Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЯ"-"ОСВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЯ"-"ОСВ")

ОБЯЗАННОСТЬ ДОКАЗЫВАНИЯ

ОБЯЗАННОСТЬ ДОКАЗЫВАНИЯ (бремя доказывания) при производстве по уголовным или гражданским делам правило распределения между участниками процесса обязанности обосновывать наличие тех или иных обстоятельств, существенных для разрешения дела. В гражданском, процессе О.д. - обязанность сторон доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. В каждом конкретном деле объем подлежащих доказыванию фактов определяется нормами, регулирующими то или иное правоотношение. В исках, связанных с различными видами договоров, обязанность доказать нарушение обязательства возлагается на кредитора, а факты, подтверждающие исполнение обязанностей, - на должника. В уголовном процессе обязанность доказать вину подсудимого лежит целиком на стороне обвинения. Более того, уголовно-процес-суальный закон специально оговаривает, что О.д. не может перекладываться на обвиняемого (подсудимого).

ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ СТРАНУ

ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ СТРАНУ - одна из основных конституционных обязанностей граждан в большинстве государств мира, а согласно конституционной доктрине ряда стран - одновременно и право граждан. О.з.с. обычно предполагает обязательную военную службу или замещающую ее альтернативную гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности. Обычно конституционные нормы о О.з.с. конкретизируются в законах об обороне, воинской обязанности и других подобных актах текущего законодательства. Статья 59 Конституции РФ провозглашает, что защита Отечества - не только обязанность (юридическая категория), но и долг (моральная категория) гражданина РФ. Гражданин РФ имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - добровольно принимаемая на себя участниками межгосударственного договора обязанность передавать возникающие между ними споры по любым или же только по некоторым вопросам на рассмотрение определенного в договоре международного судебного или арбитражного органа. Принципиальное требование на этот счет содержится в ст. 33 Устава ООН, согласно которой в случае возникновения спора, создающего угрозу поддержанию международного мира и безопасности, его стороны должны стараться разрешить таковой, в числе прочего путем арбитража или судебного разбирательства, причем в необходимых случаях Совет Безопасности ООН может обязать участников спора поступить именно таким образом, исходя из того, "что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда"..

Приведенное предписание детализируется в ст. 36 Устава ООН, где, в частности, устанавливается следующее:

"2. Государства-участники... могут в любое время заявить, что они признают без составления особого соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: а)толкования договора; b) любого вопроса международного права; c) наличия факта, который, если. он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства".

В п. 3 ст. 36 Устава ООН подчеркивается, что вышеуказанные заявления могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или других государств, или же на определенное время. Возможность применения О.ю. предусматривается и рядом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В любом из упомянутых случаев решения компетентной судебной или арбитражной инстанции являются окончательными, обжалованию и пересмотру не подлежат, если только по соответствующему делу не будут вскрыты новые обстоятельства (ст. 61 Устава ООН).

Колосов М.Е.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - см. Вотум.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ - вид наказания, применяемый только в качестве основного (ст. 44, 45 УК). О.р. заключаются в выполнении осужденным, в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и ус-ловия осуществления определяются органами местного самоуправления (ст. 49 УК). Содержанием О.р. является бесплатный труд (без начисления осужденному заработной платы). Карательным свойством этого вида наказания является его обязательный характер - осужденный не вправе уклониться от выполнения О.р. определенного вида, объема и условий их осуществления. Бесплатная работа должна выполняться в пользу общества, а не конкретных потерпевших. Предписание закона о выполнении О.р. лишь в свободное от основной работы или учебы время связано с заинтересованностью общества в том, чтобы осужденный не прекращал основную работу - источник средств к существованию, а также не прерывал учебу. Поэтому в законе регламентирован не только срок, ка который могут устанавливаться О.р., - от 60 до 240 ч, но и предельные сроки отбывания в расчете на 1 день - не свыше 4 ч (ч. 2 ст. 49 УК). О.р., предполагающие трудовую деятельность, не применяются к нетрудоспособным. Поэтому в законе определен круг лиц, которым этот вид наказания не может быть назначен. Это прежде всеголица, признанные инвалидами I и II групп, лица, достигшие пенсионного возраста, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет. Запрет на применение О.р. установлен и в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для случаев злостного уклонения от О.р.предусматривается обязательная их замена ограничением свободы или арестом. При этом порядок определения сроков наказаний, их соотношение определяется по правилам, установленным для учета отбытой части О.р. Время, в течение которого осужденный отбывал О.р., учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета день ограничения свободы или ареста за 8 ч О.р. Таким образом, в данном случае О.р. по степени строгости приравниваются к аресту. Положения УК об О.р., как и об аресте, в соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" вводятся в действие после вступления в действие УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2001 г.

Минская B.C.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ - гражданско-правовые обязательства, предусмотренные гл. 60 ГК РФ. Согласно ст. 1102 лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия. стипендии, возмещение вреда, при-чиненяого жизни или здоровью, алимен- ты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки: денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. Лицо, неосновательно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене,. существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО - совокупность гражданско-правовых норм. регулирующих обязательст-ва; слагается из общей и особенной частей. Общая часть включает определение понятия и сторон обязательства, нормы обеспечения исполнения обязательств и др. Нормы особенной части О.п. регулируют отдельные виды обязательств. О.п. - наиболее мобильная, подвижная часть гражданского и торгового права. В обязательства повседневно вступают миллионы физических и юридических лиц. Развитие хозяйственного оборота и научно-технический прогресс приводят к появлению все новых и новых видов договоров, которые постепенно включаются в гражданское законодательство (например, договоры лизинга, франчайзинга, факторинга). В зарубежном праве нет единого подхода к данному институту. В странах общего права вообще нет понятия "О.п.", а есть два самостоятельных института: договорное право и деликтное право. Нормам О.п. обычно посвящается специальный раздел гражданских кодексов. Так, в Германском гражданском уложении О.п. посвящена вторая из 5 книг. В то же время в Швейцарии нормы О.п. содержаться не в ГК. а в отдельном Обязательственном законе 1911-1936 гг. В ГК РФ имеется Раздел III части первой "Общая часть обязательственного права" и Раздел IV части второй "Отдельные виды обязательств".

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ЯВКЕ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ЯВКЕ - отбирается у обвиняемого в уголовном судопроизводстве РФ при отсутствии оснований, делающих необходимым применять меру пресечения. Сущность его состоит в том, что обвиняемый дает письменное обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене своего места жительства (ст. 89 УПК). О. о я. не относится к числу мер пресечения. Обвиняемый, давший такое обязательство, может сохранять обычный уклад жизни, вправе по своему усмотрению менять место жительства, однако должен об этом ставить в известность орган расследования или суд, поскольку может в любой момент потребоваться в связи с производством по уголовному делу. В отличие от мер пресечения, которые могут применяться не только к обвиняемым, но и к подозреваемым, О. о я. может быть отобрано только у обвиняемого.

Сергеев А. И.

ОВЕРДРАФТ

ОВЕРДРАФТ - краткосрочный кредит, оказываемый путем кредитования счета (ст. 850 ГК РФ), т.е. списания средств по счету клиента сверх остатка на нем в дебет счета. Условия О. обычно определяются договором банковского счета или банковскими правилами, к которым отсылает данный договор. Всякие суммы, поступающие на кредитованный банковский счет, автоматически погашают задолженность по О., что отличает О. от традиционных кредитов.

ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ

ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ - действующее в ряде стран правило, согласно которому иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства. Понятие публичного порядка отличается в судебной практике и доктрине многих государств крайней неопределенностью; более того, некоторые юристы на Западе утверждают, что неопределенность - основной характерный признак этого понятия. Суды используют О. о п.п. с целью ограничения, а иногда и полного отрицания иностранного права, и прежде всего права страны другой социально-экономической системы. Вследствие этой практики О. о п.п. превратилась в один из типичных "каучуковых параграфов".

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСУГА И УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСУГА И УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО - согласно ст. 90 УК одна из принудительных, мер воспитательного воздействия, которая может быть назначена лицу, не достигшему 18 лет, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести. Может предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ - по уголовному праву РФ один из видов наказания, назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет за совершение преступлений против военной службы. Кроме того. данный вид наказания может быть назначен вместо исправительных работ, если в санкциях соответствующих статей УК они предусмотрены. Наказание заключается в том, что из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере,установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания.

Если осужденный военнослужащий занимал должность, которую он в связи с совершением преступления занимать не может (например, должность, связанную с руководством подчиненными или их воспитателем), то он приказом командира воинской части может быть перемещен на другую, в том числе с понижением, должность или перевен в другую часть. До истечения установленного приговором суда срока наказания осужденный может быть досрочно уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным ФЗ РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В случае увольнения командир воинской части направляет в суд представление о замене осужденному оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении его от наказания (ст. 148 УИК).

АгамовП.Д.

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ - по уголовному праву РФ один из видов наказания: заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества, но в условиях надзора за ним. Согласно ст. 53 УК О.с. назначается: а) осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости - на срок от 1 до 3 лет; б) осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от 1 до 5 лет. Может применяться и в связи с заменой других видов наказаний: штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты, обязательных работ и исправительных работ в случае злостного уклонения от их отбывания, лишения свободы при замене неотбытой его части более мягким наказанием, при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. О.с. не назначается инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, женщинам, достигшим 55. и мужчинам, достигшим 65 лет, а также лицам, проходящим военную службу по призыву. Осужденные к О.с. отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены (ст. 47 УИК). Осужденные, которым О.с; назначено в порядке замены другого наказания, могут направляться в исправительные центры других субъектов РФ. Организации, в которых работают осужденные к О.с., привлекают их к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки. В соответствии с ФЗ РФ от 13 июня 1996 г, №64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и ФЗ РФ от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-ис-полнительного кодекса Российской Федерации" наказание в виде О.с. вводится в действие по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2001 г.. Агамов П. Д.

ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ

ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ - см. Конституционная монар' хия.

ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА - права на вещи, производные от права собственности. В главе ГК РФ о праве собственности и иных вещных правах можно встретить регламентацию следующих типов О.в.п.: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право постоянного пользования землей, право пользования землей собственником недвижимости, право ограниченного пользования чужим земельным участком (см. Сервитут), право пользования жилым помещением. Кроме этого, представляется необходимым отнести к О.в.п.:право присваивать доходы,полученные от использования чужого имущества на законном основании (ст. 136 ГК РФ); право залогодержателя на предмет залога (ст. 347 и 353 ГК РФ); право иждивенца (ст. 601-605 ГК РФ): право арендатора на объект аренды (ст. 617 ГК РФ): право доверительного управляющего на имущество, полученное им в доверительное управление (ст. 1020 ГК РФ). Обладают чертами О.в.п. и в то же время существенно отличаются от них наследственные права.

Общими для всех О.в.п. являются следующие характеристики: возникновение по воле собственника или по прямому указанию закона: ограниченный, по сравнению с правом собственности, состав правомочий, слагающих О.в.п.; абсолютный характер, т.е. защита от нарушений любыми третьими лицами, в том числе и самим собственником; приоритет О.в.п. над обязательственными (о некоторых других О.в.п. см. Суперфи-ций. Узуфрукт, Эмфитевзис).

Белов В.А.

ОДНОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА

ОДНОМАНДАТНЫЕ ОКРУГА - см. Избирательный округ.

ОДНОПАЛАТНАЯ СИСТЕМА

ОДНОПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (монокамерализм) структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, исключающая их деление на палаты (см. Двухпалатная система). Такие парламенты называют также однопалатными. В настоящее время большинство парламентов мира (около 60%) строятся по О.с. Она характерна для парламентов унитарных государств (исключение: федеративные Танзания, ОАЭ). В последние годы наблюдается процесс перехода ряда унитарных государств от О.с. к двухпалатной (Румыния, Польша, Чехия, Хорватия), и наоборот (Швеция, Дания, Новая Зеландия).

ОДНОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

ОДНОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - см. Партийная система.

ОДНОСТОРОННИЙ АКТ

ОДНОСТОРОННИЙ АКТ - акт дипломатический, предпринимаемый субъектом международного права с целью установить определенные обязательства данного субъекта либо иные юридические последствия в международно-правовой сфере. Из О.а., известных истории дипломатии, можно привести принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декрет о мире, в котором провозглашались основные внешнеполитические устремления РСФСР - установление всеобщего мира и безопасности народов, отказ от аннексий и контрибуций, от неравноправных договоров, от тайной дипломатии и др.: в сделанном в 1918 г. заявлении премьер-министра Великобритании Л. Джорджа говорилось о поддержке ее правительством "общих принципов самоопределения народов". В более поздней международной практике примерами О. а. могут служить Декларация Египта от 27 апреля 1957 г., в которой заявлялось его твердое намерение соблюдать правила Константинопольской конвенции относительно свободного плавания по Суэцкому каналу 1888г., сделанное в 1974 г. французским правительством заявление о временном прекращении ядерных испытаний на островах Тихого океана, заявление советского руководства от 15 января 1986 г. о сокращении и ликвидации ядерных арсеналов до конца текущего столетия. Все такие и подобные им О.а. должны рассматриваться как нормативные источники. К числу О.а., имеющих нормативное значение, относятся также акты о признании вновь возникших государств, правительств, воюющей стороны: об отказе от предусмотренных международным правом прерогатив, например претензий: протест; объявление о нейтралитете, прекращении действия междуна-родного договора или договорных обязательств; ультиматум; объявление войны или о ее прекращении и т.д.

Волосов М.Е.

ОДНОСТОРОННЯЯ СДЕЛКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОКТРОИРОВАННЫЕ КОНСТИТУЦИИ

ОКТРОИРОВАННЫЕ КОНСТИТУЦИИ (фр. octroyer - жаловать, даровать) конституция, дарованная односторонним актом главы государства (монарха) без участия представительных органов или дарованная метрополией колония при изменении формы колониального господства (освобождении от него). В преамбуле обычно указывается на ее происхождение. К числу O.K. относятся: Хартия, предоставленная Людовиком XVIII в 1814 г. французскому народу; Конституции Японии 1889г., Марокко 1911 г., Абиссинии 1937 г., Временная Конституция Катара 1972 г.. Саудовской Аравии 1992 г., Непала 1962 г., Свазиленда 1978 г.. Кувейта, Иордании, Непала,ряда стран, бывших в прошлом британскими колониями.

ОМБУДСМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНКОЛЬНЫЙ КРЕДИТ

ОНКОЛЬНЫЙ КРЕДИТ - кредит, оказываемый банком путем внесения на специально открытый для этой цели текущий счет собственных средств, обычно под залог ценных бумаг. Термин "O.K." происходит от английского словосочетания "on call", что означает "до звонка", "до требования". Иными словами, договор о предоставлении O.K. всегда имеет характер договора до востребования и может быть прекращен по требованию любой стороны во всякое время. Так, банк вправе в любое время потребовать от клиента возврата на текущий счет изъятых с него сумм, предложив предварительно забрать имеющееся обеспечение. И наоборот: клиент также вправе во всякое время внести на счет снятые им суммы, после чего вправе потребовать возврата ему обеспечения. Удобство договора об O.K. очевидно для обеих сторон. Клиент вправе получать с такого счета (возвращать на счет) суммы полностью или частями, а значит, контролировать и размеры подлежащих уплате процентов за пользование средствами, ибо проценты уплачиваются здесь только на фактически изъятые суммы и только за то время, пока их не было на счете. Для банка такая форма кредитования имеет то преимущество, что кредит всегда обеспечивается высоколиквидными ценными бумагами и при этом в любой момент может быть сокращен или прекращен вовсе односторонним волеизъявлением банка. Банковский счет, открываемый клиенту в целях осуществления операции O.K., называется активным или специальным текущим счетом.. .

. Белое В. А,.

ОПЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - см. Право оперативного управления.

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ (банковский день) часть рабочего ДНУ банка, в течение которой производите; обслуживание клиентов по всем ил^ большинству банковских операций В действующем законодательстве и бан1 ковских правилах понятие О.д. прямо не раскрывается. Продолжительность one' рационного дня определяется банками самостоятельно с учетом требований за' конодательства о банках и банковской деятельности и банковских правил. До-говором банковского счета для клиента может быть установлена иная продолжительность О.д., чем определена общими условиями обслуживания в данном банке.

Новоселова Л.А.

ОПОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ - постановление суда или арбитражного суда первой инстанции или судьи, которыми дело не разрешается по существу. О. постановляются судом или судьей в совещательной комнате. При разрешении несложных вопросов суд или судья может вынести О. после совещания на месте, не удаляясь в совещательную комнату. Такое О. заносится в протокол судебного заседания. О. оглашаются немедленно после их вынесения. В О. должны быть указаны: время и место вынесения О.; наименование суда, вынесшего О., состав суда и секретарь судебного заседания: лица, участвующие в деле, и предмет спора; вопрос, по которому выносится О.: мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался; постановление суда; порядок и срок обжалования О.

ОПТАЦИЯ

ОПТАЦИЯ (лат. opto - выбирать) в конституционном и международном праве один из способов приобретения или прекращения гражданства, связанный с территориальными изменениями. В том числе предусмотрен Законом РФ от 28 ноября 1991 г.

1948-1 "О гражданстве Российской Федерации". О. - право на выбор гражданства для лиц, проживающих на территории. изменившей государственную принадлежность. Если территория включается в состав РФ, проживающие на ней лица по общему правилу приобретают гражданство РФ (можно также сказать - переходят в гражданство РФ) без специального на то личного обращения с ходатайством в компетентные органы государства. Приобретение гражданства РФ оформляется выдачей паспорта гражданина РФ. Лица, которые предпочитают не приобретать гражданстьа РФ, должны сделать на этот счет специальное заявление в определенные сроки. В свою очередь если территория исключается из состава РФ, проживающие на ней лица выходят из гражданства РФ (специального обращения в государственные органы РФ по этому поводу не требуется). Однако если они хотят остаться в гражданстве РФ, то должны заявить об этом в установленный срок. Конкретно порядок и срок выбора гражданства при территориальных изменениях определяются международным договором РФ. По истечении определенных договором сроков возможность изменить гражданство посредством О. исключается.

Авакьян С.А.

ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА

ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА - публикация текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа, осуществляемая компетентными органами и (или) должностными лицами. О.з. - одна из разновидностей (главная) обнародования закона. В сооответ-ствиисФЗРФот25мая 1994г.№5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" ФКЗ. ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Помимо этого, ФКЗ. ФЗ могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов. ФКЗ, ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Обнародование закона в виде информации либо текста, передаваемых по телевидению, радио, вручаемых исполнителям и т.п., не заменяет собой О.з.. которое в любом случае является обязательным.

Аеакьян С.А.

ОПЦИОН

ОПЦИОН (лат. optio - выбор, право выбора) полученное на возмездной основе право приобретателя выбирать по своему усмотрению между двумя или более установленными в договоре действиями. О. был известен в Древней Греции, Риме и Финикии (например, описание О. содержится в "Политике" Аристотеля). В качестве предмета О. выступают различные объекты гражданских прав, что обусловливает множественность толкования данного термина в зависимости от обстоятельств его применения. Так, законодательство РФ о ценных бумагах устанавливает содержание опционного свидетельства (Постановление ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г.№ 1 "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии"), а законодательство других стран характеризует операции с конвертируемыми ценными бумагами и различными правами приобретения как опционные. Таким образом, О. следует считать общевидовым понятием, конкретные формы которого могут быть различны.

Наряду с этим в современном торговом обороте сложилось особое понятие опционной сделки, сущность которой наиболее полно проявляется в биржевом О. (Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле"). Первоначальным видом опционных сделок является договор купли-продажи наличного товара, заключаемый под его общую поставку. В дальнейшем биржевые опционные сделки получают распространение для поддержания спекулятивного интереса к различным объектам биржевой торговли, в том числе и без намерения их поставки (в этой связи широкую известность приобрели биржевые операции с луковицами тюльпанов в Голландии в 1610-1688 гг.). Квалификация опционных сделок, предусматривающих отсрочку исполнения во времени,как спекулятивных часто является причиной запрета на их совершение на бирже (например, в Германии до 1970г.). В настоящее время биржевой товарный О. распространен главным образом на определенные товарные позиции - драгоценные и цветные металлы, тропические товары (каучук, кофе, какао), сахар, хлопок, зерновые и некоторые другие товары. Первые опционные контракты на акции заключались на бирже в Амстердаме с XVII в. Поворотным этапом в развитии опционной торговли фондовыми ценностями следует считать 1973 г., когда такие опционные сделки были стандартизированы и допущены к обращению н'а Чикагской опционной бирже.

Шеленкрва Н.Б.

ОПЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАТОР

ОРГАНИЗАТОР - один из соучастников преступления (ст. 33 УК). О. признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководив- шее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. О. - наиболее опасный участник совместно совершенного преступления. Действия О. могут состоять в разработке плана, привлечении других соучастников, разделении между ними ролей, руководстве действиями соучастников непосредственно при совершении преступлений и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИЯ ООН ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) создана в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской 1990г.. Венской и Хельсинкской декларациях 1992 г. Цели ОБСЕ: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира: поддержка разрядки международной напряженности: признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире: вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея дает оценку осуществлению целей ОБСЕ:'обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета Министров и на встречах на высшем уровне государств - членов ОБСЕ: разрабатывает и содействует реализации механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов: оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах-участниках.

Органы ОБСЕ: Совет, Комитет старших должностных лиц, Секретариат, Центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом ОБСЕ. Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ. и принимает соответствующие решения. Он подготавливает встречи глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи.реализует принятые решения. Заседания Совета проводятся регулярно, не реже раза в год. Комитет старших должностных лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ. Заседания Комитета проводятся в Праге.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета. Он ведет архив ОБСЕ и распространяет документы по просьбе государств-участников. Секретариат состоит из директора, 3 сотрудников и административно-технического персонала. Центр по предотвращению конфликтов является механизмом консультаций и сотрудничества в отношении необычной военной деятельности. Система мирного урегулирования ОБСЕ складывается из следующих четырех элементов: механизма ОБСЕ по урегулированию споров (принят в Валлетте (Мальта) в 1991 г.). Конвенции по примирению и арбитражу (принята в Стокгольме в 1992 г.), Комиссии ОБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме в 1992 г.) и Положения о директивном примирении (принято в Стокгольме в 1992 г.). Членами ОБСЕ являются 53 государства, в том числе РФ. Бекяшев К.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА

По ст. 35 УКРФ группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Лицо, создавшее О.г. либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, а также за все совершенные О.г. преступления, если они охватывались его умыслом. Другие члены О.г. несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Создание О.г. в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части УК, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - см. Преступность организованная.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - возникла во второй половине XIX в. в связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представители: швейцарский юрист Иоганн Каспар Блюнчли (1808-1881) (основная работа - "Современное международное право цивилизованных народов". 1868): французский социолог Рене Вормс (1869-1926) (важнейшая работа - "Организм и общество", 1896, в русском переводе - "Общественный организм", 1897). Один из основоположников О.ш. - английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) еще за несколько лет до опубликования Чарльзом Дар-вином (1809-1882) книги "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1859) самостоятельно вывел "закон выживания наиболее приспособленных" - закон борьбы за существование. Появление книги Ч. Дарвина способствовало тому, что некоторые юристы и социологи стали переносить законы естествознания на процессы, происходящие в обществе ив государстве.

Представители О.ш. считали, что государство - это политический организм, возникающий в результате эволюции животного мира (от низшего состояния к высшему), характерная черта которой - естественный отбор. Постоянная война (борьба племен) - неотъемлемое условие развития политического организма, т.е. государства. Между его частями постоянно происходят изменения, присущие живому существу. Как всякое живое тело, "политический агрегат" включает в себя процессы становления, увеличения в размерах, усложнения строения, т.е. государство рождается, размножается и гибнет. Причем гибель происходит только с "завершением типа" государства, достижением зрелого возраста. "Политическому агрегату" присуща специализация, которая представляет собой объединение граждан в специальные органы, осуществляющие только им свойственные функции. Так создается система органов политического тела, аналогичная частям живого организма: правительственный аппарат - регулятивная система (он подобен нервно-мускульному аппарату в живом теле), господствующий класс осуществляет в основном функции обороны и нападения; класс рабов обеспечивает организм питанием и всем необходимым для полноценнвй-жизне-деятельности.

Видный выразитель идей О.ш,- Г. Спенсер стоял у истоков политической социологии в США. Его идеи о методах системного и структурно-функционального анализа, аналогии послужили отправной точкой для дальнейших научных изысканий.

Лит.: История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под редакцией B.C. Нерсесянца. М., 1995; Общая теория права и государства: Учебник/Под редакцией В.В. Лазарева. 2-е изд., М., 1996.

Арзамасов Ю.Г.

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРДЕНА И МЕДАЛИ РФ

ОРДЕНА И МЕДАЛИ РФ - виды государственных наград РФ, являющиеся высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством. К государственным наградам относятся также: звание "Герой РФ", знаки отличия и почетные звания. В РФ согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации. утвержденному Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442. учреждены: орден "За заслуги перед Отечеством", орден Жукова, орден Мужества, орден "За военные заслуги", орден Почета, орден Дружбы, орден "За заслуги перед Отечеством", медаль "За отвагу", медаль "Защитнику свободной России", медаль "За спасение погибавших", медаль Суворова, медаль Ушакова, медаль Нестерова, медаль "За отличие в охране государственной границы", медаль "За отличие в охране общественного порядка", юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". медаль Жукова. В системе наград РФ сохраняются военный орден Святого Георгия и знак отличия -

Георгиевский Крест,военные ордена Суворова. Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на РФ внешнего противника. На граждан РФ, удостоенных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные указанным Положением о государственных наградах и законодательством РФ.

В соответствии с законодательством Президент РФ издает указы об учреждении и награждении, вручает награды. образует Службу и Комиссию по наградам в целях проведения единой политики в этой области и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.

Статья 167.1 КоАП предусматривает административную ответственность за незаконные действия по отношению к государственным наградам. Лишение наград может быть произведено только Президентом РФ по представлению суда в случае осуждения лица за тяжкое преступление.

Бурдин К.И.

ОРДЕРНАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРДОНАНС

ОРДОНАНС (фр. ordonnances от ordonner - приказывать, англ. ordinance)

1) королевский указ во Франции XII-VIII вв.) и в Англии (XIII-XVI вв.);

2) во Франции нормативный акт правительства, обычно относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый исполнительной властью в силу определенных причин, в том числе в период, когда деятельность парламента прервана в результате исключительных обстоятельств. Представляется на утверждение парламента и после этого приобретает силу закона: 3) акт Федерального совета Швейцарии (органа, состоящего из 7 членов и выполняющего функции главы государства и правительства), имеющий силу законов. Различаются исполнительные О. (регулируют исполнение законов), административные О.: 4) в Румынии акт правительства на основе специального уполномочивающего закона в пределах и на условиях, предусмотренных этим законом.

Бойцова В.В., Бойцоеа Л.В.

ОРУЖИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ - в УПК следственное действие, заключающееся в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля для установления на их теле следов преступления (различных повреждений, шрамов, пятен крови и т.п.) или наличия особых примет(например, дефектов телосложения, татуировки и др.). Производится следователем в присутствии понятых, а в необходимых случаях - с участием врача, если указанные следы и приметы могут быть установлены без назначения экспертизы. Постановление следователя о производстве О. обязательно для лица, в отношении которого оно вынесено. При О. не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья ос-видетельствуемого. Следователь не присутствует при О. лица другого пола, если требуется обнажение освидетель-ствуемого. В этом случае О. производится врачом в присутствии понятых одного с освидетельствуемым пола. О производстве О. составляется протокол, в котором указываются участвовавшие в нем лица. описываются действия следователя и все обнаруженное в результате О. (ст. 181. 182 УПК). Протокол О. подписывается следователем,понятыми и другими лицами, участвовавшими в производстве О.: протокол О. является одним из доказательств по делу.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ДОСРОЧНОЕ

ОСВОБОЖДЕНИЕ ДОСРОЧНОЕ - см. Освобождение от отбывания наказания.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - мера, применяемая органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать вопрос об административной ответственности за совершение малозначительного административного правонарушения. В соответствии со ст. 21 и 22 КоАП предусмотрены основания,условия и последствия О. от а.о. Основания - характер правонарушения и личность правонарушителя: ими могут быть также различные обстоятельства, смягчающие ответственность: личность нарушителя, степень вины, имущественное положение (ст. 34 КоАП). Условия О. от а.о.: наличие состава административного правонарушения; малозначительность этого правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия: принятие решения об О. от а.о. органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении. Последствием О. от а.о. является передача материалов об административной ответственности для принятия мер общественного воздействия. Об этих мерах органы и организации. которым направлены материалы, обязаны сообщить органам (должностным лицам), направившим материалы. Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий. Основания О. от а.о. необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Имеется в виду необходимая оборона и крайняя необходимость.

Бурдин К.И.

Предыдущая страница Следующая страница