Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПРА")

ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИГРАФ

ПОЛИГРАФ - см. Детектор лжи.

ПОЛИНОМИНАЛЬНЫЕ ОКРУГА

ПОЛИНОМИНАЛЬНЫЕ ОКРУГА - см.. Избирательный округ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из групп конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, избирательное право (включая право голоса ш референдуме). право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и манифестаций, право петиций. Обладание П.п. и с. (в отличие от большинства других прав и свобод) обычно строго связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.

П.п. и с. получили закрепление в международно-правовых актах. Главный из них - Международный пакт о гражданских и политических правах(открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.. ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (РФ участвует как правопреемник СССР).

В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31-33. Граждане РФ имеют право: собираться мирно', без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав. установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. УК предусматривает ответственность за следующие нарушения П.п. и с. граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - в науке конституционного права понятие. обозначающее систему приемов, методов. форм. способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный П.р. '

Демократический П.р. характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций. уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением (см. также Демократия).

Авторитарный П.р. предполагает ограничения политических свобод, прежде всего свободы оппозиционных организаций и прессы.концентрацию основной (или почти всей) власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контрлем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов, либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные П.р. по степени выраженности своих черт могут варьироваться от весьма умеренных (например, режим де Гол-ля во Франции в 1958-1969 гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.).

Тоталитарный П.р.характеризуется полным разрывом между нормами конституций и законов (обычно вполне демократическими) и реальностью общественно-политической жизни, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляются в зародыше террористическими методами. Вся власть сосредоточена в руках одного лица ("вождя"), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Демократические государственные формы и институты (парламент,выборы, референдум и др.) играют роль Декорации, используемой для пропагандистских целей. Истории известны тоталитарные П.р. двух основных типов: коммунистического (в том числе П.р. в СССР до конца 1980-х гг., в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе) и ультраправого (в Италии конца 1920-х - 1943 гг., Германии 1933-1944 гг.).

Додонов В.Н.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим,религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. В международном праве регулируется в основном обычаями международно-правовыми, а также Декларацией о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН or 14 декабря 1967 г. Во внутригосударственном праве право П.у. - особое личное право, которое конституции и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В соответствии со ст. 63 Конституции РФ Указом Президента от 26 июля 1997 г. № 746 утверждено "Положение о порядке предоставления в Российской Федерации политического убежища",-согласно которому П.у. предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом. Предоставление П.у. производится указом Президента РФ. Лицо, желающее приобрести П.у.. обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения соответствующих обстоятельств обратиться в территориальный орган ФМС по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для предоставления

П.у. направляется в ФМС. Последняя рассматривает ходатайство, запрашивает заключения МИД, ФСБ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу П.у. Комиссия рассматривает ходатайство и материалы к нему и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия решения. Предоставление П.у. распространяется и на членов семьи при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14 лет, не требуется. Лицу, которому предоставлено П.у., а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Лицо утрачивает право на П.у. в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от П.у. в РФ: приобретения гражданства РФ или другой страны. Лицо может быть лишено предоставленного ему П.у. в РФ по соображениям национальной безопасности, а также в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор. Авакьян С.А.

ПОЛИЦИЯ

ПОЛИЦИЯ (нем; Polizei от греч. politeia - управление государством, администрация) система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. П. проводит расследование некоторых видов правонарушений.

Возникновение П. в Европе относится ко второй половине XVII- началу XVIII в. До этого полицейские функции обычно не отделялись от военных и административных.

П. в современных странах делится на централизованную и децентрализованную. Первая представляет собой иерархическую организацию, подчиненную единому руководству, и существует обычно в унитарных странах (например, во Франции. Финляндии). П. второго типа характерна для государств с федеративным устройством. Так. в США П. структурно включает три звена: федеральную П., П. штатов и местную П. Высшей для федеральной П. инстанцией является Федеральное бюро расследований (ФБР), входящее в систему Министерства юстиции. Кроме ФБР в систему федеральной П.входят: а) секретная служба, ведающая охраной высших государственных учреждений, президента. иностранных представительств и ряда других объектов: б) Федеральное бюро по борьбе с наркотиками; в) Федеральное иммиграционное бюро; г) П. по охране национальных парков; д) П. по охране мостов и туннелей;е)П. федерального агентства авиации. Имеются и другие службы, в том числе военная П.. действующая везде, где присутствуют американские войска. В П. штатов также входят различные структуры, подчиняется она непосредственно губернатору штата, при котором существует специальное ведомство. Местная П. включает формирования городов и графств. В США, так же как и в некоторых других зарубежных государствах, существует институт частной П., на которую возлагается задача охраны крупных промышленных, транспортных, торговых и иных предприятий, офисных центров, объектов недвижимости состоятельных лиц. Всего действует более 40 тыс. самостоятельных полицейских подразделений.

В Великобритании фактическое руководство полицейскими силами осуществляет министр внутренних дел. По закону о П. 1964 г. он наделен правом объединять полицейские формирования,определять размер субсидий органам местного самоуправления для содержания П. Полномочия английской П. неуклонно расширялись на протяжении всего XX в.

ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛУЖЕСТКИХ СПИСКОВ СИСТЕМА

ПОЛУСВЯЗАННЫХ СПИСКОВ СИСТЕМА; ПОЛУЖЕСТКИХ СПИСКОВ СИСТЕМА - один из способов распределения депутатских мест между кандидатами одного и того же списка при пропорциональной избирательной системе. При П.с.с. первостепенное значение имеет место, занимаемое кандидатами в списке, но кандидат, собравший известный минимум преференциальных (поданных персонально за него) голосов, передвигается на более высокое место в списке; при этой системе закон разрешает избирателю голосовать либо за список в целом, либо за отдельных кандидатов (Австрия, Бельгия, Дания) или даже обязывает его голосовать за отдельных кандидатов (Нидерланды).

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - см. Республика смешанного типа.

ПОЛУСВЯЗАННЫХ

ПОЛУСВЯЗАННЫХ (полужестких)

СПИСКОВ СИСТЕМА - один из способов распределения депутатских мест между кандидатами одного и того же списка при пропорциональной избирательной системе. При П.с.с. первостепенное значение имеет место, занимаемое кандидатами в списке, но кандидат, собравший известный минимум преференциальных (поданных персонально за него) голосов, передвигается на более высокое место в списке; при этой системе закон разрешает избирателю голосовать либо за список в целом, либо за отдельных кандидатов (Австрия, Бельгия, Дания) или даже обязывает его голосовать за отдельных кандидатов (Нидерланды).

ПОЛУСВЯЗАННЫХ СПИСКОВ СИСТЕМА

ПОЛУСВЯЗАННЫХ СПИСКОВ СИСТЕМА - см. ПОЛУЖЕСТКИХ СПИСКОВ СИСТЕМА.

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ - см. Взяточничество.

ПОЛЬЗОВАНИЕ

ПОЛЬЗОВАНИЕ - извлечение полезных свойств вещи. Вместе с тем пользоваться можно не только вещью в ее телесной форме, но и правом, включая право на нематериальный объект. В качестве вещного права право П. представляет собой самостоятельное правомочие собственника или право, принадлежащее лицу по ряду договорных обязательств. Согласно ст. 209 ГК РФ входит в содержание права собственности наряду с правами владения и распоряжения. Принадлежит также субъектам ограниченных вещных прав - права пожизненного наследуемого.владения зе-' мельным участком (ст. 265 ГК РФ), права постоянного(бессрочного)пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), сервитутов (ст. 274, 277 ГК РФ), права хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ), права оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ). Предоставление П. вещью предусматривается рядом договоров. Большей частью П. предоставляется вместе с владением (по договору имущественного найма (аренды), договору найма жилого помещения, договору безвозмездного пользования вещью и др.). Переход П. происходит и по таким комплексным договорам, как договор доверительного управления (ст. 1012 ГК РФ). П. без передачи владения возможно по договору аренды (ст. 606 ГК РФ). Право П. входит в состав исключительных прав. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" говорит о праве автора "использовать" свое произведение. имея в виду также распоряжение объектом авторского права, но в это понятие входит и собственное П.автора и передача П. другим лицам. Аналогичная ситуация складывается и по поводу прав патентообладателя по Патентному закону Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1. Исключительные права на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак. знак обслуживания и т.п.) могут быть переданы по договору коммерческой концессии в П. от правооблада-теля пользователю (ст. 1027 ГК РФ).

Законодательством ряда стран право П. рассматривается как самостоятельное вещное право, регулируемое специальными нормами. ГК Республики Польша предусмотрел специальный Отдел 11 "Пользование" в Книге второй "Собственность и иные вещные права". Во французском ГК права П. представлены узуфруктом, правом пожизненного пользования без извлечения доходов и др. Германское гражданское уложение в числе вещных прав П. чужими вещами называет сервитуты. личные сервитуты, узуфрукт.право застройки.

Залесский В.В.

ПОМИЛОВАНИЕ

ПОМИЛОВАНИЕ - отмена или смягчение уголовного наказания главой государства. Право П. - одно из основных конституционных полномочий главы государства почти во всех странах мира. Институт П. представляет собой акт индивидуального милосердия к лицу. осужденному судом за совершение какого-либо (обычно тяжкого) преступления. Применение П. может быть мотивировано по-разному (искреннее раскаяние осужденного или просто соображения гуманности).

В РФ право П. согласно п. "в" ст. 89 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ и осуществляется путем издания указа (в соответствии со ст. 85 УК) в отношении индивидуально-определенкого лица. Актом П. лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом. Актом П. может быть снята судимость с лица, отбывшего наказание. Предварительно дело осужденного тщательно изучается в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ (далее - Комиссия). Хотя в законе этот вопрос и не отрегулирован. но практика выработала порядок, при котором прошение о П. может быть подано как самим осужденным, так и его близкими родственниками, а также администрацией учреждения, где он отбывает наказание. Для обращения в Комиссию нет необходимости описывать все обстоятельства дела подробно. Достаточно короткого обращения с указанием, за что и на какой срок осужден, каким судом, судим ли ранее, сколько отбыл по назначенному сроку и какие имеются обстоятельства, которые могут рассматриваться как чрезвычайные и позволяющие Комиссии ходатайствовать о П. Если речь идет о болезни осужденного или близких членов его семьи как основании для прошения о П., то к прошению необходимо приложить соответствующие медицинские справки. Когда дело изучено и все материалы по нему собраны, аппарат Комиссии готовит короткую справку по делу. Комиссия, в которую входят известные общественные деятели, ученые-юристы, деятели искусства, собирается раз в неделю.

ПОНУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

ПОНУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЯМ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - см. Половые преступления.

ПОНЯТОЙ

ПОНЯТОЙ - в уголовном судопроизводстве РФ лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования. опознания и других следственных действий в случаях, предусмотренных УПК, для удостоверения правильности проведения этих действий. П. должно быть не менее 2 человек. В качестве П. могут выступать любые не заинтересованные в деле лица. При производстве следственных действий, связанных с обнажением лица (личный обыск, освидетельствование), П. должны быть одного пола с освидетельствуемым или обыскиваемым лицом. Недопустимо приглашать в качестве П. подозреваемого, обвиняемого. потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. родственников указанных лиц, защитников, работников органов дознакия, следствия, прокуратуры и суда, в производстве которых находится или будет находиться уголовное дело. П. обязаны удостоверить факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать замечания по поводу произведенных действий, которые подлежат занесению в протокол соответствующего следственного действия. Лица. приглашенные в качестве П., пользуются правом на возмещение расходов, понесенных ими в связи с участием в деле. Перед началом следственного действия им разъясняют их права и обязанности.

Сергеев А.И.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО - правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. История П. тесно связана с историей опеки. Ранее регулирование П. и опеки осуществлялось семейным законодательством. В Кодексе о браке и семье РСФСР, например, им посвящены ст. 119-139. П. устанавливалось над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет. лишившимися родительского попечения.и над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могли самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

С принятием СК и ГК РФ сфера применения П. значительно изменилась. Изменилось и соотношение регулирования указанного института между гражданским и семейным правом. Теперь в ГК РФ содержатся нормы, определяющие основные положения, регламентирующие П. над гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также институт патронажа, который хотя и является одной из форм П.. однако имеет специфику. СК регулирует П. над несовершеннолетними детьми от 14 до 18 лет. Несовершеннолетний, над которым устанавливается П..более свободен в гражданско-правовой сфере по сравнению с лицом в возрасте до 14 лет, находящимся под опекой. Попечитель в отношении. несовершеннолетнего выступает как бы в трех качествах: лица, заменяющего ему в межличностных отношениях родителя:законного представителя. осуществляющего защиту его прав и интересов, и лица, помогающего несовершеннолетнему самому осуществлять свои права и исполнять возложенные на него обязанности. В соответствии со ст. 37 ГК РФ попечитель не вправе без предварительного разрешения органов опеки и П. давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдачи его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, уменьшающих имущество подопечного. Только с предварительного разрешения органа опеки и П. могут расходоваться доходы подопечного, за исключением тех, которыми он вправе распоряжаться самостоятельно. а также которые расходуются на со-. держание самого подопечного. П. над совершеннолетним лицом прекращается в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничения его дееспособности по заявлению попечителя или органа опеки и П. Над несовершеннолетним П. прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также в случае вступления его в брак раньше этого возраста либо его эмансипации (ст. 27 ГК РФ). П. также может быть прекращено вследствие освобождения или отстранения попечителя от исполнения им своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ).

Ермаков В.Д.

ПОРНОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТУГАЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРУЧЕНИЕ

ПОРУЧЕНИЕ - см. Договор поручения.

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЛИЧНОЕ

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЛИЧНОЕ - см. Личное поручительство.

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - в уго-ловном судопроизводстве РФ одна из мер пресечения. Состоит в даче общественной организацией письменного обязательства в том, что она ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица. производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Инициатива в применении П.о.о. может исходить как от органа, в производстве которого находится уголовное дело. так и от общественной организации, причем поводом к обсуждению в ней вопроса о принятии П.о.о. может послужить обращение лица. привлекаемого к уголовной ответственности. До принятия решения общественная организация должная быть поставлена в известность о сущности дела. по которому избирается П.о.о. Вопрос о возможности поручиться за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) обсуждается на собрании соответствующей организации или ее руководящего органа, причем в органы предварительного расследования.прокуратуру или суд представляется протокол, в котором отражены обсуждение вопроса о даче П.о.о. и принятое решение. Об избрании в качестве меры пресечения П.о.о. выносится постановление (определение), которое объявляется обвиняемому или подозреваемому и сообщается данной организации. В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) П.о.о. к нему, при наличии указанных в законе условий, может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. К общественной организации правовые санкции не применяются, она несет моральную ответственность.

Сергеев А.И.

ПОСЕТИТЕЛИ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВ

ПОСЕТИТЕЛИ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВ - см. Биржевой посетитель.

ПОСЛАННИК

ПОСЛАННИК - в соответствии со ст. 14 Венской конвенция о дипломатических сношениях, дипломатический агент (представитель) 2-го класса, в официальной практике именуемый Чрезвычайным Посланником и Полномочным Министром. П. является представителем главы аккредитующего государства при главе государства пребывания данного дипломатического представительства и наделен теми же правами, что И главы представительств других классов. Впервые данный класс дипломатических представителей был введен Венским протоколом 1815 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. этот класс получил наименование Чрезвычайного и Полномочного Посланника; в 1948г. в структуре МИД введена должность (ранг) П. 1-го и2-го классов.

Колосов M.E.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПОДСУДИМОГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСОБНИК

ПОСОБНИК - соучастник преступления (ст. 33 УК). П. признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами. указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника. средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем. а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

ПОСОЛ

ПОСОЛ - в соответствии со ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.. дипломатический агент (представитель) 1-го класса, аккредитуемый в качестве представителя главы направившего его государства при главе государства пребывания соответствующего дипломатического представительства. По протокольному уровню в рамках дипломатического корпуса страны пребывания П. соответствует классу нунциев. Данный класс дипломатических представительств в СССР установлен Указом Президиума Верховного Совета от 9 мая 1941 г. П. обычно возглавляют дипломатические представительства высшего уровня - посольства. С 1943 г. в структуре должностей МИД СССР введен ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Волосов М.Е.

ПОСОЛЬСКОЕ ПРАВО

ПОСОЛЬСКОЕ ПРАВО - древнейшая отрасль международного права, включающая в свой состав принципы и нормы, которыми устанавливается юридический статус дипломатических. агентов и дипломатических представительств одних государств на территории стран и регулируется режим деятельности тех и других. Складывавшийся в течение многих тысячелетий на базе международных обычаев нормативный состав П.п. ныне упорядочен и кодифицирован Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.. Конвенцией о специальных миссиях 1969 г., Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.: особое месте занимает Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.. регламентирующая специальную область внешней деятельности государств, а также Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947г. Вопросы правового положения дипломатов и дипломатических представительств - также объект регулирования двусторонних международных договоров и национального законодательства. Основополагающий элемент П.п. - обеспечение личной безопасности и неприкосновенности дипломатических агентов. неприкосновенности помещений. архивов, транспортных средств и корреспонденции дипломатических представительств, наделение их рядом преимущественных прав, привилегий и иммунитетов в целях всемерного содействия развитию дружественных отношений между государствами, прогрессу международного сотрудничества. Пример заботы международного сообщества о безопасности послов - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц. пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Волосов M.E.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО

ПОСРЕДНИЧЕСТВО - одна из применяемых в практике межгосударственных отношений форм улаживания споров, конфликтов и военных столкновений с помощью дипломатических средств. Первый международно-правовой акт, закрепивший П. в качестве процедурной формы, - Конвенция о мирном решении международных столкновений (Гаага. 1907 г.), согласно которой задача П. состоит в согласовании "противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни" между конфликтующими государствами. Посреднические услуги не обязательны для участников спора, они имеют исключительно значение совета: когда одна из спорящих сторон или сам посредник удостоверятся в безрезультатности П.. обязанности посредника считаются прекратившимися. В случаях когда конфликтная ситуация (несогласие) между государствами приобретает весьма серьезный характер. каждая из спорящих сторон избирает государство, которому она доверяет миссию П. с целью предупредить нарушение мирных отношений либо восстановить мир между спорящими. В Уставе ООН (1945) П. названо одним из способов мирного разрешения международных споров. Оказание П. не создает для государства, выступающего в роли посредника, каких-либо обязательств и не может рассматриваться ка" вмешательство в возникший спор.

Волосов M.Е.

ПОСТАВКА

ПОСТАВКА - см. Договор поставки,.

ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - осуще ствляется на основе государственного контракта на П.т. для г.н., атакжезаклю' чаемых в соответствии с ним договорОЕ (ст. 525 ГК РФ).

П.т. для г.н. производится в целях создания и поддержания материальных резервов РФ; поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ: обеспечения поставки экспортных товаров для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ; реализации федеральных целевых программ. Поставка обеспечивается зг счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Аналогичные поставки для региональных нужд осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Перечень и объемы П.т. для г.н. пс укрупненной номенклатуре представляются ГД Правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета. Для организации работы по обеспечению П.т. для г.н. Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Им предоставлено право передавать на договорной основе выполнение части своих функций, в том числе по заключению государственных контрактов. Государственный контракт заключается на основе заказа, принятого поставщиком (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Заказы на П.т. для г.н. размещаются на торгах. Состав и объемы товаров, поставляемых без проведения торгов, устанавливаются Правительством РФ. Для государственного заказчика, разместившего заказ. принятый поставщиком, заключение контракта обязательно (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Для поставщика его заключение обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с исполнением контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ) Убытки не возмещаются лишь казенным предприятиям (п. 3 ст. 527 ГК РФ).

Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товарОЕ осуществляется поставщиком определяемому заказчиком покупателю по договору П.т. для г.н., поставщик и покупатель заключают договор поставки в соответствии с извещением о прикреплении покупателя к поставщику, выданым государственным заказчиком (ст. 529 ГК РФ).

К отношениям по П.т. для г.н. применяются правила ГК РФ о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами гл. 30 ГК РФ о П.т. для г.н.(см. Договор поставки). В части, не урегулированной ГК РФ. к этим отношениям применяются законы о П.т. для г. н.

Андреева Л.В.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ - акт управления об-шенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ. ФЗ и указов Президента РФ. Подписывается председателем Правительства РФ. П.П. РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции РФ). П.П. РФ может быть также признано не соответствующим Конституции РФ решением Конституционного Суда РФ.

Додонов В.Н.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА - акт прокурорского надзора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. П.п. о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА - вид судебных актов., ,

В уголовном процессе - решение, принятое президиумами судов при пересмотре судебных приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу; всякое решение, принятое судьей единолично,кроме приговора.

В гражданском процессе П.с. в собственном смысле именуются акты президиума суда, вынесенные в порядке над-зорого производства.

В арбитражном процессе П.с. принимается президиумом арбитражного суда соответствующего уровня по результатам рассмотрения дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

При пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, выносится П.с. об отмене, изменении или оставлении без изменения приговора, решения. определения.

Постановления президиума суда (арбитражного суда) принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Особое место среди судебных актов занимают постановления, принимаемые пленумом ВС РФ и ВАС и содержащие руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Такие постановления обязательны для всех судов общей юрисдикции и всех арбитражных судов в РФ.

В конституционном судйпройзводст-ве П. именуется итоговое решение КС. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (см. Приговор, Конституционный Суд РФ).

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТАНОВОЧНЫЙ ДОГОВОР

ПОСТАНОВОЧНЫЙ ДОГОВОР - один из видов авторского договора - договор о постановке произведения на сцене (спектакль, балет и т.п.). Режиссер-постановщик спектакля получает охрану как исполнитель (один из видов смежных прав).

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - зарубежный орган внешних сношений государства, учреждаемый при международной межгосударственной (межправительственной) организации универсального или регионального характера в целях обеспечения представительских функций, поддержания с ней оперативных контактов, обеспечения интересов представляемой страны, участия в работе ее органов. Согласно Венской конвенции о представительстве государств в их сношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., правомочия, привилегии и иммунитеты П.п. при м.о. аналогичны соответствующим правам дипломатических представительств государств в зарубежных странах. На персонал П.п. при м.о. - постоянных представителей, их заместителей, советников. экспертов, секретарей - распространяются свобода от ареста и задержания. если они находятся при исполнении служебных обязанностей, неподсудность в отношении официальных действий, неприкосновенность бумаг и документов. право пользоваться шифром и дипломатическими курьерами, освобождение от налогов и др. По общему правилу П.п. при м.о. разрешается иметь только государствам - участникам таковых; государства-нечлены могут учреждать постоянные миссии наблюдателей, если правила конкретной международной организации это допускают.

Колосов М.Е.

ПОТЕРПЕВШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание. При этом новое местонахождение может быть тайным либо известным третьим лицам, а само перемещение может быть как тайным, так и открытым, являясь следствием не только насилия, но и обмана,злоупотребле-ния доверием, использования состояния человека, при котором его воля не выражена (например. П.ч., находящегося в бессознательном состоянии). Оконченным П.ч. считается с момента принудительного перемещения потерпевшего.

Субъективная сторона П.ч.характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъектом П.ч. считается лицо. достигшее 14-летнего возраста. В ч. 2 ст. 126 УК дан следующий перечень обстоятельств квалифицированных видов П.ч. деяние, совершенное по предварительному сговору; неоднократно;с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении женщины, находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц; из корыстных побуждений. Особо квалифицированные виды П.ч. предусмотрены в ч. 3 ст. 126 УК: совершенное организованной группой либо повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Примечание к ст. 126 УК предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно освободившего похищенного. если в его действиях не содержится иного состава преступления.

ПОЧТОВЫЙ ПЕРЕВОД

ПОЧТОВЫЙ ПЕРЕВОД - см. Перевод через предприятия связи.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ - в соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть РФ осуществляет П. РФ. которое состоит из Председателя П. РФ. заместителей Председателя (фактически есть и первые заместители) и федеральных министров. Имеется кроме министерств большое количество других федеральных органов исполнительной власти. Но их руководители не входят в состав П. РФ.

П. РФ формируется Президентом РФ. Он назначает с согласия ГД Председателя П. РФ. причем в случае трехкратного отказа в согласии Президент назначает Председателя П. РФ. распускает ГД и назначает новые выборы. П. РФ полностью подотчетно Президенту

РФ. Перед каждым вновь избранным Президентом РФ существующее П. РФ слагает полномочия. Президент имеет право председательствовать на заседаниях П. РФ. Он принимает решение об отставке П. РФ как по просьбе последнего, так и по своей инициативе. Президент вправе назначить на должность и освободить от должности любого члена П. РФ в любое время по предложению Председателя П. РФ (последнее на практике - всего лишь процедурно-формальное правило).

П. РФ представляет ГД федеральный бюджет и отчет о его исполнении, член П. РФ должен дать ответ на запрос депутата ГД. Но ГД не в состоянии отправить П. РФ в отставку, даже если и выразит ему недоверие. Окончательное решение остается за Президентом РФ, который может либо согласиться с ГД и отправить П. РФ в отставку, либо оставить П. РФ и распустить саму ГД. Каких-то элементов подотчетности СФ в Конституции РФ вообще нет, хотя на практике члены П. РФ и его Председатель нередко выступают с сообщениями перед СФ по вопросам внутренней жизни и внешней политики.

- Основные вопросы деятельности П. РФ (определены в ст. 114 Конституции РФ): а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;в)обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью: д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью:ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ. '

На основании и во исполнение Конституции РФ. ФЗ, нормативных указов Президента П. РФ издает постановления и распоряжения. Его акты обязательны к исполнению в РФ. В случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Авакьян С.А.

ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО АВТОРСТВА

ПРАВО АВТОРСТВА - право признания лица, создавшего произведение в области науки, литературы или искусства. автором этого произведения. П.а. в РФ охраняются на основе ГК РФ. Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", Патентного Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 и др. В соответствии с законодательством РФ П.а. охраняются бессрочно. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану П.а. после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний П.а. охраняются его наследниками или специально уполномоченным органом РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

ПРАВО БЕССРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

ПРАВО ПОСТОЯННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ; ПРАВО БЕССРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ - наряду справом пожизненного наследуемого владения земельным у частном ограниченное вещное право в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Заключается в возможности владения и пользования земельным участком в целях и пределах.установленных законом и актом о предоставлении участка в пользование (ст. 268-269 ГК РФ). Правооб-ладатель может возводить на таком участке недвижимое имущество с приобретением права собственности на него. Предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам по решению государственного или муниципального органа. Собственникам зданий, сооружений и иной недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, принадлежит П.п.п.з.у. на долю участка под этой недвижимостью. Законом, решением о предоставлении земли или договором могут быть установлены исключения из этого правила. Передача соответствующего участка в аренду или безвозмездное срочное пользование может осуществляться правообладателем лишь с согласия собственника участка. По наследству не передается. Может переходить в порядке правопреемства к иным лицам в результате реорганизации юридического лица. Прекращается с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при его ненадлежащем использовании правообладателем.

ПРАВО ВЕТО

ПРАВО ВЕТО - см. Вето.

ПРАВО ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДОСТУП К МОРЮ

ПРАВО ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДОСТУП К МОРЮ - в соответствии с общепризнанными нормами международного права право каждого государства на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море (Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.. а также Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965г.). Внутриконтинентальные страны пользуются свободой транзита, всеми видами транспортных средств на условиях, согласовываемых с "государствами транзита" посредством двусторонних. субрегиональных или региональных соглашений, с тем чтобы законные интересы государств транзита в части осуществления ими своего полного суверенитета над своей территорией не были ущемлены. С другой стороны, для обеспечения свободы доступа к морскому побережью Конвенция 1982 г. наделяет Внутриконтинентальные государства правом на транзит без обложения таможенными пошлинами и налогами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги и в размерах, установленных для транспортных средств государства транзита. Для удобства транзитного движения в портах входа и выхода может предусматриваться установление беспошлинных зон: государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении: суда. плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и другие иностранные суда. :; Колосов М.Е.

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ - см. Государственная собственность.

Предыдущая страница Следующая страница