Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАВЕЩАНИЕ

ЗАВЕЩАНИЕ - распоряжение наследодателя о своём имуществе на случай смерти, сделанное в установленной законом форме. З. могут составлять только лица дееспособные (см. Дееспособность гражданина). Поэтому не могут составлять З. несовершеннолетние, а также лица, объявленные недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Завещатель должен обладать дееспособностью в момент совершения З. Утрата им дееспособности после совершения З. (напр., душевная болезнь) не влияет на силу З. Оно должно быть составлено в письменной форме, подписано завещателем и нотариально удостоверено (ст. 425 ГК). З. не могут совершаться через представителей: поверенных, опекунов, попечителей.

На нотариальном органе лежит обязанность проверить законность распоряжения завещателя и в случае обнаружения незаконности распоряжения - отказать в удостоверении З. (напр., при недееспособности завещателя). Нотариальный орган разъясняет завещателю, что З. имущества в пользу постороннего лица, т. е. лица, не входящего в круг наследников по закону, действительно только в том случае, если после завещателя не останется никого из законных наследников. Нотариальный орган также разъясняет завещателю содержание ст. 422 ГК, запрещающей завещателю лишать своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников той доли в имуществе, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

В виде изъятия из общего правила закон устанавливает, что паевые взносы, внесённые в первичную кооперативную организацию, могут быть завещаны членами этой кооперативной организации путём совершения в членской книжке соответствующей надписи о назначении наследников без нотариального удостоверения этой надписи (прим. к ст. 425 ГК).

Кроме З. нотариальных, допускаются ещё З. консульские, морские и совершаемые на супах внутреннего водного транспорта. За границей консулы и консульские агенты СССР вправе удостоверить З. советских граждан (ст. 60 Консульского устава СССР - СЗ 1929 г. № 61, ст. 567). Капитан морского судна, плавающего под флагом Союза ССР, имеет право удостоверять во время плавания З., составленные лицами, находящимися на судне (ст. 59 Кодекса торгового мореплавания СССР - СЗ 1929 г. № 41, ст. 366). Аналогичное право предоставлено и капитану судна внутреннего водного транспорта (ст. 27 Устава внутреннего водного транспорта - СЗ 1930 г. Кг 55, ст. 582).

З. военнослужащих могут быть удостоверены командованием отдельных воинских частей (полков, батальонов, дивизионов, рот, батарей и т. д.) или начальником госпиталя, если военнослужащий находится на излечении в госпитале.

Завещателю принадлежит право в любое время изменить или отменить составленное им З. (ст. 426 ГК). З. может быть отменено составлением нового З.

Завещательные распоряжения по общему правилу выполняются самими наследниками. Но завещатель может в самом З. поручить исполнение З. особому лицу - исполнителю З.; в этом случае требуется согласие исполнителя на самом З. или в отдельном заявлении, приложенном к З. (ст. 427 ГК).

О порядке распоряжения на случай смерти вкладами, внесёнными в сберегательные кассы и другие кредитные учреждения, см. Наследование.

ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ

ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ - см. Отказ завещательный.

ЗАДАТОК

ЗАДАТОК - денежная сумма или иная имущественная ценность, выданная в счёт причитающихся по договору платежей одним контрагентом другому для удостоверения договора и обеспечения его исполнения (ст. 143 ГК). Обеспечительная функция З. выражается в том, что если договор не будет исполнен вследствие обстоятельства, за которое ответственно лицо, давшее З., оно его теряет; если за неисполнение договора ответственно лицо, получившее З., оно обязано его возвратить в двойном размере. Сверх этого, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить убытки другой стороне (при этом З. засчитывается в сумму убытков, если договором не установлено иное).

З. нужно отличать от отступного (см.), а также от аванса. Подобно З., аванс в гражданском праве - это сумма, уплачиваемая вперёд одной из сторон другой, но не в целях обеспечения договора, а в качестве формы кредитования. Поэтому если аванс подлежит возврату, то он возвращается не в двойном, а в одинарном размере. В связи с запрещением в социалистическом обороте т. н. коммерческого кредитования запрещено выдавать З. и авансы по договорам между социалистическими организациями, за исключением отдельных случаев выдачи авансов, допущенных законом (см. Аванс).

ЗАДЕРЖАНИЕ

ЗАДЕРЖАНИЕ - предварительный арест лица, подозреваемого в совершении преступления, до выяснения личности или до оформления заключения под стражу как меры пресечения (см.). З. является мерой предупреждения уклонения подозреваемого от следствия и суда. З. применяется только в случаях, специально предусмотренных законом, а именно: а) когда преступник застигнут при непосредственном подготовлении преступления, самом совершении преступления или тотчас после его совершения; б) когда потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; в) когда при или на подозреваемом лице или в его жилище будут найдены следы преступления; г) когда подозреваемый покушался на побег или задержан во время побега; д) когда подозреваемый не имеет постоянного местожительства или места постоянных занятий; е) когда не установлена личность подозреваемого (ст. 100 УПК).

О З. лица, органы дознания должны, с указанием оснований З., в течение 24 час сообщить прокурору, который не позже чем через 48 час, считая с момента получения извещения о З., либо даёт санкцию на арест, либо отменяет его.

ЗАДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА

ЗАДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА - административная мера, применяемая: 1) когда имущество, являющееся гос. собственностью, находится в незаконном обладании посторонних лиц или организаций; 2) когда то или иное имущество является вещественным доказательством по делу; 3) как предварительная мера впредь до оформления ареста имущества (см.).

ЗАЕМ

ЗАЕМ - договор, по которому одно лицо (заимодавец) передаёт в собственность другого лица (заёмщика) деньги или вещи, (см.), определяемые родовыми признаками, а заёмщик обязуется вернуть заимодавцу полученную сумму денег или равное взятому количество вещей того же рода и качества. З. может быть процентным или беспроцентным. З. считается процентным лишь в случае, если это указано в законе или договоре. Размер процентов по заёмным операциям кредитных учреждений (банков, сберкасс) установлен в постановлении СНК СССР от 14 июня 1936 г. (СЗ 1936 г. № 33, ст. 303). Взимание процентов по договору З., совершаемому между гражданами, в размерах, превышающих установленные законом, считается ростовщичеством и влечёт за собой уголовную ответственность по ст. 173 УК. Порядок исчисления и уплаты процентов по договору З. предусмотрен в ст.ст. 213-214 ГК.

Договор З. на сумму свыше 50. руб. должен быть совершён в письменной форме под страхом последствий, предусмотренных в примечании к ст. 136 ГК (ст. 211 ГК). Согласно примечанию к ст. 136 ГК, несоблюдение указанного правила лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные доказательства.

Договор З. - реальный договор: он считается возникшим не с момента заключения договора, а с момента передачи заёмщику денег или вещей. Заёмщик вправе оспаривать действительность договора З. полностью или в части по его безденежности (безвалютности), доказывая, что деньги или вещи в действительности не были получены от заимодавца. Соглашение о совершении З. в будущем считается самостоятельным договором и регулируется ст.ст. 218-219 ГК.

З. - односторонний договор; из него возникают обязательства лишь для заёмщика, а не для заимодавца. Стороны вправе облечь в форму заёмного обязательства любой долг, возникающий из купли-продажи, найма, подряда или других оснований; в этих случаях отношения, возникающие по поводу долга, будут регулироваться правилами, установленными для З. Договор З. между хоз. органами не допускается, так как он означал бы запрещённое коммерческое кредитование.

На основе договора З. в случаях, установленных законом, предоставляются банком денежные средства хозяйственным организациям, а также происходит кредитование граждан банками, кассами взаимопомощи, ломбардами. З. государственные - см. Государственные займы.

ЗАКЛАД

ЗАКЛАД - см. Залог.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ - форма международного договора, практикуемая в тех случаях, когда есть необходимость подвести в специальном документе итоги работы международной конференции и зафиксировать соглашения, достигнутые по спорным вопросам. Иногда З. а. фиксирует пожелания по тем вопросам, которые целесообразно ещё раз рассмотреть на будущей международной конференции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ - приложение к международному договору. В З. п. стороны фиксируют соглашение по вопросам, возникшим после того, как были согласованы постановления и условия основного договора, или какие-либо дополнительные условия. З. п. наряду с дополнениями к договору может содержать истолкование его отдельных статей. З. п. составляет неотъемлемую часть договора или имеет самостоятельное значение. Обыкновенно З. п. подписывается представителями сторон одновременно с подписанием основного договора.

ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ СССР

ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ СССР - см. Гражданство СССР.

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ МИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОН О СУДОУСТРОЙСТВЕ СССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЗАКОН РУССКИЙ"

"ЗАКОН РУССКИЙ" - система права Древнерусского государства (9-10 вв.). О «3. р.» говорят русско-византийские договоры (см.), устанавливающие в ряд"е статей наказания «по закону греческому и по уставу и закону русскому». «3. р.» предшествовал Русской Правде (см.).

ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ

ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ - юридический сборник, составленный болгарским царём Симеоном (893-927 гг.). Нормы 3. с. л. отражают остроту классовых противоречий в феодальном обществе и характерны суровостью уголовной репрессии. 3. с. л. имел распространение на Руси, доказательством чего является наличие нескольких его редакций. Этот закон оказал влияние на церковный Устав Ярослава, многие статьи которого воспроизводят его нормы. В ряде юридических сборников новгородского происхождения статьи 3. с. л. непосредственно соединены с Русской Правдой (см.).

ЗАКОН США ОТ 10 ОКТЯБРЯ 1951 Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОННАЯ СИЛА СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ И ПРИГОВОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОННОСТЬ

ЗАКОННОСТЬ - см. Буржуазная законность, Социалистическая законность.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - см. Право законодательной инициативы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - 1) деятельность высших органов государственной власти по изданию законов (см.), один из основных методов осуществления государством своих функций. 3. СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР (см.), 3. союзных и автономных республик - Верховными Советами этих республик (см. Верховный Совет республики). Юридической базой 3. СССР является Конституция СССР (см. Советская Конституция).

Законодательный процесс складывается из законодательной инициативы (см. Право законодательной инициативы), обсуждения законопроекта (см.), принятия закона и опубликования закона (см.). Приняв поступивший законопроект к своему рассмотрению, Верховный Совет обычно на совместном заседании обеих палат заслушивает доклад по данному вопросу. В необходимых случаях палаты после доклада заслушивают содоклады постоянных комиссий, сообщающих палатам свои заключения по законопроектам. Каждая группа депутатов Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающая не менее 50 человек, может выставить своего содокладчика. Обсуждение законопроекта в Верховном Совете СССР, как правило, ведётся на раздельных заседаниях палат. Обсуждение законопроектов - публичное, оно может сопровождаться критикой недочётов в работе отдельных ведомств и должностных лиц. Обсуждение длится столько времени, сколько сочтёт необходимым сам Верховный Совет. По окончании обсуждения законопроектов Верховный Совет заслушивает заключительное слово докладчика и содокладчика. В отдельных случаях палаты избирают комиссии для рассмотрения внесённых при обсуждении предложений и представления на утверждение окончательного текста закона. Все законы принимаются открытым голосованием путём поднятия рук или депутатских мандатов. Голосование законов обычно производится по статьям или разделам, а затем в целом. Закон считается утверждённым, если он принят простым большинством голосов каждой палаты Верховного Совета СССР.

Изменение Конституции СССР производится по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

Порядок принятия законов Верховными Советами союзных и автономных республик аналогичен порядку принятия законов Верховным Советом СССР.

Законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Официальными органами, в которых публикуются законы СССР, являются газеты «Известия Советов депутатов трудящихся СССР» и «Ведомости Верховного Совета СССР». Законы, принятые Верховным Советом союзной или автономной республики, публикуются на языке этой республики и на русском языке, за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета республики. Если в состав союзной республики входят автономные республики, то законы, принятые Верховным Советом союзной республики, публикуются и на языках автономных республик. Кроме того, законы, принятые Верховными Советами союзных и автономных республик, на территории которых проживают значительные национальные меньшинства, публикуются на языках этих национальных меньшинств.

3. в СССР, осуществляемое представительными органами народа, является подлинным выражением его суверенной воли.

В большинстве буржуазных государств 3. осуществляется формально парламентом (см.) совместно с главой государства, а фактически правительством (см.). 3. в буржуазных странах выражает волю монополистической буржуазии.

2) Совокупность действующих правовых норм, регулирующих общественные отношения и отдельные их области (уголовное 3., гражданское 3. и т. д.).

ЗАКОНОПРОЕКТ

ЗАКОНОПРОЕКТ - текст предлагаемого к принятию закона (см.), представленный на рассмотрение законодательного органа имеющими на то право органами и лицами (см. Право законодательной инициативы).

ЗАКОНЫ ГЕОРГИЯ V БЛИСТАТЕЛЬНОГО

ЗАКОНЫ ГЕОРГИЯ V БЛИСТАТЕЛЬНОГО - см. Георгия V Блистательного законы.

ЗАКОНЫ ДРАКОНТА

ЗАКОНЫ ДРАКОНТА - см. Драконта законы.

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНЫ МАНУ

ЗАКОНЫ МАНУ - см. Ману законы.

ЗАКОНЫ СОЛОНА

ЗАКОНЫ СОЛОНА - см. Солона законы.

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ - см. Хаммурапи законы

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ВАХТАНГА VI

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ВАХТАНГА VI - см. Вахтангов VI законы.

ЗАКРЫТОЕ МОРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЛОЖНИКИ

ЗАЛОЖНИКИ - неправомерно задержанные оккупантами лица из местного населения оккупированной территории с целью предупреждения (угрозой расправы с 3.) совершения населением оккупированной территории действий, направленных против оккупантов, а также с целью выявления лиц, совершивших такие действия. Заложничество порождено несправедливыми, захватническими, империалистическими войнами и является неправомерным актом оккупантов, имеющим целью держать в страхе население оккупированных районов.

Во второй мировой войне германский фашизм в огромных размерах применял террористическую систему заложничества, которое является одним из методов международного бандитизма. Путём заложничества немецко-фашистские изверги уничтожали мирное население оккупированных территорий и стремились подавить движение сопротивления.

В особенно широких масштабах немецкие фашисты применяли преступную практику заложничества на временно оккупированных советских территориях, подвергая казням тысячи 3. - советских граждан - за малейшие акты справедливой борьбы населения против немецко-фашистских захватчиков.

Всё прогрессивное человечество заклеймило позором зверства гитлеровцев, которые ввели подлую систему заложничества. Гитлеровские мерзавцы «покрыли Европу виселицами и концентрационными лагерями. Они ввели подлую «систему заложников». Они расстреливают и вешают ни в чём неповинных граждан, взятых «под залог», из-за того, что какому-нибудь немецкому животному помешали насиловать женщин или ограбить обывателей. Они превратили Европу в тюрьму народов. И это называется у них «новый порядок в Европе». Мы знаем виновников этих безобразий, строителей «нового порядка в Европе», всех этих новоиспечённых генерал-губернаторов и просто губернаторов, комендантов и подкомендантов. Их имена известны десяткам тысяч замученных людей. Пусть знают эти палачи, что им не уйти от ответственности за свои преступления и не миновать карающей руки замученных народов» (Сталин И. В., О Великой Отечественной войне Советского Союза, 1951, стр. 76).

Женевская конвенция «О защите гражданского населения во время войны», принятая в 1949 г. (см. Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны), осудила применение преступной системы за-ложничества.

ЗАМЕНА НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ СТОРОНЫ

ЗАМЕНА НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ СТОРОНЫ - процессуальное действие, состоящее в том, что по определению суда в гражданском процессе первоначальный истец или ответчик заменяется другим истцом или ответчиком. Необходимость такой замены возникает в тех случаях, когда иск предъявлен ненадлежащим истцом, т. е. лицом, не имеющим права на иск, или к ненадлежащему ответчику, т. е. не к тому лицу, которое нарушило или оспаривает право истца. Согласно ст. 166 ГПК, суд может в этих случаях, не прекращая дела, допустить замену выбывающего из дела первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком. Однако такая замена может быть произведена судом только с согласия истца. Если же истец не согласен быть заменённым или возражает против замены указанного в исковом заявлении ответчика, то суд не имеет права устранить из процесса первоначального истца или ответчика, но может одновременно привлечь других лиц, которые, по мнению суда, являются надлежащими ответчиками.

3. н. с. - демократический институт советского гражданского процесса. Этот институт неизвестен буржуазному гражданскому процессу. В буржуазном процессе, если суд соглашается с отводом ответчика, заявившего о предъявлении иска ненадлежащим истцом или к ненадлежащему ответчику, то выносится определение о прекращении дела. Истцу приходится тогда вторично предъявлять иск, вторично платить судебную пошлину, нести иные судебные расходы, что ведёт к волоките в разрешении дел, вызывает обременительные для трудящихся дополнительные расходы и вынуждает их отказываться от обращения к суду.

ЗАМЕСТИТЕЛЬСТВО

ЗАМЕСТИТЕЛЬСТВО - выполнение одним работником обязанностей другого работника на время его отсутствия (по болезни, вследствие нахождения в командировке и т. п.). Заменяющий работник, как правило, не освобождается и от выполнения своей основной работы. При временной замене работника с более высоким окладом выплата разницы между должностными (но не персональными) окладами, основанная на ст. 62 КЗоТ, производится при условии: Ц если заменяющий работник не является штатным заместителем или помощником замещаемого; 2) если притом 3. продолжается более 12 рабочих дней и было до его начала оформлено приказом администрации (пост. ВЦСПС 8 мая 1939 г. - «Бюллетень ВЦСПС» 1939 г. № 5). Если оклад замещающего больше оклада замещаемого или равен ему, дополнительная оплата за замещение не производится. При частичном выполнении функций замещаемого вознаграждение за 3. выплачивается в размере, соответствующем объёму фактически выполняемой работы.

ЗАМЕЧАНИЯ НА ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

ЗАМЕЧАНИЯ НА ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ - см. Протокол судебного заседания.

ЗАНЯТИЕ ЗАПРЕЩЁННЫМИ ПРОМЫСЛАМИ

ЗАНЯТИЕ ЗАПРЕЩЁННЫМИ ПРОМЫСЛАМИ - изготовление, хранение и покупка с целью сбыта, а равно самый сбыт в виде промысла продуктов, материалов и изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение (ст. 99 УК). 3. з. п. наказывается в том случае, если оно является источником дохода. Изготовление продуктов и изделий, кроме самогона, для собственных потребностей, без цели извлечения дохода, не влечёт уголовной ответственности.

Ст. 99 УК не исключает ответственности виновных в её нарушении по совокупности и за спекуляцию (см.). Поэтому покупка сырья и сбыт с целью наживы заведомо незаконно изготовленных из этого сырья продуктов, материалов и изделий влечёт ответственность по ст.ст. 99 и 107 УК. См. также Изготовление и продажа самогона.

ЗАОЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА

ЗАОЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА - разбирательство уголовных дел в отсутствие подсудимого, гражданских дел - в отсутствие ответчика. По уголовным делам, в целях обеспечения полноты судебного следствия и реального предоставления подсудимому возможности осуществить своё право на защиту, закон, как правило, признаёт необходимость личной явки подсудимого в суд. Явка подсудимого по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы, обязательна. 3. р. д. в этих случаях может иметь место только при прямо выраженном согласии подсудимого или если будет доказано, что подсудимый уклонился от вручения повестки о вызове в суд или скрывается от суда (ст. 265 УПК). Допускается 3. р. д. и тогда, когда подсудимый находится вне пределов СССР (ст. 393 УПК). По делам о преступлениях, где мера наказания не связана с лишением свободы, явка подсудимого необязательна, но по обстоятельствам дела суд может признать таковую необходимой.

При неявке подсудимого без уважительных причин по делам, где явка является обязательной, кроме указанных выше случаев, а также по делам, где суд признал явку необходимой, суд откладывает дело слушанием и возлагает на подсудимого судебные издержки, понесённые по отложенному заседанию. Кроме того, суд может в таких случаях вынести определение о приводе подсудимого и об усилении меры пресечения (ст. 267 УПК).

По гражданским делам суд обязан своевременно известить стороны о времени и дне судебного заседания. Рассмотрение дела в отсутствие стороны может иметь место лишь в тех случаях, когда у суда имеются доказательства того, что повестка неявившейся стороне вручена (ст. 98 ГПК). Суд может, однако, признать обязательной явку соответствующей стороны для дачи личных объяснений. По делам о взыскании на содержание детей (алиментов) явка ответчика обязательна. В случае его неявки без уважительных причин суд подвергает его приводу, а также может наложить штраф до 100 руб. и отобрать подписку о невыезде до вынесения решения по делу (ст. 101-а ГПК).

ЗАПАДНЫЙ СОЮЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПОВЕДНИК

ЗАПОВЕДНИК - участок земли, представляющий особую хозяйственную, научную или культурную ценность, хозяйственное использование которого запрещается (а в отдельных случаях только строго ограничивается) в целях сохранения природных богатств, находящихся на этом участке, от уничтожения или порчи.

ЗАПРЕЩЕНИЕ

ЗАПРЕЩЕНИЕ (в гражданском праве) - по советскому праву временное ограничение собственника в праве распоряжения принадлежащим ему строением, налагаемое нотариальной конторой. 3. налагается на основании исполнительного листа, выданного по решению или определению суда об обеспечении иска с целью предупредить отчуждение строения или залог его должником. 3. налагается нотариальной конторой по требованию судебного исполнителя. Получив такое требование, нотариальная контора заносит требование в реестр арестов и 3. и сообщает затем о 3. в коммунальный отдел местного Совета депутатов трудящихся, который отмечает о наложении на строение 3. в реестре владельцев строений. Кроме того, 3. налагается нотариальными конторами на строения, возводимые или приобретаемые гражданами на средства, полученные ими в порядке ссуды из Коммунального или Сельскохозяйственного банков, впредь до погашения ссуды. Надпись о 3. производится в этом случае на извещении банка о выдаче ссуды и затем сообщается в коммунальный отдел для регистрации 3. Налагается 3. нотариальными конторами также при удостоверении договора залога строения. Продажа состоящего под 3. строения может быть совершена собственником лишь при условии уплаты всей суммы долга, в обеспечение которой наложено 3. Снятие 3., а также изменение 3. может производиться не иначе, как по предложению органа, требовавшего наложения 3.

ЗАПРОДАЖА

ЗАПРОДАЖА - см. Купля-продажа.

ЗАПРОС ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА

ЗАПРОС ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА - обращение депутата Верховного Совета к Правительству или отдельному министру по вопросам их деятельности. Запрос депутата - форма контроля со стороны Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик над деятельностью органов государственного управления: Совета Министров и министерств Союза ССР, союзных и автономных республик и подчинённых им органов. Совет Министров СССР или министр СССР, к которому обращен 3. д. В. С. СССР, обязаны не более, чем в трёхдневный срок, дать устный или письменный ответ в соответствующей палате; Советы Министров и министры союзных и автономных республик, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета республики, также обязаны в трёхдневный срок дать ответ в устной или письменной форме в Верховном Совете республики. Внеочередные запросы вносятся в письменном виде и оглашаются председательствующим немедленно.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАРАЖЕНИЕ ВЕНЕРИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ

ЗАРАЖЕНИЕ ВЕНЕРИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ - преступление против личности, предусмотренное ст. 150 УК. Статья предусматривает 3. в. б. лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ч. 1), и случаи заведомого поставления лица в опасность 3. в. б. (ч. 2). Таким образом, для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК, необходимо установить факт 3. в. б. лицом, знавшим о наличии у него этой болезни., Для состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 150 УК, достаточно установить, что виновный сознательно поставил другое лицо в опасность заражения. Рассматриваемое преступление наказывается по ч. 1 ст. 150 УК лишением свободы на срок до 3 лет, а по ч. 2 той же статьи - лишением свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев.

ЗАЧЁТ

ЗАЧЁТ - один из способов прекращения обязательств. 3. применяется в тех случаях, когда имеются 2 обязательства, которые являются встречными (кредитор по одному обязательству является должником по другому и обратно); однородными по содержанию, напр., 2 денежных обязательства или 2 обязательства, имеющих содержанием предоставление однородных заменимых вещей (напр., муки определённого сорта), срок исполнения которых наступил. Если зачитываемые обязательства по сумме-равны, они оба прекращаются при производстве 3. При неравенстве сумм меньшее прекращается, а большее остаётся в размере разницы между обеими суммами. 3. производится или по соглашению сторон или по заявлению одной стороны другой. Как только указанные выше необходимые условия 3. оказались налицо, считаются наступившими и последствия 3. Так, с этого момента прекращается начисление процентов и т. п.

3. между социалистическими организациями, в соответствии с общим правилом о том, что расчёты между социалистическими организациями производятся через банк, возможен только с участием банка. Хозяйственная организация - плательщик может совершить платежи путём разового 3., если ока имеет по отношению к организации-кредитору встречную претензию, подтверждённую соответствующим исполнительным документом - приказом арбитража, акцептованным платёжным требованием и т. д. (ст. 129 ГК; Инструкция Госбанка СССР 23 февраля 1938 г. - «Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства» 1938 г. № 10, стр. 5).

ЗАЧЁТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ЗАЧЁТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ - включение в назначенный судом срок наказания времени, проведённого подсудимым под стражей в предварительном заключении, д также до вступления приговора в законную силу (ст. 29 УК). При осуждении к лишению свободы или к ссылке как основной мере наказания предварительное заключение засчитывается из расчёта день за день; при осуждении к исправительно-трудовым работам предварительное заключение засчитывается из расчёта. 1 день заключения за 3 дня исправительно-трудовых работ. При осуждении к другим наказаниям суд, учитывая предварительное заключение, вправе смягчить наказание (напр., уменьшить размер штрафа) или постановить о полном неприменении назначенного наказания.

Время, проведённое на испытании в психиатрических лечебницах, засчитывается в срок наказания по указанному выше принципу. В случае отмены приговора за мягкостью при вторичном рассмотрении дела суд засчитывает то наказание, которое было отбыто по отменённому приговору. Если отбывались исправительно-трудовые работы, а при вторичном рассмотрении осуждённый приговорён к лишению свободы, то исправительно-трудовые работы засчитываются в срок наказания из расчёта 3 дня исправительно-трудовых работ за 1 день лишения свободы.

ЗАЩИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ - речь, произносимая защитником (или самим подсудимым, если у него нет защитника) в ходе прений сторон (см.). 3. р. следует после речи обвинителя, и гражданского истца. Произнесение 3. р. является обязанностью защитника, принявшего на себя защиту подсудимого; отказ от 3. р. недопустим. Если у подсудимого нет защитника, ему предоставляется слово для произнесения 3. р., но независимо от этого подсудимый имеет право на последнее слово.

Задача 3. р. состоит в представлении суду исчерпывающих соображений по делу в пользу подсудимого. Эти соображения могут дать основание для полного опровержения предъявленного обвинения (напр., за отсутствием состава преступления в действиях подсудимого), для изменения предъявленного обвинения (спор против квалификации действий подсудимого), для смягчения наказания (напр., по обстоятельствам, перечисленным в ст. 48 УК), для неприменения наказания (по основаниям, изложенным в ст. 8 УК).

Отстаивая в 3. р. свою позицию в деле, которая может выражаться в оспаривании обвинения, в оспаривании квалификации обвинения или в требовании смягчения наказания, защитник должен руководствоваться интересами социалистического правосудия.

Основное место в 3. р., как правило, занимает анализ судебных доказательств, собранных предварительным и судебным следствием и прошедших перед судом в судебном заседании, и юридический анализ установленных фактов для решения вопроса о наличии состава преступления в действиях подсудимого и о пределах его уголовной ответственности.

В 3. р. должно быть уделено всестороннее внимание личности подсудимого, изучение которой по многим делам способствует раскрытию мотивов преступления и влияет на судебную оценку действий подсудимого. 3. р. свободна от каких-либо ограничений в выборе и расположении деловой аргументации, однако в 3. р. нельзя приводить новые доказательства, не бывшие предметом рассмотрения на судебном следствии, и речь не должна выходить за пределы рассматриваемого дела. Закон не установил ограничений продолжительности 3. р., и всякие стеснения со стороны председательствующего в судебном заседании недопустимы (ст. 308 УПК). После 3. р., в случае возражений со стороны обвинения, защитник может воспользоваться правом реплики (см.).

ЗАЩИТНЫЕ ЗНАКИ

ЗАЩИТНЫЕ ЗНАКИ - специальное техническое средство для удостоверения подлинности ценных документов и предохранения их от подделки. 3. з. находят применение при изготовлении денежных знаков, ценных бумаг, паспортов и других важных документов. Обычными 3. з. являются рисунки в виде сложных сетчатых узоров или штриховых изображений, выполненных очень тонкими линиями путём печати с награвированной пластинки (гравюра) или с клише, изготовленного фотомеханическим путём. Помимо рисунков, применяются также «водяные» 3. з.

Если для предохранения от подделки документа в качестве 3. з. употребляются красочные узоры, то подбираются краски таких цветов, которые с трудом поддаются разделению с помощью фотографии. 3. з. затрудняют подделку ценных документов и позволяют легко обнаружить её при криминалистической экспертизе. Стирание или вытравление записей на сетчатом фоне документа оставляют достаточно заметные следы разрушения узора сетки. Подмена красок может быть установлена как фотографическими, так и химическими методами. Подделка 3. з. нередко может быть обнаружена при исследовании в ультрафиолетовых лучах.

ЗВАНИЕ

ЗВАНИЕ - почётное - наименование, присваиваемое лицу в особом порядке, обычно высшими органами власти или управления за особые заслуги перед государством. Звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда (см.) присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР.

Звание Лауреата Сталинской премии (см.) присваивается Советом Министров СССР. Звания Народного артиста СССР и Народного художника СССР присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР. Звание Народного артиста республики, а также звания Заслуженного деятеля науки, техники, искусств присваиваются соответственно Президиумами Верховных Советов союзных и автономных республик (пост. ВЦИК и СНК РСФСР 10 августа 1931 г. - СУ РСФСР 1931 г. № 51, ст. 383). Звание заслуженного учителя присваивается Советами Министров союзных республик. Министерства и приравненные к ним центральные органы могут присваивать работникам своего ведомства звания, связанные с образцовым выполнением их функции («почётный железнодорожник», «отличник здравоохранения»).

О воинских званиях и званиях, присваиваемых служащим отдельных государственных ведомств, см. статьи Воинское звание, Классные чины, Ранги дипломатические.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ - государственная запись землепользования. 3. р. имеет задачей собирать и хранить в систематическом и наглядном виде верные и современные сведения о правовом и хозяйственном положении всех землепользовании (ст. 194 Земельного кодекса РСФСР). Согласно Земельному кодексу РСФСР, 3. р. производится в интересах общегосударственного управления землями, а также для надобностей различных отраслей народного хозяйства и для ограждения прав и интересов землепользователей (ст. 194). Исходя из этой цели, запись земель включает в себя сведения не только о хозяйственном, но и о правовом положении землепользовании. Таким образом, эта запись включает в себя как технический учёт земель (инвентаризация), так и правовую их регистрацию.

В 3. р. включаются сведения: а) о местоположении и назначении земельного участка и о количестве земли в нём; б) о наименовании землепользователей и об основаниях, по которым землепользователям предоставлены участки; в) об особых полномочиях и обязанностях, связанных с использованием участка; г) специальные сведения, которые предусматриваются особыми нормами о 3. р.

Различаются: основная 3. р., заключающаяся в первоначальной записи землепользовании, и текущая, регистрирующая изменения в правовом, хозяйственном и природном состоянии земельных участков. Государственной записи подлежат все земли единого государственного земельного фонда Союза ССР с учётом их по угодиям и землепользователям.

В целях укрепления колхозного землепользования и борьбы с разбазариванием общественных земель в Государственной земельной книге (см.) регистрации земель отделами сельского хозяйства и заготовок райисполкомов ведётся отдельно учёт общественных и приусадебных земель колхоза. Независимо от этого каждый колхоз обязан вести Земельную шнуровую книгу (см.), где записываются предоставленные в пользование колхоза земли с тем же подразделением на общественные и приусадебные и обозначением землепользования каждого колхозного двора отдельно. С 1945 г. в районных отделах сельского хозяйства и заготовок введена Книга регистрации колхозных севооборотов.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА - см. Местные налоги.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1861 Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЕЛЬНАЯ ШНУРОВАЯ КНИГА

ЗЕМЕЛЬНАЯ ШНУРОВАЯ КНИГА - введена в колхозах постановлением ЦК партии и СНК СССР 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» для записи как общественных земель колхозов, так и приусадебных участков каждого колхозного двора. Все записи в колхозной 3. ш. к. делаются счетоводом или бухгалтером колхоза, но ни одной записи он не может вносить в книгу без постановления празления колхоза.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ - в СССР споры по поводу пользования землёй, споры о правах землепользования. В Советском Союзе, где единственным собственником земли является социалистическое государство, не может быть споров о праве собственности на землю.

3. с, как правило, возникают в связи с изменением и прекращением прав отдельных землепользователей. Кроме того, 3. с. возникают вследствие причинения убытков землепользователям при изъятии у них земель, а также в случае нарушения прав землепользования.

По действующему земельному законодательству 3. с. разрешаются: а) в административном порядке; б) з судебном порядке.

Исполкомы местных Советов разрешают 3. с. между колхозами и колхозниками, совхозами, единоличными крестьянскими хозяйствами и различными организациями. Стороны, недовольные решениями нижестоящих исполкомов местных Советов, могут подавать жалобы на разрешение споров в вышестоящие органы государственной власти и управления. В судебном порядке разрешается весьма незначительное количество 3. с. Так, в городах в судебном порядке рассматриваются 3. с. между совладельцами строений, находящихся на неразделённом земельном участке, о порядке пользования этим участком. Народные суды разрешают также 3. с. в части денежной компенсации колхозов и отдельных граждан при причинении им материального убытка в связи с отводом земель для государственных и общественных надобностей.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР - см. Земельное законодательство.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система государственных мероприятий по отводу, размежеванию и внутрихозяйственному устройству земель в целях использования их совхозами, колхозами и другими землепользователями в соответствии с интересами социалистического строительства. 3. направлено на рациональное использование земли, являющейся в СССР исключительной государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Землеустроительные мероприятия служат делу развития производительных сил Советского государства, укреплению его мощи, интенсификации и рационализации сельского хозяйства.

Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение вопросам 3. XVIII съезд партии дал директиву «ликвидировать запущенность землеустроительных работ и упорядочить дело землеустройства в колхозах; перевести землеустроительные работы на государственный бюджет» («ВКП(б) в резолюциях и решениях...», ч. 2, 1941, стр. 735). Большие землеустроительные мероприятия проводятся в пятой пятилетке в соответствии с директивами XIX съезда партии особенно во вновь орошаемых и обводняемых районах.

Инициатива 3. в СССР принадлежит как органам гос. власти, так и землепользователям. В порядке землеустроительных действий осуществляется: 1) отвод земель в пользование гос. учреждениям, организациям и хозяйствам; 2) отвод земель городам, установление и изменение городской черты; 3) отвод земель колхозам; 4) установление точных границ земельных массивов колхозов при выдаче им гос. актов на вечное пользование землёй и, кроме того, отвод земель, предоставляемых колхозам в долгосрочное пользование, но не закрепляемых за ними навечно; 5) внутрихозяйственное землеустройство совхозов и колхозов (размежевание земельных угодий, установление правильных севооборотов, разграничение общественных земель колхоза от приусадебных земель колхозных дворов и т. д.); 6) перевод земельных площадей из лесного фонда в земельный и обратно, а также образование специальных земельных фондов для переселенческих целей, для целей луговодства и т. п. надобностей.

Кроме того, в порядке землеустроительных действий осуществляется проведение в жизнь постановлений об изъятии земель для государственных и общественных надобностей. В порядке землеустроительных действий осуществляются также упорядочение и оформление внешчих границ смежных землепользовании, раздел и слияние отдельных землепользовании.

3. в СССР проводится в порядке особого производства, т. н. землеустроительного процесса. Землеустроительный процесс регламентирован ст. 179 Земельного кодекса РСФСР. Порядок 3. в СССР и землеустроительный процесс в отношении колхозов при выдаче гос. актов на вечное пользование землёй установлен инструкцией Наркомзема СССР, утверждённой постановлением СНК СССР 7 июля 1935 г. «О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землёй» (СЗ 1935 г. № 34, ст. 300).

Руководство 3. в СССР осуществляется Министерством сельского хозяйства и заготовок СССР.

3. в СССР коренным образом отличается от 3. в капиталистических странах, где путём 3. проводится и закрепляется земельная политика, построенная на эксплуатации человека человеком, где 3. служит интересам крупных землевладельцев, закрепляет бесправное положение трудящихся крестьян, способствует эксплуатации трудящихся.

ЗЕМЛИ ГОРОДСКИЕ

ЗЕМЛИ ГОРОДСКИЕ - см. Городские земли.

ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАПАСА

ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАПАСА - все те (свободные) земли единого государственного земельного фонда, которые не предоставлены в бессрочное пользование землепользователям. Земли, переданные во временное пользование, не исключаются из гос. запаса и но истечении срока их пользования или по миновании в них надобности для тех целей, ради которых они были предоставлены, снова возвращаются в государственный земельный запас.

Народнохозяйственное значение 3. г. з. заключается в том, что эти земли являются резервом для размещения производительных сил страны. 3. г. з. в первую очередь предоставляются для организации крупных государственных сельскохозяйственных предприятий и различного рода промышленных предприятий, а также коллективных хозяйств (колхозов). За счёт 3. г. з. производится переселение земледельческого населения из внутренних перенаселённых и малоземельных районов страны. За счёт этих земель организуется отгонное содержание скота и табунное коневодство.

3. г. з. союзного и республиканского значения находятся в распоряжении и управлении высших органов власти и управления Союза ССР, союзных и автономных республик, а свободные земли местного значения находятся в управлении местных органов власти. Управление 3. г. з. осуществляется через органы Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР.

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы указывается на необходимость оезоения новых земельных площадей путём осушения и орошения. Будут значительно расширены площади зерновых и технических культур, площади для развития общественного колхозного и совхозного животноводства.

ЗЕМЛИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМСКИЕ СУДЬИ

ЗЕМСКИЕ СУДЬИ (целовальники - целовали крест, присягали) - органы земского самоуправления (см.) в Русском феодальном государстве второй половины 16 в. - начала 17 в. 3. с, выбиравшиеся из зажиточного крестьянства или посадских людей, действовали под руководством земского старосты, или «излюбленного головы», в интересах дворянства и верхушки купечества.

ЗЕМСКИЙ СОБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗНАКИ ТОВАРНЫЕ

ЗНАКИ ТОВАРНЫЕ - см. Товарный знак.

ЗОНА

ЗОНА - часть территории, в отношении которой органом гос. власти или гос. управления установлен какой-либо особый режим или введены какие-либо ограничительные правила.

Запретная 3. - часть территории, на которой запрещается производство каких-либо действий (напр., запретные 3. для промысла).

Запретная пограничная 3. - часть территории, на которой установлен особый режим проживания и въезда.

Въезд в запретные пограничные 3. лицам, не проживающим в них постоянно, без разрешения соответствующих органов запрещается. Разрешение выдаётся по месту постоянного жительства лица, въезжающего в запретную пограничную 3. За нарушение правил въезда и проживания в запретной пограничной 3. виновные привлекаются к ответственности (см. Незаконное проживание в пограничной местности).

Водоохранная 3. - полоса лесных массивов по обе стороны рек и их притоков, в пределах которой устанавливается особый порядок ведения лесного хозяйства для регулирования водного режима рек и предохранения их от обмеления (проведение лесонасаждений и лесокультурных мероприятий в водоохранной 3., организация лесного хозяйства, охрана лесов от незаконных порубок и т. д.). Этими лесами ведает Министерство лесной и бумажной промышленности и непосредственно подчинённые ему соответствующие территориальные управления. В водоохранных лесных массивах запрещается рубка леса в пределах 20-, 6- или 4 -километровых полос по обе стороны рек и их притоков (см. Нарушение постановлений об охране лесов).

Портовая 3. - территория и воды порта, в пределах которых начальник порта осуществляет административный надзор за соблюдением установленного порядка, а также административный надзор за судами, посещающими порт. Права начальника порта в пределах портовой 3. определены постановлением СТО от 10 апреля 1931 г. (СЗ 1931 г. № 22, ст. 186). Распоряжения начальника порта, отдаваемые в пределах предоставленных ему прав, обязательны для всех учреждений, предприятий и лиц, находящихся в портовой 3. (см. Порты).

3. санитарной охраны водных источников - введена постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1937 г. (СЗ 1937 г. № 35, ст. 143) во всех городах, рабочих посёлках и крупных населённых пунктах, имеющих центральное водоснабжение, в целях предохранения водных источников от загрязнения и изменения качественного и количественного состава воды, а также в целях охраны специальных водных сооружений и окружающей местности от изменений и нарушений, которые могут отразиться на водных источниках и подаваемой населению воде. В границах 3. санитарной охраны вводится усиленный санитарный надзор и устанавливается лабораторный контроль за составом воды источников, питающих водопровод.

Предыдущая страница Следующая страница