Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
ПРЕДПРИЯТИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПРЕДПРИЯТИЕ

ПРЕДПРИЯТИЕ - 1) объект государственной или кооперативно-колхозной собственности, т. е. комплекс орудий и средств производства, предназначенных для выполнения определённых хозяйственных задач - производственных, транспортных, торговых, кредитных и т. п. О П. в указанном смысле говорится в ст. ст. 6-7 Конституции СССР, в ст. ст. 57, 22 ГК, в постановлении ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. (СЗ 1935 г. № 28, ст. 221) и в иных развивающих указанное постановление нормативных актах (напр., в пост. СНК СССР от 15 февраля 1936 г. - СЗ 1936 г. № 11, ст. 93).

2) Государственная или кооперативно-колхозная организация, в управлении или в собственности которой находится П. как объект государственной или кооперативно-колхозной собственности. Именно в этом последнем смысле говорят о выполнении П. плана, о выступлении П. в хозяйственном обороте в качестве самостоятельного юридического лица и об его ответственности за долги (ст. 19 ГК), о заключении П. договоров, об истребовании П. имущества из чужого незаконного владения (ст. ст. 59-60 ГК), об ответственности П. за вред (ст. 404 ГК) и т. д. В СССР П. являются социалистическими организациями: это - государственные, кооперативно-колхозные П. и П. других общественных организаций (в частности, П. профсоюзных организаций). Необходимо отметить, что колхоз является необычным П., так как земля, которую он обрабатывает, и основные орудия производства, при помощи которых он работает, являются общенародной, а не колхозной собственностью.

Единым и единственным субъектом государственной собственности - всенародного достояния - является само Созетское государство. Директора П., получившие от государства средства производства, не становятся их собственниками, а являются лишь уполномоченными Советского государства по использованию средств производства, согласно планам, преподанным государством. Директор П. по управлению вверенным ему государственным имуществом является должностным лицом и находится в административно-правовых отношениях с государственным органом, которому он подчинён, и одновременно является органом юридического лица - организации, выступающей как субъект в гражданско-правовых отношениях.

Поскольку в условиях социалистической экономики действие закона стоимости в ограниченных пределах распространяется и на производство, постольку на наших П. имеют актуальное значение такие вопросы, как вопрос о хозяйственном расчёте и рентабельности, вопрос о себестоимости, вопрос о ценах и т. п. Государственные П., как правило, состоят на хозрасчёте (исключение составляют МТС, большая часть П. связи); они управляются директорами в порядке единоначалия и находятся либо в непосредственном подчинении министерства и его главков (двухзвенная система управления, т. н. автономные П.), либо входят в состав трестов, торгов, комбинатов и иных объединений (трёхзвенчая система управления, «трестированные» П. в широком смысле слова). «Автономные» П. действуют на основании особо утверждённых для каждого из них уставов и все без исключения являются юридическими лицами (ст. 19 ГК). Их директора вправе совершать сделки от имени П. без особой доверенности от министерства или главка.

«Трестированные» П., переведённые на т. н. полный хозрасчёт, т. е. наделённые в установленном порядке собственными оборотными средствами, с 1931 г. также получили право самостоятельного выступления в гражданском обороте, право заключать договоры от своего вмени и нести по ним самостоятельную имущественную ответственность, право искать и отвечать на суде и в арбитраже от своего имени. По существу они также являются юридическими лицами, хотя и не имеют особых уставов и не проходят самостоятельно гос. регистрации. Однако действующее Положение о гос. промышленных трестах 29 икыя 1927 г. (СЗ 1927 г. № 39, ст. 392) всё ещё рассматривает их как несамостоятельную часть единого трепа (см.); нотариат и Госбанк требуют предъявления директорами всех «трестированных» П. доверенностей от треста. В действительности доверенность, выдаваемая директору «трестированного» П., утратила своё гражданско-правовое значение, ибо директор по существу выступает не от имени треста, а от имени возглавляемого им (директором) П. и своими действиями порождает гражданские права и обязанности не для треста, а для П. Трест несёт субсидиарную (дополнительную) ответственность за долги входящих в его состав П. лишь в определённых случаях: за платежи в бюджет, за ликвидированное П. в случае его неплатёжеспособности, при наличии специально взятой на себя гарантии по обязательствам «трестированного» П. и т. п. Равным образом, и «трестированное» П. отвечает за долги треста перед бюджетом и в некоторых других случаях. Одно «трестированное» П. не отвечает за долги другого П. того же треста.

«Трестированное» П., переведённое на т. и. внутренний хозрасчёт, т. е. располагающее некоторой хозяйственно-оперативной самостоятельностью, но не населённое в установленном порядке собственными оборотными средствами, представляет собой несамостоятельную часть треста и может выступать в гражданском обороте лишь от имени и по доверенности треста. Трест несёт ответственность по всем его обязательствам. Таково положение ряда П., входящих в состав райпромкомбинатов и других мелких трестов, а также положение подавляющей массы магазинов, входящих в состав торгов. Доверенность, выдаваемая руководителям таких П., сохраняет своё гражданско-правовое значение.

Хозрасчётные государственные П. отвечают по своим обязательствам лишь имуществом, не изъятым из оборота (ст. 19 ГК). На практике, однако, принудительное взыскание обращается, как правило, только на денежные средства П., находящиеся на их расчётных счетах в банке, и лишь в виде редкого исключения - на другие оборотные ценности.

В начало словаря