Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕА"-"РЫБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕА"-"РЫБ")

РЕАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ

РЕАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ - см. Сделки.

РЕАЛЬНЫЙ УЩЕРБ

РЕАЛЬНЫЙ УЩЕРБ - см. Возмещение убытков.

РЕГИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - см. Административно-территориальное устройство.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - принцип организации представительной власти, согласно которому депутаты представляют не всю нацию, а какие-либо территориальные части государства (обычно - субъекты федерации). При этом органы Р.п. формируются либо путем избрания в них депутатов непосредственно населением соответствующей территории (США, Бразилия, Венесуэла), либо путем назначения их членов органами государственной власти территорий (ФРГ, РФ). В федерациях органом Р.п., как правило, является верхняя палата парламента, тогда как нижняя палата - органом национального представительства.

РЕГИСТРАТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСТВА

РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСТВА - см. Гражданство.

РЕГИСТРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

РЕГИСТРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ - установ-ленная рядом международно-правовых документов, а также национальными нормативными актами процедура, направленная на упорядочение практики заключения межгосударственных и других между'народных договоров. Согласно ст. 102 Устава ООН ее члены обяза-ны регистрировать свои договоры в Секретариате Организации; в противном случае на соответствующий договор ни в одном из органов ООН его стороны не могут делать каких-либо ссылок. ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" определено, что единая государственная система регистрации международных договоров РФ и их учета находится в ведении МИД. которое должно осуществлять соответствующие процедуры в Секретариате ООН или компетентных органах других межгосударственных организаций.

РЕГЛАМЕНТ (польск. reglament от фр. regle - правило) - 1) порядок ведения заседаний,собраний,сессий и съездов каких-либо органов представительной власти: 2) в конституционном праве - нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти (в том числе ГД и СФ) или органа местного самоуправления. По юридической силе Р. имеет значение закона, т.е. его нельзя рассматривать как сугубо внутренний акт. Р. - обычно комплексный нормативный акт, регулирующий широкий круг вопросов; 3) свод правил. регулирующих внутреннюю организацию и порядок работы правительства;

4) название актов, принимаемых правительствами Франции, Италии и некоторых других государств в порядке осуществления регламентарной власти.

Авакьян С.А.

РЕГЛАМЕНТ

РЕГЛАМЕНТ (польск. reglament от фр. regle- правило) - 1) порядок ведения заседаний,собраний,сессий и съездов каких-либо органов представительной власти: 2) в конституционном праве - нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти (в том числе ГД и СФ) или органа местного самоуправления. По юридической силе Р. имеет значение закона, т.е. его нельзя рассм. атривать как сугубо внутренний акт. Р. - обычно комплексный нормативный акт, регулирующий широкий круг вопросов; 3) свод правил. регулирующих внутреннюю организацию и порядок работы правительства;4) название актов, принимаемых правительствами Франции, Италии и некоторых других государств в порядке осуществления регламентарной власти. Авакьян С.А.

РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ

РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ - в Испании, Франции и некоторых других странах право правительства регулировать общественные отношения актами (.регламентами, юридическая сила которых ниже юридической силы закона. Однако это не подзаконные акты, так как могут издаваться по вопросам, которые законом не регулируются (а во Франции - и не могут регулироваться). В РФ понятию "Р.в." до некоторой степени соответствует понятие "указное право".

РЕГРЕССНЫИ ИСК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЕСТР ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ

РЕЕСТР ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ - часть системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев. При этом под системой ведения понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения Р.в.ц.б. номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр (об обязанностях лица, ведущего Р.в.ц.б., см. Регистратор).

Р.в.ц.б. включает: а) регистрационный журнал по каждой категории ценных бумаг: б) лицевые счета зарегистрированных лиц; в) лицевые счета зарегистрированных залогодержателей: г) журналы учета: выданных, погашенных и пропавших сертификатов (в случае выпуска документарных ценных бумаг); запросов, полученных от зарегистрированных лиц и зарегистрированных залогодержателей и ответов по ним, включая отказы от перерегистрации прав владельцев и номинальных держателей именных ценных бумага Р.в.ц.б.: начисленных доходов по ценным бумагам.

В регистрационный журнал в хронологическом порядке вносятся и нумеруются записи о каждом выпуске ценных бумаг, каждой передаче ценных бумаг или отказе в передаче, о любом ином событии, связанном с изменением количества ценных бумаг, записанных на счете зарегистрированного лица или отражающем факт обременения ценных бумаг обязательствами. Запись, вносимая в регистрационный журнал, должна содержать информацию: о дате и времени внесения записи (т.е. дате и-времени получения регистратором документов, являющихся основанием для внесения записи в Р.в.ц.б.); о документах, являющихся основанием для внесения записи в реестр: о типе операции с ценными бумагами: об имени(наименовании) лица. которое вносится в Р.в.ц.б.. с указанием. является ли оно владельцем, номинальным держателем или залогодержателем, и номере его лицевого счета; об изменении количества и категорий (типа) ценных бумаг, учитываемых на счете зарегистрированного лица или обремененных обязательствами.

Регистрационный журнал ведется по каждой категории объявленных эмитентом именных ценных бумаг.

Белов В.А.

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ (режим наиболее благоприятствуемой нации) международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим. и юридическим лицам такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие оно обычно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Фактически Р.н.б. означает обычные, недискриминационные условия сотрудничества в отличие от особых (ограничительных или,наоборот, преференциальных)условий, которые могут вводиться для отдельных стран. Р.н.б. является одним из главных принципов деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле. Во Временном импортном тарифе РФ имеется специальная колонка ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, производимым в странах, пользующихся в отношениях с РФ указанным режимом. Список таких стран публикуется Правительством РФ. Изъятия из Р.н.б., как и сам режим, устанавливаются в договорном порядке. В тексте торговых договоров и соглашений обычно перечисляются условия, на которые не распространяется Р.н.б. (см., например, Ярйгранцу-ная торговля). В торговых договорах, за-ключенных РФ, в качестве исключения из Р.н.б. упоминаются и преимущества, которые РФ предоставила или предоставит государствам-участникам СНГ и другим государствам, ранее входившим в состав СССР. Исключение из Р.н.б., связанное с таможенными льготами для развивающихся стран (прежде всего в тарифной сфере), по существу превратилось в самостоятельный договорный принцип международной торговли. Следует отметить, что РФ, предоставляя таможенно-тарифные преференции развивающимся странам, сама в некоторых случаях становится бенефициаром такого режима. Так, с 1 января 1993 г. РФ включена в список стран-бенефициаров Всеобщей системы преференций ЕЭС.

РЕЗОЛЮЦИЯ

РЕЗОЛЮЦИЯ (лат. resolutio - решение)

1) надпись на служебном документе, выполненная управомочен-ным должностным лицом и содержащая его указания, поручения или распоряжения подчиненным ему по службе лицам; 2) решение какого-либо вопроса в результате его обсуждения в коллегиальном органе или собрании членов общественного объединения (ассоциации); 3) в конституционном праве - название актов, принимаемых, как правило, лишь одной из палат парламента. Р. обсуждаются в ином порядке, чем законопроекты, и не передаются на подпись главе государства. Содержание Р. обычно связано не с законодательными, а с иными полномочиями парламента. В РФ аналогичные акты носят название постановлений палат ФС.

Колодкин Л.М.

РЕИМПОРТ ТОВАРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕКВИЗИЦИЯ

1) в гражданском праве одно из оснований прекращения права собственности. Согласно ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. В случае прекращения обстоятельств, в связи с которыми произведена Р., он вправе требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

2) В международном праве под Р. понимается прежде всего принудительное возмездное изъятие различных видов имущества для использования их армией вражеского государства. Согласно ст. 52 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Р. могут производиться лишь для нужд занявшей область армии и не должны осуществляться для обеспечения потребностей воюющего государства вообще. Они должны соответствовать средствам страны и не могут налагать на население обязанности принимать участие в военных действиях против своего отечества. Самочинное осуществление Р. отдельными солдатами и офицерами противоправно. При этом Р. должны допускаться лишь в той мере, в какой это требуется военной необходимостью. Все Р. должны быть оплачены наличными деньгами, а если это невозможно - изъятие следует подтверждать распиской и оплатить в кратчайший срок. Аналогичные положения содержатся в Конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

Международное право строго запрещает Р. имущества дипломатических и консульских представительств для военных и общественных нужд. Ряд международно-правовых норм посвящен Р'. иностранных инвестиций. Так, согласно ст. 9 Конвенции о защите прав инвестора, подписанной в Москве 28 марта 1997 г., инвестиции не могут быть подвергнуты Р., кроме исключительных случаев (стихийных бедствий,аварий,эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных конституцией страны-реципиента. Р. возможна только с выплатой инвестору адекватной компенсации.

РЕКЛАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕКЛАМАЦИЯ

РЕКЛАМАЦИЯ (лат. reclamatio - возражение, неодобрение) заявление по поводу выявленных недостатков товара (работ, услуг) или ином нарушении обязательства, содержащее требование об устранении нарушения и (или) уплате соответствующего возмещения. В законодательстве РФ и праве международной торговли термин "Р." практически вытеснен термином "претензия", имеющим сходное значение.

Обязательность обращения с Р. (претензией), сроки и порядок ее подачи устанавливаются законом и иными правовыми актами или договором сторон.

Законодательство РФ предусматривает необходимость заявления Р. в случаях обнаружения недостатков в полученной вещи или выполненной работе, несохранности перевозимого груза. Правило об обращении с Р. призвано защитить интересы потребителя, поскольку служит быстрейшему устранению недостатков и возмещению потерь. Так, Р. о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке товара должна быть заявлена в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если он не установлен - в разумный срок после того, как нарушение должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (ст. 483 ГК РФ). До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза,обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (см. Договор перевозки грузов). Незаявление Р. не лишает кредитора права предъявить иск к должнику в пределах установленных сроков. Отрицательным последствием незаявления либо несвоевременного заявления Р. является возложение на кредитора обязанности доказывать факт возникновения недостатков в товаре или произведенных работах по причинам, зависевшим от должника. Лишь в отношениях из договора перевозки незаявление претензии или несоблюдение установленного порядка ее подачи ведет к утрате грузоотправителем (грузополучателем) возможности обращения с иском в суд.

Законодательством многих стран установлена обязательность заявления Р. по поводу обнаруженной покупателем недоброкачественности или недостачи товара. Для заявления Р. устанавливаются различные сроки, которые определяются как "краткий срок", "разумный срок", "без задержки" и т.п., реальная продолжительность которых формируется деловыми обычаями и судебной практикой либо устанавливается в виде конкретного периода времени.

Луганский Б.И.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕНТА

РЕНТА - см. Договор ренты.

РЕПАРАЦИИ

РЕПАРАЦИИ (от лат. reparatio - восстановление) одна из форм материальной ответственности одного субъекта международного права за ущерб, причиненный (в результате совершенного им международного правонарушения) другому субъекту. Р. может выплачиваться в натуре, в виде денежной или иной материальной компенсации либо одновременно реституции и компенсации убытков. При этом Р. не преследует цели полного возмещения ущерба пострадавшему государству (государствам), если такое возмещение привело бы к подрыву экономики побежденной страны. Впервые Р. были предусмотрены в Версальском мирном договоре 1919 г. как форма возмещения ущерба, причиненного Германией и ее союзниками в ходе первой мировой войны. До этого в международной практике была широко распространена контрибуция - дань победителю в войне. В современном международном праве Р. выступает прежде всего как материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны (военные Р.). Такие Р. были предусмотрены в решениях Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г. и Берлинской (Потсдамской) конференции 1945г. в отношении Германии, а в мирных договорах 1947 г. - в отношении бывших сателлитов Германии во второй мировой войне. При этом право на Р. получили не все государства, участвовавшие в войне с Германией, а лишь те из них, на территории которых велись военные действия и которые подверглись оккупации.

РЕПАТРИАЦИЯ

РЕПАТРИАЦИЯ - возвращение определенной части населения (беженцев, перемещенных лиц, военнопленных), вынужденно оказавшегося на территории другого государства, в страну своего гражданства, постоянного проживания или национальной принадлежности. Р. осуществляется, как правило, на основе международных, договоров. Р. возможна и на внедоговорной основе. В таком случае она должна предусматриваться законами заинтересованных государств. Обычно Р. не влечет за собой изменение гражданства. Когда такое все же происходит, Р.рассматривается как разновидность депортации.

Р. имела место после второй мировой войны. В Германии и странах, временно находившихся под ее господством, скопились миллионы людей, насильно вывезенных для принудительного труда. Там же оказались миллионы военнопленных союзных держав и значительное количество беженцев. В соглашениях. заключенных СССР, Великобританией к США 13 февраля 1945 г., СССР и Бельгией 13 марта 1945 г., СССР и Францией 29 июня 1945 г., предусматривалось взаимное содействие отправке на родину граждан договаривающихся государств. Вопросами Р. занималась созданная 15 декабря 1946 г. Международная организация по делам беженцев. В настоящее время остро стоит вопрос о Р. палестинцев, а также граждан ряда африканских, азиатских и американских государств, вынужденно покинувших районы своего постоянного проживания вследствие вооруженных конфликтов. Стародубцев Г.С.

РЕПРЕССАЛИИ

РЕПРЕССАЛИИ (от лат. repres-saliae) вид правовой защиты в межгосударственных отношениях. Представляют собой правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных других государством. Вооруженные Р. запрещены международным правом. Примерами Р. являются задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т.д. Условием правомерности Р. является обязанность намеревающегося обратиться к ним государства использовать мирную процедуру возмещения ущерба, причиненного ему правонарушением. Лишь отказ государства-правонарушителя от такой процедуры либо от выполнения решения. принятого вследствие применения этой процедуры, открывает правомерную возможность для обращения к Р. Меры, используемые в качестве Р., должны быть соразмерны и прекращаются в момент восстановления статуса, ему предшествовавшего.

Запрещается применение Р. в отношении объектов и лиц, пользующихся международно-правовой защитой (например, к раненым, больным).

РЕСПУБЛИКА

РЕСПУБЛИКА (лат. respublica от

(лат. respublica от res - дело и publicus - общественный) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Р. - обязательно государство: другие общины, хотя бы и управляемые на выборных началах (города, районы, провинции, графства и т.п.). не считаются Р. С другой стороны. Р. может быть и государственная единица, не обладающая полным суверенитетом и входящая в состав другого государства (например, Р. в составе РФ, Аджария в составе Грузии, Каракалпакия в составе Узбекистана).

Республиканская форма правления известна с древнейших времен, с момента возникновения самого государства. В античном мире классическим образцом рабовладельческой Р. была Афинская Р.

Многими сходными чертами обладали торгово-феодальные Новгородская и Псковская Р. на северо-западе Руси (XII-XV вв.). Их система правления включала собрания (обычно знатных) граждан - вече, посадников, а также выборного князя - военного руководителя.

На севере Центральной Европы - во Фландрии и отчасти в Германии - возникали республиканские общины с демократическим уклоном и более мягким режимом управления: здесь сказывалось преобладание промышленной буржуазии, имевшей больше общего с ремесленниками, цеховыми и городскими низами, нежели представители торгового и банковского капитала средиземноморских Р. Эти государства являются как бы переходной ступенью к современным демократическим Р., возникновением которых в Америке и Европе отмечен конец XVIII в. Следует также вспомнить о первых буржуазных республиках - голландской (XVI-XIX вв.) и английской (1649-1660). Во Франции первая Р. была провозглашена в 1793 г, и существовала до 1804 г. Окончательно республиканизм утвердился здесь только в 1870-х гг. Россия была объявлена Р. 3 сентября 1917 г.Германия стала Р. в результате ноябрьской революции 1918 г. Италия выбрала республиканскую форму правления на референдуме в 1946 г.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Р. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентарнуюреспублику и республику смешанного типа (полупрезидентскую). Особой разновидностью Р. является Советская республика.

Додонов В.Н.

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА

РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика, при которой элементы президентской республики, сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). Для Р.с.т. характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом Р.с.т. является Франция по Конституции 1958 г. К Р.с.т. отечественная наука конституционного права также относит обычно Португалию, Финляндию, Ирландию. Особенно широкое распространение Р.с.т. получила в постсоциалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). По ряду формально-юридических признаков к Р.с.т. можно отнести и РФ. Додонов В.Н.

РЕСТИТУЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕТОРСИЯ

РЕТОРСИЯ (лат. retorsio - обратное действие) правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, не составляющий международного правонарушения. Этим Р. отличается от репрессалий, применяемых в ответ на противоправные действия. Р. преследует цель восстановить принцип взаимности в отношениях соответствующих государств. Примерами Р-являются отзыв посла в ответ на недружественное заявление, ответная высылка дипломатов из страны или отказ в допуске на свою территорию граждан государства, совершившего недружественный акт. Меры, используемые в качестве Р., должны быть пропорциональны вызвавшему их акту. Как и репрессалии, Р. не предусматривает использования вооруженной силы.

РЕФЕРЕНДУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФЕРЕНДУМ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч.1 ст. 18 УК). Р.п. в отличие от других разновидностей множественно-сти преступлений, предусмотренных в УК (неоднократности и совокупности преступлений), может иметь место при определенном сочетании лишь умышленных преступлений, совершенных виновным. Закон содержит описание признаков трех видов Р.п.: простой, опасный и особо опасный. В основе дифференциации Р.п. на виды лежат два критерия - категория совершенных преступлений и количество судимостей. Единым для всех трех разновидностей Р.п. является признак умышленности. Для опасного и особо опасного Р.п. общими являются еще два признака: осуждение только к лишению свободы как за последнее, так и за ранее совершенные преступления, судимость за которые подлежит учету. Соответственно простым Р.п. признается тогда, когда умышленное преступление совершает лицо, имеющее одну судимость за умышленное преступление любой категории, за исключением тех, которые указаны как условие признания Р.п. опасным или особо опасным. Р.п. признается опасным при двух вариантах: а) когда лицо уже дважды было осуждено за умышленное преступление, причем к лишению свободы, и вновь совершает умышленное преступление, за которое также осуждается к лишению свободы; б) когда лицо совершает умышленное тяжкое преступление, если ранее оно было осуждено тоже за умышленное тяжкое преступление (ч. 2 ст. 18 УК). Определение особо опасного Р.п. законодатель дает в трех вариантах сочетания условий: а) совершение лицом умышленного преступления любой категории, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо уже три или более раза осуждалось к лишению свободы за умышленное тяжкое преступление или умышленное преступление средней тяжести: б) совершение лицом умышленного тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за умышленное тяжкое или за особо тяжкое преступление; в) совершение лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление (ч. 3 СТ.18УК).

Судимость за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, а равно снятые или погашенные (ст. 86 УК) нельзя учитывать при признании Р.п..

Р.п. имеет разные правовые последствия. В соответствии с п. "а" ст.63 УК простой рецидив является отягчающим наказание обстоятельством. Все три вида Р.п. как отягчающее обстоятельство являются основанием для формализации порядка назначения наказания и установления минимального предела, ниже которого при Р.п. наказание назначено быть не может (ст. 68 УК). Р.п. в виде судимости признается законодателем квалифицирующим признаком ряда составов преступлений (ст. 123, 158- 163,213,221 УК и др.). Р.п. влияет также на назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения (ел. 58 УК).

Минская В.С.

РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЕ

РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЕ - постановление суда (арбитражного суда) первой инстанции, которым гражданское дело (арбитражный спор) разрешается по существу. Р.с. постановляется по большинству голосов и должно быть законным и обоснованным. Р.с, выносится судом в совещательной комнате с соблюдением тайны совещания судей. Суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований. Однако суд может выйти за такие пределы, если признает это необходимым для защиты прав и охраняемых законом интересов истца, а также в других случаях, предусмотренных законом. Р.с. излагается в письменном виде председательствующим или одним из судей и подписывается всеми судьями, участвующими в постановлении решения, в том числе и судьей, оставшимся при особом мнении. Р.с. состоит из вводной,описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В вводной части указываются время и место вынесения решения, наименование, состав суда, секретарь судебного заседания, прокурор,если он участвовал в процессе, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора. Описательная часть Р.с. должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части Р.с. должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом. Резолютивная часть Р.с. должна содержать вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в нем полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, указание на срок и порядок обжалования. Решение суда по делу о расторжении брака может состоять из вводной и резолютивной частей. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или протеста Р.с.. если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом. Решения ВАС вступают в законную силу немедленно после их провозглашения. Р.с. приводится в исполнение после вступления его в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения (Р.с. о присуждении алиментов, о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника и др.). В предусмотренных ГПК случаях суд или судья может обратить Р.с. к немедленному исполнению полностью или в части.

РЕЭКСПОРТ ТОВАРОВ

РЕЭКСПОРТ ТОВАРОВ - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (т.е. квотирования, лицензирования, установления минимальных и максимальных цен и др.) в соответствии с ТК и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.

При ввозе на таможенную территорию РФ ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, если товары заявляются таможенному органу РФ в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной декларации (в мировой практике ограничений по времени на Р.т., как правило, н" существует).

РИМСКО-ГОЛЛАНДСКОЕ ПРАВО

РИМСКО-ГОЛЛАНДСКОЕ ПРАВО - обособленная система права,которая существовала в Голландии с XV до XIX в. Введенная голландцами в их колониях, она частично сохранилась в тех из них, которые перешли под власть англичан, т.е. на Цейлоне (теперь Шри-Ланка), в Британской Гвиане (ныне Гайана), британской колонии Наталь и бурских республиках Трансвааль и Оранжевая на юге Африки. Сегодня Р.-г.п. действует на всей территории ЮАР, в Намибии, Лесото, Зимбабве, Свазиленде, Ботсване. Во всех указанных странах сохраняется действие также местного, в том числе обычного, права: кроме того, современная правовая система сильно отошла от своих исторических корней. В XV и XVI вв. римское право, интерпретированное средневековыми легиста-ми, было рецепировано (воспринято) провинцией Голландия, так же как и многими другими районами Западной и Центральной Европы, особенно Германии, смешавшись разными путями с местными обычаями. Третьим элементом, составившим Р.-г.п., стали законодательные акты периода бургундского и испанского владычества, большинство из которых были приняты в XVI в. В результате образовалась своеобразная смешанная система права, остававшаяся в Нидерландах в силе до введения в 1809 г. Кодекса Наполеона, который уступил место в 1838 г. голландскому гражданскому кодексу. Старое право было также отменено в тех колониях, которые на тот момент оставались под властью Голландии. В бывших голландских колониях, попавших под власть Великобритании, старое Р.-г.п. подверглось значительным изменениям как в силу социально-экономического развития, так и под влиянием институтов англосаксонского права. Последнее оставило особенно заметный след в уголовном праве, уголовном и гражданском процессе, конституционном праве,корпоративном и вексельном законодательстве, морском праве и праве страхования. С другой стороны, законы, относящиеся к собственности, лицам, наследованию и, в меньшей мере, к контрактам, все еще находятся под преобладающим влиянием Р.-г.п. В Южной Африке большинство законов были исправлены,дополнены,унифицированы, многие нормы права объявлены утратившими силу. Во многих регионах действия Р.-г.п., однако, на тексты Свода Юстиниана еще ссылаются как на источник права, а истолкование им дается на основе трудов Г. Грация.

Додонов В.Н.

РИМСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДСТВЕННИКИ БЛИЗКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ПРАВО

РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ПРАВО - см. Континентальная правовая система.

РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА

РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА - в парламентарных республиках, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти, представляю-' щий собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституционную процедуру Р.п. следует отличать от неконституционного. прекращения деятельности парламента или полномочий его депутатов, которое является государственным переворотом. Право Р.п. (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит. главе государства (хотя используется им, как правило, только по "просьбе" правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых возможен Р.п. Основные случаи, предусмотренные конституциями многих государств: невозможность оформи:-. рования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония); повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени (РФ, Венгрия); неутверждение программы правительства (Литва); непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета (Польша, Эстония) и др. Предусмотрены и ограничения возможности Р.п. Прежде всего не подлежит роспуску верхняя палата двухпалатного парламента, парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (РФ, Франция, Италия, Польша), в последние 6 месяцев (или иной срок) полномочий президента государства (РФ, Италия, Литва) или первые 6 месяцев (Литва), первый год (Франция, РФ) полномочий парламента: в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период (например, не чаще одного раза в год в Румынии).

ДодоновВ.Н.

РОЯЛТИ

РОЯЛТИ (англ. royalty от фр. roi - король, монарх)

1) периодическая форма выплаты лицензионного вознаграждения обладателю исключительного права на результат творческой деятельности или средство индивидуализации за использование такого результата или средства. В основе исчисления размера Р. лежит база Р., в качестве которой может быть выбрана величина, имеющая стоимостное выражение (цена продукции по лицензии или сумма продаж этой продукции, прибыль или иная выгода, получаемая лицензиатом, затраты производства и т.д.), или величина, имеющая натуральное выражение (единица или объем производства или продаж продукции по лицензии, количество единиц или мощность производственного оборудования, объем перерабатываемого сырья, ассортимент продукции по лицензии и т.д.). Величина (размер) выплачиваемых лицензиатом Р. устанавливается исходя из соответствующей ставки Р. При базе Р., имеющей стоимостное выражение, ставка Р. ооычно устанавливается в процентах. Если в качестве базы Р.принимается величина в натуральном выражении. ставка Р. устанавливается в виде фиксированных отчислений.

2) Рентная плата (см. Рента) за право разработки природных ресурсов, вносимая хозяйствующим субъектом их собственнику. Изначально Р. понималось только как власть суверена, его владения, его привилегии и прерогативы. Впоследствии Р. стали обозначать выплачиваемые суверену периодические платежи за жалованный им какому-либо лицу титул, воинское звание,земельные угодья,привилегии на осуществление определенного вида деятельности, разработку природных ресурсов и т.д. Впервые термин "Р". в современном значении был использован в Англии для обозначения доли короля от производимой разработчиками на угольных шахтах продукции, которым он предоставил привилегию на добычу угля.

Лит.: Городисский М.Л. Лицензии во внешней торговле СССР. М., 1972; Иванов И.Д.,Сергеев Ю.А. Патенты и лицензии в международных экономических отношениях. М., 1966. Сесекин Б.А. Определение расчетной цены лицензии. М., 1987;Штумпф Г. Лицензионный договор. М.,.1988.

Сесекин В.Б.

РУССКАЯ ПРАВДА

РУССКАЯ ПРАВДА - памятник светского писаного права Руси XI- XIII вв., открытый в XVIII в. русским историком В.Н.Татищевым и дошедший до нашего времени в трех основных редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной.

В состав древнейшей- Краткой - редакции Р.П., подготовленной не позднее 1054 г., входят Правда Ярослава (ст. 1-18), Правда Ярославичей (ст. 19-41), Покон вирный (ст. 42) и Урок мостников (ст. 43). Пространная редакция, связанная с именем Владимира Мономаха и возникшая не ранее 1113г., делится наСудЯрослава(ст. 1- 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121). Сокращенная редакция появилась приблизительно в XV в. вследствие переработки Пространной редакции.

Р.П., в основе которой лежат преимущественно правовые обычаи Х-XI вв. и княжеская судебная практика, регулирует следующий круг отношений: нарушение прав собственности,долговые отношения, членовредительство, право наследования, семейные отношения, судопроизводство, порядок уголовного следствия - дознания (свода) и заслушивания свидетелей(видоков).

В целом Р.П. отразила становление феодальных отношений на Руси в период Х-XIII вв.: усиление феодальной зависимости сельского населения (смердов, холопов, закупов), углубление социальной дифференциации общества, развитие товарного хозяйства. Пространная Р.П., в частности, содержит нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителей привилегированного слоя - княжеских дружинников, тиунов, старост, отроков и т.д., а также нормы об особом порядке наследования ими земли. Предусматривались наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за коллективные посягательства на. имущество зажиточных людей. Стремясь к упразднению такого наследия родоплемен-ных отношений, как кровная месть, Р.П. сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей лишь близкими родственниками либо заменяет" месть денежным штрафом (вирой). В то же время сохраняется круговая порука как мера, связывающая всю общину ответственностью за преступления ее членов.

Нормы Р.П., действовавшие вплоть до принятия Судебника 1497 г., оказали влияние на законодательство некоторых соседних народов - украинского, белорусского, литовского.

Лит.: Калачев Н. Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды. М., 1846; Правда Русская.Т.1-З.М.-Л.,1940-1963;Ти-хомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М.-Л., 1941; Юшков С.В. Русская Правда. М., 1950; Ермолаев И.П., Кашафутди-нов Р.Г. Свод законов Киевской Руси. Казань, 1985; Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988; Свердлов М.Б. Русская Правда. СПб., 1992; Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX вв. М., 1994.

Жуковская Н.Ю.

РЫБОЛОВНАЯ ЗОНА

РЫБОЛОВНАЯ ЗОНА - один из институтов морского права, широко практиковавшийся многими прибрежными государствами до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Целью института Р.з. была защита указанными государствами своих интересов в части сохранения, воспроизводства и оптимального использования ресурсов в морских районах, прилежащих к ним, причем для достижения этой цели прибрежные государства в законодательном порядке устанавливали у своих берегов так называемые экономические или рыболовные зоны шириной до 200, а в отдельных случаях и до 350 морских миль, где ими осуществлялись суверенные права над промысловой деятельностью.Государства - участники Конвенции 1982 г. ныне вместо термина "Р.з." используют термин "исключительная экономическая зона".

Волосов М.Е.

Предыдущая страница Следующая страница