Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Конституционное право. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБС"-"АДМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБС"-"АДМ")

АБСЕНТЕИЗМ

АБСЕНТЕИЗМ - неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования. А. - оборотная сторона права избирателя на добровольное участие в выборах. При проведении свободных выборов почти неизбежен. В целях его преодоления используются методы негативного (установление штрафных санкций - применяется в отдельных странах) и позитивного (выплата избирателям за участие в голосовании из бюджета государства или прибавление дня выборов к ежегодному отпуску) характера.

Как правило, А. приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися. Например, чтобы выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ считать состоявшимися, достаточно явки на избирательные участки более 25% зарегистрированных избирателей, т. е. внесенных в избирательные списки. Выборы Президента РФ считаются состоявшимися при регистрации на избирательных участках более 50% избирателей. Однако если первый тур не выявил победителя, во втором туре выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей.

(С. А.)

АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО

АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО - см.: Большинство.

АБСОЛЮТНОЕ ВЕТО

АБСОЛЮТНОЕ ВЕТО - см.: Вето.

АБХАЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВСТРАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВСТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМИЗАЦИЯ

АВТОНОМИЗАЦИЯ - понятие, связанное с историей национально-государственного строительства в нашей стране в 20-е годы. До октябрьской революции 1917 г. большевики во главе с В. И. Лениным выступали за сохранение унитарного государства в России. Для областей с особым национальным составом населения и хозяйственным укладом предлагался как средство решения национального вопроса план областной автономии, т. е. превращение соответствующих территорий в автономные единицы, имеющие черты государств или государственных образований в составе единого российского унитарного государства. Перед революцией и после нее ситуация существенно изменилась, на территориях окраин стали образовываться. независимые национальные государства. Для того чтобы строить новую государственность в России, В. И. Ленин склонился к идее федерации. В январе 1918 г. Российская социалистическая советская республика была объявлена федеративным государством. Однако на какой основе будет строиться эта федерация, в каком качестве войдут в нее новые национальные республики - этот вопрос не был четко сформулирован. В Конституции РСФСР 1918 г. лишь говорилось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР (п. 11). В 1922 г., в связи с окончанием гражданской войны и победой советской власти на территории не только РСФСР, но и других советских республик актуальным стал вопрос об их объединении в новое государство. Какую для этого государства использовать форму? И. В. Сталин и его сторонники в партийном и государственном руководстве выдвинули план автономизации, т. е. вхождения Украины, Белоруссии, республик Закавказья (создавших к тому времени свою федерацию - ЗСФСР) в РСФСР в качестве ее автономных единиц. Превращение ставших независимыми республик в автономные части РСФСР означало бы существенное понижение их статуса и могло бы негативно сказаться на настроении местного населения, довольно сильно охваченного идеями национального самосознания. Нельзя было исключать и упреков в адрес России в тяге к прежним имперским амбициям. В. И. Ленин категорически выступил против этого плана, доказывая, что в новых условиях речь может идти исключительно о вхождении и России, и всех названных республик на равных условиях в новый федеративный союз. Такое объединение юридически равных субъектов в новую федерацию было оформлено созданием 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.(С. А.)

АВТОНОМИЯ

АВТОНОМИЯ - в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо.В конституционном праве понятие А. используется в нескольких аспектах: а) для обозначения так называемой государственной или областной А. - формы национально-государственного устройства, при которой территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (республикой) или автономным национально-государственным образованием (областью, округом, провинцией и др.); б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов (см.: национально-кулътурная автономия). в) чтобы оттенить, что тот или иной участник конституционно-правовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. В этом плане нередко можно встретить в специальной литературе и газетных текстах выражения типа "должностное лицо получило большую А. в осуществлении своих полномочий","область полностью автономна в своих делах" и т. д. В данном аспекте термин "автономия" применяется скорее не в строго конституционно-правовом, а в общем смысле и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно государства, государственного образования, административно-территориальной единицы, местного самоуправления и его органов, общественного объединения, должностного лица и т. д. (С. А.)

АВТОНОМИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

АВТОНОМИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ - понятия, используемые применительно к государственной или областной автономии. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, т. е. государства, эту форму автономии принято называть политической, подчеркивая тем самым более высокий ее ранг и права, характерные для государства. Если автономная единица образуется в форме автономной области (округа), это - не государство, а так называемое Государственное (национально-государственное) образование. Его статус ниже, чем статус автономной республики и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной, хотя у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов). (С. А.)

АВТОНОМИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АВТОНОМИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - создание автономных образований в виде автономных государств или национально-государственных образований, являющихся элементами государственного устройства соответствующего государства. (С. А.)

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ - система организационно-правовых форм учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей), базирующихся на их самоуправлении. Наиболее типичные пути воплощения национальной автономии: а) государственная (областная) автономия - создание государств и национально-государственных образований соответствующих наций (этнических общностей); б) создание административно-территориальных единиц в местах проживания национальных групп (этнических общностей) - национальных районов, уездов, волостей, сельсоветов и т. д.; в) учреждение национально-культурных автономий. (С. А.)

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ

АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ - система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. (С. А.)

АВТОНОМИЯ ОБЛАСТНАЯ

АВТОНОМИЯ ОБЛАСТНАЯ - то же, что и автономия государственная.

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА - форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г. в РСФСР насчитывалось 16 А. р. А. р. имели более высокий статус, чем автономные области и автономные округа. Например, от них избиралось по 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, в то время как от автономных областей - по 5, а от автономных округов - по 1 депутату. Председатель правительства А. р. по должности был членом правительства РСФСР. В то же время А. р. имели более низкий ранг, чем союзные республики. Официально они не считались субъектами Союза ССР как федерации, не имели характеристики суверенного государства (как союзные республики), за ними не признавалось не только право выхода из СССР, но даже и право перехода из одной союзной республики в другую. У А. р. не было возможностей, характерных для союзных республик: например, наличие 32 депутатов в Совете Национальностей, обязательное включение их представителя в состав Президиума Верховного Совета СССР в качестве заместителя Председателя, вхождение председателя правительства по должности в состав Правительства СССР, наличие национальной академии наук, отсутствие права внешних сношений и др. В период политических реформ, связанных с процессами перестройки и демократизации общества в СССР после 1985 г., многие А. р. стали добиваться повышения своего статуса. Особенно активными их попытки стали при разработке Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития. В свою очередь центр использовал позицию А. р. для того, чтобы оказывать давление на те союзные республики (среди них была и РСФСР), которые особенно настаивали на расширении своих прав и освобождении от опеки союзного руководства. Ведь повышая статус А. р. и укрепляя их положение на союзном уровне, можно было использовать голоса представителей А. р. для получения требуемого большинства по решениям, в которых был заинтересован центр. В принятом 26 апреля 1990 г. Законе СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" говорилось, что А. р. - государства, "являющиеся субъектами Федерации - Союза ССР" (ст. 1). А в проектах Союзного договора появилось положение о двух видах субъектов СССР - непосредственно входящих в Союз ССР; входящих в СССР и еще в один из субъектов СССР. Конечно, устремления А. р. должны были учитывать интересы и тех союзных республик, в состав которых они входили, принимать меры к нормализации отношений с ними. В России при конституционной реформе 24 мая 1991 г. понятие "автономная республика" было исключено из Конституции, появилась новая характеристика -"республика в составе РСФСР". Таким образом, все бывшие А. р. (а также вновь образованные республики) имеют сегодня статус республик в составе РФ. (С. А.)

АВТОНОМНОЕ ГОСУДАРСТВО

АВТОНОМНОЕ ГОСУДАРСТВО - автономная республика или иная автономная единица, имеющая статус государства с характерными для него чертами (т. е. свои конституция, законодательство, территория, гражданство, высшие государственные органы, определенная бюджетно-налоговая самостоятельность и др.) и созданная в рамках большого государства (а поэтому не имеющая своей денежной системы, армии, полной самостоятельности во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях и т. п.). (С. А.)

АВТОНОМНОЕ НАЧАЛО

АВТОНОМНОЕ НАЧАЛО - понятие, используемое для того, чтобы показать самостоятельность и самоуправление тех, кто осуществляет те или иные функции руководства и управления. Например, если о руководителе территории говорят, что он управляет ею ''на автономных началах", следует понимать это так, что руководителю предоставлены достаточно широкие права, и стоящие над ним органы и лица без особой надобности не вмешиваются в осуществление им своих задач. (С. А.)

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - обобщенное понятие, применяемое по отношению к автономным республикам, автономным областям, автономным округам и другим автономным единицам. (С. А.)

АВТОНОМНОЕ ПРАВЛЕНИЕ

АВТОНОМНОЕ ПРАВЛЕНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ)

предоставление права самостоятельного управления какой-то территорией органу, должностному лицу, соответственно созданному или назначенному сверху, с наделением его особыми полномочиями. Также расширение возможностей органа, должностного лица, ранее образованного, избранного или назначенного для руководства данной территорией, за счет передачи ему полномочий вышестоящего органа. (С. А.)

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ - концентрация главных функций государственной (политической) власти в руках группы лиц или одного человека. При А. р. существуют и представительные органы, могут проводиться референдумы, народные обсуждения и т. д. Суть А. р. связана с используемыми методами: навязывание обществу определенной идеологии, ограничение демократических свобод, отмена либо формальное существование ряда конституционных институтов, контроль властвующих организаций над общественными, отсутствие оппозиции либо, если она допускается, весьма ограниченные возможности ее действий, жесткая цензура в отношении средств массовой информации, тщательный контроль за гражданами и т. д. (С. А.)

АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГЛОМЕРАЦИЯ

АГЛОМЕРАЦИЯ - территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, где расположено большое количество промышленных предприятий и в силу этого происходит переплетение экономических, природоохранных, социальных и иных интересов. Имеющиеся в А. административно-территориальные единицы сохраняют свою самостоятельность, однако их органы должны взаимодействовать друг с другом в решении общих проблем.

А. может представлять собой один большой город и опоясывающие его относительно небольшие города, а также поселки (московская А.). Однако А. может состоять из нескольких больших и самостоятельных городов с примыкающими к ним территориями (например, район Рура в Германии). А. - прежде всего экономическая (и в определенной мере социальная) категория. Однако ее можно рассматривать и с государственно-правовой точки зрения: например, выполнение органами большого города каких-то координирующих функций в отношении всей территории А. (в частности, власти Москвы всегда претендовали на то, чтобы влиять на развитие подмосковных городов); их взаимодействие с властями примыкающих территорий (например, достаточно актуальна проблема взаимодействия государственных органов Москвы и Московской области); создание общего органа по проблемам А. и его взаимодействие с органами административно-территориальных единиц, находящихся в А. (С. А.)

АДВОКАТ

АДВОКАТ - член добровольной самоуправляющейся негосударственной организации (адвокатуры), главной функцией которой является оказание юридической помощи, в том числе защита лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Статус российского адвоката могут приобрести граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. Лица, не имеющие такого стажа работы, могут быть приняты в адвокаты после прохождения под руководством опытного адвоката стажировки, которая должна длиться от шести месяцев до одного года и обычно завершается проверкой профессиональных знаний и приобретенных практических навыков работы. Решение о принятии в коллегию адвокатов выносится коллегиально ее органом самоуправления - президиумом. Как член коллегии А. наделен рядом прав, дающих ему возможность принимать активное участие в работе органов самоуправления (избирать и быть избранным в них, обсуждать принимаемые ими решения и давать им оценку, контролировать правильность расходования денежных средств общего пользования и т. д.). Он также обладает обширными правами, реализация которых позволяет эффективно содействовать всем. кто обращается к нему за помощью, отстаивать свои права и свободы. Эти права четко определяются во многих законодательных актах, в том числе в Гражданском процессуальном кодексе. У голодно-процессуальном кодексе. Арбитражном процессуальном кодексе. Диапазон услуг, оказываемых А., широк и разнообразен: отыскание и разъяснение содержания необходимых законодательных актов, практики их применения, консультирование в связи с конкретными обстоятельствами, требующими юридического вмешательства; составление различного рода деловых бумаг (например, заявлений, ходатайств, проектов соглашений.): представительство в судах и иных государственных органах и т. д. Труд А. оплачивается, как правило, лицами и организациями, которым оказывается юридическая помощь, в размере, определяемом по соглашению, заключаемому с А. или юридической консультацией, в которой он работает. Большое значение в деятельности А. играют выработанные многолетней практикой правила адвокатской этики. Они дисциплинируют и обеспечивают надлежащее выполнение профессионального долга. Их грубые нарушения и факты неуважительного отношения к закону могут повлечь дисциплинарную ответственность (при определенных условиях - и имущественную) и даже отчисление из коллегии по решению ее президиума. (К. Г.)

АДВОКАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ - понятие, наиболее часто используемое в конституционном и административном праве, причем в разных значениях. 1) В наиболее широком смысле А. в. - подвид государственной власти, деятельность органов исполнительной власти, связанная с осуществлением исполнительных и распорядительных функций. 2) Несколько уже А. в. рассматривается как деятельность только той части органов исполнительной власти, которые связаны с правоохранительными функциями государства, например, органы внутренних дел, налоговой полиции, таможни и др. Иначе говоря, решающим фактором в данном случае является право соответствующих органов на распорядительство в сфере своего ведения, в том числе на применение внесудебного принуждения к гражданам и организациям. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мор административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер А. о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры А. о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Главным актом в этой сфере является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, но А. о. устанавливается и многими федеральными законами РФ, а также законами субъектов РФ и некоторыми актами представительных органов местного самоуправления (см.: Административное взыскание). (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ - система административных судов и иных специальных органов, рассматривающих дела и споры в сфере государственного управления. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - мера государственного принуждения. применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается, как правило, предписаниями действующего в настоящее время Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Перечень А. в. закреплен в ст. 24 КоАП. К ним отнесены: предупреждение, штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами. права охоты и др.); исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Наиболее распространенным А. в. является штраф - денежное взыскание, величина которого устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере. Например, за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, возможно применение штрафа в размере до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения (ст. 84-'' КоАП). Правом применения А. в.наделен сравнительно широкий круг государственных органов и должностных лиц. Среди них особо выделяются органы и должностные лица системы Министерства внутренних дел РФ. Им принадлежит право применения А. в. за большую часть административных правонарушений. В применении А. в. участвуют и суды, к ведению которых отнесено разбирательство дел (материалов) о более чем сорока видах административных правонарушений. Это, как правило, правонарушения, влекущие самые строгие меры Л. в. - административный арест сроком до пятнадцати суток, исправительные работы на срок до двух месяцев, конфискацию имущества, штраф в крупных размерах. Ежегодно районные суды рассматривают от двух до трех миллионов такого рода дел (материалов). Со временем эту функцию будут выполнять учреждаемые мировые судьи. (К. Г.)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль права. Регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря - отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина "административное" в наименовании данной отрасли права можно объяснить следующими факторами: эта отрасль права регулирует общественные- отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации. т. е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними, т. е., образно говоря, "администрирования". (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА - понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90-е годы. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико-государственной организации, в которой политическая и социально-экономическая жизнь, управление общественными и государственными делами, пределы личной свободы человека подчинены жестким рамкам и диктату сверху. Они облекаются не столько в форму закона, сколько в систему командных правил и обыкновений, неукоснительное и даже бездумное следование которым является безусловным. А.-к. с. означает чрезмерную централизацию в управлении страной, создание иерархической вертикали, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим и последние не только отдают соответствующие указания, но и могут нейтрализовать любой неугодный шаг нижестоящих органов, лишая их тем самым всякой самостоятельности. А.-к. с. обеспечивала примат марксистско-ленинской идеологии, господствующее положение одной политической партии, исключала политический плюрализм. свободу мнений. В конце концов А-к. с. привела к кризису общества и власти, застою, на преодоление которых направлены процессы демократизации и конституционно-политические реформы в стране. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА - часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов.

Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ - в ряде зарубежных стран (Австрия. ФРГ, Италия, Франция, Испания, Швеция, Польша и др.) суды, рассматривающие споры, возникающие в связи с деятельностью органов управления, в том числе жалобы граждан на их решения и действия. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ - мера административного взыскания, применяемая в виде исключения. Его суть заключается в непродолжительном лишении свободы - на срок до пятнадцати суток. Судебные решения о назначении такой меры взыскания приводятся в исполнение милицией. А. а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет; к лицам, не достигшим восемнадцати лет; к инвалидам первой и второй групп. (К. Г.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС - см.: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР - вид государственной деятельности, заключающийся в наблюдении за исполнением предписаний законов, иных нормативных актов в различных сферах государственного управления. Как правило, А. н. осуществляется в тех областях, где соблюдение соответствующих норм необходимо для обеспечения безопасности производства и защиты интересов граждан. Это - горный и промышленный надзор, пожарная безопасность, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологическое благополучие, торговля, архитектура и строительство и др. А.н. осуществляют органы надзора, государственные инспекции, федеральные службы и т. д. Органы А. н. по вопросам своего ведения вправе проверять поднадзорные объекты, беспрепятственно посещать их, согласовывать проведение тех или иных работ, участвовать в приемке объектов, расследований аварий, приостанавливать производство, давать обязательные для исполнения предписания и т. д. Большинство центральных органов систем А. н. обладает правом принимать нормативные акты по своему профилю, содержащие технико-юридические нормы и правила, соблюдение которых позволяет избежать аварий, несчастных случаев, обеспечить здоровье населения и т. д. Главными задачами органов А. н. является организация нормальной деятельности в поднадзорных сферах, пресечение нарушений правовых норм. Но они имеют и право привлечения к административной ответственности виновных лиц. (С. А.)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ - наименование правительства в КНДР.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР - населенный пункт, являющийся центром субъекта федерации, административно-территориальной единицы. По отношению к государству в целом или его субъекту, являющемуся республикой (т.е. государством). А. ц. именуется столицей. (С. А.)

АДМИНИСТРАТОР СУДА

АДМИНИСТРАТОР СУДА - должностное лицо, назначаемое и освобождаемое от должности судебным департаментом или его органами по представлению председателя соответствующего суда и непосредственно подчиняющееся ему. А. с. призван под руководством председателя суда принимать меры по подготовке и проведению судебных заседаний, взаимодействованию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, предоставлению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, информационно-правовому оснащению судебной деятельности, строительству и ремонту зданий и т. д. (К. Г.)

АДМИНИСТРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ - собирательное понятие, которым обозначаются органы управления какой-либо хозяйственной единицы (А. завода, фабрики и т. п.), государства в целом (государственная А.), определенной территории (А. края, области, автономной области, автономного округа, города, района; сельская А., действующая на территории волости, сельского округа, сельсовета; военная А. - например, военного округа, пограничного округа и т. д.), а также государственный орган или аппарат при определенном должностном лице (например, А. Президента РФ). (С. А.)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА, РАЙОНА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА, РАЙОНА - см.: Местная администрация.

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА - государственный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В администрацию входят: глава администрации (часто именуется губернатором) и аппарат при нем, управления, отделы, департаменты и иные структурные подразделения. В ряде субъектов РФ глава администрации и руководители управлений, отделов, департаментов и других подразделений администрации образуют правительство. Статус администрации определяется уставом субъекта, а также законами (положениями) об администрации, о главе администрации, о правительстве, об отдельных подразделениях администрации. Глава администрации избирается населением. По должности он является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Заместители главы администрации, руководители подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации. (С. А.)

Следующая страница