Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
АВТОРСКОЕ ПРАВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

АВТОРСКОЕ ПРАВО

АВТОРСКОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием произведений литературы, науки или искусства. А. п. является частью советского социалистического гражданского права. Отношения, вытекающие из авторства на указанные выше произведения, регулируются общесоюзными «Основами авторского права» (пост. ЦИК и СНК СССР 16 мая 1928 г. - СЗ 1928 г. № 27, ст. 246) и изданными в их развитие республиканскими законами об авторском праве.

Советское А. п. строится на последовательном проведении принципа - сочетания личных интересов с общественными и имеет своей целью наиболее полную охрану личных и имущественных прав автора. В СССР автор - активный участник коммунистического строительства, своим интеллектуальным творчеством содействующий культурному росту народа.

Огромное значение для авторов имеют руководящие решения и указания ЦК партии по идеологическим вопросам в связи с дискуссиями по философии, о положении в биологической науке, о журналах «Звезда» и «Ленинград», о кинофильме «Большая жизнь», о репертуаре драматических театров и мерах к его улучшению, об опере В. Мурадели «Великая дружба». Этими решениями и указаниями ЦК партии чётко определяются те требования, которые должны предъявляться к качеству научных трудов, литературно-художественных, драматических и музыкальных произведений, а также кинофильмов. Высокая идейность, непримиримая борьба с любыми проявлениями буржуазной идеологии, низкопоклонством перед иностранщиной, реакционными идеями буржуазного космополитизма - таковы непременные требования, предъявляемые к каждому советскому работнику в области культуры, будь то писатель, учёный, художник или композитор

Ярким показателем крупных достижений советских авторов научных и литературных произведений, а также произведений искусства является присуждение многим из них Сталинской премии.

Партия оказывает повседневную помощь советским авторам, систематически направляя их работу. Исключительное значение в этом отношении имеют гениальные труды и указания И. В. Сталина по идеологическим вопросам. В условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму перед советскими авторами стоят задачи развивать далее советскую передовую науку, укрепляя творческое содружество науки с производством, создавать крупные художественные произведения, в которых, бичуя «...пороки, недостатки,. болезненные явления, имеющие распространение в обществе, раскрывать в положительных художественных образах людей нового типа во всём великолепии их человеческого достоинства и тем самым способствовать воспитанию в людях нашего общества характеров, навыков, привычек, свободных от язв и пороков, порождённых капитализмом» (Маленков Г. М., Отчётный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), 1952, стр. 72).

Субъектом А. п. является лицо, создавшее данное произведение (писатель, художник и т. д.). В случаях, специально предусмотренных законом, А. п. может быть признано и за юридическим лицом (напр., за издательством на энциклопедический словарь). А. п., возникшее впервые, является первоначальным А. п. А. п. может перейти по наследству. Правопреемники автора - создателя произведения - также являются обладателями А. п., но уже А. п. производного. А. п на одно произведение может принадлежать нескольким лицам - соавторам. Обычно автор выступает под своим именем, но закон предоставляет ему право выпустить в свет своё произведение под условным именем (псевдонимом) либо вообще без обозначения имени (анонимно) (ст. 7 «Основ авторского права»).

Объектом А. п. является продукт творческой деятельности создателя произведения, выраженный в объективной форме (ст. 1 «Основ авторского права»), т. е. получивший определённое внешнее выражение. К числу объектов А. п. относятся: устные произведения (речи, доклады и др.), письменные произведения (книги, брошюры и т д.), произведения драматические, музыкальные и музыкально-драматические (симфонии, оперы и т. п.), произведения хореографические, произведения изобразительного искусства (рисунки, произведения скульптуры, архитектуры и т. п.), фотографии, кинофильмы и др. (ст. 4 «Основ авторского права»).

Срок пользования А. п. для автора произведения установлен, по общему правилу, пожизненно. Для некоторых произведений установлены иные сроки: на фотографические произведения для отдельных снимков - 5 лет, для собрания снимков - 10 лет, на кинематографические сценарии и некоторые другие произведения - 10 лет (ст ст. 10-12 «Основ авторского права»). После смерти автора принадлежащее ему А. п. переходит к его наследникам по закону или завещанию на 15 лет, считая с 1 января гола смерт» автора. Если срок пользования А. п. для автора ограничен (фотографические произведения, киносценарии и т. п.), А. п. переходит к наследникам только на неистекший ко дню смерти автора остаток установленного в законе срока.

Объём А. п. определяется задачами защиты интересов автора и интересов социалистического общества. Законом устанавливаются известные пределы использования автором принадлежащего ему А. п. Разрешается без согласия автора перевод его произведения на другой язык. Разрешается пользоваться чужим произведением для создания нового, существенно от него отличающегося; при этом автору нового произведения будет принадлежать на него самостоятельное А. п. Допускается помещение небольших отрывков и даже полная перепечатка незначительных по размеру литературных и иных произведений, снимков и т. д. в научных, политико-просветительных, учебных сборниках и других, научных произведениях с обязательным указанием имени автора и источника заимствования (пп. «а», «б» и «в» ст. 9 «Основ авторского права»).

Автору произведения принадлежат как имущественные, так и личные (неимущественные) права. Имущественные права автора заключаются в праве на воспроизведение и распространение произведения и получение вознаграждения за использование созданного им произведения. Воспроизведение и распространение произведения обычно происходят в форме издания или исполнения произведения. Вознаграждение за изданное произведение автор получает, как правило, в форме авторского гонорара (авторского вознаграждения). В большинстве случаев закон нормирует ставки авторского гонорара. К числу личных неимущественных прав автора относятся: право на авторство, право решения вопроса о выпуске произведения в свет, право на неприкосновенность произведения, в силу которого только автор может вносить какие-либо дополнения, сокращения и изменения как в само произведение, так и в его заглавие и др. Ряд принадлежащих автору правомочий может быть передан им другому лицу (по договору, завещанию). Передача А. п. на литературное произведение обычно совершается в форме издательского договора (см.). Передача А. п. на постановку и публичное исполнение неизданного драматического, музыкально-драматического и т п. произведений совершается в форме постановочного договора (см.). И в том и в другом случаях А. п. полностью не отчуждается, передаются лишь определённые, гл. обр. имущественные, правомочия автора и притом на определённый срок.

Права автора охраняются как в гражданском, так и в уголовном порядке (об уголовной ответственности за нарушение А. п. см. Плагиат и Контрафакция). В гражданском порядке автор вправе требовать возмещения убытков, понесённых им от нарушения принадлежащего ему А. п., а также восстановления нарушенных личных прав.

А. п., подобно праву на изобретения (см. Изобретательское право) и на товарные знаки (см Товарный знак), характеризуется тем, что предоставляемое субъектам этого права правомочие имеет силу в пределах лишь того государства, где возникло А. п. Если в каком-либо государстве появилось литературное или иное произведение, то в другом государстве это произведение может быть переведено и издано без согласия автора, и автор, по общему правилу, не может иметь по этому поводу каких-либо претензий, если права автора не определены международной конвенцией. С другой стороны, в отношении произведений, опубликованных в данной стране, иностранцам предоставляется А. п. обычно на одинаковых в принципе основаниях с гражданами данной страны.

По действующему советскому законодательству устанавливается, что на произведения, появившиеся в свет за границей или находящиеся за границей в виде рукописи, эскиза либо в иной объективной форме, А. п. признаётся лишь при наличии специального соглашения СССР с соответствующими государствами и лишь в пределах, установленных таким соглашением. Указанное правило не распространяется на произведения советских граждан, находящиеся или появившиеся за границей. В этом случае советские граждане пользуются защитой А. п. на территории СССР независимо от наличия соглашения между СССР и иностранными государствами.

Что касается произведений, появившихся в свет на территории СССР или находящихся в СССР в объективной форме, то иностранцы - авторы этих произведений - пользуются А. п. на одинаковых основаниях с советскими гражданами.

Советское социалистическое А. п. представляет полную противоположность нормам буржуазного права, регулирующим положение автора в капиталистическом обществе. В буржуазном обществе автор считается формально свободным в своём творчестве, но фактически он должен создавать только те произведения, которые требует капиталистический рынок. «В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» (Ленин В. И., Соч., т. 10, стр. 30). Субъектами производного А. п. в буржуазных странах являются крупные капиталистические предприятия, сосредоточившие в своих руках издательское дело, прессу, театр, радио, кино. Буржуазное законодательство формально признаёт за автором исключительное право распоряжения произведениями своего интеллектуального творчества. При частной собственности на средства производства фактически исключительное право использования и распоряжения произведением принадлежит не автору, а владельцу капиталистического предприятия (издательства, зрелищного предприятия и т. д.). Само произведение в буржуазном обществе является товаром, который капиталист пускает в оборот с целью извлечения прибыли.

В начало словаря