Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КОЛ"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КОЛ"-"КОН")

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА - орган министерства, состоящий из министра, заместителей министра и руководящих работников министерства. Состав К. м. утверждается Советом Министров по представлению министра. Председателем К. м. является министр К. м. рассматривает вопросы практического руководства, проекты важнейших приказов и инструкций министра, вопросы подбора кадров и проверки исполнения, обсуждает планы важнейших мероприятий по министерству, заслушивает отчёты руководящих работников главных управлений и отделов министерства и представителей местных органов министерства и принимает по ним решения. Принятые К. м. решения приобретают силу при услозии согласия с ними министра и проводятся в виде его приказа. В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит в жизнь своё решение, докладывая о возникших разногласиях в Совет Министров. Члены коллегии в свою очередь могут апеллировать в Совет Министров.

В деятельности К. м. находит яркое выражение принцип сочетания коллегиальности (см.) в обсуждении вопросов с единоличной ответственностью в исполнении принятых решений.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛИЗИОННАЯ НОРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО

КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО - см. Коллизионная норма.

КОЛХОЗ

КОЛХОЗ - см. Артель сельскохозяйственная.

КОЛХОЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

КОЛХОЗНАЯ ДЕМОКРАТИЯ - основа организации управления в колхозах, один из важнейших принципов колхозного строительства. К. Д. служит важнейшим средством вовлечения крестьянских масс в управление социалистическим хозяйством колхозов. Демократия в колхозах заключается в том, что сами колхозники решают основные, важнейшие вопросы управления своим общественным хозяйством на общем собрании, являющемся высшим органом управления в колхозе. Сами колхозники избирают исполнительный орган управления - правление колхоза - и лицо, возглавляющее колхоз, - председателя. Избранный колхозниками орган управления подотчётен общему собранию колхозников; для постоянной проверки деятельности органов управления общее собрание колхозников избирает ревизионную комиссию, которая отчитывается перед колхозниками о результатах работы по ревизии. К- д. предполагает выборность органов управления в колхозах на определённый срок. По истечении срока происходят новые выборы.

К. Д. включает в себя широкую критику и самокритику со стороны колхозников работы всех органов управления. Критика снизу укрепляет К. Д. Но К- Д. включает в себя в то же время и строжайшее подчинение колхозников всем принятым решениям и исходящим от органов колхозного управления распоряжениям. Эта основа организации управления в колхозах закреплена Примерным уставом сельскохозяйственной артели (см.), в полном соответствии с которым построена вся система органов управления в артели.

К. Д. является органической частью советской социалистической демократии (см.) и содержит в себе все характерные её черты.

К- д. является методом государственного руководства колхозами, в котором воля Советского государства сочетается с активной самодеятельностью колхозных масс.

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда требовали и требуют строжайшего и неуклонного проведения в жизнь демократических начал управления в колхозах, решительно пресекая всякие нарушения этих начал. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК партии от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» были вскрыты серьёзные нарушения принципа К. Д., заключавшиеся в том, что: колхозники нередко фактически отстранялись от управления делами колхоза в связи с тем, что перестали созываться общие собрания колхозников; правления не отчитывались перед колхозниками и не переизбирались по истечении срока полномочий; председатели колхозов нередко назначались советскими или партийными органами. Правительство СССР и ЦК партии расценили эти нарушения как противоколхозные и противогосударственные, крайне опасные для всего социалистического строительства, и категорически предложили ликвидировать эти нарушения и восстановить в полной мере демократический порядок управления в колхозах.

КОЛХОЗНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

КОЛХОЗНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ - см. Землепользование.

КОЛХОЗНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛХОЗНЫЕ ЛЕСА

КОЛХОЗНЫЕ ЛЕСА - все лесные участки и массивы, находящиеся на землях, закреплённых за колхозами по государственным актам на вечное пользование землёй.

К. л., равно как и все леса Советского Союза, являются исключительной собственностью социалистического государства. Колхозы признаны полноправными пользователями К. л. Хозяйство в К. л. осуществляется на основе правил, утверждаемых Министерством сельского хозяйства и заготовок СССР. Контроль и оказание технической помощи колхозам в деле ведения их лесного хозяйства возложено на Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР. Хозяйственное управление К. л. осуществляется правлением колхоза. Последнее несёт ответственность за охрану и ведение лесного хозяйства в К. л. и проводит мероприятия по лесоустройству, по восстановлению лесов на площадях вырубок и гарей, по охране лесов от пожара и самовольных рубок, по проведению рубок ухода за лесом и санитарных рубок, очистке леса от захламлённости и защите от вредных насекомых, осуществляет наблюдение за правильным использованием лесных площадей под выпас скота и сенокошение, за отпуском леса на корню. Правление колхоза ведёт учёт и отчётность по лесному хозяйству и представляет в районные отделы сельского хозяйства и заготовок планы и отчёты по К. л.

Пользование К. л. преследует в основном цель удовлетворения общественной потребности колхозов в древесине, а также личных нужд колхозников. Отпуск древесины из К. л. для общественных нужд колхоза производится бесплатно, а отпуск леса колхозникам и другим потребителям производится в соответствии с попенной платой по таксам, установленным для республики, края и области. Полученные средства от продажи древесины поступают в доход колхозов и должны расходоваться ими в первую очередь на проведение работ по лесному хозяйству.

Размер ежегодного пользования древесиной в К. л. определяется планом ведения лесного хозяйства. Однако ежегодная рубка древесины не должна превышать среднего годичного прироста. В К. - запретной полосы в пригородных и курортных зонах, почвозащитных и полезащитных лесах разрешаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки и выборочные рубки перестойного леса.

Для охраны К. л., наблюдения за лесовозобновлением, отпуском леса и за побочными пользованиями правления колхозов выделяют из числа колхозников сторожей-лесников.

За лесонарушения, допущенные в К- л., лесонару-шители несут ответственность согласно законодательству, действующему для лесов государственного значения (см. Нарушение постановлений об охране лесов).

КОЛХОЗНЫЕ ФОНДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛХОЗНЫЙ ДВОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМАНДИРОВКА

КОМАНДИРОВКА (ел у жебна я)-поездка работника по распоряжению руководителя учреждения или предприятия для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со ст. 81 КЗоТ работникам, командируемым по делам службы, гарантируется на всё время К. сохранение места работы и среднего заработка, выплачиваются суточные и компенсируются другие расходы, связанные с К., в порядке и размерах, предусмотренных особыми постановлениями.

КОМБАТАНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМБИНАТ

КОМБИНАТ - объединение разнородных предприятий, связанных между собой общностью производственного процесса или общей административно-территориальной подчинённостью. В СССР К. являются: 1) созданные за годы социалистической реконструкции мощные предприятия, объединяющие в своём составе ряд последовательных стадий основного производственного процесса, а также и подсобные предприятия (напр., Металлургический комбинат имени Сталина в Кузбассе); 2) райпромкомбинаты районных, городских Советов в городах с районным делением (Москва, Ленинград и др.) и райкомбинаты административных районов, объединяющие самые разнообразные предприятия, как промышленные, так, частично, и торговые, находящиеся на территории района; 3) К. с правами главков, объединяющие ряд трестов на местах и в свою очередь подчинённые центральным главкам соответствующего министерства.

Предприятия, входящие в состав К. первого и второго типа, могут быть переведены либо на «полный хозрасчёт» (см. Предприятие) - в таком случае К. будет представлять собой по существу трест (см.), - либо только на «внутренний хозрасчёт», либо вообще могут не находиться на хозрасчёте. В последнем случае К. будет приближаться по своей организационной структуре и юридической форме к «автономному предприятию», а входящие в его состав производственные единицы - к цехам (см.).

КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР И ВЕРХОВНЫХ СОВЕТОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМИССИИ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ

КОМИССИИ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ - постоянные комиссии по отдельным отраслям деятельности Советов, избираемые местными Советами депутатов трудящихся из числа их депутатов. Постоянные комиссии представляют собой органы Советов и только перед ними несут ответственность за свою работу. Они являются основной формой участия депутатов в повседневной работе Советов. К своей работе комиссии привлекают широкий актив трудящихся.

Во всех Советах имеются бюджетные комиссии. В областных (краевых) Советах обычно образуются постоянные комиссии: промышленная, сельскохозяйственная, народного образования, торговая, транспортная и др.; в районных - сельскохозяйственная, местной промышленности, здравоохранения, народного образования и др.; в городских - промышленная, торговая, коммунального хозяйства, народного образования, здравоохранения и др.; в сельских - сельскохозяйственная, школьная, культурно-бытовая и др.

Постоянные комиссии содействуют проведению в жизнь решений Советов, а также вышестоящих государственных органов, проверяют работу подчинённых Советам предприятий и учреждений, выявляют запросы населения и вносят свои предложения на рассмотрение Советов, дают заключения по отчётам и докладам отделов исполкомов Советоз и их управлений. Никакими административными правам» постоянные комиссии не пользуются. В случае разногласий между постоянной комиссией и исполкомом вопрос решается Советом.

КОМИССИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ

КОМИССИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ - органы государственного управления СССР, союзных и автономных республик, имеющие специальное назначение. Состав комиссий утверждается Советами Министров, при которых они состоят. При Совете Министров СССР имеется, напр., Комиссия но назначению персональных пенсий. При Советах Министров союзных и автономных республик состоят государственные плановые комиссии. Председатели государственных плановых комиссий союзных и автономных республик входят соответственно в состав Советов Министров республик. Задачи, полномочия . и порядок деятельности комиссий определяются положениями, утверждаемыми Советами Министров.

КОМИССИЯ

КОМИССИЯ - в гражданском праве договор, согласно которому одно лицо (комиссионер) обязуется по поручению другого лица (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счёт комитента. Предметом договора могут быть всякие не запрещённые законом сделки, как-то: купля-продажа, отправка и страхование грузов, получение и производство платежей и т. д.

Договоры К. регулируются в ст.ст. 275-а - 275-щ ГК. Указание в ст. 275-а ГК на то, что комиссионером и комитентом могут быть как физические, так и юридические лица, следует считать в части допущения в качестве комиссионера физического лица устаревшим, поскольку осуществление физическим лицом комиссионных операций в качестае промысла должно быть отнесено к запрещённому в наст. время частному торговому посредничеству.

Комиссионер во исполнение комиссионного поручения заключает сделку с третьим лицом от своего имени. Поэтому приобретает права и становится обязанным по этой сделке комиссионер, а не комитент, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил в непосредственные отношения с третьим лицом по исполнению этой сделки. С другой стороны, так как комиссионер заключает эту сделку за счёт комитента, находящиеся в распоряжении комиссионера товары, как присланные ему комитентом, так и купленные комиссионером во исполнение комиссионного поручения, признаются собственностью комитента, а не комиссионера.

Совершая сделку по поручению комитента, комиссионер должен действовать в интересах последнего и принятое на себя поручение исполнить на условиях, наиболее выгодных для комитента. По общему правилу, комиссионер не отвечает перед комитентом за исполнение третьим лицом сделки, заключённой им с последним за счёт комитента. Однако комиссионер может принять на себя в силу дополнительного соглашения ручательство за исполнение сделки третьим лицом (т. н. «делькредере»). Комиссионер в обеспечение сумм, причитающихся с комитента по исполнению всех данных ему поручений, а также выданных им в связи с исполнением поручения авансов или принятых на себя перед третьими лицами иных обязательств, имеет залоговое право на товары и иное имущество комитента, состоящее, согласно договору К., в распоряжении комиссионера. Кроме того, комиссионер имеет право удержать свои вытекающие из договора К. денежные требования к комитенту из всех поступивших к нему за счёт комитента сумм.

Внешние комиссионные операции в СССР совершаются импортными внешнеторговыми объединениями, могущими выступать в качестве комиссионеров по отношению к отечественным хозяйственным организациям. Комиссионные операции совершаются, кроме того, государственными комиссионными магазинами, в задачу которых входит продажа по поручению граждан-комитентов предметов домашнего обихода, утвари, одежды, предметов искусства и т. д., а также реализация по поручению ломбардов, таможенных и иных гос. органов невыкупленного и конфискованного имущества (пост. СНК СССР 29 июля 1935 г. - СЗ 1935 г. № 40, ст. 332; СЗ 1936 г. № 10, ст. 79).

КОМИССИЯ СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ

КОМИССИЯ СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ - комиссия, образуемая на паритетных началах палатами Верховного Совета СССР - Советом Союза и Советом Национальностей - в случае разногласий между ними; на её разрешение передаётся спорный вопрос. Если К. с. не приходит к согласному решению или если её решение не удовлетворяет одну из палат Верховного Совета СССР, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы (ст. 47 Конституции СССР).

В практике Верховного Совета СССР не было случая, когда бы потребовалось создание К. с.

КОМИТЕТЫ ПРИ СОВЕТАХ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИК

КОМИТЕТЫ ПРИ СОВЕТАХ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИК (союзных и автономных) - специальные органы государственного управления (ведомства) по делам хозяйственного и культурного строительства, образуемые в случае необходимости Советами Министров республик.

КОМИТЕТЫ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

КОМИТЕТЫ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР - образуемые Советом Министров СССР специальные центральные органы государственного управления по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.

Задачи, компетенция и порядок деятельности отдельных комитетов определяются Положением о каждом из них, утверждаемым Советом Министров СССР.

Отдельные комитеты могут иметь свои органы в союзных и автономных республиках в виде комитетов или управлений при Советах Министров республик. Актами комитетов являются приказы и инструкции председателей комитетов, издаваемые ими на основе и во исполнение законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР.

КОММЕНДАЦИЯ

КОММЕНДАЦИЯ - феодальный институт, в силу которого свободный человек отдавался под «покровительство» (mundium) сеньора (феодала) и становился его вассалом; одна из форм установления вассальной зависимости (см. Вассалитет), выраженная в особом символическом акте.

КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЁТ

КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЁТ - см. Хозяйственный расчёт.

КОММУНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

КОММУНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ - высшая форма колхозного движения.

Коммуны стали возникать в первые же годы существования Советской власти. Возникшие в условиях слабо развитой техники и недостаточного производства продуктов питания и предметов потребления, К. с. практиковали мелкобуржуазную уравниловку и мало считались с личными бытовыми интересами своих членов. Это было самой слабой стороной К. с. Этим и объясняется, что коммуны не получили широкого распространения. В период сплошной коллективизации, когда сельскохозяйственная артель, правильно сочетающая общественные и личные интересы, стала основной формой колхозного движения, К. с. вынуждены были отказаться от обобществлени#я быта, начали учитывать труд своих членов в трудоднях, допустили подсобное хозяйство, т. е. фактически перешли на положение сельскохозяйственных артелей.

На XVII съезде партии (1934 г.) И. В. Сталин указывал, что «Будущая коммуна возникнет на базе более развитой техники и более развитой артели, на базе обилия продуктов...

Было бы преступлением искусственно ускорять процесс перерастания артели в будущую коммуну. Это спутало бы все карты и облегчило бы дело наших врагов. Процесс перерастания артели в будущую коммуну должен происходить постепенно, по мере того, как все колхозники будут убеждаться в необходимости такого перерастания» (Соч. т. 13, стр. 353).

И. В. Сталин в своём труде «Экономические проблемы социализма в СССР» наметил мероприятия для поднятия колхозной собственности до уровня общенародной и тем самым определил дальнейшее развитие сельскохозяйственной артели на пути к коммунизму.

КОМПЕТЕНЦИЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность полномочий, которыми располагает какой-либо орган или должностное лицо, определённых конституциями, законами, указами и изданными на основе и во исполнение их актами государственного управления. Для предприятия К. означает определённый уставом круг прав и обязанностей его администрации. К. учреждений или должностных лиц общественных и кооперативных организаций определяется положениями и уставами. Расширение или сужение К. государственных органов управления может последовать только на основе конституции, закона, указа или изданных на основе и во исполнение их актов государственного управления.

Самовольное расширение К. должностным лицом является правонарушением уголовным или дисциплинарным, в зависимости от характера и тяжести последствий, а также от мотивов, повлекших превышение К.

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - улажение спора) - возмещение вреда за причинённый ущерб. К. имела место ещё а условиях разложения первобытно-общинного строя, когда кровная месть, первоначально ничем не ограниченная, была заменена талионом (см.), а позднее - вознаграждением потерпевшему или его родственникам (в случае убийства). Это вознаграждение (в натуре или в деньгах) уплачивал виновный (обидчик) и его родственники. Размер вознаграждения обычно устанавливался по взаимному соглашению, позднее регулировался обычаями.

С образованием классового общества и государства система К- становится общим правилом и закрепляется в законодательстве, причём в применении её проводится классовый принцип. Так, по законам вавилонского царя Хаммураби (см. Хаммураби законы) К. применялась в тех случаях, когда наносились телесные повреждения лицам, принадлежавшим к низшей общественной группе: в других случаях при нанесении телесных повреждений применялся талион. Проводилась также дифференциация размера К. в зависимости от общественного положения потерпевшего. По Русской Правде за убийство и нанесение увечий применялась вира (см.) и продажа - штрафы князю, и головничество - пеня потерпевшему или его семье. Классовый принцип в применении системы К. ярко выражен и в Варварских правдах (см.), в которых размер вергельда (возмещения, уплачиваемого в случае убийства, а позднее и тяжкого телесного повреждения) определялся в зависимости от социального положения потерпевшего. Эта «плата за человека» была заменой кровной мести, и о ней упоминается ещё у Тацита. Получали вергельд не только ближайшие родственники убитого, но и весь его род. За убийство раба не полагалось вергельда (у раба не было мстящего за него рода); его хозяину уплачивалась сумма, возмещавшая причинённый ему убыток.

Система К. как пережиток первобытно-общинного строя сохраняется на ранних ступенях развития рабовладельческого и феодального общества, пока ещё не исчезли остатки общинной организации. По мере развития этих формаций наблюдается исчезновение системы К. и замена её различными видами наказаний.

КОНВЕНЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

КОНВЕНЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ - двусторонние или многосторонние договоры государств, возлагающие на их участников обязанность бороться с указанными в них уголовными преступлениями. Согласно этим конвенциям, государства-участники обязуются либо сами наказывать лиц, совершивших предусмотренные преступления, либо выдавать преступников, укрывающихся на их территории (см. Выдача преступников).

СССР участвует в конвенции по борьбе с распространением порнографических изданий 1923 г., в конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., в конвенции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 1936 г. В 1937 г. в Женеве были заключены конвенция о предупреждении и пресечении терроризма и конвенция о создании международной уголовной палаты для рассмотрения дел о терроризме. В связи с тем, что терроризм, подобно шпионажу и диверсии, является орудием империалистических разведок, обе конвенции встретили отрицательное отношение буржуазных государств, ратифицированы не были и в силу не вступили.

Наряду с конвенциями, посвященными исключительно борьбе с преступлениями, имеется ряд международных конвенций, заключённых по иным вопросам, но содержащих положения, обязывающие участников преследовать в уголовном порядке лиц, виновных в нарушении специальных запрещений, установленных этими конвенциями. К таким конвенциям относится, напр., конвенция об охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. Однако в нарушение своих международных обязательств капиталистические государства оставляют безнаказанными многие преступления, совершённые их гражданами и предусмотренные указанными конвенциями.

КОНВЕНЦИИ ПО РАДИОВЕЩАНИЮ И РАДИОСВЯЗИ

КОНВЕНЦИИ ПО РАДИОВЕЩАНИЮ И РАДИОСВЯЗИ - В 1906 г. в Берлине были выработаны нормы, регулировавшие в международном масштабе радиосвязь морских судов с береговыми радиостанциями. Эта Берлинская конвенция была пересмотрена в 1912 г. в Лондоне, а затем в 1927 г. в Вашингтоне. В 1912 г. подверглась регламентации также радиосвязь морских судов друг с другом, а в 1927 г. - также радиовещание, причём в 1927 г. встал уже вопрос о мировом распределении радиочастот. В 1932 г. в Мадриде была принята почти всеми государствами мира конвенция электросвязи с приложенным к ней регламентом радиосвязи. Этот регламент подвергся новому пересмотру в Каире в 1938 г., когда была также переработана мировая таблица радиочастот как для радиосвязи, так и для радиовещания. Чрезвычайная насыщенность эфира в связи с исключительным развитием радиовещания вызвала необходимость в регулировании распределения радиочастот не только в мировом, но и региональном, континентальном масштабе, в частности в Европе и Америке. В 1936 г. необходимость борьбы с фашистской агрессивной пропагандой в эфире привела к заключению в Женеве специальной конвенции о борьбе с радиопередачами, опасными для дела мира. СССР участвовал в Мадридской конференции и принял как Мадридскую конвенцию, так и приложенные к ней регламенты (как в редакции 1932 г., так и в каирской редакции 1938 г.). СССР принял также Женевскую конвенцию 1936 г., европейский план радиовещания, одобренный на радиоконференции в Люцерне в 1933 г. Однако СССР не подписал конвенции в Монтрё 1939 г., признав её неприемлемой.

После второй мировой войны международное регулирование радиовещания и радиосвязи возобновилось. В 1946 г. в Москве состоялась по этому вопросу предварительная конференция пяти великих держав. В 1947 г. на конференции в Атлантик-Сити (США) были переработаны конвенция по электросвязи и радиорегламент. В 1948-49 гг. в Мексико состоялась специальная конференция по коротковолновому вещанию. В 1948 г. в Копенгагене был выработан план распределения длинных и средних волн для радиовещания в Европе. СССР принял участие во всех послевоенных радиоконференциях и ратифицировал как Копенгагенскую конвенцию, так и конвенцию, принятую в Атлантик-Сити, по не радиорегламент, поскольку на послевоенных конференциях, в частности в Мексико, а также в органах Союза электросвязи не были учтены интересы СССР и стран народной демократии. В декабре 1952 г. конвенция, принятая в Атлантик-Сити, была пересмотрена в Буэнос-Айресе.

СССР является членом Международного союза электросвязи, но возможность сотрудничества в области радиовещания и вообще в Международном союзе электросвязи специально затрудняется как посредством радиопередач против СССР и стран народной демократии, так и действиями империалистов в органах Международного союза электросвязи.

КОНВЕНЦИЯ

КОНВЕНЦИЯ - вид международного договора (см. Договор международный). В отличие от договора в собственном смысле слова К. на практике часто фиксирует договорённость, уже в основных чертах существующую между сторонами. Так, почтовая связь и международные условия её проведения существовали и до 1874 г., когда в Берне впервые была заключена Всеобщая почтовая К. В некоторых случаях название К. даётся международным соглашениям по отдельным или специальным вопросам (К. по вопросам борьбы с вредителями сельского хозяйства, по вопросам ветеринарии, здравоохранения и т. д.).

КОНВЕРСИЯ

КОНВЕРСИЯ (государственного займа) - изменение условий государственного займа, напр., уменьшение размера процентов по займу, удлинение срока займа и т. д. При К. может быть проводима и унификация займов, т. е. слияние различных займов в один заём с изменёнными условиями. Так, напр., была проведена К. займов в СССР при проведении денежной реформы 1947 г.

В капиталистических государствах К- займов обусловлена дефицитностью их бюджетов, невозможностью погасить своевременно государственный долг; при этом операции по обмену конвертируемых займов служат средством крупной наживы для банковских монополий.

КОНВОЙ

КОНВОЙ - 1) вооружённая охрана, наряжаемая для сопровождения (конвоирования) к месту назначения военнопленных или арестованных лиц.

2) В правилах морской войны под К. понимается сопровождение во время войны военными судами торговых судов, осуществляемое с целью их охраны и освобождения от осмотра воюющего. Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г. в гл. VII предусматривает, что нейтральные суда, идущие под К. военных кораблей своего флага, освобождаются от осмотра при письменном ручательстве начальника К. об отсутствии на конвоируемых судах военной контрабанды.

Неограниченная подводная война, развязанная фашистской Германией в период второй мировой войны, вызвала необходимость усиленного конвоирования торговых судов.

КОНГРЕССЫ И КОНФЕРЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНДОМИНИУМ

КОНДОМИНИУМ - международно-правовое совладение, совместное и нераздельное осуществление верховной власти на одной и той же территории двумя или несколькими государствами. К. неустойчив и редко встречается в практике международных отношений. Он является исключением из того общего правила, что в пределах одной территории может действовать только одна суверенная власть. Фактически при К. власть осуществляется более сильным из государств-совладельцев.

К. устанавливался в целях устранения неразрешимых иным путём противоречий и соперничества между двумя или несколькими государствами, претендующими на одну и ту же территорию. Так, К. в Морене на прусско-бельгийской границе возник вследствие того, что Пруссия и Бельгия (последняя в качестве преемника Голландии) не могли договориться между собой о границе в этом районе на основании акта Венского конгресса 1815 г. и договора 26 июня 1816 г. Этот К. просуществовал до Версальского мирного договора, т. е. более 100 лет.

В истории международных отношений кзиестно ещё несколько случаев К. в Европе (К. Франции и Испании над несколькими пограничными островами на реке Бидасса, К. Австрии и Пруссии над Шлезвиг-Гольштейном и Лауэнбургом по Венскому договору 30 октября 1864 г. и др.), а также в других частях света (К. Англии и Франции над островами Новые Гебриды и др.). Форму К. носило и соглашение Великобритании и Египта 10 января 1899 г. о Судане.

КОНКЛЮДЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

КОНКЛЮДЕНТНОЕ ДЕЙСТВИЕ - молчаливое действие, явно свидетельствующее о намерении лица вступить в правоотношение и заменяющее словесное согласие на совершение сделки. Примером К. Д. может быть случай, когда лицо, получившее предложение купить за определённую цену какую-нибудь вещь, вместо всякого ответа молча вручает продавцу денежную сумму, соответствующую стоимости этой вещи.

КОНКУРС ТОРГОВЫЙ

КОНКУРС ТОРГОВЫЙ - см. Несостоятельность.

КОНОСАМЕНТ

КОНОСАМЕНТ - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путём. К. имеет троякое значение: 1) служит доказательством заключения договора морской перевозки и его условий; 2) является распиской, удостоверяющей принятие перевозчиком груза, и 3) служит товарораспорядительным документом, т. е. документом, предоставляющим его правомерному держателю право распоряжаться грузом, осуществлять сделки купли-продажи груза, его залога и т. п. Значение К. особенно велико во внешней торговле.

К. выдаётся, когда договор морской перевозки грузов совершается без включения в него условия о предоставлении грузоотправителю всего судна или части его. Поэтому по К. обычно производится перевозка на регулярных линиях грузов в количестве, недостаточном для загрузки всего морского судна или его части. Но К. выдаётся перевозчиком и в тех случаях, когда под перевозку предоставляется всё судно и соответственно перевозка груза оформляется путём заключения чартера. Это делается с той целью, чтобы грузоотправитель, обладая К. (товарораспорядительным документом), мог распоряжаться грузом путём передачи К., что он не может сделать по чартеру. В этих случаях содержанием К. определяются правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Условия договора морской перевозки, не изложенные в К., обязательны для получателя постольку, поскольку в К. сделана ссылка на чартер, содержащий соответствующие условия.

К. составляется перевозчиком в нескольких экземплярах тождественного содержания, причём в каждом из них отмечается число составленных экземпляров К. Для получения груза достаточно предъявление перевозчику одного экземпляра К., и после выдачи по нему груза все остальные экземпляры К. теряют силу.

Применяются 3 вида К.: именные, составленные на имя определённого получателя; ордерные, по которым грузы выдаются по приказу отправителя или получателя, в зависимости от того, как это предусмотрено К.; предъявительские, по которым груз выдаётся держателю К. Для передачи именного К. требуется именная надпись; ордерные же К. передаются по именным или бланковым передаточным надписям (см. Индоссамент, Ценная бумага). К- на предъявителя передаётся посредством простого вручения.

К. может быть выдан после погрузки груза на борт судна, и в этом случае в тексте К. указывается, что груз погружён на судно. В тех же случаях, когда К. выдаётся на груз, ещё не погружённый на борт судна, то в тексте К- содержится указание о том, что груз принят для перевозки или для погрузки. Практика международного торгового мореплавания признаёт наибольшее значение за К., выдаваемыми на грузы, погружённые на борт судна. В советском законодательстве постановления, касающиеся К-, содержатся в Кодексе торгового мореплавания СССР (в гл. 5 «О договорах морской перевозки»).

КОНСТИТУЦИИ ИМПЕРАТОРСКИЕ

КОНСТИТУЦИИ ИМПЕРАТОРСКИЕ (constitutiones principum) - указы римских принцепсов (см. Принципат). К. и. первоначально не имели формально силы закона, а становились обязательными в силу империума (высшей административной или военной власти) принцепса. В период домина-та (абсолютной монархии, с конца 3 в.) К. и. приобрели значение законов и нередко назывались leges.

В эпоху принципата К- и. издавались в 4 основных формах: 1) эдикты - общие распоряжения (в отличие от эдиктов республиканских магистратов, они не являлись программой деятельности, обязательной только для издавшего их магистрата, а представляли распоряжения, обязательные для всех должностных лиц и населения); 2) декреты-решения по судебным делам, поступившим на рассмотрение императоров; 3) рескрипты - ответы императоров на поступавшие к ним вопросы как частных, так и должностных лиц (в тексте некоторых рескриптов им приписывалось общее значение); 4) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

В период домината мандаты выходят из употребления; за декретами и рескриптами признаётся сила только по тем конкретным делам, по которым они даны; основной формой закона становится императорский эдикт. Классовые интересы рабовладельцев требовали объединения (а затем и переработки) многочисленных К. и путём кодификации. Сначала кодификация К. и. производилась в форме частных сборников - кодекс Грегориана (конец 3 в.) и кодекс Гермогениана, дополнивший предыдущий. Затем появились официальные сборники - кодекс Феодосия (см. Феодосия кодекс) и, наконец, кодекс Юстиниана (см. Юстиниана кодекс).

КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИК

КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИК (союзных и автономных) - см. Советская Конституция.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - см. Государственное право.

КОНСТИТУЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 Г.

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г. - см. Советская Конституция.

КОНСТИТУЦИЯ СССР

КОНСТИТУЦИЯ СССР - см. Советская Конституция.

КОНСУЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТОКОРРЕНТ

КОНТОКОРРЕНТ - в СССР договор, согласно которому стороны взаимно обязуются заносить на единый счёт (контокоррентный счёт) свои денежные требования друг к другу с тем, что сторона, оказавшаяся должником при заключении счёта, обязана уплатить другой стороне разницу, образовавшуюся в её пользу, - сальдо (см.) (ст. 1 пост. ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. - СЗ 1930 г. № 38, ст. 409). Договор К. заключают между собой: а) кредитные учреждения (т. н. корреспондентские счета); б) другие организации социалистического хозяйства между собой в случаях, предусмотренных законом и разрешённых Государственным банком (при плановых расчётах, бюро взаимных расчётов, расчётах по сальдо); в) Государственный банк СССР с иностранными банками (т. н. корреспондентские расчёты)-

Договор К. применялся в 1930-31 гг. в отношениях между Государственным банком и хоз. органами до издания постановления СТО от 23 июля 1931 г. (СЗ 1931 г. № 46, ст. 316). После введения в действие этого постановления договор К. в отношениях между банком и хоз. органами не применявшийся, но при ведении расчётных счетов хоз. органом (см. Расчётный счёт) применяются некоторые принципы договора К. Договор К. регулирует денежные расчёты, поэтому на счёт могут заноситься только денежные требования. Заключение счёта и выведение остатка в пользу одной из сторон совершаются через определённые промежутки времени (т. н. контокоррентные периоды). Контокоррентный период определяется соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения заключение счёта происходит в первый день каждого квартала.

Контокоррентный счёт представляет собой единое целое. Из этого следует, что ни одна сторона пе может распоряжаться отдельными занесёнными на счёт требованиями, т. е. не может их отчуждать, закладывать, предъявлять по ним иск, предъявлять их к зачёту. Третье лицо не может обращать взыскания на требования, занесённые на контокоррентный счёт; оно может обращать взыскание лишь на остаток в пользу его должника, если такой остаток имеется. Однако против отдельных требований, заносимых на К., могут быть предъявлены возражения по тем сделкам, из которых эти требования возникли. В случае основательности этих возражений требования не принимаются во внимание при выведении сальдо; возражения могут быть приведены при оспаривании сальдо.

Зачёт взаимных требований участников контокоррентного договора производится только по наступлении срока заключения счёта. Заключение счёта производится путём посылки сторонами друг другу выписки из счёта с выведенными остатками на день заключения. Сроки и порядок посылки выписок определяются договором. Если договором не установлены сроки и порядок посылки выписок, то каждая сторона посылает такую выписку другой в течение 20 дней с того дня, на который счёт должен быть заключён. Выведенный при заключении остаток представляет собой сумму долга одной стороны другой. Сальдо заносится на новый счёт и является отправным для нового контокоррентного периода.

Договор К. прекращается с наступлением срока, установленного договором. Если договор К. был заключён без указания срока, то он может быть прекращён каждой из сторон в любое время с предупреждением другой стороны не менее чем за 5 дней.

Предыдущая страница Следующая страница