Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "С" (часть 2, "СВО"-"СМЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СВО"-"СМЕ")

СВОД ЗАКОНОВ

СВОД ЗАКОНОВ - официально издаваемый государством сборник законодательства, в котором помещаются сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом. хронологическом и др.) действующие нормативные акты. Обычно предполагает проведение значительных подготовительных и прежде всего кодификационных работ. Своды должны состоять в основном из кодифицированных и других укрупненных актов по всем отраслям права, а также актов,устраняющих законодательные пробелы.

Практика издания С.з. довольно широко распространена в мировой практике (Свод Юстиниана в Древнем Риме, действующие в настоящее время Своды законов США, ФРГ и др.).

К памятникам систематизаторской деятельности в царской России XIX в. относится Свод законов Российской Империи.

В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены и изданы С.З.СССР (11 томив) и С.з. РСФСР (8 томов).

С.з. РСФСР был издан в 1986- 1988гг. и включал законодательные акты и важнейшие постановления Правительства РСФСР общенормативного характера. Все помещаемые в С.з. акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты. С.з. был издан на съемных листах, дающих возможность поддерживать тома С.з. в действующем состоянии...

В современных условиях, когда в РФ темпы правотворческой деятельности выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового С.з. 6 февраля 1995 г. принят Указ Президента РФ № 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации". В соответствии с ним С.з. должен быть официальным, систематизированным и полным собранием нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в действующем состоянии. В его тома предполагается включить законодательные акты РФ, нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, общезначимые решения КС.

Пиголкин А.С.

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - систематизированный сборник русского дореволюционного законодательства. К составлению Свода приступили с началом царствования императора Николая I, в 1826 г.Руководил работами по собиранию и переработке многочисленнейших старых законов 'и указов, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича 1649 г.. известный юрист М.М. Сперанский. В основу Свода законов был положен следующий план. Общественная жизнь воплощается в союз государственный и союз гражданский; в основе каждого из нихлежат законы, намечающие границы его действия (определительные) и ограждающие права, из него вытекающие (охранительные). В соответствии с этим весь С.з. Р.И. должен состоять из 8 частей: а) законы основные, определяющие существо верховной власти; б) законы органические, определяющие устройство органов этой власти; в) законы сил правительственных, определяющие способы действия государственной власти; г) закон о состояниях, определяющий права и обязанности подданных по степени участия их в составе установлений и сил государственных; д) законы гражданские и межевые, включающие семейственные и общие имущественные отношения: е) уставы государственного благоустройства; ж) уставы благочиния (законы полицейские): з) законы уголовные. Разработка законодательства по этому плану была возложена на 11 Отдельных Его Императорского Величества канцелярий.19 января 1833 г.

Свод законов был внесен в Государственный совет, который решил издать С.з.Р.И. "в виде законов, коими в решениях исключительно руководиться должно". Свод был опубликован в Манифесте 31 января 1833 г. и вступил в силу 1 января 1835 г. 30 января 1836 г. были опубликованы выработанные Государственным советом правила его применения. К Своду ежегодно стали печататься очередные Продолжения С.з.Р.И., в которых показывалось, какие статьи должны считаться отмененными, а также размещались вновь издаваемые законы. С 1863 г. начали печататься кроме очередных еще Сводные продолжения С.з.Р.И., охватывающие изменения в законах по отдельным томам за более или менее значительный период времени. До этого данная цель достигалась переизданиями всего Свода. Последним Сводным продолжением является издание 1912 г.

Первоначально весь С.з.Р.И. помещался в 15 томах. Судебные уставы 1864 г. не входили в С.з.Р.И. Но в 1876 г. была сделана попытка распределить эти уставы по отдельным томам (в II, X, XV томах), приведшая, однако, к искажению многих сторон судебной реформы. В целях восстановления единства Судебных уставов в 1883 г. части их вновь были соединены, а в 1892 г. внесены в Свод в виде нового XVI тома. Однако вне С.з.Р.И. так и остались Своды военных и военно-морских установлений и местные законы.

СВОД ЮСТИНИАНА

СВОД ЮСТИНИАНА (кодификация Юстиниана) систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества.

Основная часть С.Ю. была составлена небольшой комиссией из авторитетных юристов в 529-534 гг. Изначально С.Ю. включал три части: а) официальный учебник римского частного права (Институции): б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название - Дигесты, и греческое - Пандекты); в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие. правовые акты императоров.

Последняя, четвертая часть С.Ю.- новеллы - представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534-556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации.

Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части С.Ю. сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст С.Ю. на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части С.Ю. появляются в издании Дионисия Готоф-реда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени.

Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. С.Ю. действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. С.Ю. являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи - Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на С.Ю. ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор..

Додонов В.Н.

СВОП

СВОП (англ. swap, swop - обмен. менять, мена)

1) временная покупка с гарантией последующей продажи;

2)одновременная обменная операция по ценным бумагам С. с целью продления срока - продажа одной ценной бумаги и покупка другой с более длительным сроком погашения; 3) операции по обмену национальной валюты на иностранную с обязательством обратного обмена через определенный срок (осуществляется обычно между банками: 4) продажа наличной валюты (спот) с одновременной покупкой ее на срок (форвард) или наоборот; 5) разность в процентных ставках по двум валютам на один и тот же срок.. :.

СДЕЛКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СДР

СДР (англ. Special Drawing Rights (SDR) - специальные права заимство-. вания) международные платежные средства, предназначенные для использования в строго определенных целях странами - членами Международного валютного фонда (МВФ) (на сегодняшний день таковыми являются более 150 государств). СДР выпускаются с 1970г. с целью регулирования расчетов с МВФ и соизмерения стоимости национальных валют стран - участниц МВФ. Форма выпуска - записи на счетах государств в МВФ. Обеспечением СДР первоначально выступало золото, сегодня им является всякая валюта свободно конвертируемая, которая должна быть предоставлена страной - владельцем СДР на сумму имеющихся у нее СДР. До 1 июля 1974 г. "валютной корзины", на основе которой определялась стоимость одного СДР, не было. С указанной даты и до 1 июля 1978 г. в "корзину" входили 16 валют капиталистических стран. Далее с указанной даты по 1 января 1981 г. к ним прибавились валюты некоторых арабских стран. С последней даты по настоящее время в "корзину" СДР входят доллар США (42%), германская марка (19%), японская иена (15%), французский франк (12%), английский фунт стерлингов (12%).

СДР используются для расчетов государств - членов МВФ между собой и МВФ. а также для расчетов между государствами - членами МВФ и иными государствами, не входящими в МВФ, но присоединившимися к системе СДР.

Белов В.А.

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ - вид таможенной пошлины, которая устанавливается для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия С.п. не может превышать 6 месяцев в году.

С.п. являются формой оперативных средств регулирования внешнеэкономической деятельности. Они выходят за рамки обычных таможенных тарифных мер, хотя в основе их воздействия на внешнеторговый оборот также заложены экономические принципы.

Лит.: Григорьев Ю.А. Оплата таможенных пошлин при импорте товара. Ответы на вопросы //Консультант. 1996, № 7; Савин В. О таможенных пошлинах России//Внешняя торговля. 1994, №6.

Анисимов Л.H.

СЕКВЕСТР

1) С. гражданско-правовой: специальный вид хранения вещей, являющихся предметом спора.

С. как особый вид хранения (поклажи) был известен уже римскому праву.

По договору о С. двое или несколько лиц, между которыми возник спор о праве на вещь, передают эту вещь третьему лицу. принимающему на себя обязанность по разрешении спора возвратить вещь тому лицу, которому она будет присуждена по решению суда либо по соглашению спорящих сторон (договорный С.). Вещь, являющаяся предметом спора, может быть передана на хранение в порядке С. по решению суда (судебный С.). Хранителем по судебному С. может быть как лицо, назначенное судом, так и лицо, определяемое по взаимному согласию спорящих сторон. В обоих случаях требуется согласие хранителя, если законом не установлено иное. На хранение в порядке С. могут быть переданы как движимые, так и недвижимые вещи. Хранитель имеет право на вознаграждение за счет спорящих сторон, если договором или решением суда. которым установлен С., не предусмотрено иное.

2) С. бюджетный - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5. 10. 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. В соответствии с БК режим С. расходов вводится в случаях, когда при исполнении бюджета уровень его дефицита превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников.

Решение о С. принимается-представительным органом по предложению исполнительного органа власти.

С. не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется ГД, высшими представительными органами власти субъектов РФ и местными органами.

3) С. международно-правовой: способ обеспечения имущественной ответственности государств за совершенные международные правонарушения. Осуществляется на основании норм международного права путем изъятия определенного имущества, запрета на совершение сделок с ним и принятия под временное управление до решения о судьбе имущества органами, уполномоченными на то соответствующими международными актами.

Юрьев С.С., Грачева Е.Ю.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (лат. secu-lar, saecularis - мирской, светский)

1) конфискация государственной собственности, принадлежащей религиозным учреждениям; 2) "обмирщение" - процесс приспособления религии к светскому образу жизни, а также постепенной утраты религиозными институтами своих идейных и социальных позиций и замещения религиозной идеологии светской;

3) переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.

Жуковская Н.Ю.

СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО - отрасль права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а также в определенных законом случаях и пределах - между другими родственниками и иными лицами. С.п. определяет также формы и порядок устройства в семьи детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Основной семейно-правовой акт - СК, в соответствии с которым могут приниматься ФЗ и законы субъектов РФ, регулирующие указанные отношения.

Семейные правоотношения могут регламентироваться и нормами гражданского законодательства в случае отсутствия соответствующих норм в СК.

С.п. включает в себя не только законодательные акты. но и акты Президента РФ и Правительства РФ, а на уровне субъектов РФ - нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.. ,

В случае если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены семейным законодательством. применяются правила меж-дународного договора. Среди международных актов с участием РФ. затрагивающих сферу семейных отношений, можно назвать: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.. Декларацию прав ребенка 1959 г.: Минскую конвенцию 1994 г. "О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", а также ряд договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных с такими странами, как Болгария. Венгрия, Вьетнам, Куба, другие договоры.

Ермаков В.Д.

СЕНАТ

СЕНАТ (лат. senatusorsenex-старец, совет старейшин)

1) С. в Древнем Риме возник в виде совета старейшин 300 патрицианских родов около VI в. до н.э. В его компетенцию входили вопросы непосредственного управления. выработка законопроектов, заключение мира. право временно вводить военную диктатуру. Дальнейшее развитие С. шло по пути периодического сокращения его полномочий. В период Республики на фоне сословной борьбы плебеев с патрициями (V-III вв. до н.э.) власть С. была ограничена в пользу комиций (народного собрания). В период Империи С. играл роль совещательного органа при императоре. В его полномочия входило высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом (III-I вв. до н.э.). Однако по мере усиления власти императора значение С. постепенно падало, хотя формально он оставался одним из высших органов государства.

. 2) Правительствующий С. в России был учрежден Указом Петра I от 22 февраля 1711 г. Заменив собой Боярскую думу, С. первоначально действовал как чрезвычайный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. Кроме того. на него возлагались функции фискального надзора за деятельностью госаппарата. Члены С. - сенаторы (9 человек) и Обер-секретарь назначались непосредственно царем из числа гражданских и военных чиновников. Реформа 1722 г. превратила С. в надведомст-венный контролирующий орган. В результате реформы 1763 г. С. превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из 6 департаментов, один из которых ведал непосредственно судебными делами. С 1775 г. деятельность С. ограничивалась чисто судебными функциями, а после создания министерств (1802) он был преобразован в высший орган суда и надзора.

С. в России упразднен Декретом Советской власти от 22 ноября. (5 декабря) 1917г.. '

3) Название верхней палаты парламентов многих стран (Бельгии, Бразилии. Ирландии, Италии. Канады. Малайзии. Мексики, Польши. Румынии, США. Франциииар.). В некоторых странах С. формируется путем прямых (США. Италия) или многостепенных (Франция) выборов, в других - назначается главой государства целиком (Канада, Иордания) или частично (Ирландия). Во многих странах С. переизбирается не полностью (на 1 /з каждые 2 года в США. на 1 /з каждые 3 года во Франции).

4) Начиная со средневековья словом "С." обозначают представительные органы самоуправления в некоторых городах (например. С. Берлина).

5) В ряде стран название отделений в составе, как правило, высших судов, например С. Федерального конституционного суда ФРГ.

Жуковская Н.Ю.

СЕРВИТУТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕРВИТУТ ВОДНЫЙ

СЕРВИТУТ ВОДНЫЙ - право ограниченного пользования водным объектом. Согласно ст.43 Водного кодекса выступает в формах публичного и частного С.в. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный С.в.). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный С.в.). Частные С.в. могут устанавливаться и на основании судебного решения. Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к С.в. в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса. Публичные и частные С.в. могут устанавливаться в целях: а) забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств: б) водопоя и прогона скота: в) использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. В дополнение к С.в.. предусмотренным Водным кодексом,водным законодательством РФ могут быть установлены иные С.в. Для осуществления С.в. не требуется лицензия на водопользование.

СЕРВЫ

СЕРВЫ (от лат. servi - рабы) категория феодально зависимого населения в средневековой Западной Европе (Королевство франков, Германия. Франция и др.). В период становления европейского феодализма (V-VIII вв.) социальный и правовой статус С. имел различные варианты. В условиях разложения позднеантичного римско-италийско-го общества правовое положение С. напоминало статус римских рабов. В условиях трансформации родоплеменных отношений германского общества институт С. воплощал в себе черты патриархального рабства. В период развитого феодализма С. - наиболее ограниченная в своих гражданских и экономических правах прослойка феодально зависимого населения. К XVI в. сохранились лишь пережитки института С.

Жуковская Н.Ю.

СЕРТИФИКАТ ЦЕННОЙ БУМАГИ

СЕРТИФИКАТ ЦЕННОЙ БУМАГИ - выпускаемый эмитентом документ, удостоверяющий права на указанное в сертификате количество ценных. бумаг. У бездокументарных ценных бумаг сертификатов не бывает. Именуемые сертификатами документы, которые выдаются некоторыми эмитентами документарных ценных бумаг, в действительности являются выписками из системы ведения реестра владельцев именных ценных бумаг. Для документарных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением изготавливается так называемый глобальный сертификат, который помещается на хранение в уполномоченный депозитарий. Глобальный сертификат удостоверяет право на все ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером. Действующие правовые нормы содержат множество технических требований к С.ц.б. Во-первых, печататься они должны исключительно на защищенных особым образом бланках. Во-вторых, изготавливать С.ц.б. и ввозить их на территорию РФ могут только лица, имеющие на то спе циальные лицензии.

Крылова-М.А.

СЕССИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕЦЕССИЯ

СЕЦЕССИЯ (лат. secessio) отделение части территории от данного государства по решению ее населения или органов; выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы, а из федеративного государства - его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или по решению органов отделяющихся единицы, субъекта. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава Югославской Федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии, несколько случаев С. на территории бывшего СССР и др.). Конституция РФнепризнаетза субъектами РФ права на С. (выход). Отдельные субъекты закрепили право выхода в своих конституциях, что не соответствует положениям Конституции РФ. Она гласит, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Авакьян С.А.

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (национальные)

(греч. sym-bolon - знак) - установленные конституцией или специальным законом особые, как правило исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущие определенный идеологический смысл. К основным С.г. обычно относятся флаг государственный, герб государственный, гимн государственный, государственные цвета, штандарт главы государства, государственная печать, девиз государства. Иногда конституции причисляют к С.г. отдельные торжественные даты (например, Конституция Румынии 1991 г. - Национальный день 1 Декабря). С.г. устанавливаются обычно конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Нарушение порядка использования С.г., а также неуважительное отношение к ним и тем более их осквернение влекут административное или уголовное наказание. Согласно ст. 70 Конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются ФКЗ.

Авакьяя С.А,

СИМВОЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ; СИМВОЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ (греч. symbolon - знак) - установленные конституцией или специальным законом особые, как правило исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущие определенный идеологический см. ысл. К основным С.г. обычно относятся флаггосударственный, герб государственный, гимн государственный, государственные цвета, штандарт главы государства, государственная печать, девиз государства. Иногда конституции причисляют к С.г. отдельные торжественные даты (например, Конституция Румынии 1991 г. - Национальный день 1 Декабря). С.г. устанавливаются обычно конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Нарушение порядка использования С.г., а также неуважительное отношение к ним и тем более их осквернение влекут административное или уголовное наказание. Согласно ст. 70 Конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются ФКЗ.Авакьяя С.А,

СИНДИКАТ

СИНДИКАТ (от греч. syndikos - действующий сообща) объединение субъектов, ведущих хозяйственную деятельность, с целью ее централизации. Участники С. сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, утрачивая при этом коммерческую.

Первые С. появились в конце XX в. во Франции. В Российской Империи действовало несколько С., сконцентрировавших сбыт продукции почти целых отраслей: "Продамет", "Продуголь", "Медь".

Появление в РСФСР первых трестов, по объективным причинам не способных создать полноценную торговую сеть, и их стремление к отказу от конкурентной борьбы между собой способствовало появлению С. - организаций, объединявших промышленные тресты для оптового сбыта их продукции, сырья и планирования коммерческих операций. По представлению руководства трестов Президиум ВСНХ 21 января 1921 г. принял постановление о синди-цировании промышленности. В 1922 г. появился Всесоюзный текстильный С. (ВТС). До 1928 г. у С. не было достаточной правовой базы. Так, С. согласно выработанному на заседании Президиума ВСНХ от 16 февраля 1922 г. определению понимался как "добровольный союз государственных объединений и предприятий, основанный на соглашении и договоре между ними и на добровольном вступлении и выступлении из синдиката всех входящих в него членов. Договор определяет те хозяйственные цели, для достижения коих синдикат организуется, и рамки операций,из которых синдикат не вправе выходить". В своей деятельности С. руководствовались проектом декрета о С., одобренного коллегией ГЭУ ВСНХ 14 марта 1924 г., а также Примерным уставом С., утвержденным приказом ВСНХ СССР от 26 марта 1925 г. Лишь 28 февраля 1928 г. ЦИК и СНК приняли "Положение о государственных синдикатах". Однако в 1929- 1930 гг. все С. были ликвидированы.

Действующее законодательство РФ понятие С. не содержит, хотя в ст. 121;

ГК РФ предусматривается в установленном порядке создание объединения коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в форме хозяйственных обществ и товариществ. Их создание осуществляется с учетом норм антимонопольного законодательства РФ, согласно которому контроль за созданием,слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций осуществляет МАП.

Лит.: Beнедиктов А.В. Организация государственной промышленности в СССР(1922-1934гг.).Т.2.М"1961;Ци-перович Г.В. Синдикаты и тресты в дореволюционной России и СССР. Из истории организационных форм промышленности за последние. 50,лет. Л., 1927.

Сесекин В.Б.

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ - в соответствии с ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе " (или) с использованием электронной базы данных; обеспечивает идентификацию зарегистрированных в системе номинальных держателей и владельцев ценных бумаг, учет их прав в отношении ценных бумаг,зарегистрированных на их имя, позволяет получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг. Система должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством РФ сроков информации обо всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра, и обо всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений. Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра. Для ценных бумаг на предъявителя система не ведется.

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ООН

СИСТЕМА ООН - совокупность различных по правовому статусу межправительственных организаций и органов, связанных с ООН и друг с другом соглашениями о сотрудничестве и координации деятельности и выступающих в международных отношениях в интегрированном единстве. Основные элементы С. ООН: а) Объединенные Нации как универсальная международная организация со сложной и разветвленной структурой главных и вспомогательных органов. При этом ООН выступает в качестве координирующего и направляющего центра системы: б) 14 самостоятельных специализированных в различных областях международного сотрудничества учреждений, тесно связанных с ООН специальными международными договорами о взаимодействии, взаимных обязанностях и полномочиях; в) действующее под эгидой ООН Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), обеспечивающее международную безопасность в сфере контроля за мирным использованием ядерной энергии; г) учреждения, программы и другие вспомогательные органы ООН, имеющие самостоятельные функции и решающие, как правило, узкий круг международных проблем (Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев - УВКБ. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, Программа развития ООН - ПРООН, Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП, Программа ООН по контролю над наркотическими средствами и др.); д) региональные комиссии по экономическим проблемам: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭК-ЛАК), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).

Все эти звенья С. ООН являются определенной ступенью международной интеграции. Отношения между ними строятся на основе принципов сотрудничества. взаимопомощи и координации действий.

Панов В.Л.

СИСТЕМА ПЕРЕДАВАЕМЫХ ГОЛОСОВ

СИСТЕМА ПЕРЕДАВАЕМЫХ ГОЛОСОВ (система единого передаваемого голоса) разновидность пропорциональной избирательной системы (в Австралии на выборах в сенат, в Ирландии, на Мальте), при которой избиратель имеет один голос, который он отдает какому-либо кандидату, проставляя в бюллетене преференции (предпочтения) 1, 2, З... и указывая тем самым последовательность, в какой он хотел бы видеть их избранными. Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй. С.п.г. дает возможность высказаться за партийно неорганизованных кандидатов. а также предоставляет избирателю большую свободу выбора кандидатов от одной партии, за которую он голосует. Предложена в середине XIX в. датчанином К. Андрое и англичанином Т. Хэром. С.п.г. может применяться только в многомандатных избирательных округах.

СИСТЕМА ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ"

СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" - существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни 41акти-ческого верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ - существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни 41акти-ческого верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИФ

СИФ (сокр. от англ. cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт) см. Инкотермс.

СКАНДИНАВСКОЕ ПРАВО

СКАНДИНАВСКОЕ ПРАВО - см. Кодификация.

СКЛАДЫ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ

СКЛАДЫ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ - см. Временное хранение,

СЛЕДОВАТЕЛЬ

СЛЕДОВАТЕЛЬ - должностное лицо органов прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, в задачу которого входит производство предварительного следствия по уголовным делам.

На С. возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств преступления:

Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности,руководствуясь законом и правосознанием. С. независимо от ведомственной принадлежности при производстве предварительного следствия руководствуются нормами уголовно-процессуального законодательства без каких-либо изъятий. Надзор за деятельностью С. осуществляет прокурор. УПК определяет компетенцию С. каждого органа в соответствии с подследственностъю в уголовном судопроизводстве.

По расследуемым делам С. вправе давать органам дознания поручения (в письменном виде), которые являются для них обязательными, о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них сотрудничества при проведении ряда следственных действий.

Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий С. принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда закон предусматривает необходимость получения санкции от прокурора (заключение под стражу, обыск, выемка корреспонденции и т.д.), и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Постановления С. обязательны для всех должностных лиц и граждан.

С. несет уголовную ответственность за заведомо незаконное заключение под стражу (ст. 301 УК), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК). незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК), принуждение к даче показаний (ст. 302 УК). фальсификацию доказательств (ст. 303 УК). Согласно ч. 2 ст. 294 УК уголовно наказуемо также вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность С. в целях воспре-пятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела (см. также Уголовное дело. Следственные действия, Отвод, Привод, Меры пресечения. Дознание, Прекращение производства по делу).

Крутсках В.Е.

СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - см. Эксперимент следственный.

СЛЕДСТВИЕ

СЛЕДСТВИЕ - в уголовном процессе собирание и проверка доказательств, необходимых и достаточных для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. С. - собирательное понятие, охватывающее: предварительное следствие - самостоятельную стадию уголовного процесса, следующую за возбуждением уголовного дела; судебное следствие - составную часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

СЛУЖЕБНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

СЛУЖЕБНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ - изобретение, созданное работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного рабочего задания. Особый режим С.и. состоит в том,что первоначальное право на получение патента на такое изобретение принадлежит работодателю, а не работнику (п. 2 ст. 8 ГК РФ). При этом за работником сохраняется право авторства на изобретение и право на вознаграждение, размер которого определяется соглашением между работником и работодателем. В том случае, если работодатель не оформил заявку на патент в 4-месячный срок после уведомления его автором, автор может сам претендовать на патент при условии, что работодатель не принял решения сохранить изобретение в тайне. Нормы, регулирующие отношения, связанные с созданием С.и., присутствуют в законодательстве большинства стран и являются однотипными по структуре.

Лит.: Васильчук Ю. "Дорогой человек" эпохи НТР//Мировая экономика и международные отношения, 1991. С. 13. Павлов В.П.

СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ - произведение литературы, науки и искусства, созданное автором в рамках своих служебных обязанностей (служебного задания) по трудовому договору. К С.п. не относятся произведения, созданные хотя бы и при наличии трудового договора, но сверх установленных служебных обязанностей.

Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" установлен особый правовой режим охраны С.п. Все исключительные права на использование С.п. в течение всего срока их действия принадлежат работодателю при отсутствии соглашения сторон об ином. Но и при наличии подобного соглашения работодатель вправе требовать, чтобы его наименование указывалось при любом использовании произведения автором или третьими лицами. За использование С.п. работодателем автору может выплачиваться вознаграждение в размере и в порядке, установленном в договоре между ними. В любом случае личные неимущественные права сохраняются за автором С.п. (см. Авторское право).

В качестве С.п. могут быть созданы энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания. Исключительные права на исполь-. зование таких произведений принадлежат их издателю во всех случаях. При этом авторы вправе самостоятельно использовать каждый свое произведение независимо от использования энциклопедии (другого составного произведения) в целом.

СЛУЖЕБНЫЙ

СЛУЖЕБНЫЙ (профессиональный)

ЦЕНЗ - положения избирательного закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (например, Камерун, Сенегал) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности, в Мексике, Парагвае и Таиланде пассивного избирательного права лишены священнослужители. Установление С.ц. мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе несовместим с активным участием в политической жизни или осуществлением депутатской деятельности.

СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ

СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ - внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Ответственность за С.п. установлена в главе УК о преступлениях против государственной власти,интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 292 УК ). Максимальное наказание за С.п. - лишение свободы на срок до 2 лет. Не может нести ответственность за С.п. руководитель государственного предприятия.

Яни П.С.

СЛУЖЕБНЫЙ ЦЕНЗ

СЛУЖЕБНЫЙ ЦЕНЗ - см. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНЗ.

СЛУЧАЙ

СЛУЧАЙ - см. Казус.

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕТА

СМЕТА - финансово-плановый акт. в котором определен объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы конкретного учреждения или организации с учетом полученных ими собственных средств для выполнения стоящих задач и функций. В условиях рынка понятие С. расширилось и включает в себя не только расходы бюджетного учреждения или организации, но и их доходы. Правовое значение С. состоит в определении прав и обязанностей руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию выделяемых средств, а также обязанностей финансовых органов по их отпуску и прав на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.

С. проходит этапы, характерные для бюджетного процесса: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. С. действует в течение финансового года, с 1 января по 31 декабря включительно. Утверждаются главными распорядителями кредитов, т.е. руководителями вышестоящих органов (о С. в гражданском праве см. Договор подряда). Грачева Е.Ю.

Предыдущая страница Следующая страница