Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СУБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СУБ")

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН - международные межправительственные организации, осуществляющие деятельность в экономической, социальной, культурной и других областях. Согласно Уставу ООН (1945) С.у. ООН связаны с ООН, что практически выражается в наличии соглашений между ООН и специализированными учреждениями, а также в определенных установленных формах их связи с другими органами ООН. Тем не менее С.у. ООН являются самостоятельными международными организациями.

Структура, компетенция и другие вопросы организации С.у. ООН определены в международно-правовом порядке договорами, соглашениями или учредительными актами, регламентами деятельности их органов. Существенное значение для деятельности С.у. ООН имеет Конвенция о привилегиях и иммунитетах С.у. ООН. утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1947 г. К ним полностью применимы положения Устава ООН о суверенном равенстве государств-членов, об их главнейшей обязанности "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...".

К настоящему времени существуют 14 С.у. ООН: Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Всемирный банк (включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Между народную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития (MAP)), Между-народный валютный фонд (МВФ), Международный фонд сельскохозяйственвенного развития (ИФАД). Международная организация труда (МОТ), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ - законы, принимаемые парламентом, как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы (иногда для их принятия требуется квалифицированное большинство голосов), но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая и саму конституцию. Ч.з. содержат положения, которые могут противоречить любым законодательным нормам, в том числе конституционным, изменять или приостанавливать их действие.Этот вид законов распространен главным образом в ряде развивающихся стран (например, Папуа-Новая Гвинея, Малайзия, Шри-Ланка, Фиджи, Ямайка). Как правило, речь идет о законах,нарушающих конституционные положения об основных правах и свободах граждан, но. например, конституция Шри-Ланки 1978 г. предусм. атривает право парламента квалифицированным большинством принять законы, "несовместимые с любым ее положением". Хотя специальные законы, как сказано в Конституции Ямайки 1962 г., и "превалируют" над конституционными положениями, однако они не рассм. атриваются в качестве поправок к ней. Примерами могут служить малайзийский закон против подрывных действий 1963 г., закон Шри-Ланки 1979 г. о предотвращении терроризма. В некоторых развитых странах конституции также предусм. атривают возможность принятия парламентом специальных законов в период чрезвычайного положения (ст. 115 Основного закона ФРГ). Конституционной практике РФ Ч.з. не известны.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе". С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; б) как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

СПИКЕР

СПИКЕР (англ. speaker - оратор) председатель нижней палаты парламента в англосаксонских странах, а также в странах, где в той или иной степени воспринята англосаксонская правовая система (Индия. Нигерия, Вану-ату и др.). С. формально избирается палатой, фактически - партиями большинства. ^Великобритании^. Палаты общин считается находящимся вне партий. С. руководит заседаниями палаты. Через С. палата осуществляет связь с главой государства.

СПИНОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЦИП

СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЦИП - универсальный принцип отношений между людьми, народами и государствами, служащий нравственным ориентиром в правотворческой, правоохранительной, правоприменительной и других видах человеческой деятельности:

С.п. является согласно Уставу ООН (1945), принципом, лежащим в основе мирного урегулирования международных споров, и должен использоваться вместе с принципами международного права. Таким образом, общедемократическое понятие С.п. согласуется с основными принципами общего международного права и не противоречит им. В свою очередь авторитет и соблюдение правовых норм тем выше. чем основательней убежденность государств и международного сообщества в их справедливости.

Урегулирование международных споров и конфликтов надлежит осуществлять не за счет применения силы или угрозы ее применения, а таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Поэтому конфликтующие государства обязаны, согласно международному праву, стремиться к скорейшему и справедливому разрешению всех своих международных споров и разногласий.

В силу своей универсальности С.п. является одним из принципов (начал) всех отраслей национального права. При этом в каждой отрасли он имеет специфическое содержание. Так, ст. 6 УК РФ раскрывает его следующим образом:

"I. Наказание и иные меры уголов-но-правового характера, применяемые к лицу. совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление".

ГК РФ устанавливает: "при невозможности использования аналогии закона и права обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла Гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости".

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРОКИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ССУДА

ССУДА - по гражданскому праву РФ вещь (имущество), передаваемая в безвозмездное пользование (см. Договор безвозмездного пользования. Вопреки его точному смыслу в ряде подзаконных нормативных актов РФ и отечественной юридической литературе термин "С." употребляется как синоним займа, кредита.

СТАВКА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ

СТАВКА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ - денежные суммы в российской или иностранной валюте, устанавливаемые в определенном соотношении к таможенной стоимости перемещаемого через таможенную границу товара; один из элементов таможенных, пошлин. Свод С.т.п., применяемых к товарам, составляет таможенный тариф. С.т.п. в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 "О таможенном тарифе" устанавливаются Правительством РФ и периодически изменяются. Они применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

С.т.п. зависят от происхождения товаров. К товарам, ввозимым из стран, во внешнеэкономических отношениях с которыми РФ не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, либо к товарам, происхождение которых не установлено, применяются С.т.п., в 2 раза превышающие базовые. Уменьшенные в 2 раза С.т.п. по сравнению с базовыми установлены в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной схемы преференций РФ.

Предельные С.т.п. устанавливаются в отношении товаров, происходящих из стран, во внешнеторговых отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Это является условием международных торго-во-экономических соглашений, которые предусматривают, что договоривающие-ся государства должны предоставить друг другу все те права, преимущества, льготы, которыми пользуются другие государства..

В зависимости от характера происхождения, правового источника установления таможенных пошлин их ставки могут быть автономными и договорными. С развитием международных экономических связей стала возрастать роль договорных С.т.п. Основой для них являются, как правило, международно-правовые обязательства государств. принимаемые в результате заключения соответствующих международных торговых или таможенных договоров и соглашений.

Анисимов Л.Н.

СТАЖ ТРУДОВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТУС-КВО

СТАТУС-КВО (лат. status quo - букв.: положение, в котором...) состояние международной обстановки, сложившееся на какой-либо момент фактическое или правовое положение по поводу разграничения территориальных владений, соотношения сил между государствами и их группами, существования различных международных (межправительственных) организаций и их роли во внешнеполитической жизни и т.д. Наиболее часто используемые варианты С.-к.: status quo ad praesens - положение, существующее на сегодняшний день; status quo nunc - положение, в котором дела находятся ныне; status quo ante bellum - положение, существовавшее до начала войны, вызвавшей какие-нибудь изменения; status quo post bellum - положение, сложившееся по окончании войны.

Восстановить С.-к. - значит вернуться к состоянию дел, существовавшему до наступления определенного события. совершения их участниками тех или иных действий.Так, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет, что, в случае установления недействительности международного договора и признания такового не имеющим никакой юридической силы каждый его участник вправе потребовать от любого другого участника создания, насколько это возможно в их взаимоотношениях. С.-к.: договаривающиеся стороны обязаны устранить, насколько это возможно, последствия любого действия. совершенного по договору, противоречащему императивной норме общего международного права.

Мирные договоры, заключенные в Париже государствами антигитлеровской коалиции с бывшими сателлитами фашистской Германии во второй мировой войне в 1947 г.. решали территориальные вопросы в основном в соответствии с формулой status quo ante bellum: лишь за отдельными исключениями Болгария и Финляндия сохранили свои государственные границы, существовавшие на 1 января 1941 г., а за Венгрией были признаны ее владения в рамках границ 1938 г.

Волосов М.Е.

СТАТУТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТУТНОЕ ПРАВО

1) нормы, содержащиеся в статутах, функционирующих в странах англосаксонской системы права наряду с общим правом. С.п. - главная часть права, создаваемая законодательными органами в противоположность обычному и прецедентному праву и актам, принимаемым административными органами. Отличительная черта С.п. Великобритании - его фрагментарность. Хотя роль С.п.велика, оно не претендует на выработку общих принципов. С.п. включает в себя принимаемые в различные годы и эпохи акты парламента; 2) в США - писаные конституции, кодексы, законодательства штатов образуют С.п., удельный вес которого более значим,чем в Великобритании (см. Статут).

Лит.: Black's Law Dictionary with Pronunciations. 6th ed. L.: Publisher's editorial staff. St.Paul, West publ.Co, 1990. P. 1412.

СТАЧКА

СТАЧКА - см. Забастовка.

СТИГМЫ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОЛИЦА

СТОЛИЦА - главный город государства. административно-политический центр страны. С. обычно является местопребыванием центральных (общенациональных) правительственных, парламентских и судебных учреждений. Как правило, С. выделяется в самостоятельную административную единицу с особым режимом управления; в большинстве федеративных государств С. находится на территории специального федерального округа, не входящего в состав ни одного из субъектов федерации. Местопребывание С.обычно указано непосредственно в тексте конституции. Так, п. 2 ст. 70 Конституции РФ гласит:

"Столицей РФ является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом".

В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" С. РФ - место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств субъектов РФ, а также дипломатических представительств иностранных государств в РФ. Территорией С. РФ является территория г. Москвы. Основное внимание Закон уделяет вопросам собственности на федеральные объекты, размещенные в С., а также взаимным правам и обязанностям федеральных и московских органов власти, возникающим в связи с осуществлением городом функций С. Закон устанавливает, что связанные с этим затраты полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюдже-, та РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти РФ, представительствами субъектов РФ, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

Додонов В.Н.

СТОЛИЧНЫЙ ОКРУГ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ; СТОЛИЧНЫЙ ОКРУГ - в федеративных государствах особая административно-территориальная или политико-территориальная единица, в которой размещается столица федерации с прилегающими окрестностями: Ф.о. Колумбия, в котором расположена столица Вашингтон (США), столица Бразилиа (Бразилия), Мехико (Мексика), Ф.о. Абуджа (Нигерия). Ф.о. обычно не является частью федерации. Размещение столицы в особом Ф.о. (т.е. как на "ничейной территории") продиктовано стремлением обеспечить независимость федеральных органов власти от любого из субъектов федерации, уровнять "политический вес" всех субъектов федерации. Режим Ф.о. более строг по сравнению с другими частями государства. Ф.о. может иметь в верхней палате представительство(равное или неодинаковое с субъектами федерации).

Ф.о. Колумбия не представлен в Конгрессе США. Право участия жителей Ф.о. в выборах президента США было предо-ставленолишь в 1961 г. XXIII поправкой к Конституции. Жители Ф.о, Колумбия избирают 3 выборщиков для участия в выборах президента и посылают 1 делегата в палату представителей с правом совещательного голоса. Конгрессу принадлежат законодательные полномочия в отношении округа.В Бразилии Ф.о., где расположена столица Бразилиа, является, наряду с 26 штатами, субъектом федерации, в отличие от США. Ф.о. посылает в Сенат 3 сенаторов и 2 их заместителей, как и каждый штат. Ф.о. в отличие от штатов не может делиться на муниципии и управляется на основе Органического закона, принимаемого его законодательной палатой2/, голосов и 2 голосованиями с промежутком не менее 10 дней. Ему принадлежат законодательные полномочия, сохраняемые за штатами и муниципиями; он формирует свою законодательную и исполнительную власть аналогично штатам, имеет в федеральном парламенте такое же представительство, как и штаты.В Мексике Ф.о., в котором расположена столица Мехико, наряду со штатами считается составной частью федерации, т.е. не относится к федеральным территориям (острова, островки, рифы, не находящиеся под юрисдикцией штатов).В РФ существование Ф.о. не предусм. отрено, столица - город Москва - является полноправным субъектом Федерации.Бойцова. В.В., Бойцова Д.В.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 "О таможенном тарифе".

Под С.п.т. могут пониматься группа. стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны. С.п.т. определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза това-. ров на таможенную территорию РФ или другого государства-участника международных таможенных соглашений и вывоза товаров с этой территории.

Определение С.п.т. - это установление (в соответствии с закрепленными в нормативных актах правилами)экономической связи между каким-либо товаром и страной, где он был произведен полностью или частично. От С.п.т. в ряде случаев зависит применение тех или иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые в общем плане могут быть использованы и как инструмент внешней политики государства.

Анисимов Л.Н.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА 2

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 "О таможенном тарифе".Под С.п.т. могут пониматься группа. стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны. С.п.т. определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза това-. ров на таможенную территорию РФ или другого государства-участника международных таможенных соглашений и вывоза товаров с этой территории.Определение С.п.т. - это установление (в соответствии с закрепленными в нормативных актах правилами)экономической связи между каким-либо товаром и страной, где он был произведен полностью или частично. От С.п.т. в ряде случаев зависит применение тех или иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые в общем плане могут быть использованы и как инструмент внешней политики государства.Анисимов Л.Н.

СТРАХОВАНИЕ

СТРАХОВАНИЕ - отношения по защите имущественных интересов физи-ческих и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)(Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). В процессе С. создаются денежные фонды страховщиков, используемые для возмещения ущерба. Специфика С. - в вероятностном характере этих отношений, поскольку нельзя заранее предусмотреть время наступления страхового случая, размеров убытков и т.д.; в возвратности средств (первоначальное объединение страховых платежей в страховой фонд с последующей выплатой Средств страхователям); в целевом использовании создаваемого фонда. Особенность С. состоит и в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению, распределяется между всеми участниками отношений при С.

С. выполняет в обществе ряд функций, среди которых основными являются предупредительная,восстановительная и контрольная.

С. осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования.

С. выступает в двух формах: как обязательное и добровольное. Объектами С. могут быть не противоречащие законодательству различные имущественные интересы. Не допускается С. убытков от участия в играх, лотереях, пари: расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 927, 928 ГК РФ). В зависимости от вида объектов С. оно подразделяется на личное, имущественное и С. ответственности. Объект может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (сострахование).

С. - один из методов формирования страхового фонда, который может создаваться в трех формах:самострахование (для возмещения локального ущерба); государственный централизованный страховой (резервный) фонд и страховые фонды, образуемые за счет взносов страхователей (см. также Страховое право, Договор личного страхования. Договор имущественного страхования).

Лит.:Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.-Л., 1947; Страховое дело: Учебник/Под редакцией Л.И. Рейтмана. М., 1992; Шиминова М.Я. Основы страхового права России. М" 1993.

Грачева Е.Ю.

СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ

СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ - обязательный для всех банков способ обеспечения исполнения обязательств по возврату вкладов граждан (ст. 840 ГК РФ).'

На сегодняшний день С.в. имеет больше декларативный, нежели практически значимый характер, поскольку своего логического развития названное предписание ГК РФ в отраслевых нормативных актах так и не получило. Вместо того чтобы предусмотреть особенности договоров классического, гражданско-правового страхования риска невозврата банковских вкладов, в ФЗ РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" регулируются вопросы, связанные с 4юрмировани-ем фондов С.в. - обязательного и добровольных. Фактически уплата банками взносов в такие фонды, размер которых определяется только общей суммой привлеченных средств, превратится в еще один налогоподобный платеж. Ничего общего с нормальным страхованием эта процедура не имеет.

Белов В :А.

СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА - см. Договор имущественного страхования.

СТРАХОВАНИЕ ЛИЧНОЕ

СТРАХОВАНИЕ ЛИЧНОЕ - см. Договор личного страхования.

СТРАХОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАХОВАТЕЛИ

СТРАХОВАТЕЛИ - юридические лица и дееспособные физические лица. заключившие со страховщиками договор страхования либо являющиеся С. в силу закона. С. вправе страховать третьих лиц(застрахованных лиц).С. вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению до наступления страхового случая.

СТРАХОВАЯ СУММА

СТРАХОВАЯ СУММА - опреде-ленная договором страхования или законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами РФ не предусмотрено иное. При страховании имущества С.с. не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества. определенную в договоре страхования. за исключением случаев, когда страхов-щик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем. Договор страхования является недействительным в той части С.с., которая превышает страховую стоимость имущества на момент заключения договора. В договоре личного страхования С.с. устанавливается по соглашению сторон.

СТРАХОВОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАХОВОЙ РИСК

СТРАХОВОЙ РИСК - предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве С.р., должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

СТРАХОВОЙ СЕРТИФИКАТ

СТРАХОВОЙ СЕРТИФИКАТ - документ, выдаваемый страхователю в подтверждение того, что договор страхования заключен и полис выписан.

СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ

СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ - совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобрета-телю или иным третьим лицам. При С.с. с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при С.с. с личностью страхователя или третьего лица - в виде страхового обеспечения.

СТРАХОВОЙ ТАРИФ

СТРАХОВОЙ ТАРИФ - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. С.т. по обязательным видам страхования устанавливаются в законах. С.т. по добровольным видам личного страхования. страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер С.т. определяется в договоре страхования по соглашению сторон.

СТРАХОВЩИКИ

СТРАХОВЩИКИ - юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. С. не могут заниматься производственной, торгово-по-среднической и банковской деятельностью.

СТРАХОВЫЕ АГЕНТЫ

СТРАХОВЫЕ АГЕНТЫ - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

СТРАХОВЫЕ БРОКЕРЫ

СТРАХОВЫЕ БРОКЕРЫ - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей (см. Предпринимательство), осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. С.б. обязаны направить в Департамент страхового надзора Минфина РФ извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (решения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя. Посредническая деятельность, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, на территории РФ не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием РФ не предусмотрено иное.

Деятельность С.б. обычно включает следующие действия: привлечение клиентуры к страхованию: ее поиск, консультации, подготовка или оформление необходимых для заключения договора страхования документов: подготовка или оформление необходимых документов для получения страховой выплаты; организация страховых выплат; по поручению клиента размещение страхового риска по договорам перестрахования (см. Перестраховочный договор или сострахования;предоставление экспертных услуг, услуг по оценке страховых рисков при заключении договора страхования: подготовка документов по рассмотрению и урегулированию убытков при наступлении страхового случая и т.п. Не допускается совмещение страховой и других видов деятельности (что должно быть закреплено в учредительных документах С.б.). С.б. запрещается участие в уставных капиталах страховых организаций. владение акциями, паями и другими правами участия в данных организациях. Обязательное условие осуществления деятельности С.б. - наличие у лица. ею занимающегося, высшего или среднего специального экономического либо юридического образования при стаже работы в области финансовой или страховой деятельности не менее 3 лет. Лицензирование деятельности С.б. осуществляет Департамент страхового надзора Минфина РФ путем внесения сведений в реестр С.б. и выдачи свидетельства - документа, удостоверяющего право его владельца на ведение деятельности С.б. по страхованию на территории РФ. Департамент страхового надзора имеет право исключить из реестра С.б. и отозвать выданное ему свидетельство, если деятельность С.б. не ведется им в течение 1 года. Департаменту предоставлено право проводить предварительную (перед лицензированием) проверку квалификации и профессиональной подготовки индивидуального предпринимателя либо сотрудников юридического лица в форме тестирования или экзаменов.

Крылова М А.

СТРОГИЙ ВЫГОВОР

СТРОГИЙ ВЫГОВОР - один из видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 135 КЗоТ). С.в. налагается с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен. предшествующей работы и поведения работника (об общем порядке применения и обжалования дисциплинарных взысканий см. Ответственность дисциплинарная.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА (лат. structura - строение, расположение, связь) внутреннее строение правовых норм, деление на составные части и связь этих частей между собой.

Нормы, регулирующие варианты поведения субъектов права, состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции (по формуле: если-то-иначе).

В то же время в правовой системе имеются и другие нормы, осуществляющие особые функции в правовом регулировании. К ним относятся, в частности, нормативные положения, которые формулируют общие принципы, отправные начала правового регулирования(например, ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью). Такие принципы служат упорядочению общественных отношений, обеспечивают общую направленность,единство юридической системы, единые основы регулирования. Такой же характер носят и так называемые "дефинитивные нормы", определяющие юридические понятия(например, понятия "преступление", "товарный знак", "валютные ценности" и т.п.); нормы. определяющие правовой статус органа. организации, учреждения, устанавливающие правовой режим тех или иных материальных и духовных ценностей и благ, систему органов государства, национально-государственное устройство, административно-территориальное деление (конструктивные нормы), а также вспомогательные нормы о юридическом движении нормативных актов, т.е. об их принятии.изменении,дополнении,отмене. распространении действия. Такого рода нормы не имеют традиционной структуры, и их строение подчиняется логическим правилам деления суждений на составные элементы.

Словесная формулировка нормативного акта не всегда содержит все структурные элементы нормы. Внешнее изложение статей (пунктов) нормативных актов может не совпадать со структурой нормы, являющейся законодательно-логической категорией. Иногда очевидные для понимания элементы нормы не формулируются, а лишь подразумеваются, логически вытекают из других статей (пунктов) того же акта или из иных нормативных актов. Более того, правила законодательной техники. требования простоты, компактности и удобства изучения и применения закона обусловливают объединение в одной статье (пункте) нескольких норм либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона.

Пиголкин А.С.

СУБВЕНЦИЯ

СУБВЕНЦИЯ (лат. subvenire - приходить на помощь) сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Порядок и условия предоставления и использования С. из федерального бюджета и других бюджетов устанавливаются соответственно законодательными актами РФ. субъектов РФ и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции. Детально характеристика видов, порядка предоставления и контроля за использованием С. из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов регламентируется Законом РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу". В отличие от дотации С. предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае не использования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату. При нарушении условий предоставления и использования С. их выделение прекращается. Возврат С. или досрочное прекращение субвенционного финансирования осуществляются по решению органа. предоставившего С. С. возвращается в бесспорном порядке за счет средств ее получателя в 3-месячный срок после принятия соответствующего решения.

В ряде стран (США, Италия, Германия, Япония и др.) С. предоставляются местным органам на финансирование программ, осуществляемых ими по собственной инициативе, одобренной центром. С. как метод бюджетного регулирования использовалась в СССР с 1924 по 1931 г.

Различают текущие и инвестиционные виды С. К первым относятся С., направленные на финансирование текущих расходов, предусмотренных соответствующими бюджетами. Под вторыми понимаются С.. направляемые на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального бюджета или внебюджетных фондов в соответствующих расходах бюджетов национально-государственного и административно-территориальных образований и не распространяется на мероприятия,полностью финансируемые за счет средств федерального бюджета. Использование С. не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью проекты. Грачева Е.Ю.

СУБРОГАЦИЯ

СУБРОГАЦИЯ (англ. subrogation -замещение) замещение одного лица другим в отношении права, требования либо предъявления каких-либо претензий. Таким образом, лицо в порядке С. приобретает все права первоначального кредитора, т.е.происходит своеобразная переуступка права требования. В этом смысле С. имеет общие черты с цессией.

Условие перехода прав в порядке С. - выплата денежных средств новым кредитором первоначальному либо выполнение передним иных обязательств. Чаще всего указанный правовой институт применяется в таких отраслях, как страховое дело, поручительство и обращение ценных бумаг.

Термин "С." употребляется в ГК РФ и означает переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Согласно ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. При этом условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодо-приобретателем) и лицом, ответственным за убытки. Страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования. Если страхователь(выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя). страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.

Лит.: Гражданское и торговое право капиталистических государств/Под редакцией Е.В. Васильева. М.. 1993; Воблый К.Г. Основы экономии страхования. М., 1995;

Экономика страхования и перестрахования/ Под редакцией К.Е. Турбиной. М., 1996;

Black's Law Dictionary. West Publishing Company. St. Paul. Mn, 1990; The Common Law Library Chitty on Contracts. Twenty Sixth Edition. L., 1989.

Мельник Д.Ю.

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - один из видов ответственности гражданской; дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях,предусмотренных законом или договором. В соответствии с ГК РФ С.о. несут: члены полного товарищества по обязательствам товарищества; члены потребительского кооператива по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива: собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам г/чрезлчЗенкя при недостаточности указанного имущества: в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет О.с. по его долгам. Гражданское законодательство РФ предусматривает и иные случаи О.с.

СУБСИДИЯ (лат. subsidium - помощь. поддержка) - один из методов бюджетного регулирования: сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие в этом нижестоящих бюджетов. Первоначально С. возникли как форма помощи союзникам во время войн. позднее С. стали использоваться с целью финансирования тех программ и мероприятий, которые были невыгодны частному капиталу, а также для поддержания частного предпринимательства в целом, что является одной из форм государственного воздействия на развитие экономики.

Различают прямые и косвенные С. С помощью прямых С. государство стимулирует капитальные вложения в отраслях. которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии становятся важным методом формирования их доходов. После второй мировой войны большое развитие получили внешние С. ведущих капиталистических государств другим странам Западной Европы по плану Маршалла. Государственное субсидирование производства осуществляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установления твердых и периодически пересматриваемых цен на различную продукцию, на товары первой необходимости и коммунальные услуги. введения бесплатного медицинского обслуживания, образования и т.п. Возможно и прямое бюджетное субсидирование частных компаний.

Грачева Е.Ю.

СУБСИДИЯ

СУБСИДИЯ (лат. subsidium- помощь. поддержка) - один из методов бюджетного регулирования: сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие в этом нижестоящих бюджетов. Первоначально С. возникли как форма помощи союзникам во время войн. позднее С. стали использоваться с целью финансирования тех программ и мероприятий, которые были невыгодны частному капиталу, а также для поддержания частного предпринимательства в целом, что является одной из форм государственного воздействия на развитие экономики.Различают прямые и косвенные С. С помощью прямых С. государство стимулирует капитальные вложения в отраслях. которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии становятся важным методом формирования их доходов. После второй мировой войны большое развитие получили внешние С. ведущих капиталистических государств другим странам Западной Европы по плану Маршалла. Государственное субсидирование производства осуществляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установления твердых и периодически пересм. атриваемых цен на различную продукцию, на товары первой необходимости и коммунальные услуги. введения бесплатного медицинского обслуживания, образования и т.п. Возможно и прямое бюджетное субсидирование частных компаний.Грачева Е.Ю.

СУБСТИТУЦИЯ

СУБСТИТУЦИЯ (лат. substituo - ставлю вместо, передаю взамен)

1) в наследственном праве указание (предназначение) наследователем в завещании дополнительного наследника (субститута) на случай, если основной наследник умрет до открытия наследства или не примет его либо будет отстранен от наследования по причинам, предусмотренным законом. В качестве субститута может быть назначено любое лицо независимо от того, входит ли оно в число наследников по закону: 2) вмеж-дународном праве одна из форм материальной ответственности государств, разновидность реституции, представлявшая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества. зданий.транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

СУБСЧЕТА

СУБСЧЕТА (счета второго порядка) счета бухгалтерского учета, на которых отражаются данные, позволяющие проанализировать отраженную на основном счете информацию. С. предусматриваются Планом счетов и имеют код, включающий код основного счета и порядковый номер С. Хозяйствующий субъект, ведущий бухгалтерский учет, может уточнять содержание отдельных из них. исключать и объединять их, а также вводить дополнительные С. Например, к счету 02 "Износ основных средств" могут быть открыты С. 02-1 "Износ основных средств", 02-2 "Износ долгосрочно арендуемых средств" и др.

СУБЪЕКТ ПРАВА

СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо, организация или иное образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных, прав и юридических обязанностей. В современной юридической литературе понятие "С.п." чаще всего используется в качестве синонима "субъекта" или "участника правоотношений". В юридических источниках конца XIX - начала XX в. понятие "С.п." употреблялось лишь для обозначения "носителя субъективных прав".

Не природа, не общество, а только государство в действительности определяет, кто и при каких условиях может быть С.п.. а следовательно, и участником правоотношений. какими качествами он должен обладать. Только законом может устанавливаться и признаваться то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать С.п. Это качество или свойство называется пра-восубъектностью. Она не зависит от воли и желания частных лиц и организаций.

Для того чтобы лицо имело право полностью распоряжаться своим имуществом. самостоятельно совершать сделки. быть участником правоотношений. оно непременно должно обладать правоспособностью и дееспособностью.

С. п. могут быть физические и юридические лица. муниципальные образования, а также государство (выступающее в лице РФ либо отдельного ее субъекта - республики, края, области и т.д.). К физическим лицам относятся все граждане (при монархическом строе - подданные), иностранцы нлица без гражданства.

Так же как и юридические лица, государство и муниципальные образования приобретают и осуществляют свои права и обязанности не непосредственно. а через свои органы и должностных лиц (см. также Государство, Муниципальное образование).

Субъекты международного права - это участники международных отношений. обладающие международными правами и обязанностями. Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства, а производными (вторичными) - международные организации., международная правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом - уставом или соглашением и является производной от правосубъектности государств - участников такого акта. Объем прав и полномочий международных организаций определяется государствами-учредителями. Отдельными элементами международной правосубъектности могут обладать и государственно-подобные образования типа вольных городов (г. Дан-циг в 1923-1939 гг., Триест в 1947- 1954 гг.), а также государство-город Ватикан.

Марченко М.Н.

Предыдущая страница Следующая страница