к этой деятельности. П. и о.д. ГД подразделяются на две группы: 1) права и обязанности в парламенте и его структурах; 2) права и обязанности в избирательном округе. К первой группе прав относятся: право обратиться с любым устным вопросом на заседании палаты к члену Правительства, право обратиться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центробанка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, и др. К указанной группе прав относится также право выступления на сессии, право на голосование, на участие в работе комитетов и комиссий палаты. Эти права одновременно являются и обязанностью депутата. Ко второй группе прав относятся: право депутата обращаться во все государственные органы, предприятия и организации по вопросам депутатской деятельности и получать ответы; право на безотлагательный прием соответствующими должностными лицами; право на получение и распространение информации и др.

В отличие от прав депутата в законе перечислены лишь некоторые его обязанности. В частности, отсутствует основная обязанность депутата - участвовать в заседании палаты. Молчание закона по столь важному аспекту деятельности Государственной Думы исключает и возможность применения к депутату-"прогульщику" дисциплинарного взыскания (в отличие от целого ряда зарубежных стран, в российском законе о статусе депутата отсутствует специальная норма о такого рода взысканиях).

(В.Ч.)

ПРАВА НАРОДОВ

ПРАВА НАРОДОВ - предусмотренная нормами международного права возможность народа участвовать в международных отношениях с целью реализации своих жизненных потребностей. Регламентация П.н. осуществляется в рамках сотрудничества государств главным образом в области защиты прав человека. Общепризнанными стали П.н. на равноправие и самоопределение (п. 2 ст. 1 Устава ООН). Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве народов на мир (1984 г.), призванную обеспечить "священное право на мир" народов нашей планеты. В доктрине международного права к П.н. относят право на развитие, на защиту национальных меньшинств и др. В отличие от прав человека на П.н. - права коллективные. П.н. соответствует обязанность всех субъектов международных отношений уважать их. В случае нарушения их прав народы имеют право обращаться за защитой к международному сообществу. Современное международное право признает за народами безусловное право на защиту от геноцида (Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании его (1948), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965) и др.

(В.Ч.)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности. П.ч. в юридическом смысле означают возможность человека совершать или не совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией и основанными на ней законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами определенные действия. В конституционном лексиконе за термином "П.ч." закрепилось значение основных, или конституционных, прав. Законодательство РФ различает понятия "права" и "свободы". Общее у них в том, что обладание правами и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Различия между ними заключаются в том, что права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ, это всегда право на получение чего-либо. Свобода означает для человека возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти; это отсутствие каких-либо препятствий, стеснений, ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства.

Права и свободы могут иметь индивидуальные и коллективные формы выражения. Те конституционные права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан (право на объединение, проведение собраний, митингов, шествий и др.), именуются коллективными правами.

(В.Ч.)

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ - заявление Правительства РФ, в котором дается изложение его позиции по вопросам внутренней и внешней политики РФ. Кроме заявлений, Правительство в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 23) вправе принимать обращения, иные акты, не имеющие правового характера. Однако, в отличие от постановлений и распоряжений Правительства, все они не имеют юридического характера и носят преимущественно политический характер.

(И.К.)

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС - кризисная ситуация, характеризующаяся утратой Правительством поддержки в парламенте или в той палате, перед которой оно несет ответственность. В РФ П.к. может иметь место в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ при условии, что позиция Государственной Думы будет поддержана Президентом РФ.

(И.К.)

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС - предусмотренное Регламентом Государственной Думы время для ответов членов Правительства РФ, других должностных лиц государства на вопросы депутатов палаты. Согласно Регламенту палаты, "П.ч." проводится каждую пятницу на заседании Государственной Думы для ответов Председателя Правительства РФ, других членов Правительства, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя ЦИК РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда РФ, председателя Государственного фонда занятости населения РФ, председателя Фонда социального страхования РФ, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ. При этом заслушиваются не более двух приглашенных.

Если приглашенный на "П.ч." член Правительства не может прибыть на заседание палаты, он вправе дать письменный ответ на заданные вопросы, который доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты. Письменные предложения депутатов о приглашении на заседание палаты конкретных лиц и вопросы к ним рассматриваются Советом Государственной Думы. Приглашенному должностному лицу для ответа на вопрос депутата предоставляется не более 15 мин. Депутату, предварительно задавшему письменный вопрос, после ответа приглашенного должностного лица предоставляется возможность задать ему один уточняющий устный вопрос и в конце рассмотрения данного пункта повестки дня заседания выступить в течение не более 5 мин. по существу поставленного им письменного вопроса.

Должностные лица, к которым обращен запрос, могут быть приглашены не позднее чем за 5 дней на "П.ч." для ответов на устные вопросы депутатов. Прения по ответам на устные вопросы не проводятся.

От "П.ч." следует отличать "час заявлений", который также проводится по пятницам и предназначен для публичного оглашения представителем депутатского объединения, комитета, комиссии или депутатом заявления по тому или иному вопросу, имеющему общественную значимость. При этом выступления с подобными заявлениями не могут превышать 5 мин.

(В.Ч.)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший орган исполнительной власти республики в составе РФ, а также орган, возглавляющий систему исполнительной власти в иных, помимо республик, субъектах РФ. П.с. РФ подотчетно президенту республики (главе администрации края, области, мэру города федерального значения, губернатору). Его работой руководит председатель. П.с. РФ разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику и несет полную ответственность за ее реализацию. Компетенция П.с. РФ определена конституциями (уставами) субъектов РФ.

(И.К.)

ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕТИЦИИ

ПРАВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕТИЦИИ - право лица, находящегося под юрисдикцией государства, участника определенного международного договора в области защиты прав человека на обращение в международный контрольно-имплементационный орган, указанный в договоре, с жалобой о нарушении этим государством - участником гарантированных договором прав человека. П.и.п. является наиболее эффективным инструментом международного контроля за исполнением государством его обязательств в области защиты прав человека. Международные договоры могут предусматривать автоматическое право индивидуальной петиции, когда присоединение государства к договору о защите прав человека означает признание П.и.п. (Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.), или оптационное право индивидуальной петиции, в соответствии с которым договор требует от государства-участника сделать специальное одностороннее заявление о признании им П.и.п. (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в ред. Протокола № 11 1994 г.), либо же признание П.и.п. удостоверяется присоединением к отдельному дополнительному международному договору (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.). Договоры содержат перечень особых условий, которых должен придерживаться жалобщик, чтобы его петиция была принята к рассмотрению соответствующим международным органом. Главным среди таких условий является требование исчерпывающего использования внутренних (внутригосударственных) способов защиты нарушенного права.

(В.Ч.)

ПРАВО НА ДЕРОГАЦИЮ

ПРАВО НА ДЕРОГАЦИЮ - основанное на законе право государства отступить от взятых на себя обязательств по обеспечению (соблюдению) прав. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что П. на д. связано с приостановлением действия отдельных правовых норм или с ограничениями при осуществлении индивидом прав и свобод в силу определенных обстоятельств (четыре конвенционные статьи); отступлением от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях; ограничением на политическую деятельность иностранцев; запрещением злоупотреблений правами; пределами использования ограничений в отношении прав. П. на д., таким образом, не тождественно понятию "ограничение прав", используемому в российском конституционном праве.

В специальном значении (в технике законотворчества) термин "дерогация" используется для обозначения частичной отмены (ограничения) закона; отмена только части закона и внесение в него новых положений взамен отмененных именуются суброгацией; внесение в закон частичных изменений охватывается термином "оброгация"; для характеристики полной отмены закона применяется термин "аброгация".

(В.Ч.)

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ПРАВО НА НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - конституционное право граждан иметь систему представительных органов власти, выражать через них собственные интересы и добиваться их реализации. П. на н.п. - это и индивидуальное, и коллективное право. Его субъектами выступают как отдельный гражданин, так и социальная общность - многонациональный народ РФ, население субъекта РФ, жители муниципального образования (местные сообщества). Основное назначение этого права - обеспечение представительства общих интересов граждан. Соответственно главной составляющей П. на н.п. является право граждан иметь представительные органы власти разных уровней - общенационального, регионального и местного. Особенность таких органов - их выборность, коллегиальность выработки и принятия решений, особый характер связи с избирателями. Кроме того, содержанием П. на н.п. охватывается право граждан на периодические выборы народных представителей, право на эффективную работу представительных органов власти, право избирать и быть избранными в представительные органы власти, гарантированная законом возможность оказывать влияние на решения, принимаемые представительными органами, и осуществление контроля за их деятельностью.

(В.Ч.)

ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА - право личности на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на праве собственности жилого или подсобного помещения от незаконного вторжения как должностных лиц, так и отдельных граждан. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ст. 2) под жилищем понимает и место жительства (жилой дом, квартира, общежитие и т.п.), и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и др.).

Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" под жильем понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно и иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Соответственно П. на н.ж. обладают лица, наделенные правом пользования или собственности на занимаемое жилое помещение, подтвержденным правоустанавливающими документами (договор аренды, найма, поднайма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.) или должностным лицом либо титулодержателем. Гарантии неприкосновенности жилища означают, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство регламентирует случаи, когда это допускается, и устанавливает круг уполномоченных на то органов. Это прежде всего допускается при производстве уголовно-процессуальных действий (обыска, выемки) по расследуемым уголовным делам. В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" (ст. 11) правом входить в жилые помещения, которые используются для предпринимательской деятельности, обладают сотрудники налоговой полиции. Согласно ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (с изм. и доп.) право входить в жилые помещения и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, при наличии достаточных оснований полагать, что в этом помещении совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а равно для обеспечения личной и общественной безопасности предоставлено сотрудникам милиции. В обоих случаях в течение 24 часов в известность должен быть поставлен прокурор. Правом беспрепятственного входа в жилище обладают в случае пожара сотрудники пожарной безопасности (пожарники). Во всех случаях проникновение в жилище возможно при наличии: а) соответствующих оснований, установленных федеральным законом; б) решения судебного органа. Нарушение неприкосновенности жилища уголовный закон квалифицирует как преступление, влекущее за собой уголовную ответственность (ст. 139 УК РФ).

(В.Ч.)

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ - разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений. П. на о. основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности. По своему содержанию оно предполагает: а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право вступать с другими гражданами в уже созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. При этом важнейшей формой объединения является политическая партия.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 30) П. на о. принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания политических партий и участия в них иностранных граждан, судей, прокурорских работников. Государство гарантирует: а) добровольность реализации права на объединение. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 30) и действующему законодательству никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; б) свободу деятельности общественных объединений. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, формы и методов своей деятельности. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели, задачи. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с изм. и доп.), допускает лишь два основания, по которым деятельность общественных объединений может быть запрещена: 1) в случае нарушения положения, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, совершения иных преступлений; 2) в случае повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.

Механизм реализации конституционного права граждан на объединение закреплен в вышеназванном Федеральном законе, а также в Федеральных законах от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях".

(В.Ч.)

ПРАВО НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ПРАВО НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ - разновидность основных личных прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность каждого человека самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность (принадлежность к определенной этнической группе) исключительно на основании самоидентификации, т.е. собственного усмотрения. В отличие от существовавшего ранее порядка, когда национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверении личности (за исключением случаев, когда родители принадлежали к различным национальностям), по Конституции каждый человек имеет право (но не обязанность) свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом гарантией свободного определения национальности служит положение Конституции РФ (ч. 1. ст. 26), согласно которому "никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

(В.Ч.)

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА ОХРАНУ (НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ) ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ - гарантированная Конституцией РФ возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 68) наряду с использованием государственного языка РФ входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного П. на п.р.я. предусмотрена Законом о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. (в ред. от 5 июня 1998 г.).

(В.Ч.)

ПРАВО НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

ПРАВО НА РАВНЫЙ ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ - конституционное право граждан РФ участвовать в управлении делами государства посредством занятия любой государственной должности. Институт государственной службы составляют государственные должности, вне которых государственная служба невозможна. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (п. 3 ст. 21) устанавливает исчерпывающие основания отказа принятия на государственную службу и нахождения на ней. Это признание судом гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным; лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; наличие близкого родства (свойства) (родители, супруги, братья, сестры, дети) с государственными служащими при непосредственной их подчиненности или подконтрольности друг другу; отказ от представления сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности и др. Закон определяет требования, предъявляемые к кандидату на госслужбу, порядок обязательной аттестации государственных служащих, условия их труда, меры ответственности за должностные проступки, условия труда и др.

(В.Ч.)

ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - одно из фундаментальных и неотчуждаемых личных прав человека, предполагающее обязанность государства гарантировать каждому человеку личную безопасность и свободу, недопущение, пресечение и наказуемость посягательств на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, индивидуальную свободу. В юридическом смысле П. на с. и л.н. означает возможность каждого совершать любые правомерные действия и одновременно обязанность государства, его органов и должностных лиц воздерживаться от вторжения в сферу личной свободы человека. Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, его возможность распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Конституция (ч. 2 ст. 22) устанавливает, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ранее он составлял 72 часа). Обеспечению П. на с. и л.н. призван служить Федеральный закон от 15 июня 1996 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления". В частности, особое значение имеет закрепление в Законе прав подозреваемых и обвиняемых: права на свидание с защитником и родственниками; права на личную безопасность; права на переписку; питание; права на подачу жалоб; права на медико-санитарное обеспечение и др. В Законе исчерпывающе перечислены меры принудительного характера, применяемые к данным лицам, в частности касающиеся применения физической силы, оружия и др. Существенная роль в усилении процессуальных гарантий П. на с. и л.н. отводится новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, вступающему в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 10 УПК РФ никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. До судебного решения, гласит закон, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Принципиально важным в системе гарантий П. на с. и л.н. явилось постановление Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г., в соответствии с которым задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок более 48 часов, заключение его под стражу может быть осуществлено только по решению суда. Значимость такого решения высшего органа конституционного контроля страны определяется еще и тем, что Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (ст. 10) предусмотрел, что норма о передаче судам полномочий по применению мер пресечения в виде заключения под стражу вводится в действие с 1 января 2004 г.

(В.Ч.)

Предыдущая страница Следующая страница