Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "С" (часть 3, "СМЕ"-"СОЮ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СМЕ"-"СОЮ")

СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА

СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА - см. Республика смешанного типа.

СМЕШАННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

СМЕШАННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - в ряде государств (РФ, ФРГ. Литва и др.) избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной (см. Пропорциональная избирательная система, Мажоритарная избирательная система). В РФ на всеобщих парламентских выборах 1993 г. половина состава ГД избиралась по пропорциональной системе представительства, а другая половина и весь состав СФ - по мажоритарной системе. В последнее время С.и.с. стали использоваться значительно чаще (прежде всего в странах Центральной и Восточной Европы), так как это позволяет сочетать преимущества упомянутых избирательных систем..

СОАВТОРСТВО

СОАВТОРСТВО - это правовой режим результата совместной творческой деятельности двух или более лиц, при котором авторское право на произведение принадлежит соавторам совместно. Ни один из них не вправе распоряжаться произведением в целом, без предварительного согласия других соавторов. В то же время если отдельные части совместного произведения могут быть использованы самостоятельно, то соавторы не вправе препятствовать друг другу использовать свои части по собственному усмотрению. Вопрос о распределении вознаграждения решается соавторами на основе договора.

Павлов В.П.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОБСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

СОБСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ - см. Интеллектуальная собственность.

СОБЫТИЕ

СОБЫТИЕ - один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение,изменение и прекращение правоотношений. Естественные, природные явления, протекающие помимо воли людей (наводнение, землетрясение, рождение, смерть и т.п.). Когда речь идет о неволевом характере С., имеется в виду не причина, вызвавшая его, а процесс воздействия С. на конкретные правоотношения.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН - один из шести главных органов ООН, единственный могущий принимать решения, обязательные для членов ООН. СБ - постоянно действующий орган, заседающий в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (США). На него возложена основная ответственность по поддержанию мира и международной безопасности (ст. 24 Устава ООН).СБ функционирует на основе представительства государств - членов ООН. Он состоит из 15 членов, 5 из них являются постоянными/РФ. США, Великобритания, Франция и КНР), 10 - непостоянными. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 2 года с обновлением половины каждый год.Решения СБ обязательны для государств - членов ООН (ст. 25 Устава ООН).Круг полномочий СБ достаточ-но широк. Он вправе расследовать любой спор, который может привести к международным конфликтам.делать рекомендации относительно процедуры или методов урегулирования таких споров, по приему новых членов ООН или исключения из ООН и т.д. СБ может принимать решения о принудительных мерах, в том числе с использованием вооруженной силы в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии.Существует особый порядок принятая решений СБ. По процедурным вопросам решения могут быть приняты голосами любых 9 членов Совета. Все другие вопросы принимаются большинством в 9 голосов, если никто из постоянных членов СБ не проголосовал против. Воздержание либо неучастие в голосовании постоянного члена юридической значимости не имеет. Если же хотя бы один из них проголосовал против - решение принято не будет. Такое положение именуется "правом вето". Принцип единогласия постоянных членов является краеугольным камнем ООН.Стародубцев Г.С.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ - конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. СБ рассм. атривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Учрежден Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности". Президент РФ формирует и возглавляет СБ. Президент РФ Указом от 28 марта 1998 г. № 294 утвердил Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации.Решения, принимаемые СБ, являются рекомендациями Президенту. Решения СБ по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента РФ.Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности СБ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем СБ. Аппарат СБ является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента. В вышеназванном Положении отражены важные задачи аппарата в подготовке аналитических материалов,прогнозов изменений внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на безопасность личности, общества и государства; в обеспечении деятельности СБ по координации разработки основных направлений стратегии безопасности государства, федеральных программ обеспечения безопасности:обеспечении деятельности СБ по контролю за реализацией решений СБ органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ.Секретарь СБ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Секретарь СБ участвует лично или через своих представителей в заседаниях коллегий, военных советов, в рабочих совещаниях органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ при рассм. отрении ими вопросовобеспечения безопасности; формирует рабочие комиссии для контроля и проверки реализации органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ решений СБ. стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества, а также для выявления угроз безопасности личности, общества и государства; обращается в органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ с требованием устранить причины и условия, создающие угрозу личности, общества и государства. Непосредственно руководит аппаратом СБ (без вмешательства Руководителя Администрации Президента).СБ может создавать постоянные и временные межведомственные комиссии по основным вопросам своей деятельности с информационно-аналитическими и подготовительными задачами. Авакьян С.А.

СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты. В состав Совета входят Председатель ГД, руководители фракций и депутатских групп. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в его работе с правом совещательного голоса.

Совет разрабатывает проект общей программы работы ГД на очередную сессию; составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; созывает внеочередные заседания палаты - по предложению Президента РФ, или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее ' /д голосов от общего числа депутатов ГД, или по предложению Правительства РФ; направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты,внесенные в ГД; возвращает субъектам РФ внесенные в ГД законопроекты, если не выполнены требования Регламента ГД; принимает решение о парламентских слушаниях; утверждает распределение обязанностей между заместителями Председателя ГД: разрешает иные вопросы организации работы ГД в соответствии с ее Регламентом.

Решения Совета оформляются в виде протокольных записей, которые подписываются ее Председателем. ГД может отменить решение Совета.

Авакьян С.А.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - особая разновидность республиканской формы правления (см. Республика), формально характеризующаяся следующими признаками. Единую систему органов государственной власти составляют особые представительные органы - советы, действующие на непрофессиональной основе. Отсутствует различие между государственными органами и органами местного самоуправления (как и само понятие "местное самоуправление"). Не признается принцип разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную),так и исполнительную власть(непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы). Как правило, отсутствуют единоличный глава государства и органы конституционного надзора. Депутаты советов формально ответственны перед своими избирателями, связаны их наказами и могут быть отозваны. С.р. впервые возникла в России в 1917 г. и была впоследствии утверждена еще в ряде социалистических государств.В результате краха коммунистических режимов в конце 80-х - начале 90-х гг. во всех восточноевропейских и в некоторых азиатских странах наблюдался отказ от С.р. в пользу "классических" форм республиканской власти. В РФ также произошел постепенный демонтаж С.р. в ходе конституционной реформы 1990- 1993гг.

СОВЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - см. Договор простого товарищества. '

СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - разновидность общей собственности, в которой доли каждого из собственников не определены.

Согласно ст. 254 ГК РФ участники С.с., если иное не предусмотрено соглашением между ними. сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в С.с., осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того. кем из них совершается сделка. Каждый из участников С.с. вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения между ними. Сделка одного из участников С.с. по распоряжению общим имуществом может быть признана недействительной (по иску других участников) из-за отсутствия у него необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Указанные выше правила применяются постольку, поскольку для отдельных видов С.с. ГК РФ или другими законами не установлено иное.

Раздел общего имущества между участниками С.с., а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. При разделе общего имущества, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников. их доли признаются равными.

СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА

СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА - одна из форм общей работы парламента, таких, как совместные парламентские слушания, постоянные объединенные комитеты палат, создаваемые для координации позиций палат по вопросам их общей компетенции, временные или постоянные согласительные комиссии палат для преодоления возникающих разногласий по поводу принимаемых законов, участие парламентариев в заседаниях палат. С.з.п.п., в отличие от некоторых других видов совместной работы палат парламента. являются формой деятельности и не требуют создания специальной парламентской структуры.

В мировой практике при двухпалатной структуре парламента,как правило. палаты заседают раздельно друг от друга. В ряде парламентов допускается и С.з.п.п., но только для решения или обсуждения вопросов, входящих в их общую компетенцию.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 100) устанавливает только три случая, при которых возможны С.з.п.п.: а) при заслушивании посланий Президента РФ ФС; б) при заслушивании посланий КС: в) при выступлении руководителей иностранных государств.

В соответствии с мировой парламентской практикой во время заслушивания Послания Президента РФ С.з.п.п. ФС не используются традиционные формы парламентской работы - не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума. Порядок проведения подобных заседаний устанавливается президентской стороной по согласованию с руководством ГД и СФ.

Обсуждение вопросов, заслушиваемых на них, а также принятие по ним решений возможно в последующем на раздельных заседаниях ФС. Так. вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента РФ подлежит внеочередному рассмотрению (п. "а" ч. 1 ст. 65 и ч. 1 ст. 46 регламентов соответственно СФ и ГД).

Практика С.з.п.п. ФС по поводу заслушивания посланий КС и выступлений руководителей иностранных государств пока не сложилась.

Вместе с тем Конституция РФ оговаривает еще один случай, когда члены СФ и депутаты ГД собираются вместе. Согласно ч. 2 ст. 82 Конституции РФ Президент РФ при вступлении в должность приносит присягу народу в торжественной обстановке в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КС.

Лит.: Конституция (Основной Закон) РФ - России. М., 1993; Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента РФ. М.. 1995; Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ// Ведомости ФС РФ, 1996, № 6. Ст. 163; Регламент ВС РФ. М.. 1992;

Парламенты мира. Сб. М.. 1991; Комментарий к Конституции РФ/ Под редакцией Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

Парамонов А.Р.. Полуян Д.Я.

СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК, ни за одно из которых лицо не было осуждено (так называемая реальная совокупность - ч. 1 ст. 17 УК). С.п. признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК (так называемая идеальная совокупность - ч. 2 ст. 17 УК).

Если при реальной С.п. двумя или более действиями (бездействием) причиняются соответственно два или более общественно опасных последствия, что означает наличие двух или более составов преступления, то при идеальной С.п. только одним действием (бездействием) причиняются два или более общественно опасных последствия, причиняющих ущерб разным объектам, и соответственно выполняется два или более состава преступления, предусмотренных самостоятельными нормами Особенной части УК. Идеальная С.п. не образует неоднократности преступлений, которая во многих статьях Особенной части УК предусмотрена в качестве квалифицирующего признака преступления. Случаи реальной С.п. в УК отнесены к числу квалифицирующих признаков. При реальной С.п. два и более преступления, предусмотренные различными нормами, совершаются самостоятельными деяниями в разное время, причем ни за одно из этих преступлений виновный еще не осужден. Реальную С.п. могут образовать как оконченное преступление. так и приготовление, покушение на преступление. Преступления, совершенные в соучастии, также могут входить в реальную С.п. В такую С.п. входят и различные сочетания преступлений, которые не выделены в УК в неоднократность и рецидив преступлений.

При С.п. (как реальной, так и идеальной) лицо должно нести уголовную ответственность за каждое совершенное преступление, которое квалифицируется по самостоятельной статье или части статьи УК; наказание назначается за каждое преступление тоже самостоятельно. Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, С.п. отсутствует и квалификация преступлений в таких случаях должна осуществляться по специальной норме УК.

Минская B.C.

СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОДЕРЖАНИЕ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

СОДЕРЖАНИЕ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ - по уголовному праву (ст. 55 УК РФ) один из видов наказания (назначаемое только как основное). Назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы. Это наказание устанавливается на срок от 3 месяцев до 2 лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше 2 лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок, т.е. из расчета день за день.

СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЕДИНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКРАЩЕННОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - вид гражданско-правовой ответственности, возникающей в случаях, когда на стороне должника выступают несколько лиц (пассивная множественность).

Кредитор вправе предъявить требование к любому из содолжников - в полном объеме или в любой части (см. Солидарные обязательства). Должник, уплативший всю сумму, приобретает право регресса в отношении остальных солидарных должников (см. Регрессный иск) или другого требования.

С.о. применяется только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Нормы закона, устанавливающие С.о., в большинстве случаев императивны. Исключение составляют нормы о С.о. по договору поручительства (ст. 363 ГК РФ), согласно которым поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Для лиц. совместно давших поручительство, законом также диспози-тивно предусмотрена С.о.. которая может быть различным образом изменена договором. В соответствии со ст. 365 и 387 ГК РФ поручитель, исполнивший обязательство, получает не право регресса к основному должнику (общее для случаев С.о.), а занимает место кредитора в основном обязательстве, в котором участвует должник, приобретая на основании закона принадлежащие кредитору права. ".

Ряд особенностей С.о.предусмотрен специальными нормами ГК РФ, определяющими С.о.участников юридических лиц. "Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества" (п. 1 ст. 75 ГК РФ). Здесь ответственность участников как таковая носит субсидиарный (дополнительный характер) по отношению к ответственности самого юридического лица (при недостаточности его имущества), однако при ее наступлении участники отвечают солидарно. Аналогично решен вопрос о С.о. полных товарищей. участвующих в товариществе на вере (п. 2 ст. 82 ГК РФ). Достаточно сложно определяется ответственность участников общества с дополнительной ответственностью: они "солидарно несут субси-диарную ответственность по его (ОДО) обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества" (п.1ет.95ГКРФ).

Свои особенности присущи С.о.лиц за совместно причиненный вред (ст. 1080-1081 ГК РФ). Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, имеет право регресса к каждому из других причинителей вреда "в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого" (общее правило - п. 2 ст. 325 ГК РФ), при невозможности определить степень вины каждого лица, в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. Часть 2 ст. 1080 ГК РФ допускает возложение судом на причинителей вреда не С.о., а долевой ответственности по заявлению потерпевшего и в его интересах.

Плешанова О.П.

СОЛИДАРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛИДАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

СОЛИДАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - активные солидарные обязательства, при которых множественность лиц имеет место на стороне кредитора. Нескольким кредиторам принадлежит единое С.т. к одному должнику- любой из этих кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме. До момента предъявления такого требования должник вправе исполнять обязательство любому из солидарных кредиторов по своему усмотрению (п. 1 ст. 326 ГК РФ). Так же как и при пассивном солидарном обязательстве, особенности отношений между отдельными участниками обязательства распространяются только на самих этих участников. Если должник состоит в особых Отношениях с одним Из солидарных кредиторов, то он не вправе выдвигать основанные на них возражения против требования другого солидарного кредитора, в этих отношениях не участвующего. Если должник надлежащим образом полностью исполнил обязательство одному из кредиторов, он освобождается от исполнения его остальным кредиторам. Обязанность возместить причитающееся другим солидарным кредиторам возлагается законом на кредитора, получившего исполнение от должника.

Плешанова O.П.

СОЛИСИТОР

СОЛИСИТОР (англ. solisitor) член одной из двух корпораций право-заступников в Англии и Уэльсе. С. объединены в самостоятельную добровольную корпорацию, управляемую Юридическим обществом. Число С. примерно в 10 раз превышает число членов корпорации барриствров. Общество управляется советом, который ведает подготовкой кандидатов в С., выдачей сертификатов на право профессиональной деятельности С.,рассмотрением жалоб на их неправильное поведение. С. в отличие от барристеров считаются служащими Верховного суда,поэтому их деятельность регулируется законодательными актами, а не самостоятельными правилами корпорации. В настоящее время основным является Закон 1974 г. о солиситорах. По традиции право на выступление в высших судах и право быть судьями в этих судах имели только барристеры. В настоящее время, с принятием Закона 1971 г. о судах и Закона 1990 г. о судах и правовом обслуживании, С. после определенного срока практической деятельности могут быть назначены на должности судей Суда короны - одного из высших судов, и выступать в качестве адвокатов в этом суде. С. является посредником между клиентом и барристером. Барристеры, как правило, не берут клиентов "с улицы". а общаются с ним через С. В договор С. с клиентом включается оплата услуг барристера. С. ведут всю подготовку к делу: обеспечивают сбор доказательств. допрашивают свидетелей и экспертов, составляют их письменные объяснения, получают документы о прежних судимостях клиента, необходимые медицинские справки и др.

Многие С. нанимаются на работу в коммерческие, строительные и прочие фирмы, в местные органы власти. С. работают самостоятельно или с партнерами. В настоящее время функционирует много крупных фирм С., специализирующихся в делах, связанных с передачей недвижимости, оформлением наследственных прав, организацией компаний и пр. Нередко фирмы С. имеют свои филиалы за границей.

В целом объем функций С. шире, чем у барристеров. Под контролем Юридического общества С. осуществляют большую работу по оказанию бесплатной юридической помощи населению. Услуги С. в этих случаях оплачивает Юридическое общество из специального фонда по установленной законом таксе. ;

Кандидат в С. должен иметь диплом о юридическом образовании и сдать экзамен по специальной программе Юридического общества. Могут приниматься лица и без юридического диплома. В таком случае они проходят курс обучения и сдают общие профессиональные экзамены, а затем - специальные.

Юридическое общество наделено правом проверки работы С. Помимо этого, жалобы на непрофессиональное поведение С. или допущенное им нарушение могут рассматриваться дисциплинарным трибуналом, который является судебным органом. Он может вынести решение о временном или постоянном отстранении С. от деятельности.

Лит.;Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980; Kiralify A.K.R. The English legal system. L" 1984.

Anapoea T.B.

СОПРОТИВЛЕНИЕ

СОПРОТИВЛЕНИЕ - активное противодействие лицу, выполняющему возложенные на него обязанности. Предусмотрено в качестве признака состава преступления в таких деяниях, как массовые беспорядки (ст. 212 УК). хулиганство (ст. 213 УК), С. начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК). С. выражается в действиях насильственного характера. Насилие может быть неопасным для жизни и здоровья потерпевшего (удержание, связывание, отталкивание и т.п.) и опасным (повлекшим легкий, средней тяжести или тяжкий вред здоровью потерпевшего). Потерпевшими по УК выступают представители власти (ст. 213УК), воинский начальник или иное лицо, исполняющее обязанности военной службы (например, патрульный наряд) - ст. 333 УК.

С. следует отличать от неповиновения, т.е. открытого отказа исполнить или иного умышленного неисполнения законного требования работника милиции., иного уполномоченного должностного лица. представителя общественности, направленного на предотвращение или пресечение правонарушения. Неповиновение влечет ответственность административную. Различается простое и злостное неповиновение (ст. 1&5, 165-5 КоАП).

СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представляют не все население страны или ее отдельной территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых они непосредственно избираются (или назначаются). С.п. было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII в.) и просуществовало вплоть до начала XX в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом С.п. является, например, Палата лордов Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства..

СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представляют не все население страны или ее отдельной территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых они непосредственно избираются (или назначаются). С.п. было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII в.) и просуществовало вплоть до начала XX в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом С.п. является, например, Палата лордов Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.

СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ - регулярная денежная выплата нетрудоспособным гражданам, по каким-либо причинам не имеющим права на трудовую пенсию. Возраст престарелых граждан, по достижении которого может быть назначена С.п., на 5 лет выше, чем для пенсионеров по старости: женщин - 60 лет, мужчин - 65 лет. С.п. устанавливается независимо от наличия трудового стажа. Престарелым гражданам С.п. назначается в твердой сумме, равной 2/з минимального размера пенсии по старости. Работающим пенсионерам С.п. выплачивается в полной сумме.

В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гражданам из числа малочисленных народов Севера С.п. назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет в размере.минимальной пенсии по старости.

Кроме престарелых, С.п. могут получать инвалиды любой группы, а также ребенок-инвалид в возрасте до 16 лет. Инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп, а также детям-инвалидам С.п. устанавливается в размере минимальной пенсии по старости, а инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) - в сумме 2/з этого размера. Для инвалидов III группы размер С.п. составляет 1 /2 минимальной пенсии по старости.

Помимо инвалидов и престарелых, С.п. устанавливаются детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, если родители не имели требуемого для назначения трудовой пенсии стажа. В этом случае С.п. назначается в размере минимальной пенсии по старости.

Право на С.п. имеют круглые сироты и дети умершей одинокой матери, которая назначается им в размере минимальной пенсии по старости.

На основании ФЗ РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфек-ции)" правом на С.п. в размере минимальной пенсии по старости обладают ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.

По общему правилу надбавки к.С.п. не начисляются. Исключение составляют только инвалиды с детства I группы, дети-инвалиды и несовершеннолетние ВИЧ-инфицированные, которым устанавливается надбавка на уход за пенсионером в размере минимальной пенсии по старости.

Лицам, проживающим в районах, где к заработной плате рабочих и служащих установлены коэффициенты, размеры С.п. определяются с применением соответствующего коэффициента.

Лит.: Щербаков И.И. Домашняя юридическая энциклопедия.Гл. "Пенсии". М.,1997.

Щербаков И.И.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает, что "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности РФ: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда: в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С.о. основывается на следующих принципах: а) адресность; б) доступность; в) добровольность: г) гуманность; д)приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним. находящимся в трудной жизненной ситуации: e) конфиденциальность; ж) профилактическая направленность. С.о. включает в себя совокупность социальных услуг (уход. организацию питания. содействие в получении медицинской, правовой.социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга. содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях С.о. независимо от форм собственности.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение их объема не допускается. На его основе устанавливается территориальный перечень, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта РФ.

Одно из основных направлений С.о. в РФ - С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов. Основным актом, регулирующим С.о. этих категорий населения, является ФЗ РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

С.о. граждан пожилого возраста -и инвалидов осуществляется в форме: а) С.о. на дому, включая социально-медицинское обслуживание; б) полустационарное С.о. в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений С.о.; в)стационарное С.о.в стационарных учреждениях С.о.; г) срочное С.о.; д) социально-консультативная помощь.

Правом на С.о., осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы С.о., обладают граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется социальными службами при условии их обращения либо обращения их опекуна, попечителя, другого представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения как бесплатно,так и за плату(см. также Социальные службы).

Щербаков И.И.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В РФ С.п.ч. закрепляются в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВУГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница