Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГОР"-"ГОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГОР"-"ГОС")

ГОРНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРНЫЙ ОТВОД

ГОРНЫЙ ОТВОД - часть недр (участок недр), ограниченных плоскостями, отвесно проходящими через границы, обозначенные на поверхности специальными знаками (так называемый "геометризованный блок недр"); предоставляется пользователям недр в соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах").

Определение размеров Г.о. и выдача горноотводного акта установленной формы (он наряду с лицензией служит юридическим документом, дающим право на пользование недрами) возлагается на органы Госгортехнадзора и его органы на местах.

Недропользователь, получивший Г.о., приобретает право на использование участка недр в пределах указанного блока до технически доступных глубин.

Г.о. дает исключительное право пользоваться недрами в соответствии с предоставленной лицензией. При этом любая деятельность по эксплуатации недр в границах Г.о. может осуществляться только с согласия пользователя недрами, которому предоставлен данный Г.о. В отличие от этого в пределах геологического отвода такие ограничения не установлены и работы по изучению недр могут проводиться по нескольким лицензиям, выданным на один и тот же геологический отвод. Права и обязанности недропользователей в рамках геологического отвода определяются в самих лицензиях. Клюкин Б.Д.

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения - Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением. Этими же соображениями объясняется закрепление Конституцией РФ статуса Г.ф.з. за Москвой и Санкт-Петербургом. Г.ф.з. равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края, Г.ф.з. не имеет своей конституции. Его статус определяется уставом. города, принимаемым его представительным органом. Устав г. Москвы принят 28 июня 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство, статус всех органов власти, порядок их формирования и взаимодействия, их полномочия и ответственность, бюджет и финансы, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти. Кроме того, отдельные главы посвящены отношениям собственности и осуществлению Москвой функций столицы РФ. Представительным (законодательным) органом является Московская городская Дума, избираемая жителями путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. В ее составе 35 депутатов. В таком же порядке и на тот же срок избираются мэр - высшее должностное лицо города, возглавляющее назначаемое им правительство, и вице-мэр.

Во многом сходную структуру имеет организация власти в г. Санкт-Петербурге. Глава его исполнительной власти, также избираемый населением, именуется губернатором. Губернатор возглавляет Администрацию Санкт-Петербурга. в которую входит также Правительство города. Законодательная власть принадлежит Законодательному Собранию, состоящему из 50 депутатов, избираемых на 4 года.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) конкретного государства, т.е. пространственный предел действия его государственного суверенитета. Г.г.подразделяются на сухопутные, воздушные и водные (речные, озерные, морские).

Современные Г.г. устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии сухопутной границы (отчасти и водной) подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (двухстороннюю) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границ).

Морские Г.г. устанавливаются самостоятельно каждым государством по внешнему пределу своих территориальных вод, если только они не соприкасаются с территориальными водами другого государства.В последнем случае морские границы устанавливаются также на основе соглашения.

Понятие Г.г. РФ, порядок ее защиты и охраны, режим границы и порядок ее пересечения регламентируются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" и ФЗ РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Защита Г.г., являющаяся частью системы обеспечения безопасности РФ и реализации ее пограничной политики, выражается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (осуществляемой ими в пределах своих полномочий) путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, экологических, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В них в установленном порядке принимают участие общественные организации и граждане.

На Г.г. РФ существует специальный пограничный режим, устанавливаемый международными соглашениями приграничных государств и их законодательством.

Режим Г.г. РФ включает особые правила: содержания Г.г.: перемещения через границу грузов, товаров и животных: пропуска через Г.г. РФ физических лиц, транспортных средств, грузов: ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности: разрешения с иностранными государствами инцидентов.связанных с нарушением правил режима Г.г. РФ.

Колодкин Л.М.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА - особо тяжкое преступление, совершаемое в форме шпионажа, наносящее ущерб внешней безопасности РФ (ст. 275 УК).

Под внешней безопасностью подразумевается суверенитет, целостность и неприкосновенность территории РФ, ее оборона и безопасность государства.

Под шпионажем понимается передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ может выражаться в содействии агентам. резидентам и другим представителям иностранных разведывательных органов при: вербовке граждан для сотрудничества с ними или сборе компрометирующих материалов на тех или иных лиц с целью их склонения к сотрудничеству; трудоустройстве, получении жилья, автотранспорта, аудио- и видеоаппаратуры, иных технических или электронных средств информации и связи для осуществления ими враждебной деятельности: изготовлении для них различных фальшивых документов (паспорта.военного билета, водительских прав и т.д.); приобретении, доставке или передаче предметов, сведений, документов и т.д. по указанному ими адресу.

Исполнителями Г.и. могут быть только граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста. Лица без гражданства и иностранные граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности за соучастие в Г.и. в качестве организатора, подстрекателя или пособника.

Мотивы Г.и. могут быть различными (политические,идеологические,религиозные, корыстные и т.д.). Эти мотивы не составляют обязательных признаков данного преступления, но учитываются при назначении наказания.

Г.и. наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с конфискацией имущества или без таковой. Однако, принимая во внимание высокую общественную опасность данного преступления и преследуя цель склонить лиц, сотрудничающих с представителями иностранной разведки, к явке с повинной, российский законодатель допускает освобождение виновного от уголовной ответственности за совершение Г.и., если он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не: содержится Иного состава преступления.

Аликперов Х.Д.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА - см. Казна.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ - специальная запись о различных правах на недвижимость физических и юридических лиц, в том числе иностранных, которая заносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, введенный ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации). Государственной регистрации подлежат: право собственности на землю и другие недвижимые вещи. право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право бессрочного(постоянного) землепользования, право аренды недвижимого имущества, ипотека и другие сделки с ним. сервитут и другие обременения прав, прекращение прав, их передача, подтверждение, ограничение или изменение прав; другие права на недвижимость, разрешенные ФЗ РФ.

Если регистрируются земельные права, то одновременно происходит регистрация прав на имущественные объекты, находящиеся на данном земельном участке (здания, сооружения и т.п.). Каждый объект недвижимости на всей территории страны идентифицируется, т.е. обозначается уникальным номером. Отдельные части объектов недвижимости (квартиры, комнаты, блоки помещений и другие части) обозначаются номерами в пределах данного объекта. При этом соблюдаются единые для РФ правила и формы ведения регистрации, которые установлены Законом о государственной регистрации. Отказ в Г.р.п. на н. может быть обжалован в суд. Без Г.р.п. на н. право на недвижимость не возникает. Государство не гарантирует защиту и неприкосновенность незарегистрированных прав.

Функции государственной регистрации возлагаются на органы юстиции. В соответствии с Законом о государственной регистрации создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно быть завершено к 1 января 2000 г.

Лит.: Земля и право: Пособие для российских землевладельцев. М.,1997.

Жариков Ю.Г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне").

Законодательство РФ о Г.т. основывается на Конституции РФ (ст. 29 ч. 4 Конституции предусматривает, что перечень сведений, составляющих Г.т., определяется ФЗ) и Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности". Оно включает в себя в качестве базового компонента Закон "О государственной тайне", а также положения других законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой Г.т.

Закон "О государственной тайне" содержит подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к Г.т., как-то: различные сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; внешней политики и экономики; разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Закон определяет критерии, принципы, в соответствии с которыми органы защиты Г.т. должны осуществлять засекречивание сведений: законность, обоснованность, своевременность. Не должны засекречиваться сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина: о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о нарушении законности органами государственной власти и их должностными лицами. Граждане имеют право обжаловать в суд решения должностных лиц о засекречивании тех или иных сведений. Субъектами ответственности за нарушение законодательства РФ о Г.т. являются должностные лица и граждане, виновные в такого рода нарушениях. В соответствии с действующим законодательством в зависимости от обстоятельств дела они несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность. Уголовная ответственность за разглашение Г.т. предусмотрена ст. 283 УК, а ст. 284 УК регламентирует ответственность за утрату документов, содержащих Г.т.

Монахов В.Н.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА - ценная бумага, должником по которой является государство - РФ либо ее субъекты. В настоящее время в РФ обращается более полутора десятков видов Г.ц.б. (см. Государственные займы, Государственные казначейские обязательства. Золотой сертификат, Облигации внутреннего валютного займа. Облигации государственных сберегательных займов, Облигации федеральных займов).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО - см. Конституционное право.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - как основная разновидность унитарных предприятий- коммерческая организация, имущество которой является единым (неделимым) объектом права собственности ее учредителя-государства (ст.113 ГК РФ). Это - единственный вид коммерческих организаций, не являющихся собственниками, не представляющих собой корпорации лиц (объединения на началах членства) и обладающих целевой (специальной) правоспособностью. Учредительный документ Г.п. - утвержденный собственником устав, орган управления - единоличный (назначенный собственником) руководитель - директор. Г.п. создаются, а также реорганизуются и прекращаются по решению уполномоченных на то государственных органов (министерств и ведомств)(постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности"). На закрепленное за ними имущество собственника-учредителя (и на имущество, полученное в результате своей деятельности) Г.п. получают ограниченные вещные права. Юридическим лицом и субъектом права на имущество признается Г.п., а не его "трудовой коллектив", что исключает появление "народных", "коллективных" и подобных предприятий. По своим обязательствам Г.п. отвечает всем этим имуществом и не несет ответственности по обязательствам своего собственника-учредителя.

Разновидности Г.п. - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное) (ст. 114 и 115 ГК РФ). Казенные предприятия могут быть только федеральными, а при недостатке их имущества ответственность по их обязательствам несет РФ, в связи с чем они в отличие от других Г.п. не могут признаваться банкротами.

Признание предприятия, в том числе Г.п., юридическим лицом не свойственно странам с развитой рыночной экономикой, а в РФ представляет собой остатки прежнего правопорядка, сохраненные законом на переходный период. В развитом гражданском обороте не могут участвовать несобственники, за действия которых фактически руководящий ими учредитель-собственник не отвечает. Поэтому предприятия, в том числе Г.п., признаются имущественными комплексами - объектами, а не субъектами гражданского права (ст. 132,559,656 ГКРФ).

Суханов Е.А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Г.у. или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Г.у. представляет собой одну из форм этой деятельности. Г.у. носит государственно-властный характер,является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой (финансы, налоги, статистика), социально-политической (оборона, иностранные, внутренние дела и др.), социально-культурной (наука, образование, здравоохранение), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля) и др. областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.

Г.у. имеет четко выраженный публичный характер: проводит в жизнь (исполнение) содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению делами общества. В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

КолодкинЛ.М.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - см. ГКО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РФ - долговые обязательства Правительства РФ. выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. №3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации"). Г.в.д. РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства могут быть выражены в трех формах: кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ: государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ: других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ(например, долговых обязательств субъектов РФ и органов местного самоуправления).

Г.в.д. РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Долговые обязательства бывшего СССР включаются в Г.в.д. РФ только в части, принятой на себя РФ. Она не несет ответственности по долговым обязательствам своих национально-государственных и административно-территориальных образований,если они не были гарантированы Правительством РФ.

Долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Управление в Г.в.д. РФ, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. Обслуживание Г.в.д. РФ производится ЦБ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ. их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Правительство РФ ежегодно не позднее мая текущего года должно публиковать данные о состоянии Г.в.д. РФ за предыдущий финансовый год.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ - см. Герб государственный.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН - см. Гимн государственный.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЕМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЕМ - см. Договор государственного займа.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ - предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров. выполнении работ, оказании услуг (далее - продукции) для федеральных и региональных государственных нужд.

Государственных заказчиков, осуществляющих закупку продукции для федеральных государственных нужд, утверждает Правительство РФ. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Государственных заказчиков для обеспечения поставок на нужды субъектов РФ определяют органы государственной власти последних.

Государственными нуждами, для удовлетворения которых выдается Г.з., признаются потребности государства в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения обороны и безопасности страны и реализации государственных целевых программ. Государственные нужды и объемы их финансирования из бюджета предусматриваются в законе о государственном бюджете РФ на соответствующий период.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме. установленном бюджетом, и ответственны за реализацию государственных целевых программ и обеспечение федеральных или региональных государственных нужд.

Г.з. на поставку продукции для государственных нужд размещается путем проведения открытых или закрытых торгов. конкурсов, аукционов. Их участниками могут быть предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности, расположенные на территории РФ.

Исполнение Г.з. обеспечивается посредством заключения государственных контрактов с поставщиками.

Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в РФ невозможно или экономически нецелесообразно.

Г.з. как способ удовлетворения потребностей государства в необходимой продукции длительное время и широко применяется во многих странах. В РФ использование Г.з. регулируется § 4 гл. 30 ГК РФ, рядом федеральных законов и иных правовых актов.

Пугинский Б.И.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР - одна из функций государственного управления земельными ресурсами. Земельное законодательство определяет, что Г.з.к. содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земли.

Г.з.к. ведется в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли и иных видов землепользователей и создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога, арендной платы. Он содержит информацию о землях всех категорий и ведется по единой для РФ методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципов совместимости с территориальным лесным. водным кадастром, кадастром животного мира, кадастром особо охраняемых природных территорий. Ведение Г.з.к. возложено на Госком.зем и его территориальные органы.

В отличие от учета Г.з.к. представляет собой совокупность достоверных данных не только о количественных, но и качественных характеристиках,свойствах земли. Они состоят из данных земельно-кадастрового районирования, группировки почв и классификации земель по категориям, классам, подклассам в зависимости от их природных (естественных) свойств и признаков(механического) состава почв. постилающей породы рельефа, негативных процессов (эрозии, засоления, заболачивания), технологических, экологических и градостроительных свойств. При этом каждой группе почв, классу, подклассу земель присваивается определенный показатель (балл), характеризующий сравнительную ценность естественных природных свойств почв.

В Г.з.к. содержится денежная оценка земель и определена их сравнительная ценность как средства производства и как пространственного(операционного) базиса.

Согласно Положению о порядке ведения Государственного земельного кадастра (утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622) оценка земель различного целевого назначения проводится с помощью системы натуральных и стоимостных показателей, сведения об оценке отражаются в земельно-кадастровых документах.

Гусев Р.К.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ БИЛЕТ

I)в СССР - наименование денежных купюр достоинством в 1, 3 и 5 руб., вид бумажных денежных знаков; 2) в некоторых иностранных государствах - вид государственных ценных бумаг, дающих право на получение дохода в течение срока действия обязательства и получение его номинальной стоимости при погашении.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ - см. Контракт государственный.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Г.к. осуществляется различными органами.Традиционно контрольные функции были сосредоточены в основном у парламентов, однако в последние десятилетия во многих странах получили распространение внепарламентские, но действующие от имени парламента контрольные инстанции (например, институты омбудсманов, счетных палат), выросла численность и роль органов административной юстиции. Во всех государствах широкими правами контроля обладают министерства финансов.

В РФ в настоящее время складывается следующая система органов Г.к.: конституционный контроль возлагается на КС; финансовый контроль - на Счетную палату (наряду с Минфином и ЦБ); контроль за соблюдением прав человека - на Уполномоченного по правам человека; парламентский контроль (в условиях ограниченных Конституцией РФ полномочий) осуществляют палаты ФС и парламентские комиссии по расследованию; президентский контроль по вертикали исполнительной власти - контрольное управление Администрации Президента РФ; ведомственный и межведомственный контроль - специальные контрольно-инспекционные органы Правительства РФ, министерств и ведомств, межведомственные комиссии; контроль за соблюдением избирательных прав граждан - ЦИК совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

1) кредит, предоставленный государством обычно юридическим лицам для выполнения бюджетных программ;

2) кредит, предоставленный государству (см. Договор государственного займа).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МИНИСТР

1) должностное лицо, входящее в состав правительств ряда стран;

2) почетный титул, предоставляемый бывшим политикам за политическую службу. В некоторых странах Г.м. имеет более высокий ранг. чем министр; возглавляет один из наиболее важных департаментов. координирует деятельность некоторых смежных министерств (Франция, Португалия, Венгрия) и выступает, по-существу, заместителем главы правительства. В Великобритании так называют первого заместителя министра (государственного секретаря). В Японии государственными министрами именуют всех членов кабинета, а в Норвегии Г.м. возглавляет правительство. В Китае эта функция наряду с заместителями премьер-министра возложена на членов Государственного совета (министра, председателя комитета и т.п.).

Титул Г.м. - почетный и подразумевает протокольное предпочтение. Он предоставляется политическим деятелям первого ранга и обладателям наиболее важных портфелей.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ - поручение государственного заказчика поставщику (предприятию, организации, учреждению) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - продукции) для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства, осуществляемое на контрактной основе по итогам проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Государственными заказчиками на закупку продукции для оборонных нужд являются организации, определяемые Правительством РФ. Такими организациями выступают соответствующие органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия и государственные учреждения.

Содержание Г.о.з. и объемы его финансирования из федерального бюджета предусматриваются федеральными целевыми программами и законом о федеральном бюджете на соответствующий период. Для решения особо важных задач оборонного характера федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ.

Участниками торгов, конкурсов, аукционов могут быть предприятия,организации и учреждения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ. По результатам торгов, конкурса или аукциона государственный заказчик заключает с победителем государственный контракт на поставку продукции.

С учетом узкой специализации отдельных предприятий оборонной промышленности для привлечения их к выполнению Г.о.з. Правительство РФ может в необходимых случаях вводить для федеральных казенных предприятий режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. Оплата стоимости закупленной по Г.о.з. продукции может обеспечиваться гарантией,предоставленной Правительством РФ.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям-изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам. Перечень и объемы таких ресурсов устанавливаются Правительством РФ.

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по выполнению Г.о.з. и регулирует отношения сторон. Особенность государственных контрактов на основании Г.о.з. - включение условий о контроле со стороны государственного заказчика или государственной контролирующей организации (военного представителя, приемщика) за ходом и результатами работ, об оказании консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность.

Пугинский Б.И.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ - в ряде государств Европы и Америки название высших государственных чиновников. Например, в США Г.с. - руководитель Государственного департамента (внешнеполитического ведомства) США; в Великобритании Г.с. именуются главы некоторых ведомств - внутренних дел, обороны, по делам Шотландии и т.д. В Бельгии Г.с. являются фактически заместителями министров. В Мексике и некоторых других странах Латинской Америки Г.с. называются министры.

В Российской Империи с 1810 г.- начальник Государственной канцелярии, органа делопроизводства Государственного совета.

В РФ пост Г.с. по отдельный вопросам (по правовым вопросам, по связям с общественными организациями и др.) существовал в 1991-1992 гг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

1) высшее законосовещательное учреждение Российской Империи в 1810-1906 гг. В 1906 г. в связи с созданием Государственной думы (ГД) преобразован в верхнюю палату российского парламента. К этому времени половину Г.с. составляли выборные члены, половину - назначаемые императором. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов (включая председателя и вице-председателя Г.с.) ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Г.с. и ГД. Все выборные члены Г.с. избирались на 9-летний срок, причем через каждые 3 года треть каждого разряда подвергалась ротации.' Г.с. имел равные с ГДзаконодательные права.

2) В некоторых зарубежных государствах Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Эквадор, Греция. Колумбия) - одно из центральных государственных учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции, либо органом конституционного контроля, либо консультативным органом при главе государства. Так. во Франции Г.с. возглавляет систему административной юстиции и одновременно является органом государственного управления - консультативным учреждением при правительстве. В составе Г.с. имеется секция по рассмотрению споров (в ней около 30 членов Г.с.), в свою очередь состоящая из 9 подсекций. В них от имени Г.с. рассматриваются кассационные и апелляционные жалобы на решения нижестоящих органов административной юстиции. Секция Г.с. рассматривает по первой инстанции жалобы на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами либо исходящие от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов.

3) В Швеции, Норвегии, Финляндии, КНР, Республике Корея, части кантонов Швейцарии - официальное наименование правительства.

4) В Республике Дагестан в составе РФ Г.с. - коллегиальный орган, выполняющий функции главы государства. Г.с. формируется не парламентом, а специально созываемым для этого органом - Конституционным Собранием. В состав Г.с. (насчитывающего 14 членов) не может входить более одного представителя одной и той же национальности.

В Удмуртской Республике в составе РФ - высший представительный законодательный и контрольный орган.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - понятие,используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле: охватывает отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты социальных и экономических отношений (в особенности формы собственности и организации хозяйствования), статуса личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления (если оно провозглашено в государстве).

Понятие Г.с. можно считать тождественным понятию конституционный строй. Но понятие Г.с. шире, чем понятие государственное устройство, и охватывает его.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - см. Суверенитет.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ - см. Флаг государственный.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК - см. Язык, государственный.

Предыдущая страница Следующая страница