Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН")

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА - обращение гражданина или иного лица в органы конституционного правосудия по поводу нарушения его конституционных прав. В отличие от иных жалоб и исков, решение по К.ж. имеет не индивидуальный, а общий характер. т.е. распространяется на всех лиц. права которых могут быть нарушены действием неконституционного акта. Являясь важной процессуальной гарантией прав и свобод частных лиц, К.ж. служит одновременно средством защиты публичных интересов, конституционного правопорядка в целом. '

В РФ процедура К.ж. впервые была введена Конституцией 1993 г. В соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица. К.ж. допустима,если:закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле. рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

КС, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело. в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не приостанавливает производства по делу. однако сам суд (иной орган) вправе его приостановить до принятия решения КС. По итогам рассмотрения К.ж. КС принимает одно из следующих решений: а) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ: б) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. В случае если КС признал закон.примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке.

Институт К.ж. существует за рубежом в тех странах, где есть специальные органы конституционного контроля (Германия, Австрия, Венгрия, Грузия, Республика Корея, Мальта, Словения. Чехия, Швейцария, Югославия). Обычно в качестве предварительного условия подачи К.ж. требуется исчерпание всех других средств правовой защиты, однако из этого правила могут быть и исключения. Там, где конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции (США, Индия, Япония). К.ж. не предусмотрены, так как защита конституционных прав осуществляется в порядке искового производства.

Додонов В.Н.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ

1) соблюдение требований и норм. прямо содержащихся в конституции государства или вытекающих из нее; 2) соблюдения всех законов и иных нормативных правовых актов государства. Слово "конституционная" в данном случае подчеркивает.что требование законности всегда является конституционным по своей сути. так как общие предпосылки законности заложены в конституции государства и развиты в его законах.

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - 1) позитивная ответственность- возложение на субъектов конституционно-правовых отношений обязанности выполнять определенные задачи в интересах рационального развития указанных отношений и отвечать перед другим субъектом за свою деятельность (например, председатель парламента отвечает за организацию его работы, т.е. действует "под свою ответственность"). Правительство может нести ответственность перед президентом страны и (или) парламентом, депутат - перед избирателями и т.д.; 2) негативная ответственность, т.е.за действия.противоречащие закону. Этот вид К.о. выражается в наборе санкций или мер К.о. Поскольку такая ответственность наступает за уже совершенные действия и направлена на то, чтобы исправить ситуацию. ее также называют ретроспективной ответственностью.Меры К.о.: признание поведения или действий лица, органа противоречащим конституции: отмена одним органом решения другого органа как незаконного;досрочное переформирование состава органа: отмена решения нижестоящей избирательной комиссии вышестоящей или судом; признание выборов недействительными; отзыв депутата; отзыв илиголосование по утрате доверия должностного лица; прекращение полномочий депутата на основе обвинительного судебного приговора: лишение депутата слова,удаление из зала заседаний и другие процессуальные санкции: отрешение от должности президента: роспуск парламента или его палаты; роспуск вышестоящим органом нижестоящего; упразднение органа;отправление правительства в отставку президентом или парламентом как санкция за его неудовлетворительную работу; закрытие СМИ: ликвидация общественного объединения;лишение гражданства; отмена решения о приеме в гражданство, если оно было получено на основе заведомо ложных сведений; лишение государственных наград и др.К.о. наступает за нарушение не конкретной нормы, а общих требований конституционно-правовых предписаний. К.о. включает элементы политической ответственности и наступает в связи с неудовлетворительной работой органа, должностного лица. Кроме того, одни и те же действия могут стать основанием для применения как конституционно-правовой, так и иных видов юридической ответственности. Например, узурпация власти каким-либо должностным лицом, с точки зрения конституционно-правовой. становится основанием для его освобождения от должности, но одновременно может наступить уголовная ответственность за те же действия. Подлог документов членами избирательной комиссии - основание для признания выборов недействительными. Но это не исключает привлечение виновных к уголовной или административной ответственности. Авакьян С.А.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ - см. Конституционный суд.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ - представительный орган, обладающий полномочиями учредительной власти. К.с. является государственно-правовым институтом, предусмотренным положениями ч. 2 и 3 ст. 135 Конституции РФ. Созывается после поддержки3/с голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД предложения о пересмотре положений гл. 1. 2 и 9 Конституции РФ (соответственно "Основы конституционного строя", "Права и-сво-боды человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"),

К ведению К.с. относятся: а) подтверждение неизменности Конституции РФ; б) принятие решения о разработке проекта новой Конституции РФ и разработка такого проекта; в) принятие новой Конституции РФ 2/з голосов от общего числа членов К.с.; г) вынесение проекта новой Конституции РФ на референдум (всенародное голосование).

Особое значение для конституционного строя РФ имеет то, что созыв К.с. предоставляет адекватные юридические средства разрешения конституционного кризиса правовым путем.

Румянцев О.Г.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО - в РФ одна из форм осуществления правосудия, определенный процессуальный порядок деятельности КС (система конституционных процедур) по рассмотрению дел,отнесенных к его ведению. К.с. осуществляется также конституционными судами республик в составе РФ в пределах их компетенции. К.с. основывается на общих для всей судебной системы конституционных принципах судопроизводства: независимости, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, государственного языка, гласности, устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон. Вместе с тем К.с. обладает определенным процессуальным своеобразием: главное для него - не применять правовые нормы, а обеспечивать их соответствие Конституции РФ (конституциям республик в составе РФ), (см. Конституционный Суд РФ).

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ - нормы поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях в качестве таковых не записанные, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционируемые государством. Чаще всего эти правила представляют собой определенный способ реализации конституционно-правовых норм. К.-п.о. не подлежат принудительному осуществлению через суд. Особо широкое распространение получили К.-п.о. в конституционном праве Великобритании (конституционные соглашения), где они считаются официальными источниками права, а также в некоторых других странах англосаксон-ской правовой системы.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - в совре менных демократических государствах совокупность установленных конституцией: а) процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека; б) правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности; в) особых правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. К числу первых обычно относят право на судебную защиту (в том числе право на обжалование в суднезаконныхдействий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом, право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного, ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких, право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. К числу вторых относятся независимый и беспристрастный суд,а также институт парламентского уполномоченного по правам человека (см. Омбудсман). Третий вид К.г.п.ч. - правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Согласно этим правилам закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека: права и свободы человека (и гражданина) могут ограничиваться законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Кроме того, новейшие конституции (включая Конституцию РФ) конкретно указывают, какие из закрепленных в них прав и свобод человека могут быть ограничены или приостановлены в период действия различного рода режимов чрезвычайного положения, а какие не подлежат ограничению ни в каких случаях.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

1) один или несколько нормативных актов, в совокупности образующих (официально или фактически) кон-ституцию государства. Например, Конституция Австрии официально носит наименование - Федеральный конституционный закон; 2) закон, регулирующий определенные общественные отношения вместо отменяемой с его принятием главы конституции или в дополнение к конституции. Такой К.з.. действует вместе с конституцией, становится ее частью:

3) законы о внесении изменений и дополнений в конституцию; 4) декларации о принятии конституции, провозглашении конституции, о порядке введения ее в действие: 5) все те законы, принятие кото-'рыхлибо прямо предусмотрено, либо вытекает из конституции; 6) законы по достаточно определенному кругу вопросов, обозначенному в конституции, причем принятые по этим вопросам акты официально именуются К.з.

К.з. характеризуют: необходимость большего числа поданных голосов при их принятии парламентом или его палатами (квалифицированное большинство); специфика вступления в силу (например, невозможность вето президента на такие законы): большая юридическая сила по сравнению с иными законами, а тем более другими нормативными правовыми актами (см. Федеральные конституционные законы).

Авакьян С.А.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

1) в широком смысле вся деятельность высших органов государственной власти, протекающая в формах, установленных нормами конституционного права, а также процесс развития и усовершенствования всех конституционно-правовых институтов в конкретном обществе или в мире в целом: 2) в узком смысле урегулированная процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях. В этом случае применим также термин "конституционно-судебный процесс".

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ - специализированный орган предварительного конституционного контроля во Франции. Мавритании, Габоне, Марокко. Мозамбике, Кот-д'Ивуаре. Казахстане, Сенегале и некоторых других странах.

К.с. впервые был учрежден во Франции Конституцией 1958 г.. что положило начало особой, французской модели конституционного контроля.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. В отличие от государственного строя, К.с. всегда предполагает наличие в государстве конституции. Необходимыми признаками К.с. являются также народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека.

При К.с. государство воздействует на общественные отношения прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на конституцию и иные источники права. Верховенство права выступает ключевой характеристикой К.с.

В реформируемое законодательство РСФСР понятие К.с. в рамках термина "советский К.с." впервые было введено Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990г. в результате изменения редакции ст. 7 Конституции РСФСР.

К.с. опирается на систему основополагающих принципов (целей, институтов, норм) - основ К.с., которые регулируют процесс формирования и развития стабильных, справедливых, правовых связей междучеловеком, обществом и государством.

К.с. находится под охраной уголовного закона. Согласно ст. 278 УК РФ действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение К.с. РФ, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет. При этом насильственное изменение К.с. может выражаться в разрушении или смене структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти и введении новых, сужении прав и свобод личности, искажении или отмене демократических процедур формирования и деятельности государственной власти, введении в действие насильственным путем новой конституции.

Публичные призывы к насильственному захвату, насильственному удержанию власти или насильственному изменению К.с. РФ наказываются штрафом. либо арестом, либо лишением свободы на срок до 3 лет (ст. 280 УК).

Румянцев О.Г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - в ряде стран особый судебный орган. главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. К.с. - важнейший институт современной демократической государственности. обеспечивающий верховенство конституции и укрепление законности и правопорядка в целом,стабильность политической системы и защиту прав и свобод человека (см. Конституционная жалоба).

Впервые К.с. учрежден в Австрии в 1920 г. по предложению Кельзена, что положило начало так называемой европейской модели конституционного контроля. С тех пор К.с. получил широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а также был воспринят некоторыми странами Азии, Африки и Аме'-рики.

К.с. не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ и другие бывшие союзные республики СССР, Турция, Чехия, Португалия) К.с. считается судом особой категории и входит, соответственно, в судебную систему, в других Германия, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти.

Полномочия и порядок формирования К.с. обычно подробно определяются в конституции государства, что объясняется исключительной ролью К.с. в обеспечении стабильности конституционного порядка и верховенства конституции.'

Почти во всех странах решения, вынесенные К.с., являются окончательными и имеют общеобязательную силу.

Додонов В.Н.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ

КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ - см Вотум.

КОНСУЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСУЛЬСКАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

КОНСУЛЬСКАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ - установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консул ле-гализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей. Порядок К.л. устанавливается министерствами иностранных дел. Легализации не подлежат документы, которые проти-. воречат законодательству или могут нанести вред интересам государства либо содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан. Существует и более широкая трактовка понятия К.л., в соответствии с которой оно означает "подтверждение правомерности документов в международном общении, компетентность выдающего, составляющего или заверяющего их учреждения".

Волосов М.Е.

КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА

КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА (лат. exsegnare - выполнить, exsecu-tio - выполнение, осуществление) оформляемое специальным удостоверением либо надписью на консульском патенте (в отдельных странах - путем официальной публикации в местной прессе) разрешение государства пребывания консульского представительства, (консульского учреждения) на допуск главы этого представительства к выполнению им своих официальных функций. Указанное лицо - консул - до получения К.э. не может приступить к исполнению своих должностных обязанностей, за исключением случая, когда об ином достигнута особая договоренность между представляемым государством и государством пребывания.

Представляемое государство может, если это требуется по его законам и пра-. вилам, просить государство пребывания о выдаче.К.э. консульскому должностному лицу, не являющемуся главой консульского учреждения, а государство пребывания может выдать испрашиваемый документ, если это согласуется с его законами и правилами.

Выдача консулу или консульскому должностному лицу К.э. означает согласие принимающего государства не только с кандидатурой соответствующего лица, но и с тем, чтобы оно исполняло свою миссию в пределах определенного консульского округа, означенного в консульском патенте, во главе или в составе консульского учреждения определенного класса - генерального консульства, консульства, вице-консульства или консульского агентства.

. Волосов М.Е.

КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ

КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ (лат. privilegium - исключительное право, преимущество) льготы, особые правовые преимущества, предоставляемые страной пребывания консульского представительства (консульского учреждения) самому этому представительству и его персоналу в целях обеспечения беспрепятственного и эффективного осуществления возложенных на них представляемым (аккредитующим) государством задач - консульских функций.

В применимых международно-правовых актах понятие "привилегия" употребляется почти всегда в сочетании с понятиями "преимущество" и "иммунитет", которые представляют собой виды привилегии, имеющие более узкий-характер.

Весьма обширный перечень преимуществ, привилегий и иммунитетов содержится в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., куда включены: право пользования государственным флагом и гербом ("консульским щитом") представляемой страны; неприкосновенность консульства и освобождение его помещений от налогов, сборов и пошлин: неприкосновенность консульского архива,документов и служебной переписки; свобода передвижений всех работников консульства и свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, использования для этого любых подходящих средств связи (кроме радиопередатчика, установка которого в помещении консульства возможна лишь с согласия властей страны пребывания): право сношения и контактов с гражданами-соотечественниками и компетентными органами государства пребывания.

Помимо привилегий, предоставляемых консульскому учреждению, международное право наделяет таковыми консульских должностных лиц. других работников консульских представительств и членов их семей (см. также Консульский иммунитет)..

Волосов М.Е.

КОНСУЛЬСКИЕ СБОРЫ

КОНСУЛЬСКИЕ СБОРЫ - пла-ты, взимаемые консульскими представительствами (учреждениями) за совершение консульских актов на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами (тарифами), предусмотренными представляемым (аккредитующим) государством или положениями обязательного для него международного договора. Поступления финансовых средств, полученных в форме К.с., освобождаются государством пребывания от всех видов налогообложения, причем получаемые суммы зачисляются в бюджет представляемого государства. Взимание К.с. может не производиться: а) при наличии международного договора между представляемым государством и государством пребывания о взаимном отказе от таковых; б) по делам о репатриации: в) за визирование иностранных дипломатических паспортов (на основе взаимности): г) за истребование и легализацию документов о трудовом стаже, социальном обеспечении граждан, по алиментным делам и т.д. Практика регулирования консульской деятельности, существующая в отдельных государствах, допускает обращение сумм К.с., взимаемых почетными (нештатными) консулами, в собственный доход. Размер К.с. не зависит от национальной принадлежности клиентов консульского учреждения, однако он может быть увеличен в случае совершения кон-сульских действий вне представительства с учетом фактических расходов, понесенных консульским работником.

Волосов М.Е.

КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС

КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС (лат. corpus - тело, остов) совокупность глав консульских представительств (консульских учреждений), а также их должностных лиц. осуществляющих свою официальную деятельность в определенном районе или пункте принимающего государства, именуемом консульским округом. К.к. возглавляется дуайеном, иногда именуемым деканом, т.е. главой консульского представительства, имеющего наиболее высокий консульский ранг и получившего консульскую экзекватуру ранее других членов К.к.

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ - часть территории (район) иностранного государства, отведенная им для выполнения консульским представительством возложенных на него представляемым (аккредитующим) государством консульских функций. Конкретное местонахождение К.о. определяется представляемым государством и подлежит одобрению со стороны государства пребывания. Какие бы то ни были изменения конфигурации, пространственных пределов данного К.о. могут быть осуществлены только с согласия государства пребывания. Как правило, консульские функции выполняются должностными лицами консульского представительства в пределах установленного К.о. Однако при возникновении особых обстоятельств это может иметь место и за пределами такового при условии согласия на это компетентных органов государства пребывания.

КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ

КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ (лат. patens- открытый, явный) документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского представительства (ем. также Консул).

КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - любое лицо, включая главу консульского представительства. которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. В категорию К.д.л. включают генеральных хомсг/^ов, консулов, вице-консулов и консульских агентов,, а также сотрудников консульских представительств. назначаемых ведомством представляемой (аккредитующей) страны для выполнения официальных функций консульского учреждения профилирующего характера (они именуются также консульскими служащими, за исключением лиц. выполняющих административные и технические обязанности). Понятием К.д.л. охватываются и лица, прикомандированные к консульскому учреждению для подготовки к выполнению профилирующих консульских функций (стажеры). Волосов М.Е.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО - совокупность внутригосударственных и международных норм права, регулирующих порядок создания и режим деятельности консульских учреждений, порядок назначения консулов и других должностных лиц, определения перечня их функций, объема привилегий, льгот и им-мунитетов, которыми они наделяются. К.п. устанавливает, помимо этого, права и обязанности государств, представленных консульскими учреждениями, по управлению ими, а также права и обязанности юридических и физических лиц, имеющих гражданство соответствующих государств, во взаимоотношениях с такими учреждениями. Основными источниками К.п. являются Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., а также имеющая универсальное значение Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., вступившая в силу 19 марта 1967 г. (ратифицирована СССР 16 февраля 1989г.). Именно с учетом положений последней заключается и действует большинство двусторонних соглашений в этой области - консульских конвенций, общее количество которых к настоящему времени достигло нескольких тысяч. Так, только РФ связана почти с 80 государствами.

Отдельные<нормы К.п. содержатся и в ряде международных договоров двух-и многостороннего характера, которые затрагивают более широкий круг вопросов об оказании правовой помощи, урегулировании случаев двойного гражданства, регламентации торговых отношений. судоходства и др. Таковы, в частности. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., согласно которой выполнение консульских функций может осуществляться дипломатическими представительствами.

Отправные положения многосторонних международных договоров о консульских сношениях детализируются и конкретизируются также во внутригосударственных нормативных актах. Основными из них являются утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 мая 1966 г. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР и Консульский устав СССР, принятый 25 июня 1976 г.

Волосов М.Е.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - вид зарубежных органов внешних сношений государства, создаваемых с целью осуществления консульских функций на территории государства пребывания. К.п. может быть открыто на территории принимающей страны только с ее согласия, которое дается после установления между заинтересованными странами консульских сношений, причем одновременно определяется класс такого К.п. - генеральное консульство, консульство, вице-консульст-во или консульское агентство, а также район его деятельности - консульский округ и местонахождение резиденции (консульских помещений). Предметом согласования может быть также численность работников К.п., включая сюда должностных лиц, консульских служащих и работников обслуживающего персонала.

При учреждении К.п. государство пребывания обычно оказывает содействие представляемому государству в приобретении на своей территории согласно своим законам и правилам необходимых помещений, должно обеспечивать условия, необходимые для его эффективной работы, предоставляя в этих целях ряд преимуществ, привилегий и иммуни-тетов (см. Консульские привилегии, Консульский иммунитет).

Учреждение К.п. возможно и без установления дипломатических отношений. Разрыв их не влечет за собой разрыва консульских отношений и ликвидации К.п.

КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - одна из основных мировых правовых систем, иногда также называется романо-германской. К.п.с. возникла в континентальной Европе на базе римского права, а также канонического права и местных обычаев.

Для К.п.с. характерны кодифицированное построение (см. Кодификация), единый фонд основных правовых понятий. единая иерархическая система источников права, деление на отрасли (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.).

Во всех странах К.п.с. есть писаные конституции.

В большинстве стран, где господствует К.п.с., приняты и действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Весьма велика система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников К;п.с. значительна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министерств и др. В них формулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в ряде случаев органы исполнительной власти регулируют отношения самостоятельно, для чего законодатель предоставляет им соответствующие полномочия (делегированное законодательство).

Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права, которые в определенных условиях могут выступить основанием для решения дел.

Внутри К.п.с. можно выделить две основные группы - римское (романское) право (наиболее последовательно отражено во французском праве; также нашло свое воплощение в правовых системах Бельгии, Голландии, Италии, Португалии, Испании) и германское право,на которое значительное влияние оказала германская юридическая наука (Австрия, Швейцария, РФ и некоторые другие страны).

К.п.с. сложилась в итальянских, французских и германских университетах в XII-XVI вв. на базе Свода Юстиниана (см. также Рецепция римского права).

К.п.с., существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась практически на всю Латинскую Америку, бывшие французские, бельгийские и португальские колонии Африки, страны Востока, Японию. Это объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских государств, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

Во всех странах К.п.с. признает деление права на публичное право и частное право.

Пиголкин А.С., Саидов А.Х.

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТИНУИТЕТ

КОНТИНУИТЕТ (англ. continuity - непрерывность) правило парламентской процедуры, согласно которому законопроект, не утвержденный до конца той парламентской сессии, на которой он был внесен, рассматривается, с соответствующей стадии, на следующей сессии, т.е. окончание сессии лишь приостанавливает, а не прерывает законодательный процесс. Правилу К. противоположно правило дисконтинуитета.

КОНТИНУИТЕТА ТЕОРИЯ

КОНТИНУИТЕТА ТЕОРИЯ (фр.

(фр. continuite - непрерывность; преемственность) - в теории международного права система взглядов, связанная с оценкой зависимости между договорными обязательствами государств и их пра-восубъектностью в случаях, когда происходит смена одного государства другим. Базирующаяся на требованиях одного из основополагающих принципов международного права - принципа безусловного выполнения международных обязательств, К.т. обосновывает идентичность (тождественность) и непрерывность международной правосубъектнос-тА государства, поскольку обязательства государства-предшественника связаны с конкретной территорией и обитающим на ней населением (см. также Правопреемство государств, Правоспособность, Дееспособность).

Волосов М.Е.

КОНТРАБАНДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТРАКТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

КОНТРАКТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - договор поставки товаров для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Поставка может осуществляться на основе как самого К.г., так и договора поставки, заключаемого с непосредственным покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.

Институт К.г. в дореволюционной России был известен под названием казенных поставок.

Общие принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, расположенными на территории РФ, установлены ГК РФ и специальными ФЗ РФ (см. Поставка товаров для государственных нужд).

Лапченков Н.В.

КОНТРАКТАЦИЯ

КОНТРАКТАЦИЯ - см. Договор контрактации.

КОНТРАСИГНАТУРА

КОНТРАСИГНАТУРА - скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формально объясняется тем, что глава государства не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных преступлений, если речь идет о президенте). Встречающаяся значительно реже К. актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета и придать акту премьер-министра форму коллективного выступления правительства.

КОНТРАФАКЦИЯ

КОНТРАФАКЦИЯ (фр. - contre-taction) нарушение авторского права или смежных прав. Иногда термин "К." используется для обозначения нарушений в сфере интеллектуальной собственности вообще. В законодательстве РФ употребляется также термин "кон-трафактный экземпляр" - экземпляр произведения, охраняемого авторским правом, или объекта, охраняемого смежным правом,изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение указанных прав. К. является не только изготовление контрафактных экземпляров, но и их сбыт и иное распространение, в частности ввоз на территорию РФ. Контрафактные экземпляры подлежат конфискации с последующим их уничтожением либо передаче законному владельцу авторского права или смежных прав в счет понесенных им убытков. В последнее время вместо термина "К." часто применяются термин "пиратство" 'и производное от него понятие - "пиратский экземпляр","пиратская копия".

Гаврилов 'Э.П.

КОНТРИБУЦИЯ

КОНТРИБУЦИЯ (лат contributio - всеобщий вклад, общественный сбор средств: разверстка сборов, налогов)

1) денежные натуральные сборы, производимые оккупационными властями: с отдельных жителей или определенных групп населения либо даже с населенных пунктов в целом в качестве санкции (штрафа) за допущенные нарушения оккупационного режима или в виде компенсации на покрытие расходов по содержанию оккупационных войск. 'Попытка регламентировать порядок наложения К. была предпринята на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг., когда в Положение о законах и обычаях сухопутной войны было включено запрещение взимать эту плату с коллектива за нарушение, допущенное отдельным его членом.

2) Денежные суммы, взыскивавшиеся государствами-победителями с побежденных государств по мирным договорам в порядке возмещения издержек. Формы и размеры таких выплат определялись государством-победителем самостоятельно, по своему произволу и вне всякой связи с реальными расходами. Так. войны, ведшиеся Наполеоном с 1795 по 1808 г., принесли Франции в виде К. 535 млн. франков без какого бы то ни было учета ее фактических затрат; таким же образом союзные державы по антинаполеоновской войне 1812-1815гг. обложили Францию К. в сумме 700 млн. франков. В XX в. К. постепенно вытесняется из международной практики. В настоящее время материальная ответственность побежденных государств выражается в форме репараций и реторсий:

Волосов М.Е.

КОНТРОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

КОНТРОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - согласно одной из теорий в науке конституционного права - ветвь власти, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной властью, исполнительной властью и судебной властью. В большинстве государств К.в. представлена высшими органами государства особого рода (счетные палаты, государственные контролеры, омбудсманы). В некоторых странах (Германия, Италия, Румыния, Болгария, Монголия, Беларусь) к контрольным органам относят также конституционные суды.

В отличие от ведомственного, административного контроля К.в. занимает самостоятельное место:она организационно обособлена от других ветвей власти. Специфика деятельности органов К.в. состоит в том, что они не устанавливают общих правил поведения,как это делает законодательная власть, не занимаются организаторской работой, что присуще исполнительной власти, не рассматривают конкретных уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, что составляет сферу деятельности судебной власти, а занимаются лишь расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям. Сами же органы К.в., как правило, никаких санкций применять не могут.

К.в. следует отличать от контрольных полномочий, принадлежащих органам законодательной.исполнительной и судебной власти.

КОНТРОФЕРТА

КОНТРОФЕРТА - ответ на предложение заключить договор, содержащий дополнительные или отличающиеся условия по сравнению с указанными в предложении. К. употребляется преимущественно во внешнеторговых отношениях. В соответствии с законодательством РФ ответ лица, которому адресовано предложение о намерении заключить договор (оферта), о принятии предложения (акцепт) должен быть полным И безоговорочным. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой. т.е. К. Она должна содержать существенные условия договора, который посылающая К. сторона намерена заключить. Сторона, получившая К., действует как лицо, которому адресована оферта. Она может дать ответ о принятии К., и тогда договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в К.

Согласно Принципам международных коммерческих договоров, изданным УНИДРУАв1994 г., ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнения, ограничения или иные изменения, является отклонением оферты и представляет собой встречную оферту, т.е. К. Однако ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнительные или отличающиеся условия, не меняющие существа оферты, является акцептом, если только оферент без неоправданных задержек не возразит против этих расхождений.

Дополнительными или отличающимися условиями, меняющими существенно условия оферты и превращающими акцепт в К., согласно Конвенции ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, считаются условия в отношении цены, платежа, качества и количества товаров, места и срока поставки, объема ответственности сторон или разрешения споров.

Лугинский Б:И.

КОНТРСТАЛИЯ

КОНТРСТАЛИЯ - устанавливаемое соглашением сторон время (контрсталийное время), на которое судно может быть задержано в порту в ожидании погрузки или выгрузки сверх обусловленного договором для производства этих операций времени (сверх сталийного времени). В отличие от стоянки судна в течение сталийного времени,которая не оплачивается, поскольку учтена при калькуляции фрахта, К. оплачивается по специальной ставке - демереджу.

КОНФЕДЕРАЦИЯ

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio - союз. объединение) форма объединения государств, при которой они сохраняют свою международную правосубъектность (см. Правоспособность, Дееспособность). Как правило, К. обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна К. - ЕС. В разное время К. были:

Австро-Венгрия до 1918 г.. Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Гамбия и Сенегал с 1982 по 1988 г. К. является переходной формой либо к полному распаду союза, либо к федерации.

Правовой основой К. служит договор. К. - международно-правовое объединение. союз: нового государства при К. не возникает. У нее нет единой территории: это совокупность территорий входящих в К. государств. У К. нет гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие единство статуса личности. Она не имеет единых органов государственной власти, хотя и создаются координационные органы для ведения общих дел. Решения координационного органа К. проводятся в жизнь решениями органов власти государств- членов К.. для чего они прежде всего ратифицируются или иным способом признаются членами К., причем последние имеют возможность не признать для себя такие решения обязательными (принцип нулификации - непризнания действия). По соглашению государств может быть создана единая армия из объединяемых воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они сохраняют и свои вооруженные силы. В К. каждый ее член имеет свои налоги и финансовую систему, а источниками средств К. являются взносы ее членов. Возможен процесс объединения валютных систем.

Авакьян С.А.

Предыдущая страница Следующая страница