Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПРА")

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - см. Законодательная инициатива.

ПРАВО КРОВИ

ПРАВО КРОВИ - см. Филиация.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ - одна из старейших от-раслей международного права, включающая комплекс обычных и конвенционных принципов и норм. которыми регулируется порядок подготовки, заключения. реализации,толкования, пересмотра, прекращения действия или признания недействительными, а в необходимых случаях - продления международных договоров. Помимо междуна-родного обычая, основными источниками П.м.д. являются: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г., положения которых инкорпорированы в национальное законодательство подавляющего большинства государств и могут,следовательно, рассматриваться в качестве общепризнанных. Краеугольным положением П.м.д. является один из основных принципов международного права - принцип добросовестного выполнения международных обязательств, известный как Pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться"), получивший закрепление в Уставе 00/7(1945). в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Важнейшие элементы П.м.д. закреплены Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15, п. "к" ст. 71, п. 1-"о" ст. 72, ст. 79, п. "б" и "в" ст. 86. п. "г" ст. 106. п. 2-"г" и ч. 6 ст. 125), а также ФЗ РФ от 15 июля 1995 г.№ 101-ФЗ"Омеждународныхдо-говорах Российской Федерации".

Волосов М.Е.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - совокупность международно-правовых принципов и норм. определяющих юридический статус межгосударственных (межправительственных) организаций, условия членства в них.характер и объем правомочий. структуру и процессуальные аспекты деятельности их органов, а также юридическую силу принимаемых ими нормативных актов. В отсутствие единого нормативного акта их функционирование регламентируется положениями учредительных актов - уставами, статутами и т.п. Взаимоотношения таких структур с заинтересованными государствами подпадают под действие Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяются соответствующие многосторонние международные договоры, например Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967г., Конвенция и Эксплуатационное соглашение Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Международный орган по морскому дну, являющийся самостоятельной международной организацией, учрежден Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

П.м.о. определяет международную правосубъектность всех таких структур как производную, делегированную им основными субъектами международного права - государствами, и имеющую сугубо функциональную направленность, которая должна сообразоваться с применимыми основными и специальными принципами международного права. Особые права и преимущества межгосударственных организаций, необходимые им для обеспечения эффективной их деятельности, устанавливаются соглашениями, заключаемыми между каждой из них и страной пребывания штаб-квартиры таковой: Конвенцией о привилегиях и иммунитетахООН 1946 г., Конвенцей о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Наконец, сами межгосударственные (межправительственные) организации нередко заключают соглашения между собой, как это имеет место в практике ООН, один из главных органов которой - Экономический и социальный совет управомочен вступать в соглашения с любым из специализированных учреждений этой Организации относительно определения условий взаимного сотрудничества.

Волосов М.Е.

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ - одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь конце 80-х - начале 90-х гг. П. на б,о.с. корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц,, а также государственных органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ. закрепляя в ст. 42 П. на б.о.с., дополняет е.го другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о co' стоянии окружающей среды и правом.на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

ПРАВО НА ЖИЗНЬ - одно из основных личных прав человека, защищаемое международным правом и конституциями большинства демократи-ческих стран. Содержание П. на ж. многогранно и различается в разных государствах. Так. в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия. ФРГ, Франция и еще более 40 государств), П. на ж. означает, что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (абсолютное П. на ж.). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под П. на ж. обычно понимается то. что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно. без должной правовой процедуры (относительное П. на ж.). В ряде конституций П.на ж. конкретизируется указанием круга преступлений, за которые может быть установлена смертная казнь, круга лиц. к которым наказание в виде смертной казни применяться не может (например, женщины и несовершеннолетние), а также установлением дополнительных процессуальных гарантий в случае угрозы применения смертной казни. Так, ст. 29/('owc/nu/nt/ijUM РФ, провозглашая П. на ж., оговаривает, что "смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей". В некоторых странах расширительное толкование П. на ж. приводит к запрещению, в том числе конституционному (Ирландия), производства абортов.

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ - в ряде государств одно из конституционных социальных прав граждан. В конституциях "социалистических" стран понималось как право на получение от государства комфортабельного и отвечающего потребностям человека жилища. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый человек имеет П. на ж. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Суть П. на ж. заключается в возможности: иметь жилье, т.е. пользоваться благоустроенным помещением той или иной формы собственности: получить жилье в установленном порядке, построить его либо купить; находиться под защитой государства в части жилищных интересов, включая неприкосновенность жилища, невозможность выселения из жилища, его изъятие без законных оснований, создание благоприятной среды обитания в жилище и вокруг него. П. на ж. гражданина корреспондирует жилищная политика государства. Конституция РФ выражает заботу государства о тех, кто сам не может решить жилищную проблему или имеет право на поддержку в реализации П. на ж.: согласно ст. 40 малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Авакьян.С.А.

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ - одно из конституционных трудовых (экономических) прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом процедур. Никогда не признавалось кон-ституциями "социалистических" стран. П. на з. имеет значительное число ограничений и на уровне текущего законодательства, и в самих текстах конституций. Как правило, П. на з. лишены военнослужащие, сотрудники органов охраны правопорядка и служб жизнеобеспечения, иногда это право отрицается за всеми государственными служащими. Само применение П. на з. закон обставляет, как правило, также достаточно сложными процедурами, рассматривая забастовку как исключительное средство. В РФ П. на з, предусматривается в ст. 37 Конституции РФ в связи с закреплением права на свободный труд. Более детально данное право регулирует КЗоТ и ФЗ РФ от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (см. также Забастовка).

Авакьян С.А.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ - в качестве конституционного права граждан закрепляется в ч. 3-4 ст. 29 Конституции РФ. Суть его в том. что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и рас- пространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июня 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне". Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации. Запрещается цензура, т.е. контроль за содержанием публикаций и передач, выражающихся в требованиях должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно согласовать с ними сообщения и материалы, подготовленные СМИ. Порядок создания и гарантии для СМИ отражены в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации". Важное значение для реализации П. на и. имеют также ФЗ РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", от 13 января. 1995 г. № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (см. также Свобода печати).

Авакьян С.А.

ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЛИЧНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ, ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЧЕСТИ И ДОБРОГО ИМЕНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах.В демократических государствах П. на о, в широком смысле включает: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных, муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право учреждать частные учебные заведения. Многие конституции подкрепляют П. на о. обязанностью родителей (или лиц. их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П. на о. закреплено в ст. 43 Конституции РФ. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. При этом основное общее образование обязательно. В государстве устанавливаются федеральные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. Каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 ч. 2): значит, тем самым допускаются и частные вузы. где высшее образование получают за плату.

Авакьян С.А.

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ - в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 33 Конституции РФ, которая гласит, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы в государственные органы и органы местного самоуправления. Устное обращение имеет место на личном приеме гражданина, письменное можно также подать на приеме, оставить в канцелярии (приемной), отправить почтой. В том случае, когда граждане ставят целью рассмотрение какого-то вопроса компетентным органом, обращение может иметь форму петиции. Независимо от формы оно должно быть рассмотрено, а авторам надлежит дать ответ по существу.

Авакьян С.А.

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ - в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. ЗО Конституции РФ. Понятие "объединения граждан" может использоваться применительно к различным формированиям граждан. В частности, существуют: общественные объединения: религиозные объединения: органы территориального самоуправления: хозяйственные товарищества. Все это - негосударственные объединения. Однако в науке конституционного права из этих 4 групп принято с П. на о. связывать сферу общественных (общественно-политических) интересов, а остальным формам реализации права на объединение корреспондируют соответственно свобода совести, право на местное самоуправление, право на предпринимательскую деятельность. Согласно Конституции РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Суть П. на о. заключается в том. что граждане могут создавать свои партии, движения, профсоюзы, общества, фонды. школы искусств,родительские комитеты в школах, библиотечные советы, общественные советы музеев, клубов и др. Выражением П. на о. являются кружки по интересам, встречи и создание клубов болельщиков по отдельным видам спорта или командам, общества, землячества, культурные центры граждан определенных национальностей, проживающих среди титульных наций, иные средства неформального (и далеко не всегда регулярного) общения по интересам.

Порядок создания объединений регулирует ФЗ РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". В соответствии с Законом реализация П. на о. предполагает учет ряда факторов. Во-первых, это возможность граждан: а) создавать общественные объединения; б) вступать в существующие общественные объединения; в) воздерживаться от вступления в них: г) беспрепятственно выходить из общественных объединений. Во-вторых, в основе данного права - добровольность. В-третьих.создание общественных объединений или вступление в них используются для защиты общих интересов и достижения общих целей, но в то же время способствуют реализации прав и законных интересов граждан (т.е. их индивидуальных запросов). В-четвертых, гражданам не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления на создание общественного объединения. В-пятых, П. на о. реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица; иначе говоря, в ряде случаев новая организация может быть объединением и просто граждан, и ранее созданных ими общественных структур. В-шестых, создаваемые гражданами общественные объединения могут зарегистрироваться и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и этих прав. Спектр общественных объединений является разветвленным (см. также Общественные объединения).

Авакьян С.А.

ПРАВО НА ОТДЫХ

ПРАВО НА ОТДЫХ - одно из основных трудовых (более широко - экономических) прав человека, закрепляемое в конституциях большинства социалистических и многих постсоциалистических стран. В других государствах на конституционном уровне устанавливается значительно реже. Обычно содержанием П.на о. является конституционное или законодательное ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск. "Социалистические" конституции устанавливают так называемые "материальные" гарантии П. на о. в виде "неуклонного расширения сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений" и т.д.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные ФЗ РФ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (см. также Рабочее время).

Авакьян С.А.

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ - одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Закреплено в ст. 41 Конституции РФ. Бесплатная медицинская помощь оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно Конституции в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию. Одна из гарантий права на охрану здоровья - своевременная информированность общества о санитарном состоянии населенных пунктов. вспышках ин4:>екций. распространенности заболеваний и т.п. В ст. 41 Конституции РФ указано, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств. создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность согласно ФЗ РФ (см. также Страхование медицинское).

Авакьян С.А.

ПРАВО НА ПРАВОСУДИЕ

ПРАВО НА ПРАВОСУДИЕ - комплекс важнейших и в силу этого конституционно закрепляемых процессуальных прав. призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека. Включает право на скорый. публичный и беспристрастный суд (иногда особо выделяется право на суд присяжных), право на защиту, право на презумпцию невиновности, право не свидетельствовать против себя самого и своих близких, запрет использовать в суде доказательства, полученные незаконным путем, право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в установленном законом порядке. Закреплено в ст. 47 Конституции РФ. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом,

ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ (наций) в науке конституционного права понятие.означающее право народов (наций) определять форму своего существования, будь то в составе своего или другого государства. П. на с.н. в рамках существующего многонационального государства подразумевается иногда (с рядом существенных ограничений)конституциями федеративных государств (например. Конституцией РФ). Право народов на полное самоопределение(вплоть до выхода из состава существующего государства) с момента прекращения существования СССР не встречается ни в одной конституции мира (хотя провозглашено в одностороннем порядке, например, в Конституции Тывы 1993 г.).

ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД

ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД - в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Данное право традиционно именовалось просто "правом на труд" (т.е. без слова "свободный"). Однако в него вкладывалось неодинаковое содержание на разных этапах развития нашего государства. Так. раньше право на труд прежде всего связывалось, во-первых. с правом на получение гарантированной работы, во-вторых, с необходимостью (обязанностью) трудиться на благо общества, в-третьих, не вообще заниматься трудовой деятельностью, а преимущественно в сфере общественного производства. Теперь П.на с.т. рассматривается с позиций индивидуального пользования этим правом. Поэтому ст. 37 Конституции РФ прежде всего утверждает: труд свободен; каждый имеет право свободно распорядиться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию: принудительный труд запрещен. Следовательно, человек может работать по найму, либо сам быть работодателем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (в том числе играть на биржевом курсе рубля, давать деньги взаем под проценты и т.д.). Не требуется иметь определенного места работы: согласно Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной от-ветстственности. Соответственно, из законодательства исключена категория "тунеядство", за которое ранее привлекали не только к административной, но и к уголовной ответственности и которое олицетворяло принудительное привлечение человека к труду. Разумеется, не является принудительным трудом выполнение ряда публичных обязанностей, например воинская служба, привлечение к ликвидации стихийных бедствий. В ст.37 Конституции РФ говорится,что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного 4)еде-ральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ч. 3). Учитывая, что возможны разные коллизии, Конституция РФ гласит: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Авакьян С.А.

ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ

ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ - особое политическое право граждан, встречающееся в настоящее время крайне редко в конституционных актах. Так. это право, например. закреплено в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Своеобразную форму П. на с.у. получило в ст. 20 Основного закона ФРГ: "Все немцы имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот (т.е. конституционный) строй, если другие средства невозможны".

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется как право на помощь со стороны государства в виде пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности. При этом размер и условия такой помощи определяются законом. В других государствах П. на с.о. встречается достаточно редко, а в конституциях стран англосаксонской системы права - вообще никогда, что. однако, вовсе не означает отсутствия системы социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.потери кормильца. для воспитания детей и иных случаях.установленных законом.

Существует два основных вида социальных выплат - пенсии и пособия (см. Пенсия государственная. Социальное обеспечение. Социальное страхование).

Авакьян С.А.

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА - в ряде конституций (например. Испании. РФ. Монголии. Словакии. Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав и свобод, включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении правосудия. Данное право можно также рассматривать как конституционный принцип государственного управления. Оно непосредственно вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Данное право закреплено в Конституции РФ. Она гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, участвовать в осуществлении местного самоуправления путем: референдума; выбора представительных органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; постановки перед ними вопросов в порядке народной инициативы (сбор подписей за проведение референдума, за подготовку и принятие законопроекта и т.п.): равного доступа к государственной службе; права на участие в отправлении правосудия.

Авакьян СА., Колодкин Л.-М.

ПРАВО НА ФИРМУ

ПРАВО НА ФИРМУ - см. Фирменное наименование.

ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ - одна из основных конституционных гарантий, призванная прежде всего обеспечить надежную защиту прав человека в уголовном процессе. Является одним из элементов более общего права на правосудие. Впервые закреплено на конституционном уровне 6-й поправкой (1791) к Конституции США 1787 г. Основное содержание этого права в большинстве стран сводится к возможности пользоваться услугами адвоката в судебном процессе (прежде всего уголовном), а также в случае угрозы уголовного преследования. Кроме того, конституциями и законодательством обычно признается право неимущих и малоимущих получать юридическую помощь бесплатно. В РФ П. на ю.з. гарантируется ст. 48 Конституции РФ.

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. Может принадлежать только юридическому лицу - несобственнику и заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому назначению. По объему правомочий П.о.у. значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения.

П.о.у. не известно гражданскому законодательству развитых стран. Его кон-цепция была разработана в СССР в 40-е гг. академиком А.В. Бенедиктовым в целях организации эффективного управления собственностью. П.о.у. было закреплено ОГЗ СССР 1961 и 1991 гг.

В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и учреждение. Эти юридические лица осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом. Собственник такого имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия его собственника. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом. приобретенным за счет средств. выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность. то доходы от нее и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение и учитываются на отдельном балансе.

ПРАВО ПЕТИЦИЙ

ПРАВО ПЕТИЦИЙ - см. Петиция.

ПРАВО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА

ПРАВО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА - см, Политическое убежище.

ПРАВО ПОМИЛОВАНИЯ

ПРАВО ПОМИЛОВАНИЯ - см. Помилование.

ПРАВО ПОСТОЯННОГО

ПРАВО ПОСТОЯННОГО (бессрочного)

ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ- наряду с правом пожизненного наследуемого владения земельным у частном ограниченное вещное право в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Заключается в возможности владения и пользования земельным участком в целях и пределах.установленных законом и актом о предоставлении участка в пользование (ст. 268-269 ГК РФ). Правооб-ладатель может возводить на таком участке недвижимое имущество с приобретением права собственности на него. Предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам по решению государственного или муниципального органа. Собственникам зданий, сооружений и иной недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, принадлежит П.п.п.з.у. на долю участка под этой недвижимостью. Законом, решением о предоставлении земли или договором могут быть установлены исключения из этого правила. Передача соответствующего участка в аренду или безвозмездное срочное пользование может осуществляться правообладателем лишь с согласия собственника участка. По наследству не передается. Может переходить в порядке правопреемства к иным лицам в результате реорганизации юридического лица. Прекращается с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при его ненадлежащем использовании правообладателем.

ПРАВО ПОСТОЯННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

ПРАВО ПОСТОЯННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ - см. ПРАВО БЕССРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ.

ПРАВО ПОЧВЫ

ПРАВО ПОЧВЫ - см. Филиация,

ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ

ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ (фр. droit de suite) право автора произведения искусства в случае публичной перепродажи его произведения по цене, превышающей предыдущую (на установленную законом величину), на вознаграждение от продавца в виде процентного отчисления от перепродажной цены. П.с. действует в течение того же периода, что и авторское право. При жизни автора П.с. принадлежит автору, после смерти - наследникам. П. с. имеет своим объектом только оригиналы произведений и не распространяется на копии. Положения о П.с. впервые были включены в законодательство Французской Республики (1920). В ряде государств П.с. известно под названием "долевого участия". Статьей 14 Бернской конвенции право долевого участия признается в более широком объеме, чем классическое П.с,, которое применяется к иностранным авторам на основе принципа взаимности. В РФ П.с. имеет своим объектом только оригиналы произведений изобразительного искусства и не распространяется на иные виды произведений. Согласно Закону РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" в каждом случае публичной перепродажи произведений искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Высказывается точка зрения, согласно которой П.с. выходит за рамки авторского права ввиду того. что существование правомочия следования противоречит принципу "исчерпания исключительных прав". При разрешении споров П.с. рассматривается судами как имущественное право, предоставляемое автору с того момента, когда он отчуждает свое произведение.

Лит.: Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве. М., 1996;

Дюма Р. Литературная и художественная собственность. М., 1993.

Сесекин В.Б.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ - см. Водный объект.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ - часть прецедентного права, складывавшаяся из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873-1875 гг., в результате которой произошло 4чормальное слияние П.с. с общим правом. Однако и поныне П.с. продолжает регулировать некоторые институты права собственности и договорного права, в частности институты доверительной собственности, возмещения ущерба, а также принуждения к исполнению договорного обязательства в натуре, т.е. реальному исполнению.

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ - сформировавшаяся в международных отношениях система нормативных и организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляется сотрудничество между государствами в области взаимного оказания П.п. в целях урегулирования правоотношений гражданского, семейного, трудового, социального или уголовно-правового характера, затрагивающих интересы физических либо юридических лиц одного из государств-контрагентов на территории другого. В основе такой системы лежат двух- и многосторонние соглашения, заключаемые заинтересованными странами по вопросам правовой защиты физических и юридических лиц, их национальности, определения компетентности их судебных инстанций для рассмотрения споров различных категорий и применимых правовых систем, соблюдения процессуальных прав иностранцев, апатридов и би-патридов: подобными соглашениями регулируется также порядок признания действительности разнообразных документов (свидетельств, дипломов и др.), исполнения судебных поручений, судебных актов, выдачи преступников (экстрадиция) и т.д.

Волосов М.Е.

ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Он основывается на предмете и методе П.р. Предмет П.р. составляет определенная форма общественных отношений. которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так. отношения. связанные с государственным управлением. - предмет административного права. Под методом П.р. понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения (см. Метод правового регулирования).

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ - см. Обычай правовой.

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ - см. Норма права..

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - одна из разновидностей социального поведения людей, строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям. О правомерности или неправомерности поведения можно судить на основании того, согласуются ли действия или поступки людей с правовыми предписаниями. Это же касается деятельности различных государственных и негосударственных органов и организаций, а также издаваемых ими юридических актов. Критерием определения степени правомерности служит степень соответствия реальных действий и поступков людей заложенным в нормах права. поведенческим моделям. Исходя из сказанного, П.п. можно определить как поведение, в полной мере согласующееся со всеми требованиями норм права. Важной особенностью П.п. является то, что оно выступает как общественно необходимое и общественно полезное поведение.

П.п. классифицируют по разным основаниям. Например, в зависимости от характера внешнего проявления правомерное поведение может выступать в виде действия или же, наоборот, в виде предусмотренного законом бездействия. В зависимости от принадлежности норм к различным отраслям права, на основе которых совершаются правомерные деяния, последние подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые. трудовые и иные. В зависимости от форм реализации правовых предписаний, содержащихся в нормах права, П.п. может выступать в форме их соблюдения, исполнения, использования или применения. Возможны и иные критерии классификации правомерных деяний (например, в зависимости от сферы их осуществления (политические, экономические, социальные и др.); от субъекта правомерного поведения(правомерные деяния граждан, должностных лиц. государственных и общественных органов, различных объединений) и др.). Выделение и изучение различных видов П.п. позволяет глубже понять их природу. мотивы, содержание, их роль в общественной и государственно-правовой жизни.

Марченко М.Н.

ПРАВОМОЧИЕ

ПРАВОМОЧИЕ - предусмотренная законом или иным источником права возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения. П. может быть синонимом субъективного права или же одним из его элементов (составных частей): так, право собственности включает в себя три П. - владение, пользование и распоряжение вещью. В социальных и политических правах число П. может доходить до 5-7. Реальность П. обеспечивается государством; при невыполнении лицом своих обязанностей управомоченная сторона может обратиться в суд, арбитражный суд или иной государственный орган для защиты своего права.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - виновное противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Любое П. - это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. Неотъемлемые признаки П.: их противоправность, наличие вины, наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. В зависимости от характера П.. степени его вредности и опасности для общества, а также от характера применяемых санкций за их совершение П. подразделяются на преступления и проступки.

Марченко М.Н.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ - см. Административное правонарушение.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ - деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальный либо нематериальный ущерб. Элементу международно-противоправного деяния:субъективный элемент - наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц. а именно субъекта в целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих международно-правовых обязательств.

Международное право закрепило деление П.м. на преступления и деликты. Критерий их разграничения - степень международной опасности для жизненно важных интересов международного сообщества. К. между народным преступлениям следует отнести те деяния, которые подрывают сами основы международного права, его важнейшие принципы. К ним относятся:серьезные нарушения обязательств, имеющих основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности (например, агрессия), для обеспечения права наций на самоопределение, для защиты человеческой личности (рабство, геноцид, апартеид), для защиты окружающей среды (массовое загрязнение атмосферы и морей). Соответственно, всякое международно-противоправное деяние, которое не составляет преступления, является международным деликтом.

Стародубцев Г.С.

ПРАВООТНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о.. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции. ' В широком смысле понятие "П.о." включает также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд и др. Организация и деятельность П.о. - предмет одноименной учебной юридической дисциплины и отрасли правоведения. В связи со спецификой своей деятельности сотрудники П.о. пользуются повышенной защитой. Согласно ст. 317 УК РФ посягательство на жизнь сотрудника П.о., военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность наказывается лишением свобобы на срок от 12 до 20 лет либо смертной казнью или по-жизненным лишением свободы. Усиленная уголовно-правовая охрана - лишь часть системы мер защиты сотрудников П.о., предусмотренной законодательством (прежде всего ФЗ РФ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"), В эту систему входят также меры безопасности и меры социальной защиты. Для обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников П.о. и их близких и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: а) личная охрана, охрана жилища и имущества: б) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности: в) временное помещение в безопасное место: г) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; д) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы: е) переселение на другое место жительства: ж) замена документов, изменение внешности. Особые меры включают материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда его здоровью. уничтожения или повреждения его имущества в связи со служебной деятельностью.

ПРАВОПОРЯДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОПРЕЕМСТВО

ПРАВОПРЕЕМСТВО - переход прав от одного лица (правопредшествен-ника) к другому (правопреемнику); при этом изменяются не сами правоотношения, а только их субъект. П. представляет собой производное приобретение прав и обязанностей, в отличие от первоначального, при котором право данного лица не основывается на праве предшественника. П. осущствляется непосредственно в силу закона или соглашения.

По общему правилу допускается переход от одного лица к другому только имущественных прав и обязанностей, поскольку личные права (например, право на имя, на честь и достоинство) неотчуждаемы от их носителей. Однако в некоторых случаях законом запрещается также переход некоторых имущественных прав, если они связаны с личностью субъекта(в частности.права требования алиментов и возмещения вреда, причиненного жизни и,здоровью (ст. 383 ГК РФ)).

Различаются универсальное (общее) П. и сингулярное (частное). Первое означает переход к другому лицу актива и пассива - всех имущественных прав и обязанностей и имеет место при наследовании и вследствие реорганизации юридических лиц. Под частным понимается П., возникающее в одном или не- скольких правоотношениях. Так, праве требования, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им по сделке уступка требования или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ).

Помимо материального П. в теории права выделяется также процессуальное П., заключающееся в замене в гражданском или арбитражном процессе заинтересованного лица, участвующего в деле, его правопреемником в материальном правоотношении. Согласно ст. 40 ГПК в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением правоотношении (смерть гражданина, прекращение существования юридического лица,уступка требования.перевод дол-га) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. П. возможно в любой стадии процесса. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в права, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое он заменил.

Особый характер также носит П. в международном праве (см. Правопреемство государств, Правопреемство государственных границ. Правопреемство правительств).

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ - переход прав и обязанностей от одного государства к другому. Правоотношения, связанные с правопреемством, возникают, во-первых, в случае перехода части территории от одного государства к другому и, во-вторых, в случае возникновения нового государства, что может иметь место при: а) образовании нового независимого государства на территории, ранее находившейся в зависимости от метрополии;б)объединении двух или нескольких государств в единое государство федеративного или унитарного типа: в) разделении единого государства и образовании на базе выделившихся из него составных частей двух или нескольких новых государств; в) образовании государства на части или частях территории, отделившейся (отделившихся) от существующего государства. Разнообразные юридические последствия П.г. подпадают под действие одного из следующих принципов - принципа "чистой доски" (лат. tabula rasa). когда вновь возникший субъект международного права не связан обязательствами предшественника, и принципа контину-итета (лат. continuum - непрерывное, сплошное), означающего непрерывность действия обязательств и прав предшественника в отношении преемника. Принцип континуитета (согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов) в полной мере применяется к случаям П.г. на недвижимую государственную собственность, а движимые объекты переходят к преемнику в справедливой доле, с учетом вклада нового субъекта в образование такой собственности. Этот же принцип действует в отношении государственных долгов, за исключением долгов бывших колоний. Волосов М.Е.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ - переход прав и обязанностей относительно прохождения линии границы при правопреемстве государств. В соответствии с нормами международного права любые изменения юридического статуса сопредельных государств, создающие основания для постановки вопроса о правопреемстве, не должны вести к изменению границ. Это вытекает непосредственно из ст. II Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., где указано, что само по себе правопреемство не затрагивает границ. установленных договором, а также обязательств и прав, относящихся к границе. Только в случае достижения сопредельными государствами согласия можно изменить государственную границу.

Волбсов М.Е.

Предыдущая страница Следующая страница