Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Казуальное толкование

КАЗУАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - разъяснение смысла правовых норм обязательных только для данного конкретного дела. Казуальное толкование адресуется персонально определенным лицам, имеет в виду конкретные обстоятельства и обязательно только для лиц, в отношении которых оно дается. Казуальное толкование в свою очередь подразделяется на судебное и административное. Судебное казуальное толкование - разъяснение смысла нормы, которая дается судебным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательна лишь для данного дела. Административное казуальное толкование - разъяснение смысла нормы, даваемое не только в решении конкретных дел, но и в виде указаний нижестоящим органам (по их запросам или заявлениям заинтересованных лиц) о том, как они должны решать то или иное дело. Последнее представляет собой толкование, осуществляемое министерствами, ведомствами. Казуальным административным толкованием является, например, приказ Министра здравоохранения в связи с рассмотрением жалобы.

Чаще всего акт казуального толкования является составной частью правоприменительного акта, которым разрешается конкретное дело. Указания вышестоящей судебной инстанции, рассматривающей конкретное дело (в порядке кассации или протеста), является обязательными для суда низшей инстанции.

Казуистический способ

КАЗУИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ - способ изложения норм права, когда моделируемые действия, их условия и последствия излагаются не обобщенно, а путем обозначения их индивидуальных признаков, перечисления тех или иных случаев (казусов). Например: «Гостиница отвечает за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы» (ст. 925 ГК РФ).

Каноническое (церковное) право

КАНОНИЧЕСКОЕ (ЦЕРКОВНОЕ) ПРАВО - разновидность корпоративного права, предметом регулирования которой являются имеющие по своей природе правовой характер отношения, связанные с существованием Церкви и осуществлением ею разнообразной деятельности. Соответственно, каноническим правом регулируются отношения, связанные с церковным устройством, церковным управлением (в том числе статус церковного суда, процесс, церковные наказания), а также внешние отношения Церкви. Особенность канонического права - в методах правового регулирования. К ним относят акривию и икономию. Их сочетание и составляет метод церковного права. Метод акривия предназначен для решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства. В противоположность акривии икономия означает снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не имеющих догматического характера; предполагает известное отклонение от канонических правил в указанной сфере и частичную замену законности целесообразностью. Такое сочетание акривии и икономии есть не что иное, как принятой в церковной жизни соотношение законности и целесообразности. В представлениях богословов данное понимание метода церковного права вытекает из сущности регулируемых отношений и одновременно из самого духа евангельского благовестия.

Догматический характер церковного права, характеризующийся чрезмерно усложненным характером изменения его норм, породил множество «мертвых» норм, утративших свое регулятивное значение. В современных условиях они заменяются обычными нормами (на такие нормы как раз и распространяет свое действие икономия).

Каноническое (церковное) право структурно состоит из двух частей (подотраслей) - внутреннего и внешнего права. Внутреннее право представлено институтами церковного устройства (регулирует основные вопросы церковной жизни - личный состав Церкви, основы ее административного и территориального устройства) и церковного управления (церковное судоустройство и судопроизводство, церковные наказания, семейно-брачное право, церковно-имущественное право, корпоративный надзор и контроль). Внешнее право представлено нормами, объединенными в два института: 1) связан с регулированием церковно-государственных отношений (с позиции Церкви) и 2) содержит нормы, которые регулируют отношения Церкви к другим вероисповеданиям.

Кассационное производство

КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - урегулированная нормами уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства стадия уголовного и гражданского процесса, в которой суд второй инстанции по кассационной или отдельной жалобе участников процесса или по кассационному протесту или отдельному протесту прокурора проверяет законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Категориальный аппарат юридической науки

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ - система преимущественно правовых категорий, идеально (в мышлении) воспроизводящих строй правовой жизни общества и выступающих инструментом изучения и освоения правовой действительности. В более широком значении - это система философских, правовых и иных категорий и понятий, применяемых наряду с принципами и законами диалектической логики (философского метода), частнонаучными методами для познания, изучения и освоения государственно-правовой действительности.

Качество закона

КАЧЕСТВО ЗАКОНА - внутренне присущая его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности как общества, так и отдельной личности. Качество закона есть устойчивая совокупность социальных и юридических свойств закона, т.е. социальная адекватность его установлений, технико-юридическое совершенство их формы и, вследствие этого, способность при соответствующих условиях среды и отношений адресатов (граждан и их объединений) обеспечить правомерный характер их деятельности, способствовать достижению фактических результатов, вытекающих из целей закона. Как интегративная социально-правовая характеристика качество закона выражают два взаимосвязанных аспекта - социальный, характеризующий фактическое содержание закона (соответствие социальным интересам общества, общественным ожиданиям людей, ценностям и приоритетам личности), его социальную адекватность, и специально-юридический, отображающий качество его юридической формы, или адекватность (соответствие) формы фактическому содержанию закона. Как интегративная социально-правовая характеристика качество закона есть соотносимость его со стандартами, выработанными международной и национальной правотворческой практикой, а также общественной пользой (полезностью). В этом смысле качественный закон отличается легитимностью, согласованностью с международным и внутренним правом, способностью при определенных условиях (среде) к стабильному, прогнозируемому и эффективному действию.

Квалифицированное молчание закона (законодателя)

КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ МОЛЧАНИЕ ЗАКОНА (ЗАКОНОДАТЕЛЯ) - ситуации, когда отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, не находят закрепления (по прямому усмотрению законодателя) в законе по каким - то основаниям (не являются объектом законодательного регулирования, могут быть урегулированы средствами индивидуально-правового регулирования, т.е. разрешены с помощью института аналогии закона и пр.).

Классификация отраслей права

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА - обусловленное объективным характером системы права ее подразделение на определенные группы однородных отраслей. Различают: базовые (профилирующие) отрасли; специальные отрасли права; комплексные отрасли. В зависимости от двух основных сфер действия права выделяют частное и публичное право.

Классификация понятий

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ - технико-юридический прием, применяемый в случаях, когда законодателю необходимо сгруппировать определенное количество объектов (элементов), в один класс (общую группу), выразив их одним общим понятием. Это близкая к понятиям техническая операция, к которой законодатель прибегает достаточно часто. Данный прием сходный с перечислениями, но имеет свои особенности. Классификация применяется в тех случаях, когда необходимо сгруппировать отдельные элементы, подчиняя их одному понятию или объединяя в одну общую группу. В отличие от цифрового выражения и перечисления классификация - это способ конструирования нормативного материала от частного к абстрактному. Прием классификации широко используется в законодательной практике. В частности, классификация используется при перечислении видов объектов гражданских прав (глава 6 ГК РФ), группирования (по объекту преступлений) глав и разделов Особенной части Уголовного Кодекса, видов административных правонарушений в Кодексе РФ об административных правонарушениях и др.

Кроме отмеченных приемов, в законодательной технике используется также такие средства выражения понятий, как исключения, примечания, оговорки.

Кодекс

КОДЕКС - единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт (закон, иной нормативный акт), обеспечивающий полное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Это наиболее распространенный вид кодификационных актов. Его особенности следующие: 1) кодекс, как правило, является законодательным актом; 2) кодекс подробно и всесторонне регулирует обширную область общественных отношений, что исключает необходимость дальнейшей детализации его положений в других законодательных актах: (это дает возможность непосредственного использования его положений в правоприменительной деятельности); кодекс - это такой акт, который детально и конкретно регулирует определенную сферу отношений. Кроме норм - принципов, норм - дефиниций, кодекс содержит установления, определяющие конкретные модели поведения. Этим кодекс отличается от основ, реализация установлений которых сопряжена с их предварительной конкретизацией; 3) кодекс является кодифицированным актом, наиболее обширных по числу содержащихся в нем нормативных предписаний, которые группируются по правовым институтам, институтам государственной деятельности; 4) кодекс отличается специфической структурой: он состоит из общей и особенной частей. Являясь крупным актом законодательства, кодекс может полностью поглотить нормы отрасли права (Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Налоговый кодекс) либо концентрирует в себе наиболее значимую часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях).

В зависимости от характера охвата регулируемых отношений кодексы подразделяются на отраслевые (уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский, семейный кодексы и др.) и межотраслевые или комплексные (воздушный, таможенный кодексы и др.). Отраслевые кодексы состоят во главе соответствующих отраслей законодательства, регулируют определенную сферу отношений, в соответствии, с которой право подразделяется на отрасли и институты. В отраслевых (комплексных) кодексах систематизируется не по отраслям права, а по таким основаниям как сферы государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства. Задачи создания согласованной системы законодательства свидетельствует о том, что законодателем должен отдаваться отраслевым кодексам.

Кодификационный акт

КОДИФИКАЦИОННЫЙ АКТ - акт, системно регулирующий определенную сферу отношений. Такой акт обладает определенными отличительными внешними признаками: имеет наименование, указывающие на вид данного конкретного акта, - «кодекс», «положение», «устав» и т.д.; структурно делится на части, разделы, главы, среди которых выделяются «общая часть», раздел или глава, носящие название «общие положения», «основные положения»; обычно утверждается актом соответствующего правотворческого органа - законом, указом, постановлением. Момент его вступления в силу определяется зачастую не в общем порядке, предусмотренным для актов данного органа, а путем установления твердой даты, как правило, довольно отдаленной от момента принятия самого кодификационного акта. Внешним признаком кодификационного акта, жестко связанным с его сущностью и содержанием и во многом ими определяемым, является наименование этого акта. В современной практике правотворчества используются различные виды кодификационных актов, имеющих свое наименование: «Основы законодательства», «Кодекс», «Положение», «Устав», «Правила», «Инструкция».

Кодификация

КОДИФИКАЦИЯ - упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). Современное понимание кодификации отлично от его понимания в римском праве, где это понятие охватывало собрание всех законов, окончательно регулирующих право или одну какую-нибудь его отрасль. Главная функция и важнейшая особенность кодификации в ее современном звучании - изменение содержания правового регулирования, придание ему комплексного системного характера. Кодификация с этой точки зрения является высшей формой систематизации, обеспечивающей коренную переработку действующего законодательства в той или иной сфере регулируемых им отношений и придающая ему на этой основе новое качество. Кодификация выступает как средство (способ) совершенствования и упорядочения законодательства и проводится с той целью, чтобы объединить и систематизировать апробированные временем действующие установления, уточнить (переработать) их содержание и изложить с соблюдением требований законодательной стилистики и законодательной техники. Тем самым обеспечивается максимальная полнота регулируемых отношений. Критика кодифицируемого законодательства, являющаяся основой кодификации, позволяет устранить противоречия и несогласованности действующих норм права, придать им совершенную форму. Принципиально выгодная особенность кодификации состоит в том, что она обеспечивает выполнение в правовой системе двух задач: 1) упорядочивает законодательство и 2) качественно совершенствует его. Кодификация в этом смысле является не только высшей формой систематизации, но и высшей формой правотворчества. Кодификация всегда преследует установление новых норм, отвечающих в наибольшей мере потребностям общественной практики, устраняющих пробелы и дефекты в правовом регулировании и обладающих качеством оптимальных регуляторов в данных условиях. В результате кодификации принимается сводный кодификационный акт. По своему характеру и значению кодификация может быть всеобщей отраслевой и специальной.

Коллизионное право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коллизионные нормы права

КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, принимаемые с целью устранения коллизий, либо определяющие порядок разрешения противоречий между предписаниями (нормативными правовыми актами), изданными по одному и тому же вопросу. Наибольшее количество коллизионных норм содержится в международном частном праве. Это нормы, определяющие, право какого государства должно быть применено к данному гражданско-правовому отношению, имеющему международный характер. Главная особенность коллизионных норм заключается в том, что они не содержат прямого определения прав и обязанностей участников правоотношений, а указывают на применяемое право конкретного государства для определения этих прав и обязанностей. В международном частном праве коллизионная норма права, кроме того, имеет специфическую структуру. Такая норма состоит из объёма (гипотезы) и привязки (диспозиции). Объём - это указание вида правоотношения международного характера, определение условий действий этой нормы. Привязка - представляет структурную часть коллизионной нормы, которая содержит указание на право, подлежащее применению к данному отношению.

Коллизия в законодательстве

КОЛЛИЗИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - в формально-юридическом смысле это расхождение содержания (столкновения или противоборства) двух или более формально действующих нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования, т.е. принятых по одному и тому же вопросу. Коллизии в законодательстве являются результатом возникающих в нем противоречий. Принято различать две группы таких противоречий: 1) материальные и 2) формальные, или специально юридические.

Противоречия материального порядка, в конечном счете вызваны к жизни (детерминированы) обстоятельствами социального характера. Соответственно противоречия материального порядка связаны с динамизмом регулируемых отношений и консерватизмом правой системы.

Законодательство является продуктом правотворческой деятельности. Закон (иной нормативный акт) принимается по воле органа государства, наделенного правотворческими полномочиями. Однако объективная основа законодательства глубинные причины, вызвавшие его к жизни, находятся за пределами воли и сознания законодателя. Необходимость принятия закона обусловлена в конечном счете потребностями общественной практики, т.е. объективно возникающими разнообразными интересами. Выявленные (познанные), сформулированные и закрепленные в законе такие интересы (предварительно «усредненные», согласованные) приобретают форму правовых установлений. Закон в этом смысле есть нормативное выражение интересов или нормативно выраженное согласие (законодательно обеспеченный интерес предполагает, что такое согласие достигается). С течением времени изменяются условия жизнедеятельности людей, меняются их взгляды, настроение, ожидание, возникают новые интересы. И если эти интересы не учитываются правотворческой практикой (не вносятся изменения в ранее принятый закон), то они входят в противоречие с формально действующим законом, таким образом, причины противоречий материального порядка в законодательстве обусловлены несовершенством законодательства развивающимся потребностям и интересам. На философском языке это означает расхождение между «сущим» и «должным», между тем, что требовалось в действительности и чем располагала в данный момент юридическая практика (законодательство).

Причины формально-юридического характера возникновения коллизий в законодательстве связаны с упущениями в законотворческой деятельности: наличием законотворческих ошибок; рассогласованностью нормативных правовых актов; отсутствием в вводимом в действие закона правил об отмене или изменении ранее действующих норм; несовершенство законодательной стилистики, техники изложения правовых норм в акте и др.

В федеративном государстве, кроме того, коллизии могут возникать из-за множественности субъектов правотворчества; возникающих споров о компетенции и др.

Компетентное толкование

КОМПЕТЕНТНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - толкование, исходящее от сведущих в области права лиц - юристов-практиков, от работников государственного аппарата. Консультации по отдельным вопросам права, теле- и радиопередачи на юридические темы - все это относится к неофициальному компетентному толкованию.

Компетенция

КОМПЕТЕНЦИЯ - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа. Строго говоря, компетенция включает в себя: полномочия должностного лица, (государственного органа), предметы ведения и основные направления деятельности, или функции данного должностного лица (органа). В узком значении компетенцию нередко отождествляют с полномочиями. Компетенция предполагает исчерпывающее определение круга полномочий должностного лица (органа государства), пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение компетенции должностного лица или государственного органа юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями.

Комплексные отрасли права

КОМПЛЕКСНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА - отрасли, которые характеризуются соединением норм базовых отраслей и специальных (сельскохозяйственное или аграрное, торговое, экологическое право и др.).

Консолидация

КОНСОЛИДАЦИЯ - особый вид предметной официальной инкорпорации, представляющий собой укрупнение, сведение нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт в целях единого регулирования данных общественных отношений. Консолидация законодательства является юридическим средством преодоления множественности нормативных актов. Посредством консолидации происходит объединение или консолидирование всех тех нормативных актов, которые имеют один и тот же предмет регулирования, в единый укрупненный (консолидированный) акт. При этом такой акт официально удостоверяется (утверждается) правотворческим органом, вследствие чего приобретает свойства самостоятельного источника права. Акты, входящие в такой укрупненный акт утрачивают свое значение и признаются не действующими. В практике зарубежных стран консолидация имеет широкое распространение. Показателен в этой связи опыт США, где действует свод законов, охватывающий 50 крупных разделов; во Франции большое количество законодательных актов объединены в несколько кодексов (кодекс о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, кодекс сберегательных касс и другие). В Великобритании еще в XIX веке, английский парламент принял специальный закон статутного права. В Германии действует такой консолидированный акт, как Социальный кодекс.

Консолидация есть нечто среднее, своего рода промежуточное звено между инкорпорацией и кодификацией. Вместе с тем консолидация отличается от инкорпорации и от кодификации. От первой - тем, что она представляет собой своеобразный вид правотворчества. В этом смысле консолидация ближе к кодификации, результатом которой является консолидированный акт. Однако консолидированный акт не имеет содержания правового регулирования, не вносит изменений в действующие законодательство. Этим консолидация отличается от кодификации и сходна с инкорпорацией. При проведении консолидации применяются специфические приемы законодательной техники. При этом исходные требования для этого вида систематизации состоят в том, что объединению подлежат нормативные акты, во-первых, имеющие один и тот же предмет регулирования и, во-вторых, обладающие одинаковой юридической силой. Построение нормативного материала в консолидированном акте сопровождается некоторой внешней обработкой нормативного материала: нормы права, консолидированных актов излагаются в определенной логической последовательности. При этом такие нормы подвергаются некоторой редакционной правке, что тем самым обеспечивает единый стиль их изложения, использование унифицированной терминологии; устраняются противоречия повторения, уточняется терминология, сходная по целевому назначению нормы объединяются в одну статью (пункт). Консолидированный акт имеет свою структуру (рубрикацию), соответственно которой осуществляется объединение нормативных актов.

Конституционная законность (конституционность)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ (КОНСТИТУЦИОННОСТЬ) - режим, при котором обеспечено реальное верховенство Конституции в правовой системе, прямое и непосредственное действие ее норм и положений, создание в стране такого политического режима и социально-экономического строя, при котором конституционная формула: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» стала бы действительно смыслом, содержанием и обязанностью для государства, его органов и должностных лиц.

Конституционная ответственность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конституционное право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конституционное судопроизводство

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО - урегулированная нормами конституционного права деятельность Конституционного Суда и участвующих в деле лиц и других участников процесса по поводу разрешения дел, являющихся предметом разбирательства федерального органа конституционной юстиции. Юридические процедуры разрешения таких дел, принципы конституционного судопроизводства, определены Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». В этом заключена особенность конституционного судопроизводства, поскольку уголовное, гражданское, административное судопроизводство осуществляются на основании соответствующих процессуальных кодексов. В соответствии со ст. 53 Закона «О Конституционном Суде РФ» сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 1) заявители - органы и должностные лица, направившие в Конституционный Суд обжалование; 2) органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого оспаривается; 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается. Участниками только их процесса выступают свидетели и эксперты (ст. 63-64 указанного Закона).

Понятие «конституционное судопроизводство» не совпадает с более широким по содержанию понятием «конституционный процесс». Кроме конституционного судопроизводства, последний включает и так называемые неюрисдикционные производства - избирательный и законодательный процесс (избирательное и законодательное производство), производства по делам о гражданстве, о приобретении статусов беженца и вынужденного переселенца, производство о предоставлении политического убежища, о приостановлении и ликвидации деятельности общественного объединения (здесь сочетаются элементы неюрисдикционного и юрисдикционного производства), о расформировании избирательной комиссии и др.

Конституционность

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ - свойство правового акта (действия, решения), означающее его соответствие положениям Конституции. Конституционным является акт, изданный в соответствии с компетенцией государственного органа, не противоречащий принципам и предписаниям права, принятый в установленной Конституцией страны форме.

Контрольное производство (контрольный процесс)

КОНТРОЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС) - правовая форма деятельности государственных органов по наблюдению и проверке исполнения и соблюдения подчиненными субъектами (организациями, учреждениями, общественными объединениями) нормативно-правовых предписаний и предупреждения правонарушений. Такой контроль может быть внутренним (отраслевым, ведомственным), когда он осуществляется в самой системе ее органов, и внешним (межотраслевым, подведомственным), когда он осуществляется органом, который не входит в систему данного ведомства. Государственный контроль осуществляется в форме ревизии, проверки, инспектирования, надзора, может быть предварительным, текущим и перспективным. В зависимости от того, кто осуществляет государственный контроль, различают контроль законодательных (представительных) органов государственной власти, органов государственного управления, прокурорский надзор и судебный контроль. Объем контрольных полномочий и содержание контрольной деятельности этих органов, а также юридические последствия контроля неодинаковы.

В зависимости от субъекта контрольной деятельности можно выделять контроль Президента РФ, контрольную деятельность законодательных и исполнительных органов власти. Контроль органов исполнительной власти подразделяется на: общий; ведомственный; надведомственный.

Концепция закона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Концепция свободного, "живого" права

КОНЦЕПЦИЯ СВОБОДНОГО, «ЖИВОГО» ПРАВА - разновидность социологического типа правопонимания, в основе которого представление о праве как о правилах, нормах, сложившихся в самих ассоциациях и выступающих регуляторами поведения людей; как о порядке в публичных союзах. Обоснована в начале XX в. основоположником социологии права австро-венгерским ученым Е. Эрлихом. По Эрлиху, живое право находится не в статьях закона, а в практических отношениях. Анализируя действовавший в то время на территории Буковины (входившей в состав Австро-Венгрии) Австрийский ГК, Эрлих обнаружил, что только 1/3 часть норм применяется в практической жизни. На этом основании в предисловии к своему главному труду «Основы социологии права» он приходит к следующему методологически важному выводу: «центр тяжести в развитии права в наши дни, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе». Пребывая в различных ассоциациях, люди вступают в общение и признают некоторые правила как обязательные стандарты. Они подчиняют свое поведение тем правилам, которые сложились под давлением социальных сил общества. Это нормы морали, обычаи и др. В таком случае логичен и другой вывод Эрлиха о том, что «живое право» и может быть представлено не законодательством, а различными социальными нормами. «Подобно тому, как в далеком прошлом право представляло собой порядок, существующий в родах, семьях, домашних общностях, сегодня его нужно искать в нормах, определяющих внутренний строй союзов, и разработанных с помощью соглашений в договорах и уставах». Право возникает везде, где в нем есть общественная необходимость. В понимании Эрлиха, право есть порядок, существующий в различных ассоциациях. При этом Эрлих считал, что свои права люди воспринимают не из юридически зафиксированных установлений, а как нечто естественное, вытекающее из человеческих взаимоотношений. Отсюда складывающийся в человеческих ассоциациях порядок предшествует правовым установлениям и, более того, предполагает базисную форму права т.е. первооснову этих установлений.

Корпоративное (локальное) правотворчество

КОРПОРАТИВНОЕ (ЛОКАЛЬНОЕ) ПРАВОТВОРЧЕСТВО - нормотворческая деятельность администраций трудовых коллективов, государственных предприятий, акционерных обществ, производственных и иных кооперативов, экономических ассоциаций. Принимаемые акты субъектами такого правотворчества имеют локальное значение и ограниченное действие.

Корпоративное право

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО - совокупность норм, создаваемых корпорациями для регулирования разнообразных отношений как внутри самих корпораций, так и отношений с другими корпорациями, иными социальными субъектами. Это разновидность норм, посредством которых обеспечивается саморегулирование на локальном уровне - на уровне отдельных человеческих коллективов. Корпоративное право охватывает нормы, разрабатываемые корпорациями независимо от вида осуществляемой ими деятельности (политической, предпринимательской, религиозной и др.) и вне зависимости от степени публичности таких корпораций. Суть корпоративного права в том, что оно выражает общую (согласованную) волю всего коллектива данной корпорации и призвано обеспечить ее надлежащую самоорганизацию. Корпоративное право обеспечивается силой корпоративного принуждения, но может обеспечиваться и возможностями государственного принуждения. Назначение корпорации - организационное оформление и отстаивание групповых интересов, которые могут быть как частными, так и публичными. Соответственно, корпорации могут относиться либо к частным, либо к публичным. Особенность в том, что публично-правовые корпорации могут учреждаться посредством акта органа государственной власти; могут наделяться властными полномочиями; в некоторых случаях им могут быть делегированы полномочия издавать правовые акты, применять меры принуждения и др.

Корпоративные нормы

КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ - нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на их общих собраниях, конференциях, съездах.

Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с юридическими. Они так же, как и правовые, документально зафиксированы, в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст.ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» и др. законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, вышеупомянутый Закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм, либо осуществление объединением деятельности, противоречащее нормам Устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.

Краткость (лаконизм) и экономичность законодательного стиля

КРАТКОСТЬ (ЛАКОНИЗМ) И ЭКОНОМИЧНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ - минимальное расходование законодателем языковых средств, ограниченное использование им терминов и слов при конструировании той или иной законодательной формулы. Данное требование юридической терминологии хотя и уступает по значимости точности и доступности, тем не менее также является существенной чертой языка закона и в значительной степени выступают показателями правовой культуры законодателя. Экономное расходование языковых средств означает, что законодатель при описании правовой ситуации должен избегать неоправданных повторов, многословия, использования сложных фразеологических оборотов. Общеизвестно: чем лаконичнее изложен текст, тем благоприятнее он для восприятия. Законодательный опыт указывает, что предложения в законодательном тексте должны быть короткими. Кратковременная память, по заключениям психологов, обычно в состоянии «схватывать» предложения, состоящие не более чем из 22 слов. В действующем законодательстве, как показывает лингвистический анализ, использование сложных, громоздких грамматических конструкций, перегруженных сложноподчиненными оборотами; причем нередко одни придаточные предложения входят в другие, образуя несколько ярусов грамматического подчинения, не является редкостью. К примеру, норма (нормы), сформулированная в третьем абзаце статьи 52 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», состоит из одного предложения, насчитывающего 107 слов. Наличие такого рода усложненных конструкций характерно для данного Закона в целом. Заметим, что такими длиннотами страдают и многие другие федеральные законы. Означенной трудности можно избежать, заменив сложное предложение на несколько простых, подвергнув при этом каждое из них тщательной литературной правке.

В то же время законодатель должен помнить, что краткость и экономичность законодательного стиля приносят очевидную пользу в том случае, когда они усиливают точность и доступность языка закона. В ином случае экономия может обернуться большими тратами.

Критерии правомерного поведения (правомерности)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Критика права

КРИТИКА ПРАВА - конструктивная оценка состояния правовой системы, деятельности правовых учреждений, развитости законодательства и др., и связанное с этим обоснование недостатков,

Особенности правового нигилизма и конструктивной критики проявляются в их предмете. Если первый есть отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей, то вторая направлена на отрицание ложных норм, идей, консервативных привычек, установок, несовершенных юридических институтов. Различие усматривается и в результатах (последствиях). Если нигилизм подрывает правовые устои общества, является тормозом, сдерживающим фактором прогрессивного правового развития, то конструктивная критика есть условие совершенствования правовой системы, фактор социально-правового прогресса. В реальной жизни грани между ними весьма условны и подвижны. Безоглядная некомпетентная критика правовой системы средствами массовой информации, а нередко и юристами способна вызвать нежелательный социально-правовой эффект, в частности породить у населения негативное отношение к юридическим институтам.

Кросскультурная реалистическая (плюралистическая) концепция

КРОССКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ (ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ (Л. Посписил) - учение, согласно которому правовую систему внутри себя общество создает лишь тогда, когда оно сегментировано, т.е. дифференцировано на подгруппы, разделено на части. Общий вывод: там, где существует хотя бы простой, как в семье, способ авторитарного разрешения споров, конфликтов с элементами подчинения и принуждения, там есть и всегда было право определенного уровня. Название «плюралистической» объясняется тем, что она допускает внутри единого общества функционирование некоторого множества правовых систем. Право относится к специфическим группам с хорошо определенным членством.

В каждом обществе - примитивном и современном - действуют правовые системы разных уровней, составляя при этом иерархию, которая отражает включенность подгрупп в единое целое. Хотя принцип плюрализма позволяет найти новые аргументы против этатизации правовых отношений и догмы механического подчинения праву, однако широкой поддержки и среди юристов, и антропологов такой подход не получил.

Предыдущая страница Следующая страница