Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБ"-"АКЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБ"-"АКЦ")

АБСЕНТЕИЗМ

АБСЕНТЕИЗМ (лат. absentia - отсутствие) - широко распространённое в буржуазных странах уклонение от участия в выборах. А. особенно велик в США, где в ряде штатов от участия в выборах уклоняется до 90% избирателей. А. обусловлен лживостью буржуазной «демократии», антидемократическим характером буржуазного избирательного права, фактической невозможностью для трудящихся свободно выражать свою волю.

АБСОЛЮТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА

АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА - субъективные гражданские права, которые характеризуются тем, что носителю абсолютного права в качестве обязанных субъектов противостоит неопределённое число лиц, каждое из которых должно воздерживаться от нарушения этого права. К числу А. п. по советскому гражданскому праву относятся, прежде всего, права собственника, которым соответствует обязанность всех и каждого воздерживаться от нарушения его правомочий по владению, пользованию и распоряжению вещами. А. п. являются также права автора на созданное им произведение, права на изобретение, личные неимущественные права и др.

Круг А. п., как и вообще всех видов субъективных прав, определяется характером социалистических общественных отношений. А. п. закрепляются законом и охраняются Советским государством.

А п. противопоставляются относительным правам (см.), действующим в отношении одного точно определённого лица или нескольких лиц. Следует указать, что деление гражданских прав на абсолютные и относительные характеризует не содержание самих прав в смысле неограниченности А. п., а лишь показывает различие в круге обязанных лиц.

АВАЛЬ

АВАЛЬ - см. Вексель.

АВАНС

АВАНС - денежная сумма или иная имущественная ценность, выданная в счёт предстоящих платежей по договору одним контрагентом другому. А. выдаётся либо при заключении договора, либо в срок, указанный в договоре и предшествующий исполнению договора контрагентом, получающим А. А. следует отличать от задатка (см.). В отличие от задатка А. не является способом обеспечения обязательства по договору. При исполнении договора А. засчитывается в расчётах между сторонами, при неисполнении договора сторона, получившая А., обязана его возвратить стороне, выдавшей А.

Выдача А. по договору является формой кредитования одним лицом другого. В СССР для социалистических организаций установлено прямое банковское кредитование. Коммерческое кредитование в СССР запрещено, и поэтому, как правило, социалистическим организациям не разрешается выдача либо получение А. Законом допускаются исключения из. этого правила, напр., для некоторых случаев расчётов - гос. организаций с артелями промкооперации. Если артель промкооперации выполняет заказ гос. организации и не наделена полностью оборотными средствами, заказчик - гос. организация - может выдать артели А. в пределах 25% суммы заказа. Допускается также в установленных законом размерах авансирование строительных (подрядных) организаций их заказчиками - хозяйственными и иными социалистическими организациями. В этих случаях сумма А. не может превышать 15% годовой стоимости работ. Выдача А. и возврат его осуществляются под контролем Госбанка СССР.

А. именуют также денежную сумму, выдаваемую рабочим и служащим при командировках и переводах.

А. денежные и натуральные выдаются в колхозах колхозникам в счёт оплаты трудодней (ст. 16 Примерного устава сельскохозяйственной артели). См. Авансирование колхозников.

АВАНСИРОВАНИЕ КОЛХОЗНИКОВ

АВАНСИРОВАНИЕ КОЛХОЗНИКОВ - денежные и натуральные платежи в счёт сумм и продуктов, причитающихся колхозникам за выработанные трудодни. Согласно Уставу с.-х. артели, колхозники за вложенный в общественное хозяйство колхоза труд получают окончательный расчёт (основная и дополнительная оплата) по трудодням натурой и деньгами в конце хозяйственного года. При такой системе оплаты труда колхозников важное значение имеет А. к. (см. Оплата труда в колхозе). Денежный аванс колхознику может быть выдан в течение всего года в размере не более 50% суммы, причитающейся ему за работу. В колхозах, занимающихся посевами технических культур, выдача денежного дохода колхозникам производится по мере сдачи этих культур не реже раза в неделю в размере 60% денег, получаемых артелью за сданную продукцию.

Кроме денежных авансов, колхозникам выдаются натуральные авансы. До выполнения колхозом плана заготовок с.-х. культур отчисления зерна, подсолнечника, картофеля и овощей для выдачи натуральных авансов колхозникам и на внутрихозяйственные нужды производятся в определённом проценте от фактически сданного на государственные заготовительные пункты количества продукции. Выдача натуральных и денежных авансов колхозникам должна производиться в строгом соответствии с количеством выработанных каждым колхозником трудодней. Колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней, правом на получение аванса не пользуются.

АВАРИЯ

АВАРИЯ (морская) - в торговом мореплавании причинённый судну или грузу ущерб, а также понесённые для его предотвращения расходы. Морское право различает А. общую и частную.

Общая А. определяется 3 признаками: 1) намеренностью и разумностью действий, причинивших убытки; 2) их чрезвычайным характером, выражающимся в том, что эти действия выходят за пределы круга обычных действий, совершаемых в нормальных условиях плавания, и 3) совершением действий в целях спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности. Цель сознательного причинения ущерба, составляющего общую А., состоит в том, чтобы посредством действий, причиняющих меньшие убытки, предотвратить наступление убытков более значительных - гибель судна и груза. Соответственно к общей А. относятся, напр., убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или судовых пряпасзв для уменьшения осадки судна в целях снятия его с мели, расходы, связанные с заходом судна в порт-убежище, расходы по уплате спасательного вознаграждения за оказание помощи судну и т. п. Убытки, составляющие общую А., распределяются между владельцами судна, груза и фрахта соразмерно стоимости судна, груза и суммы фрахта. Такой порядок распределения убытков, составляющих общую А., вызван условиями торгового мореплавания, создающими общность интересов владельцев судна, фрахта и груза при наступлении морских опасностей. Расчёт убытков и их распределение между владельцами судна, фрахта и груза производятся состоящими при Всесоюзной торговой палате диспашерами, составляющими документ, именуемый диспашей.

Убытки по судну, фрахту и грузу, не подпадающие под вышеуказанные 3 признака, не являются общей А., а составляют частную А. При частной А. убытки не подлежат распределению, и их несёт тот, кто их потерпел. При этом потерпевшему принадлежит право взыскать убытки с лица, виновного в их причинении. В Кодексе торгового мореплавания СССР вопросы общей и частной А. составляют содержание гл. VII «Об общей и частной аварии» и приложения VIII «О диспашерах, о порядке составления диспаш и о морских протестах». См. Перевозка морская.

АВИЗО

АВИЗО - извещение, уведомление. Термин «авизо» применяется гл. обр. в практике расчётов. Чаще всего под А. понимается извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов, посылаемое одним контрагентом другому. Обязанность одного из контрагентов посылать А. в определённые сроки либо по определённому поводу другому контрагенту может быть обусловлена договором. Термин «авизо» широко применяется в практике банков для обозначения извещений об изменениях в состоянии взаимных расчётов филиалов банков с клиентурой и филиалов банков между собой.

АВТОГУЖЕВАЯ ПОВИННОСТЬ

АВТОГУЖЕВАЯ ПОВИННОСТЬ - обязанность предоставлять в распоряжение гражданских или военных властей тягловую силу, автомобильный или гужевой транспорт во временное пользование для борьбы со стихийными бедствиями или для выполнения каких-либо важных гос. заданий. В мирное время А. п. допускается только во время таких стихийных бедствий, которые не могут быть прекращены обычными мерами общественной охраны (пост. ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 г. - СУ РСФСР 1927 г. № 73, ст. 500).

Работы по борьбе со стихийными бедствиями, производимые перевозочными средствами, принадлежащими предприятиям, организациям и отдельным гражданам, подлежат оплате (из расчёта не ниже местной средней ставки неквалифицированного рабочего) теми органами, для которых эти работы производились. Эти же органы возмещают убытки от повреждения транспортных средств, инвентаря и падежа лошадей, происшедшие в связи с выполнением А. п. Все споры по возмещению ущерба, понесённого при отбывании А. п., разрешаются в судебном порядке.

В условиях военного положения А. п. может вводиться военными властями (Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» 22 июня 1941 г. - «Ведомости Верховного Совета СССР» 1941 г. № 29). За уклонение от А. п. или отказ от выполнения работ перевозочными средствами устанавливается административная или уголовная ответственность.

АВТОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ - в СССР область, отличающаяся особенностями быта и национального состава и входящая непосредственно в состав союзной республики или края на началах административной автономии. А. о. является национальным государственным образованием, одной из форм советской автономии (см.), обеспечивающей свободное развитие национальностей. Каждая А. о. независимо от численности её населения представлена в Совете Национальностей Верховного Совета СССР пятью депутатами. В органах государственной власти, управления и суда А. о. применяется язык, на котором говорит население области.

Органом государственной власти А. о. является Совет депутатов трудящихся, избираемый гражданами А. о. сроком на 2 года по нормам представительства, определяемым Конституцией соответствующей союзной республики. Совет депутатов трудящихся каждой А. о. представляет на утверждение Верховного Совета республики, в которую входит А. о.. Положение об автономной области, учитывающее национальные особенности А. о.

Исполнительным и распорядительным органом Совета депутатов трудящихся А. о. является избираемый им исполком. Совет депутатов трудящихся А. о. образует отделы и управления исполкома на основе Положения об автономной области и законодательства союзной республики. Правосудие в А. о. осуществляется областным судом и народными судами (см. Краевой, областной, окруокной суд и суд автономной области, Народный суд).

А. о. РСФСР, за исключением Тувинской, входят в состав краёв (см Край). А. о. имеют право непосредственно сноситься с высшими органами государственной власти и органами государственного управления РСФСР.

В наст. время в СССР имеется 9 А. о., из них в составе РСФСР - Адыгейская (Краснодарский край), Горно-Алтайская (Алтайский край), Еврейская (Хабаровский край), Хакасская (Красноярский край), Черкесская (Ставропольский край), Тувинская; в Грузинской ССР - Юго-Осетинская; в Азербайджанской ССР - Нагорно-Карабахская и в Таджикской ССР - Горно-Бадахшанская. Наличие А. о. в составе союзных республик закрепляется их Конституциями и Конституцией СССР. Утверждение новых А. о. входит в компетенцию СССР и производится в порядке изменения Конституции СССР и Конституций союзных республик.

Организованные в А. о. ранее угнетённые национальности, осуществляющие в дружной семье социалистических наций постепенный переход к коммунизму, добились огромных успехов в развитии хозяйства и культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.

По примеру Советского Союза в Румынской Народной Республике на территории с компактным венгерско-секуйским населением создана Венгерская А. о. Она имеет своё автономное административное управление, избираемое её населением. Положение об А. о. разрабатывается Народным советом А. о. и представляется на утверждение Великого национального собрания Румынской Народной Республики (см.).

АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРАФИЯ

АГРАФИЯ - расстройство или полная потеря способности к письму. Наблюдается при заболеваниях головного мозга, переутомлении и в некоторых других случаях. А. выражается в пропуске окончаний и целых слов, перепутывании последних слогов, перестановке частей из последующих слов в предыдущие; может доходить до утраты способности соединять буквы в слова. При производстве графической экспертизы (см.) по судебным делам наличие в исследуемой рукописи признаков А. является существенным идентификационным признаком для установления автора письма по почерку.

АГРЕМАН

АГРЕМАН - согласие государства принять данное лицо в качестве дипломатического представителя другого государства. А. испрашивается обычно дипломатическим путём перед назначением дипломатического представителя; при этом сообщаются основные биографические данные лица, намечаемого к назначению. Государство может отказать в А. без объявления мотивов. Во всех случаях ответ на запрос об А. должен быть дан по возможности в короткий срок. Для сотрудников дипломатических представительств А. не требуется и не испрашивается, его заменяет предоставление визы (см.) на въезд в страну назначения. А. не испрашивается также для военных, морских и авиационных атташе, при назначении которых посылается лишь предварительное уведомление о предполагаемом назначении.

АГРЕССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАТ

АДАТ - совокупность норм обычного права мусульманских народов. А. являлся основным источником права в период формирования феодальных отношений.

АДВОКАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - см. Ответственность административная.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ САНКЦИЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ САНКЦИЯ - 1) разрешение (согласие) уполномоченного органа на осуществление подчинённым должностным лицом какого-либо мероприятия.

2) Часть административно-правовой нормы, которая определяет правовые последствия нарушения данной нормы (административные и дисциплинарные взыскания, материальная ответственность и др.). Являясь способом принуждения к соблюдению административно-правовых норм, А. с. в нашем государстве имеет, вместе с тем, большое воспитательное значение.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов гос. власти, суда и прокуратуры.

2) Разрешение споров о праве в области гос. управления в буржуазных государствах (см. Административная юстиция).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ - в буржуазных государствах особый вид деятельности общих судов (США, Англия) или специальных органов в составе самой же администрации, выполняющих некоторые судебные функции (Франция, Италия), или специальных административных судов (Швейцария) по разрешению споров в области управления. При этом формально не администрация, а суд или иные специальные органы, не зависящие от администрации, разрешают спорные вопросы управления. Такой порядок обычно превозносится буржуазными юристами как порядок, при котором органы А. ю. якобы могут объективно отнестись к интересам спорящих сторон. В действительности же органы А. ю. - такие же классовые органы буржуазии, как и все остальные гос. органы, и т. н. независимость органов А. ю. является юридической фикцией. Судебные или специальные органы, решающие споры по вопросам управления, так же как и другие органы буржуазно то государства, находятся в прямой зависимости от административной власти.

Вся система гос. органов в буржуазных странах служит одной и той же цели - держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства, подавлять сопротивление трудящихся, наступать на их жизненные права и интересы Напр., в США в условиях усиления политической реакции органы А. ю. уступают место чрезвычайным органам, создаваемым реакционными кругами правящей буржуазии. В США споры о праве подлежат судебному рассмотрению. Вопросы же факта в области управления решаются в административном порядке и судебной проверке не подлежат. Разница вопросов факта и вопросов права довольно неопределённа, что открывает путь к тенденциозным судебным решениям: напр., размер предельных тарифов, устанавливаемых в административном порядке за услуги предприятий общественного пользования, принадлежащих частным лицам (трамвай, водопровод и т. п.), считается вопросом права и проверяется судом, а признание или непризнание того или иного лица американским гражданином и связанная с этим высылка за пределы США рассматривается как вопрос факта, не допускающего судебной проверки.

В СССР А. ю. не существует. Законность в советском гос. управлении обеспечивается постоянным контролем вышестоящих органов за деятельностью подчинённых органов, надзором органов прокуратуры за точным исполнением законов, гос. контролем, деятельностью специальных инспекций и обжалованием гражданами неправомерных действий должностных лиц в вышестоящие органы власти и управления или в органы прокуратуры. Советским законодательством установлено, что народные суды в целях надзора за законностью рассматривают ряд вопросов в области управления: жалобы на неправильности в списках избирателей, вопросы об изменении записей в актах гражданского состояния, об исключении из описи имущества и т. п.

АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ (устройство) - обусловленное классовой природой, задачами и функциями государства разделение его территории на определённые части - административно-территориальные единицы.

А.-т. д. в СССР способствует выполнению функций Советского социалистического государства, служит целям построения коммунистического общества и осуществления советской социалистической демократии. В соответствии с А.-т. д. строится система местных гос. органов.

А.-т. д. в СССР проводится на научных основаниях с учётом: 1) особенностей национального состава и быта населения, 2) экономического профиля территории (характера хозяйства: наличия промышленности, технических культур и т. д.), 3) количества и плотности населения, 4:) тяготения населения к определённым экономическим центрам, 5) направления и характера путей сообщения, 6) необходимости приближения гос. аппарата к массам, а руководства - к низовой конкретной работе с тем, чтобы руководство было конкретным, живым, дифференцированным и оперативным.

Основными административно-территориальными единицами в СССР являются область, округ, район, город и семо (см.). Кроме того, в РСФСР имеются края и национальные округа (см.). А.-т. д. союзных республик фиксируется в Конституции СССР и Конституциях союзных республик. Образование новых краёв и областей производится лишь с утверждения Верховного Совета СССР в порядке изменения Конституции СССР.

В эксплуататорских государствах А.-т. д. служит целям классового господства эксплуататоров и носит полицейско-фискальный характер; оно подчинено задачам подавления эксплуатируемого большинства и принудительного взимания с него налогов, идущих на содержание эксплуататорской государственной машины.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - см. Ответственность административная.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ - см. Выселение.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ - принуждение, применяемое полномочными органами гос. управления непосредственно без обращения в суд. В СССР условия и порядок применения А. п. строго регламентированы законом. А. п. в Советском государстве применяется в отношении незначительного меньшинства граждан - нарушителей права. Меры А. п. делятся на 2 группы: 1) меры административного взыскания, применяемые к лицам, совершившим административные правонарушения. (предупреждение, штраф, исправительно-трудовые работыты, конфискация); 2) иные меры А. п. (принудительное освидетельствование, личное задержание, арест имущества, задержание имущества, закрытие или приостановление работы предприятия, прекращение отпуска средств или материалов, реквизиция и др.). Применяя какую-либо из этих последних мер, орган гос. управления принуждает гражданина или должностное лицо к соблюдению определённых правил, установленных государством, но не налагает на него административного взыскания. Главным в деятельности органов советского гос. управления является не принуждение, а меры убеждения, организации, показа примером и т. п.

В империалистических государствах А. п. является основным методом гос. управления. Оно исключительно широко применяется против трудящихся на основе свободного усмотрения, произвола должностных лиц, служащих интересам монополий.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ - специальные административные органы, создаваемые для рассмотрения дел по наложению в административном порядке взысканий за нарушение решений местных Советов и их исполкомов. А. к. создаются при исполнительных комитетах городских и районных Советов депутатов трудящихся (СУ РСФСР 1931 г. № 17, ст. 186).

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ - в СССР юридический акт, исходящий от органа гос. управления при осуществлении им исполнительно-распорядительной деятельности и направленный на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Юридическая сила А. а. в значительной степени определяется тем, от какого органа он исходит. А. а. могут иметь последствия административно-правовые (напр., выдача паспорта, зачисление в учебное заведение) и гражданско-правовые (выдача ордера на занятие жилплощади).

А. а. должен удовлетворять следующим условиям: 1) исходить от компетентного учреждения, т. е. такого, в круг полномочий которого входит его издание по предмету и по территории деятельности; 2) иметь определённую, чаще всего письменную, форму, соблюдение которой является обязательным для действительности акта; 3) быть законным по своему содержанию. А. а. издаются на основе и во исполнение законов. А. а. не может разрешить деятельность, воспрещённую законом, или же обязать совершить что-либо незаконное, либо отказать в удовлетворении требований, основанных на законе; полномочия органа, издающего А. а., должны быть использованы именно для тех целей, для которых они предоставлены. Нарушение требований, предъявляемых к А. а., влечёт его недействительность.

Организационно-творческий, созидательный характер исполнительной и распорядительной деятельности в СССР определяет содержание А. а.

Соответственно творческой роли социалистического государства, осуществляющего единство хозяйственного и политического руководства, основное место занимают А. а., направленные на охрану, развитие и укрепление общественной социалистической собственности, акты государственного планирования, учёта и распределения ресурсов, создания и использования материальных, продовольственных и трудовых резервов.

Задачи укрепления государственной дисциплины к социалистической законности в государственном управлении вызывают к жизни А. а., направленные на укрепление трудовой, финансовой, служебной и другой дисциплины.

Значительное место занимают также А. а. по охране прав и защите законных интересов советских граждан, по организации удовлетворения бытовых и культурных запросов населения.

В империалистических государствах А. а. - форма полицейско-фискальной деятельности административного аппарата, средство расправы с трудящимися, охраны отношений, угодных и выгодных империалистам. Соответственно классовой природе империалистических государств - это акты административного принуждения трудящихся.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР - надзор органов советского гос. управления за деятельностью подконтрольных им органов и лиц. А. н. осуществляют, в частности, специальные инспекции (санитарная, труда, гос. торговая и др.) по вопросам их компетенции. Полномочия органов А. н. разнообразны: они могут по предметам своего ведения обследовать поднадзорные организации; требовать от них сведений и отчётности; разрешать или воспрещать определённые виды деятельности; давать поднадзорным организациям или лицам обязательные указания; налагать административные взыскания.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ - мера административного взыскания в определённом денежном размере за административное правонарушение. Наложение А. ш. допускается в случаях, строго регламентированных законом, а именно: когда А. ш. прямо установлены законом; когда они установлены актами ведомств СССР и союзных республик или решениями местных Советов и их исполкомами в случаях и пределах, определяемых законом. А. ш. налагаются за правонарушения, в которых нет признаков уголовно-наказуемого деяния. А. ш. может быть наложен на отдельных граждан, на должностных лиц, а в отдельных случаях и на учреждения или предприятия в целом (напр., за непредставление или несвоевременное представление месячных отчётов, квартальных сведений, балансов и годовых отчётов об обороте - СЗ 1930 г. № 46, ст. 477; за нарушение установленного санитарного режима - СЗ 1935 г. № 41, ст. 348 и др.). А. ш., налагаемый на должностных лиц, не может перекладываться на органы, в которых эти лица работают. Должностные лица уплачивают А. ш. из собственных (личных) средств.

Если в отношении определённых категорий нарушений закон специально не указывает пределов штрафа, размеры его могут быть установлены ведомствами

СССР, союзных и автономных республик, а также местными Советами (за исключением сельских) и их исполкомами не свыше 100 руб., сельскими Советами

не свыше 10 руб. В ряде законодательных и правительственных актов установлены более высокие размеры А. ш.

За нарушение решений местных Советов и их исполкомов А. ш. может быть наложен не позднее месячного срока со дня нарушения; по истечении этого срока дело подлежит прекращению. Постановление о наложении А. ш. должно быть вручено нарушителю не позднее 2-месячного срока со дня его вынесения; в противном случае оно утрачивает силу, а дело подлежит прекращению. Всё дело о наложении А. ш., включая рассмотрение поданной жалобы и уплату штрафа, должно быть закончено в 5-месячный срок со дня наложения А. ш. По истечении указанного срока дело подлежит прекращению (СУ РСФСР 1931 г. № 17, ст. 186 и законы других союзных республик о порядке издания местными Советами и их исполкомами обязательных постановлений). Подача жалобы обычно не приостанавливает приведения в исполнение постановления о наложении штрафа.

При неправильном наложении А. ш. или отмене его вышестоящим органом А. ш. подлежит возвращению органом, наложившим штраф.

АДМИНИСТРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ - в СССР руководители учреждений, предприятий или организаций (напр., начальник дороги, директор предприятия и др.). А. имеет право нанимать и увольнять рабочих и служащих, распоряжаться средствами учреждения, предприятия или организации, представлять к награждению работников или награждать их в пределах своей компетенции, налагать дисциплинарные взыскания, выступать от имени руководимого органа вовне и т. д.

Деятельность советской А. строится на основе единоначалия. «Надо научиться соединять вместе бурный... демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением - воле одного лица, советского руководителя, во время труда» (Ленин В. И., Соч., т. 27, стр. 241). Руководители учреждений, предприятий и организаций подчинены вышестоящим органам и действуют под их контролем. За деятельностью А. предприятий осуществляют контроль первичные партийные организации.

Первичные партийные организации советских учреждений не обладают подобными правами контроля. Но они обязаны следить за тем, чтобы в советских учреждениях был порядок, чтобы они работали чётко, чтобы их аппарат проявлял отзывчивость к советским людям. Первичные партийные организации советских учреждений обязаны сообщать в соответствующие вышестоящие партийные организации о недочётах в работе учреждений, отмечать недостатки в работе учреждения и его отдельных работников и направлять такого рода материалы и соображения в соответствующие руководящие партийные органы и руководителю учреждения вплоть до ЦК КПСС.

А. несёт ответственность административную, дисциплинарную, гражданскую и уголовную за работу вверенного ей учреждения, предприятия или организации.

В буржуазных государствах А. выполняет гл. обр. фискально-полицейские функции, охраняет порядки, угодные и выгодные буржуазии, и служит орудием наступления на жизненный уровень народных Maccv на демократические права и свободы трудящихся.

АККОРДНЫЕ РАБОТЫ

АККОРДНЫЕ РАБОТЫ - работы, оплачиваемые по общей стоимости всего их объёма, а не по отдельным операциям. Сумма аккордной платы может исчисляться, исходя из оценки каждого элемента работы или без такой оценки, но и в том и в другом случае даётся суммарная расценка за всю работу.

А. р. применяются гл. обр. на строительстве. При сдаче А. р. бригаде выдаётся наряд (задание), в котором указываются: сроки начала и окончания работы, полный объём работы в единицах конечной продукции, сумма причитающейся за работу заработной платы и др. При досрочном выполнении А. р. практикуется прогрессивное увеличение расценок, а при достижении экономии и снижения плановой себестоимости - премирование. Распределение заработка между участниками А. р. производится соответственно квалификации работников, отработанному каждым из них времени и качеству их работы.

АККРЕДИТИВ

АККРЕДИТИВ - поручение владельца счёта кредитному учреждению либо гострудсберкассе произвести платёж со счёта в другом городе на указанных владельцем счёта условиях. Аккредитивная форма расчётов является одной из форм расчётов между организациями социалистического хозяйства. В этом случае потребитель или заказчик даёт поручение обслуживающему его филиалу банка перевести со своего счёта либо за счёт ссуды банка определённую сумму в филиал, обслуживающий поставщика, для оплаты выписанных поставщиком счетов-фактур за отгруженную покупателю продукцию либо оказанные услуги с соблюдением всех указанных в поручении условий.

В А. указывается: предельная сумма, на которую могут быть оплачены счета, наименование поставщика, род продукции, порядок оплаты, срок действия А. Кроме того, в А. могут быть установлены и специальные условия, как, напр., акцепт (см.) представляемых поставщиком счетов-фактур уполномоченным потребителя, представление удостоверений о качестве продукции, о способе транспортировки и т. д. Соблюдение этих условий при оплате сумм с А. для филиала байка обязательно. Оплата банком счетов-фактур без соблюдения указанных в аккредитивном поручении условий даёт право потребителю на восстановление неправильно выплаченных сумм на его расчётном счёте. Оплата счетов-фактур по А. происходит под контролем банка, в частности банк обязан проверять наличие транспортных документов, удостоверяющих отгрузку продукции. Срок действия А. не может превышать 25 дней.

Аккредитивная форма расчётов представляет для поставщика то преимущество, что немедленно после отгрузки продукции и выписки счёта-фактуры он может получить платёж по счёту. Для потребителя аккредитивная форма расчётов бывает удобна, напр., если потребитель желает, чтобы его представитель осмотрел продукцию до отгрузки. Однако эта форма расчётов вызывает некоторую задержку в оборачиваемости денежных средств потребителя, так как до использования А. или его возврата потребитель не может пользоваться этими средствами. Поэтому преимущественной формой расчётов социалистических организаций является акцепт, а не А. Аккредитивная форма расчётов применяется в том случае, если она предусмотрена договором (чаще всего при расчётах за оборудование). Поставщик может потребовать перехода на аккредитивную форму расчётов, если потребитель по акцептной форме допускает неплатежи.

А. используется также гражданами в тех случаях, когда гражданин, имея вклад в одном отделении гострудсберкассы, желает получить определённую сумму в другом отделении. На основании распоряжения вкладчика гострудсберкасса, в которую он внёс деньги, выдаёт ему А. на указанную им сумму. Этот А. действует в течение 4 месяцев со дня выдачи. На основании А. указанная в нём сумма может быть выдана в течение этого срока любым отделением гострудсберкасс.

АККРЕДИТОВАНИЕ

АККРЕДИТОВАНИЕ - процесс назначения и вступления в должность дипломатического представителя (см.). Дипломатические представители вступают в официальное исполнение своих обязанностей и считаются аккредитованными при правительстве страны пребывания с момента вручения верительных грамот (см.).

В СССР дипломатические представители иностранных государств аккредитуются при Президиуме Верховного Совета СССР.

Иногда к дипломатическим представителям, назначаемым при правительстве, признанном лишь де-факто (см. Признание), или при органах, фактически осуществляющих власть на какой-либо части территории, применяется термин «аккредитованный агент» (без указания ранга); последний снабжается не верительными грамотами, а письмом министра иностранных дел, сообщающим о полномочиях данного представителя на ведение сношений или переговоров.

АКТИВ БАЛАНСА

АКТИВ БАЛАНСА - см. Баланс бухгалтерский.

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ - акты, регистрирующие в установленном законом порядке факты рождения, смерти, брака, развода, усыновления, перемены фамилии и имени.

До Великой Октябрьской социалистической революции ведение записей А. г. с. находилось в России в руках церкви. После Великой Октябрьской социалистической революции, с отделения церкви от государства, ведение записей А. г. с. полностью перешло К государству. Декретом 18 декабря 1917 г. регистрация брака, рождения и смерти была возложена на существовавшие в то время управы. Вскоре по всей стране местными Советами депутатов стали создаваться специальные отделы записей А. г. с. (ЗАГС), деятельность которых подробно регулировалась «Кодексом законов сб актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» 1918 г.

В наст, время записи А. г. с. посвящены специальные разделы в кодексах законов о браке, семье и опеке союзных республик. Ведение записей А. г. с. возлагается в городах и районных центрах на городские и районные бюро ЗАГС, в сельских местностях и рабочих посёлках - на сельские и поселковые Советы. Ведение записей (регистрация) А. г. с. имеет большое значение для государства и граждан; в частности, эта запись является источником достоверных данных о естественном движении народонаселения. С регистрацией А. г. с. связываются серьёзные правовые последствия в жизни человека (таково, напр., значение регистрации рождения - для точного определения возраста и происхождения детей от данных родителей, регистрации брака - для правовых взаимоотношений супругов, и т. п.). Закон требует поэтому, чтобы подлежащие регистрации факты фиксировались с максимальной неоспоримостью в наиболее короткий промежуток времени после их наступления.

Правилами ведения записей А. г, с. предусматривается строгий порядок их оформления, устанавливается определённая единообразная форма актовых книг и выдаваемых ЗАГС свидетельств; в ряде случаев регистрируемые факты должны подтверждаться документами, показаниями свидетелей.

Должностные лица за необоснованный отказ в регистрации А. г. с, за несвоевременную регистрацию рождений и смертей, а также за непредставление в установленный срок или представление неправильных сведений по учёту естественного движения населения подлежат уголовной ответственности. Уклонение от регистрации рождения или смерти, а также несоблюдение без уважительных причин сроков этой регистрации лицом, обязанным подать заявление о рождении или о смерти, влечёт за собой наложение штрафа.

Запись в книгах А. г. с. может быть исправлена органами ЗАГС. В случае спора запись может быть оспариваема заинтересованными лицами в суде. За регистрацию актов о браке, разводе и перемене имени и фамилии взимается установленная законом плата; записи всех остальных А. г. с, как и выдача первичных удостоверений о произведённых записях, совершаются бесплатно и освобождаются от всяких сборов.

В случае утери выданных ЗАГС свидетельств о рождении, браке и других А. г. с. по просьбе заинтересованных лиц органом ЗАГС выдаётся дубликат соответствующего свидетельства.

АКЦЕПТ

АКЦЕПТ - 1) согласие на предложение вступить в договор на условиях, указанных в предложении (см. Оферта). А., содержащий иные условия, нежели указанные в предложении, признаётся отказом от предложения" и в то же время является новым предложением (ст. 135 ГК). Договор считается заключённым с момента получения А. лицом, сделавшим предложение (ст. 134 ГК). Лицо, давшее А., может от него отказаться, однако отказ имеет силу лишь в том случае, если он поступил к лицу, сделавшему предложение до получения А. или одновременно с А.

2) Термин «акцепт» применяется к основной форме безналичных расчётов между организациями социалистического хозяйства (см. также Инкассо). При акцептной форме расчётов поставщик выставляет платёжное требование на причитающиеся ему от потребителя или заказчика суммы за отпущенную продукцию или оказанные услуги и передаёт платёжное требование вместе со счётом-фактурой и документ, свидетельствующий об отправке продукции обслуживающему его филиалу банка. Последний направляет платёжное требование и счёт-фактуру в филиал банка, обслуживающий потребителя или заказчика.

Если плательщик акцептует платёжное требование, то обслуживающий его филиал банка по наступлении срока платежа (через 7 дней после акцепта) списывает причитающуюся сумму с расчётного, текущего или ссудного счёта плательщика и переводит её на расчётный счёт поставщика. При акцептной форме расчётов принят молчаливый А., т. е. плательщик обязан сообщить лишь о своём отказе от А. Молчание плательщика в течение 3 дней (а для внутригородских расчётов в течение 2 дней) рассматривается как А. платёжного требования. Отказ от А. может быть в полной сумме платёжного требования или в части. Если имел место частичный отказ от А., то платёж совершается лишь в акцептованной сумме. Плательщик вправе полностью отказаться от А. в том случае, когда: а) поставщик нарушил положения закона или условия договора; б) продукция не была заказана; в) продукция уже была оплачена плательщиком. Плательщик вправе частично отказаться от А. платёжного требования в случае: а) превышения поставщиком установленных цен, наценок, тарифов и т. д.; б) отгрузки продукции в количестве, превышающем предусмотренное договором; в) при наличии арифметической ошибки в платёжном требовании или счёте-фактуре. Неосновательный отказ плательщика от А. может повлечь за собой применение к нему санкции (штрафа). При отказе от А. покупатель не имеет права распоряжаться поступившей к нему продукцией; поступившая на его склады продукция находится у него на ответственном хранении.

3) А. чека - односторонняя сделка, совершаемая кредитным учреждением в предписанной законом форме и создающая обязанность этого учреждения оплатить чекодержателю указанную в чеке сумму. В гражданском обороте СССР расчёты акцептованными Госбанком чеками осуществляются при оплате услуг транспорта и связи.

4) А. векселя - принятие на себя плательщиком по переводному векселю обязательства оплатить вексель в срок. Плательщик может акцептовать вексель

полностью или в части вексельной суммы, однако он не может вносить какие-либо изменения в содержание переводного векселя; внесение таких изменений равносильно отказу в А. Расчёты акцептованными векселями в СССР осуществляются только во внешнеторговых операциях.

АКЦЕССОРНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

АКЦЕССОРНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ - правоотношение, являющееся дополнительным к другому (главному) правоотношению, без наличия которого А. п. утрачивает свой смысл и значение. Так, А. п. являются те правоотношения, которые имеют своей целью лишь обеспечение исполнения какого-либо другого обязательственного правоотношения, напр., правоотношения, возникающие из залога, поручительства, неустойки, задатка (см.). А. п. может быть либо вещно-правовым (при залоге), либо обязательственно-правовым (при поручительстве, неустойке и задатке). Зависимость А. п. от главного правоотношения выражается в том, что в случае недействительности главного правоотношения теряет свою силу и А. п.; недействительность же А. п. влечёт за собой недействительность главного правоотношения лишь в том случае, когда А. п. представляло собой существенное условие главного правоотношения. С погашением давностью иска по главному требованию погашаются также иски и о придаточных требованиях (ст. 46 ГК). При смене кредитора по главному правоотношению к новому кредитору переходят и все права, вытекающие из А. п. (ст. 125 ГК). При смене должника по главному правоотношению поручительство и залог, как создающие А. п., прекращаются, если залогодатель или поручитель (должники по А. п.) не изъявили согласия отвечать за нового должника (ст. 127 ГК).

АКЦИЗ

АКЦИЗ - налог на предметы первой необходимости и массового потребления в капиталистических странах. А. облагаются хлеб, мука, мясо, соль, сахар, кофе, чай, табак, папиросы, керосин, бензин, спички, пиво, вино и т. д. Взимается А. с готовой продукции, с сырья (напр., с сахарной свёклы) или с полуфабриката (напр., с пряжи). А. уплачивается владельцами промышленных предприятий, а затем ими перелагается в составе цены продукта на потребителя. А. ложится тяжёлым бременем на трудящихся капиталистических стран. Посредством А. капиталистические государства изымают значительную часть доходов трудящихся и используют их на содержание аппарата власти - аппарата угнетения и эксплуатации. Являясь скрытой формой налогового обложения, А. ведёт к ограничению потребления широких трудящихся масс.

В наст, время во всех капиталистических странах, особенно в США, Англии и Франции, А. резко возросли в связи с бешеной гонкой вооружений. В Советском Союзе А. не существует.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница