Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕР"-"СОВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕР"-"СОВ")

СЕРБЫ

СЕРБЫ (лат. servus - раб) - крепостные крестьяне в средневековой Франции. В состояние С. попадали либо бывшие рабы, либо свободные, насильно или по нужде обращенные в крепостных. С. были прикреплены к земле. Они могли быть проданы с участками земли и даже без них, но обязательно со всей своей семьёй. С. выполняли самые тяжёлые повинности. Наряду с повинностями, которые лежали на остальных крестьянах (вилланах), они должны были платить прямой налог (талью), размер которого устанавливался по произволу сеньоров, и поголовную подать (шеваж). С. не имели права вступать в брак безразрешения сеньора. При вступлении в брак со свободными лицами или с крепостными других помещиков С. после получения такого разрешения должны были платить «брачную подать», или формарьяж. Имущество умершего С. в принципе должно было переходить к его сеньору, но обычно передавалось наследникам за установленный взнос (т. н. право мёртвой руки). С. рассматривались как объекты собственности сеньоров, но по своему положению отличались от рабов тем, что за ними признавались некоторые имущественные права, хотя они и были лишены в значительной степени дееспособности, не могли заключать многих гражданско-правовых сделок, предъявлять иски и выступать свидетелями на судах.

СЕРТИФИКАТ

СЕРТИФИКАТ - документ, удостоверяющий качество продукции, иногда также срок её годности и предельный срок транспортировки продукции. С. направляется поставщиком покупателю. С. выдаётся государственными отраслевыми инспекциями по качеству. При наличии С. покупатель обязан проверять качество получаемой продукции лишь в тех случаях, когда возникло сомнение в правильности выдачи С. или когда качество продукции подверглось изменению во время её транспортировки. Оспаривание С. допускается, если, для оценки качества полученной по С. продукции был вызван представитель поставщика и если ненадлежащее качество продукции было установлено с участием представителя соответствующей отраслевой инспекции по качеству, а при отсутствии таковой в месте проверки продукции - с участием представителя гос. экспертизы или санитарного надзора.

СЕССИЯ

СЕССИЯ - организационно-правовая форма деятельности представительного органа. Вопросы, выносимые на С, составляют её порядок дня. С. бывают очередные, созываемые в установленные законом сроки, и внеочередные, чрезвычайные, созываемые в случае необходимости, вне зависимости от установленных законом сроков. Очередные С. Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР 2 раза в год; внеочередные - Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик. Очередные С. Верховных Советов союзных и автономных республик созываются Президиумами Верховных Советов этих республик 2 раза в год, а внеочередные - по усмотрению Президиумов Верховных Советов или по требованию Уз депутатов. С. местных Советов созываются их исполкомами. Обязательное минимальное количество С. местных Советов установлено Конституциями союзных республик.

СЕТТЛЬМЕНТ

СЕТТЛЬМЕНТ (поселение) - пользовавшиеся экстерриториальностью специальные кварталы в некоторых городах старого Китая, которые сдавались иностранцам в аренду для поселения и торгово-промышленной деятельности. С. возникли в 40-х годах 19 в. вместе с режимом капитуляций (см.), навязанным Китаю крупными империалистическими державами. С. формально не. были изъяты из-под китайского суверенитета, но фактически они вплоть до 30-х годов 20 в. управлялись иностранной администрацией и подчинялись иностранной юрисдикции, несмотря на то, что по составу населения китайцы составляли в них 95%. С. являлись своего рода «государствами в государстве» и составляли одну из наиболее грубых форм империалистического гнёта и подавления национального суверенитета. С. охранялись иностранными вооружёнными силами, которые нередко вмешивались в конфликты, происходившие за пределами С, поддерживая местные реакционные элементы.

СССР был первым государством, добровольно и по собственной инициативе отказавшимся от особых «прав и привилегий» в Китае, которыми пользовалась Царская Россия. Этот отказ был подтверждён ещё в советско-китайском соглашении 31 мая 1924 г. В 1943 г. империалистические государства формально отказались от своих экстерриториальных прав в Китае, а на деле сохраняли их вплоть до провозглашения 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики, ликвидировавшей все кабальные соглашения, навязанные Китаю при помощи продажной гоминдановской клики.

СИМУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

СИМУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА - притворное изображение картины душевного заболевания. Понятие симуляции включает различные формы притворного поведения.

Формы С. п. р. очень многообразны. Сравнительно редка симуляция какой-либо типичной формы душевного расстройства. Чаще приходится встречаться с симуляцией более элементарных расстройств: припадков, приступов возбуждения, глухонемоты, параличей, слабоумия. Для распознавания симуляции часто необходимо стационарное испытание, так как наряду со случаями, где симуляция носит примитивный характер, встречаются случаи очень искусной симуляции, проводимой на основе соответствующей подготовки, где диагностические трудности очень велики.

Большие трудности представляет распознавание т. и. симуляции у душевнобольных, олигофренов, психопатов и т. д. Такого рода симуляция может выражаться, в частности, в произвольном усилении имеющихся болезненных расстройств, что нередко встречается в судебно-психиатрической практике. Так, олигофрены часто усиливают картину их умственной неполноценности, артериосклеротики демонстрируют грубые нарушения памяти и т. д. При распознавании симуляции следует иметь в виду, что некоторые настоящие душевнобольные, благодаря особенностям своего поведения, могут производить впечатление симулянтов. Особенно это относится к шизофреникам.

Таким образом, при судебно-психиатрической экспертизе случаев симуляции нередко возникают трудные задачи. Констатация наличия С. п. р. отнюдь ещё не решает судебно-психиатрической оценки,- эксперт должен установить, что скрывается за этой симуляцией. Решение вопроса о вменяемости симулирующего зависит от того, имеется ли у последнего душевное заболевание. В судебно-психиатрической практике встречается также явление, противоположное С. п. р., а именно диссимуляция (см.).

СИНОД

СИНОД - высший орган управления православной церковью в Российской империи. С, первоначально именовавшийся Духовной коллегией, был учреждён Петром I в 1721 г. С. был организован по образцу других коллегий (см.), созданных Петром I в результате реформ центрального государственного аппарата. Петр I провёл полное и официальное подчинение русской православной церкви императорской власти и её бюрократически-чиновничьему аппарату. Ввиду усиленного сопротивления этой реформе со стороны большинства высшего духовенства и настойчивых просьб самих членов Духовной коллегии последняя вскоре была переименована в Святейший правительствующий С.

С. состоял из 12 «правительственных особ», назначаемых императором из числа чёрного (монашествующего) и белого духовенства. Председатель С. (первым был рязанский митрополит Стефан Язерский, сочувствовавший петровским реформам) получил с 1763 г. наименование «первоприсутствующего члена С». Однако фактическим руководителем С. был светский чиновник, назначенный императором в качестве его представителя в С. и носивший звание обер-прокурора С. Через обер-прокурора объявлялись С. все повеления и указы императора, через него С. сносился со всеми другими государственными учреждениями.

В компетенцию С. входило наблюдение «за чистотой веры», распространение христианства, надзор за церковным управлением, назначение духовных лиц на высшие церковные должности и т. п. С. рассматривал также некоторые дела о преступлениях против веры, бранно-семейных отношений и др. Важнейшие постановления С. подлежали утверждению императором. С. в течение всей своей двухсотлетней деятельности был надёжным оплотом самодержавия и проводником реакционной политики русского царизма.

После Великой Октябрьской социалистической революции и отделения церкви от государства С. превратился в совещательный орган управления церковью при патриархе.

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ - совокупность мер наказания, принятых в уголовном праве. С. н. отражает классово-политическую природу данного уголовного права. С. н. в уголовном праве эксплуататорских государств всегда имеет террористический характер и направлена своим остриём против трудящихся. Не соответствуют исторической действительности и грубо лицемерными являются попытки буржуазных криминалистов доказать, что С. н. в уголовном праве эксплуататорских государств всё более смягчается. В действительности С. н. в этих государствах принимает всё более террористический характер. Напр., в США одна за другой вводятся такие изощрённые меры наказания, как казнь на электрическом стуле, удушение в газовой камере, кастрация, стерилизация и др. (см. Уголовное право капиталистических стран).

Принципиально противоположна С. н. в советском уголовном праве. Она отличается своей гуманностью, высшим выражением которой явилась отмена смертной казни в мирное время. С. н. в советском уголовном праве преследует цель не только кары преступников, но и их исправления и перевоспитания (см. Наказание).

С. н. называется также расположение в определённом порядке (от наиболее тяжких к менее тяжким или наоборот) мер наказания, содержащихся в общей части УК. Действующее советское уголовное законодательство предусматривает следующую С. и. (см. ст.ст. 20 и 21 УК): 1) объявление врагом трудящихся; объявление вне закона (предусмотрено законом 21 ноября 1929 г.); 2) лишение свободы; 3) исправительно трудовые работы; 4) поражение прав; 5) удаление из пределов СССР; 6) ссылка; 7) высылка; 8) увольнение от должности; 9) запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом; 10) общественное порицание; 11) конфискация имущества; 12) штраф; 13) возложение обязанности загладить причинённый ущерб. Предостережение, предусмотренное ст. 20 УК, фактически мерой наказания не является. Смертная казнь не была включена в общую С. н., а введена особо, как исключительная мера наказания впредь до её отмены.

Действующая С. н. содержит основные наказания и дополнительные наказания (см.). В советском уголовном праве наличие чёткого перечня наказаний является одним из проявлений социалистической законности (см.). Советские суды никогда и ни при каких условиях не могут нарушить установленную законом С. и.

СИСТЕМА ПРАВА

СИСТЕМА ПРАВА - действующее право (см.) какой-либо одной страны, рассматриваемое в его внутреннем расчленении на отдельные отрасли и в единстве этих отраслей. Таким образом, говоря о С. п., имеют в виду соединение действующих норм права в отдельные отрасли права, отграничение этих отраслей права друг от друга и объединение их в одно целое. Право, как совокупность установленных либо санкционированных и охраняемых государством правил поведения (норм), выражающих волю господствующего класса, является не механическим объединением разнородных норм, а определённым единством в смысле общей классовой природы этих норм, единой материальной основы их, общности ведущих принципов и конечной цели всех этих норм, взятых вместе. В то же время в силу разнообразия характера отношений, регулируемых правом, последнее распадается на ряд отраслей, обладающих своей спецификой, причём в силу указанного выше единства все эти отрасли права находятся друг с другом в самой тесной органической связи. В С. п. находят своё выражение взаимосвязь норм права, их единство, а равно дифференцироваиность данного права, деление его на различные отрасли. В пределах одной и той же общественно-экономической формации С. п. различных стран в основном и главном одинакова. Это позволяет говорить о С. п. не только какой-либо одной страны, но и о С. п. определённого исторического типа во всех соответствующих странах (напр., система буржуазного права).

С. п. не следует смешивать с внешним расположением правовых норм в кодексах, сводах законов и т. п. С. п. имеется в любом праве, как бы ни были разрозненны его источники, как бы хаотично-ни выглядела вся совокупность норм той или иной страны, той или иной эпохи в силу отсутствия кодифицированности их, партикуляризма, большой роли обычного права или же судебного прецедента и т. д.

С. п. - это внутреннее свойство всякого действующего права, имеющее место независимо от степени его кодифицированности. Внутренняя взаимосвязь и согласованность норм права, как и само право, всегда обусловлена в конечном счёте базисом данного общества.

Различия между базисами рабовладельческого,, феодального и капиталистического общества обусловили и соответствующие различия систем рабовладельческого, феодального и буржуазного права. В то же время то общее, что имеет место между всеми этими базисами как разновидностями экономической основы эксплуататорского строя, основывающегося на частной собственности на средства производства, обусловило и то обстоятельство, что в системах рабовладельческого, феодального и буржуазного права имеется много общего. Так, деление права на публичное и частное, зародившееся и укрепившееся ещё в рабовладельческом обществе в силу развитой там частной собственности, было известно феодальному праву (см.), свойственно и праву буржуазного общества (см. Буржуазное право).

Частное право развивается в капиталистических странах вместе с развитием частной собственности. Если к частному праву буржуазные юристы относят нормы права, обеспечивающие частные интересы отдельных собственников, то публичное право, согласна буржуазной юриспруденции, охватывает нормы, регулирующие строение и деятельность государственных органов и их взаимоотношения с гражданами, возникающие на почве общегосударственных интересов, т. е. интересов всего класса капиталистов в целом.

Принципиальные отличия социалистического базиса от всех эксплуататорских базисов проявляются и в принципиальных отличиях системы социалистического права (см.) от С. п. любого эксплуататорского общества.

Изучение С. п. имеет большое значение как для научного познания каждого действующего права, так и для практической деятельности в области законодательства и применения норм права.

СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИФ

СИФ (начальные буквы трёх английских слов: cost, insurance, freight - цена, страхование, фрахт) - вид сделки купли-продажи товаров, транспортируемых морским путём, при которой продавец обязан погрузить или сдать перевозчику товар, являющийся предметом договора, оплатив фрахт (провозную плату) до порта назначения, и застраховать товар, а также передать покупателю фактуру, коносамент и страховой полис на проданный товар, а покупатель обязан уплатить стоимость товара, фрахта и страхования при передаче ему документов. Сделка продажи С. - очень распространённая форма внешнеторговых сделок благодаря представляемым ею удобствам как для продавца, так и для покупателя. Продавец не несёт риска гибели товара после его погрузки на судно либо, если это предусмотрено договором, после передачи товара перевозчику для погрузки. После погрузки продавец направляет покупателю, обычно через банк, фактуру, коносамент и страховой полис. Если документы соответствуют договору, покупатель обязан оплатить стоимость товаров, перевозки и страхования. Получив после оплаты документы, покупатель может ими распорядиться, не дожидаясь прибытия товаров, в частности, он может перепродать товар путём передачи документов. Право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент вручения последнему документов.

Варшавско-Оксфордские правила сделок С. считают моментом перехода к покупателю права собственности на товар момент отсылки ему продавцом коносамента на товар с приложением фактуры, страхового полиса и сертификатов о качестве товара.

Сделки продажи С. регламентируются общими нормами, регулирующими куплю-продажу. Существуют типовые международные правила сделок продажи С. (Варшавско-Оксфордские правила 1928-1932 гг.). Применение этих правил возможно лишь в том случае, когда стороны обусловили это в договоре.

СКОТОКРАДСТВО

СКОТОКРАДСТВО - тайное или открытое похищение лошадей или другого крупного скота (коров, верблюдов, буйволов и др.), ранее предусмотренное ст. 166 УК. После издания Указов от 4 шо"я 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан» С. квалифицируется по соответствующим статьям этих Указов (см. Преступления против социалистической собственности, Хищение социалистической собственности, Преступления против личной собственности граждан).

СЛЕДСТВЕННО-ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ (СМЕШАННЫЙ) ПРОЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЧЕМОДАН

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЧЕМОДАН (следственная сумка)-набор технических средств, необходимых следователю для успешного производства ряда следственных действий в целях обнаружения, сохранения, закрепления и изъятия доказательств.

Применение судебно-оперативной фотографии и иных научно-технических средств в большинстве случаев является необходимым при производстве всех видов следственного осмотра (места происшествия, документов, вещественных доказательств, трупа), обысков, следственных экспериментов, предъявления для опознания и пр.

Содержимое С. ч. подразделяется на 4 отдела: I) фотоотдел, 2) отдел составления плана, 3) отдел работы со следами, 4) отдел подсобных технических средств. К каждому С. ч. прилагаются оборудование фотолаборатории и запасные части.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - следственное действие, заключающееся в воспроизведении следователем отдельных обстоятельств совершения; расследуемого преступления или отдельных фактов,, имеющих существенное значение для дела. С. э. производится в целях проверки собранных по делу доказательств, в частности показаний свидетелей или обвиняемых, или лучшего выяснения существенных данных по делу. В результате С. э. могут быть проверены или выявлены: I) слышимость или видимость при определённых условиях на данном расстоянии, 2) возможность совершения определённог» действия в определённых условиях и в данный промежуток времени, 3) последовательность происшедших событий, 4) взаимоположение определённых лиц в момент совершения преступления, 5) возможность проникновения через определённое отверстие или изъятия через него предмета данного размера и другие обстоятельства.

В протоколе С. э., который приобщается к делу, должно быть указано: а) с какой целью проводился С. э.; б) какие именно опыты, с чьим участием, как и в какой последовательности были организованы и проведены; в) каковы оказались результаты каждого-проведённого опыта. В необходимых случаях, когда это облегчает понимание протокола С. э., к нему могут быть приложены фотоснимки, произведённые при проведении С. э., и схематический план места, его проведения.

СЛЕДСТВИЕ

СЛЕДСТВИЕ - см. Предварительное следствие, Судебное следствие.

СЛЕДЫ

СЛЕДЫ - в криминалистике отображения внешнего строения объектов, их оставивших, с целью идентификации (см.) этих объектов. Изучение С, возникших в результате различных явлений, обусловленных механизмом происшествия, в сочетании с другими следственными данными позволяет судить о содержании события преступления в целом или в отдельных его эпизодах. К С. отображений в трассеологии (см.) относятся, напр., С. рук, ступней и зубов человека; С. орудий взлома, транспортных средств, обуви; С. копыт и подков животного. С. в трассеологии подразделяются на: объёмные и поверхностные, статические и динамические, локальные и периферические.

Объёмный С. отображает оставивший его предмет объёмно (С. ноги в грунте), поверхностный - образуется за счёт нанесения на поверхность предмета какого-либо вещества (С. окровавленной руки, пыльной обуви) или же за счёт снятия с этого предмета таких частиц (С. руки на свежеокрашенной или запылённой поверхности). Статический С. возникает, когда образующий его предмет находится в покое, а динамический - при движении предмета вдоль другого (скольжение ноги по снегу, трение при введении орудия взлома в щель двери). Локальный С. образуется в результате изменений, происходящих в пределах соприкосновения (прикосновение руки, удар орудия взлома), периферический же - за счёт изменений, возникающих за пределами соприкосновения (С. из жидкой грязи, стекающей на пол с верхних частей обуви и очерчивающей контуры подошвы).

Использование С. в целях расследования преступления зависит от уменья производить их изъятие с места, где они обнаружены. Основное требование к производящему изъятие заключается в том, чтобы изъять и сохранить С, не причиняя никаких повреждений и не видоизменяя его. Наиболее совершенным способом изъятия С. отображений является изъятие самого предмета, на котором возник такой С. Так производится изъятие стекла со С. пальца, доски со С. орудия взлома, одежды со С. закопчения, остатками пороха и т. п. Вместо изъятия всего предмета нередко отделяют (выпиливают, вырезают) только ту его часть, на которой расположен С. Перед изъятием предмета или отделением его части предмет рекомендуется сфотографировать на месте обнаружения. Лишь в тех случаях, когда изъятие предмета или его части невозможно, прибегают к копированию С, изготовлению слепка с него и обязательному фотографированию.

СЛИЯНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

СЛИЯНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - см. Реорганизация юридических лиц.

СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ

СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ - описание по определённым правилам наиболее устойчивых признаков внешности человека посредством установленных терминов. С. п. применяется в целях установления личности (опознания). Комплекс признаков и степень детальности описания обусловливаются целью применения метода С. п. Для идентификации трупов неизвестных лиц необходима развёрнутая схема С. п. с обращением внимания как на признаки, относящиеся к открытым частям тела, так и на скрытые признаки. Для задержания разыскиваемого преступника описание должно быть сосредоточено на сильно выраженных, бросающихся в глаза признаках, относящихся к открытым частям тела и могущих быть зафиксированными уже при беглом осмотре.

СЛУЧАЙ, ИЛИ КАЗУС

СЛУЧАЙ, или казус (лат. casus - случай) - в гражданском праве событие, не вызванное чьим-либо умыслом или неосторожностью. Как правило, за наступление такого события никто не может быть признан ответственным, поскольку отсутствует виновное действие (бездействие) - см. Вина.

С. делится на простой и квалифицированный (см. Непреодолимая сила). Иногда закон допускает ответственность и за случайно причинённый ущерб, но это расширение ответственности носит характер исключения из общего правила и применяется лишь при наличии специальных к тому оснований. Напр., такая расширенная ответственность установлена в ст. 404 ГК, согласно к-.рой лица и предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, освобождаются от ответственности за причинённый вред только тогда, когда он причинён действием непреодолимой силы, либо вызван умыслом или грубой небрежностью самого потерпевшего. Следовательно, эти предприятия отвечают за вред, причинённый действием простого (неквалифицированного) С.

Если исполнение договорного обязательства стало невозможным вследствие случайно наступившего обстоятельства, то за неисполнение этого обязательства должник не отвечает, и обязательство в этом случае прекращается (ст. ст. 118, 129 ГК). Но и в области договорных обязательств ответственность может быть расширена, за исключением договоров между социалистическими организациями. Во-первых, в самом договоре стороны могут обусловить ответственность и за случайно наступившую невозможность исполнения. В этом случае стороны при заключении договора сознательно принимают на себя риск случайного неисполнения. Во-вторых, в законе для некоторых обязательств устанавливается ответственность, выходящая за пределы вины, т. е. ответственность за С. Так, в обязательстве по ж.-д. перевозке установлена повышенная ответственность перевозчика. Последний освобождается от ответственности только за такое неисполнение (за утрату или повреждение перевозкой груза), которое произошло вследствие стихийных явлений (ст. 68 Устава железных дорог СССР - СЗ 1935 г. №9, ст. 73). Следовательно, перевозчик отвечает не только за виновное причинение ущерба, но и за случайное. Ещё более повышена ответственность воздушного транспорта. Воздушно-транспортное предприятие несёт ответственность за утрату или повреждение груза, происшедшие во время полёта, даже в том случае, если гибель или повреждение были вызваны стихийными бедствиями (ст. 78 Воздушного кодекса - СЗ 1935 г. № 43, ст. 359).

В уголовном праве - такое стечение обстоятельств, при котором вредные последствия наступают без вины лица. При С. лицо не предвидит этих последствий и по обстоятельствам дела не могло или не должно было их предвидеть (напр., шофёр, ведя машину с дозволенной скоростью, наезжает на неожиданно выбежавшего из ворот человека, не будучи в состоянии ни предвидеть этого, ни своевременно затормозить машину). С. исключает уголовную ответственность.

СМЕРДЫ

СМЕРДЫ - наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси (9-13 вв.). В. И.Ленин указывает, что «землевладельцы кабалили смердов еще во времена „Русской Правды"» (Соч., т. 3, стр. 170). С., прикреплённые к земле, эксплуатировались как непосредственно князем, так и светскими и духовными феодалами. Они должны были работать на барщине, а иногда и платить своему господину натуральный оброк. Основные моменты правового положения С. зафиксированы в Русской Правде (см.). За убийство С. платился штраф в сумме, в восемь раз меньшей, чем за убийство свободного человека. Имущество С. после его смерти в случае отсутствия сыновей переходило князю.

В 14 в. термин «смерды» постепенно исчезает. Он сохраняется для обозначения феодально-зависимых крестьян в 14-15 вв. в Юго-Западной Руси, а также в Новгороде и Пскове. В Северо-Восточной Руси крестьяне получили наименование «сирст», а затем «христиан» («крестьян»).

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ - по советскому уголовному праву исключительная высшая мера наказания.

Применение С. к. обусловлено рядом ограничений, предусмотренных советским уголовным законодательством: 1) С. к. не включена в общую систему наказаний, а выделена особо; 2) С. к. рассматривается как мера исключительная и временная - «впредь до полной её отмены» (прим. 2 к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик»; 3) С. к. применяется лишь для борьбы с тягчайшими преступлениями; 4) применение С. к. допускается лишь в случаях, когда эта мера наказания непосредственно предусматривается в санкциях статей особенной части УК; 5) С. к. не применяется к несовершеннолетним и беременным женщинам. Область применения С. к. з советском уголовном праве всегда систематически ограничивалась.

В странах капитала С. к. находит широкое применение. В период империализма с усилением политической реакции и репрессий против трудящихся масс в буржуазных странах большое распространение получило открытое или замаскированное применение С. к. Особенно изуверской является С. к. на электрическом стуле, получившая широкое распространение в США. С другой стороны судебный порядок С. к. всё больше вытесняется внесудебной казнью в форме белого террора (расстрел демонстрантов и забастовщиков, расстрелы под предлогом «побега» из-под стражи, прямые убийства из-за угла и т. д.).

В то время как в буржуазных государствах всё более усиливается террористический характер уголовной репрессии и, в частности, всё более расширяется область применения С. к., в 1947 г. в СССР была отменена С. к., что показало всему миру пример подлинно социалистического гуманизма. В Указе Президиума Верховного Совета СССР 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни» говорилось: «Историческая победа советского народа над врагом показала не только возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего исключительную преданность Советской родине и Советскому Правительству всего населения Советского Союза». Идя навстречу пожеланиям профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих мнение широких общественных кругов, Президиум Верховного Совета СССР постановил отменить в мирное время С. к., установленную действующими в СССР законами.

Борясь за воплощение высоких идей гуманности во всём мире, СССР выступил в Организации Объединённых Наций в 1948 г. с предложением об отмене С. к. Предложение это было отклонено под различными лицемерными предлогами реакционным блоком делегаций буржуазных стран, обнаруживших тем самым стремление сохранить наиболее террористическую меру подавления сопротивления трудящихся.

Неослабные попытки проведения диверсионно-под-рывной и шпионской деятельности в СССР со стороны империалистических разведок потребовали применения самого сурового наказания в отношении вражеских агентов - врагов советского народа. Учитывая поступившие заявления от национальных республик, от профсоюзов, крестьянских организаций, а также от деятелей культуры о необходимости внести изменения в Указ об отмене С. к. с тем, чтобы он не распространялся на изменников родины, шпионов и подрывников-диверсантов, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 12 января 1950 г. постановил, в виде изъятия из Указа от 26 мая 1947 г.. допустить применение С. к. как высшей меры наказания в мирное время к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам.

СМЕТА

СМЕТА - план финансирования государственных учреждений и организаций, состоящих на бюджете. С. включает все затраты, связанные с оперативной деятельностью учреждений (напр., в детских домах - на питание детей и т. п.), или расходы на содержание управленческого аппарата и на хозяйственное обслуживание (напр., на отопление, освещение, канцелярские расходы и т. д.). С. составляется путём группировки расходов по статьям в соответствии с существующей бюдокетной классификацией (см.). Утверждается С. в установленном порядке вышестоящими органами. С. в отличие от баланса доходов и расходов (см.) хоз. органов предусматривает только расходы за счёт поступлений из соответствующего бюджета (союзного, республиканского, местного), исходя из принципов подведомственности учреждения или организации.

СМЕШАННЫЕ КОМИССИИ

СМЕШАННЫЕ КОМИССИИ - комиссии, образуемые для мирного решения спора между государствами. С. к. могут быть многосторонними или двусторонними. Последние образуются обычно на паритетных началах и для своего решения требуют единогласия всех членов.

Соглашения, достигнутые в С. к., имеют, однако, для спорящих сторон факультативное значение, т. е. последние могут их одобрить, но могут и отклонить. С. к. принято делить на 2 вида: следственные и согласительные. Основная задача следственных комиссий заключается в установлении факта, который лежит в основе спора. В задачу же согласительных комиссий входит не только установление факта, но и предложение спорящим сторонам возможного решения спора. Двусторонние С. к. нашли применение в международной практике Советского Союза. Стремясь к мирному разрешению международных конфликтов, СССР неоднократно заключал с иностранными государствами договоры, предусматривающие образование С. к. Напр., в 1929-1932 гг. СССР заключил с рядом государств (Франция, Германия, Польша, Финляндия) конвенции о согласительной процедуре, значение которых подчёркивалось тем, что они заключались в дополнение к договорам о нейтралитете и ненападении.

В практике империалистических государств С. к. часто являются средством давления на более слабые государства и вмешательства в их внутренние дела (напр., комиссия «добрых услуг» для Индонезии, созданная в 1946 г., комиссия по наблюдению за северной границей Греции, созданная в 1947 г., и т. д.).

СМЯГЧАЮЩИЕ ВИНУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

СМЯГЧАЮЩИЕ ВИНУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - обстоятельства, относящиеся к совершённому преступлению или к личности преступника, учитываемые судом при определении меры наказания, которые влекут за собой применение более мягкого наказания в рамках санкции статьи УК или другого закона, по которому квалифицируются действия виновного. Перечень С. в. о. в ст. 48 УК является не исчерпывающим, а примерным.

Систематизируя С. в. о., указанные в законе и дополненные судебной практикой, можно дать следующий перечень: а) по объективной стороне состава преступления: 1) малозначительность деяния, 2) незначительность вредных последствий деяния, 3) совершение преступления с превышением пределов необходимой обороны; б) п о субъекту преступления: 1) совершение деяния впервые, 2) совершение деяния беременной женщиной, 3) совершение деяния несовершеннолетним; в) по субъективной стороне состава преступления: 1) отсутствие низменных побуждений при совершении преступления, 2) совершение преступления под влиянием угрозы, принуждения, служебной или материальной зависимости, 3) совершение преступления под влиянием сильного душевного волнения, 4) совершение преступления под влиянием стечения тяжёлых личных или семейных условий, 5) совершение преступления по невежеству, несознательности или по случайному стечению обстоятельств. Определяя меру наказания в случаях, когда имеются С. в. о., суд обязан учесть каждое из них в отдельности, не упуская из виду всех обстоятельств дела, в том числе и могущих оказаться отягчающими вину обстоятельствами (см.).

СМЯГЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ НИЖЕ НИЗШЕГО ПРЕДЕЛА

СМЯГЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ НИЖЕ НИЗШЕГО ПРЕДЕЛА - определение наказания ниже низшего предела санкции уголовного закона, по которому квалифицированы действия подсудимого, или же определение другой меры наказания, более мягкой, чем указано в санкции данной статьи УК (ст. 51 УК).

С. н. н. н. п. имеет большое значение, давая возможность индивидуализировать меру наказания в точном соответствии со степенью вины лица.

Обязательным условием для определения наказания ниже низшего предела является точное изложение в приговоре мотивов, обусловивших снижение наказания ниже установленного минимума.

УК допускает определение наказания ниже низшего предела при наличии исключительных обстоятельств. К числу таких обстоятельств судебная практика относит незначительность ущерба от преступления, положительную общественно-полезную деятельность виновного, а также совершение преступления в обстановке тяжёлых личных условий и др. Как правило, практика применяет С. н. н. н. п. при сочетании нескольких указанных обстоятельств, но не исключается применение этой нормы при наличии одного из таких обстоятельств. По наиболее опасным преступлениям С. н. н. н. п., по общему правилу, не применяется.

СНК

СНК - см. Совет Народных Комиссаров.

СОАВТОРСТВО

СОАВТОРСТВО - см. Авторское право.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОБСТВЕННОСТЬ

СОБСТВЕННОСТЬ - см. Право собственности.

СОВЕСТНЫЙ СУД

СОВЕСТНЫЙ СУД - один из судебных органов, введённых Учреждением о губерниях 1775 г. (см. Учреждения о губерниях).

С. с. организовывался в каждой губернии и со-. стоял из совестного судьи и 6 заседателей, выделявшихся по 2 от каждого сословия (дворян, городских жителей, государственных крестьян). Совестный судья-дворянин и два заседателя-дворяне играли решающую роль при рассмотрении дел. Дела дворян рассматривались только с участием заседателей-дворян. Вся деятельность С. с. была направлена на. защиту интересов дворянства. С. с. были подсудны отдельные категории гражданских дел и некоторые уголовные дела (о преступлениях безумных и малолетних, дела о «колдовстве»),

О классовом характере С. с. ярко свидетельствуют его состав и круг лиц, которым предоставлялось право-защищать в С. с. интересы малолетних. Так, интересы малолетних помещичьих крестьян представлял помещик, государственных крестьян - стряпчий государственных имуществ, назначавшийся обычно из дворян. Дел у С. с. было очень мало, и с первой половины 19 в. они постепенно упраздняются. Последние С. с. - в Петербурге и Москве - были ликвидированы в 70-х гг. 19 в.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (СМИД)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ (союзной и автономной) - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики - Правительство республики (см. Правительство). С. М. р. образуется Верховным Советом республики (см.) в составе Председателя С. М. р., его заместителей, министров, Председателя Государственной плановой комиссии. В период между сессиями Верховного Совета республики назначение и освобождение от должности отдельных министров производится по представлению Председателя С. М. р. Президиумом Верховного Совета республики с последующим внесением на утверждение Верховного Совета.

С. М. р. ответственен перед Верховным Советом республики и ему подотчётен, а в период между сессиями Верховного Совета ответственен перед Президиумом Верховного Совета республики (см.), которому подотчётен. В случае запроса депутата Верховного Совета (см.) республики Совету Министров или министру они обязаны не более чем в трёхдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете республики.

С. М. р. объединяет и направляет работу министерств республики и других подведомственных ему учреждений, объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных министерств, принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного и местного бюджета республики, по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране npaei граждан; руководит работой и проверяет деятельность исполнительных комитетов (см.) местных Советов депутатов трудящихся. Кроме того, Совет Министров союзной республики образует, в случае необходимости, комитеты и главные управления при Совете Министров союзной республики по делам хозяйственного и культурного строительства; осуществляет руководство в области сношений республики с иностранными государствами, исходя из общего установленного Союзом ССР порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; руководит организацией войсковых формирований республики; направляет и проверяет работу Советов Министров автономных республик. С. М р. имеет право законодательной инициативы (см.).

С. М. р. издаёт Постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров союзной республики! издаются на основе и во исполнение действующих законов. СССР и республики, указов Президиумов Верховных Советов СССР и республики, .а также постановлений и распоряжений Правительства СССР, а постановления Совета Министров АССР издаются на основе и во исполнение законов СССР, союзной республики и АССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и союзной республики. Они обязательны к исполнению на всей территории республики. В случае несоответствия постановлений и распоряжений Совета Министров союзной республики законам СССР или союзной республики они могут быть отменены Президиумом Верховного Совета СССР или союзной республики (в АССР - Президиумами Верховных Советов союзной и автономной республики). Постановления и распоряжения Совета Министров союзной республики по отраслям управления, отнесённым к компетенции СССР, могут быть приостановлены Советом Министров СССР.

С. М. р. в соответствии с принципом демократического централизма имеет право приостанавливать решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся и отменять решения и распоряжения их исполнительных комитетов. Совет Министров союзной республики, кроме того, имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров автономных республик. С. М. р. имеет право отменять приказы и инструкции министров республики. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности С. М. р. определяются Конституцией СССР и Конституциями республик.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР - Правительство СССР (см. Правительство) . С. М. СССР образуется Верховным Советом СССР (см.). Вопрос об образовании С. М. СССР вносится в порядок дня первой сессии Верховного Совета СССР очередного созыва.

С. М. СССР состоит из Председателя С. М. СССР, Первых Заместителей Председателя С. М. СССР, Заместителей Председателя С. М. СССР, Министров СССР, Председателя Государственного, планового комитета С. М. СССР, Председателя Государственного комитета С. М. СССР по делам строительства. Председатель и Первые Заместители Председателя С. М. СССР образуют Президиум С. М. СССР. С. М. СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчётен, а в период между сессиями Верховного Совета ответственен перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчётен. С. М. СССР издаёт на основе и во исполнение действующих законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. С. М. СССР объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР и других подведомственных ему учреждений; принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан; осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами; определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством Вооружённых Сил страны; образует, в случае необходимости, специальные комитеты и главные управления при С. М. СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства; назначает и освобождает от должности председателей комитетов и начальников главных управлений при С. М. СССР, заместителей Министров СССР, заместителей председателей комитетов и начальников главных управлений, членов коллегий министерств СССР, членов комитетов и членов коллегий главных управлений; присваивает воинские звания генерала и адмирала; присуждает Сталинские премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы, за выдающиеся работы в области искусства и литературы.

С. М. СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесённым к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик и отменять приказы и инструкции Министров СССР. С. М. СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета (см.) СССР, обязан не позднее чем в трёхдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

Первый состав С. М. СССР был утверждён Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г. на 1-й сессии II созыва, после того как был принят закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров (см.) СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ (СНК)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ - одна из равноправных палат Верховного Совета СССР (см.), избираемых гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1 депутат от каждого национального округа. С. Н. - это палата Верховного Совета СССР, отражающая специфические интересы народов СССР, связанные с их национальными особенностями. С. Н. наравне с Советом Союза (см.) принадлежит право законодательной инициативы (см.). Сессии С. Н. начинаются и заканчиваются одновременно с сессиями Совета Союза.

С. Н. избирает Председателя и 4 его заместителей (ст. 43 Конституции СССР). Председатель С. Н. руководит заседаниями С. Н. и ведает его внутренним распорядком. В распоряжении Председателя С. И. - имеются предусмотренные по смете Президиума Верховного Совета СССР (см.) средства на расходы по сношению с депутатами и на представительство. С. Н. набирает постоянные комиссии: Мандатную, Законодательных предположений, Бюджетную и Комиссию по иностранным делам.

До принятия Конституции СССР 1936 г. С. Н. был одной из двух равноправных палат Центрального Исполнительного Комитета СССР (см.). Необходимость создания С. И. в составе высшего органа государственной власти СССР диктовалась всем ходом строительства многонационального Советского государства, объединяющего в своём составе свыше 60 различных национальностей. До ликвидации Народного комиссариата по делам национальностей (декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 9 апреля 1924 г.- СУ РСФСР 1924 г. № 39, ст. 358) С. Н. был при нём совещательным представительным органом.

СОВЕТ ПО ОПЕКЕ

СОВЕТ ПО ОПЕКЕ - один из главных органов Организации Объединённых Наций (см.), созданный для осуществления контроля за управлением территориями, включёнными в систему опеки (см. Опека в международном праве). С. по о. состоит из представителей: а) государств-опекунов, б) государств - постоянных членов Совета Безопасности, не управляющих подопечными территориями, и в) государств, избранных Генеральной Ассамблеей на трёхгодичный срок в количестве, необходимом для обеспечения того, чтобы в составе С. по о. было представлено равное количество государств-опекунов и государств, не осуществляющих опеку. Согласно ст. 87 Устава ООН, С. по о. рассматривает отчёты, представляемые управляющей властью, принимает петиции и рассматривает их, периодически посещает подопечные территории я принимает другие действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Решения С. по о. принимаются простым большинством голосов. Свою деятельность С. по о. осуществляет под руководством и под контролем Генеральной Ассамблеи.

СССР является постоянным членом С. по о. С точки зрения Советского правительства, С. по о. прежде всего должен заботиться об облегчении условия жизни народов, проживающих на подмандатных территориях Великобритании, Франции, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканского Союза, и должен содействовать их развитию к самоуправлению и независимости.

Эта задача С. по о. вытекает из основных принципов и целей Устава ООН. Однако колониальные государства, входящие в С. по о., игнорируют основные принципы системы опеки, зафиксированные в Уставе OОH, и с помощью большинства членов Совета используют этот орган в качестве орудия прикрытия своей колониальной политики. Подопечные народы пока не получили никакой защиты и помощи от С. по о. Вопреки Уставу ООН, под покровительством США в работе С. по о. принимает участие гоминдановский представитель. Вполне естественно, что решения С. по о., принятые без участия представителя Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, не могут считаться законными. Задача миролюбивых и демократических сил состоит в том, чтобы превратить С. по о. в орган ООН, содействующий облегчению жизни колониальных народов и помогающий им в достижении полной национальной и политической независимости.

СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ

СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ - орган, созданный в соответствии с постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918г. «Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны» (СУ РСФСР 1918 г. № 91-92, ст. 924) в связи с «возрастающей опасностью вторжения соединенных полчищ мирового империализма». Совет призван был обеспечить «теснейшее объединение военного ведомства, Чрезвычайной комиссии по производству, ведомств путей сообщения и продовольствия». Совету была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. Его постановления были безусловно обязательны для всех ведомств, центральных и местных учреждений и для всех граждан. Председателем Совета был В.И. Ленин.

Совет рабочей и крестьянской обороны в 1920 г. был реорганизован в Совет Труда и Обороны (см.).

СОВЕТ СОЮЗА

СОВЕТ СОЮЗА - одна ив двух равноправных палат Верховного Совета СССР (см.), избираемая гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании по избирательным округам (см.) по норме: 1 депутат на 300 тыс. населения. С. С. - это палата Верховного Совета СССР, в которой представлены общие интересы всех трудящихся СССР независимо от их национальности. С. С. наравне с Советом Национальностей (см.) принадлежит право законодательной инициативы (см.). Сессии С. С. начинаются и заканчиваются одновременно с сессиями Совета Национальностей. С. С. избирает Председателя и 4 его заместителей. Председатель С. С. руководит заседаниями С. С. и ведает его внутренним распорядком. В распоряжении председателя С. С. имеются предусмотренные по смете Президиума Верховного Совета СССР (см.) средства на расходы по сношению с депутатами и на представительство. С. С. избирает постоянные комиссии: Мандатную, Законодательных предположений, Бюджетную и Комиссию по иностранным делам.

До принятия Конституции СССР 1936 г. органом, где были представлены общие интересы всех трудящихся СССР независимо от их национальностей, был Союзный Совет - одна из равноправных палат Центрального Исполнительного Комитета СССР (см.).

СОВЕТ СТАРЕЙШИН

СОВЕТ СТАРЕЙШИН - подсобный орган конференций, съездов, Советов, состоящий из представителей делегаций или групп депутатов. С. с. имеются в палатах Верховного Совета СССР и в Верховных Советах союзных и автономных республик. Они состоят из представителей от групп депутатов республик, краёв, областей и городов или округов и районов. С. с. действуют только во время сессий Верховных Советов. Они вносят на рассмотрение Верховных Советов предложения о порядке дня сессий, о кандидатах в органы, избираемые Верховным Советом, и т. д.

СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ (СТО)

СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ (СТО) - орган государственного управления при Совете Народных Комиссаров (см.) РСФСР, образованный в 1920 г. в результате реорганизации Совета рабочей и крестьянской обороны (см.) и действовавший на правах комиссии Совнаркома. После образования СССР СТО был создан в 1923 г. при Совнаркоме СССР как орган, координирующий деятельность народных комиссариатов в области хозяйства и обороны. В круг ведения СТО входило: а) рассмотрение и практическое проведение через соответствующие органы в жизнь хозяйственного и финансового планов Союза ССР, б) рассмотрение вопросов обороны страны и принятие мероприятий, касающихся улучшения военного дела, в) утверждение уставов трестов и акционерных обществ, г) руководство экономическими совещаниями союзных республик, д) разрешение вопросов распределения имущества между отдельными государственными органами и республиками, входящими в Союз ССР. СТО издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех центральных и местных государственных органов. Постановления СТО могли быть обжалованы отдельными его членами, народными комиссарами и совнаркомами союзных республик в Совнарком СССР, однако обжалование не приостанавливало их исполнения.

В СТО входили руководители (наркомы) хозяйственных и оборонных наркоматов, председатель пра^ вления Госбанка и председатель Госплана. В 1937 г. СТО был упразднён.

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ - международная экономическая организация, созданная в январе 1949 г. по решению правительств СССР и стран народной демократии, доступ в которую открыт для любого миролюбивого государства. С. э. в. ставит своей целью помощь и содействие развитию экономики входящих в него стран, с соблюдением принципа действительного равноправия и с уважением их суверенитета. В рамках С. э. в. СССР неоднократно оказывал и оказывает бескорыстную помощь странам народной демократии.

С. э. в. возник как международная организация, обусловленная появлением нового типа международного сотрудничества, который сложился в отношениях между демократическими странами. Опыт сотрудничества этих стран показывает, что ни одна капиталистическая страна не смогла бы оказать такой действительной и технически квалифицированной помощи народно-демократическим странам, какую оказывает им Советский Союз. Дело не только в том, что помощь эта является максимально дешёвой и технически первоклассной. Дело прежде всего в том, что в основе этого сотрудничества лежит искреннее желание помочь друг другу и добиться общего экономического подъёма.

СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - см. Социалистическое государство.

СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО

СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО - см. Социалистическое право.

СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО

СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО - одновременная работа в двух или более предприятиях (учреждениях). Согласно советскому законодательству, С. может иметь место лишь с письменного разрешения руководителей обоих учреждений (предприятий), в которых работает данный работник. Как правило, разрешается иметь работу по С. только в каком-либо одном предприятии или учреждении. Врачам и работникам некоторых других профессий, а также работникам, занятым в отдалённых местностях, работа при полном С. разрешается в 2 учреждениях или предприятиях, а при неполном С. (2-3 часа в день или не каждый день) - в 3 предприятиях или учреждениях. Запрещается работа в двух учреждениях или предприятиях, из которых одно подчинено другому. Если одно из двух учреждений или предприятий подконтрольно или поднадзорно другому в каком-либо отношении, то не допускается одновременная служба в этих учреждениях или предприятиях в тех областях работы, в которых установлена такая подконтрольность или поднадзорность.

Оплата труда по совмещаемым должностям производится из расчёта соответствующего должностного оклада в зависимости от объёма и качества работы (напр., половина оклада). Заработная плата по совмещаемым должностям не может превышать оклада, получаемого данным работником по основной должности.

Совместители могут пользоваться льготами для работников того или иного учреждения или предприятия только по одному месту работы по своему выбору. Запрещается выплата вознаграждения по двум должностям в одном и том же предприятии или учреждении, за исключением специально предусмотренных случаев (для врачей и среднего медицинского персонала, для преподавателей, занимающих административно-хозяйственные должности в учебных заведениях, и т. д.).

Основным нормативным актом о С. является постановление СНК СССР 11 марта 1933 г. «Об упорядочении совместительства» (СЗ 1933 .г. № 19, ст. ПО).

СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - совершение лицом нескольких преступлений, по которым ещё не вынесен приговор и по которым не истекли сроки давности. С. п. представляет повышенную общественную опасность, свидетельствует о тяжкой вине лг.ца и влечёт за собой соответствующее повышение ответственности.

Теория советского уголовного права знает два вида С. п.:. т. н. реальную и т. н. идеальную. Совершение отдельно двух и более преступлений, за которые субъект не был осуждён, называется реальной совокупностью, напр., гр-н А. совершил кражу, а через некоторое время причинил телесное повреждение. Наличие в одном деянии признаков двух и более преступлений называется идеальной совокупностью, напр., должностное лицо, используя своё служебное-положение, занимается спекуляцией.

Назначение наказания при наличии С. п. регулируется ст. 49 УК. Определив соответствующее-наказание за каждое преступление отдельно, суд. окончательно определяет наказание по статье, предусматривающей наиболее тяжкое из совершённых преступлений и наиболее тяжёлую меру наказания. При этом суд вправе применить и дополнительное наказание, .предусмотренное в других статьях, по которым квалифицируются совершённые лицом преступные действия, входящие в совокупность.

Вопрос о совокупности наказаний возникает также в том случае, если осуждённый до приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора вновь совершает преступление. В этом случае суд может: 1) назначить новое наказание, поглощающее наказание по старому приговору (принцип поглощения), или 2) новое наказание присоединить полностью или частично к наказанию, определённому по> первому приговору (принцип сложения). Общая продолжительность срока наказания не может превышать предела, установленного для данной меры наказания. Вопрос о совокупности наказаний может-возникнуть и в том случае, когда осуждённый совершает новое преступление во время отбытия наказания за другое преступление. В этом случае действует указанное правило сложения, или поглощения, но с той особенностью, что присоединена может быть лишь неотбытая часть срока наказания.

СОВХОЗНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВХОЗНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ - см. Землепользование.

Предыдущая страница Следующая страница