Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОЛ")

КАБАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ

КАБАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ - в гражданском праве сделки, крайне невыгодные одной из сторон, явно ущемляющие ее права и навязанные ей при обстоятельствах, исключающих свободное волеизъявление: сделка, которую лицо было вынуждено совершить, чем другая сторона воспользовалась. К.с. может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего (ст. 179 ГК РФ).

КАБИНЕТ

КАБИНЕТ (кабинет министров) название правительства в целом, или его части, либо совокупности министров в некоторых зарубежных государствах. В ряде стран (например, в Великобритании понятие правительства и К. не совпадают. В этих странах термин "правительство" означает совокупность всех глав центральных исполнительных ведомств министерств, департаментов) и некоторых высших государственных чиновников, в то время как К. состоит из руководителей важнейших министерств. К. возглавляется главой правительства (в Великобритании, ФРГ, Италии, и других парламентарных государствах) или главой государства (в США и других президентских республиках). В Великобритании в состав К. входит лишь часть министров. К. является органом, обычно неупоминаемым в конституциях. Его состав определяется премьером, который может не только вводить в состав К. тех или иных министров, но и определять его численность. К. сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти. В некоторых странах учреждается орган, по своему составу еще более узкий, чем К. Это "внутренний К." в Великобритании или "кухонный К." в США. Они представляют собой коллегии, состоящие из лиц, наиболее приближенных к главе правительства, и возглавляются соответственно премьер-министром или президентом. Деятельность этих органов негласна. В некоторых странах правительство называется К.. когда оно действует без участия президента, и советом министров, когда на его заседаниях председательствует президент.

КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - совокупность достоверных сведений о хозяйственном, правовом, качественном и количественном состоянии природных ресурсов. В основе кадастра земли и лесов лежат данные учета. данные топографо-геодезических, картографических, геоботанических и других специальных исследований, получаемых в результате землеустройства. лесоустройства, а также данные мониторинга о качественном состоянии этих природных ресурсов и происходящих в них изменениях. Земельный и лесной кадастры ведутся соответственно органами Госкомзема и Рослесхоза. Наряду с ними действуют кадастры полезных ископаемых, животного мира(отдельно по рыбным запасам и наземным животным). Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз, а кадастра животного мира. принадлежащего к объектам рыболовства, - на МПР. Водным кадастром ведает МПР, а также Росгидро-мет. Отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий. Сбор и ведение реестра всех кадастровых сведений (включая денежную оценку особо охраняемых природных объектов) возложены на Госкомэкологию. территориальные органы, а также на Рослесхоз, его территориальные и другие федеральные органы исполнительной государственной власти РФ.

Гусев Р.К.

КАДИ

КАДИ (араб. - судья) в мусульманских странах судьи шариатских судов и всех иных судебных органов. Однако в литературе, посвященной мусульманскому праву, шариату и фикху, под К. обычно подразумевается мусульманский судья, возглавляющий шариатский суд.

Лит.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М.. 1966. С. 180-194; Сюкияй-нен Л.Р. Мусульманские суды в странах Арабского Востока. Государственный аппарат. М., 1984. С.98-120.

Сюкияйнен Л.Р.

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - унитарные государственные (федеральные) предприятия, обладающие правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. К.п. могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 115 ГК РФ). К ним, в частности, относятся предприятия. осуществляющие производство некоторых видов оборонной'продукции, и предприятия исправительных учреждений. К.п. реорганизуются и ликвидируются также по решению федерального правительства (п.6 ст. 115 ГКРФ).

К.п. - разновидность унитарных предприятий. В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, К.п. на закрепленное за ним имущество собственника приобретает право оперативного управления, которое по содержанию совпадает с аналогичным правом финансируемых собственниками учреждений (ст. 296 ГК РФ). К.п. распоряжается закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом только с предварительного согласия собственника (в лице уполномоченного органа федеральной исполнительной власти). Лишь произведенную продукцию оно вправе реализовать самостоятельно, однако законом или иными правовыми актами могут быть установлены специальные ограничения (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Собственник определяет и порядок распределения.доходов К.п. Он вправе без согласия К.п. изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Важная особенность гражданско-правового статуса К.п. - субсидиарная ответственность РФ (собственника имущества) по обязательствам К.п. (в силу чего оно не может быть объявлено банкротом). Однако такая ответственность наступает лишь при недостаточности всего имущества К.п. для удовлетворения требований кредиторов (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Этим оно отличается от некоммерческих учреждений, по долгам которых собственники отвечают уже при недостатке находящихся в распоряжении учреждений денежных средств, и от унитарных предприятий, по долгам которых их собственники не несут субсиди-арной ответственности. В остальном на К.п. распространяются общие правила об унитарных государственных предприятиях.

Суханов Е.А.

КАЗНА

КАЗНА - часть государственного или муниципального имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями. К. - нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами-несобственниками имущество, Непосредственно находящееся в собственности публично-правовых образова-. ний (п. 4 ст. 214 и п. Зет. 215 ГК РФ).

К., или фиск (лат. fiscus-денежный ящик, в римском праве - императорская, а затем общегосударственная К.), в некоторых правопорядках и в теоретической литературе иногда отождествляется с государством как публично-правовым образованием - самостоятельным субъектом гражданского оборота. С этой позиции К. рассматривается как имущественно-правовая (частноправовая) сторона деятельности государства, противопоставляемая его публично-правовой стороне (государству как публичной власти).

Действующее законодательство РФ рассматривает К. как определенную совокупность имущества, т.е. как объект, а не субъект права. При этом оно объявляет К. соответствующее имущество как РФ и ее субъектов (государственных образований), так и аналогичное имущество муниципальных образований, т.е. нераспределенное имущество любых субъектов публичной собственности.

К. публично-правового образования составляют средства соответствующего бюджета, а также иное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченном вещном праве. Государственную К. РФ составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов (пенсионного,социального страхования и др.). а также средства ЦБ, золотой запас, алмазный и валютный фонды РФ.

Соответствующие публично-правовые образования отвечают по своим обязательствам имуществом, составляющим К., прежде всего - бюджетными средствами. Однако это не относится к обязательствам созданных ими унитарных, предприятий - субъектов права хозяйственного ведения от имени К. В качестве ответчиков по искам к публично-правовым образованиям по общему правилу выступают соответствующие финансовые органы (министерства финансов, финансовые управления (департаменты) и отделы финансов), в непосредственном распоряжении которых находятся бюджетные средства (ст. 1071 ГК РФ).

., Суханов Е.А.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ВЕКСЕЛЯ

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ВЕКСЕЛЯ - см. Вексель.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (КО)

1)документарные купонные государственные среднесрочные об-дигации бывшего СССР.

Выпуск данных КО производился е 1 января 1990г. по 30 ноября 1992 г. облигациями с номиналами от 50 до 1 тыс. руб. с интервалом в 50руб., а также номиналами от 1 тыс. до 20 тыс. руб. с интервалом в.1 тыс. руб. Первоначально заем выпускался на 16 лет. В последующем, в связи с инфляционными процессами, его сроки были сокращены сначала до 8, а затем - и до 3 лет, т.е. до 1 января 1993г.

. 2) Бездокументарные государственные краткосрочные ценные бумаги РФ.

Нормативной базой для выпуска, обращения и погашения КО служат постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906 "О выпуске казначейских обязательств" и Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств, утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября 1994 г. № 140.

Эмитентом КО являлся Минфин РФ, который устанавливал объемы и даты выпуска КО соответствующих серий. КО каждой серии имеют единые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения, каковые опять-таки должны были устанавливаться Минфином РФ. КО выпускались в бездокументарной форме путем депонирования Минфином РФ глобального сертификата на весь выпуск (серию) в центральном депозитарии. Последний дробил этот глобальный сертификат на мелкие партии, которые переводил на счета депо лиц, являвшихся уполномоченными депозитариями: они затем размещали КО среди юридических лиц - резидентов РФ, в порядке, устанавливавшемся Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ. В последующем КО могли быть приобретены любыми российскими юридическими, а также физическими лицами. Обращение КО осуществлялось только в бездокументарной форме по счетам-депо в уполномоченных депозитариях, которые обязаны были хранить собственные и клиентские КО в центральном уполномоченном депозитарии. Уполномоченные депозитарии (в том числе центральный) осуществляли регистрацию сделок купли-продажи КО, а также учет обременения последних залоговыми обязательствами их владельцев. Процентный доход по КО выплачивался Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ одновременно с погашением КО. Ответственность за своевременное погашение и выплату процентного дохода по КО нес Минфин РФ.

Последним стал выпуск КО 22 декабря 1995 г. на основании Приказа Минфина от 5 января 1996 г. № 4. Объем выпуска составлял 29,8 млрд. руб. (29 800 шт. КО по 1 млн. руб. каждое). Срок обращения КО данной серии составил 6 месяцев начиная с 22 марта 1996 г. Доход выплачивался по ставке 40% годовых. В качестве депозитария по КО данной серии был избран Промстройбанк РФ.

Белое В.А.

КАЗУС

КАЗУС (случай) невиновное причинение вреда (см. Вина). Согласно ч. 1 ст. 28 УК деяние признается совершенным невиновно, если лицо. его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. В соответствии с ч. 1 ст. 5 УК объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Например. врач. допустивший передозировку инъекции лекарства, которое было неправильно маркировано при изготовлении на предприятии, что-вызвало смерть потерпевшего, не подлежит уголовной ответственности в силу отсутствия в его действиях вины-налицо К.

В гражданском праве К. обычно не влечет за собой ответственности. Однако иногда закон допускает ответственность и за случайное причинение ущерба. Это расширение ответственности является исключением из общего правила и применяется лишь при наличии специальных к тому оснований. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств. механизмов.электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ). Журавлев М.П.

КАЗУС БЕЛЛИ

КАЗУС БЕЛЛИ (лат. casus belli - случай, событие и bellum - война, т.е. случай, обусловливающий начало войны, повод к войне) непосредственный формальный повод для возникновения между государствами состояния войны. Первоначально одна из юридических категорий существовавшего в Древнем Риме "специального права" - совокупности обычаев, которыми должны были руководствоваться члены коллегии жрецов (фециалов) при осуществлении решений сената, содержавших какие-либо претензии к сопредельным народам. Неудовлетворительный или отрицательный ответ последних на выдвинутые в ультимативной форме требования римлян, как и отсутствие ответа в установленный срок.считался К.б.

В качестве К.б. в соответствии с положениями Устава ООН может рассматриваться возникновение "любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии", когда (если предпринятые меры, не связанные с использованием вооруженных сил, оказались недостаточными) Совет Безопасности ООН "уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности". Кроме того, Уставом ООН предусматривается возможность индивидуальной или коллективной самообороны любого государства-члена этой Организации в случае, "если произойдет вооруженное нападение" на это государство, т.е. К.б.

Волосов М.Е.

КАЗУС ФЕДЕРИС

КАЗУС ФЕДЕРИС (лат. casus - случай, событие и foedus - союз. договор) включаемое в международные договоры условие, согласно которому наступление определенных обстоятельств или возникновение фактов юридических дает основания или обязывает одну, обе или все договаривающиеся стороны совершить либо, наоборот, воздержаться от совершения предусмотренных договором действий.

Важнейшим моментом, связанным с включением в международный договор условия, определяющего-К.ф., считается четкость и исчерпывающая точность соответствующих формулировок, без чего указанное условие может оказаться малоэффективным или вообще недейственным.

Волосов М.Е.

КАНАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - расположенные на территории некоторых государств водные магистрали, сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в качестве транспортных коммуникаций. Таковыми являются Су-эцкий канал, проложенный между Средиземным и Красным морями, Кильский канал - между Балтийским и Северным морями. Коринфский канал - между Эгейским, Адриатическим и Ионическим морями. Панамский канал - между Атлантическим и Тихим океанами. С 1933 г. вступил в эксплуатацию искусственный водный путь речного типа, соединяющий бассейны Балтийского и Черного морей через верховья рек Рейн, Майи и Дунай. Подпадая под суверенитет государства, в пределах границ которого каждый из этих каналов расположен, и, следовательно, под действие законодательства такого государства, К.м., вместе с тем, подчиняются и международно-правовому режиму, закрепленному в соответствующих двух- или многосторонних межгосударственных соглашениях либо в международных обычаях. Основу правового режима пользования К.м. составляет принцип свободы торгового судоходства, означающий свободу плавания торговых судов всех государств (всех флагов) при условии, однако, строгого соблюдения ими установленных на национальном уровне правил, жестко регламентирующих технико-эксплуатационные. навигационные, экологические. финансовые и другие подобные аспекты прохода через них. Для военных кораблей предусмотрена свобода судоходства по Суэцкому каналу; проход военных кораблей через Коринфский канал возможен с соблюдением разрешительного порядка; по Кильскому каналу допускается свободное плавание военных кораблей государств, находящихся в мире с Германией; Панамский канал открыт для мирного прохода судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации, однако военные корабли Панамы и США имеют исключительное право на проход по каналу - без задержек.

Лит.: Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. (Константинопольская конвенция о Суэцком канале): Версальский мирный договор 1919 г. (статьи, относящиеся к Кильскому каналу), заключенные в 1977 г. между Панамой и США договоры "О Панамском канале" и "О постоянном нейтралитете Панамского канала и его эксплуатации".

Волосов М.Е.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНЦЛЕР

КАНЦЛЕР (нем. Kanzler)

1) в ряде государств одно из высших должностных лиц (например, в Германии и Австрии федеральный К. - глава правительства: в Великобритании К. казначейства - министр финансов): 2) в России до 1917 г. - высший гражданский чин (1-й класс). Давался руководителям внешней политики (президентам коллегии иностранных дел и министрам иностранных дел).

КАПЕРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРОЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРТЕЛЬ

КАРТЕЛЬ (от лат. charta - папирус (бумага), документ, письмо) соглашение между хозяйствующими субъектами, сохраняющими свою.юридичес-кую и хозяйственную самостоятельность, направленное на регламентацию или устранение конкуренции между ними, а также на противодействие конкурентам, не являющимся его участниками. Соглашение может содержать условия о: а) фиксировании цен на производимые членами К. товары и оказываемые ими услуги; б) разделе рынков и покупателей (пользователей); в) выделении участникам К. квот реализуемых товаров и услуг: г) использовании технологий. принадлежащих другим участникам К., и т.д.

Национальное законодательство государств о конкуренции может установить запрет на ряд действий участников К. В РФ запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если результатом таких соглашений является (может стать) ограничение конкуренции в РФ. Однако соглашения могут быть признаны правомерными в случае, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от них превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Одним из первых соглашений о К., содержащих черты современного К., является соглашение между римским папой Павлом II и неаполитанским королем Фердинандом (1470)относительно добычи и продажи квасцов, содержащее условия о фиксировании цен и разделе прибыли, квотах в продажах, условиях о штрафах за его нарушение, о взаимной отчетности и т.д. Первое публичное использование термина "К." в современном значении имело место в Германии (1879) в связи с заключением соглашения между производителями рельсов, подвижного состава и локомотивов.

Сесекин В.Б.

КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА

КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА - жалоба на решение или приговор суда, не вступивший в законную силу. К.ж. может быть подана лицом, имеющим на то право согласно закону (см. Кассация), через суд. постановивший решение или приговор, либо непосредственно в кассационную инстанцию. К.ж. по гражданскому делу может быть подана в течение 10 дней после вынесения судом решения (ст. 284 ГПК): в арбитражном процессе - в течение месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда: по уголовному делу - в течение 7 дней со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора (ст. 328 УПК). Срок обжалования, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом по ходатайству лица, подавшего жалобу. В гражданском, а также арбитражном процессе закон требует соблюдения определенных реквизитов К.ж. Кроме того, такая жалоба подлежит оплате государственной пошлиной (за исключением случаев, когда лицо, подавшее жалобу, освобождается от ее уплаты). В К.ж. по уголовному делу должны содержаться сведения, без которых кассационная инстанция лишена возможности рассмотреть жалобу: фамилия, имя и отчество заявителя, какой именно приговор, какого суда он обжалует и т.п.

До начала рассмотрения К.ж. кассационной инстанцией лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее (по гражданскому делу - отказаться от жалобы). По уголовному делу в тот же срок можно принести дополнительную К.ж., в которой привести не указанные ранее нарушения закона, допущенные при разбирательстве дела, новые доводы, аргументы, подтверждающие требования об отмене или изменении приговора.

К жалобе могут быть приложены дополнительные материалы, подтверждающие доводы заявителя.

Обжалованное или опротестованное в кассационном порядке решение либо приговор вплоть до рассмотрения К.ж. вышестоящим судом не вступает в законную силу и не исполняется. Исключение составляют лишь случаи немедленного исполнения решения, предусмотренные ст. 210 и 211 ГПК, а также освобождение из-под стражи (сразу же после провозглашения приговора) оправданного или осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы,

Кореневский Ю.В.

КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - судебная инстанция, рассматривающая дела по кассационным жалобам и кассационным протестам на решения и приговоры и по частным жалобам и частным протестам на определения судов первой инстанции и постановления судей, не вступившие в законную силу. К.и. является суд. вышестоящий по отношению к суду, который вынес решение. приговор, определение или постановление: а) для районных и городских судов - судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам ВС республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суда автономной области и судов автономных округов; б) для ВС республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам Верховного Суда РФ: в) для судебных коллегий ВС - кассационная коллегия ВС: г) для военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов - военные суды военных округов, флотов, видов и групп войск; д) для военных судов военных округов, флотов, видов и групп войск - Военная коллегия ВС; е)для арбитражных судов - судебные коллегии федеральных арбитражных судов округов. '

Дела в К.и. рассматриваются коллегиально в составе 3 судей,а в арбитраж^ ном суде - не менее 3 судей.

Кореневский Ю.В.

КАССАЦИОННЫЙ ПРОТЕСТ

КАССАЦИОННЫЙ ПРОТЕСТ - см. Кассация.

КАССАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - см. Преступление.

КАТОРГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАУЗАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ

КАУЗАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ - см. Сделки..

КАФ

КАФ (от англ. cost и freight - стоимость и фрахт) в международной торговле это одно из условий поставки товаров, существующее в Инкотермс. В Инкотермс-90 (последняя редакция) эта аббревиатура заменена новым обозначением - "КФР" (CFR), помещенным в группу "С". Однако расшифровка и суть его остались прежними - продавец обязан оплатить фрахт и транспортировку товара до обусловленного договором места назначения, а также нести иные расходы, связанные с доставкой груза. В частности, продавец обязан заключить договор перевозки, осуществить таможенную очистку товара, в случае необходимости получить за свой счет экспортную лицензию, уплатить все налоги, пошлины (включая таможенные) и сборы, взимаемые в связи с отправкой товара до момента его погрузки на судно, а также осуществить за свой счет все формальности, сопутствующие погрузке товара на борт судна. При этом риск повреждения или гибели товара переходит с продавца на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна в порту отгрузки. Данным условием охватываются поставки водным транспортом (речным или морским). Доставка товара другими видами транспорта, в том числе сухопутным, подчиняется условию СРТ- "фрахт/провозная плата оплачена до..." (см. Инкотермс).

Ануфриева Л.П.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЛЬЗЕН

КЕЛЬЗЕН - см. Нормативизм.

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАД

КЛАД - по гражданскому законодательству РФ зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не. может быть установлен либо в силу закона утратил на них право. В соответствии со ст. 233 ГК РФ К. поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где К. был сокрыт, и лица, обнаружившего К., в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении К. лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где К. был сокрыт, он подлежит передаче собственнику этого имущества. В случае обнаружения К.. содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они передаются в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где К. был сокрыт, и лицо. обнаружившее К. (если он производил раскопки с согласия собственника), имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости К. Вознаграждение распределяет^ ся между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не уста-. новлено иное. (Если же согласия на раскопки собственник не давал - вознаграждение поступает только ему.) Выше- указанные правила не применяются к лицам. в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска К.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАУЗУЛА

КЛАУЗУЛА (лат. clausula - особый, отдельный пункт,условие) особое положение международного договора. применяемое для того, чтобы обозначить какое-либо специальное его условие, связанное с основным предметом лишь косвенным образом. Примером К. могут быть, в частности, положения Устава ООН относительно обязанности членов ООН регистрировать в ее Секре тариате всякое международное соглашение, которое будет ими заключено после вступления в силу Устава ООН; о преимущественной силе обязательств членов ООН по ее Уставу перед обязательствами по любому другому заключенному ими международному соглашению; о предоставлении ООН на территории каждого из ее членов такой правоспособности, привилегий и иммунитетов, какие необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей.

Содержанием К. может быть предоставление участникам конкретного международного договора, посвященного регулированию каких-либо специальных видов международных отношений (например. торговых, о правовой помощи, научно-техническом сотрудничестве и др.). режима наибольшего благоприятствования; пункт о возможности присоединения к такому договору любого заинтересованного государства, об обязательной юрисдикции международных судебных органов в отношении споров, могущих возникнуть между его сторонами.

Колосов М.Е.

КЛАУЗУЛА ОБ ИЗМЕНИВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

КЛАУЗУЛА ОБ ИЗМЕНИВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ - один из специальных принципов права между на-родных. договоров, иногда прямо включаемый в текст договора, согласно которому те или иные положения международного договора признаются обязательными к исполнению до тех пор, пока не изменятся обстоятельства, при которых этот договор был заключен и которые составляли существенное условие его заключения. Иными словами, К. об и.о. - положение или оговорка, устанавливающая право договаривающихся сторон освободиться от обязательств в одностороннем порядке (аннулировать их) в случае серьезного изменения обстоятельств, ситуации, обусловивших заключение и действие международного договора.

Для того чтобы обеспечить выполнение одного из важнейших основных принципов международного права - принципа неуклонного и полного выполнения обязательств, международная договорная практика идет по пути возможно большего ограничения применения К. об и.о. В Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. установлено, что на коренное изменение обстоятельств по общему правилу "нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него". Исключения предусматриваются лишь для случаев, когда: а) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников договора на обязательность такового для каждого из них; б) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Примерами таких обстоятельств могут служить, в частности, разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора, когда наличие таких отношений необходимо для его выполнения, а также принятие новой нормы международного права, если существующий договор оказывается в противоречии с этой нормой.

Коренное изменение обстоятельств может служить основанием и для приостановления действия договора.

Государство, совершившее агрессию, не в праве ссылаться на К. об и.о. для обоснования своего отказа от выполнения обязательств, устанавливающих ответственность за развязывание агрессии.

Волосов М.Е.

КЛЕВЕТА

КЛЕВЕТА - преступление, которое заключается в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 171 УК). К. посягает на достоинство лица как совокупность сложившихся о нем оценок и представлений в той области общественных отношений, в которой протекает его жизнь и деятельность. Потерпевшим от К. может быть любое физическое лицо, в том числе и недееспособ-ный, несовершеннолетний, а также умерший. Распространение заведомо ложных порочащих сведений заключается в их сообщении хотя бы одному постороннему лицу. К. может излагаться как устно, так и в письменной форме, например, при отправлении каких бы то ни было клеветнических сообщений в государственные или иные органы и учреждения, общественные организации. Сообщения клеветнических измышлений самому потерпевшему не признается их распространением, в таких случаях речь может идти об оскорблении.

При К. сведения касаются фактов, которые якобы имели место в прошлом либо в настоящем: они. могут относиться и к действиям лица, и к событиям его жизни. Сообщение о каких бы то ни было порочащих лицо событиях, которые могут наступить в будущем. К. не являются.

Сообщение каких-либо порочащих или подрывающих репутацию человека сведений, имевших место в действитель- ности, как К. расценивать нельзя. К. совершается только с умышленной формой вины. Не может рассматриваться как К. сообщение сведений о фактах, не имевших место, относительно которых лицо добросовестно заблуждается, считая их истинными. Более общественно опасной законодатель признает К., содержащуюся в публичном выступлении (на собрании, митинге и т.п.); в публично демонстрирующемся произведении или СМИ (книги, плакаты, фильмы и т.д.), а также К., соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

К. следует отличать от заведомо ложного доноса, при котором сообщение ложных сведений о якобы совершенном лицом преступлении направляется только в правоохранительные органы и преследует цель привлечь заведомо невиновного к уголовной ответственности, а не унизить его честь и достоинство.

Устинова Т.Д.

КЛЕЙМЕНИЕ

КЛЕЙМЕНИЕ - вид позорящего наказания с древнейших времен до XIX в.; средство распознавания осужденных преступников, состоявшее в наложении на них особых клейм. К. прежде всего было одним из способов установления судимости и играло туже роль, которая принадлежала некоторым видам увечий, причинявшихся осужденному палачом по приговору суда (например, отрезание уха, рвание ноздрей в русском праве). В русском праве уже в Двинской грамоте 1397 г. предписывается "всяка-го татя пятнати". Но наибольшее число указов относится к XVII и XVIII вв. Таковы указы: 1637 г. ("напятнати на щеках разжегши, а в пятне написати вор");

1691 г., объясняющий полицейские цели К., 1691 г. о форме клейма. Клейма были в виде букв ВОР, причем они накалывались на лбу и щеках, или в виде буквы Б (бунтовщик), СП (ссыльно-поселенец), СК (ссыльно-каторжный), или в виде орла и др. По Уложению о наказании, изданному в 1857 г., мужчины, приговоренные к каторжным работам, подлежали К. буквами К. А, Т, причем первая накалывалась на лоб, а две другие - на щеки. По Уставу о ссыльных (1857) кле-мились бежавшие из ссылки. Клейма для последних представляли из себя печать с буквами из медных игл, глубоко входивших в тело. Места уколов натирались краской. К. было отменено в России 17 апреля 1863 г.

К. сохранялось в практике различных судов очень долгое время даже в XIX в. Постепенно ограничивался круг лиц, к которым применялось К., клейма вместо лба и щек стали наноситься на грудь, спину плечи, т.е. на места тела, скрытые одеждой. Наконец, К. заменяется сначала отметками на паспортах, потом печатными реестрами - справками о судимости, антропометрическими измерениями (бертильонаж) и дактилоскопией. Впрочем, защитники К. не исчезли вполне и в начале XX в. Они предлагали своеобразную форму татуировки преступников впрыскиванием им под кожу особого красящего вещества.

КЛИНИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИРИНГ

КЛИРИНГ - саморегулируемая система безналичных расчетов между ассоциированными на договорной основе субъектами К. путем зачета взаимных требований и обязательств. Виды К.: межгосударственный, банковский, различные виды локальных К. Помимо субъектов К. в эту систему обязательно входит расчетный центр (клиринговая палата),.

Банковский К. делится на К., осуществляемый посредством учреждений ЦБ,

К. межбанковский, основанный на системе корреспондентских отношений, и внутрибанковский или межфилиальный.

' К. активно используются на биржах товарных, фондовых, валютных, внутри различных ассоциаций и объединений. К. в РФ проводится в рамках Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Ассоциация дает возможность проводить К. не только денежных средств, но и ценных бумаг. Концентрация платежей при К. позволяет значительно уменьшить общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает управление им. Посредством К. упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и благодаря этому повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. .

Смирнов К.А.

КОДЕКС

КОДЕКС (лат. codex) в буквальном смысле "собрание законов". В современном понимании К. представляет собой сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения. К. - результат кодификации, обладает высшей юридической силой и относится только к определенной отрасли права. В силу этого различают гражданский кодекс, уголовный кодекс, кодекс законов о труде и др. Расположение правовых норм в К. производится в порядке. отражающем систему данной отрасли права.

КОДЕКС БУСТАМАНТЕ

КОДЕКС БУСТАМАНТЕ - одна из наиболее значительных региональных кодификаций международного частного права: назван в честь кубинского юриста, автора 3-томного курса международного частного права,опубликованного в Гаване. К.Б. принят в 1928 г. на VI Гаванской панамериканской конференции по международному частному праву. Это одна из крупнейших кодификаций коллизионных норм в мире. Он состоит из 437 статей, сгруппированных в 4 книги, в которых в соответствующей системе рассматриваются основные коллизионные вопросы гражданского права и процесса, возникающие в сфере международного хозяйственного и гражданского оборота. Среди них такие институты международного гражданского права, как лица, гражданство, местожительство, физические и юридические лица. брак и развод, семейные отношения, имущественные отношения, различные способы и основания приобретения собственности, обязательства; международное торговое право (о купцах и торговле вообще, специальные торговые сделки, исковая давность): международный процесс (компетенция судов, право обращения в суд, судебные поручения,доказательства, обжалование, несостоятельность, исполнение судебных решений и др.). В К.Б. содержится (как дань бытовавшим в то время концепциям о том, что международное частное право есть отрасль между народного права) раздел (специальная книга), посвященный международному уголовному праву. Применительно к своему времени он представлял определенный итог развития международного частного права. К.Б. ратифицировал ряд центрально-американских и латиноамериканских государств (Панама, Мексика, Бразилия. Никарагуа, Венесуэла, Боливия и др., кроме, однако, США). В некоторых из них, как, например, на Кубе, он до сих пор сохранил значение действующего источника внутригосударственного права. Несмотря на общую "унификационную" идею создания и разработки подобного акта как единообразного источника права, в ряде вопросов К.Б. не снял различий в использовании коллизионных принципов, к которым прибегают государства для решения тех или иных вопросов правового регулирования. ' - '. .

Лит.:Дурденевский В.Н. Избранные источники международного частного права. М., 1940; Л ун ц Л.А. Международное частное право. М., 1970. С. 171;

Перетерский И.С..Крыло в С.Б. Международное частное право. М., 1959. Ануфриева Л.П.

КОДЕКС НАПОЛЕОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (КоАП) систематизированный, кодифицированный законодательный акт. регламентирующий принципы, общие положения, основания административной ответственности и порядок производства по делам об административных правонарушениях. Общая часть КоАП содержит определение административного правонарушения, перечень видов административных взысканий. общие правила их наложения. Особенная часть излагает составы конкретных административных правонарушений в сферах: прав граждан и здоровья населения: собственности: охраны окружающей природной среды,памятников истории культуры; промышленности, использования тепловой и электрической энергии: сельского хозяйства; транспорта, дорожного хозяйства и связи; благоуст- ройства и жилищно-коммунального хозяйства; установленного порядка управления. КоАП определяет систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность. КоАП регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о наложении административных взысканий. КоАП принят 20 июня 1984 г., введен в действие с 1 января 1985 г. и неоднократно дополнялся и изменялся с учетом принятия Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов.

КоАП устанавливает административную ответственность только физических лиц.

Колодкин Л.М.

КОДЕКС ЮСТИНИАНА

КОДЕКС ЮСТИНИАНА - одна из составных частей Свода Юстиниана. Включает 4652 отрывка из императорских распоряжений (конституций), изданных начиная с императора Адриана (II в. н.э.) и кончая самим Юстинианом. Состоит из 12 книг, излагающих: церковное право и обязанности государственных служащих (кн. 1); частное право - имущественные и прочие отношения (кн. 2-8): уголовное право (кн. 9); административное и финансовое право (кн.10-12).

КОДИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА - см. Свод Юстиниана.

КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ - принцип коллективного обсуждения и (или) решения вопросов, относящихся к компетенции данного органа. К. позволяет при обсуждении вопросов учесть весь спектр мнений, вариантов проектов управленческих решений, аккумулировать знания и коллективный опыт членов коллегиального органа,учитывать интересы структурных подразделений органа и социальных групп, представители которых входят в состав коллегиального органа. Коллективными органами являются правительство, государственные комитеты и другие структуры государственной власти. К.представительной и судебной власти - конституционный принцип законотворчества и отправления правосудия. По правовому статусу коллегии являются совещательными органами. Решения коллегий.как правило,проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей. Численность коллегии федеральных органов государственной власти определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должности входят руководители и их заместители. Коллегия формируется Правительством РФ по представлению руководителя из числа заведующих (начальников) ведущих структурных подразделений органа. его территориальных подразделений, ведущих ученых и специалистов отрасли в количестве не более 5 человек. Полномочия между членами коллегии распределяются ее председателем, которым по должности является руководитель органа. Одна из форм К. в государственном управлении - создание консультативных и координационных органов.

При Президенте РФ могут создаваться в качестве консультативных коллегиальных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним в соответствии с их компетенцией предложения для Президента. Коллегиальные совещательные органы формируются и при коллегиальных органах. Например, при Правительстве РФ могут создаваться консультативные и координационные органы в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных. Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти вправе образовывать коллегиальные совещательные координационные органы в виде межведомственных комиссий и межведомственные советы.

Колодкин Л.М.

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА - рассмотрение гражданских и уголовных дел судом в составе нескольких судей. К.с. способствует всестороннему,полному и объективному исследованию обстоятельств дела, постановлению законного и обоснованного решения и приговора.

Коллегиальное рассмотрение производится одним из трех составов судей. Гражданские дела, а также уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних и о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное законом, является более строгим, чем 5 лет, но не превышает 15 лет лишения свободы, подсудные районному или городскому народному суду. рассматриваются судьей и 2 народными заседателями (ст. 35 УПК). Дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожиз-ненноголишения свободы или смертной казни, рассматривает коллегия в составе 3 профессиональных судей. По ходатайству обвиняемого такие дела рассматриваются судьей и присяжными заседателями в тех областях и краях, где такой суд существует (ст. 15 УПК). В кассационной инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе 3, а в порядке надзора - не менее 3 профессиональных судей.

Кореневский Ю.В.

Предыдущая страница Следующая страница