Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СВО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СВО")

САВИНЬИ

САВИНЬИ (Savigny)

Фридрих Карл фон (1779-1861) - германский юрист, специалист по истории римского права, глава исторической школы права, профессор Марбургского и Берлинского университетов. С. резко выступал против создания общегерманского гражданского кодекса, изложив в брошюре "О призвании нашего времени к законодательству и к правоведению" (1815) взгляды исторической школы права о том,что образование права есть процесс выявления "духа народа" и нельзя преобразовать право путем законодательства. С. считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права - медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно,изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором - делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя при этом связи со своим корнем - общим убеждением народа.

В 1842 г. С. принял пост прусского министра "по пересмотру законов", который вынужден был оставить вследствие отклонения его предложений ландтагом. С. написаны также работы '"История римского права в средние века", (1815-1831), "Система современного римского права", (1840-1849) и др.. ^.:

САДИЗМ

САДИЗМ - патологическая страсть к жестокости, наслаждение чужими страданиями. В тех случаях, когда в основе побуждений к преступной деятельности лежат такие стремления, говорят о садистских мотивах. Для садиста доминирующее. всепоглощающее значение имеет сам акт изощренного насилия наджертвой, причинение сильных болевых ощущений, телесных травм и даже смерти. Совершение преступления, сопряженного с проявлениями С.,относится к обстоятельствам, отягчающим наказание (п. "и" ч. 1 ст. 63 УК).

Побегайло Э.Ф.

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОГОНОВАРЕНИЕ

САМОГОНОВАРЕНИЕ - изготовление, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки или аппаратов для С. Оно посягает на общественный порядок, причиняет значительный ущерб экономике государства и его финансовым интересам,здоровью населения, потребляющего самогон. К крепким спиртным напиткам домашней выработки относятся напитки,полученные путем перегонки любых содержащих этиловый спирт жидкостей, приготовленных в домашних условиях кустарным способом из углеводосодержащего сырья с наличием спирта более 18% объема. Указанные напитки именуются в зависимости от исходного сырья, соотношения компонентов химического состава, вкусовых качеств аракой, рисовой или тутовой водкой, чачей и т.п. Общность способов изготовления и химического состава позволяет объединить их понятием "самогон". Кроме того, крепкие спиртные напитки домашней выработки могут быть изготовлены путем отделения с помощью центрифуги, выморозки алкоголесодержащей жидкости от продуктов брожения зерна, картофеля, свеклы, сахара и других продуктов. Ответственность административная установлена как за изготовление или хранение без цели сбыта самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 160-2 КоАП), так и за их приобретение (ст. 160 КоАП).

Колодкин Л.М.

САМОЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

САМОЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ - по гражданскому законодательству РФ один из способов защиты гражданских, прав, предусмотренный в качестве самостоятельного в ГК РФ. Согласно ст. 12 ГК РФ допускается С.г.п., способы которой должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Примером С.г.п. является один из закрепленных в ст. 356, 360 ГК РФ способов обеспечения обязательств - удержание.

САМОНАДЕЯННОСТЬ ПРЕСТУПНАЯ

САМОНАДЕЯННОСТЬ ПРЕСТУПНАЯ - см. Преступное легкомыслие.

САМООБОРОНА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

САМООБОРОНА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ - применение силы, осуществляемое государством в ответ на преступное вооруженное нападение. В соответствии со ст. 51 Устава ООН государства могут обращаться к военной силе в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.

Устав ООН подчеркивает значение и незыблемость этого права, называя его неотъемлемым. Право на самооборону принадлежит государству - жертве нападения. Оно же решает вопрос о порядке его использования. О факте вооруженного нападения на него государство должно немедленно сообщить Совету Безопасности ООН. Отсутствие такого сообщения может рассматриваться как свидетельство того, что государство не считает предпринятые меры самообороной..

Международное право предусматривает индивидуальную и коллективную самооборону. Индивидуальная самооборона осуществляется государством - жертвой преступного вооруженного нападения - в одиночку. Оно же может принять решение о коллективной самообороне и обратиться с такой просьбой к другим государствам. Без такой просьбы иные государства не вправе принимать меры в порядке коллективной самообороны. Примером такой самообороны могут служить действия государств, оказавших Кувейту помощь после нападения на него Ирака в 1990г. В ряде своих решений Совет Безопасности ООН признал право на коллективную самооборону за любым государством, помогающим Кувейту в его справедливой войне.

РФ применяет военную силу только в порядке индивидуальной или коллективной самообороны в случае вооруженного нападения на нее и ее граждан, на ее территорию, на вооруженные силы или другие войска, на ее союзников.

Стародубцев Г.С.

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ПРИНЦИП

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ПРИНЦИП - один из основных, императивных принципов современного международного права. Его полная формулировка - "Принцип равноправия и самоопределения народов" (п. 2 ст. 1 Устава ООН). Исторические корни становления этого принципа уходят во времена американской и французской революций XVIII в.. провозгласивших суверенитет народа (нации) источником государственной власти.

С.н.п. в качестве общепризнанного принципа международного права зафиксирован в 1945 г. в Уставе ООН (п. 2 ст. 1, ст. 55, 73, 76). В Пактах о правах человека 1966 г. сказано: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие".

В Декларации принципов Заключительного акта Совета безопасности стран Европы особо было подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении народов в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

Субъектом права на самоопределение являются не только зависимые, но и суверенные народы. С достижением национальной самостоятельности право на самоопределение лишь меняет свое содержание, в нем на первый план выходят экономические аспекты, например право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, осуществлять культурное развитие и т.п.

В современных условиях попытки отдельных народов воспользоваться правом на полное самоопределение путем образования собственного государства вступают в коллизию с принципом территориальной целостности государств. Политика мирового сообщества в этом отношении отличается непоследовательностью. Например, оно признало насильственную сецессию из состава Югославии ряда ее республик в 1991-1992 гг., в то же время отказалось признать факт самоопределения народа Приднестровья.

Право народов на самоопределение в рамках существующего многонационального государства подразумевается иногда (с рядом существенных ограничений) конституциями отдельных федеративных государств (например, Конституцией РФ в Преамбуле и ч. 3 ст. 5). Право народов на полное самоопределение (т.е. вплоть до выхода из состава существующего государства) не встречается ни в одной конституции мира (хотя провозглашено в одностороннем порядке в конституциях некоторых республик в составе РФ, например в Конституции Тывы 1993 г.).

САМОУПРАВСТВО

САМОУПРАВСТВО - преступление против порядка управления, предусмотренное ст. 330 УК. Представляет собой самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред. Если С. совершается с применением насилия или с угрозой его применения, то максимальное наказание, предусмотренное законом, составляет 5 лет лишения свободы.

С. как административное правонарушение представляет собой самовольное, с нарушением установленного законом порядка, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам либо государственным или общественным организациям (ст. 166 КоАП).

САНКЦИИ

САНКЦИИ (лат. sanctio - строжайшее постановление) меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер. С. в праве имеют четыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов С. делятся на уголовно-, административно-, дисциплинарно-правовые, имущественные. Уго-ловно-правовые С. (лишение свободы, исправительные работы и т. п.) приме-няются только судом; административно-правовые (штраф, административный арест) - милицией, полицией, государственной инспекцией и т.п.; дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение) - должностными лицами и администрацией; имущественные С. (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки, договора или контракта недействительными, уплата неустой-ки и т.п.) назначаются судом, арбитражным судом в качестве отдельной или в сочетании с другими мерами: б) структурная часть нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы; в) постановление прокурора, разрешающее применение принудительных мер клицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.); г) санкции международные).

САНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

САНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (от лат. sancito - строжайшее постановление) особая форма политической ответственности государства за совершенные им международные преступления, выражающаяся в ограничении юрисдикции государства, совершившего агрессию (ограничение численности или запрет содержания вооруженных сил, послевоенная оккупация или отторжение части территории, временное ограничение суверенитета и т.д.). Принудительные меры подобного рода могут применяться государствами индивидуально или коллективно в порядке самообороны (ст. 51 Устава ООН), а также международными организациями в случаях нарушения (или угрозы нарушения) мира и безопасности. В соответствии с Уставом ООН в случае существования любой угрозы миру и безопасности, любого нарушения мира или акта агрессии по решению Совета Безопасности ООН государствами - членами ООН могут быть предприняты меры, не связанные с использованием вооруженных сил: полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений либо действия с применением воздушных, морских или сухопутных сил, включая военные демонстрации. блокаду и др. Применение С.м. имело место по решению Совета Безопасности в отношении Южно-Африканской Республики; в период после второй мировой войны С.м., выражавшиеся в ограничении суверенитета, применялись в отношении Германии и Японии; вооруженные санкции предпринимались в отношении Ирака, совершившего акт агрессии против Кувейта, и т.д.

Волосов М. Е.

САТЕРЛЕНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КНИЖКА

СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КНИЖКА - именной документ или документ на предъявителя, выдаваемый банком-эмитентом против внесения денежных средств и удостоверяющий право указанного в С.к. лица (именная С.к.) или ее держателя (С,к. на предъявителя) распоряжаться средствами, внесенными на открытый под выданную С.к. банковский счет, право вносить новые денежные суммы с отражением факта внесения в С.к., а также право получать процентное вознаграждение, начисляемое за пользование денежными средствами, с обусловленной периодичностью и по обусловленной ставке (ст. 843 ГК РФ). С.к. удостоверяет факт заключения банком и владельцем С.к. договора банковского вклада с условием его внесения на определенный счет, а потому может считаться документом, удостоверяющим все те права, которые предусмотрены законодательством для вкладчика.

С.к. на предъявителя является ценной бумагой, что означает возможность ее передачи другому лицу путем простого вручения. Последствием такой передачи будет переход к новому владельцу С.к. прав требования к банку. Владельцами С.к. могут быть только физические лица. В С.к. на предъявителя могут быть предусмотрены дополнительные документы - вкладыши, контрольные талоны, карточки и т.п. При их наличии права, предоставляемые С.к. на предъявителя, осуществляются только при условии одновременного предъявления как самой С.к., так и дополнительного документа.

Выпуск С.к. может производиться банками, имеющими право на привлечение денежных средств во вклады от граждан.

Белов В.А.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИ - кредитные организации, основной целью деятельности которых является привлечение на регулярной основе денежных средств физических лиц на различных условиях и осуществление за счет указанных средств активных операций. Система С.б. развита во многих странах и ориентирована в основном на работу в сфере индивидуального строительства. потребительского кредита, коммунального хозяйства и т.д.. т.е. в программах, имеющих значение для местного хозяйства и для местных органов власти (самоуправления).

Первые С.б. появились в Гамбурге в 1778г.

В современных государствах С.б. представлены обычно как особого рода система, подлежащая специальному надзору со стороны государства. - централизованная (государства с переходной экономикой) либо децентрализованная (государства с рыночными традициями).

В Российской Империи сберегательные кассы появились в 1842 г. при сохранных казнах в Петербурге и Москве; позднее - при отделениях Госбанка. казначействах и т.д. С середины XIX в. также получили развитие ссудо-сберега-тельные товарищества, кредитные кооперативы. По уставу 1895 г. сберкассы стали официально именоваться государственными, для их руководства было создано специальное управление при Совете Госбанка. Пользовались государственной гарантией. Большинство вкладчиков - средние и нижние слои населения (^з - крестьяне). После Октябрьской революции 1917 г. первоначально были сохранены,однако в период "военного коммунизма" слиты с Народным банком РСФСР. Самостоятельность восстановлена в 1923 г. в связи с проведением денежной реформы, однако дореволюционные вклады не были компенсированы. На базе Гострудсберкасс в 1988 г. был создан Сбербанк СССР (специализированный банк в форме акционерного общества), который в 1991 г. на территории РФ был преобразован в Сбербанк РФ (учредитель - ЦБ и более 300 тыс. юридических и физических лиц). Среди действующих кредитных организаций Сбербанк РФ обладает наиболее разветвленной системой филиалов и отделений,

ГузновА.Г.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ (депозитный)

СЕРТИФИКАТ - ценная бума-га. удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) получить по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка (ст. 844 ГК РФ). С.с. могут быть предъявительскими или именными. В случае их досрочного предъявления к оплате банком выдаются сумма вклада и проценты, выплачиваемые по вкладам до востребования, если условиями сертификата не установлен иной размер процентов.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ - см. ДЕПОЗИТНЫЙ СЕРТИФИКАТ.

СВЕРХУРОЧНАЯ РАБОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе оказывать влияния на государственный строй,деятельность государственных органов и их должностных лиц. на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило,отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

Противоположностью С.г. является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

В мире имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ - С.г. Религиозные объединения отделены от государства, и ни одна религия не пользуется никакими преимуществами. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально. Это означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами. их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения функции органов государственной власти, других государственных органов: не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и других льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации. содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. Религиозные объединения в РФ действуют на основе собственных правил при условии соблюдения ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

КутафинО.Е.

СВИДЕТЕЛЬ

СВИДЕТЕЛЬ - лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по гражданскому или уголовному делу, вызванное для допроса по данному делу. С. может быть допрошен о любых подобных обстоятельствах, в том числе (по уголовному делу) о личности обвиняемого, потерпевшего, о своих взаимоотношениях с ними. Не могут допрашиваться в качестве С.:представители и защитники - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением обязанностей представителя или защитника; депутат ФС - о фактах, ставших ему известными в связи с депутатской деятельностью; священнослужитель - по обстоятельствам, известным ему из исповеди. В соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (см. Родственники близкие). Это право должно быть разъяснено вызванному лицу до его допроса. Не может быть также допрошено в качестве С. лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Если возникает сомнение в этом, а также в возможности допроса малолетнего С., должна быть назначена экспертиза.

С. обязан явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на вопросы. Дополнительные гарантии установлены для лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, допрос которых может производиться лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие испрашивается через МИД. При неявке С. без уважительных причин он может быть подвергнут приводу, а суд вправе также наложить на него штраф. За отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний С. несет уголовную ответственность по ст. 308 и 307УК.

С. имеет право: давать показания на родном языке: знакомиться с протоколом своего допроса на предварительном следствии, требовать дополнения протокола и внесения в него поправок, а также предоставления ему возможности после дачи показаний написать их собственноручно; при допросе в суде использовать письменные заметки и документы; подавать жалобы на действия органа дознания, следователя и прокурора, а в определенных случаях (например, при наложении штрафа) - и на решения суда. С. возмещаются расходы, понесенные в связи с явкой по вызову.

Органы дознания,следователь, прокурор и суд обязаны принимать меры к обеспечению безопасности С.,как и других участвующих в деле лиц, если имеются данные, что этим лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями.

КореневскийЮ.В.

СВОБОДА АССОЦИАЦИЙ

СВОБОДА АССОЦИАЦИЙ - см Право на объединение.

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - см. Свобода совести.

СВОБОДА ДОГОВОРА

СВОБОДА ДОГОВОРА - одно из основных начал гражданского законодательства РФ (ст. 1 ГК РФ). Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юриди чес-кие лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за изъятием случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, н.е предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон,кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие не оговорено ни сторонами, ни диспозитивной нормой. оно определяется обычаями делового оборота.

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ - в конституционном, праве понятие, охватывающее группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных СМИ, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Наиболее важные гарантии С.и.: запрет цензуры, свобода мысли и слова. Главные ограничение С.и.: запретлюбой пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального,религиозного или языкового превосходства. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. С.и.не является абсолютным правом и может быть ограничена в период действия чрезвычайного или военного положения.

СВОБОДА МАНИФЕСТАЦИЙ

СВОБОДА МАНИФЕСТАЦИЙ - см. Свобода собраний и, манифестаций.

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - см. Свобода информации, Свобода печати.

СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА

СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА - закрепляется в ст. 29 Конституции РФ в качестве одной из основных конституционных свободлюбого человека на территории РФ.

Свобода мысли - это: во-первых, создание такого климата в обществе, который исключает давление на личность, ее сознание, образ жизни; во-вторых, свобода ее выражения; в-третьих, недопустимость использования психотропных средств воздействия на сознание человека.

Свобода слова - это свобода публично, т.е. в присутствии других лиц, излагать свои взгляды на что угодно. Свобода слова может проявляться в обиходном или деловом общении людей, в пропаганде и агитации, т.е. посредством целенаправленного и публичного проповедования своих взглядов, в том числе политических, религиозных и др. Статья 29 Конституции РФ содержит и ограничения свободы слова: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Авакьян С.А.

СВОБОДА ОТКРЫТОГО МОРЯ

СВОБОДА ОТКРЫТОГО МОРЯ - один из специальных принципов международного морского права, сформировавшийся в результате длительной и единообразной практики государств по использованию пространств и природных ресурсов Мирового океана, т.е. как обычная норма международного права, Впервые нормативное закрепление С.о.м. получила в Женевской конвенции об открытом море 1958 г., которая установила, что открытое море доступно для всех наций и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету (ст. 2). Там же указано, что С.о.м. означает для прибрежных и неприбрежных государств возможность осуществления свобод судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дополнила этот перечень, включив в него свободу возводить искусственные острова и другие установки, а также свободу научных исследований (ст. 87, п. 1). Нарушение принципа С.о.м. может явиться основанием для постановки вопроса о международной ответственности нарушителя и государства, которое не обеспечило соблюдение этого принципа.

Волосов М.Е.

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ПОСЕЛЕНИЯ

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ПОСЕЛЕНИЯ - возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме С.п. и п. пользуются граждане данного государства. С.п. и п. иностранных граждан и лиц без гражданства обычно имеет более ограниченный характер, но включает в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Существует ряд ограничений С.п. и п. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения государственной безопасности и сохранения государственной тайны.

В РФ С.п, и п. гарантируется ст. 27 Конституции РФ, а также Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Ограничения въезда на определенные территории устанавливаются компетентными государственными органами по соображениям государственной безопасности, сохранения государственной тайны, в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также в связи с введением чрезвычайного или военного положения.

Местом жительства является жилое помещение, где гражданин проживает постоянно или преимущественно, а местом пребывания - жилое помещение общественного назначения (гостиница, кемпинг и др.) или помещение, находящееся в личной собственности (например, дача), используемое временно. Закон предусматривает регистрационный учет граждан и по месту жительства, и по месту пребывания. Авцкьян СА.

СВОБОДА ПЕТИЦИЙ

СВОБОДА ПЕТИЦИЙ - см. Петиция.

СВОБОДА ПЕЧАТИ

СВОБОДА ПЕЧАТИ - одно из старейших конституционных личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью более общего права - свободы мысли и слова. Впервые провозглашено во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.С.п. подразумевает право свободно учреждать печатные СМИ, свободно издавать и распространять любую печатную продукцию, а также запрет цензуры. В новейших конституциях понятие "С.п." поглощается, как правило, понятием "свобода информации". Именно таким образом решен вопрос в Конституции РФ (п. 5 ст. 29).

СВОБОДА ПОЛЕТОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ

СВОБОДА ПОЛЕТОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ - одна из свобод, входящих в состав принципа свободы открытого моря, подразумевающая свободу воздушных судов любого государства совершать полеты над открытым морем при условии обеспечения их безопасности и недопущения помех морскому судоходству и иным видам использования пространств и природных ресурсов Мирового океана. Обязанность контроля за соблюдением указанных условий возлагается на государство, в котором конкретное воздушное судно зарегистрировано и, следовательно, национальность которого оно имеет. Из положений Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. следует, что каждое государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полеты над открытым морем: власть других государств на данный летательный аппарат не распространяется, что означает недопустимость их вмешательства в полеты такого аппарата. Свобода полетов распространяется на воздушное пространство и над проливами, используемыми для международного судоходства, и над архипелажными водами.

Колосов М.Е.

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - одна из основных конституционных экономических свобод человека в демократическом обществе. Включает право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности, право создавать предприятия, владеть средствами производства, включая землю, право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью. Конституция РФ, закрепляя С.п., ограничивает ее запретом экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

СВОБОДА РЫБОЛОВСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ

СВОБОДА РЫБОЛОВСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ - предусмотренное Женевской конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. право всех государств на то, чтобы суда, плавающие под их флагом, занимались в открытом море рыболовством и эксплуатацией живых природных ресурсов иных видов. Данное право, входящее в состав принципа свободы открытого моря, осуществляется при условии соблюдения пользователями договорных обязательств, принятых государствами, национальность которых имеют морские суда, а также с учетом прав, обязанностей и интересов прибрежных государств. С.р. в о.м. неразрывно связана с обязанностью государств принимать необходимые меры по регулированию промысловой деятельности в целях сохранения живых ресурсов моря и поддержания численности их популяций на оптимальном уровне, обеспечивающем прогрессивное воспроизводство всей их совокупности. Данную обязанность государства-пользователи выполняют прежде всего в процессе двух- и многостороннего,регионального и универсального сотрудничества, которое осуществляется ими через соответствующие межгосударственные организации (например, через Организацию по рыболовству в Северо-Западной Атлантике, Международную комиссию по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссию по рыболовству в Балтийском море и др.) либо непосредственно на базе предписаний соответствующего международного договора(например, Конвенции о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенции по регулированию китобойного промысла 1949 г. и т.д.). Меры правового регулирования рыболовства морского промысла могут определять квоты вылова (добычи), допустимые размеры эксплуатируемых природных объектов,типы и способы использования орудий лова, его сезонность и др.

Волосов М.Е.

СВОБОДА СЛОВА

СВОБОДА СЛОВА - см. Свобода мысли и слова.

СВОБОДА СОБРАНИЙ И МАНИФЕСТАЦИЙ

СВОБОДА СОБРАНИЙ И МАНИФЕСТАЦИЙ - право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и' демонстрации, шествия и пикетирование.

Речь идет о так называемых публичных мероприятиях, т.е. проводимых гражданами для выражения своих интересов, требований, взглядов. Это может быть не связано с политикой (собрание любителей старины), иметь к ней косвенное отношение (протест против передачи исторического памятника - здания фирме) либо напрямую быть политическим мероприятием.

Мероприятие проводится как специальное. целевое и в общественном месте, поэтому для его проведения требуется либо согласие, либо предварительное уведомление соответствующей администрации или органа исполнительной власти.

Мероприятия делятся на: собрание людей (члены одной партии, одного или родственных коллективов и т.п.) в помещении или на открытом воздухе для обсуждения какой-то проблемы и принятия решения; митинг - собрание единомышленников или всех желающих преимущественно на открытом воздухе, заканчиваемое принятием резолюции; шествие - движение людей по проезжей части улиц и площадей с плакатами или без них. но без громкоговорителей; демонстрация - то же движение людей. но с призывами через звукоусилители: пикетирование - коллективное расположение лиц у входа в здание(парламента, правительства, министерства и т.д.) или на какой-то территории (у предприятия, военной базы и др.) с плакатами, в которых отражена их позиция.

Авакьян С.А.

СВОБОДА СОВЕСТИ

СВОБОДА СОВЕСТИ - это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). В качестве конституционной свободы С.с. закреплена в ст. 28 Конституции РФ.

С.с. в числе других свобод человека была провозглашена во Всеобщей дек,ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

В развитие конституционных и международно-правовых положений о С.с. в РФ был принят ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на С.с. и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут ответственность за нарушение этих прав (см. также Религиозные организации).

СВОБОДА СОЮЗОВ

СВОБОДА СОЮЗОВ - см. Право на объединение.

СВОБОДА СУДОХОДСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ

СВОБОДА СУДОХОДСТВА В ОТКРЫТОМ МОРЕ - принцип свободы, лежащий в основе принципа свободы открытого моря, предполагает право каждого государства на то, чтобы суда (включая военные корабли) под его флагом на равных условиях с судами других государств плавали в открытом море. Данное право, закрепленное положениями Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., подразумевает, что в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага; государство флага судна осуществляет контроль и другие властные правомочия в отношении капитана и членов экипажа, ведет реестр судов, принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует расследование морских аварий и навигационных инцидентов, возбуждает уголовное или дисциплинарное производство в отношении соответствующих Должкос/пкыл лиц, подозреваемых в нарушении правил судоходства,техники безопасности, причинении ущерба людям, материальным ценностям, окружающей среде, источникам питания, питьевой воды и др. С.с. в о.м. осуществляется не бесконтрольно и не без ряда необходимых ограничений, установленных многочисленными международными договорами регионального либо универсального масштаба, которыми определяется юридический статус торговых судов и военных кораблей, регулируются вопросы оказания помощи и спасания на море. устанавливаются минимальные нормы, стандар-ты и правила обеспечения безопасности, вводятся методики выявления и исчисления причиненного на море ущерба, а также способы и процедуры его возмещения. Предусматривается ряд изъятий из принципа С.с. в о.м.: в частности, установлено право военных кораблей любой национальности подвергать осмотру иностранное судно, если имеются разумные основания подозревать последнее в занятии пиратством,работорговлей,незаконным радиовещанием, незаконной торговлей наркотиками и психотроп-ными веществами, военной контрабандой либо есть сомнения в том, что судно в действительности имеет ту же национальность, что и поднятый на нем флаг, или оно отказывается поднять свой флаг: может быть остановлено судно, подозреваемое в разрыве или повреждении подводного телеграфного кабеля или трубопровода. С другой стороны, в целях обеспечения С.с. в о.м. международным правом запрещено возведение на признанных мировых морских коммуникациях искусственных островов, установок и сооружений, если таковые могут создать помехи мореплаванию. Для предотвращения инцидентов в открытом море государствами заключаются двусторонние договоры. предписывающие военным кораблям государств-участников избегать создания опасных в навигационном отношении ситуаций: в 1988 г. заключена Конвенция ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства., .;

Волосов М.Е. ^

СВОБОДА ТРУДА

СВОБОДА ТРУДА - см. Право на свободный труд.

СВОБОДА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ

СВОБОДА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ - см. Свобода предпринимательства.

СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА

СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА (СТЗ)

И СВОБОДНЫЙ СКЛАД - согласно ст. 75 ТК таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к таким товарам мер экономической политики (ограничений на ввоз и вывоз). При этом российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. , .. ....

СТЗ создается по решению Правительства РФ, которое может быть им отменено,если функционирование СТЗ не соответствует требованиям ТК и другим законодательным актам РФ. В случае отмены указанного решения СТЗ должна быть ликвидирована в течение 6 месяцев. Помещение или иное место, где действует режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии ГТК РФ.

В СТЗ и на свободном складе допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, кроме их розничной продажи. В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и с учетом характера товаров могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения,например на ввоз определенных товаров и т.д. В отношении СТЗ запреты устанавливаются Правительством РФ. а в отношении свободных складов - ГТК РФ совместно с Российским агентством международного сотрудничества и развития.

В СТЗ и на свободном складе товары могут находиться без ограничения сроков.

СТЗ и с.с. выведены за пределы таможенной территории.

Анисимов Л.Н.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - любая территория в рамках данного государства, в пределах которой устанавливаются какие-либо льготные условия хозяйственной и предпринимательской деятельноститамо-женного, валютного, налогового, визово-го характера (свободные банковские зоны. зоны экономического благоприятствования. зоны свободном торговли, технологические парки и др.) (см. Оффшорные зоны).

СВОБОДНЫЙ МАНДАТ

СВОБОДНЫЙ МАНДАТ - правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответственен в своей деятельности перед ними. Соответственно отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип С.м. применяется практически во всех демократических государствах. Противоположностью С.м. является императивный ман-дат.

СВОБОДНЫЙ СКЛАД

cм. Свободная таможенная зона и. свободный склад.

СВОБОДЫ ВОЗДУХА

СВОБОДЫ ВОЗДУХА - впервые использованный в Чикагской конвенции о международной гражданской а-виации 1944 г. термин, означающий виды правового регулирования коммерческой деятельности, осуществляемой летательными аппаратами в воздушном пространстве над территорией какого-либо иностранного государства. "С.в." подразумевают право: а) транзитного беспосадочного пролета: б)транзитного пролета с посадкой в некоммерческих целях; в) высадки на иностранной территории пассажиров, выгрузки багажа, почты и грузов, взятых на борт на территории государства флага воздушного судна; г) посадки на борт пассажиров, загрузки багажа, почты и грузов для перевозки на территорию государства флага воздушного судна, а также любого третьего государства; д) перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов между третьими странами через территорию государства флага воздушного судна: е) перевозки между третьими странами, минуя территорию государства флага воздушного судна; ж) перевозки между аэропортами одного и того же иностранного государства.

Применение любого из перечисленных прав определяется двусторонними соглашениями: заинтересованных государств.

Волоков М.Е.

Предыдущая страница Следующая страница