Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВРЕ"-"ВЫХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВРЕ"-"ВЫХ")

ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ - этап процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, заключающийся в том, что с момента представления таможенному органу РФ товаров и транспортных средств и до выпуска либо предоставления их в распоряжение лицу в соответствии с избранным таможенным режимом товары и транспортные средства хранятся на складах В.х. Момент представления товаров и транспортных средств - это дата уведомления таможенного органа лицом, перевозящим товары, либо перевозчиком или уполномоченными им лицами о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки (место производства таможенного оформления). В.х. завершается, когда таможенный орган делает соответствующую отметку о выпуске в таможенной декларации. В.х. осуществляется только через помещение грузов на склады В.х., которыми являются специально выделенные н обустроенные помещения, открытые площадки, иные места.

Установлен обязательный порядок открытия складов В.х. в международных аэропортах, на грузовых дворах и станционных площадках железных дорог, через которые перемещаются внешнеторговые грузы; в пунктах пропуска через границу, где осуществляется международное автомобильное сообщение. Склады В.х. учреждаются таможенными органами либо, при наличии лицензии таможни РФ, российскими лицами. Склады бывают открытого типа - для использования любыми лицами и закрытого - для хранения товаров определенных лиц. В.х. предполагает учет поступивших грузов, для чего перевозчик в определенный срок обязан представить документы, позволяющие идентифицировать товары (или же подается краткая декларация).

Сроки В.х. устанавливаются таможенными органами, исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации,характера товара и используемого транспортного средства. При определении срока учитываются мнения перевозчика и владельца склада. Без их согласия таможенный орган вправе установить срок хранения исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка и т.д. Для отдельных категорий товаров эти сроки определены Положением о временном хранении.Общий (предельный) срок хранения - 2 месяца (ст. 155 TK). Срок В.х. является временем таможенного оформления. Непринятие мер по выпуску или получению товаров, срок нахождения которых на складе превысил установленный срок, влечет конфискацию этих товаров. В.х. - новелла в ТК. Регламентируется гл. 23 ТК и Положением о временном хранении. В.х. не является обязательным этапом таможенного оформления в случаях, когда оно совершается в течение 3 ч после представления грузов таможенному органу.

Диканова ТА.

ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ

ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (вывоз)

ТОВАРОВ - таможенный режим, при котором товары находятся на таможенной территории государства в течение ограниченного времени с условием их последующего экспорта (импорта); при этом пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и без применения мер экономической политики (ст. 68 ТК).

Полное освобождение от таможенных пошлин, налогов применяется: а) в отношении транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, т.е. только тех транспортных средств, которые уже используются для таких перевозок в момент первого пересечения границы или первого предъявления таможенным органам; б) при временном ввозе транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства; зарегистрированного за иностранным лицом; ввозимого иностранным лицом; используемого на территории РФ иностранным лицом; в) при перемещении через таможенную границу оборудования и материалов для научно-исследовательских и учебных целей и других товаров, перечень которых устанавливается нормативными актами ГТК. Полное освобождение от платежей зависит также от предельного срока В.в.т.

В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемещающим товары через границу РФ, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется частичное освобождение от уплаты таковых (порядок уплаты определяется ГТК по согласованию с Минфином РФ). При этом виде освобождения за каждый полный или неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Нормативными актами ГТК установлены: перечень товаров, временный ввоз (вывоз) которых не допускается: алкогольные, табачные изделия (за исключением ввозимых или вывозимых в единичных экземплярах в рекламных или демонстрационных целях), промышленные отходы и др.: случаи, когда при применении этого режима требуется предоставление обязательства об обратном ввозе (вывозе) и обеспечение уплаты таможенных платежей (при декларировании товаров таможенным брокером и др.).

Платежи уплачиваются предварительно (не ранее чем за 3 месяца). Конкретные сроки платежей определяет таможенный орган, предоставлявший разрешение на временный ввоз (вывоз).

Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии.

Сроки В.в.т. определяются таможенным органом, исходя из целей и обстоятельств ввоза (вывоза) и не могут превышать 2 лет. Перечень товаров, для которых предусмотрены иные предельные сроки, устанавливается ГТК.

Диканова Т.А.

ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ ТОВАРОВ

ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ ТОВАРОВ - см. ВРЕМЕННЫЙ ВЫВОЗ ТОВАРОВ

ВРЕМЕННЫЙ ВЫВОЗ ТОВАРОВ

ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ ТОВАРОВ; ВРЕМЕННЫЙ ВЫВОЗ ТОВАРОВ - таможенный режим, при котором товары находятся на таможенной территории государства в течение ограниченного времени с условием их последующего экспорта (импорта); при этом пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и без применения мер экономической политики (ст. 68 ТК).

Полное освобождение от таможенных пошлин, налогов применяется: а) в отношении транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, т.е. только тех транспортных средств, которые уже используются для таких перевозок в момент первого пересечения границы или первого предъявления таможенным органам; б) при временном ввозе транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства; зарегистрированного за иностранным лицом; ввозимого иностранным лицом; используемого на территории РФ иностранным лицом; в) при перемещении через таможенную границу оборудования и материалов для научно-исследовательских и учебных целей и других товаров, перечень которых устанавливается нормативными актами ГТК. Полное освобождение от платежей зависит также от предельного срока В.в.т.В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемещающим товары через границу РФ, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется частичное освобождение от уплаты таковых (порядок уплаты определяется ГТК по согласованию с Минфином РФ). При этом виде освобождения за каждый полный или неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.Нормативными актами ГТК установлены:перечень товаров, временный ввоз (вывоз) которых не допускается: алкогольные, табачные изделия (за исключением ввозимых или вывозимых в единичных экземплярах в рекламных или демонстрационных целях), промышленные отходы и др.:случаи, когда при применении этого режима требуется предоставление обязательства об обратном ввозе (вывозе) и обеспечение уплаты таможенных платежей (при декларировании товаров таможенным брокером и др.).Платежи уплачиваются предварительно (не ранее чем за 3 месяца). Конкретные сроки платежей определяет таможенный орган, предоставлявший разрешение на временный ввоз (вывоз).Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии.Сроки В.в.т. определяются таможенным органом, исходя из целей и обстоятельств ввоза (вывоза) и не могут превышать 2 лет. Перечень товаров, для которых предусм. отрены иные предельные сроки, устанавливается ГТК.Диканова Т.А.

ВРЕМЕННЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ В ДЕЛАХ

ВРЕМЕННЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ В ДЕЛАХ (фр. charge d'affaires и лат. ad interim) служащий ведомства иностранных дел, являющийся членом дипломатического персонала дипломатического представительства данной страны, на которого возложено исполнение обязанностей главы этого представительства на время отсутствия такового в связи с его отъездом, болезнью, отозванием и т.п. Обычно назначение В.п. в д. осуществляется в соответствии с упрощенной процедурой, не требующей запроса агремана: отбывающий глава дипломатического представительства соответствующей нотой сообщает министру иностранных дел страны пребывания о назначении им В.п. в д.

В случае отбытия В.п. в д. новое лицо назначается на этот пост министром иностранных дел аккредитующей страны, который информирует об этом нотой или телеграммой министра иностранных дел страны пребывания. Когда в дипломатическом представительстве не остается ни одного сотрудника, облеченного дипломатическим рангом, на пост В.п. в д. может быть назначен старший из сотрудников административно-технического персонала. Это лицо, однако, не может осуществлять функции дипломатического агента, и его полномочия сводятся к управлению делами хозяйственно-технического плана.

В.п. в д., имеющий статус члена дипломатического персонала, пользуется привилегиями и иммунитетами в том же объеме, что и дипломатический агент. Однако протокольные привилегии оказываются ему в сокращенном объеме.. Волосов М.Е.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) одно из специализированных учреждений ООН, цель которого - достижение всеми народами возможно высокого уровня здоровья. Основана в 1948 г.

Основными функциями ВОЗ являются: координация в сфере международного здравоохранения;консультирование и помощь; сотрудничество в разработке и введении международных стандартов в области диагностики, продуктов питания, биологических и фармацевтических препаратов; поддержка в создании национальной системы здравоохранения; содействие в заключении соглашений и выработке нормативов и рекомендаций; совершенствование системы образования в области медицины и здравоохранения;борьба за психическое здоровье и гармонию в межчеловеческих отношениях.

В 1978 г. международная конференция ВОЗ (ЮНИСЕФ) приняла Алма-Атинскую декларацию,, содержащую 8 основных элементов первичного здравоохранения. В 1981 г. ВОЗ приняла глобальную программу "Здоровье для всех к 2000 году". Она предусматривает создание инфраструктуры для служб охраны здоровья, прежде всего - для охвата первичной медико-санитарной помощью всего населения. В 1987 г. ВОЗ приняла всемирную программу предупреждения и борьбы со СПИДом, которая в настоящее время реализуется в 187 странах.

Руководящие органы ВОЗ: Всемирная Ассамблея здравоохранения и Исполнительный совет и Секретариат. Высший орган ВОЗ - Всемирная Ассамблея здравоохранения, состоящая из представителей членов ВОЗ. Она определяет основные направления работы ВОЗ, рассматривает отчеты и деятельность Исполнительного совета и Гендиректора. Ассамблея обсуждает и принимает бюджет. Исполнительный совет состоит из специалистов в области здравоохранения. Он разрабатывает проекты рекомендаций для одобрения их Ассамблеей. Собирается на сессии не менее 2 раз в год.

Членами ВОЗ являются 189 государств, в том числе РФ. Штаб-квартира Организации расположена в Женеве. Бекяшев К.А.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) международная межправительственная организация, созданная в 1994 г. в соответствии с заключительным актом Уругвайского раунда. Призвана заменить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)..

Цели ВТО: обеспечение полной занятости; рост производства и торгового обмена товарами и услугами;оптимальное использование источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

ВТО выполняет следующие 5 основных функций: а) осуществляет административные функции в отношении многосторонних торговых соглашений, составляющих Соглашение о ВТО, и организует их выполнение; б) является форумом для проведения многосторонних торговых переговоров между ее членами; в) содействует разрешению торговых споров между членами ВТО; г) осуществляет контроль за национальной политикой своих членов в области торговли; д) сотрудничает с другими международными учреждениями, занимающимися выработкой политического курса в сфере глобальной экономики.

ВТО проводит регулярную оценку режимов торговли, осуществляемых отдельными членами. Органы ВТО изучают предлагаемые членами организации и государствами, не входящими в ВТО, меры, которые могут привести к торговым конфликтам. Члены ВТО обязаны подробно уведомлять о торговых мерах и предоставлять организации статистические сведения для ее обширной базы данных. Торговые споры между членами ВТО, которые не могут быть разрешены путем двусторонних переговоров, передаются в орган ВТО по урегулированию споров.

Руководящие и постоянные вспомогательные органы ВТО: Конференция министров, Генеральный Совет, Комитет по урегулированию споров, Комитет по пересмотру торговой политики, Совет по услугам, Совет по товарам, Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам.

Все 128 государств - членов ГАТТ автоматически стали членами ВТО. Штаб-квартира организации расположена в Женеве.

Бекяшев К А.

ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ - один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии,, суть которого заключается в обсуждении всем населением проектов решений государственных органов (органов местного самоуправления), а также важных вопросов жизни государства или территории.

В.о.с точки зрения территориальных масштабов могут быть: общенациональными. т.е. собственно всенародными (проводятся на всей территории государства), региональными (на уровне субъекта федерации или административной области) и местными (по вопросам жизни муниципального образования).

Участие в В.о. - сугубо добровольное дело гражданина. Оно может осуществляться в письменной (направление по почте или передача лично компетентному органу своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме - обращением в компетентные органы, в СМИ. Граждане могут реализовать свое право на участие в В.о. и на собрании, митинге. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ.

В.о. относятся к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе В.о. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит принимать решение, закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у больших групп участников В.о.

Практика В.о. важнейших законопроектов ранее была широко распространена в законотворчестве нашей страны. В 1922 г. таким образом был обсужден вопрос об образовании СССР. В 20-х гг. В.о. подвергся проект Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР. В 70-80-х гг. всенародно обсуждался ряд проектов ОГЗ - земельного, водного, о труде, о браке и семье, о недрах, о здравоохранении, проектов законов о государственном предприятии. кооперации, о собственности и др. Однако такие обсуждения обычно превращались в формальную процедуру.

В демократических государствах гораздо больщее внимание уделяется всенародному голосованию (ре^ерекбуж!/). Это объясняется тем, что при В.о. не существует гарантий и механизма учета поступающих замечаний и предложений граждан, что открывает возможность для различного рода манипуляций с "мнением народа". Кроме того, считается, что общество и без проведения специальных массовых кампаний может довести свое мнение до демократического законодателя через различные политические и общественные организации, СМИ, лоббистские структуры. В Конституции РФ ничего не говорится об институте В.о. Однако упоминание о нем есть в ряде новых конституций стран СНГ, сохранивших некоторые советские традиции (Узбекистана 1992 г., Кыргыз-стана 1993 г., Беларуси 1994 г.). Сохранился он и в законодательстве РФ. Например, действующий Регламент ГД предусматривает, что она может вынести на В.о. законопроект, принятый палатой в первом чтении.

Авакьян С А., Пиголкин А.С.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - первый международный акт по правам человека универсального характера. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых впервые в истории человечества и международных отношений очерчен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека.

Среди личных, элементарных гражданских прав провозглашены право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Указано, что никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, подвергаться пыткам, произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый имеет право на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища, тайну переписки, на защиту чести и репутации, право на защиту беспристрастным судом (ст. 3-11). Широко представлены такие политические права, как свобода убеждений, совести, мирных собраний и ассоциаций, права на управление своей страной, избирательные права, свобода передвижений, право убежища, гражданства, владения имуществом, право вступать в брак и основывать семью без всяких ограничений (ст. 12-21). При активной поддержке СССР в В.д.п.ч. были включены право на труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение и на равную оплату за равный труд, право на создание профсоюзов (ст. 23), право на отдых, на социальное обеспечение и особую защиту материнства и детства(ст.24.25), право на образование и участие в культурной жизни (ст. 26, 27).

Несмотря на то что В.д.п.ч. не является международным договором, весьма широко распространено мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц. находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным избирательным цензам. Избирательное право является всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного состояния, социальных различий, расы, национальности или религии.

В РФ В.и.п. закреплено косвенным образом в пп. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ. Согласно законодательству гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения. места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права участвовать в выборах и референдумах в РФ.

Для своих же граждан наше законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права, позволяя лишь некоторые ограничения по возрасту и длительности проживания на соответствующей территории (см. Избирательные цензы. Возрастной ценз).

Гарантируя всеобщность избирательного права, законодательство РФ позволяет участвовать в выборах депутатов ГД и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках.

Для тех, кто находится в день выборов вне места своего жительства, обеспечивается досрочное участие в голосовании - системой конверта, в который запечатывается избирательный бюллетень и который остается в избирательной комиссии, а на выборах Президента - выдачей открепительных удостоверений, дающих право проголосовать там, где оказался гражданин в день выборов.

В таких местах лишения свободы, как следственные изоляторы (СИЗО), изоляторы временного содержания (ИВС), могут находиться лица, совершившие административные правонарушения, а также обвиняемые (подозреваемые) в совершении уголовного преступления. Для всех этих категорий лиц закон не приостанавливает избирательных прав, т.е. они могут избирать и быть избранными. Администрация СИЗО и ИВС представляет в участковую избирательную комиссию по месту своего нахождения список задержанных. Члены комиссии выезжа- ют в это учреждение и организуют там голосование.

Лит.; Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. М., 1991..Холодков-ский К.Г. Как выбирают парламент в странах Европы, Америки, Азии. М., 1993. Авакьян СА., Додонов В.Н., Жуковская Н.Ю.

ВСТРЕЧНАЯ ВИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ - разновидность внешнеторговых операций, характеризующаяся взаимной закупкой экспортером и импортером товаров друг у друга. Термин используется в практике внешнеэкономических отношений сравнительно недавно. В докладе Европейской Экономической Комиссии ООН 1973 г., в частности, обращалось внимание на то, что отношения сторон в промышленном сотрудничестве выходят за рамки чистых продаж или закупок товаров и услуг и охватывают ряд дополнительных или взаимно согласованных операций (в производстве,разработке и передаче технологий, маркетинге и т.д.). В основе операций по В.т. - принятие экспортером обязательств приобрести в оплату (полную или частичную) своих товаров соответствующего количества продукции импортера. Возможная альтернатива в подобных отношениях - обязанность приобрести товары не самого импортера, а указанного им лица, либо обеспечение экспортером закупки таких товаров не им. самим, а какой-либо третьей стороной. Наиболее часто практикуются следующие операции по В.т.: товарообменные - бартерные сделки, встречные закупки и встречные поставки, существующие как составные части промышленно-производственного сотрудничества. Встречная продукция может закупаться не у контрагента непосредственно, а в стране импортера. Отношения в подобной ситуации могут оформляться как с помощью контракта, так и в виде двух договоров купли-продажи, взаимно увязанных между собой. Классический пример встречной поставки - компенсационные сделки.

Элементы В.т. весьма часто присутствуют в хозяйственной (производственной) кооперации гражданско-правовых субъектов различных стран, а также в инвестиционных отношениях при создании предприятий с участием иностранных лиц (см. также Внешнеторговая деятельность, Внешнеторговые сделки).

Лит.: Правовые формы научно-технического и промышленно-экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. М., 1980. С. 112-113; Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика.М., 1994.

Ануфриева Л.П.

ВСТРЕЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ВСТРЕЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ - исполнение обязательства одной из сторон договора, которое обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (ст. 328 ГК РФ).

Сторона договора, на которую возложено В.и.о., имеет право приостановить его исполнение либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков в следующих случаях: а) при непредоставлении противоположной стороной обусловленного договором исполнения обязательства; б) при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок. В случае же частичного исполнения обусловленного договором обязательства сторона, на которой лежит В.и.о.,вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению. Может случиться так, что В.и.о. произведено несмотря на неисполнение другой стороной обусловленного договором обязательства. В подобных случаях эта сторона обязана предоставить такое исполнение.

Вышеназванные правила применяются, если договором или законом не предусмотрено иное.

Белов В.А.

ВСТРЕЧНОЕ ТРЕБОВАНИЕ

ВСТРЕЧНОЕ ТРЕБОВАНИЕ - см. Зачет.

ВСТРЕЧНЫЙ ИСК

ВСТРЕЧНЫЙ ИСК - самостоя тельное материально-правовое требование ответчика к истцу, заявленное для совместного рассмотрения с первоначальным требованием в суде (арбитражном суде) и направленное к зачету или исполнению первоначального требования. В.и. - это средство защиты ответчика против заявленного к нему иска.

В.и. ответчик вправе предъявить к истцу до вынесения решения суда. Совместное рассмотрение в одном процессе первоначального и встречного исков предпочтительнее в целях экономии процессуальных средств по конкретному делу, а также как гарантия правильного разрешения возникшего между сторонами спора на основе установления судом истинных взаимоотношений сторон,выяснения их взаимных прав и обязанностей. :.

В.и. предъявляется с учетом всех требований, касающихся иска, включая требование об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, когда он сохраняется законом. При предъявлении В.и. применяется правило подсудности по связи дел - В.и. заявляется в суд, рассматривающий первоначальный иск.

Несмотря на отсутствие в АПК специального правила о предъявлении В.и. в арбитражных судах, их практика по этому вопросу аналогична практике судов общей юрисдикции., Прокудина Л А.

ВЫБОРЫ

ВЫБОРЫ - способ формирования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или иным органом.

В. могут быть: прямые - когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно ("напрямую") населением. Например, прямыми являются выборы депутатов ГД, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей исполнительной власти субъектов РФ; косвенные -когда население избирает выборщиков, а они избирают соответствующих лиц. Например, избиратели в США избирают вы-. борщиков, а последние - Президента США. (Своеобразными косвенными выборами можно считать в РФ формирование верхней палаты ФС - СФ: членами СФ по должности становятся председатель представительного органа субъекта РФ, сначала избранный населением депутатом, а затем своими коллегами на пост председателя, и избранный населением глава исполнительной власти субъекта); многостепенные - когда население прямо избирает депутатов только низовых представительных органов, а последние далее избирают депутатов (делегатов) следующих по уровню представительных органов. Такими были, в частности, выборы в РСФСР в 20- 30-е гг., когда население избирало депутатов сельских Советов и городских Советов. Сельские советы избирали делегатов на волостной съезд Советов, а он - делегатов на уездный съезд Советов. Городские Советы и уездные съезды Советов избирали делегатов на губернский съезд Советов. Последний избирал делегатов на Всероссийский съезд Советов, являвшийся высшим (верховным) органам государственной власти РСФСР.

АвакьянСА.

ВЫВОЗ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВА

БЫВШИЕ РЕСПУБЛИКИ СССР - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания вывозных таможенных пошлин и применения мер экономической политики и не подлежат отчуждению без разрешения таможенных органов. Под такой таможенный режим могут быть помещены товары, предназначенные для:а)обеспечения деятельности расположенных на территории этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной собственности либо собственности субъектов РФ; б) проведения на территории этих государств российскими предприятиями, учреждениями и организациями на некоммерческой основе научно-исследовательской работы в интересах РФ. Решение поместить товар подданный режим принимается таможней, в регионе деятельности которой находится адрес отправителя, или ГТК. Не могут быть помещены под этот режим вооружение и военная техника, товары, подлежащие экспортному контролю. Вывоз товаров с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней требует разрешения Госкомдраг-мета РФ. Товары, помещенные подданный режим, не подлежат вывозу в третьи страны, не могут использоваться в целях извлечения дохода от сделок с иностранными лицами. При определенных условиях обратно ввезенные на территорию РФ товары, вывезенные в соответствии с этим режимом, могут помещаться под режим выпуска для свободного обращения без взимания таможенных пошлин, налогов, применения мер экономической политики (ввоз и вывоз осуществлялся одним и те же лицом: предоставлены таможенная декларация, подтверждающая применение этого режима, и письменное подтверждение выпускавшей таможни о вывозе товаров, которые ввезены обратно, с конкретными характеристиками товаров).

Диканова ТА.

ВЫВОЗ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВА БЫВШИЕ РЕСПУБЛИКИ СССР

ВЫВОЗ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВА БЫВШИЕ РЕСПУБЛИКИ СССР - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания вывозных таможенных пошлин и применения мер экономической политики и не подлежат отчуждению без разрешения таможенных органов. Под такой таможенный режим могут быть помещены товары, предназначенные для:а)обеспечения деятельности расположенных на территории этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной собственности либо собственности субъектов РФ; б) проведения на территории этих государств российскими предприятиями, учреждениями и организациями на некоммерческой основе научно-исследовательской работы в интересах РФ. Решение поместить товар подданный режим принимается таможней, в регионе деятельности которой находится адрес отправителя, или ГТК. Не могут быть помещены под этот режим вооружение и военная техника, товары, подлежащие экспортному контролю. Вывоз товаров с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней требует разрешения Госкомдраг-мета РФ. Товары, помещенные подданный режим, не подлежат вывозу в третьи страны, не могут использоваться в целях извлечения дохода от сделок с иностранными лицами. При определенных условиях обратно ввезенные на территорию РФ товары, вывезенные в соответствии с этим режимом, могут помещаться под режим выпуска для свободного обращения без взимания таможенных пошлин, налогов, применения мер экономической политики (ввоз и вывоз осуществлялся одним и те же лицом: предоставлены таможенная декларация, подтверждающая применение этого режима, и письменное подтверждение выпускавшей таможни о вывозе товаров, которые ввезены обратно, с конкретными характеристиками товаров).Диканова ТА.

ВЫВОЗНАЯ

ВЫВОЗНАЯ (экспортная)

ПОШЛИНА - таможенная пошлина, взимаемая при вывозе(экспорте)товаров;используется в целях пополнения государственного бюджета; стимулирует поставки товаров на внутренний рынок за счет снижения прибылей при экспорте, а также внешнеторговые поставки товаров, в расширении которых государство заинтересовано; ограничивает экспорт товаров, вывоз которых нежелателен.

В.п. исчисляется в той же валюте, в которой заявляется таможенная стоимость товара. В отношении товаров, облагаемых В.п. по ставкам в евро за единицу товара, основой для исчисления является количество товаров. В.п. облагаются вывозимые с территории РФ товары, включенные в перечни, утверждаемые Правительством РФ. Единые ставки В.п. применяются к экспортным товарам независимо от лиц, перемещающих товары, видов сделок и т.д.

ДикановаТА.

ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА

ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА - см. ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА

ВЫГОВОР

ВЫГОВОР - предусмотренная ст. 135 КЗоТ мера дисциплинарного воздействия, применяемая компетентным должностным лицом к работнику, совершившему дисциплинарный проступок. В. выражается во властном осуждении неправомерного поведения работника при исполнении(либо неисполнении)им трудовых обязанностей. Правовое основание - дисциплинарный проступок, т.е.противоправное, виновное неисполнение, или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, Противоправное поведение проявляется, обычно в нарушении обязанностей, возложенных на работника трудовым договором (контрактом), локальными нормативными актами организации (правилами внутреннего распорядка, уставом, должностными инструкциями, положениями, техническими правилами),которые по своей правовой природе не могут противоречить федеральным и иным законам..

Объявление В. возможно только за виновное поведение (т.е. умышленное либо по неосторожности). Невыполнение работником своих трудовых обязанностей по причинам, от него не зависящим (в силу недостаточной квалификации или состояния здоровья и т.п.), не является нарушением трудовой дисциплины ввиду отсутствия вины. До объявления В. у работника берется письменное объяснение.

В. объявляется в приказе (распоряжении) организации, как правило, руководителем предприятия и доводится до сведения работника под расписку. В. не записывается в трудовую книжку, как и любое другое дисциплинарное взыскание. Шарыло Н.П:

ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ

ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ (экстрадиция) передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству по требованию последнего для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Современное международное право признает В.п. суверенным правом каждого государства. Юридической обязанностью В.п. является лишь при наличии специальных соглашений между заинтересованными государствами. При отсутствии таких соглашений требование о выдаче также может быть удовлетворено, в том числе на основе взаимности. Согласно установившейся практике требование о выдаче предъявляется по дипломатическим каналам, если в договоре о В.п. не установлено иное (например, непосредственные сношения учреждений юстиции). В.п. может требовать государство, гражданином которого является преступник, на территории которого совершено преступление или которому преступлением причинен ущерб. При возникновении коллизий требований о выдаче вопрос разрешается по усмотрению государства, к которому обращено требование. Оно может отказать в В.п., если: преступление совершено на его территории; согласно его законодательству преследование не может быть возбуждено и приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию; за то же самое деяние возбуждено и расследуется уголовное дело на его территории; в отношении лица, выдача которого требуется, на его территории по тому же преступлению был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу. В большинстве государств выдаче не подлежат собственные граждане (например, согласно п. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещена выдача граждан РФ иностранному государству). В.п. не допускается также в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток. В РФ не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. РФ имеет с иностранными государствами ряд договоров о правовой помощи, в которых, в частности, определены условия и порядок выдачи уголовных преступников (см. Правовая помощь.

Панов В.П.

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ - см. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ - часть избирательного процесса, характеризующаяся тем, что различные общественные объединения, группы граждан и отдельные граждане выдвигают кандидатов, организуют сбор подписей в их поддержку и затем представляют кандидатов или их списки на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию.

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ; ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ - часть избирательного процесса, характеризующаяся тем, что различные общественные объединения, группы граждан и отдельные граждане выдвигают кандидатов, организуют сбор подписей в их поддержку и затем представляют кандидатов или их списки на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию.

ВЫЕМКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫЗЫВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫКУП АКЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПРОГУЛ

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПРОГУЛ - время, в течение которого лицо не имело возможности работать по вине работодателя данного предприятия, учреждения, организации. Причины В.п.: а) увольнение или перевод работника без законного основания или с нарушением установленного порядка: б) незаконный отказ в приеме на работу или несвоевременное заключение с ним трудового договора(контракта) (ст. 210 КЗоТ); в) задержка исполнения решения о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу (ст. 215 КЗоТ); г) неправильная или не соответствующая законодательству формулировка причины увольнения; д) задержка выдачи трудовой книжки работнику по вине администрации (ст. 99 КЗоТ).

За все время В.п. по решению органа, рассматривающего трудовой спор, работнику выплачивается средний заработок. Средний заработок для оплаты времени В.п. определяется из расчета 3 последних месяцев работы, исходя из утвержденного Минтрудом РФ Порядка исчисления среднего заработка. Для лиц, проработавших на данном предприятии (в организации) менее 3 месяцев, средний заработок определяется из расчета фактически проработанного времени. Исчисление среднего заработка производится с учетом соответствующей индексации.

При взыскании в пользу работника среднего заработка подлежит зачету: выплаченное ему выходное пособие; заработная плата за работу в другой организации; пособие по временной нетрудоспособности, выплаченное в пределах срока оплачиваемого прогула.

При невозможности восстановления незаконно уволенного работника вследствие ликвидации предприятия суд,рассматривающий трудовой спор,обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации предприятия, а в надлежащих случаях - правопреемника выплатить ему средний заработок за время В.п.

Время В.п. включается в непрерывный трудовой стаж и стаж, дающий право на отпуск.

Шарыло Н.П.

ВЫПИСКА ИЗ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫПУСК ТОВАРОВ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ

ВЫПУСК ТОВАРОВ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ (импорт) таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории постоянно (без обязательства их вывоза с нее). Предусматривает уплату в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей, соблюдение мер экономической политики и других ограничений. Регламентируется гл. 4 ТК, нормативными актами ГТК. Применяется чаще всего при ввозе товаров для населения, нужд предприятий и т.д. Регулируется системой мер (методов), состоящих из двух групп: мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений. Тарифное регулирование основано на применении ввозных пошлин, НДС, акцизов. В отношении ввозных подакцизных товаров применяется специальная мера контроля - обязательное внесение на депозит таможенного органа причитающихся таможенных платежей, маркировка отдельных видов подакцизных товаров. Нетарифное регулирование ввоза - это количественное ограничение, лицензирование, сертификация качества (контроль за безопасностью) ввозимых товаров.

Таможенный орган РФ может отказать в выпуске товара через таможенную границу РФ только в следующих случаях: товары данной страны не подлежат выпуску в соответствии с законодательством РФ или международными соглашениями, участником которых является РФ; не предоставлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или иного документа о происхождении товара. Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ.

Диканова ТА.

ВЫПУСК ЦЕННЫХ БУМАГ

1) совокупность эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Объем прав, предоставляемых ценными бумагами одного выпуска, устанавливается решением о В.ц.б., а для документарных ценных бумаг - и сертификатом ценной бумаги. Все выпуски эмиссионных ценных бумаг подлежат обязательной государственной регистрации, в результате которой ценным бумагам одного выпуска присваивается единый государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует данный В.ц.б. До государственной регистрации В.ц.б., как правило, запрещаются реклама соответствующих ценных бумаг, их размещение и совершение сделок с ними. Эмитенты обязаны раскрывать информацию о В.ц.б. в установленном законом порядке; 2) то же, что эмиссия ценных бумаг. Термин особенно широко использовался в данном значении до вступления в силуФЗ "О рынке ценных бумаг". В настоящее время употребляется редко. Регистрация отчета об итогах В.ц.б. - необходимая составная часть процедуры эмиссии ценных бумаг.

Крылова М.А.

ВЫСЕЛЕНИЕ

ВЫСЕЛЕНИЕ - мера государственно-правового воздействия,при которой прекращается жилищное правоотно-. шение. В ряде случаев В. влечет за собой возникновение других жилищных правоотношений (например, при В. с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения). Различаются: судебное В. (по решению суда) и административное В. (с санкции прокурора).

Для В. в административном порядке в настоящее время сохранились два основания: а)самоуправное занятие гражданином жилого помещения; б) проживание граждан в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90; п. 2 ст. 91; ст. 89 ЖК). В. по второму основанию может осуществляться как в административном,так и в судебном порядке. Решающую роль здесь играет то, заключен ли с нанимателем договор социального или коммерческого найма. В первом случае В. будет производиться в административном, а во втором - исходя из положений ст. 687 ГК РФ - в судебном порядке. В. в административном порядке допускается только с санкции прокурора. Причем при В. по первому основанию гражданин не получает никакого другого жилья, тогда как В. из аварийных домов производится при условии предоставления благоустроенного жилого помещения. Гражданин, в отношении которого применена данная мера, вправе не только обжаловать ее вышестоящему прокурору, но и обратиться в суд.

В. в судебном порядке подразделяется на 3 вида: а) В. с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения производится в случаях, если дом подлежит сносу, грозит обвалом или переоборудованию в нежилое, а также в ряде других случаев. Причем по качеству предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям ст. 96 ЖК независимо от того, в каком помещении гражданин проживал ранее. Также нельзя поселить гражданина в коммунальную квартиру, если ранее он занимал отдельную; б) В. с предоставлением гражданам другого жилого помещения в настоящий момент производится в случаях: признания ордера на жилое помещение недействительным, за исключением обстоятельств, когда ордер признан недействительным в результате неправомерных действий получивших его лиц (ст. 100 ЖК); выселения из служебных жилых помещений граждан, указанных в ст. 108 ЖК: выселения из общежитии по ст. 110 ЖК, а также в некоторых других случаях. В этом случае в отношении предоставляемого жилья действует единственное требование: по размеру оно должно быть таким, чтобы гражданин не мог быть принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий; в) В. без предоставления другого жилого помещения предусмотрены ст. 48, ч. 1 ст. 107. 110, 135,126ЖК.

Лобанов М.Н.

ВЫСЛУГА ЛЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ - см. Арбитражные суды.

ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ

ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ - высший орган судейского сообщества, функционирующий на самоуправленческих началах; создан в Италии, Франции, Греции, Румынии, Испании (Генеральный совет судебной власти), Колумбии (Высший совет судейского корпуса), Польше (Всепольский совет судейского корпуса), Болгарии (Высший судебный совет) и ряде других стран. В его компетенцию входят: участие в процессе назначения, перемещения и увольнения судей; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и других вопросов их административного статуса; представительство и защита интересов судейского сообщества; консультативные функции,особенно по вопросам судебной организации и статуса судей;организация подготовки судебных работников. Эти органы нередко возглавляются президентами и иногда должны согласовывать свои решения с министром юстиции. Создание (или существенное расширение компетенции) В.с.м. обусловлено необходимостью коррекции роли министерств юстиции в формировании и сохранении судейского корпуса. Степень автономности высших судебных советов более высока в конституциях "второго поколения". Во всех без исключения странах в В.с.м. могут быть назначены или избраны только судьи, адвокаты, профессора права и другие юристы со значительным стажем работы. Конституции государств со слабыми началами автономности в сфере управления правосудием и значительной ролью министерств юстиции, как правило, обходят молчанием вопрос об управлении правосудием.

Лит.: Б о бот о в С.В. Правосудие во Франции. М.. 1994: Бойцов а Л.В. Независимость судей во Франции. Юридическая наука и преподавание права: проблемы и перспективы. Тверь. 1996. С.34-41;

Исполнительная власть, судебная власть и учредительная власть во Франции. М., 1993; Конституционное (государственное) право зарубежных стран/Под редакцией проф. Б.А.Страшуна.М., 1996. С. 16-17,295- 345,577,622.624: Сравнительное конституционное право. М. 1996. С. 664; Судебные системы западных государств /Под редакцией проф. В.А. Туманова. М., 19S1. С. 27- 29,161-162

Бойцова В.В.у Бойцрва Л.В.

ВЫСЫЛКА

1) в России XIX - начала XX в. удаление лица по суду или в административном порядке из столиц, определенных губерний или городов с предоставлением или без предоставления права выбора места жительства вне данной местности; 2) В СССР и РФ до 1 июля 1992 г. - вид уголовного наказания, состоявший в удалении осужденного из места его жительства с запрещением проживать в определенных местно-стях. В. применялась как основное или как дополнительное наказание.

ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ

ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ - денежная сумма, выдаваемая в определенных законом случаях в связи прекращении трудового договора (контракта) при от-.сутствии вины работника. В соответствии со ст. 36 КЗоТ В.п. в размере не менее 2-недельного среднего заработка выплачивается в случаях: а) призыва или поступления работника на военную службу: б) отказа от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, а также отказа от продолжения работать в связи с изменением существенных условий труда: в) обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья; г) восстановления на работе лица, ранее выполнявшего эту работу. В.п. выплачивается также при досрочном расторжении срочного трудового договора (контракта) вследствие нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора.. ;

В.п. временным работникам, выплачивается в размере 3-дневного, занятым на сезонных работах - в размере недельного среднего заработка,а в случае их призыва или поступления на военную службу - в размере 2-недельного среднего заработка.

При освобождении от работы на выборных должностях в профсоюзных органах пособие может быть выдано по решению вновь избранного профсоюзного органа. Работникам, высвобождаемым с предприятий, учреждений, организаций в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, а также при ликвидации предприятий, В.п. выплачивается в размере среднего месячного заработка (ст. 40-3 КЗоТ).

Повышенные размеры В.п. при увольнении установлены государственным служащим специальным законодательством,.

Шарило Н.П.

ВЫХОДНЫЕ ДНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница