Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕВ")

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - см. Избирательное право.

РАВНОПРАВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВНОПРАВИЕ СТОРОН В ПРОЦЕССЕ

РАВНОПРАВИЕ СТОРОН В ПРОЦЕССЕ - в советском процессе равенство сторон в их правах по отстаиванию, в установленном законом порядке,, своих законных интересов. Р. с. в п. является проявлением в области правосудия провозглашённого ст. 123 Конституции СССР равноправия граждан СССР, независимо от их национальности, расы, имущественного положения и т. д., во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Р. с. в п. выражает принцип состязательности в советском процессе, согласно которому установление истины по делу обеспечивается процессуальным состязанием сторон, происходящим при полном равенстве их процессуальных прав а активности самого суда.

Р. с. в п. создаёт необходимые гарантии для объективного судебного разбирательства.

Равноправие сторон в уголовном процессе находит своё выражение: а) в праве заявлять ходатайства в суде; б) в праве участия в судебном следствии; в) в праве участия в прениях сторон; г) в праве обжалования приговора, не вступившего в законную силу, и т. д. Закон обязывает также председательствующего разъяснить подсудимому и потерпевшему их права в суде (ст. 277 УПК) и всячески содействовать установлению истины по делу.

В гражданском процессе, как и в уголовном, стороны обладают одинаковыми правами в деле представления доказательств, объяснений и т. п., а закон обязывает суд оказывать сторонам активное содействие в осуществлении ими своих процессуальных прав.

В буржуазном процессе Р. с. в п. провозглашено лишь формально. В действительности никакого равенства и состязательности сторон там нет. Пользуясь формальным правом пригласить защитника, трудящийся фактически лишён этой возможности из-за отсутствия средств. Если при этом учесть, что адвокатура в буржуазных странах комплектуется преимущественно из числа людей, преданных буржуазии, то становится очевидным, что обвиняемый из трудящихся, как правило, лишён возможности защищаться. Р. с. в п. в буржуазных странах носит лицемерный, формальный характер и служит цели маскировки, прикрытия фактического неравенства эксплуататоров и эксплуатируемых, произвола угнетателей и бесправия угнетённых. (См. Суд буржуазный).

РАЗБОЙ

РАЗБОЙ - нападение с целью завладения чужим имуществом, соединённое с насилием или угрозой применения насилия. Р. является одним из преступлений против личной собственности граждан (см.), а также представляет собой форму хищения социалистической собственности (см.). Решительная борьба со случаями Р., которую осуществляют органы социалистического правосудия, направлена на полное искоренение этих опасных преступлений.

Объектом Р. является не только имущество, но и личность потерпевшего. Р. отличается от кражи (см.) насильственным способом похищения имущества. Похищение имущества при Р. может быть совершено путём применения к потерпевшему физического или психического насилия. Не имеет значения, было ли применено насилие в отношении лица, непосредственно владеющего имуществом, или в отношении лица, сопротивление которого необходимо было преодолеть для завладения чужим имуществом. Насилие может быть применено и с целью заставить потерпевшего передать своё имущество во владение насильника или указать, где хранится принадлежащее ему имущество. Если виновный приступил к хищению имущества в отсутствие владельца и, будучи застигнут им на месте преступления, применяет насилие над последним, уголовная ответственность должна наступать за Р. Как Р. должны рассматриваться и такие случаи применения насилия при похищении имущества, когда насилие учиняется над потерпевшим при попытке последнего задержать виновного с уже изъятым им чужим имуществом.

Оконченным Р. признаётся с момента нападения, независимо от того, перешло или ещё не перешло имущество потерпевшего во владение виновного.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан» предусматривает два различных по степени своей опасности вида рассматриваемого преступления: Р. без отягчающих обстоятельств и Р. с отягчающими обстоятельствами-(квалифицированный).

Отягчающими обстоятельствами при Р. считаются: насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевшего, или угроза смертью или тяжким телесным повреждением, а равно совершение Р. шайкой либо повторно. От Р., повлекшего смерть потерпевшего, следует отличать убийство с корыстной целью (см. Убийство).

Р. с отягчающими обстоятельствами карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества (ч. 2 ст. 2 Указа). Если Р. совершается без указанных отягчающих обстоятельств, то он карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества (ч. 1 ст. 2 Указа).

Для наличия повторности Р. требуется, чтобы и в первый раз был совершён Р., а не какое-либо другое преступление (напр., кража), но не имеет значения, был или не был судим, виновный за ранее совершённый им Р. Повторности не будет, если прежняя судимость за Р. была снята или истекли давностные сроки (см. Давность уголовного преследования) .

РАЗВОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВРАЩЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ

РАЗВРАЩЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ - см. Преступления половые.

РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОГЛАШЕНИЮ

РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОГЛАШЕНИЮ - совершение должностным лицом таких действий, в результате которых сведения, не подлежащие оглашению, становятся или могут стать достоянием других лиц (ст. 121 УК).

Некоторые сведения, не являющиеся государственной тайной, тем не менее не подлежат оглашению по прямому запрещению закона или распоряжению руководителей ведомств, учреждений, предприятий. Разглашение этих сведений может причинить вред интересам Советского государства или правам и законным интересам отдельных граждан. Так, напр., не подлежат оглашению такие сведения о ходе следствия по делу, которые не должны быть известны другим лицам. Согласно Уставу сберегательных касс, не подлежат оглашению сведения о личном составе вкладчиков государственных сберегательных касс. Не подлежат оглашению сведения о корреспондентах органов советской печати, если этого не пожелают сами корреспонденты, и т. п.

По ст. 121 УК уголовной ответственности подлежат должностные лица, виновные в разглашении, сообщении, передаче или собирании в целях передачи сведений, не подлежащих оглашению. Наказание - лишение свободы на срок до 3 лет или меры наказания, указанные в ч. 2 ст. 112 УК. Разглашение военных сведений, не подлежащих оглашению, но не являющихся специально охраняемой тайной, влечёт за собой лишение свободы на срок до 1 года (п. «в» ст. 19325 УК), а при смягчающих обстоятельствах - дисциплинарную ответственность (п. «г»).

Разглашение может быть совершено как письменно, так и устно. Вопрос о том, являются ли сведения не подлежащими оглашению или же не являются таковыми, разрешается в каждом отдельном случае судом.

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - прекращение непосредственных дипломатических связей между двумя государствами с ликвидацией дипломатических представительств каждой из этих стран. Причиной Р. д. о. в большинстве случаев является возникновение состояния войны между государствами в любой форме (объявление войны или её состояния, нападение без объявления войны). Наряду с этим Р. д. о. может иметь место и при серьёзных международных конфликтах иного характера, в частности, в случаях провокационных или насильственных действий, направленных против дипломатических представительств или представителей либо иных официальных органов и представителей государства со стороны властей страны их пребывания (напр., отзыв советского представителя из Китая 9 апреля 1927 г. после налёта на советское полпредство в Пекине и Др.).

В практике империалистических государств Р. д. о. или угроза Р. д. о. нередко используются в качестве средства вмешательства во внутренние дела других государств, как средство политического давления и провокаций международных конфликтов (напр., Р. д. о. США с Народной Республикой Болгарией 20 февраля 1950 г. в связи с разоблачением вмешательства США в дела Болгарии и отказом последней от подчинения американскому диктату). При серьёзных осложнениях в отношениях между государствами Р. д. о. иногда предшествует возникновению войны и в практике агрессивных государств означает переход от мирных дипломатических способов урегулирования разногласий к развязыванию войны (напр., Р. д. о. Японией с Россией 6 февраля 1904 г., за которым 8 февраля 1904 г. последовало коварное нападение на русскую эскадру в Порт-Артуре и военные суда в Чемульпо, а 11 февраля 1904 г. объявление войны).

Р. д. о. предусмотрен ст. 41 Устава ООН как международная санкция против государства, действия которого представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Практическое применение этой санкции (напр., против фашистской Испании) натолкнулось, однако, на сопротивление американо-английских империалистов.

СССР, ведущий политику мира и укрепления международных связей, стремится к созданию устойчивых дипломатических отношения со всеми странами, поскольку эти страны придерживаются таких же отношений с Советским Союзом.

РАЗЪЯСНЕНИЕ (ИСТОЛКОВАНИЕ) РЕШЕНИЯ

РАЗЪЯСНЕНИЕ (ИСТОЛКОВАНИЕ) РЕШЕНИЯ - исправление судом неясностей и неопределённостей в изложении постановленного решения. Если недостатки в изложении решения могут вызвать разногласия в его понимании и делают затруднительным или невозможным исполнение решения, стороны, а также судебный исполнитель вправе обратиться в суд с просьбой разъяснить решение. Подача просьб о разъяснении решения никаким сроком не ограничена, и заинтересованные лица могут просить о разъяснении до тех пор, пока решение не приведено в исполнение или не утратило силы за истечением давностного срока (см. Давность по исполнению решения). В порядке разъяснения могут быть исправлены также явные ошибки и описки в решении, касающиеся наименования сторон или подсчёта присуждённых сумм. Суд может в порядке Р. (и.) р. указать новый способ исполнения, если исполнить решение суда о присуждении вещи в натуре стало невозможным. В этом случае суд определяет о взыскании с должника стоимости вещи. Но под видом разъяснения недопустимо изменение существа решения, т. е. увеличение или уменьшение присуждённых сумм или возложение ответственности на лиц, не участвовавших в деле, либо разрешение вопросов, которые ранее не были рассмотрены Заявления о разъяснении решения рассматриваются в судебном заседании с вызовом сторон и разрешаются судебным определением. Определение по вопросам о разъяснении решения может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в вышестоящий суд в общем порядке, установленном для обжалования судебных решений (ст. 235 ГПК). Так как между моментом вынесения решения и подачей просьбы о разъяснении может пройти значительный промежуток времени, указание закона, что разъяснение решения принадлежит суду, которым решено дело, понимается не в смысле тождества персонального состава суда, а в смысле тождественности суда, разъясняющего решение, с судом, постановившим решение.

РАЙОН

РАЙОН - 1) основная административно-территориальная единица СССР. Р. является узловым пунктом непосредственного руководства политической, хозяйственной и культурной жизнью в сельских местностях. Сюда стекаются нити колхозного строительства и всякой другой хозяйственной работы в деревне по линии кооперации, Советов, кредита, заготовок и т. п. Образование Р. производится указами Президиумов Верховных Советов союзных республик. В союзных республиках с непосредственным делением на Р. и в автономных республиках перечень Р. устанавливается в их Конституциях. Органом государственной власти в Р. является районный Совет депутатов трудящихся (см.).

2) Городской Р. - подразделение крупного города (см.), имеющего не менее 100 тыс. жителей. Образование городских Р. производится указами Президиумов Верховных Советов союзных республик.

РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ - см. Исполнительные комитеты.

РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ - местный орган государственной власти (см. Местные органы государственной власти) , избираемый трудящимися района (см.) на. основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании сроком на 2 года по нормам представительства, определяемым Конституциями союзных республик и Положениями о выборах в местные Советы.

Р. С. д. т. руководят деятельностью подчинённых им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка., соблюдение законов и охрану прав граждан, содействуют усилению обороноспособности страны, устанавливают районный бюджет и руководят местным хозяйственным и культурно-политическим строительством на своей территории.

Р. С. д. т. принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, союзных и автономных республик. Районные Советы имеют право отменять решения и распоряжения городских Советов районного подчинения, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся и их исполкомов. Решения и распоряжения Р. С. д. т. могут быть приостановлены исполкомами вышестоящих Советов и отменены вышестоящими Советами депутатов трудящихся.

По отдельным вопросам, круг которых определяется специальными законами, Р. С. д. т. издают решения (распоряжения), за нарушение которых может быть наложено взыскание в виде штрафа до 100 руб. или исправительно-трудовых работ на срок до 1 месяца (см. Положение об издании местными исполкомами и Советами обязательных постановлений - СУ РСФСР 1931 г. № 17, ст. 186).

Сессии Р. С. д. т. созываются их исполкомами не реже 6 раз в год, в Казахской ССР - не реже 4 раз в год (ст. 62 Конституции Казахской ССР). Р. С. д. т. избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Исполнительным и распорядительным органом Р. С. д. т. является избираемый им исполком (см. Исполнительные комитеты) в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов. Исполком Р. С. д. т. непосредственно подотчётен как Р. С. д. т., избравшему его, так и исполкому вышестоящего Совета депутатов трудящихся. Исполком Р. С. д. т. осуществляет руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений Р. С. д. т. и вышестоящих государственных органов. Решения и распоряжения исполкома Р. С. д. т. могут быть отменены как Р. С. д. т., так и исполкомом вышестоящего Совета депутатов трудящихся. Исполком Р. С. д. т. имеет право приостанавливать решения и распоряжения сельских, поселковых и городских Советов депутатов трудящихся (городов районного подчинения) и отменять решения и распоряжения их исполкомов.

Р. С. д. т. образует отделы исполкомов, которые подчиняются в своей деятельности как Р. С. д. т. и его исполкому, так и соответствующему отделу краевого, областного, окружного Совета депутатов трудящихся или министерству республики. По основным отраслям своей деятельности Р. С. д. т. избирают постоянные комиссии (см. Комиссии местных Советов).

Р. С. д. т. в городах действуют на основе норм, регулирующих деятельность городских Советов депутатов трудящихся (см.).

РАНА

РАНА - нарушение целости кожи и глубже лежащих тканей, а также отдельных органов, вызванное механическим повреждением их. В зависимости от орудия, которым нанесена рана, различают Р. огнестрельные, от тупых орудий, от острых орудий.

Р. огнестрельные: сквозная - имеющая входное отверстие, пулевой канал и выходное отверстие; слепая - имеющая входное отверстие и пулевой канал, но без выходного отверстия, так как пуля остаётся в теле.

Р. от тупого орудия: ушибленная - от прямого действия тупого орудия с размятием мягких тканей, особенно краёв Р.; лоскутная - при воздействии тупого орудия под углом с отслоением кожи и подкожной клетчатки в виде лоскута; скальпированная - при отслоении кожи черепа; укушенная - от зубов животных и человека; рваная - при разрывах кожи и подлежащих тканей; комбинированная - напр., ушибленно-рваная.

Р. от острого орудия: резаная - от режущего орудия, вроде ножа, бритвы; колотая-от колющего орудия (последняя может иметь входное отверстие, канал и выходное отверстие); рубленая - от рубящего орудия, вроде топора и др.; комбинированная - напр., колото-резаная.

Различные Р. имеют свои характерные признаки; по ним может быть определено орудие, которым нанесена рана. Иногда же возможна и идентификация орудия по особо характерным деталям повреждения. При описании Р. необходимо указывать форму (линейная, неправильная и т. д.), размеры в сантиметрах, характер краёв и дна, загрязнение посторонними веществами. Определение характера Р. производится судебно-медицинским экспертом.

РАНГИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ

РАНГИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ - 1) персональные звания, присваиваемые дипломатическим представителям (см.)

Р. д. были установлены на Венском конгрессе в 1815 г. и дополнены на Аахенском конгрессе в 1818 г. Венским регламентом и Аахенским протоколом было установлено 4 ранга: 1) чрезвычайного и полномочного посла, 2) чрезвычайного посланника и полномочного министра, 3) министра-резидента и 4) поверенного в делах. Дипломатические представители первых 3 рангов аккредитуются главой государства при тлаве государства, а поверенные в делах - министром иностранных дел при министре иностранных дел. Послы рассматривались как представители главы государства, имеющие на этом основании право требовать личного приёма у главы того государства, где они аккредитованы.

В XX в. основными рангами дипломатических представителей являются послы и посланники. Министров-резидентов почти не назначают. Поверенные в делах бывают постоянные и временные. Назначение постоянных поверенных в делах встречается довольно редко. Временные поверенные в делах имеют место в случае временной отлучки главы дипломатического представительства или в период между выбытием дипломатического представителя и назначением нового представителя. Временным поверенным в делах является следующий за главой представительства по старшинству член дипломатического персонала.

Дипломатические представители всех рангов пользуются одинаковыми правами; различие же в Р. д. имеет обычно лишь церемониальное значение.

Капиталистические государства, устанавливая неравноправные отношения с зависимыми от ник странами, назначают туда резидентов, дипломатических и политических агентов, не имеющих указанных выше Р. д.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. для представителей Советского Союза за границей установлены общепринятые в международных дипломатических отношениях ранги: 1) Чрезвычайного и Полномочного посла; 2) Чрезвычайного и Полномочного Посланника; 3) Поверенного в Делах.

В противоположность капиталистическим странам СССР не знает института резидентов, политических и дипломатических агентов, так как Советский Союз не имеет зависимых от себя стран и отвергает всякие неравноправные отношения с другими государствами.

2) Звания, присваиваемые работникам ведомства иностранных дел и сотрудникам посольств и миссий.

Единообразия в этих Р. д. в различных странах не наблюдается.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г. учреждены следующие ранги для дипломатических работников МИД СССР и посольств и миссий СССР за границей: чрезвычайного и полномочного посла, чрезвычайного и полномочного посланника 1-го и 2-го класса., советника 1-го и 2-го класса, первого секретаря 1-го и 2-го класса, второго секретаря 1-го и 2-го класса, третьего секретаря и атташе. Ранги посла и посланника присваиваются Указом Президиума Верховного Совета СССР, остальные - приказами министра иностранных дел.

РАСИСТСКИЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСПОРЯДИТЕЛИ КРЕДИТОВ

РАСПОРЯДИТЕЛИ КРЕДИТОВ - должностные лица, имеющие право распоряжаться бюджетными ассигнованиями. По объёму своих прав Р. к. делятся на: 1) главных Р. к. (или Р. к. первой степени), 2) Р. к. второй степени и 3) Р. к. третьей степени.

Главными Р. к. по союзному и республиканским бюджетам являются соответствующие министры и руководители ведомств. Министры могут уполномочить своих заместителей действовать в качестве Р. к. Главными Р. к. по местным бюджетам являются заведующие соответствующими отделами исполкома, а в сельских и поселковых Советах - их председатели. Главные Р. к. имеют право распределять бюджетные кредиты между подведомственными им учреждениями (между Р. к. второй, а в ряде случаев - и третьей степени), передвигать (увеличивать или сокращать) бюджетные кредиты с соблюдением установленных правил (см. Передвижение кредитов) из одних подразделений сметы учреждений и организаций в другие (по союзному и республиканским бюджетам) и передавать кредиты одного нижестоящего Р. к. другому.

Р. к. второй степени являются руководителя учреждений, которым главные Р. к. открывают кредиты на расходы этих учреждений (собственные) и для распределения между Р к. третьей степени. Р. к. второй степени также имеют право передвигать кредиты между подведомственными им учреждениями (между Р. к. третьей степени). По местным бюджетам, как правило, нет Р. к. второй степени, поэтому главные Р. к. распределяют кредиты непосредственно между Р. к. третьей степени. Главные Р. к. и Р. к. второй степени имеют право задерживать открытие кредитов и приостанавливать расходование открытых кредитов в случаях нарушения бюджетной дисциплины.

Р. к. третьей степени являются заведующие учреждениями и должностные лица (напр., директор школы, больницы и т. д.), получающие в своё распоряжение кредиты от главных Р. к. или Р. к. второй степени и не имеющие в своём подчинении никаких других Р. к. Нижестоящие Р. к. подотчётны вышестоящим Р. к. Вышестоящие Р. к. несут ответственность за правильное использование по назначению бюджетных кредитов подотчётными им Р. к. и за своевременное предоставление установленной отчётности об использовании кредитов.

РАСПОРЯЖЕНИЕ

РАСПОРЯЖЕНИЕ - 1) акт, в отличие от нормативного, предназначенный для решения индивидуального вопроса и обращенный к какому-либо должностному лицу (органу). Р. издаются Советом Министров СССР и Советами Министров союзных и автономных республик, а также местными Советами депутатов трудящихся и их исполкомами.

Р. Совета Министров СССР издаются на основе и во исполнение законов и указов Союза ССР, а также постановлений Совета Министров СССР. Р. Совета Министров союзных республик издаются на основе и во исполнение законов и указов Союза ССР и союзных республик, постановлений и Р. Совета Министров СССР, а также постановлений Совета Министров данной союзной республики. Р. Совета Министров АССР, кроме того, издаются на основе законов и указов автономной республики, Р. Совета Министров соответствующей союзной республики и постановлений Совета Министров АССР. Р. местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов издаются на основе актов вышестоящих органов власти и управления, а Р. исполкомов местных Советов, кроме того, на основе актов соответствующего Совета депутатов трудящихся.

2) В гражданском праве один из существенных элементов содержания права собственности (ст.ст. 58, 62 ГК) Р. может выразиться в передаче собственником права собственности на принадлежащую ему вещь другому лишу, напр., путём её продажи, дарения, мены. Р. может состоять в передаче собственником его вещи другому лицу не с тем, чтобы сделать это другое лицо собственником, а в других целях, как-то: для временного пользования, на хранение, в залог и т. д. Р. со стороны собственника может также выразиться в уничтожении вещи, если такое уничтожение не запрещено законом и не является осуществлением права собственности в противоречии с его социально-хозяйственным назначением (ст. 1 ГК), в использовании вещи по назначению - в акте её потребления, в отказе от своего права на вещь и т. д.

Вещами распоряжаются, как правило, их собственники. Однако в отдельных случаях закон признаёт право распоряжения вещами и за лицами, не имеющими на них права собственности. Так, судебный исполнитель продаёт с торгов имущество, на которое обращено взыскание в порядке исполнения судебного решения (ст. 300-316 ГПК). Имущество, заложенное в обеспечение банковских ссуд, может быть реализовано банком (в порядке особых банковских правил) для удовлетворения требований банка по выданной ссуде.

Ломбард имеет право отчуждения заложенных вещей в случае невыкупа их залогодателем в определённый срок. Железная дорога вправе распоряжаться грузом, не востребованным в течение 5 суток со дня его прибытия на станцию назначения (ст. 46 Устава железных дорог СССР -СЗ 1935 г. № 9, ст. 73). Наоборот, собственники вещей (притом даже дееспособные) в некоторых случаях лишаются права распоряжения вещами. Так, с момента описи и наложения ареста на имущество, на которое обращено взыскание по исполнению судебного решения, собственник утрачивает право распоряжения этим имуществом. Госбанк может лишить хоз. орган, допускающий систематические неплатежи, права распоряжаться неоплаченными товарами [в этом, последнем примере речь идёт не о собственнике в точном смысле слова, а о социалистической организации, имеющей гос. имущество в непосредственном оперативном управлении (см. Право собственности)].

Р. может быть связано не только с правом собственности, но и с другими-имущественными правами, напр., с правами требования. Сюда относится, напр., уступка права требования (см. Уступка требования), предусмотренная ст. 128 ГК, продажа долгового требования или другого права, упоминаемая в ст. 202 ГК, и др.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В КОЛХОЗАХ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В КОЛХОЗАХ - ежегодное распределение валовой продукции и денежных средств колхоза. Колхозы являются частью единой социалистической системы народного хозяйства. Поэтому Р. д. в к. производится в соответствии с общими принципами распределения общественного продукта в социалистическом обществе с учётом особенностей колхозной формы хозяйства, вытекающей из колхозной собственности.

Порядок Р. д. в к. определён Примерным уставом сельскохозяйственной артели (ст. ст. 11 и 12). Из натуральных доходов колхоз прежде всего выполняет свои натуральные обязательства перед государством: по поставкам и возврату натуральных ссуд, по натуральной оплате за работы МТС, по договорам контрактации с.-х. культур. По выполнении обязательств перед государством колхоз создаёт артельные общественные фонды. К натуральным общественным фондам относятся семенной фонд, создаваемый в размере, покрывающем потребности колхоза в семенах по установленным нормам высева, фуражный фонд - для прокорма скота в течение всего года, неприкосновенные и ежегодно возобновляемые семенной и фуражный страховые фонды в размере 10-15% годовой потребности на случай неурожая, бескормицы; и других стихийных бедствий. Кроме того, каждый колхоз может иметь продовольственный страховой фонд в установленном размере от валового сбора продовольственных культур. В соответствии с п. «в» ст. 11 Примерного устава сельскохозяйственной артели колхоз обязан создавать фонд помощи старикам, инвалидам, временно потерявшим трудоспособность, семьям военнослужащих, на содержание детских яслей и сирот. Размер этого фонда не должен превышать 2% валовой продукции. Согласно п. «г» ст. 11 Примерного устава сельскохозяйственной артели, колхоз из полученного урожая и продуктов животноводства выделяет часть продуктов для продажи государству или на рынок. Всю остальную массу урожая и продуктов животноводства колхоз распределяет между членами артели по трудодням, т. е. в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, в зависимости от полученного урожая и продуктивности животноводства.

При распределении денежных доходов колхоз в первоочередном порядке вносит государству в сроки, установленные законом, налог», страховые платежи и возвращает денежные ссуды. Из денежных доходов колхоз производит необходимые расходы на текущие производственные нужды, как-то: текущий ремонт с.-х. орудий, лечение скота, борьба с с.-х. вредителями и т. п.; покрывает административно-хозяйственные расходы артели, выделяя для этого не больше 2% денежных доходов; выделяет средства на культурные нужды, как-то: подготовка колхозных кадров, организация яслей, детских площадок, устройство радио и т. п.; пополняет неделимый фонд артели для производства расходов на покупку с.-х. орудий и скота, оплаты строительных материалов, расчёта с рабочими, приглашаемыми на строительство со стороны, и т. п. Отчисления на пополнение неделимых фондов производятся в размере не менее 15 и не более 20% от денежных доходов артели. По решению общих собраний колхозников часть средств в размерах ог 1%, но не более 5% от годовой суммы денежного дохода колхоз выделяет на расходы, предстоящие в новом хозяйственном году. Всю оставшуюся сумму денежных доходов колхоз распределяет между членами артели также по трудодням. Точное выполнение .требований Примерного устава сельскохозяйственной артели при распределении доходов - необходимое условие организационно-хозяйственного укрепления колхозов.

РАССЛЕДОВАНИЕ

РАССЛЕДОВАНИЕ - см. Предварительное следствие.

РАССТРЕЛ

РАССТРЕЛ - см. Смертная казнь.

РАССТРОЙСТВО СОЗНАНИЯ

РАССТРОЙСТВО СОЗНАНИЯ - частый признак душевных заболеваний. Резкое Р. с. наблюдается при патологическом опьянении, патологическом аффекте, белой горячке, а также при острых приступах более длительных психозов. Во многих других случаях оно. выражено в лёгкой форме. Различные формы Р. с. можно объяснить, следуя учению И. П. Павлова,, разной интенсивностью и распространённостью торможения в коре головного мозга.

При спутанности сознания мысли отрывочны, восприятия не связываются воедино, течение мыслей бессвязно, психическая жизнь становится хаотической. При оглушённости все психические процессы неотчётливы, замедленны, внешние раздражения плохо сознаются, реакция на них ослаблена. С но видное состояние (напоминающее состояние сна) ведёт к извращённому восприятию окружающего, к отрывочным бредовым идеям, к обильным галлюцинациям. Суженное сознание появляется при всех состояниях страха, гнева, горя. Оно-возникает вследствие интенсивного переживания,, тормозящего все несозвучные ему восприятия, мысли. Сумеречное состояние сознания может возникать и без всякой связи с реальными событиями как. следствие болезненного изменения психики. В этих случаях нарушается правильная ориентировка в окружающем. Больным владеют бредовые мысли,, острые аффекты, страх, гнев.

Решение вопроса о состоянии сознания является особенно важным при судебной оценке т. н. временных расстройств душевной деятельности (см. Исключительные состояния, Патологическое опьянение, Эпилепсия) .

РАСТА SUNT SERVANDA

РАСТА SUNT SERVANDA - принцип международного права, обязывающий государства выполнять добровольно взятые на себя обязательства по международным договорам. Этот принцип является одним из основных начал международного права и закреплён в преамбуле Устава Организации Объединённых Наций.

Отказ от соблюдения этого принципа есть грубейшее нарушение международного права и означает попытку внести произвол и беззаконие в международные отношения. Поэтому ответственность как за само нарушение, так и за его последствия полностью несут государства-нарушители. Несоблюдение ряда многосторонних соглашений, напр, о законах и обычаях войны (см.) или о запрещении агрессии, рассматривается как международное преступление (см. Преступления против человечества). Тяжким международным преступлением признано также ведение войн в нарушение принципов и норм международного права. Примером такого преступного нарушения принципа P. s. s. является вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР вопреки пакту с СССР о ненападении.

Принцип P. s. s., будучи одним из важнейших начал международного права, должен иметь применение лишь в целях установления прочного международного правопорядка, который может быть обеспечен лишь на основе согласованности и добровольности принятия на себя государствами обязательств. Добровольность и согласованность принятия обязательств исключают возможность применения насилия, в том числе военного, в международных отношениях и соответствуют принципу суверенного paвенства государств - одному из основных начал международного права.

После второй мировой войны США, Англия и Франция грубо нарушили принцип P. s. s. Они отказались от международных обязательств, торжественно принятых ими на себя в Тегеране, Ялте, Потсдаме, открыто отказываются от соблюдения и других международных договоров, в частности Устава ООН, направленных на укрепление мира и безопасности народов. Более того, США, в нарушение общепризнанных норм международного права о запрещении агрессии, развязали войну против корейского народа и применили запрещённые средства и методы ведения войны.

В противоположность капиталистическим государствам Советское государство всегда неуклонно соблюдало и соблюдает свои международные обязательства, что прямо вытекает из его последовательной миролюбивой внешней политики. «В отличие от некоторых других стран наша внешняя политика отличалась полной ясностью и последовательностью. Наше участие в международных соглашениях всегда отличалось тем, что на нашу подпись можно положиться. Мы вправе ожидать ясности в отношениях и со стороны других государств» (Молотов В. М., Статьи и речи 1936-1936 гг., 1937, стр. 26).

Однако принцип P. s. s. не обязывает народы к соблюдению таких международных соглашений их правительств, которые противоречат общепризнанным началам международного права (запрещению агрессии, суверенному равенству государств и т. п.). Примерами таких договоров могут служить Северо-Атлантический пакт, Сан-Францисский договор 1951 г. с Японией, боннский договор (см.) с Западной Германией.

РАСТРАТА

РАСТРАТА - см. Присвоение имущества, Хищение социалистической собственности.

РАСЦЕНКИ

РАСЦЕНКИ - см. Заработная плата.

РАСЦЕНОЧНО-КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ (РКК)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСЧЁТНАЯ КНИЖКА

РАСЧЁТНАЯ КНИЖКА - книжка, в которой записываются все расчёты по заработной плате, а также указываются условия труда. Выдаётся администрацией всем работающим на предприятиях не позже, чем через 5 дней после приёма на работу. Р. к. хранится у работника; она представляется администрации для записи расчётов по заработной плате и для внесения отметок об изменении условий труда. В учреждениях Р. к. не выдаются.

РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ

РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ - счёт, открываемый в Госбанке СССР социалистическим хозяйственным организациям, состоящим на хозрасчёте, наделённым собственными оборотными средствами (см.), имеющим самостоятельный баланс и прошедшим государственную регистрацию (если они подлежат такой регистрации). Некоторым категориям хоз. органов (напр., строительным подрядным организациям) Р. с. открывается не в Госбанке, а в банках долгосрочных вложений.

На Р. с. хранятся деньги хоз. органов, предназначенные для эксплуатационной (основной) деятельности, как собственные, так и, за установленными изъятиями, заёмные (полученные в кредит от банка). Каждый социалистический хоз. орган может иметь только один Р. с. Открытие двух или нескольких Р. с. допускается только в случаях, особо предусмотренных законом.

Р. с. открывается на основе договора, заключаемого между банком и хоз. органом. Договор о Р. с. заключается на неопределённый срок. По этому договору хоз. орган принимает на себя обязательство вносить на Р. с. все свои денежные средства по эксплуатационной деятельности, производить с этого счёта все расходы, оплачивать с него финансовые обязательства, соблюдая при этом установленные банком правила. Деньги, числящиеся на Р. с, состоят в распоряжении его владельца. Лишь по его приказу или с его согласия могут быть произведены выдачи или списания с Р. с. Изъятия из этого правила допускаются только в случаях, предусмотренных законом.

Госбанк обязан выполнять законные распоряжения владельца Р. с, зачислять на Р. с. денежные средства, выдавать ему деньги по первому требованию и уплачивать ему установленные проценты. Госбанк имеет право временно пользоваться деньгами, поступившими на Р. с, до момента истребования их владельцем счёта. Выполняя распоряжения владельца Р. с, Госбанк осуществляет контроль за законностью его распоряжений. Напр., Госбанк не выполняет (за отдельными, допускаемыми законом исключениями) поручений о перечислении с Р. с. сумм в порядке авансовых платежей или на расходы по капитальному строительству. Госбанк контролирует соблюдение установленных правил выдачи наличных денег из касс Госбанка, требуя от владельца Р. с. основания такой выдачи.

Р. с. является формой аккумуляции в Госбанке СССР денежных средств социалистических хоз. органов, средством планомерной организации расчётных отношений в социалистическом хозяйстве, создаёт предпосылки и условия для повседневного контроля Госбанком финансовой деятельности хоз. органов и, в частности, контроля над их расчётными операциями. Договор Р. с. служит правовой основой контроля рублём со стороны хоз. органов над чёткостью и аккуратностью работы Госбанка по выполнению их поручений.

Р. с. является основным источником удовлетворения требований кредиторов, и с него производится в необходимых случаях принудительное взыскание долгов хоз. органов по исполнительным документам. На Р. с. может быть обращено взыскание по задолженности, вытекающей из эксплуатационной деятельности его владельца и из других оснований (напр., при задолженности бюджету по налогу с оборота, по отчислениям с прибыли), кроме капитального строительства (см. СЗ 1933 г. № 36, ст. 216).

Независимо от каких-либо претензий, обращенных на Р. с, банку разрешается выдавать хоз. органам на их неотложные нужды деньги в размере до 5% суммы дневного поступления на Р. с.

РАСЧЛЕНЕНИЕ ТРУПА

РАСЧЛЕНЕНИЕ ТРУПА - разделение трупа на части, применяемое преступником для сокрытия следов преступления. В случае обнаружения отдельных частей расчленённого трупа, необходимо тщательно охранять их, а также всё, что обнаружено вместе с частями трупа: предметы упаковки, одежда, посторонние предметы, загрязнения и т. д. Установление личности расчленённого трупа, способа и орудий, применённых для Р. т., причины и давность наступления смерти производится при помощи криминалистической и судебно-медицинской экспертизы.

РАТИФИКАЦИЯ

РАТИФИКАЦИЯ - утверждение высшим органом гос. власти подписанного меокдународного договора (см.). В СССР в соответствии с п. «п» ст. 49 Конституции СССР Р. международных договоров производится Президиумом Верховного Совета СССР. Р. международного договора может быть произведена и непосредственно самим Верховным Советом СССР. Согласно закону о порядке Р. и денонсации международных договоров СССР от 20 августа 1938 г., Р. подлежат заключаемые СССР мирные договоры, договоры о взаимной обороне от агрессии, договоры о взаимном ненападении, а также договоры, при заключении которых стороны условились о последующей Р.

Р. оформляется каждым участником договора в виде специальных актов, называемых ратификационными грамотами, которыми участники договора обмениваются после Р. Если двусторонний договор подписывается в столице одного из контрагентов, то обмен ратификационными грамотами обычно происходит в столице другого. В ратификационной грамоте указывается, что договор рассмотрен ратифицирующим его органом, затем приводится текст самого договора, делается заявление о том, что договор будет соблюдаться данным государством, после чего ставится подпись и государственная печать.

Государство может отказаться от Р. подписанного его представителями договора, причём отказ от Р. не может рассматриваться в качестве неправомерного акта.

РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - предложение производственно-технического характера, непосредственно улучшающее производственный процесс путём более эффективного использования оборудования, материалов или труда рабочих, но не существенно изменяющее конструкцию или технологические процессы производства.

Необходимо различать Р. п. в области организации производства от Р. п. в области организации управления предприятием, хозяйством и т. п. В случае принятия Р. п. к осуществлению автор первого вида Р. п. получает нормированное вознаграждение, как правило, в размере, зависящем от суммы годовой экономии, получаемой от применения предложения; автор второго вида получает премию в размере, установленном руководителем предприятия или учреждения. Р. п. отличаются от технических усовершенствований (см.), в частности, тем, что последние носят технико-конструктивный характер или улучшают технологические процессы производства, а Р. п. направлены на улучшение организации производства или улучшение организации управления предприятием, хозяйством и т. д.

Рационализация в СССР носит массовый характер. Об этом свидетельствует широко распространившееся по стране стахановское движение. Социалистическая рационализация, улучшая условия производства и повышая производительность труда, одновременно влечёт за собой и улучшение материально-бытовых условий трудящихся. Лучшим рационализаторам присуждается высокая правительственная награда - Сталинская премия.

Рационализация производства в условиях капиталистического общества влечёт за собой усиление эксплуатации трудящихся, так как всякое Р. п. переходит в собственность капиталиста, который использует его в своих интересах с целью получения максимальных прибылей. В условиях капиталистического общества рационализация производства влечёт за собой также увеличение армии безработных.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - реакционное направление в буржуазной юриспруденции, возникшее во второй половине 19 в. и объединяющее различные течения и группировки, стремящиеся ввиду всё более обнаруживающегося банкротства господствовавших до этого течений по-новому обосновать буржуазное государство и право и закрепляемый ими капиталистический строй. Течения и группировки буржуазной юриспруденции, выступающие под названием Р. ш. п., направлены своим остриём против марксистско-ленинской теории государства и права.

Впервые наименование Р. ш. п. закрепилось за учением немецкого юриста Рудольфа Иеринга (1818-92 гг.), характеризующимся культом силы, преклонением перед политикой крови и железа, осуществляемой Бисмарком, воспеванием сильного полицейского государства, не останавливающегося ни перед чем в деле защиты интересов частных собственников - капиталистов. Определяя право как защищенный государством интерес частных собственников, Иеринг выдвинул положение о том, что сила создаёт право, что право есть политика силы. Этим Иеринг, вопреки своим декларациям о борьбе с беззаконием, в действительности подводил теоретические обоснования под беззаконие и произвол со стороны эксплуататорского государства. Неудивительно, что имя Иеринга было окружено почётом в фашистской Германии.

В современной буржуазной юриспруденции из всех группировок, выступающих под именем Р. ш. п., особенно следует отметить американскую Р. ш. п., представляющую собой наиболее красноречивое доказательство банкротства и разложения буржуазной правовой «науки» в эпоху империализма и её служения силам реакции. Американская Р. ш. п. (Карл Леввилин, Джером Франк и др.) проповедует иррационализм в праве, т. е. антинаучное утверждение о том, что в основе правовых явлений лежит иррациональное начало и потому разум не способен познать право. Она эклектически сочетает в себе положения различных реакционных направлений, в первую очередь социологической школы права и психологической школы права (см.), и имеет своей основой модное в эпоху империализма философское направление - прагматизм, отрицающий объективную истину и провозглашающий основным критерием ценности всякой теории её практическую полезность, удобство, выгодность. Американская Р. ш. п. видит право не в совокупности юридических норм, а в конкретных решениях судьи, которые, по мнению представителей этой школы, должны быть объяснены исключительно эмоциями, психикой каждого судьи. Представители американской Р. ш. п. любят ссылаться на бывшего члена верховного суда - Холмса (1841 - 1935 гг.), утверждавшего, что закон - это лишь предположение о том, как в действительности должен решить суд тот или иной конкретный вопрос, и ничего больше. Отрицая за нормами права значение общих правил, связующих и направляющих деятельность судьи, усматривая право в произвольных поступках судей, Р. ш. п. обосновывает режим произвола, характерный для буржуазных государств эпохи империализма.

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ КОЛХОЗА

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ КОЛХОЗА - орган общественного контроля в колхозе (см. ст. 25 Примерного устава сельскохозяйственной артели). Основная задача Р. к. к. - всесторонняя проверка хозяйственно-финансовой деятельности правления колхоза и его должностных лиц, всемерная охрана общественной собственности колхоза, как основы колхозного строя и благосостояния колхозников. Осуществление общественного контроля Р. к. к. как выборным органом является одной из форм проявления демократических основ управления делами колхоза.

Р. к. к. избирается общим собранием членов артели. В своей деятельности Р. к. к. подотчётна только общему собранию членов артели. Членами Р. к. к. не могут быть избраны члены правления колхоза и их близкие родственники, а также должностные лица, как-то: казначей, кладовщик и заведующие отдельными отраслями хозяйства или подсобным предприятием. Из своего состава Р. к. к. избирает председателя. Состав Р. к. к. после выборов его председателя утверждается исполкомом районного Совета депутатов трудящихся.

Р. к. к. проверяет всю хозяйственно-финансовую деятельность правления: занесены ли все денежные и натуральные поступления в установленном порядке на приход артели, соблюдается ли предусмотренный Уставом порядок расходования средств, достаточно ли бережно хранится имущество артели, нет ли хищений и растрат имущества и денежных средств артели, как артель рассчитывается по обязательствам перед государством, как платит по своим долгам и как взыскивает долги с должников артели. Р. к. к. также проверяет все расчёты артели со своими членами, выявляет каждый случай обсчёта, неправильного начисления трудодней, несвоевременного расчёта по трудодням и другие нарушения интересов артели и её членов.

Р. к. к. обязана производить ревизию 4 раза в год. Кроме того, Р. к. к. в необходимых случаях проверяет отдельные отрасли хозяйства или предприятия колхоза (кладовая, ферма и т. д.), делает ежемесячную проверку наличия кассы, проверяет правильность приходования и расходования колхозной продукции и её хранения, осуществляет контроль за расходованием трудодней, а также выполняет ряд других ревизионных функций. Результаты ревизии Р. к. к. докладывает на общем собрании членов артели, которое утверждает акт ревизии. Р. к. к. вправе требовать от правления колхоза созыва специального общего собрания членов артели для обсуждения результатов ревизии. При обнаружении хищений общественной собственности колхоза, а равно при обнаружении других преступлений Р. к. к. должна поставить на общем собрании вопрос о привлечении виновных к ответственности. Р. к. к. обязана сообщать органам прокуратуры о фактах расхищения общественной собственности колхоза и о злоупотреблениях должностных лиц колхоза.

По годовому отчёту правления перед общим собранием Р. к. к. даёт своё заключение, которое общее собрание заслушивает непосредственно вслед за отчётом правления. Председатель Р. к. к. подписывает наравне с представителем правления артели приходо-расходную смету колхоза, утверждённую общим собранием членов артели. При обсуждении сметы на заседании исполкома районного Совета депутатов трудящихся присутствует также председатель Р. к. к. Труд председателя и членов Р. к. к. за время производства ревизии оплачивается путём начисления им, по решению общего собрания, трудодней за время, фактически затраченное ими на производство ревизии.

В связи с решением XIX съезда партии об усилении контрольных функций за исполнением решений Партии и постановлений Правительства роль Р. к. к. значительно возрастает. Они обязаны усилить свою работу и не допускать случаев нарушения Устава.

РЕВИЗИОННЫЙ ПОРЯДОК В СОВЕТСКОМ ПРОЦЕССЕ

РЕВИЗИОННЫЙ ПОРЯДОК В СОВЕТСКОМ ПРОЦЕССЕ - см. Кассация, Обжалование решений по граоюданским делам.

РЕВИЗИЯ

РЕВИЗИЯ - в СССР обследование деятельности организации или должностного лица с целью проверки соблюдения ими социалистической законности, хода выполнения плановых заданий, соблюдения режима экономии в расходовании государственных средств, хозяйственной целесообразности расходов, своевременности и правильности оформления операций. Р. бывает: 1) общая и частная, т.е. касающаяся лишь отдельных сторон деятельности ревизуемого органа; 2) сплошная и выборочная, т. е. такая, в которой проверяется лишь на выборку часть документов, операций и т. п.; 3) документальная и инвентарная, которая заключается в сверке документов, книжных записей с остатками товаров и других ценностей на складах и других местах хранения.

Р. могут производиться: 1) вышестоящей организацией (внутриведомственный контроль) - не реже одного раза в год; 2) органами Министерства государственного контроля; 3) контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов; 4) Госбанком, банками долгосрочных вложений. Р. может производиться и по инициативе судебно-следственных органов. Результаты Р. фиксируются в акте, в котором излагаются установленные нарушения со ссылкой на соответствующие документы. Акт подписывается ревизором и руководителем ревизуемой организации или ревизуемым должностным лицом. Последние могут представлять объяснения по отдельным пунктам акта. На основе выводов и предложений, прилагаемых ревизором к акту, соответствующие органы принимают те или иные решения. Отдельные ведомства имеют свои специальные инструкции по производству Р.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КОМИТЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница